КАТУНЬ, 1980

 
ОПИСАНИЕ
Просмотров: 7345 
 


Катунь, 1980

дневник похода

АККЕМСКИЙ ПРОРЫВ | ИНИНСКИЙ ПОРОГ | ИЛЬГУМЕНСКИЙ ПОРОГ | КАДРИНСКАЯ ТРУБА И "ШАБАШ" | ТЕЛЬДЕКПЕНИ


СБОРЫ. ПОДЪЕЗДЫ

Маленькое вступление

Впервые я побывал на Катуни в июле 1979 г. Мы прошли маршрут четвертой категории сложности по Урсулу и Нижней Катуни на катамаране. Вода была большая и первое впечатление от Катуни - огромная мощь.

Нижняя Катунь не представляет большой сложности для прохождения, но высокий вал, часто стоящий по всей реке, мощные сливы и водовороты невольно внушают уважение. Побывав здесь однажды, непременно захочешь пройти еще раз.


Еще тогда я решил снова вернуться сюда и пройти Катунь от Усть-Коксы, но не знал когда представится такая возможность. Учебный год, последний год в институте был для меня очень богат событиями. Осенью - Якутия, а в марте, сразу после государственного экзамена - лыжный поход высшей категории сложности на Приполярный Урал.

Но я решил, во что бы то ни было выкроить время и для Катуни. Сделать это оказалось не так просто, главным препятствием стала кафедра. Несмотря на успешную работу над дипломом, преподаватели и слушать не хотели о втором походе, через двадцать дней после возвращения из первого. Пришлось просто сбежать.

Начало мая у студентов - нелегкая пора, близко весенняя сессия, а у какого студента перед сессией не бывает задолженностей. Трудно было найти время не только мне, но и всем участникам. Решили провести поход за 16 дней, с 26 апреля по 11 мая. Для четверки это, конечно, маловато, но, к сожалению, большим временем мы не располагали.

Всего нас шло 8 человек, из них две девчонки. Суда выбирать не приходилось, мы с трудом набрали камеры на один плот. Расчет простой - шестеро мужиков стоят за гребями, а девчонки фотографируют прохождение порогов. Но самым интересным было то, что двое мужиков во время подготовки к походу были далеко от Перми. Один из них должен был приехать только в день выхода на маршрут, а второй встречал нас в Горноалтайске. Отсутствие на маршруте одного из них привело бы к значительному ослаблению группы.

Подготовка к этому походу проходила очень напряженно, но основные трудности были еще впереди, ведь нам предстояло пройти Катунь на шесть дней, а это свыше 300 км сплава и большое количество порогов, требующих разведки.

Трудности начались еще в Перми. На нужный поезд не оказалось билетов. Отъезд задержался на 12 часов. Приехав в Новосибирск, на час опоздали на поезд до Бийска, пришлось ночь сидеть на вокзале, а утром поехали на электричках с пересадками в Черепаново и Барнауле. Только к концу третьих суток, в первом часу ночи, мы, наконец-то добрались до Горноалтайска.

Здесь нас ожидали новые "сюрпризы". На автовокзале сидели толпы туристов, направляющиеся в разные уголки Алтая, но застрявших здесь из-за отсутствия билетов. Некоторые группы сидели здесь уже второй день, а шансов купить завтра билеты снова почти не было.

Драка за билеты началась в пять часов утра. Толпа туристов плотно обступила все подходы к кассам, а представители групп встали в очередь. Мы стояли третьими, но, наученные горьким опытом, две предыдущие группы скупили все оставшиеся от предварительной продажи билеты на все рейсы в нужном направлении. Хорошо, что они ехали не на Усть-Коксу. Только благодаря этому нам достались 2 билета, да и то, как оказалось впоследствии, по ошибке - свободных мест в автобусе не было.

К восьми часам утра подошел последний наш участник. Оказалось, что приехал он еще вчера днем, а ночевал в гостинице. Теперь группа была в полном составе.

После утренней разминки у билетных касс все были страшно голодны, поэтому первым делом решили пойти в столовую, а уж потом обсудить создавшееся положение. Утолив голод, толпа несколько оживилась. Начали обсуждать возможные варианты дальнейших наших действий.

