ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ, 29 ИЮЛЯ - АВГУСТ 2000

Просмотров: 4076

Приполярный Урал, 29 июля - август 2000

Мы начали этот дневник, куда будут записываться все события, произошедшие с нашей группой во время похода. Итак, 29 июля 2000 года, день выезда. В 16:50 поезд Тюмень - Горький. Наша группа: Женя - руководитель группы, Алексей, Андрей, Олег и Влад. Вадика, т. е. меня так и не отпустили с работы, хотя по графику был отпуск. Я решил пойти ва-банк и уволиться, рискуя получить 33 статью в трудовую. Заявку отдаст отец Андрея в понедельник.

Погода 29 июля была солнечная и жаркая (+30 градусов). Мы собирались в 12 часов у "Ареала", переупаковывали рюкзаки (они получились очень внушительные, килограмм 40 - 50). В поезде заняли всё купе, т. е. плацкарт и легли спать. В Кирове были около 20:00 по Москве.

Остались на ночь в вокзале.

Да, при сборе у "Ареала", как обычно выяснились факты забытых необходимостей. Лёха забыл любимую кружку, Олег вообще штаны, ну а я, грех говорить, целый литр спирта.

В это время Вадик летел домой в Закамск, дабы собраться с мыслями и походными вещами. Ещё он должен был успеть в "Ареал", ведь 2 часа назад он еще не ведал о своем участии в этом трудном маршруте. Ну а Андрей с Олегом отправились на ул. Осипенко, чтобы взять забытую литру спирта, кружку и штаны. Волей судьбы автобус пошел не по маршруту и их забросило на местную Гачу (на студенческом акценте Гача - центральный продуктовый рынок), где друзья к радости (своей и продавца) затарились шестью килограммами овсяного печения и рулоном туалетной бумаги. Далее следовали пересадки, добирались всеми видами транспорта, вспоминали всех святых, мощных и немощных, но все же добрались до ул. Осипенко и добыли всё забытое.

Ну, наверное, хватит о прошлом, сейчас Киров, зал ожидания, лопотание диктора и ожидающих. Сидим с Лёхой и наблюдаем как соседи режутся в дурака.

А мороженное ничего, хотя пиво пустое.

У Андрея в Кирове есть знакомые, к которым он и ушел, взяв с собой Олега. Женя с Лехой ушли за продуктами на ближайший рынок.

В гостях нас встретила Юля с дочкой Сашенькой (веселая, просто принцесса). Общались, пили чай с тортом. Позже пришел папа Гена, и еще немного пообщавшись, мы поехали на вокзал, где и распрощались. Вскоре мы распрощались и со строителями, работавшими на вокзале. Хорошие ребята, они делали подвесной пластиковый потолок уже сутки не отрываясь. Мы сели на поезд Киров - Котлас, что было дальше не помню, рухнул на вторую полку и уснул. Меня разбудили уже в Котласе, было почти семь утра. Разбились на две группы и по очереди сходили на Малую Двину, за тем пошли в город по магазинам. За прогулками время летит быстро. Черт, поезд мотает то вправо, то влево, хорошо хоть не подпрыгиваем, а то писать было бы совсем не возможно.

Уже объявили посадку на поезд Санкт - Петербург - Воркута, но Вадика с Олегом отыскать не удалось. Матькаясь и чертыхаясь по поводу их раздолбайства, оставшиеся начали перетаскивать вещи в вагон №11 под изречения проводника: "Э - Э вас двое, а рюкзаков то куча, где багажная квитанция, приду проверю".

Решили разделиться, Женя с Лехой поедут с грузом в Косью, а я останусь в Котласе (билеты, паспорта, деньги и больше ничего). пришлось ринуться в справочную, где пожилая диспетчер любезно согласилась объявить по громкой связи, что мол ... бараны Вадик и Олег ... вас ожидают у справочной вокзала, попросив при этом пятачок.

Взмыленные друзья, летевшие из местных спорттоваров, стояли уже в центре вокзала и не знали куда ринуться - толи направо в справочную, толи налево к старому месту стоянки, толи вообще прямо на пирон к поезду. Тут мы их и накрыли с Женей...

Приключение это то, что хорошо кончается. Сейчас, наевшись, належавшись, наворочившись, едем дальше; на соседних полках симпатичные девчонки (правда, не знакомятся), и вообще, все хорошо.

Пермь провожала нас солнечной погодой, а Киров дождем и прохладой. В Котласе дождь... Холодно и вообще противно.

С удалением от родных широт, растительность меняется на глазах. Часто встречаются сосны (они составляют основную породу); лиственницы и ели тоже не редкость. Становится все больше болот.

Лес здесь вторичный, вокруг железки, лесоперерабатывающие предприятия, в поселках - зоны.

Чувствуется, что приближаемся к зоне вечной мерзлоты.

Ночи здесь очень светлые (сказывается полярный день).

Ну, хватит о погоде, давайте о нас.

