ТУЛВИНСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, НОЯБРЬ 2010

 
Просмотров: 2362  |  размещен 19.10.2011 
 


ПО «МЕДНОЙ» ДОРОГЕ К ЗОЛОТЫМ КУПОЛАМ

Тулвинская возвышенность, ноябрь 2010

пгт. Гамово – Иван-гора (323 м) – г. Благодать (379 м) – г. Острая (358 м) – Белая гора (446 м). Протяженность 74 км

Тулвинская возвышенность заинтересовала еще по сказам дедушки Торопова. Поддерживали интерес к теме интернет-отчеты снегоходчиков и других путешественников от Иван-Горы до Белой Горы, тем более что горами я «заболел» давно.

Весной хочется на север: катался на лыжах из пгт. Гамово по насту, по бескрайним полям – до Нижних Мулов (2008) и Садового (2007). Осенью хочется на юг – продлить очарование лета. На ноябрьские праздники наша команда решает «куда-нибудь недалеко, чтобы не ехать» Вышел из города – и сразу на маршруте. Идеально подошел маршрут до Белой горы, описанный на странице пермского турклуба «Зодиак» ( СЕНТЯБРЬ 2009) до Белой Горы. Маршрут интересный, красивый. Начинается от городской черты, проходит по историческим местам, почти не касается населенки. Встречающиеся на маршруте храмы, как и горы, поднимают над обыденностью и городской суетой. Выйти с маршрута можно в любой день без особых сложностей – пос. Юг, Бырма, Верхний Пальник, Бизяр, Бым.

По разным обстоятельствам наша команда сначала уменьшилась, затем собрались на день, без ночевки. В результате меня проводили на маршрут и встретили в конце маршрута (такая поддержка очень важна и позволяет вместо 4 дней пройти всё за 3).

Как и автор заинтересовавшего меня дневника, иду один. Для меня это первый одиночный поход. На юг – это отдыхать, максимально по дорогам, шуршать осенней листвой, вслед уходящему лету.

4-11-2010, первый день
Сегодня по календарю праздник народного единства для примирения несогласных. Что-то воинственное слышится в названии этого праздника. Но есть и его второе название – празднование иконы Казанской Божией Матери – как раз по теме похода.

Проезжаю через пгт. Гамово (первое упоминание 1647 г). Рядом с конечной остановкой автобуса стоит Спасо-Преображенский храм, построенный в 1899 г. Впечатляет. Вспоминаются слова из фильма «Покаяние» (1987) советского грузинского режиссера Тенгиза Евгеньевича Абуладзе: «Эта дорога ведет к храму?», «Зачем эта дорога, если она не ведет к храму?»

Дальше, за поселком дорога уходит через вершину г. Рябчиковая 194,3 м. Гора эта невысокая, но с нее открывается великолепный обзор, видны Закамск, Нагорный, высокий берег Мулянки, Рыжские горы. Зимой на авто по этой дороге можно доехать до горнолыжной базы на Иван-Горе. Но летом и осенью около пионерлагеря «Заря» проезд перекрыт шлагбаумом. В него-то мы и уткнулись. Но ситуацию удалось разрулить в свою пользу: сказали охране, что мы не на СКЛОН, мы за грибами – и нас легко пропустили.

Поднимаемся на горнолыжную базу, далее дорога идет по основному склону – там, где подъемник. Здесь уже чувствуется влияние горы: появились островки снега, местами лед. А внизу даже намека на них не было – теплая осенняя погода.

Опоры подъемника заканчиваются рядом с триангуляционной вышкой. Горнолыжники начинают спуск самого верха Иван-Горы (323,1 м), даже выше верха горы, с насыпи. От вышки продолжение подъема идёт в юго-восточном направлении – дорога до поселка Юг.

10-00. Старая дорога проложена по самым верхам (отметки высот 340- 350 м) в обход оврагов по редколесью и поэтому, несмотря на осеннюю распутицу, сухая. По этой дороге, наверное, возили медь с юговских заводов.

