РЕКА СНЕЖНАЯ, 30 ИЮЛЯ - 22 АВГУСТА 2010

Просмотров: 28500  |  размещен 12.10.2010

МЕНЮ ПО-СНЕЖИНСКИ С СЮРПРИЗАМИ [3]

дневник похода: река Снежная, 30 июля - 22 августа 2010

Перемена третья. АМЕРИКАНСКИЙ ВИНЕГРЕТ «ГАНГСТЕРСКО-КОВБОЙСКИЙ» НА БУРЯТСКИЙ ЛАД

Современное значение слова «винегрет» - смесь разных продуктов - привело еще к другому смыслу.
Оно означает также смесь разных предметов или понятий, всякую всячину.
Интернет

День 5 (03.08)
Проснулись в 11:30, на улице пасмурно, но дождя нет. Ни машины, ни трактора, ни другого транспортного средства, желающего доставить нас в Баянгол, в ближайших окрестностях не наблюдается.

Поели, машины все еще нет. Коротая время, полезли на горушку, которая возвышается над городом – красота, весь Закаменск с окружающими его хребтиками как на ладони. А дополнительное удобство – горушка эта находится на задворках того домика, где мы ныне временно обитаем (то есть, далеко идти не надо), а сам домик – на задворках города Закаменска. Кстати, в городе есть горно-обогатительный комбинат (вольфрам/молибден). Наверху видели больших кузнечиков с розовыми крыльями, нашли цветки лаванды.

Над Закаменском Где-то там граница с Монголией

Над Закаменском

Благополучно прошел обед – машины нет. Хозяйка дома, во дворе у которой мы до сих пор живем, молчит, и, по-моему, вообще скрывается от наших глаз, чтоб не задавали «лишних» вопросов. Похоже, пора принимать экстренные меры, а то ведь так недолго и ассимилироваться с закаменским народом, воспринимая его язык, нравы, религии, обычаи и т. д. Так что порешили своими силами найти контакты того самого Валерия Очирова, который на своем тракторе забрасывает под перевал Бэрхэ-Дабан. (Марина: И о котором трещит весь интернет, но из его координат из отчета в отчет там переходит лишь никому не нужный его домашний адрес, а животрепещущих сведений о телефоне или хотя бы мейле нет нигде. В противном случае мы бы так не влетели – сразу бы договорились с Валерой, тем более, везде он описан как человек обязательный, что и подтвердилось в нашем случае).

Марину с Диманычем и Колей отправили в город, а остальные взялись в очередной раз через Валин мобильник копать интернет – а вдруг, да повезет, и где-нибудь там, в уголочке отыщется вожделенный номер. В итоге все у нас, конечно же, получилось. Правда, телефончики надыбала наша поисковая зондер-команда: сначала Диманычу пришла идея зайти на местный почтамт – там им выдали домашние телефоны всех Очировых В. Баянгола, а потом вмешалась и судьба – уже на обратном пути к ним подкатил местный мужичок на предмет пообщаться, и может, срубить денег – очень уж они были похожи на туристов, которым надо куда-то ехать. Так вот, этот местный оказался знакомым искомого нами Очирова Валерия – так мы разжились и Валериным сотовым. Дело было за малым – созвониться и договориться. А также как-то еще переброситься из надоевшего Закаменска в прекрасный и пока такой недоступный Баянгол…

Марина: Заветный телефончик Валеры Очирова (заброска туристов от Баянгола на Снежную (на перевал Бэрхэ-Дабан), имеет свой трактор и лошадей) - 8 924 750 32 89.

Договорились с Валерой легко: да, он готов нас забросить, и даже попытается заехать на перевал. А когда мы рассказали ему о том, что по неведомым причинам застряли в Закаменске, он даже вызвался через пару часов приехать и забрать нас.

Полгорода уже знает, что мы ищем машину, забЕгала и хозяйка дома. А нам уже было хорошо – все наконец-то решилось. Поэтому спокойно собрались, даже немного побренчали на хозяйской гитаре. А напоследок Бармалей умудрился провалиться в сортир, проломив доску… наверное, всё же решил отомстить гостеприимным хозяевам.

Бармалей: Из сортира я выползал на четвереньках, чуть не плача от боли и досады и ухохатываясь от комизма ситуации. Хорошо, что яма в сортире была глубокая, и до её содержимого я так и не добрался.

Бегство из Закаменска

Около 9-ти вечера приехал японский грузовичок без тента. Мы живенько забегали с барахлом туда-сюда. Тут же появилась хозяйка дома, весь день кормившая нас обещаниями. И разразился скандал. Немного перепало и нам, но основное досталось Валере. Были там и страшные бурятские проклятия, и попытки вцепиться в остатки волосяного покрова, и обещания пожаловаться всем-всем-всем. Правда, светская беседа велась на местном диалекте, так что окромя родного нашего мата мы ничего толком не разобрали, но главное поняли – тут крупно пострадали чьи-то экономические интересы, и теперь этот кто-то готов на любые подлости вплоть до привлечения парткома, райсобеса и облгаи.

Бармалей: В конце концов, поняв, что тут ей уже не обломится, погрозив нам кулаком и плюнув напоследок, бурятская дама забралась в свою машину и поехала поднимать свою крышу. Почесав в затылке, Валера поехал до своей. Ей (крышей) оказался замначальника местного ГАИ (я так понял), которого Валера и уговорил сопроводить нас на своем крузаке до выезда из города. Оказалось – не зря. На одном из перекрестков дежурила машина ДПС вместе с неугомонной женщиной. Миновав злющую даму, Валера попрощался с сопровождением, и мы весело покатили в Баянгол.

Итак, начала выявляться завидная закономерность: уже второй день заброски протекал по одинаковому сценарию – днем мы спали, а ночуром (время между вечером и ночью) перемещались.

Едем, на улице темень, дальше борта ничего не видно, зато над головой суперское звездное небо. Перевалили несколько небольших хребтов, в Баянголе загрузились дровами и поехали дальше. Выгрузили нас недалеко от каких-то карьеров, на берегу небольшой речушки. Вокруг опять же ничего не видно, темень хоть глаз выколи. Разбили лагерь. Буряты уехали, но обещали вернуться завтра к вечеру и уже на тракторе. Перед сном местечко, где мы стояли, порадовало непонятным то ли воем, то ли стоном, то ли криком какого-то животного. По некоторым версиям – кто-то решил подоить горного козла.

***
Пример уникального диалога:
В Закаменске ищем магазин:
Полина: - Извините, не подскажете, как пройти к магазину?
Местная жительница: - А вы кто?
Полина: - Мы - люди!
Местная жительница: - Волонтеры что ли?!

Хвойник односеменной

День 6 (04.08.)
Около одиннадцати проснулись и обнаружили, что живём среди гигантских – выше человеческого роста – карликовых берез. Сегодня опять предстоит целый день на одном месте – будем ждать трактор, который ориентировочно должен подойти к семи часам вечера. А на реку уже так хочется! Но во всем надо видеть и положительную сторону – мы на природе, да и погода шепчет… светит солнце, на улице около 22 градусов, просто отличная стоит погода! Надо пользоваться! Вот и пошли с девчонками прогуляться на противоположный берег местной речушки: там, за рекой небольшая горка с крутым подъемом. Наградой за преодоление этого препятствия стала полянка дикой клубники. Дальше махнули на осыпи, на которых видели следы неизвестных копытных (скорее всего кабанов). Ещё на этих камнях попадаются какие-то непонятные ягоды, попробовать их мы не рискнули. (Марина: А, кстати, зря. Съедобные оказались ягодки. Я, как приехала домой, сразу же полезла в интернет на предмет ботанических исследований. И нашла: хвойник односеменной (др. название эфедра односеменная). Его плоды - ягоды ярко-красного цвета, сочные, созревают в августе. Ягоды употребляют в пищу. Они содержат витамин С, сахар и органические кислоты. Их используют для приготовления варенья, джемов, киселей и компотов, а также употребляют в свежем виде. Блин… что же раньше-то не посмотрела. Знала же. Правда, встречали мы эти ягодки всего однажды, да и то эпизодически – на Зун-Мурине, в самый последний день, на антистапеле, у моста в Зун-Мурино. Зато здесь, на Снежной они попадались нам частенько, и целыми полянками.)

