РЕКА УЛУГ-О, 3-16 СЕНТЯБРЯ 2008

СЕНТЯБРЬ НА УЛУГ-О

дневник похода: река Улуг-О, 3-16 сентября 2008

03.09
Приехали к реке в 5.30 утра. Бессонная ночь. Переезд через болото. Стоянка. Строительство.

04.09
Первый ходовой день. Встали в районе препятствий 9-10, на правом берегу. По берегам начался лес. Горы подходят всё ближе к реке. Стоянка хорошая, ее нашел Андрей, в болотных сапогах перейдя реку вброд. Юнус отличился пойманной рыбой, а я – компотом.

Обедали на притоке, р. Хуле.

Примечание: Вначале я не планировала вести дневник похода. Думала, что просто коротко изложу хронологию и все. Но желание писать пришло во время процесса, и я не стала с ним бороться.

Итак, нас только семеро: пять мальчиков и две девочки. Есть разброс и по возрасту: от 35 до 51. Да-да, это печальная действительность. Хотя, впрочем, почему печальная? На судах мы располагаемся так: пятеро на “Басеге” и двое на “Кулике”. На двойке – два уже не мальчика, но мужа – это Саша и Олег. Учитывая их приличный походный опыт, они – сильный экипаж. Все оставшиеся – это пять человек, идут на четверке. Вовчик и Юнус впереди, мы с Андреем на корме, Наташка – в середине на правой гондоле. Она, сидящая верхом на рюкзаке, загораживала мне почти весь обзор, и чтобы выбирать линию движения приходилось постоянно наклоняться то вправо, то влево. Зарядка для хвоста.

Теперь о том, почему нас только семеро. Вначале, как обычно, собиралось идти столько народа, что набралось три полных катамарана – пятнадцать человек. Затем по объективным и не очень (на наш взгляд) причинам большая часть отпала.

Теперь о том, как уговаривали меня идти все-таки на Улуг-О. Саша с Валерой в один голос говорили: «Пошли! Если увидим, что трудно и не захотим идти, то обнесем или обведем». А я, как наивная чукотская девочка, им поверила. А ведь в каньоне, по большей части трудно обнестись, так как там не тропа, а сплошной бурелом, или обвести – скальные стенки подступают вплотную к реке.

05.09
День второй отметили прохождением Ташаузского порога. Саша и Олег прошли его первыми, передали нам по рации, чтобы мы шли после отмашки – они встали на фотосъемку. Ещё Олег передал, чтобы Вовчик поблеснил на подъезде к порогу. И Вовчик, конечно же, поблеснил, но безрезультатно, хотя кто-то большой периодически там всплескивал, образуя круги на воде.

Прошли порог, затем участок реки с разбоями и завалами и расслабились. А в следующем правом прижиме не доработали, и нас правым бортом прижало к скале. Наташка начала готовиться, чтобы оттолкнуться ногами. Я только успела крикнуть ей: «Убирай ноги!», и мы шмякнулись бортом об стенку. Юнус коленом пробороздил по скале, мне удалось отклониться вовнутрь ката, хотя надувная сидушка очень мешала этому маневру. Левый борт начало притапливать, но нам повезло – катамаран отпал от скалы. Больше мы так не влипали.

На обеде перед порогом наловили ведро рыбы и к вечеру встали на классную стоянку – как говорит Наташка: «Поворот реки, скала, глубокая яма для рыбы, место для бани». Юнус рыбачил до темноты, вернулся с добычей. Вечером смотрели звезды, вспоминая названия созвездий и их место на небосклоне. Большую и Малую Медведицу нашли быстро. Все остальные созвездия как-то не очень.

06.09
Дневка. Сделали баню. Пожарили оладьи. К ним подавалась протертая брусника с красной смородиной и сахаром. Погода была шикарная: солнце, синее небо. Народ днем рыбачил, причем успешно.

Олег к вечерним посиделкам сделал тхе (или хе – кто как называет). Я буду говорить тхе, как мы привыкли. Там кроме рыбного филе, были лук, лимон, немножко уксуса, подсолнечное масло, перец, лавровый лист и соль. Получилось так вкусно, что все не могли оторваться и ели ложками, благо, что блюда было много. После бани Саша выкатил джин.