Сапоги чистые – идти легко. Аккуратно перехожу газопровод, чтобы не нацеплять грязи. Слева в 200 м вышка связи. На противоположной стороне газопровода продолжение дороги. Она идет сначала немного вправо, а потом снова берет направление на юг. Дорога пересекает небольшой ложок. Перешагиваю еле заметный ручеек – «так вот ты какой, Северный ...Юг». Далее старая дорога в плохом состоянии, лучше идти по просеке до ЛЭП и по ЛЭП на восток, а там опять выйти на продолжение старой дороги. Дорога, как ей и положено, идет по самым верхам, недалеко от крутого восточного склона. На удивление точно совпадает с атласом Пермской области «Региональный атлас: М 1:200 издание 2000 г страница 88», где изображена пунктиром. На местности тоже – пунктиром, то явная дорога, то посреди дороги лес растет. Через километр дорога соединяется с другой и становится явной дорогой.

Через 5 км останавливаюсь на обед в районе отметки 274,8м. 13-30. Съел пару бутербродов, выпил стакан чая, отдохнул. За 10 км безлюдья я уже отвык от людей и непривычно слышать голоса, звон железа. Неужели и здесь дачники? Откуда?

А вот откуда... Иду дальше – дорогу перегодила военная часть. Есть объезд влево. Не сворачиваю, иду вдоль самой части. Ограждения здесь толком нет, поэтому напрягает лай собак, которые бегают по в/ч.

Преодолев пару логов, выхожу обратно на дорогу. Начинаются поля. Туда же выходит и объезд. Впереди виден поселок Юг. До него еще 2,5 км. Основная дорога перемешана в сплошную грязь, поэтому все, похоже, ездят рядом по полю. Неожиданно справа, перпендикулярно моему направлению показывается из-за леса ретранслятор на горе Благодать. Значит, в поселок мне не надо.

Начинаю забирать правее. Нахожу автомобильный след и двигаюсь по нему. В конце октября здесь проходил Уральский ухаб. Ужас, что после них осталось: выгоревшие трава и деревья, бутылки, битое стекло, мусор, объедки. Грустно. Трасса ухаба пересекает р. Юг. Река неглубокая, чистая, быстрая, словно горная. Дно каменистое, перехожу вброд. Так же по полям во всех направлениях идут автомобильные следы. Выбираю те, что уходят в направлении ретранслятора. Основная дорога от поселка Юг до горы Благодать идет восточнее, но мне туда тоже не надо. По полю, по укатанной траве идти легче. В поле забиты деревянные столбы-бревна (диаметр 20-30 см) с номерами – наверное, разметка дачных участков. С этого открытого места открывается хороший вид на уже проделанный путь. В конце поля выхожу на дорогу. Начинается крутой подъем. По колеям бежит вода, и вся грязь смыта.

Вершина, как и большинство вершин на Урале – верховое болото. Осторожно иду по краю дороги, стараюсь не попасть в глубокую грязь. Там где дорога поворачивает под прямым углом направо, с правой стороны сделаны навесы, а слева от дороги вкопан большой деревянный крест. Симпатичные новенькие столбики футбольными воротами обозначают трассу кабеля «Ростелеком».

Где-то в зарослях прячется триангуляционная вышка. Вот она слева от дороги на небольшой полянке, со всех сторон закрытой лесом. От вышки надо спускаться на юг к речке Белянке – прямо вниз лесными полянами. Мне же хочется посмотреть гравийный карьер, поэтому продолжаю движение по дороге. А она здесь такая, что уже через 10 мин пожалел о своем решении. Столбики Ростелекома и свежая просека предлагают свернуть с грязной дороги. Я опять упускаю такую возможность. Наконец карьер, озера. Но открытых участков и обзорных видов нет, зря шел. Выхожу на бетонку. По ней надо добежать до удобной стоянки и пора бы уже ставить палатку.

С бетонки по ростелекомовской просеке – чистой и даже прокатанной какой-то техникой – спустился на дорогу. 17-00. Начало её не впечатлило, поэтому прохожу чуть дальше по бетонке, сворачиваю в лес, ставлю палатку. Сходил к реке Белянке за водой, разжег костер. Вроде, можно отдыхать. Но к этому моменту бетонка, доселе казавшаяся богом забытым участком дороги, неожиданно превратилась в оживленную магистраль: туда-сюда шастают грузовики, автоцистерны, уазики. И всё бы ладно, да один из уазов остановился, видимо заметили костер в лесу. И на дорогу вышли люди с оружием. А так как в мои планы беседы с вооруженными мужиками не входили, быстро гашу огонь. Но даже после этого они сколько-то покричать в лесную глушь – «кто там?», походили вдоль дороги, всматриваясь в лесную глушь но, окончательно потеряв цель, загрузились и всё-таки укатили. Так, можно и без костра обойтись – у меня же пол термоса горячего чая. Кстати, и дождь начался, укладываюсь.

В палатке тепло и сухо. И только начал засыпать, звонят друзья – проверяют живой или как. Приятно. Приглашают к себе на дачу. Ну уж нет, спасибо, от дачного отдыха я что-то сильно устал. Для меня путешествие намного интересней.

Лежу дальше. Ветер расшумелся как в горах. Я такой слышал на Конжаке – сначала издалека шуметь начинает, затем грохот приближается и нарастает. Шквал завершается ударом о гору, и наступает тишина, в которой можно услышать, как где-то вдалеке зарождается новый ветер.

5-11-2010, второй день
8-00. По шоссе рев двигателей. Что ли нет у людей праздников? Однако ж мне тоже надо вставать. Сегодня предстоит большой ходовой день – 30 км.

Место здесь хорошее, сушняка много. Быстро готовлю кашу, чай, и пора выходить. Бетонка идет на восток, через 3 км будет нужный мне поворот на юг – на Белую Гору. Вдоль бетонки всё ещё идет кабель Ростелекома – желтые веселые столбики поднимают настроение. Вроде как попутчик, вместе веселее. А вот и он сам: в месте пересечения Лукойловского нефтепровода с бетонкой навстречу мне катится уазик-буханка с надписью «Ростелеком». «Если я попался вам на встречу, значит вам со мной не по пути»... Попутчик, блин.

Еще через 2 км перекресток и поворот на юг. Очень широкий разворот – так что лишние плиты уже местами начало растаскивать. Ростелекомовские столбики тоже поворачивают вправо – на юг. Дорога широкая, асфальтированная. И еще более пустынная. Мелкий дождь накрапывает сильней – «Дождик, утро серое, Намокает рана… » Ничего, дело привычное, на дачном строительстве без травм редко обходится, переживу. Сзади слышится звук мотора. Ростелеком одумался, решил подвезти? Друг стой!!! Но… «Если друг оказался вдруг»... Да, кстати, у меня на работе где-то лежит циркуляр из Москвы о замене провайдера телефонной связи с «Ростелеком» на «Билайн». Пора дать бумаге ход...

Однако путешествие продолжается: пересекаю р. Бырму по широкому железобетонному мосту. Дорога идет строго на юг. Это дорога «семи логов».

Березовка, Ковалевка, Осинов лог – по асфальту преодолеваются легко, свободно. По этой дороге в XVIII веке возили медь из Бизяра и Быма на Юговские медные заводы. И заканчивается она бывшей военной частью – сейчас это частная территория.

Подхожу к ближайшему дому. Учуяв мое приближение, из подъездов начинают выходить собаки. Видимо, грелись и укрывались от непогоды. Окружают полукольцом. Вот уж не ожидал такого разворота событий! Однако беру из кучи ламп дневного света, наваленной неподалёку, одну. Конечно, лампа – не палка, легкая и хрупкая, собака. Надеюсь, собаки об этом не догадываются. И если придется, кому-нибудь засвечу. Что-то мне в этом походе на друзей человека «везет» – завтра тоже будет интересный эпизод. Но тут из подъезда выходит сторож, отзывает собак. Спрашивает «куда?!» Отвечаю – «на Бизяр, Верхний Пальник». Говорит, что это далеко и с другой стороны через Кукуштан. Спрашиваю дорогу на Бырму (других явных дорог здесь нет). Отвечает очень доброжелательно, показывает направление (дорога начинается прямо за котельной). Он и сам из Бырмы. Спасибо хорошему человеку. Кстати, это первый человек, встретившийся сегодня.

Котельная находится без проблем, достаточно двигаться на юг. За котельной частная территория заканчивается, там уже идут мои попутчики – столбики Ростелекома. Очень хорошо – есть куда пристроить рюкзак, и можно пообедать.

12 часов, состояние дороги на Бырму великолепное, Наблюдаю смену таежных лесов на березовые – красиво. Дорога идет под гору и неожиданно выходит на бывшую узкоколейку. Пройтись по ней, наверное, будет очень интересно! Неожиданно впереди появляется такси. Такси? Такси!!! Откуда здесь такси??? На Дубровку? – нет, на Верхний Пальник.

Через 2 км попадается отворот с «моей» узкоколейки на Верхний Пальник – на дачи, на такси. Все рельсы с узкоколейки давно уже сняты, здесь ездят на авто. Остались одни шпалы. «Опять от меня сбежала Последняя электричка, И я по шпалам, опять по шпалам…» Мосты в приличном состоянии. Даже усилившийся дождь не тормозит движения. Вот уже и отворот на Осу с Баклановского месторождения. Дальше по узкоколейке не интересно, там какое-то производство, поэтому дорога становится грязной. Поворачиваю в направлении р. Бабка и дальше топаю по шикарному и пустому асфальтовому шоссе. Трасса Кукуштан – Оса, конечно, достаточно оживленная, но из-за дождя в лес не хочется. Да мне и недолго – всего-то 4 км, и будет Бизяр.

А вот уже и он, как будто вышедший из старого советского фильма про деревню. А, может, улица мне такая попалась. По ней выхожу на окраину поселка в южном направлении.

На краю села гуляет мужик с собакой. Здороваемся. Спрашивает, куда иду? Отвечаю, что иду через пос. Бым на Белую Гору. Спрашиваю про дорогу. Вместо ответа получаю встречный вопрос – ты экстримал что ли? На Белую-то Гору туристы, мол, на автобусах ездят, есть тут дорога или нет неизвестно, заросла, бурелом. Видимо, не дружат бизярцы с бымовскими, не ездят друг к другу. Не ожидал, что прогулка по лесной дороге будет считаться экстремальным приключением.

Меж тем природа значительно изменилась. Вместо темных таежных лесов – березовые перелески, поля до горизонта и наконец-то голубое небо, яркое солнце.

На радостях, разогнался и проскочил нужный поворот налево – обходил грязь в логу по правой стороне и не увидел на противоположной стороне еле заметную дорогу. Пришлось возвращаться – лишние 200 м. По этой дороге как раз едет «Нива» с охотниками – оказались приезжие из Перми, местные-то здесь не ездят.

Быстро добегаю до реки Бизярки. Речка в месте переправы мелкая, перехожу без труда. Темнеет. Пора на ночлег. Пересекаю поле до ближайшего леса. Располагаюсь на крутом берегу Бизярки. Вода рядом – метров 50, сушняка море, место сухое и укрытое от ветра, и по дороге никакого движения. Так что можно будет посидеть у костра, посмотреть на звезды.

6-11-2010, третий день. 8-00. Солнечное утро. Быстро делаю завтрак, «выхожу один я на дорогу»… Дорога на полянах и вправду начала зарастать, но в лесу она идет четко. Местами даже сохранились столбы.

Звонят друзья. В Перми дождь, здесь солнечно. Удивительно. Пересек границу между Бизяром и Бымом. Появились распаханные поля. После сельхозтехники идти по дороге стало труднее – грязь налипает на сапоги. Приходится выходить на траву и счищать.

Дорога пошла в гору. На одном из поворотов открылся вид на Белогорский храм, До него еще очень далеко. Можно уже брать курс прямо на него, но у меня цель пройти через гору Острую. Вид с горы Острой – великолепный. Интересно было взглянуть на куски медистого песчаника. А вот теперь можно и на Белую Гору. Финишная кривая через вершину 446,6 м.

Резко сбрасываю высоту, выхожу на дорогу, идущую на юго-запад вдоль речки Южок. Эта дорога ведет до кордона. По лесу ей давно уже не пользовались, но она пока что угадывается. С этой стороны подъем пологий и долгий. В конце подъема в просвете деревьев с крутого склона лога реки Южок открывается вид на Белогорский храм. Он все еще далеко!

По направлению от храма слышится яростный многоголосый собачий лай. Он перемещается в моем направлении. Какая-то свора собак устроила в лесу охоту, не иначе. Вот мы и движемся навстречу друг другу. Осталось метров 300 до выхода на дорогу Белая Гора – Аннинск. Где-то тут мы со стаей удачно и разминулись. Лай укатился в сторону. Так что когда я вышел к перекрёстку, там уже никого не было.

На такой высоте очень холодно – лужи замерзли! Сейчас отмечусь на точке 466,6, и финишный рывок. Явной вершины здесь нет. Любая груда земли на обочине может претендовать на это право. Впрочем, храм, скорее всего, стоит на самом высоком и красивом месте. Но точности моего GPS не хватает проверить это предположение.

Вот и конец моего ПВД. Вершина, холод, ветер и суровое ощущение величия места!


 
Голосов: 274
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна