ОСТОРОЖНО, ГРАБЛИ!
 

ОСТОРОЖНО, ГРАБЛИ!

 
ОТЧЁТЫ И ОПИСАНИЯ
ОСТОРОЖНО, ГРАБЛИ!
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КАРТЫ И ЛОЦИИ

Поиск 
 
ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ РАЗМЕСТИТЬ
СВОЙ ОТЧЕТ НА НАШЕМ САЙТЕ
Все поля обязательны для заполнения
Имя
E_mail
Путь к файлу

     Просмотров: 3460
 


ОСТОРОЖНО, ГРАБЛИ!

Приближается новый летний сезон. Планы давно составлены и мы с нетерпением ждем момента их реализации. Новые походы – это здорово, но связанные с походами старые проблемы остаются. Одна из таких проблем – взаимоотношения с местным населением.

В прошлом году у наших знакомых на Урике (Восточный Саян) во время обноса украли четыре рюкзака. Напряжённые отношения с местным населением в Туве и Бурятии, да и на Алтае все не так просто. Думаю, не стоит пересказывать всё, что об этом говорят.

Об Алтае хочется поговорить немного подробнее. Туризм развивается там наиболее активно. Поток желающих приобщиться к местным красотам постоянно растет. Местное население, имея лошадей, обслуживает конные маршруты и заброски. Это можно только приветствовать, но отношение к перевозимому грузу оставляет желать лучшего. Если перед нами стоит выбор, взять лошадей или машину на заброску, мы предпочитаем машину, хотя это может быть и дороже, да и машина не всегда довозит до места.

В прошлом году нам довелось познакомиться с одним из перевозчиков Горного Алтая – Константином Наумовым. На своём ГАЗ-66 он пробирается по таким дорогам, где, кажется, можно проехать только на танке. Многие туристы, которых он забрасывал на маршруты, отзываются о нём очень тепло, но проблемы с местным населением не обошли стороной и его. Приезжим Костю назвать трудно. Он живёт в Бийске. На забросках работает не первый год, а до этого много походил по местным горам. С местными знаком хорошо, знает, чем они живут и о чём думают.

Костя хорошо понимает, что, живя в горах Алтая, местному населению сам бог велел использовать туристов для своего экономического развития. Аналогично считает и часть местного населения, предоставляющая лошадей и проводников, но есть и такие, которые усматривают в туризме угрозу своей независимости и традиционному образу жизни.

Использование лошадей в туристских целях очень перспективно. С их помощью можно попасть в самые труднодоступные районы, взять снаряжения и продуктов много больше, чем способен унести человек, организовать прохождение препятствий высокой технической сложности и проходить маршруты, о которых раньше можно было только мечтать. Замедляет этот процесс необязательность местных поставщиков лошадей и их желание получить максимальные деньги с конкретной группы, не заботясь об имидже.

Отрицательно настроенная часть местного населения не портит отношений со своими, зарабатывающими на туризме, но пытается отыграться на автоперевозчиках. Тем, кто пытается работать в этой сфере приходится не легко находить общий язык с местными. Претензий местные предъявляют много, по большей части они надуманы и отражают лишь общее настроение, но есть и вполне конкретные, например мосты. Местным они нужны для перегона скота. Далеко не везде животные могут переходить в брод. Постепенно мосты разрушаются, а ремонтировать их некому. Все пастбища и стада частные. Ремонт моста дело дорогое и семья, которая им пользуется, не может самостоятельно его осилить. Козлом отпущения становится водитель автомобиля, переезжающий по мосту.

Часто свою лепту в обострении отношений с местным населением вносят и сами туристы. Не стоит забывать, что мы приезжаем не к себе на дачу, а в районы от нас достаточно удалённые, со своим укладом жизни, своими порядками. Мы там только гости и не всегда желанные. С обычаями местного населения необходимо считаться и вести себя соответственно.

В перспективе серьёзную конкуренцию и лошадям и автоперевозчикам составит авиация. Вертолёт избавит от трудных забросок, минимизирует контакты с местными, сократит непроизводительные расходы времени. Использование вертолётов удобно, но пока для многих дорого.

Хочется надеяться, что и в этом и в последующих сезонах всё будет хорошо, что мы не забыли прошлых уроков, и не будем снова наступать на старые грабли, а финансовые трудности не станут причиной наших трудностей на маршрутах.


Константин Наумов, известный автоперевозчик с Горного Алтая, так прокомментировал эту нашу заметку:

Шавлинские плесы – Мажойские вопросы

Проблемы с местными всегда были “необходимыми” для тех, кто сталкивается с божественной красотой дикой природы и немногочисленным ее коренным населением. С 91года я не понаслышке знаком с разными конфликтными ситуациями подобного рода и не только в республике Алтай. Чего уж говорить о братьях меньших, если у самих эдакое случается. Примеров множество. Конечно, бороться с этим явлением нужно, договариваться, искать компромиссы, наказывать (законными методами) .

В данном случае, мост на р. Мажой (Маашей) построен еще в советский период и является ко всему прочему ещё и своеобразным историческим памятником - для тех, чьи деды его строили. Потому можно понять того, кто пытается защитить это строение, продляя ему жизнь в первозданном виде. Я был очевидцем, когда прошлым летом на их глазах резко подскочил уровень воды, и река чуть не смыла этот мостик (периодическая непроходимость брода и невозможность безопасного спуска после дождя в долину Мажоя, являются также элементами нестабильности автозаброски). Ну и кого тогда винить? Логика проста – “если мы сломаем мы и построим, и нам не обидно будет, а если ты сломаешь, то потом и спросить не с кого”. Действительно, не могут же они караулить мост круглые сутки. Проезжать по нему даже на мотоцикле крайне опасно, а если под машиной не дай бог проломиться, то велика вероятность, что спросить будет не с кого, не зависимо от того местный был водитель или нет.

Подобная картина с мостом на Чуе в устье Мажоя, он тоже сползает в реку. Пешеходный мостик перед устьем ручья Орой весь в дырах и не каждый турист осмелится по нему пройти.

Землетрясение 2003 года внесло свои коррективы не только на подступах к шавлинским озерам, но именно чибитские чабаны, те, чьи летние стоянки находятся на правобережье Мажоя, разбирали собственными силами проход в завале, который, по-видимому, надолго перекрыл автомобильную дорогу от Чибита до пер. Орой. В ином случае скот пришлось бы перегонять через Курай, а это крюк 80 км. Вряд ли каким либо тургруппам придет мысль о дополнительной расчистке этого участка дороги, ведь теперь пешком, на конях и мотоциклах передвигаться можно.

Водникам и альпинистам, имеющим тяжелое снаряжение, какая либо заброска просто необходима и слово конкуренция в данном контексте не совсем подходит. В любом из четырех способов есть свои плюсы и минусы, учитывая быстро меняющиеся погодные условия вертолет и авто, иногда уступают по скорости традиционной пешке и коням. В некоторых случаях из-за габаритов груза (сплавные рамы, каяки) принципиально невозможно осуществить конную заброску. Если стремиться к выполнению задачи по своевременной доставке группы (не забывая о качестве услуги и приемлемых ценах), то на первый план выходит вопрос об использовании перевозчиков всех видов, при условии их четкого взаимодействия в зависимости от реальных обстоятельств.

Замедляет этот процесс необязательность местных поставщиков лошадей и их желание получить максимальные деньги с конкретной группы, не заботясь об имидже”

И не только это. Значительный недостаток - отсутствие базы, способной централизовать организацию подобных мероприятий на должном уровне. Хотя некоторые зачатки имеются, в Чибите - “Надежда”, гостиничный комплекс “Как дома” - на 787 километре Чуйского тракта, но по состоянию дел в 2005 году, ситуация оставляет желать лучшего.

Для сравнения можно рассмотреть положение с конными забросками в Тюнгуре.

Три базы расположенные рядом создают благоприятные условия для здоровой конкуренции, результат: цены ниже, качество услуг выше, и работы всем хватает. Хотя тоже были времена споров и неурядиц. Необходимо отметить, что вариант комбинированной авто-конной заброски через пер. Кузуяк (проезд через него являлся причиной частых раздоров) стал не актуален из-за состояния тропы вдоль реки Аккем, прижимы, осыпи. Относительно “легковесные” пешеходники могут, сочетая приятное с полезным, сплавиться по Катуни до устья Аккема на рафте и продолжить путь к Белухе, минуя этот перевал. Так же при необходимости можно нанять местный трактор. Основная рабочая конная тропа идет вдоль р. Кучерла и через пер. Каратюрек выходит к Аккемскому озеру. Как видим, задействованы все возможные варианты, пожалуйста, выбирайте любой. Бесспорно, вертолеты всегда будут дороги и незаменимы особенно в экстренных ситуациях, тем более в условиях отсутствия автомобильных дорог.

Будем надеяться, что этот юбилейный для республики год принесет положительные сдвиги в разрешении спорных вопросов, а быстро развивающаяся система туристического сервиса не вытеснит с рынка людей имеющих опыт работы и по-настоящему любящих свою родину, а напротив, создаст условия для взаимовыгодного сотрудничества и партнерства.

Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна