ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 4-5 ОКТЯБРЯ 2008

Просмотров: 3549  |  размещен 08.10.2008

БЕЛОЕ В ГОРОШЕК ОРИЕНТИРОВАНИЕ

дневник похода: Ориентирование, 4-5 октября 2008

Наша компания: Николай, Ксюша, Ксюша. Идем по белому листу с пятнами карты в районе КП. Выезд из Перми в пятницу в 20.30.

Лирическое отступление. В электричке договорились, что сразу же идем на восток – два километра по тропе до ближайшей речки. Зато утром у нас будет полноценный завтрак с горячим чаем и кашей, а не сухпаек.

Вылезаем из электрички. Темно. Незадолго до прибытия на нашу станцию начался дождь. Уходим из деревни по раскисшей дороге. Выходим на еще более грязнючую ЛЭП. Ксюша находит тропинку, сворачиваем на нее. Мои спутники достают компасы и карту – ориентирование началось. Точечный свет фонарика выхватывает кусочки леса из темноты. В верхушках деревьев шумит ветер, шуршат листья и пожухлая трава под ногами. Периодически теряем нужную нам тропинку, потом находим. Через один час вышли к речке. Все – отбой.

Описание маршрута. В итоге наших ночных блужданий до первого КП мы почти дошли в пятницу вечером. Видимо ангелы вывели нас на тропу, которая и привела к нужной речке, потому что в такой темноте даже с фонариком вообще сложно было что-то найти. (Как потом выяснилось, этой тропы на карте, по обыкновению, не было ). Согласно пройденному расстоянию и направлению, мы знали, что находимся недалеко от КП, в пределах 500 метров вверх по течению реки, что и подтвердилось утром – пройдя 300 метров вниз по реке, мы вышли на нужную поляну.

Лирическое отступление. Суббота. Вышли в 11.00. Еще с вчера приготовила кулечек для грибов. Прошли метров триста. Вот и первый КП. Идем дальше, успела собрать две «поганки» – ребята вздыхают. Нам бы в график уложиться, а я на грибы отвлекаюсь.

Кругом золотая осень. Тепло. От земли идет грибной запах. Лес зеленый, золотой, багряный. Прозрачный воздух. Легкие белые облака на голубом небе. Рай для художника, только бери мольберт да рисуй. Одним глазом смотрю на окружающую красоту, а другим на Ксюшу с Колей – чтобы далеко не от меня убежали. Где-то выпал кулечек с грибами. Ладно, все равно уже не до грибов.

Выбежали на лесную дорогу. Где-то тут должен быть второй КП. Коля для проверки предлагает пройти еще на восток, потом повернуть на север. Но это значит – снова спустится овраг, потом из него подняться. И сделать это надо за максимально короткое время. Коле хорошо: он, по меткому образному выражению Ксюши (сказанному позже), "шагает циркулем". На один его шаг, нам с Ксюшей надо делать два. Ксюша же, привыкшая на соревнованиях по спортивному ориентированию к установке "догнать и перегнать соперника", летит за Колей. Я в этой ситуации играю роль вечно догоняющего – на большее моих сил не хватает. Все, я в догонялки больше не играю.

Уговариваем Колю сначала разведать местность вокруг. Ксюша с Колей расходятся в разные стороны по дороге. Я отдыхаю и караулю рюкзаки. Возвратились ребята. Сообщили – третий КП от нас в 800 м.

Минуем второй КП и опять начались блуждания. Вышли на просеку, вот и третий КП, решили там пообедать. Только вытащили свои сухпайки – шуршание травы и людские голоса неподалеку. Опять что ли охотники? Их рог мы слышали утром? На мощное Колино "эге-ге-ей" откликнулись Данил и Сергей.

Описание маршрута. С первого КП идем строго по азимуту, принимая линии координатной сетки за направление на север. Решили, что если отклонимся вправо, то все равно попадем на нужную тропу. Шли по лесу 1,5 часа и вот - уже тропа. Как-то слишком быстро, надо ведь было пройти 4 км. Решаем пройти в обе стороны по дороге, чтобы привязаться точно. Поход на север дает нужный результат – через 800 метров находим нашу развилку. Теория о восточном склонении на 13 градусов подтверждается – там как раз на каждый километр пути отклоняешься на 200 метров. В следующий раз будем брать азимут с учетом склонения.

На следующий КП (третий) собираемся идти по тропе, но метров через 800 она раздваивается, и мы выбираем отворот на север, как оказалось не правильно – через 300 метров тропа снова заканчивается. Приходится брать азимут на КП и ломиться через лес. Спускаемся к ручью, идем чуть-чуть по нему, но направление ручья на север, а нам надо на северо-восток-восток. Опять берем азимут на КП и лезем в гору. Выходим на нашу любимую тропу, с которой мы так опрометчиво свернули. 15 минут ходьбы – и Ура! мы на КП! Здесь нас догоняют Данила и Сергей. Их маршрут похож на наш, они тоже идут с 42 км, но на последнем перегоне за счет плутания по оврагам мы им проигрываем 30 минут. Они-то шли по тропе и никуда с неё не сворачивали!

Лирическое отступление. Обед и дальнейший путь продолжаем впятером. Идем по просеке или лесной дороге, основательно заросшей: под ногами хлюпает вода, подросток деревьев встает стеной перед нами, ну и, конечно, вездесущий валежник. Просека вывела нас на большую поляну. А на поляне к нам с горочки спустились Галя, Дима, Игорь и Юра. Дружною толпой топаем вдоль речки, переходим ее у остатков моста. Вышли на узкоколейку. На карте она есть. В реальности это просто лесная тропа. Рельсов нет, остались одни шпалы, да и те под тонким слоем почвы и травы. Шагаешь по кочкам, расположенным на равномерном расстоянии друг от друга. Нашли какую-то штуковину, неизвестного мне назначения, из двух железных дырчатых дуг.

Конечная точка – четвертый КП – на сегодняшний день у всех групп – лесное озеро, карстовое, сероводородное. Выходим на ЛЭП. Все как на карте: речушка с мостиком – врытой в землю трубой. В двух-трёх метрах от мостика бобры соорудили плотину. А дальше широкая водная гладь. Спорим, что это: болото или заросшее озеро. Ну, у какого нормального озера посередине из воды торчат почерневшие остовы деревьев? Дружною толпой топаем по берегу водоема, которое в озеро ну никак не желает превращаться. Остановились. Вжик убежал на разведку. Долго его нет. Парни, надрывая глотки, зовут Вжика. Придумали для него новый позывной, но и на "ббз-зз-з-з-з" Вжик решительно не отзывается. Седьмой час вечера, еще час-полтора и стемнеет. Вжик прибежал. Совет стаи решил, что идем не той дорогой. Пилим обратно на ЛЭП. Почти допилили. А навстречу нам спокойно шествует пилигрим в широкополой синей шляпе и с лыжной палкой в руке. Маша, наше спасение! За ней ее подопечные. Маша эту местность хорошо знает, у нее карта, как говорится, в голове находится. С Машиной помощью быстро дошли до озера, только темнеть начало. Оно, кстати, несильно пахнет. Сероводород унюхиваешь, лишь когда вплотную к озеру подойдешь, когда умываешься или посуду моешь.

Описание маршрута. А что тут описывать, Ксюша и так все подробно описала . Добавлю только, что всего в первый день пройдено 20 км.

Лирическое отступление. Воскресенье. В этот день мои воспоминания отрывочны. Шла в основном как в тумане:

• Два раза переходим одну и ту же речку, такая она извилистая. Во второй раз бревно висело над водой на высоте 1,5 м. Чтобы я или Ксюша невзначай не искупались, Коля поочередно перетащил наши рюкзаки на другой берег.
  • Идем по болотине, с кочки на кочку. Неподалеку слышится журчание воды. Надо же, ручеек с каменистым перекатом посреди заболоченной местности. Да и ноги мои ступили на твердое и плоское – камень, покрытый тонким слоем глины. Как приятно ходить по камню, а не проваливаться в мутную жижу. На этом пятачке приятности для меня и закончились. Дальше опять болотина.
  • Набрели на еще одно карстовое озеро: небольшое, близкое по форме к квадрату.
  • Первый акт: пилим в крутую горку, второй акт: спускаемся в овраг, акты первый и второй повторяются. На карте: одна горка, ограниченная двумя длинными, очень глубокими, узкими оврагами. В действительности: на горке еще куча возвышенностей и между ними куча оврагов.
  • Такого развития карста я еще не видела. Земную твердь как будто подвергли метеоритной бомбардировке, а после дали вырасти на ней лесу. Расстояние между краями воронок 1,5-3 м. …

(Здесь Ксеня мимоходом пропустила взятие пятого КП и продолжила свое повествование уже после шестого. Видимо, для неё на этом участке пути лирика закончилась и началась трагедия в двух актах под названием «форсирование оврагов». Поэтому этот участок, уж простите, будет без лирического отступления. Даже про обед она позабыла написать … «Укатали сивку крутые горки»… )

Описание маршрута. Утром выходим в 10.00. Сначала на узкоколейку и по ней на север до пересечения с речкой Заозерной, через которую мы и перешли зачем-то два раза – туда и обратно. Сегодня Сусаниным у нас был Николай, так что с него и спрос .

Потом на северо-запад в надежде поймать тропу запад-восток, которая ведет на пятый КП. Идем вверх по крутому склону, испещренному жутким карстом. Таких ям я еще не видела! Вышли на какую-то тропу, по направлению получается, что это просека север-юг. Идем проверять вправо-влево. На юге метрах в 300-х я нахожу пересечение с просекой запад-восток, значит все нормально. Идем на север искать карстовые ямы, на которых стоит КП. От пересечения просеки с тропой берем азимут, т.к. просека почему-то заканчивается. Метров через 400 упираемся в КП. Там же находим потерянную просеку и обратно на тропу возвращаемся по ней, далее нам приходится пройти метров 50 по тропе на восток, чтобы найти продолжение просеки. Интересно, какой пьяный лесоруб её прокладывал?

На шестой КП можно идти прямо по тропе. Но мы не ищем легких путей, опять берем строгий азимут от пересечения тропы с кривой просекой (на этот раз с учетом склонения) и просто идем 2 км по лесу. Боже мой, какой там был овраг!!! Выползаешь из него, упершись лицом в землю. И опять этот огромный карст... Пытаюсь идти с прицелом на выдающиеся деревья, поэтому большое количество ям нас не сбило с пути истинного, и мы выходим точнёхонько в изгиб тропы. Ура, наконец-то мы точно вышли по азимуту! И до КП остается всего 1 км по тропе.

На шестом КП устраиваем привал на 1,5 часа и обед.

У седьмого КП решили поменять легенду. В прошлые выходные мы не нашли карстовые ямы, на которых у нас стояло КП, т.к. не поняли, что обозначает этот условный знак, и решили в этот раз найти их. Путь до поворота газопровода я уже знала, поэтому прошли его без проблем, а с поворота взяли азимут и потопали в лес. Шли шеренгой на расстоянии видимости и через 30 минут ходьбы уперлись в огромную карстовую яму. Очередное КП наше!

В районе седьмого КП Ксеня видимо очнулась, т.к. её повествование возобновляется. И я, кажется, знаю, в чем причина: просто на газопроводе я пыталась заставить её поориентироваться. Теперь мне известен способ реанимации уставшей Ксении

Лирическое отступление.

• Выходим из леса на просеку. Ксюша сует мне под нос карту с компасом – ориентируйся. Куда там, мне бы еще душу обратно в тело вернуть. Какие я манипуляции производила с компасом??...
  • Чтобы найти седьмой КП, прочесываем лес на расстоянии 20-30 м друг от друга. Ксюша наткнулась на карст. Смотрю, по мере нашего продвижения воронки все больше и больше в размерах становятся. В эту спокойно трехэтажный дом влезет, и это наш последний КП. Теперь идем на станцию.
  • Примерно через километр пути от последнего КП Коля нашел огромную карстовую воронку с сыпухой белых камней на одной из сторон. Ничего себе, не просто почва, а порода, на которой почва лежит, осыпалась. Каких огромных размеров должна быть внизу пустота? Очень хотелось это увидеть, но берегу силы. Их настолько мало, что сомневаюсь, доползу ли я к семичасовой электричке до станции.
  • Спускаемся в овраг по старой вырубке. Неожиданно Ксюша резко останавливается и просит тишины. Показывает на траву. Мыши прыгают? Ой, нет, это не мыши. Какие-то маленькие полосатые, черный с серым окрасом зверьки, хвост длинный и пушистый.
  • Идем по не нанесенной на карту просеке. Ксюша напоследок предлагает еще раз поориентироваться. Без компаса, просто ткнуть пальцем на карте где мы предположительно находимся. Смотрю. Ну что за издевательство: по зеленому полю карты плавают черные линии, разбросаны какие-то расплывчатые черные точки. А, вот, зрение настроилось. Линии стали дорогами, а черные точки деревнями и остановочными пунктами ж/д. Нашла наш 56 км. Предположительно мы от него в 2-3 км. Ксюша соглашается. Радость-то какая - мы на семичасовую электричку успеваем.
  • Просека вывела нас к деревне. Подошли к перрону. Данил с Сережей уже там. Путешествие закончилось.

Описание маршрута. После седьмого КП прошли метров 200 на запад вниз по склону и вышли на тропу, а по карте надо было пройти метров 500. Опять нескладушка! Вероятно это еще не наша тропа, но решаем все-таки использовать её насколько это возможно и топаем на север-север-восток около километра. Потом она поворачивает на запад, проходит метров 100 и вливается в очередную тропу, ведущую в нужном нам направлении. Снова идем на север, и снова через 300 метров тропа поворачивает на запад и спускается на вырубку в овраг к реке Сухая Мутная и здесь окончательно теряется, хотя по карте должна идти вперед на север … ну почему же здесь такие «затерянные» тропы? Жалко терять высоту, т.к. потом придется её снова набирать. По вырубке спускаемся к реке, пересекаем её и опять по вырубке карабкаемся в склон. Коля предполагает, что с вырубки должна вести хоть одна лесовозная дорога – так и есть, выходим на просеку, которая идет в направлении станции, и хотя ее опять нет на карте, это нас уже не волнует, т.к. мы знаем, что выйдем куда надо. (По поводу лесовозной дороги мы даже поспорили с Колей на тортик – я говорила что её не будет… Выходит, я проиграла, но надеюсь, Коля об этом не помнит )

Последние два километра пути проделываем по этой просеке по ровному, гладкому как доска водоразделу без оврагов и карста. Выходим на станцию 56 км в 19.00.

Данила с Сергеем уже здесь, опять они нас обогнали!

Зато мы нашли все КП!

Во второй день пройдено 17 км. Всего за два дня 37 км.