У подножья осыпей, на дереве увидели первую дикую живность – белку. Хотели запечатлеть её на Сашкино фоторужье, но пока меняли объектив, пушистый друг смылся. Зато на обратной дороге набрали первых красноголовиков.

Над Закаменском Окрестности карьеров и наш лагерь

Окрестности карьеров

Неужели, сейчас поедем?

Под вечер, около десяти, пришел обещанный трактор, что не могло не радовать. Загрузились в телегу, кто как – кто на рюкзаках, кто между ними. Опять ночное путешествие.

Около часа узкая дорога постоянно карабкалась вверх. Слева склон, справа обрыв. Поначалу, пока совсем не стемнело, можно было даже обозревать окрестности. Правда, времени (да и возможности) вертеть головой просто не было – на колдобинах подбрасывало так, что казалось, будто сидим мы не в телеге, а на взбесившемся отбойном молотке. Да и деревья постоянно пытались хлестнуть по лицу ветками. Где-то на этом участке разъезжались со встречной шишигой. ГАЗ-66 тесненько прижался к стенке, а мы его обползали по самому-самому краешку обрыва. Позже Валера, успевший на ходу по-бурятски перемолвиться с водителем, сказал нам, что это и был тот самый ГАЗон, которого так бестолково мы ожидали в Закаменске (а так бы и до сих пор могли ожидать). Что-то у них не сложилось, когда забрасывали предыдущую группу – где-то на болотах перевернулись… хорошо, что все живы остались… Кстати, группу так до перевала и не довезли…

А потом – очень быстро – стемнело. И кроме прекрасного звездного неба больше ничего не было видно. Ехать было прохладно, даже скажу больше – холодно, температура упала градусов до 5. Посреди ночи, когда терпеть уже не было мОчи, остановились по нужде. Мужики горохом посыпались из телеги в предвкушении «удовольствия». Даже Миша – самый большой из москвичей, обычно очень осторожный, молодецки перемахнул через бортик. И весьма неудачно – зацепил рукой за что-то (утром мы тщательнейшим образом исследовали тележку с этой стороны и ничего не нашли!) и сильно разодрал ладонь. Рана была очень нехорошая – глубокая, рваная и длинная, сантиметров десять. Похоже, отплавался…

Глубокой ночью дошкандыбали нас до реки Сангины. Там и было решено заночевать, чтобы больше не искать себе приключений ни на какую часть тела. Да и дорогу дальше обещали еще хуже (куда уж!). Мужики (буряты) уехали на охоту в надежде добыть изюбра, кабана или медведя. Как же хотелось с ними, тем более даже было приглашение, но завтра нас ждал непростой день – восхождение на перевал, поэтому охота для меня так и осталась желанием.

Марина: Эта ночь была непростая, переломная как для наших москвичей, так и для нас всех – для кого-то решалась судьба всего похода, для кого-то как минимум переигрывался кадровый вопрос. Анька, пока мы ужинали, занималась пострадавшим и пыталась понять, как он видит свое дальнейшее участие и нашем мероприятии. А когда Миша уснул, вышла «в люди». К тому времени из «людей» у костра остались только мы с Володей. Так втроем и просидели, обсуждая, как быть дальше… Ребята склонялись к тому, что если завтра Мише не поплохеет, они останутся тут дожидаться «обратного рейса» трактора, и с ним вернутся в населенку… Было грустно, но хотелось все-таки надеяться, что утром все уладится…

***
Саша: - Дайте, я высосу этот горошек!
Бармалей: - Дай сосну тоже!
Саша: - Нет, я насосалась, но буду еще!

Саша: - Если спирт разбавленный, зачем его запивать???

День 7 (05.08)
Утро ясное, свежее – так что день будет хороший. Проснулся от шума подъезжающего трактора. И завтрак почти готов – все вовремя. Трактор уже без телеги, вместо нее прицеплена какая-то приспособа типа корзины – для размещения рюкзаков.

За завтраком буряты делились впечатлениями от ночной охоты – ничего-то они не добыли, пробуксовали где-то всю ночь. Хорошо, хоть не поломались. Что нисколько не противоречило нашему нынешнему сценарию . Но, похоже, какая-то звезда нам все-таки покровительствует, и мы сейчас двинемся дальше. Вот только позавтракаем, и двинемся. Правда, надо еще принять нелегкое для всех решение. Точнее, решение уже принято – очень печальное решение. Остается лишь осознать его и воспринять, что тоже нелегко – ребята хотят сойти маршрута всей командой (ну, не могут они по-другому: или вместе идти, или вместе возвращаться – главное, вместе), вернуться на Байкал. А еще нам надо очень быстро придумать, как при таком раскладе мы будем жить дальше – нас ведь остается девятеро! И хотя Валя в порыве самоотречения порывается тоже уйти вместе с москвичами, мы-то понимаем, что это уж точно будет неправильно! Мы тоже одно целое! И все равно что-нибудь придумаем!

А пока быстром темпе (чтобы у Вали не было времени на раздумья) завтракаем, решаем с москвичами вопросы по снаряге (остаемся без ЖПСа, видеокамеры, противня и бани, которые по договоренности были у москвичей) и отправляемся в путь-дорогу. Девчонки – Полинка и Сашка – с Бармалеем едут на тракторе, остальные выходят пешком, чтобы не перегружать машину, ибо впереди болотина.

На бурхане

Светит солнце, можно даже позагорать. Дошли до фермы, где Полина своим очарованием отработала для общественности банку местной сметаны. После этой фермы дорога, если конечно ее можно так назвать, стала чуть получше. Так что взгромоздились на трактор всей толпой и доехали до бурхана – места священного (под деревом выложено из камней, что-то вроде алтаря). Наши проводники помолились, да и мы привязали по ленточке.

Едем дальше, направление петляет среди гигантских карликовых берез, держаться очень неудобно, того и гляди, слетишь на следующей кочке, но утешаем себя известной всем истиной: «лучше плохо ехать, чем хорошо идти».

Добрались до Валериного зимовья на речушке Мазайхе, правом притоке Сангины. Передохнули, и с новыми силами ринулись покорять местные просторы…

Дальше опять начались болота, так что плохо ехали только девчонки и Бармалей, прочие топали на своих двоих (зато налегке!). Идем с Диманычем то за трактором, то впереди него (остальные немного отстали). И со стороны хорошо видно, что катание на тракторе по интенсивности ощущений и адреналиновыделяемости можно сравнить с прохождением порогов: то резко вверх, то резко вниз – ребят в корзине кидает из стороны в сторону, как капельки воды в миксере, удержаться там стоит немалых усилий и заслуживает похвалы. А тут ещё и дождь начался, и все непромокайки в рюкзаках, а все рюкзаки утрамбованы и привязаны, поэтому закаляемся в футболках. Особенно сильно закаляются те, кто сидят – мы-то хоть как-то согреваемся на бегу. Пробежали и то место, где легла встреченная вчера шишига. Там все размешано, валяются деревяшки…

Следующий этап – подъем на перевал. Та ещё песня! Мы с Диманычем и один из бурят, то идем пешком, то едем на переднем бампере трактора. Помогаем своим весом трактору забираться на перевал, чтобы не кувыркнулся назад под тяжестью корзины. У Валеры, по его словам, это первое путешествие на своей технике на вершину Бэрхэ-Дабана. Пару раз от резкой смены скорости нас даже сбросило с передка трактора – так наш извозчик шутил. Так-то там и держаться-то абсолютно не за что, кроме одной маленькой ручки – и это на троих. Мы даже открыли крышку, которая ведет к движку.

Медленно, но верно продвигаемся к вершине хребта. Димон, слетев с трактора, сильно ударился грудиной, а трактор не останавливается, вот и успевай, как хочешь запрыгнуть обратно, затем его сменил я, свалившись на камни. И свой путь до вершины перевала уже продолжил пешком, оставалось всего около 200 м. А вот и она заветная вершина хребта, внизу в дымке тоненькой струйкой бежит река Снежная!!!

Тракторное родео

«Бэрхэ-Дабан – в переводе с бурятского «тяжелый перевал». Высота: 1816 м. Направление: север – юг. Соединяет долины рек: Снежная, Мазайха.»

Всё так же идёт дождь. Развели костер, обогрелись, перекусили, попрощались с бурятами. Дальше наши пути расходятся: им назад, а нам предстоит спуск с перевала к Снежной.

Было уже около семи вечера, когда мы начали челночить. Вышли с Диманычем первыми, но дошли только до середины спуска и решили вернуться обратно: тропа крутая, груз негабаритный – выматывает. Да и скоро уж стемнеет, а оставлять наверху хвост нельзя. Надо перетаскать все хотя бы досюда – завтра будет легче жить.

Смеркается, и вот он, долгожданный шум воды, но это всего лишь ручей. А около него девчонки уже поставили лагерь, разожгли костер и в котелке даже что-то булькает и заманчиво пахнет на весь лес. Времени 23:00 – темнота, хоть глаз выколи. Утомленные перетаскиванием вещей поужинали и разошлись по палаткам.

P.S.: Вокруг нашего лагеря полно каких-то останков – черепа и еще всякие кости валяются.

В начало    <<< Назад    Дальше >>>    В конец

Комментарии читателей (5)
Иван (Кемерово)
А Базаров то тут при чем? Упоминаний я чет о нем не нашел кроме хулы. С чего Вы взяли что вас он кинул??
14-02-2011 06:51:47
Admin:  Никакой хулы, уважаемый. Изложены исключительно факты... И про то, что "кинул", вроде, не написано. А сказано, что НЕ ВЫПОЛНЯЕТ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ...
Кратенько: он (его жена) привез нас в Закаменск и... всё... Хотя по договоренности должен был забросить сначала до Баянгола. Там пересадить на трактор и дальше - на Бэрхэ-Дабан (и где здесь Закаменск???). Кстати, договаривались с ним за несколько недель до нашего выезда с ПМЖ
Собственно, господина Базарова мы так ни разу и не увидели. В то время, как мы сидели в его дворе, ждали обещанный им трактор (щас придет... щас придет - это была вся информация, которой нас кормили), он, насколько мы значительно позже поняли, бегал искал транспорт и занимался заброской другой группы. Потом, когда у него с той группой вышел облом - в болотах перевернулся ГАЗ-66 вместе с ним и группой, г-ну Базарову было опять некогда... Об этом мы узнали позже, когда встретили этот ГАЗ-66. Г-на Базарова и тогда тоже не увидели - он от нас прятался. Насколько я помню, это было уже на третий день после нашего прибытия на место.
Отсюда вывод: четыре дня ему точно было не до нас. А может, и еще больше - не известно, когда бы он добрался до Закаменска.
15-02-2011 15:31:57
vkoksh (Пермь)
Хороший отчёт. Душевный поход. Настоящие самураи!
18-11-2010 15:58:30
ВладимирЪ (Барнаул)
хороший проход, хороший отчет. спасибо. молодцы.
18-11-2010 12:19:42
Сергей
Дим я сохранил шапочку, в следующий раз если что ...
08-11-2010 20:07:44
Диманыч (Новокузнецк)
Серёге --как автору --РЕСПЕКТ ! Марине -Модератору -Уважение !!!а всем остальным участникам действа --огромное СПАСИБО .!за то что мы всё прошли .всё сделали .за то что так сложилось у всех в этом году !!
!Р.S...надо было снять с Серёги шапочку чакровую ..может не летали бы тогда