СПЛАВ ПО БАРДЕ, 23-24 ИЮНЯ 2012

дневник похода: Сплав по Барде, 23-24 июня 2012

Экипажи:

• ЕМ, Марина – Матрёшка
  • Володя, Серёга, Паша, Лена, Надя, Виталик, Таня, ещё Таня, маленькая Аня – Арбуз
  • Вова – байдарка Таймень-2
  • Андрюха, Настя - Проныра

День 1 (вечер)
Часам к семи народ стал подтягиваться к Зодиаку. Загрузились, распределили себя, каты и рюкзаки по газели и прицепу и около 20 часов выдвинулись… Заранее карту я толком не смотрела и наивно полагала, что поедем мы в сторону Кунгура, потому что Сылва, в которую впадает Барда – она же около Кунгура течет . Да и вообще Барда для меня – это село (кстати, самое крупное в Пермском крае), ну или какой-то продукт после перегонки спирта… Но так было до прошедших выходных .

Но всё было не так, перед нами мелькали в следующей последовательности: Чусовой – Лысьва – Воскресенцы – лес. По дороге в районе Чусового нас пугали тучи и далёкий гром, иногда поливал дождик. Уже недалеко от Лысьвы наблюдали страшную, но очень красивую грозу, разряды молний освещали всё вокруг, пронизывали насквозь небо и, казалось, что ударяют прямо в землю.

Доехали. Дождь закончился. Быстро разгрузили Газель, и Петрович уехал. Ночь была очень тёплой. Мигом поставили палатки. А спать не хотелось, посидеть бы еще на улице. А еще хотелось утра и молочной каши, но оказалось, что её не будет... Эх, ну ничего, все по палаткам .

День 2
Не знаю, во сколько мы встали, но рано, официальный подъём я даже не слышала. С утра шёл дождь. Все занялись делами: кто-то завтраком, кто-то сбором судов, кто-то еще чем-то. Интересующиеся сбегали посмотреть на речку. А я познакомилась с новым для меня катамараном – Арбузом . Очень мне нравятся имена наших катов.

Место старта было рядом с мостом, река там узкая (метров от 3 до 5) и заросшая лопухами. Но это точно то, что нужно, табличка на мосту подтверждала. За завтраком ЕМ сказал еще: «ешьте больше каши!» и хитро так улыбнулся... Ох, не зря.

Первым ушел Вова на байдарке, следом двинулись и все остальные. Матрёшка и Проныра шли немного впереди, Арбуз отставал. Сначала речка была шириной метров до 6 или меньше, заросшая лопухами, иногда было свободное водное пространство лишь для одной гондолы. Мы всё думали с Андрюхой, как классно тут на байдарке . Кроме команд «греби!», «табань!» и прочих привычных появилась новая «толкайся сильнее!» - это не то, что можно подумать, а когда веслом надо упираться в дно и протаскивать кат по лопухам.

Очень часто реку преграждали поваленные деревья. Так что мы регулярно останавливались на обпил, пропил, пронос, обнос, перенос и даже пролаз. Сколько их было – я не знаю, хотела считать, но быстро сбилась и бросила эту затею. Если Матрёшку и Проныру тащить было всё-таки полегче, то Арбуза перетаскивали все мужики дружным хором. Уже дома изучила карту и увидела, что как раз в том районе в Барду впадает речка Бобровка, скорее всего, название не случайно .

Интересно было заглянуть за каждый новый поворот, которых было не мало, что же нас там ждёт… А в это время вокруг красота и глушь, мох на деревьях, и воздух такой чистый. Часто река шла вдоль лесных стен, кое-где к берегам выходила высокая трава. Было много звериных тропинок, по которым они ходят на водопой. А еще участки примятой травы, я уже представляла, как стаи зверей (лосей, кабанов, хомяков и проч.) резвились и катались тут по траве на спинах, но оказалось, что трава просто примята дождем. Вода в реке была почти прозрачная. По берегам много ручьев.

В таком неспешном темпе прошло, наверное, 10 километров и 5 часов!!! Один раз останавливались на перекус, чтобы восполнить физические силы и моральный дух. ЕМ сказал, что прошли мы «одну треть от одной трети от одной трети» , так что идём сегодня до упора.

Позже, ещё через 5 часов, Барда приняла крупный левый приток (крупный – это относительно других ручьёв) с грязной водой, и плыть стало легче, плыть стало веселее!!! Река стала полноводнее, немного шире. А вода в реке сразу стала цвета глины и не менялась до следующего дня. Зато прекратились завалы и непроходимые заросли лопухов.

В районе 8 вечера пора уже было подумать о стоянке. Но было два условия: надо было раздобыть чистой воды и догнать Вову на байдарке, а точнее не догнать, а чтобы он остановился и дождался нас .

К тому времени как всё сложилось, уже пошёл дождь, плавно переходящий в ливень. Выбрали место на огромной поляне. Дождь на какое-то время прекратился, как раз дал нам поставить палатки и заготовить дров. Варить суп (любимый Женин борщ!!!) уже было лень, так что на ужин были макароны с тушёнкой (еще одно из моих любимых походных блюд) . К тому времени, как доготовился ужин, уже лило, как из ведра, так что, чтобы в тарелке не было макаронного супа и не так сильно промокнуть, все расползлись по палаткам, прихватив тарелки. Кроме Нади и Серёги, которые у костра наслаждались дождём, лесом и чаем. А чай был какой! – со смородиной, мятой, имбирём и лимоном! Мы же легли спать, и засыпали под шум дождя, который всё пытался заглушить Володино пение под гитару из соседней палатки.

День 3
Опять проспали – проснулись, а завтрак готов, и дождь не барабанит и даже как-то задорно выглядывает солнце, бывает же! Собрали все пожитки и выдвинулись в путь в 9.30. Всем были розданы плюшки на перекус, а на Арбуз погрузили котелок с недоеденной утренней кашей.

Нам предстояло долгое путешествие, до с. Матвеево – вроде бы 30 км. Своим умом я прикидывала, что пройдём мы этот путь часов за 6… но не тут-то было. Как ни странно – приходилось постоянно грести – всю дорогу! Потому что если не грести – идём совсем медленно, а к концу пути, когда река стала шире, плёсы начали встречаться чаще, да и ветер стал встречным, даже относило назад.

После второй остановки на поразмять ножки, когда ЕМ сказал, что до середины пути еще 8 км – у меня случился упадок сил и настроя. Так что дальше некоторое время я мужественно молчала, гребла и ждала второго дыхания . И вот, долгожданная середина сегодняшнего пути! Село Кордон Терси. Было очень интересно, как оно может выглядеть. Село это уже не жилое, и как видно давно. Забор покосился, дома повалены, полуразрушены, зарастают травой, там хочется больше молчать… на реке стоял один рыбак, должно быть, он несёт там какую-то службу. А ведь раньше тут была жизнь.

Вскоре нас догнал экипаж Тайменя в составе Вовы и Нади, они будто прогуливались по реке . Арбуз серьёзно отстал ото всех, мы даже их уже и не ждали, но подумывали о каше, которая с ними.

И вот незаметно добрались до замечательного места! Здесь в реку впадал интересный родник, который просачивался из-под земли и через камни, вода была чистой, ледяной и немного сладкой, в маленьких заводях роились мальки хариусов. А выше был земляничный склон, куда мы с удовольствием собрались, кто пофоткать, кто ягоды пособирать, кто просто так. Ещё выше склона шла старая дорога – здесь на большой поляне когда-то была деревня.

Немного отдохнув, мы двинулись дальше. Арбуза по-прежнему не было видно. Последние 5-8 километров показались очень затяжными и однообразными, за каждым новым поворотом открывался небольшой прямой участок и снова такой же поворот. А нам-то нужен был мост в Матвеево! И вот примерно за 2 км от Матвеево мы увидели ЛЭП и рыбака, ловившего рыбу на кораблик, и стало всё ясно. Мы уточнили у него, ну на всякий случай, при этом подумали, все ли наши будут его спрашивать, оказывается, также подумали все наши, но спросили не все .

В итоге, примерно в 8 вечера, оказавшись на берегу, в Матвеево, у моста, мы были очень счастливы! Матрёшка пришла раньше нас, потом Таймень. Всё бы хорошо, но так и не было Арбуза. Разобрали каты и байдарку, начали сушиться, купили еды, разделили её по-честному и стали ждать Арбуза, сделав ставки: когда они придут, немного при этом переживая. Прогуливались по ближайшим окрестностям, постоянно ходя смотреть за поворот, не видно ли их там. И вот, через 1,5 часа показался Арбуз, на левой гондоле которого стоял Серёга, потому что сидеть ему было не на чем. Об этом мы узнали уже от участников событий, слушая их восторженные рассказы о том, как они прорезали баллон о какой-то сучок в береге (дыра была в полметра!), как им пришлось спасать ситуацию (подвязывая сдувшийся хвост), как пришлось грести Володе и Серёге, которые были сзади и вообще, как им казалось, что мы где-то далеко-далеко. А всё потому – что «Надежда покинула их» (это по их версии, ага). Просто Надя ещё раньше перешла к Вове на байдарку, потому, что на Арбузе было слишком многочисленное население.

И вот, уже в одиннадцатом часу, собрав все вещи, погрузились в газельку, заехали в магазин в Лысьве и уставшие, но довольные заснули под шум дороги домой.