Я пишу эту заметку, удобно загнувшись по форме койки в поезде. Рядом со мной сидит папа и рассуждает с Вадиком об окружающем мире. Олег давно уже спит, а Андрей то ляжет, то походит по вагону, то снова ляжет.

К концу путешествия на поезде, мы все привыкли к форме местных коек и чувствуем себя отлично. Суповые пакеты нам давно надоели. Сегодня впервые заварили чай. Гор из окна не видно. Времени много, а заняться нечем.

Дружно вывалились из 11 вагона, попрощались с хорошим проводником и осмотрелись. Станция Косью представляет собой два пятиэтажных дома, котельную и кучу сараев и железнодорожную станцию. Рядом с домом пасется красивая породистая лошадь. Время сейчас 3 часа ночи по Москве, но по поселку ходит довольно много народу. У нас возник вопрос: "А может здесь время Пермское и сейчас 5 утра?" Но вопрос этот мы так и не решили.

После непродолжительной разведки, мы двинулись с рюкзаками к реке Косью по узкому настилу через болото за поселком. Вскоре мы были на берегу. Здесь стояли рыбнадзоровские домишки и множество лодок. Везде висели таблички: "Нерестилище семги, лов рыбы всякими способами воспрещен". Мы быстро стали удаляться от этих строений, поднимаясь вверх по течению. Через час остановились в протоке, где начали готовить обед и строить катамаран. Здесь мы впервые столкнулись с облаком гнуса. Без репеллентов и сетки здесь делать нечего, сожрут и не спросят кто такой. На потные пятна на рюкзаках садятся плотно в ряд, как солдаты одна к другой, а на них еще и еще слой. Поцелуйчикам гнуса не было конца, а за его слоем не было видно каши.

Наконец мы сыты и готовы к отправлению.

Течение сильное, гребем мало, в основном бурлачим. Один - двое тянут, а третий отталкивает судно от берега. За час проходим до двух километров. Сыро в сапогах, сыро сверху (идет дождь), но тепло от веревки.

С ягодами проблем нет. Сегодня ели: красную и черную смородину, жимолость, чернику, костянику, малину, шикшу и морошку. Языки от ягод распухли, болят, и даже компот не лезет.

На ночлег устроились в замечательном уголке на берегу.

2.08.2000.

Сегодня погода улучшилась. Дождей почти не было, дул слабый ветерок, сдувавший мошкару. Небо по-прежнему затянуто тучами. Холодает?!

Прошли сегодня мало, но хоть и чувствуем себя лучше, все равно устали. Вспоминаем о тройной порции Кировских пельменей и о летающем диване.

Видели аборигенов, которые спускались на моторной лодке вниз по Косью. Они сказали, что перед нами идет еще одна группа. Я понял, что мы не одни здесь мучаемся (но мне от этого не легче). Хочется, есть, спать и гитару. Бурлачить всем надоело. Олег сходил на рыбалку и поймал пятисантиметрового малька (удивляюсь, как он проглотил крючок). Мы опасаемся за снасти потому, что лов рыбы всякими способами запрещен. Кроме чаек и уток, я не видел здесь никаких птиц. Ну и жирные же они! Видели утят, которые еще не летают, а только бегают по воде с большой скоростью. Бегают здесь и зайцы. Олег пытался загнать одного, но у него ничего не вышло.

Впервые я увидел, как вечная мерзлота сказывается на окружающей природе. Река здесь широкая, мелкая; берега пологие, галечные. С места стоянки видно верховое болото. Очень много ягод. Здесь растет красная смородина, черника, голубика, костяника и многое другое. Грибов пока нет. Наблюдается интересная картина, деревья, вырванные паводком, уносят на корнях куски земли и зеленеют среди гальки (живучие).

Комары здесь жирные, а гнус надоедливый.

Зажрали!!! Замерз!!! Сейчас 10:30 по Москве, а светло как днем.

На этом я прерываю запись, потому что мне пора спать. Спокойной ночи.

Мои сапоги дали течь, портянки не просыхают уже два дня. Вечером попытаемся заклеить сапоги. Туризм это увлечение садистов и чокнутых.

За все время этого похода Олег впервые сходил по большому, он очень этим доволен. Ел много черемухи, думал пройдет, не прошло. Женя обещал рыбу, но ловится одна малява. Выпил вечерний чай, сил стало не меряно (чай с золотым корнем). От безделья стал отжиматься, но пришел Женя и погнал всех спать. Отожмусь и пойду. НЕ ХОЧУ СПАТЬ (сейчас бы пива литр с чем-нибудь солененьким и с какой-нибудь тепленькой...).

4.08.2000.