Да, кстати о бане. Учитывая, что на берегу среди россыпей попадались камня песчаные линзы, мы под баню сделали отсыпку и провели дорожку до воды, которую, кроме того, выложили крупными плоскими камнями.

Ближе к вечеру небо заволокло облаками, но мы всё-таки успели посетить вечернюю обсерваторию.

07.09
Собрались и поплыли. Моросит дождь, и чем дальше, тем пуще. Через каждые тридцать-сорок минут останавливаемся. Если вначале еще кидали удочки, то потом перестали. Решили идти без обеда, чтобы под дождем не распаковываться. Саша сверялся с GPS, чтобы встать на стоянку по графику. Кстати, максимальная скорость на этом участке 15 км/час. Встали на препятствии 45, после поворота, за которым впадает Улун-Оюк – на ровной полочке правого берега.

Вечером Саша сводил нас за грибами. Место оказалось просто сказочное: белый мох, редкие елочки, более густые заросли по краям и россыпи маслят всех мастей – белых, красных, желтых. Набрали полный котелок отборных маленьких сопливчиков, правда вечером руки до них так и не дошли.

Поскольку обед был поздно, то на ужин был салат, бутерброды с Брауншвейгской колбаской и банка с шоколадными конфетами. Конфеты ели на улице под тентом, там вокруг обеденного ведра, заменяющего нынче стол, были расставлены чурочки – семь штук. Я опрометчиво призналась, что мой муж (Андрей) неравнодушен к шоколадным конфетам. И началось… Олег между делом пристроил свою шляпу на металлическую коробку с конфетами, которая стояла на ведре. И только Андрей отвернется, Олег снимает шляпу и все быстро берут по конфете. Поворачивается, хоп – шляпа на месте. Я от смеха не могла сказать ему, где скрываются конфеты. Потом конечно место рассекретили.

Потом в нашей палатке устроили турнир: в дурака, три на три. Юнус не играл, но болел за всех и наливал всем. Команда девочек плюс Саша победила с разгромным счетом 5:2.

08.09
Сидим на месте, не переставая, вторые сутки дождь идет. Вода прибыла еще сантиметров на пятнадцать и помутнела. Саша в районе чалки вчера по уровню воды выставил палку, так что измерили подъем более-менее точно.

Вода стала совсем мутной, но рыбаки (Юнус, Вовчик и Олег) готовятся к рыбалке. Остальная часть команды играет в Кинга. Потом будем делать солянку.

Кстати для тех, кто не знает – рыбная солянка гораздо вкуснее мясной. Главное – не жадничать на рыбу. Рекламирую рецепт солянки от Игоря Вицина: рыбу отварить со специями (лук, перец, лаврушка, соль) и вынуть из бульона. В это время на сковороде пассировать (это не очень сложно) нарезанную соломкой капусту, потом добавить лук, нарезанный полукольцами, маринованные огурцы, оливки, лимон без кожуры, томатную пасту (разведенную бульоном из-под рыбы). Пока часть команды режет все очень тонко (это Юнус), остальные выбирают кости из рыбы. Когда массу со сковородки перекладывают в котел и дают ей медленно покипеть 10 минут, потом забрасывают рыбу еще 5 минут и готово. Уверяю вас, игра стоит свеч. Осталось только достать майонез, приготовить рюмки и можно начинать наслаждаться. У меня даже сейчас бегут слюнки, не знаю как у остальных. А вообще-то цель была – сломать погоду. И это нам удалось – я сквозь сон слышала, как Вовчик кричал: «Вижу звезду».

Кстати, поскольку мы были не только без гитары, но и без гитариста, то пели, когда просила душа. Сегодня был тот случай.

09.09
Утром распогодилось. Мы начали собираться. А я не удержалась и снова сходила в сказочный лес за грибами. И так как шла я тихо, то увидела зайца, который весьма неторопливо перемещался между елок.

Через полчаса после отплытия докатили до входа в каньон. Прошли с ходу «Начало» и «Чертову дюжину» – первую ступень, после которой зачалились для разведки второй ступени.

На обработку порога по правому берегу и его прохождение ушло полтора часа. Двоечка прошла первой, и очень классно. Наш кат тоже не подкачал. Кстати, нам понравились «Тарелочки» - шивера, без объявления сложности. Из-за высокой воды она превратилась в очень динамичное препятствие. По всей протяженности сплошная пахота: нос влево, нос вправо, доворачивай, нос на вал. К концу этих «Тарелок» дышали мы тяжело. Дальше остановились перед Катеринами 1 и 2. Сделали разведку, прошли сразу без промежуточной чалки, но с организацией страховки и фотосъемки.

Встали на стоянку перед Катериной-3. Вечером сходили, посмотрели её, наметили прохождение. Порог впечатляет.

На ужин достали Олежкины сухари. Как он говорит, они у него правильные – ломоть хлеба поперек буханки режется всего на четыре части. Зато на них классно мазать паштет.

10.09
Проснулись под звуки дождя. Капли смачно стучали по тенту палатки. Утрешнее дежурство было нашим с Андрюшей. Кстати о дежурствах. Еще перед походом мне муж сказал: «Ты представляешь, как часто придется дежурить – через два дня».

Короче, дождь всё не умолкает. Решили пока на воду не становиться, сварили обед.

Когда наконец-то вышло солнце, опять пошли на разведку, так как вода ещё прибыла. Оценили увиденное и изменили предыдущий вариант прохождения: бойца, который торчит сразу после слива между двумя большими булыганами, будем обходить слева, так как туда стала уходить большая часть струи.

Двойка прошла классически и снова хорошо. А мы – с двумя турами вальса, т.е. с двумя телемарками – тоже хорошо. Причем уже в конце порога, несколько расслабившись, мы стукнулись о стенку на левом берегу и погнули первую поперечину.

Зачалились на левый берег перед притоком, который из-за дождевого паводка стал супер-бурным и не дал нам провести разведку Демирсала-1. Пустили двойку вперед, и Саша по рации рассказал нам про линию движения и камни в русле. Все прошло удачно.

Далее остановились для разведки Демирсала-2, посмотрели стоянку, место чалки. Стоянка здесь на правом повороте реки, нужно чалиться выше его метров на 80-100, иначе проскочишь мимо. В самом повороте только стремнина, даже одной гондолой не за что зацепиться.

Двойка пошла. Ближе к концу порога, когда они огибали камень, Олежке пришлось наклониться, чтобы не зацепиться за бревно, лежащее поперек струи.

Потом пошли мы. Для чалки прижались слишком близко к правому берегу, и нас поджало к камню, на котором лежало бревно. Когда я падала на гондолу, в голове была только одна мысль – не зацепиться бы спасом за какой-нибудь сучок. А так как гребла я до последнего, то руку с веслом просто опустила в воду – на что-либо другое времени уже не оставалось. Весло у меня, конечно, тут же вырвало потоком. Далее, когда уже начали чалиться, все понемногу лопухнулись: носовые не выпрыгнули, а я не достала запасное весло. В следующем улове вроде уже и причалили, и Андрей спрыгнул с ката, схватил его за раму, но Юнус почему-то перестал грести, а я всё ещё сижу без весла. И в результате: нос отбросило от берега на струю, и мы ушли в Демирсал-3, утянув за собой и Андрея. Он мне только успел крикнуть про запасное весло, и понеслось…

Андрей сначала плыл сбоку, держась за кат, потом очень быстро перебрался назад. Попробовал было подтянуться – я ему помогала, но не удалось, т. к. за нашу палубу, где находятся все вещи, зацепиться если и можно, то сложно. Крикнула ему: «Держись», а сама занялась рулёжкой, так как мы уже заходили в порог. Вот так на трёх веслах и «плавучем якоре» мы и прошли порог. Зачалились к правому берегу в улове за парой камней. Хорошо, что этот порог мы уже осмотрели. А вот Демирсал-4 ещё не успели… Переговорили с Сашей по рации – им ничего больше не оставалось, как идти к нам.

Наташка Демирсалы не шла – она снимала нас выше поворота – и для нее большим откровением стало, что нас нет в месте запланированной чалки. Мы когда причалили после Демирсала-3, я видела, как из-за поворота показался Саша, бегущий по берегу. Он увидел нас и остановился. Как он потом сказал, что пересчитывал головы.

А вечером Саня сказал, что это Андрей создал мыслеформу, когда спросил их после Демирсала-2: «А, может, вы дальше пойдете?» Хоть Саша тогда и отнекивался, но все же потом пришлось.

Встали на стоянку, хоть и поменьше, чем та – с веслом, но очень уютную. Палатки приткнули вокруг большого камня, накидав под них лапника, с третьей стороны был костер. Соорудили и место для посиделок. У нас каждая стоянка быстро обихаживается. Развесили Андрюшины вещички, он промок почти до подмышек. Но в остальном всё для него закончилось удачно.

11.09
Утром, еще лежа в палатке, Наташка сочинила песню для Олега. Ведь у него сегодня день рождения. В двух экземплярах записали слова в блокнот, погрызенный мышами. Песня легла на мотив «Каким ты был, таким ты и остался». Особенно умиляли слова «Три Демирсала в один день». Ко дню рождения в качестве подарка предполагались Демирсал-4 и Рижские 1 и 2.

После завтрака Олег что-то взгрустнул, наверно вспомнил про жену, друзей, праздничный стол. Мы тоже пообещали ему праздничный ужин в качестве небольшой компенсации.

С утра вышло солнце, и мы подсушили все вещи. Андрей съел ударную порцию циклоферона для поднятия иммунитета. А теперь интимные подробности. Когда одному члену нашей команды (или как пишут в других отчетах: «Участница Дорофеева почувствовала себя плохо…) в связи с простудой скормили аналогичную порцию этого препарата, то писал он жидкостью фиолетового цвета. Назвать ее мочой он не решался. У Андрюши, к счастью, таких побочных эффектов не наблюдалось.

После завтрака сходила на разведку Демирсала-4, а то мужики что-то обсуждают, а для меня все абстрактно. Осмотр показал, что воды добавилось еще сантиметров 15-18 – это минус, но унесло бревно из левого языка основного слива, которое лежало навстречу потоку – это плюс, т. к. эта часть слива наиболее оптимальна для прохождения.

Первой прошла четверка, потом – двойка. Прошли как-то, я сказала бы, спокойно. Встали на правом берегу и пошли смотреть Рижские 1 и 2. Ходили долго, потому что пороги длинные – 350 и 700 м. А еще потому, что искали место для промежуточной чалки. Так как повышение уровня воды привело к тому, что не исчезли разрывы между порогами, и не осталось уловов, где можно было бы зацепиться и зачалиться. Это было проблемой для груженой четверки. В конце Рижского-2 есть стоянка, на нее и нацелились.

Двойка прошла Рижский-1, как того хотели ребята – вдоль правого берега. Мы проходили вторыми, и чалились с помощью морковки, как и планировали.

Рижский-2 дважды ходили с Вовчиком смотреть, а всё из-за того, что он очень длинный, и я ни как не могла запомнить траекторию движения. Двойка опять ушла первой, где-то метров через 100 ухнула в слив у левого берега и скрылась из виду, а когда вынырнула, и на ней по-прежнему было два человека, я сказала: «Слава богу!», хотя человек я не верующий, ну уж видно так устроены русские.

Да, еще приятная неожиданность – Юнус нашел мое весло, которое ушло в Демирсале-2.

Теперь о нашем прохождении. Поскольку Юнус ходил на разведку один, то место последней чалки он знал не точно. И когда наш экипаж после прохождения порога уже готовился к чалке за большим булыганом у правого берега, Юнус увидев Сашу, который фотографировал нас, стоя перед камнем, начал изо всех сил выгребать на него. Катамаран развернуло, и к месту основной чалки мы подошли не так, как планировали. Выгрести уже не успевали, и Олег кинул нам морковку. Мы с Андреем ее поймали, и уже было пошли корабликом к берегу, но помешался очередной камень. Длины чалки не хватало обойти этот камень снизу, а у нас с Андреем – сил удержать кат. Сначала веревку вырвало у Андрея, потом и у меня. Мои ладони от ранений спасли велосипедные перчатки, только на одном пальце содрало кожу. Очередной плюсик заработал Вовчик – когда мы максимально приблизились к берегу, он прыгнул с чалкой в воду, благо было уже мелко – сантиметров 40-50 – и как стоп-кран удержал нас.

Собрались на стоянке, предварительно приняв по пять капель прямо у катамаранов. Вечером посидели, поздравляя Олега, но не долго – завтра снова трудный день.

12.09
Утро с дождем становится привычным, удивляет как раз солнце. Кофе в постель нам с Наташкой уже подали, а теперь зовут завтракать. Сверху, то капает, то льет. Но пока собирались – дождь закончился. Сходили на разведку. Проходить просилось у правого берега, но над сливом висел ствол дерева, его нужно было как-то убирать. Саша подлез со стороны воды, мы с Вовкой сверху по скале. Сломать его не удалось, идти за топором – далеко. Собрав все шнурки из анораков, подвязали его, обеспечив себе безопасное прохождение.

Красиво по очереди прошли порог и встали для разведки Рижского-4 на левый берег. Пока Олег и Наташка готовили обед, разведали порог.

Первой пошла наша четверка. Вначале по намеченной линии движения: по правому краю струи, чтобы не попасть в здоровенную бочку в центре, с дальнейшим уходом вправо от здоровенного камня, на который идет весь навал воды. Но поскольку мы не дотянули вправо, то и упали в центр второй бочки. Носы поджало и нас крутануло в бочке вокруг себя, носовые дружно попадали. На берегу раздавались щелчки фотоаппарата – это был Саша. Мы выбрались из бочки и ушли через ряд сливов под правый берег, где образцово зачалились. Наташку отправили на съемку, а сами в полной боевой готовности остались на кате. Но Саша, посмотрев на наше прохождение, сказал: «На фиг нужно!», и принял решение – обвести кат. Сообщил по рации о решении.

Пока они обводили порог, мы разведали шиверы – препятствия 67-68. По описанию простые шиверы. Но в нашу воду – достаточно сложные пороги с выраженными сливами и очень напряженным слаломом между большими обливными и полуобливными камнями. Группа, чье описание маршрута мы приняли за основу, писала, что двух метровых валов они не увидели, а только полутораметровые. Не мудрено, ведь у них воды была как минимум на метр ниже нашей, хотя они и принимали свой уровень воды, как уровень чуть выше среднего. Целесообразно было идти ближе к правому берегу, чтобы не зарываться в бочки по «самое не хочу». Но здесь, в одном сливе уже почти на выходе из порога в метре от берега сидит зуб-пила, который приоткрывается раз в 10-15 секунд. Зрелище не для слабонервных.

Мы пошли первыми, двойка шла за нами примерно через 50-70 метров. Прошли впритирочку к зубу, еще бы 5-10 сантиметров и хана гондоле, но мы обработали этот камень виртуозно. Сходу прошли «Аллигатора» и встали на чудную стоянку по правому берегу. Песчаного пляжа, понятное дело, не было. Но зато прямо на стоянке стояла чудесная здоровенная сушина. Пока мы разложили вещи, Юнус бензопилой обработал ее по высшему разряду.

Мужики пошли рыбачить, а, вернувшись, рассказали нам с Наташкой, что здесь тьма грибов. Мы собрали целую кучу обабков и подосиновиков. Так что вечером были щи из свежих овощей с грибами и тушенкой. Не суп, а мечта поэта. За окончание каньона приговорили «Белую лошадь» и кое-что еще – как обычно. Саша по секрету сказал мне, что осталось еще три литра спирта, так что отказывать себе мы ни в чем не будем. А Юнус все мечтает о красненьком. Но до Абакана это маловероятно. Попели возле чудного костра – нодьи, как обычно. Гитары все-таки не хватает. Почитали описание на завтра и баиньки. Кстати, по данным прибора учета максимальная скорость в каньоне составила 21,6 км/час. Это впечатляет.

13.09
Встали позднее, чем планировали. Собирались медленно. Забинтовали пальчики, которые от воды почти у всех, стали трескаться. Вызвали «скорую помощь», она приехала – это Наташка со звуком «пиу-пиу» принесла аптечку. На отдельные просьбы о спирте, пиве она не реагировала, но палочку с зеленкой и таблетки предложила всем. Кто хотел, тот попользовался.