Решили двоих мужиков отправить на автобусе и начинают строить плот, а остальные, разбившись на пары, будут добираться попутным транспортом. Еще раз, в деталях, обговорили действия по основному и запасному вариантам, выпили по кружке кваса, и, оставив счастливчиков ждать автобус, двинулись на Чуйский тракт ловить попутки.

День выдался жаркий. На развилке, куда мы приехали на городском автобусе, не было ни малейшей возможности спрятаться от палящего солнца. Мимо нас проносились десятки машин, но ни одна из них даже не притормозила на наши жесты. Оптимизма у нас заметно поубавилось.

Через два часа нам все же повезло. На Чую шла колонна автобусов с участниками всесоюзного водного ралли. Последний автобус прихватил и нас. С участниками ралли мы проехали почти половину пути. Высадили нас на Урсуле. Отсюда Чуйский тракт уходит вниз по Урсулу, а нам надо было вверх.

Вечерело. Жара сменилась пронизывающим ветром. Вокруг нас, в широкой долине Урсула, окаймленной невысокими горами, лежали урсульские степи, покрытые лишь чахлой травой.

По нашим подсчетам примерно через полтора-два часа должен был пойти автобус с нашими счастливчиками. Мы решили подождать. Только мы расположились, как подошел местный автобус, направляющийся в соседнюю деревню за рабочими. Этот автобус подбросил нас еще на двенадцать километров. Там удалось поймать попутки на четверых.

И вот около четырех часов ночи первые четыре человека добрались до начал сплава и разбили лагерь в двух километрах ниже поселка Усть-Кокса на берегу одной из многочисленных проток Катуни. Позади осталось около 600 км дорог от Горноалтайска.

Катунь встретила нас неприветливо. Всю ночь шел мелкий дождь и дул пронизывающий ветер. Температура упала до нуля. О жаре в Горноалтайске мы вспоминали уже как о счастливом сне.

Пока нашли место и поставили палатку, насквозь промокли и замерзли. Но, согревшись у костра и переодевшись в сухое, понемногу отошли и легли спать. После столь тяжких подъездов отдохнуть было не грех, поэтому встали только в двенадцатом часу. Утром дождь кончился, но было холодно.

Из лагеря хорошо просматривалась долина Катуни. Разбившись на множество проток, по широкой котловине несла свои мутные весенние воды могучая алтайская река, а на противоположном берегу гордо поднимались заснеженные хребты массива Белухи.

Время было дорого, и не дождавшись завтрака, толпа принялась за работу. Кругом был лиственный лес, лишь иногда встречались небольшие елки. Даже дрова для костра найти было довольно сложно. Было решено строить плот из березы, а ее вес компенсировать уменьшением сечения каркаса. Обладая большим удельным весом, береза достаточно гибка и прочна, нужно лишь правильно рассчитать конструкцию.

К обеду подъехали остальные, и мы с удвоенной энергией взялись за строительство. К вечеру все элементы плота были заготовлены. И наполовину собран каркас. К обеду следующего дня мы должны были выплыть.

После напряженного трудового дня нас ждал праздничный ужин. Поводов для празднования было достаточно: кончились утомительные подъезды, впереди интересный маршрут, а завтра - первое мая.


НАЧАЛО МАРШРУТА

Подъем в шесть часов утра. По-прежнему холодно, но небо чистое. Из-за гор встает солнце, и в его лучах снега на вершинах кажутся нежно-розовыми. Несмотря на утреннюю прохладу и корочку льда на поверхности заводи, толпа дружно идет умываться и чистить зубы. Ночные дежурные не тратили время даром - каркас окончательно собран и начат настил. Так что к обеду плот был почти готов, оставалось лишь немного доделать греби.

После обеда состоялся торжественный спуск плота на воду. Первые испытания показали, что конструкция оказалась слишком гибкой, пришлось срочно усиливать крайние продольные элементы каркаса, а через два часа плот был готов к сплаву, и на его грузовой площадке красовалась груда рюкзаков.

Наступила минута отплытия. По старой традиции весь экипаж собрался у костра, присели на дорожку, сфотографировались. Еще раз посмотрели на новенькую посудинку, от которой отныне зависела наша судьба и пошли занимать места согласно штатному расписанию.

Для выхода из нашей заводи необходимо было сразу пересечь сильную струю, бьющую в берег. Мы условились о порядке работы и только начали отгребаться, как от мощных рывков вылетела одна из ручек передней греби, которую в спешке забыли примотать проволокой. Но, тем не менее, сплав начался.