Вчера ничего не написали, хотя было много интересного. Утром, только отчалили с места ночевки, встретили группу туристов из Удмуртии (Ижевск, Глазов). Они уже заканчивали маршрут. Заброска пешком с Инты, Манарага, сплав по Косью. Они сказали, что здесь не впервые. Ребята рассказали нам о россыпях "волосатиков" (кварцев с примесью). Они показали нам большой кристалл горного хрусталя. Ребятам не повезло, они попали на жаркий период, и лесники не пускали их из за высокой пожароопасности. Вскоре, попрощавшись с удмуртами, мы отошли километров на 5 и встретили лесника. Он составил акт о незаконном нахождении на территории национального парка, но штрафа с нас не взял. Лесник оказался хорошим человеком, общительным, принял сто грамм и не хотел уходить. Он живет на станции Косью, а зовут его Володя Аброськин. Он звал нас в гости. А еще Володя угостил нас рыбой.

5.08.2000.

Про вчера никто не писал, придется снова мне. Женя решил, что мы поднимаемся не по Косью, как должны, а по ее притоку Вангыру уже четыре километра. Мы с утра решили спуститься. Оказалось, что мы поднимались правильно (об этом мы узнали из табличек), пришлось подниматься снова. Но зато как классно сплавляться. В двухстах метрах от слияния с Косью на Вангыре есть изба с множеством сараев. Но к ужину мы нашли еще один домик, где и остановились на ночевку. Вскоре, подплыл абориген на лодке и сказал, что рыбу здесь ловят только местные (у них есть разрешение). Он знает Аброськина и тоже живет в Косью. Ночевал он с женой в домике. Он толи из рыбнадзора, толи из лесной охраны.

Погода наладилась, даже выглянуло солнце. Мы все радовались этому. Косью здесь слилась в одно русло. Ждем домика Николая.

6.08.2000.

Сегодня утром мы встали рано. Собрались и вышли к домику Николая. По пути встретили Александра (из рыб надзора). Он сообщил нам радостную весть. 'До базы 'Круглая' осталось 2 км.", - сказал он. Как только он уехал, к нам спустилась группа из Екатеринбурга (чайники). Они сказали, что все нормально, и что до базы мы дойдем через 20 минут. Мы вышли, но скоро поняли, что до базы мы дойдем часа через 2, вокруг были скалы да камни. Я пару раз искупнулся, отталкивая катамаран от камней. Часа через полтора мы дошли до базы. Там нас встретил Николай (он не стоял на ногах) и сказал, что баня, там туалет; а потом, шатаясь, он указал дрожащим пальцем на сарай в стороне: "Вы остановитесь там" -пробормотал он. Мы зашли в большое темное, но уютное помещение. Хоть нам и говорили о трехэтажном доме, но мы не расстроились. На базе мы встретили и Александра с женой, и Николая, который лег спать и брата Николая с женой. Николай уснул, а мы недолго думая, договорились насчет бани. Баня была затоплена. Мы обсушивались, сидели у костра, когда к нам подошли две девчонки, из соседней группы, которая стояла выше по течению. Они спросили: "Не играет ли кто-нибудь на гитаре?" После этого они рассказали, что на их гитаре порвались струны и попросили что-нибудь сделать. Мы сказали, что попробуем и пригласили их в гости к десяти часам. До десяти мы должны были поесть и сходить в баню. Поесть нам, конечно, удалось, но баня к десяти не протопилась. Когда мы ели, то сторож предложил обмен. "Рыба - на часы". Мы согласились отдать ему часы Влада и поели хорошего соленого хариуса. Затем мы решили пожарить немного рыбы и, не зная, что мука соленая обваляли в ней хариуса. Попробовав блюдо, мы поняли, что соли в нем огромное количество. В десять пришли гости. Андрей отремонтировал им гитару, но настроить ее мы так и не смогли. Мы поговорили немного, а потом разошлись. За время нашего разговора Олег, Влад и Женя успели сходить в баню. А потом настала наша с Андреем очередь. Честно сказать баня была не очень. Там было темно и не жарко. Скоро я уснул...

8.08.2000.

Вчера вышли из бани Николая часов в 11 попрощались, Николай ответил нам пятью кило свежесоленого хариуса за пол-литра спирта. Далее мы зашли в гости к группе из Магнитогорска. До следующей базы нам бурлачить километров 12, река текла по каньону, красивые скалы, погода налаживалась, выглянуло солнышко. В обед мы закусили вареным хариусом. Но дальше начались приключения. Мы кое-как прошли порог, даже катамаран развалился, пришлось протягивать заново и обносить рюкзаки. Думали не пройдем. Дальше шли перекаты и прижимы, но мы их благополучно прошли. До базы дошли уже поздно часов в 10-11 все сырые по уши Олег, порвал гидру. Мужик на базе оказался гостеприимным, разрешил погреться в баньке и спать в домике, накормил хариусом, "остатки с барского стола", начальство бухало в пятницу. Вокруг базы красота видны горы, много следов зайцев и лосей. На горах белые облачка висят низко. Решили утром разобрать катамаран и идти пешком. Встали в 11 часов, небо ясное, но будет гроза, гремит. Собираемся. Леха дрыхнет.