После выхода через пять-семь километров сплава встали на рыбалку. Все мужики кроме Юнуса убежали рыбачить, а он тихонько возле катамарана за большим камнем поймал пяток хариусов. Моя тихая охота тоже оказалась удачной, я нашла грибы, в том числе и один белый. Наталья засняла натюрморт с грибами, листьями березы и шиповника. Грибы положила сверху, в небольшое углубление на палубе.

Шиверы сегодня очень неслабые - валы до 1,5 – 1,7 м, ни минуты расслабления. Все грибы смыло, мужики не поддержали мое горе, дескать, уже наелись грибами. Пару раз вставали на рыбалку, в одном местечке на левом берегу остановились на обед.

До порога «Саша» отсюда примерно три км. Наш Саша забил в GPS-координаты порога с охранной зоной один км. Описание подходов к порогу и места чалки совсем не совпало с картиной в действительности. Разве что два последовательных поворота реки на 90 градусов. Галечная отмель оказалась здоровенным островом – в нашу воду по левой протоке бежала вода. Напротив острова, образовался слив высотой полтора метра почти через всю речку, которая стиснута с правого берега высокой красной скалой, а с левого намывным берегом из крупных камней. Справа обливник, а ближе к центру зуб в сливе. Его-то я и не увидела, и дала команду развернуть катамаран в сливе носом на вал. В результате правой гондолой мы въехали прямо на этот зуб.

После слива начали чалиться на левый берег. Чувствую, что катамаран слушается совсем плохо. Юнус почему-то гребет в позе лягушки, почти лежа на гондоле. У меня еще мысль мелькнула, почему он не выпрямляется. С берега нам бросили морковку, и мы причалили. И тут я увидела, что из гондолы подо мной со стороны кормы уже почти на метр выпирает надувной элемент. Картина маслом «Приплыли!». Встали на стоянку прямо на острове, хотя в лесу на полке есть старая стоянка. Но она вся заросла кустами и травой, ветра в лесу нет, и я думаю, что мошка порезвилась бы над нами.

Разгрузились, затаптывая на песке следы медведя. Отвязали гондолу и ахнули: а там дыра длиной метра в полтора, а на самом конце у кормы сплошные лохмотья. Остатки вечера мы ее сушили. Для заплат пришлось отрезать часть сумки от ката – прости нас Валера.

Из двенадцати пойманных рыб сварили шикарную уху, добавив на второе пюре, зеленый горошек и остатки малосолочки. Перед ужином посмотрели пороги Саша 1 и 2. Учитывая высокую воду, бревно поперек правого слива – самого безопасного для прохождения, ну и чего греха таить, какую-то усталость после каньона, приняли решение обнести порог. Даже Юнус после просмотра, не зная еще о нашем решении, выдал тост о благоразумии. Все начали смеяться и говорить ему, что мы не психи. Юнус сказал, что сегодня он пьет последний раз, и до города ни-ни. И они погнали…

...А ночью Юнус ревел, изображая медведя. Первый раз мы всполошились, дали Саше фонарик и отправили в туман. Все было тихо и спокойно. Второй раз минут через двадцать, когда он опять зарычал, было уже понятно, что звуки доносятся из соседней мужской палатки. Самое прикольное, что утром Юнус об этом абсолютно ничего не помнил. Сначала не поверил, потом просил прощенья. Кстати, это была первая ночь, когда мы увидели луну. Красота.

14.09
С утра туман рассеялся, и вышло солнце. Сушимся, режем гермы на заплату. Ее размеры устрашают. Вовчик и Юнус челночат, перетаскивая вещи за порог, я дежурю по кухне, остальные занимаются ремонтом гондолы. Пришлось распороть и перешить всю вчерашнюю работу, так как при проклейке получалась складка. Потом еще и ноу-хау: по инструкции клеить надо при нагреве. Выручил котел с горячей водой, кружка играла роль утюга. Затем еще и прошили заплату поверху. Получилось классно.

Когда после обеда понесли вещи, еще раз осмотрели порог. Вода упала сантиметров на 15, может, чуть больше. Бревно в правом сливе опустилось чуть ниже уровня воды, перекрыв его окончательно. Но место красивейшее. Светит солнце, красная скала с контрфорсами, обозначенными зелено-желтым лесом, выходит на нашу стоянку, в реке изумрудная вода.

«Быстренько» обнесли порог. Увязались и переправились на правый берег – там, кстати, есть стоянка. Разведали шиверу и поплыли дальше. Идем в походном порядке: сначала четверка, потом – двойка. Валы по полтора метра. Расслабляться нельзя. Поэтому говорю: «Мальчики, потерпите еще минут тридцать и мы приплывем». Наташку пересадили на соседнюю гондолу во избежание перегрузки, дали в руки камеру, и она засняла все наши прыжки и метания по реке. Максимальная скорость в шиверах – 16,5 км/час.

Доплыли до зимовья, причем узнали его по столику на берегу. Пристали, и пока Саша доставал коньяк, Вовчик отнес рыбацкую соль в избушку (он - мужчина хозяйственный, я предлагала бросить соль на острове, чтобы не обносить «Сашу», а он не согласился.) Мы «отрыли» остатки сыра и отметили окончание сплава по Улуг-О.

Через полкилометра увидели на левом берегу стоянку и решили встать, так как было уже поздно – где-то 19.30. Вечером был праздничный ужин до половины третьего ночи, который сопровождался пением. Душа пела, что речка кончилась, что мы ее сделали. Юнус, как и обещал, в нашей оргии участия не принимал.

15.09
Собрались утром выплывать, но Юнус не мог уйти просто так. Он отпилил часть ствола лиственницы, распилил его пополам, пилой же вырезал «Пермь 15.09.08 и Юнус». Мы решили, что от скромности он не умрет. Утром, кстати, был заморозок, дождались, пока растаял иней на катах.

Дальше начался сплав по Бий-Хему. Смотрим по сторонам – вокруг горы. Одну с неблагозвучным названием Хер…-Тайга мы назвали Килиманджаро. Река крутилась вокруг горы, открывая ее нам все с разных сторон. Вовка решил попробовать кинуть блесну, и с первого же броска какая-то большая рыба перекусила плетеную леску. Вовчик чуть не плакал – на спиннинге не было поводка. Все дальнейшие попытки блеснить были неудачными.

Скорость на перекатах здесь до 16 км/час, средняя скорость 9,9 км/час. Километровые столбы, начиная со 115, говорили нам: сколько еще до Кызыла.

На обед встали на левом берегу возле притока. Мужики ловили хариуса в месте впадения притока на границе чистой воды. Причем успешно: Саша поймал четыре заветные рыбки, отметились и Андрей с Юнусом. На стоянке собирали ползучую костянику, крупную и спелую. Вкуснота.

Дальше плыли, сцепив два ката вместе. Видели два водометных катера, Зарю и лодку. В отличие от Витима, где все ходят на японских моторах, на Бий-Хеме все отечественное.

Около 19.00 встали на острове. Там местами песочек, куча плавника и самое главное – множество камней, из которых все выбрали себе сувениры. Вечером было окончание обязательной рыбной программы – рыба в кляре и оладьи. Поели на славу. Вечером по инициативе Вовчика делали ставки – во сколько завтра приплывем. Был большой разброс по времени: я поставила на 13.00, Саша – на 15.00, другие – на время до 18.00.

16.09
Ночью начался дождь, который с небольшими перерывами шел все утро. Мы собрались и выплыли около 10 часов.

Хлещет дождь, и мы сидим, нахохлившись, а пережидать нельзя – нас должна встретить машина. Плыть мерзко, еще и ветер поднялся, понятное дело – встречный. Наша карта закончилась, а место встречи было обозначено очень примерно, поэтому, прочитав три описания, мы решали логическую задачу.

Дождь закончился, вышло солнце. Саша – молодец, он первый сориентировался по возможному месту сбора. Там Бий-Хем делает петлю почти на 160 градусов, опять же виден Усинский тракт, левый берег – скальная стенка, а на правом - два створных знака. Послали Юнуса на разведку, все подтвердилось. Без пятнадцати час примерно на 55-53 километре от Кызыла мы закончили свой поход. И все.