Протоки, протоки, десятки и сотни больших и малых проток. Которая же из них основная? Весь экипаж настороже. Все внимательно следят за рекой. Но постепенно волнения первых минут проходят, напряжение спадает, и мы уже сами начинаем искать приключения. Нам непременно надо пройти по струе вдоль самого берега, отбиться от прижима лишь в последний момент, пройти вплотную к наклонившемуся дереву, не задев его. Нам надо почувствовать воду и судно, чтобы в дальнейшем точно рассчитывать наши возможности, чтобы научиться использовать силу воды для выполнения маневра.

Высокая квалификация водника заключается не в том, чтобы слепо противопоставлять воде силу своих мускулов. Воду надо чувствовать, надо знать, где она - враг, а где - друг, надо предвидеть, как поведет себя судно в том или ином случае. Движение воды в пороге очень сложно, умение понять его помогает правильно задумать и осуществить маневр. Часто между походами бывают значительные перерывы, экипажи не всегда постоянны, да и суда сильно отличаются друг от друга.

Через пять часов сплава протоки кончились, долина реки значительно сузилась, за правым поворотом показался первый подвесной мост. Весь экипаж с тревогой всматривался в даль в ожидании "сюрпризов". Обошлось.

В русле реки в незначительных прижимах начали попадаться отдельные обливные камни. Но в целом река оставалась спокойной. В поиске ощущений мы старались непременно пройти по бурунам. Но день близился к концу. Пора было думать о ночевке. Да и плот требовал мелкого ремонта.

В нашей лоции не хватало одного листа как раз этого участка. И я не мог точно определить место нашей ночевки. А ошибка в определении скорости течения натолкнула на мысль, что завтра к обеду мы можем выйти к Аккемской трубе. Придя к такому выводу, мы начали готовить судно и решили завтра выйти как можно раньше.

Вечер выдался тихий и теплый. После ужина толпа еще долго сидела у костра.


Несмотря на все наши усилия, выйти раньше 9 часов не удалось. А через 4 часа сплава стало ясно, что к Аккемской трубе мы выйдем только вечером.

Река по-прежнему оставалась спокойной, но начали попадаться небольшие пороги и слабые шиверы с полутораметровым стоячим валом и метровыми сливами. Прохождение этих препятствий доставило нам несколько приятных минут и, пройдя одно, мы с нетерпением ожидали следующего.

По берегам часто попадались деревни, а на реке - паромные переправы. В этих случаях значительную опасность представляет трос, перекинутый через реку, но, благодаря малой воде, мы свободно проходили под ним.


АККЕМСКИЙ ПРОРЫВ

После обеда на горизонте показался высокий заснеженный хребет, прорезая который, Катунь образовала Аккемскую трубу. Через три часа мы подошли к нему и остановились на ночевку. На подходе к трубе не обошлось без анекдотов. Это было наше первое в этом походе и, пожалуй, самое сложное на всей реке, и мы, перестраховавшись, остановились на ночевку, не дойдя до него свыше трех километров.

Пошли на разведку.

Аккемская труба - не сплошной каньон с девятью ярко выраженными сливами, высоким стоячим валом и большой скоростью течения. Длинна его около четырех километров. Причалить между отдельными сливами практически невозможно. Весь каньон нужно проходить в один прием.

Труба начинается сразу за левым поворотом реки слабой шиверой. На самом повороте справа впадает приток. Для осмотра препятствий можно причалить в небольших бухточках правого берега, не доходя до поворота 100-150 метров.

После левого поворота прямой участок около ста метров и поворот направо со значительным прижимом к скальному левому берегу, а заблаговременно уйти от прижима мешают два метровых слива, расположенных один за другим вдоль правого берега. За прижимом снова прямой участок около трехсот метров, начинающийся первым сливом.

Продолжая пробираться по осыпи правого берега, мы добрались до первого слива. Здесь ничего особенного не было. В сужении образовался прямой пологий слив с двухметровым стоячим валом, а впереди каньон уходил немного влево.

За поворотом мы увидели грандиозный второй слив. После незначительного левого поворота река с ревом обрывалась двухметровым водопадным сливом шириной не более восьми метров. Справа слив ограничивали огромные надводные камни, перегородившие реку почти на половину реки, а за сливом вздымался крутой трехметровый вал. Этот слив произвел на нас сильное впечатление, но главное оставалось пока впереди. Еще через 100 м прямого участка виднелся третий слив - изюминка Аккемского прорыва.

По дороге на Катунь нам рассказывали случай, как в косых валах третьего слива перевернулся камерно-деревянный плот шести метров длинной и три метра шириной. Перевернулся не из-за ошибки экипажа, а от огромной мощи валов. Мы тогда решили, что ребята преувеличивают. Но тут...

Почти до середины реки выступает огромный валун. Слева от него пройти невозможно из-за обливных камней на выходе, а справа с двух сторон сходятся крутые двухметровые косые валы, образующие в местах наложения трехметровые пенные шапки. Даже в малую воду вид третьего слива внушает большое уважение, а что творится здесь в большую воду!

Мы долго смотрели на этот слив, такое не часто доводится увидеть. При виде такой мощи начинаешь сомневаться в исходе прохождения.

Осмотрели еще два слива, а затем выбрались наверх. Наша разведка продолжалась уже четвертый час, скоро уже стемнеет. Почти бегом пустились в обратный путь, но засветло добраться до лагеря не удалось, пришлось около часа блуждать в полной темноте в его поисках.


Утро выдалось хмурое. Ночью шел снег, к утру сменившийся моросящим дождем. Более скверной погоды для купания в ледяной воде трудно себе представить, но откладывать прохождение мы не могли.

Собирались медленно - погода сказывалась на настроении. Лишь в десятом часу погрузились на плот и подошли вплотную к трубе. Было решено оставить на плоту ремнабор и сухой паек, а остальное обнести. По дороге обратно еще раз осмотрим каньон и расставим девчонок с фотоаппаратами.

Пока готовились к обносу, дождь кончился. Потеплело. Обрадованные, бодро зашагали по тропе.

Шел уже второй час обноса, а каньон никак не кончался. Берег по-прежнему обрывался к воде, и спуститься с рюкзаками было весьма замысловато. Но все кончается, закончился и он. Поставили опознавательный знак и в обратный путь.

Вернулись, подкрепились, проверили судно и личное снаряжение, присели на дорожку, а затем заняли свои места на плоту.

Сильными гребками выводим плот на середину реки. Вот и начало трубы. Несколько гребков вправо - необходимо пройти вплотную к сливам. Сливы позади. Снова ожесточенно отбиваемся вправо - впереди прижим. Еще, еще и прижим пройден, направляем плот в первый слив. Все подались вперед в ожидании удара, но все в порядке. То взлетая на гребни, то проваливаясь в ямы, идем дальше. Первый слив пройден. Минутная передышка и радость первой победы.

Впереди второй слив. Пока виден только его край, а дальше река, как будто куда-то проваливается. Но вот появляются пенные гребни валов и огромная яма, в которую мы вот-вот должны влететь.

Передняя подгребица скрылась в бурлящем потоке. Волна по грудь захлестнула передних гребцов и опрокинула их назад. Задние тоже повалились от удара. Мгновение замешательства, но слив уже позади. Выправляем плот. Второй слив пройден, но расслабляться некогда. Впереди третий, самый коварный во всем прорыве.

Для успешного прохождения третьего слива надо зайти точно по центру. При неточном заходе сильная боковая волна может смыть весь экипаж и перевернуть плот.

А вот и он. С обеих сторон огромные косые валы, кажется, только и ждут нас, чтобы перевернуть. Входим точно по центру. Снова подгребица проваливается в пену, но удар менее сильный. Вдруг нас сбивает с ног запасная гребь - лопнуло одно из ее креплений и, погрузившись одним концом в воду, она пронеслась над плотом, вращаясь вокруг уцелевшего крепления. Удержать гребь не получается, пришлось перерезать и второе крепление.

Все последующие сливы проходим чисто, а двухметровый вал только веселит нас. Вот и опознавательный знак. Несколько гребков, и мы благополучно причаливаем в маленькой бухточке.

Аккемский прорыв позади! Ура! Все довольны, но стараются показать, что ничего такого особенного и нет, дескать, не в первый раз. Тем более что вот-вот должны появиться девчонки. Правда, Андрей не выдержал и с криком: "А мне все равно терять нечего, мокрее уже не буду!", - сиганул в ледяную воду, якобы испытать спасжилет. Остальные, вполне счастливые, мирно начали переодеваться.

Нашу "галошу" однако сильно потрепало: каркас не пострадал, а вот крепления камер полопались и камеры вылезли между элементами каркаса. Немедленно принялись за ремонт.

Оказалось, девчонки ничего толком и не видели - ни как нас повалило валом, ни нашего сражения с гребью. И только потом, на фотографиях мы увидели себя в сливах со стороны. Во втором сливе из воды торчал лишь кончик задней подгребицы да наши головы.

Очень жаль, но пора плыть дальше.

Через несколько часов мы прошли устье Аргута и чудесное место для лагеря, но до темноты было еще далеко и надо было плыть дальше. Вскоре долина расширилась, и начались степи. На ровных как пол, берегах не было ни деревца, лишь у самой воды кое-где росли тополя. Около двух часов мы пытались найти место для ночевки, но темнота заставила остановиться на совершенно открытой террасе, рядом с загоном для овец. Отметили удачное прохождение Аккемского прорыва и разошлись по палаткам.


ИНИНСКИЙ ПОРОГ

Утро солнечное, но прохладное. Погрузив вещи на плоти поудобней устроившись на них, поплыли дальше. Река спокойно извивалась по широкой долине. Солнце начинало пригревать, и мы наслаждались его теплом.

Вскоре на левом берегу показался лес. Причалили, чтобы позавтракать и сделать запасную гребь. Распределив обязанности, все разошлись по делам. Походная жизнь шла своим чередом.

Впервые на маршруте нас застала хорошая погода. Глядя на залитую солнцем весеннюю Катунь, хмуриться было просто невозможно. Покончив с делами, народ пораздевался и в ожидании завтрака блаженствовал, лежа на песке под ласковыми солнечными лучами. Двоим не сиделось и не лежалось. Они решили осмотреть окрестные горы и вернулись к завтраку с большим лошадиным черепом, который под боевые возгласы остальных немедленно водрузили на плоту.

Вскоре после отплытия показалось устье Чуи. Характер реки изменился: заметно увеличилась скорость течения, стали попадаться камни и несложные шиверы.

Ждали Ининский порог. В лоции значился мощный слив почти через всю реку, и только узкий проход слева у самого берега. Не выпуская из рук бинокля, слежу за рекой. Вскоре мы действительно прошли несложный порог, образованный сливом в центре реки, с двумя проходами по обеим сторона (чистым оказался только правый, в левом торчало несколько обливных камней). Сразу трудно было сказать, что это и есть Ининский порог, это стало ясно только перед мостом в Ине, где мы причалили, чтобы закупить хлеб.

Река по-прежнему не давала расслабиться. Постоянно после небольших участков спокойной воды встречались несложные пороги и шиверы, но, не смотря на простоту, полутораметровый стоячий вал и притаившиеся в струе обливные камни требовали к себе пристального внимания.

Толпа находилась в отличном настроении, сплав был не утомительный и достаточно интересный. На спокойной воде мы вовсю горланили песни, перед препятствиями вовремя занимали свои места. Приближался Ильгуменский порог.

Вместе с нами шли еще две группы. Это были уже солидные на вид люди, которые сплавляются здесь уже далеко не в первый раз. Вот и остановка для разведки порога. Вечереет.


ИЛЬГУМЕНСКИЙ ПОРОГ

Ильгуменский порог представляет собой сужение русла с каменными осыпями по сторонам. Расположен он сразу за устьем левого притока Катуни - реки Ильгумень на плавном правом повороте. Основная его опасность заключается в очень мощной струе с трехметровым валом, которая с большой скоростью проносится вдоль левого берега и образует прижим без отбивной струи.

Сам по себе вал для нашего плота серьезной опасности не представлял, и мы смело могли идти по струе, но если нас прижмет к левому берегу, переворот и поломка каркаса неизбежны. Входить сразу вдоль правого берега опасно из-за обливных камней, а по центру - мощный слив. Оптимальный вариант - входить левым краем слива и интенсивно отбиваться вправо, чтобы не быть выброшенными из струи и прижатыми к левому берегу.

Солнце уже садилось, нужно было торопиться. Решили разгрузить плот и пройти порог, а потом вернуться за вещами. Место для ночевки было отличное, и сплавляться дальше в этот день не имело смысла.

Итак, снова впереди серьезный порог. Экипируемся, проверяем состояние плота, готовим чалки. По старой доброй традиции перед отплытием на минутку присаживаемся. Чувствуется большое нервное напряжение - порог произвел на нас сильное впечатление. Пора. Занимаем места у гребей. Отчаливаем.

Не спеша, выгребаем на середину реки. Проходим правый поворот. Показался вход в порог. Еще несколько гребков влево, и плот очень точно проходит по левому краю центрального слива. Справа остается огромный котел, попасть в который небезопасно даже на таком плоту. Теперь главное не быть прижатыми к левому берегу. Ожесточенно работаем гребями, но огромные валы затрудняют работу. Поток настолько перекручен, что опущенную в него гребь мы втроем едва удерживали. Заднюю гребь не успевают вытащить из воды, и Володю чуть не выбрасывает за борт.

Наконец валы слабеют. Еще 50 метров, и порог пройден. Благополучно швартуемся к огромной плите у правого берега. Позади еще один порог, второй по сложности после Аккемского прорыва.

Возвращаюсь к рюкзакам. Девчонки наперебой утверждают, что мы прошли лучше других групп.

Нам повезло с нашими девчонками. Они у нас молодцы - отлично справляются со своими обязанностями. Если бы не они, нам не удалось бы сделать ни одной фотографии в порогах, да и вообще, если бы не они: Они, конечно, тоже хотели проходить пороги, но взять их пока не можем, слишком велик риск.

Возвращаются мужики. Собираем вещи о обносим порог. Сегодня у нас снова праздничный ужин.


Еще одно утро. Все идет своим чередом. Каждый знает свои обязанности, а в свободную минутку помогает товарищам. Особым вниманием пользуются девчонки.


КАДРИНСКАЯ ТРУБА И "ШАБАШ"

Сегодня у нас снова трудный день. Впереди больше десяти порогов, среди которых Кадринская труба и "Шабаш". Чтобы сэкономить время, решили позавтракать перед трубой - до нее не более 7 км. Пока будет готовиться завтрак, мы сможем осмотреть препятствие.

Раннее утро. Воздух свеж и необыкновенно прозрачен. Солнце еще низко, и только кое-где его лучи пробиваются к реке. В черной, идеально гладкой поверхности воды отражаются величественные береговые скалы. Небо ярко-голубое, а на реке, зажатой в скалах, таинственный полумрак. Кажется, что река на какой-то миг успокоилась в этих мрачных скалах, чтобы потом с удесятеренной силой вздыбиться Кадринской трубой.

Порог где-то рядом. Крутой левый поворот. Скорость течения возрастает, а река просматривается не более чем на 50 метров. Причаливаем к левому берегу для разведки и завтрака.

Место очень красивое. Мы расположились на маленькой песчаной отмели, затерявшейся среди огромных валунов береговой осыпи. С противоположной стороны в Катунь впадает небольшая речушка, весело прыгающая по камням, а там, в горах, откуда она течет, вставало солнце и ласкало своими лучами наш лагерь.

Разведка показала, что за поворотом ничего опасного нет, и ближайшие 500 метров до следующего поворота можно плыть спокойно. Дальше по левому берегу - длинный прижим, и разведка возможна только по правому берегу. После завтрака двинулись дальше.

Дойдя до следующего поворота, снова причалили. На этот раз, чтобы не тратить времени зря, одного пустили по берегу и, наблюдая за его сигналами, продолжали потихоньку продвигаться вперед.

Вот и начало Кадринской трубы. Швартуем плот и всей толпой идем на разведку.

Становится жарко. Осматриваю порог.

Ровным счетом ничего особенного. Большая скорость течения, полутораметровый вал и несильные сливы. Середина русла чистая, можно смело идти вперед. А вот и конец трубы. Разочарованы: даже не на что посмотреть.

Девчонки обрадовались, узнав, что на этот раз плывут с нами. Занимаем свои места, настраиваем фотоаппараты и отчаливаем. Немного качает и брызгает. Идем по центру. Даже работать почти не приходится. Да, это, конечно, не Аккем.

После трубы, не останавливаясь, плывем дальше. Берега очень живописны. Причудливые скалы, горные ручьи и речки с небольшими лесами в их долинах создают неповторимые картины, а чередование спокойных участков и несложных порогов вносит в сплав приятное разнообразие.

Вот и Шабаш. Перед порогом останавливаемся на обед, и я иду на разведку. Порог представляет собой два сужения реки через 50 метров друг от друга. В первом сужении - полутораметровый водопадный слив почти через всю реку, только справа, вдоль береговой скалы есть чистый проход, но подойти к порогу вдоль правого берега невозможно из-за обливных камней. Чтобы хорошо зайти, необходимо на ста метрах пересечь почти всю реку. Во втором сужении снова мощный слив, который надо проходить по центру. В обоих сливах хороший двухметровый вал.

Для успешного прохождения порога необходимо перед входом идти ближе к левому берегу, затем по теням от обливных камней пересечь реку и в первый слив войти вдоль правого берега. После первого слива достаточно буден нескольких мощных гребков, чтобы выйти на середину и правильно зайти во второй слив.

Весь порог сосредоточен на 150 метрах. Очень сложных маневров при прохождении делать не надо, а пересечь реку на входе должны помочь тени. Еще раз, осмотрев порог, решаю, что здесь мы сможем пройти все вместе и не разгружаясь.

Пока я ходил на разведку, народ поссорился из-за единственного выловленного тайменя. Каждый хотел сделать из него что-то свое. Но таймень был недостаточно большим, чтобы удовлетворить все интересы.

Пообедали. Еще раз проверили накачку камер и крепление рюкзаков. Предвидя купание, сняли с себя все лишнее. Пока мы готовились, подошли еще две группы и расположились с фотоаппаратами и камерами перед порогом, предвидя интересные кадры.

Отчаливаем. Все идет нормально. Уходим к левому берегу. Поравнялись с грядой обливных камней перед входом. Начали энергично отбиваться вправо, но не тут-то было. Нам едва удалось добраться до середины.

У зрителей округлились глаза - сейчас огромный плот перевернется как щепка, и восемь человек на спасжилетах пойдут во второй слив. Но нам везет - груженый плот глубоко зарывается в бочке и начинает всплывать левым бортом. Чудом ни кого не смыло. Вовремя выправив плот, входим во второй слив и, проткнув почти трехметровый вал, выскакиваем на спокойную воду.

Теперь можно и поделиться впечатлениями. Устаиваемся на рюкзаках, выливаем воду из сапог. Шабаш пройден, не останавливаясь, плывем дальше.

Снова чередование несложных порогов и спокойной воды. Иногда сплав превращается в настоящий слалом. В русле большое количество надводных и подводных камней, замечаешь которые лишь в последний момент из-за высокого вала. Только благодаря постоянной бдительности и хорошей слаженности удается избежать серьезной аварии. В устье Урсула встречаем ребят из Перми. Они ремонтируют плоты после прохождения нижнего каньона на Урсуле. Их сильно потрепало на камнях, дала себя знать малая вода.

Четвертый день сплава подходит к концу. С трудом нашли место для лагеря. Пришлось подняться почти на 30 м от реки и обосноваться на большой, совершенно голой, ровной, как стол террасе, а за дровами спускаться к реке за плавником.

И снова праздничный ужин. После ужина еще долго сидим у костра и сушимся. Купание в бочке не прошло бесследно - промокли почти все рюкзаки.


Теплое солнечное утро. Небо изумительно голубое и глубокое. Река где-то внизу, а вокруг величественно стоят горы.

Пройдено две трети маршрута. Осталось последнее серьезное препятствие - Тельдекпени. До них около четырех часов сплава. Спешить особо некуда, да и утро не располагает к спешке. Хочется растянуться на траве и смотреть в бездонное небо. Но завтрак окончен, и пора собираться. Если позволит время - отдохнем на Тельдекпенях.

Вновь пороги не дают нам скучать. Река стала значительно мощнее. Часто встречается двухметровый вал и огромные бочки за обливными камнями. В струе, спрятавшись в валах, притаились большие валуны, образуя мощный водопадные сливы высотой до полутора метров. Приходится быть предельно внимательными, чтобы не попасть в такой слив, а то недолго и перевернуться.

Становится жарко, и толпа раздевается, а один даже собрался купаться. М сначала решили, что он просто шутит, ведь температура воды не выше 2 градусов, но он и в самом деле прыгает в воду. Купальный сезон открыт.


ТЕЛЬДЕКПЕНИ

До Тельдекпеней остается несколько километров. Потихоньку надеваем каски и спасжилеты. На всякий случай убираем все лишнее и привязываем рюкзаки. Затяжной правый поворот. В конце его начинается каньон. Скорость течения увеличивается. Множество обливных камней мешает идти вдоль берега, чтобы успеть в нужный момент причалить.

Год назад я уже был здесь. Перед самым входом в каньон около правого берега - большой спокойный залив. В него-то мы и направляемся. Скорость течения все возрастает, а число камней увеличивается. Вот уже видны пенные гребни валов на входе в каньон. Маневрировать между камнями больше нет времени, пробиваемся напролом к берегу. Перед нами большой обливной камень, плот сваливается с него и садится в бочку. Некоторое время стоим по колено в воде. Кажется, что нам никогда не выйти из этой бочки, но плот нехотя всплывает и идет дальше.

Отчаянно работаем гребями. Плот всеми камерами скоблит по камням. На берегу, ребята из параллельной группа готовятся принять чалку. Выбираем удобный момент, еще несколько гребков - все. Да, еще немного, и мы бы с ходу влетели в каньон.

В бухте уже стоит несколько групп. Готовятся к прохождению. Жарко. Раздеваемся, оставляем девчонок готовить обед, и идем на разведку.

Тельдекпени представляют собой два неглубоких каньона с сильно изрезанными краями. В постоянно чередующихся сужениях и расширениях образуются мощные сливы и воронки. В большую воду воронки достигают 6 метров в диаметре и крутят плоты, как щепки. Изюминкой Первого Тельдекпеня является мощный прямой слив в середине каньона, а Второго - сложный слив на входе.

С начала разведки стало ясно, что по малой воде здесь нет ничего серьезного. Но мы все же прошли до основного слива первого Тельдекпеня. От его былой не осталось и следа. Еще раз, взглянув на него, возвращаемся в лагерь.

Так рано нас не ждали, даже вода в котлах еще не кипит. Но спешить особо некуда - до вечера пройдем каньон в любом случае. Толпа резвится на отличном песчаном пляже: мы уже давно мечтали отдохнуть и позагорать. Находятся желающие искупаться - отчаянные люди.

Сегодня нам явно везет. Местный пастух обещал привезти мяса. Обед тоже особенный - девчонки испекли лепешки, да и суп удался на славу. После обеда неспешно укладываем вещи и ждем обещанного мяса.

Вот и пастух. Он привез нам пол барана. Теперь можно отплывать Грузим вещи на плот и отводим его немного вверх по течению, чтобы успеть правильно войти в каньон. Девчонки с фотоаппаратами поудобнее устраиваются на рюкзаках, чтобы запечатлеть причудливые стены каньона.

Сразу же начинаем интенсивно отбиваться от берега. Вход пройден, а дальше река спокойно течет среди нагромождения черных скал. Очень красиво!

Перед вторым каньоном останавливаемся и осматриваем вход, но и здесь нет ничего особенного. После его прохождения встаем на ночевку. Сегодняшняя ночь - особенная. Это последняя ночь на маршруте. Это прощание с Катунью.

Праздничный ужин затягивается. Звучат тосты и подводятся основные итоги похода. Толпа с наслаждение жует мясо - консервы-то уже надоели.

Можно считать, что поход окончен, осталось не более 5 часов сплава. Несмотря на трудности, мы честно выполнили намеченное и по праву можем гордиться. Кажется, надо радоваться, но нам грустно. Жаль, что поход кончается, когда-то мы еще вырвемся на волю? Через несколько дней снова вернемся в город и займемся повседневными делами. Станем такими же, как и все, растворимся в городской суете. Но этот поход надолго останется в нашей памяти. Нам не забыть Аккемского прорыва, Ильгуменского порога, Шабаша. Не забыть тревог и радостей, пережитых здесь, борьбы и побед над стихией.


Спешить нам больше некуда, маршрут завершен. Лихорадка обычной жизни еще не овладела нами. Не спеша, встаем, не спеша, завтракаем, не спеша, собираемся. Наслаждаемся последними минутами походной жизни.

Через 5 часов сплава мы выйдем в Чемал, конечный пункт маршрута и начнется самое грустное и радостное - возвращение домой.


ОПИСАНИЕ
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:54
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна