ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 27-28 СЕНТЯБРЯ 2008

Просмотров: 3742  |  размещен 03.10.2008

ЗАПИСКИ «НОВИЧКА»

дневник похода: Ориентирование, 27-28 сентября 2008

Ориентирование – как много в этом слове для сердца моего… В нем – практически вся моя сознательная жизнь. Когда-то это было главным делом. Без него я не представляла себе ни дня, в прямом смысле этого слова. Тренировки, тренировки, тренировки, по одной, по две, по три в день…

И вот через энное количество лет жизнь снова предлагает мне ориентирование. Хотя… можно ли назвать это ориентированием в том смысле, как я привыкла понимать его? Вряд ли. Говорят, что надо чапать пешком целых два дня, да еще с рюкзаком, в котором палатка, спальник и куча еды, да еще по карте с белыми пятнами (точнее, по белому листу с пятнами карты). Кошмар!!! Я долго сомневалась, но, в конце концов, решила попробовать, что это такое. Позвонила своей подруге, с которой все детство и юность провели в лесах в погоне за красно-белыми призмами, на мое счастье она согласилась, и вот мы вместе решили начать свои выходные с «чистого листа». Друзья крутили у виска пальцем, родные просто не хотели отпускать. Но у нас была отговорка: «в лесу же лучше, чем в городе». Как ни странно, против этой фразы не мог устоять никто. Мы все-таки вырвались!

Отправлялись утром в субботу. В электричке оказалось всего четыре человека: я, Наташа, Игорь и Сергей. Остальные (записывалось, по-моему, больше десяти человек) оказались уже в лесу со вчерашнего вечера. Пока ехали, рассматривали карты – свою и Игоря, посчитали расстояния до всех КП. Получили небольшой инструктаж: Игорь говорит, что магнитный север на таких топографических картах не по координатной сетке, а по квартальным просекам север-юг. Это для нас новость, ведь на наших картах есть линии севера, которые всегда указывают на север и никак иначе.

В Полазне к нам подсел напарник Игоря, и они на следующей станции (42 км) уже вышли. А мы выходили на Ярино.

Итак, мы стоим на станции, кругом белым-бело. Здравствуй, зима! Точнее, её предвестник – первый снег. В организме не наблюдается гармонии: душа предвкушает удовольствие от встречи с лесом, а тело не хочет туда идти. Но, слава Богу, душа побеждает, и мы сворачиваем с ж/д путей в лес. Сначала ищем просеку, которая должна идти от станции в направлении первого КП. Просеки не находим, тогда берем азимут, и почти смело ступаем в чащу (время 11.00). Если окажется, что просека, по которой мы брали азимут, не север-юг, то мы, конечно, не выйдем прямо на КП, но достаточно близко от него, т.к. отклонение от координатной сетки невелико.

Пока мы искали просеку, Сергей решил, что пойдет с нами по маршруту, а не сразу к избушке Евгения Михайловича, как было для него запланировано. Таким образом, нас оказалось трое, втроем идти веселее. Идти действительно пока весело, рюкзак не тянет плечи, тепло, сухо (пока!), так с шутками-прибаутками доходим до газопровода, и дальше карта заканчивается, вступаем в молоко. В душе слегка ёкает, неизвестность пугает, но одновременно и завораживает. Интересно, настанет такой день, когда неизведанное не будет внушать страх? Пока, как в песне: «Устроены так люди, желают знать что будет…» А знаем мы, что КП стоит на железной привязке – ЛЭП. И от этого на душе тепло, и эта ЛЭП для нас уже почти как дом родной. И мы идем…

Очень трудно перестроиться на ходьбу по карте масштаба 1:500 000 со скоростью 30 мин на км, если всю жизнь пробегал по картам масштаба 1:10 000 со скоростью 5 мин на км. Сначала нам с Наташей все время казалось, что мы уже у цели, но взгляд на часы все ставил на места. Оказывается, мы идем всего час. Сверху на нас периодически запускают снежные снаряды, но это нас не сильно пугает, идти все же тепло. «С неба падает снег, значит небу так надо…». Ну что же, надо так надо, снег это все же лучше, чем дождь. Неожиданно из леса выпадаем на поляну к каким-то избушкам и огородам. А там… вот сюрприз – кусты красной смородины, сплошь усыпанные ягодами. Этакий привет из лета в холодную осень – десерт «смородина под снегом». Едим вкуснючие подмороженные ягодки, хочется съесть их все, но холод не отдает даже половину куста – приходится отрываться от этого приятнейшего занятия и вновь устремляться к невидимой цели. Спасибо хозяевам участка.

Идем дальше. Тут начинаются какие-то подозрительные овраги, не нравятся они мне, но что делать, идем дальше строго по азимуту. Прошел уже час тридцать. И вдруг – Ура! – впереди просвет и мы выходим на ЛЭП. Вот радость-то!!!

Оглядываемся, и видим что что-то не так, решаем достать полную карту Сергея и привязаться точно, все-таки мы первый раз идем. Оказывается, мы вышли метров на 250 правее нужного бугра. Вот почему мне не нравились овраги на подходе к ЛЭП. Может, азимут взяли не по той просеке? Решаем в следующий раз брать азимут по координатной сетке, а дома обязательно выяснить, где же все-таки на этой карте СЕВЕР. Ну да ладно. Все-таки отклонение получилось небольшое, значит, по азимуту мы идем не так уж плохо, и расстояние с помощью времени отмерять тоже получается.

Несмотря на достаточно обнадеживающее начало (мы ведь не заблудились), решаем дальше идти по полной карте. Уж больно приятно на неё смотреть, такая вся зелененькая, красивенькая, наполненная информацией. Аж дух захватывает. Люблю я все-таки карты . Хочется посмотреть местность, почувствовать её, понять как отображается на карте тот или иной ориентир. В общем, что называется «войти в карту». Кроме того, Сергей первый раз ориентируется, надо и ему что-нибудь объяснить.

Далее выбираем маршрут вниз по ручью до реки Сухая Мутная, и далее по тропе прямо до КП. По ручью идти гораздо сложнее, чем по водоразделам, но наши усилия были вознаграждены. Лес подарил нам много интересного. Сначала встречаем следы лося, он шел, как и мы, вдоль ручья. Все втроем шумно рассматриваем эти следы, фотографируем их, как дикие городские люди, которых выпустили в лес после долгого перерыва. Представляю себе эту громадину, гордо шагающую по лесу на своих стройных ногах. Куда он брел и зачем? Интересно…

Потом, на реке, мы натыкаемся на бобровые плотины, и опять наш детский восторг ничто не может остановить (я думаю, нам можно простить, каждый из нас такое видит впервые). Мы битый час бегаем по площадке 100х200 метров и радостно фотографируем все, что попадается под руку. Я не зря сказала «площадка», вся трава в долине ручья истоптана, местами до глины, такое впечатление, что там живут толпы бобров. Они роют себе канавы, они перегрызают деревья диаметром до 30 см (а от мелких осинок они просто оставили невысокий частокол), они строят плотины и запруживают целую небольшую речку.

Впечатляющее зрелище, вот это трудяги! Мы, конечно, наивно надеялись, что их увидим. Но, видимо, орущие и топающие человеки, бесцельно бродящие по лесу в поисках неведомых КП, их не привлекают. Наверное, мы кажемся им лентяями и бездельниками, и они не хотят тратить свое драгоценное время на встречу с нами. Важные, важные бобры…

Но, бобры это хорошо, а нам надо идти дальше. Мы обходим устроенное ими болото и встречаем первую преграду в виде реки Мутная, через которую приходится переползать по дереву, а потом прыгать с высоты 1,5 метра. Как хорошо, что Сергей решил пойти с нами, с его помощью мы без проблем преодолеваем эту преграду. Правда, при переправе мы утопили компас Сережи, но он быстро его нашел.

Идем дальше и ждем тропу, которая неизвестно как выглядит. Наташка ждет торную проселочную дорогу, возможно чуть заросшую, мы с Серегой подозреваем, что это может быть старая узкоколейка, а выходим мы на узкую просечку, по которой бежит тоненькая тропинка. Вот так, господа хорошие! А вы ждали дорогу! По это тропинке переваливаем хребет и оказываемся у второго КП. По дороге встречаем охотника с ружьем, который недовольно ворчит на нас: «Всю дичь мне распугали». Я понимаю, что говорим слишком громко и слишком много для леса. Надо бы помолчать, послушать. Ничего, скоро, совсем скоро наступит такое состояние, когда усталость возьмет свое, и мы будем молчать больше, чем говорить. А сейчас, пока впечатления от новизны берут верх над созерцательностью, мы радостно шумим по каждому поводу.

Не буду описывать весь путь до третьего КП. Скажу только, что здесь мы поняли, что не все просеки, которые есть на местности, есть на карте, и наоборот. Мдааа…, долго видимо еще придется привыкать к такой приблизительности ориентирования нам, привыкшим к доскональному отображению местности на карте, когда каждый овраг, муравейник, куст на поляне и даже просто вывернутое с корнем дерево в лесу подлежат учету и нанесению на карту. Придется генерализовать свое восприятие местности для туристического ориентирования.

Четвертое КП в этот день финишное, нас ждет избушка, баня и горячая еда. Сил уже мало, поэтому идем больше молча. Снова теряем тропу, которая должна вывести нас к финишу, она просто растворяется в лесу. Идем по азимуту, выходим на газопровод, с него перескакиваем на ЛЭП, у которой и стоит заветная избушка. Еще чуть-чуть плутаний по лесу, и впереди забрезжила поляна, а с неё раздается знакомый голос: Ура! Евгений Михайлович. Мы пришли (19.00).

Как все-таки хорошо оказаться в тепле, под надежной крышей. Мы целый вечер сидим в избушке и греемся-греемся, как будто хотим согреться впрок назавтра. Готовим ужин – картошку с грибами и тушенкой (ммм… вкуснятина). Сушим вещи, благо печка греет отлично и даже сапоги высыхают быстро. А в 22.00 нас ждет баня!!! Нам крупно повезло. Баня просто отличная. Даже после двухчасового использования она так жарила, что можно было не поддавать в парилке. В общем, мы бы там до утра сидели, но надо же еще и выспаться. Пришлось выползать. Однако на этом удовольствия не закончились, в доме нас ждала волшебная жидкость коричневого цвета (только не думайте про нас плохо, всего по 50 грамм на брата) и удивительно вкусный виноград. Одним словом, было хорошо! Интересно, как мы завтра будем себя чувствовать, после такой релаксации?

На следующий день планируем сразу идти на станцию по полной карте, т.к. понимаем, что большой маршрут нам не осилить, тем более по белому листу. Только Сережа еще рвется в бой и пытается уговорить нас пойти поориентироваться по какому-нибудь маршруту, но мы с Наташкой уже на грани физиологической катастрофы, и ему приходится смириться.

Спланировали свой путь – по ЛЭП до широты станции и потом на восток до ж/д. Вышли в 10.30. Идем вдоль ЛЭП по лесу, по самой ЛЭП идти невозможно – видимо, её чистили от подроста, и пеньки от срезанных деревцев так и норовят проколоть сапог.

Погода располагает к прогулкам, проглядывает солнышко, вчерашний снег в лесу уже растаял, так что одежда не сырая. Идти было бы одно удовольствие, если бы на рюкзак за плечами, который с каждым шагом становится все тяжелее и тяжелее. А ведь мы только что вышли. Видимо, баня и прочие вчерашние удовольствия дают о себе знать. Что же дальше будет?

ЛЭП нам уже порядком надоела. Её все время пересекают овраги, и, в конце концов, перед нами встает такая отвесная стена, что мы встаем перед ней с открытыми ртами: «ничего себе, нам туда?».

И мы решаем обхитрить и стену, и свой организм: поворачиваем в лес и начинаем подниматься траверсом в эту гору; с одной стороны, это легче физически, с другой – глаза не видят того подъема, который нам предстоит одолеть. Когда вылазим на вершину, то понимаем, что появляется новый вариант в нашей сегодняшней ориентации: если мы пойдем по водоразделу до следующей ЛЭП, то обойдем все овраги, которые нам так надоели на первой ЛЭП, и вдобавок еще немного поориентируемся.

Мы берем азимут (на этот раз по координатной сетке) и топаем вперед. Азимут берет каждый отдельно, но потом мы сверяем градусы, чтобы идти все-таки всем в одну сторону, и по ходу движения контролируем друг друга: «Эй, народ, отклоняемся влево на пять градусов» «А ты куда пошла? Совсем в сторону» «Это я завал обхожу»…

Теперь идти становится значительно легче, все-таки по равнине и без оврагов. Да и организм видимо понял, что от него сегодня просто так не отстанут, и решил включиться в работу.

Мы идем, встречаем дороги, но они опять не совпадают с теми, которые на карте (как так можно???!!!). По времени уже должны подойти к вырубке, которая обозначена на карте, и тут начинаем подозревать, что тот лес, по которому идем, и есть вырубка двадцатилетней давности: толщина деревьев подсказывает, что они еще молодые, и встречающиеся старые пни подтверждают наши догадки. Ну что остается делать, мы идем старым проверенным способом – азимутом, и все-таки выходим (ура!) на ЛЭП. Выходим там, где рассчитывали. Теперь остается снова пилить вдоль ЛЭП.

Мы торопимся, т.к. по карте нам кажется, что расстояние большое, но проходим его гораздо быстрее, чем рассчитывали, получается, что здесь и расстояния иногда не бьют. По газопроводу опять слишком быстро (метров 250 на местности вместо 400 на карте) добегаем до ж/д. И тут уже рукой подать до станции 42-й км.

Приходим на станцию за 2,5 часа до электрички (14.30). Сергей говорит: «А не сбегать ли нам на ту горку? Посмотреть, как выглядят карстовые ямы?». Дружно машем на него руками: «Иди один. Мы остаемся тут жить, по крайней мере, на ближайшие два часа» (и откуда у него только силы берутся? мы с Наташей сейчас хорошо себя чувствуем только в сидяче-лежачем положении). Но почему-то он не идет . Вместо этого мы решаем развести костер, потому что холод опять начинает проникать под одежду. И устраиваем маленький пикничок на обочине: жарим сардельки, кипятим чай, съедаем «невкусные» пряники, которые Серега тащил два дня, и которые мы не хотели есть, потому что у нас были «вкусные» печеньки со сгущенкой и джемом. Так тепло и весело проходят последние два часа нашего удивительного похода.

А потом мы садимся в долгожданную электричку. Там тепло, уютно, встречаются даже знакомые лица, и мысли сразу поворачиваются в сторону дома. Ура! мы едем домой. Мы вышли из леса, и это уже хорошо. И пускай не прошли весь маршрут, но, думаю, для первого раза вполне достаточно. А Сергея в следующий раз можно одного в лес запускать, он уже достаточно неплохо ориентируется .

Итог: всего за два дня пройдено 22,5 км за 11 часов.

Технические выводы:

6. Доверяй большим ручьям и рекам, но проверяй направление их течения;
  7. Не доверяй вырубкам – они старые;
  8. Доверяй, но проверяй расстояние;
  9. Склонение на этой карте восточное 12 град. Угол между координатной сеткой и магнитным азимутом составляет (-) 13 град.