УСЬВА, 1-5 МАЯ 2002

Просмотров: 5187

Усьва, 1-5 мая 2002

дневник похода

Весенний сплав - это здорово! Причем наплевать уже и на непогодные условия. Но если вдруг еще и с погодой повезет!.. И с командой!.. Как, например, в этот раз.
О нынешней команде стоит спеть отдельную песню. Экипаж подобрался бравый - на двух мужиков свалились аж четыре тетки, две из которых впервые идут на весенний сплав, а еще одна - просто впервые. Кроме того, трое из нашей дружной шестерки - это подростки-акселераты того самого "критического" возраста - от 15 до 17 лет - Леша, Светочка и Иринка. Так что всем пришлось поднапрячься и попотеть. Но, как ни странно, домой вернулись все - довольные донельзя и дочерна загорелые.

01.05.02 г.

Сегодня первый день нашего путешествия. Мой первый сплав! А что такое сплав? Это, первым делом, тесное общение с природой, моральный отдых. Отдых от повседневной суеты, многочисленных звонков и пресловутого телевидения. 18.15. Пора выходить. Что меня ждет? Как все будет? Кто меня встретит?

Придя на вокзал, знакомлюсь со своей командой или, чтобы быть точной, своей семьей на шесть дней. Да, именно семьей, потому что в походе все становятся одним целым. А иначе нельзя, иначе не почувствуешь полный вкус свободы, вкус горьковатого дыма от костра, мелодичного журчания ручейка.

Наконец-то мы тронулись. Стук колес электрички становится все чаще и чаще. Замечаю, как постепенно пропадают за горизонтом крыши домов, верхушки электростанции. А взамен появляются густые леса и поляны, поляны и леса.

Завтра мы прибудем на место нашей первой стоянки.

С "сегодня" на "завтра" электричка - наш дом. Мы - шестеро, не знаю, как назвать... Говорят, еще реки не тронулись... А мы - на Усьву. Ну и кто же мы?..

Мы пятеро - уже достаточно притертая команда. Знакомимся с шестым - Светочкой. Она идет первый раз. Мы считаем - ей повезло, что с нами. Поем, базарим (чирикаем...). Досыпаем на станции Усьва.

02.05.02 г.

Все проснулись после ночи на вокзале. Традиционный туристский завтрак. Холодный утренний воздух обжигает лицо. Первое время тело чувствует усталость, но ощущение свободы с каждой минутой становится все сильней и сильней.

10.00 - мы все надели рюкзаки и отправились в путь.

13.00 - привал. Замечательное место, еще не растаял снег, а солнце нежно согревает лицо. Зеленая травка чуть показалась, белоствольные березки уже раскинули свои ветви. Со всех сторон слышно журчание молоденьких ручейков.

14.00 - первый чай на костре. Только сейчас можно почувствовать вкус топленого снега. В дальнейшем он становится привычным, как запах костра.

Для меня самое страшное - просыпаться, особенно если за плечами всего 2-4 часа сна. Но вот оно позади. Умывшись, позавтракав, надеваем рюкзаки и - вперед, за "Сусаниным". Идем вдоль узкоколейки. Идем, идем... Начинают попадаться островки снега. И все чаще и чаще. В конце-то концов, они сливаются в материк. И все бы ничего - но снег уже весенний, и мы начинаем проваливаться кто по что. Решаем, что здесь будет заложен наш катамаран.

Поставили лагерь, пообедали, и старшее поколение... мирно легло баиньки, оставив нам заветы. И вот я, Леха и Светочка занялись тяжелой мужской работой - рубили, обтесывали заготовки для каркаса. Потом у Ольги проснулась гражданская совесть и разбудила ее. Она вывела нас прогулять по окрестным руинам и обнажениям горных пород (в просторечии - скалам).

Вечером - посиделки у костра с исполнением новых и вспоминанием старых песен.

03.05.02 г.

Сегодня важный день! Полным ходом идет подготовка к сплаву. Все что-то делают, приятная суета овладела каждым из нас.

Ну, слава Богу, за работу взялись все! Да так взялись, что бедным детям поспать не дали! Обед готовили в лагере наверху, а обедали внизу у реки (ура! вода, правда, и льда в ней достаточно), в получасе ходьбы. Мы с Лехой дежурили, поэтому почетная обязанность - доставка котлов к труженикам выпала нам (вниз, по весьма пересеченной местности). Доставили все в целости и сохранности только благодаря своему богатому воображению.

Но даже это не идет ни в какое сравнение с удовольствием, полученным от перетаскивания собранного полностью катамарана к началу порога: снег по пояс, чащоба, ноша громоздкая, да и тяжелая - а у нас на шестерых, только две мужских особи. Пифыча и Серегу оставили дома.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Ну, все, загрузились, поплыли. И сразу - в Усьвинский порог. Кстати, ничего особенного, слегка покачало, Марине что-то замочило (не уточняем), она кое-что сказала. Вот и все приключенье.

Но километра через 3-4 Марина вдруг почему-то спросила про гитару (холодное обливание кое-чего, по-видимому, придает свежесть восприятию действительности). Все начали оглядываться: да, а кстати, где же гитара? Не увидели. Догадались, что оставили на стоянке. Виновных искать не стали, чтобы не терять времени. Причалили. Командир принял волевое решение, и мы с Лехой бегом зашагали назад (нам дали 1 час). Мы в него почти уложились (за это время Марина подсушила свое кое-что).

Плывем дальше. Времени осталось только-только, чтобы найти местечко, куда приятно приткнуться для ночевки (в лесу полно снега). Очень хотелось остановиться на знаменитых Усьвинских Столбах, но не получилось с местом. Жаль, в другой раз.

Весной течение сильное, и нам почти не пришлось грести. Ближе к вечеру мы пристали к берегу, чтобы переночевать. Развели костер, поужинали. Взрослые легли спать, а мы остались, чтобы петь песни под гитару у костра.

04.05.02 г.

Сегодня у нас возникли небольшие проблемы. Лед на реке стал и образовался затор. Мы можем не уложиться в график. Но что ни делается, все к лучшему. Благодаря затору мы познакомились с ребятами из Кирова. Замечательные ребята. Сидеть с ними у костра - одно удовольствие. Я бы всю ночь просидела, но завтра ответственный день, завершающий день нашего путешествия. И предстоит много сделать.

Утро просто замечательное - солнце, а значит, тепло и красиво. Плывем. Справа по курсу увидели скалы, как потом оказалось, не так близко, как показалось. Очень захотелось потрогать камни руками. Командир щедро выделил нам целый час на "туда, там поползать и обратно". Туда шли 25 минут плюс 2 переправы, обратно не меньше. Все остальное время от души "там поползали". По пути туда Оля обнаружила волчьи следы, чем подняла себе и всем настроение.

Плывем дальше. Красотища... Песни поем, любуемся и наслаждаемся. Чувствуем, хочется кушать. Остановились. Женская (большая) половина дружно пилила дрова, а мужская - частично переводила фотопленку, а частично занималась приготовлением обеда. В общем, ничего особенного.

Только отплыли - опять остановка. Теперь, по сторонним причинам - справа по берегу разбросано несколько катамаранов, байд и даже один каяк. И народ сигналит нам. Чалимся. Знакомимся. Ребята из Кирова. Молодые, веселые, общительные. Говорят, правда, всякое... Мол, по слухам, километрах в пяти - десятикилометровый затор. Что они сами уже почти сутки тут загорают. Да, перспективочка... И местечко тоже... Почти помойка (напротив деревня). А до ближайшего транспорта - километров 40!

Командир принял волевое решение - рискнуть, а вдруг уже прорвало - никто ведь не знает, и проверить возможно только практически. Кировцы пообещали дообедать и догнать нас.

Но затор был. Вышли на него через час. На берегу загорал народ, загорал бдительно - тормозили всех. Тормознули и нас. Солнце жарило, как ошалелое. Сухой пригорок - и море клещей. Ой, какая гадость... Дождались кировцев. Почирикали. И тут резко спала вода - метра на четыре за 15 минут. Оп-па! Есть подозрение, что лед тронулся, господа... Но, почему-то все мялись, не решаясь первыми проверить - факт или не факт. Командир опять принимает волевое решение - идем. И мы идем... Все остальные (преимущественно здоровые мужики) смотрят нам вслед, но не двигаются с места.

Осторожненько подъезжаем к "вечным льдам", аккуратненько заглядываем за угол, и, yes! есть проход у самого берега. А с другой стороны - нагромождения огромных полупрозрачных льдин. Да любая из них... Нет, лучше не пересекать наши пути. Идем на гребне прорыва, течение - класс, правда, приходится лавировать, уворачиваясь от ледяных монстров! Кайфуем до заката. И вдруг видим классное место для стоянки: огромная, высокая и абсолютно сухая поляна. Чалимся.

В течение двух последующих часов принимаем к себе на поляну "осторожных" ("плывите, девочки"...). Кировцы от всей восхищенной души преподносят нам, как первопроходцам, банку тушенки, килограмм гречки и кировский майонез.

Провели с ними ночь у нашего костра.

05.05.02 г.

Пока все, усталые от двухдневного ожидания у затора (нам повезло - мы стояли там всего 2 часа), отсыпались, мы тихо снялись. Плыть предстояло прилично, так как вчера из-за всех заторных перипетий прошли немного. Проплыли знаменитые усьвинские ледопады, которые сейчас напоминают больше мокрые, но крутые (90 градусов) снежники. Дружно лопатили, так как вчерашняя "быстрая волна" уже прошла, и течение было так себе. Миновали и причину затора - низкий мост. Пришлось всем лечь. Дальше река широко разлилась - ни конца и ни края в ширину. Искали основное русло практически по интуиции. Немножко поплутали.

Обещанная огромная поляна у железки, где обычно разбирают суда, вся залита водой до самого железнодорожного полотна. Вылезали на насыпь.

Успели все - даже приготовили обед. С полными котлами сели в электричку, но расплескали не очень много. А на нашей любимой станции Чусовой - столпотворение. Кто откуда - с Чусовой, с Койвы, с Вильвы и пр. Не одни мы такие умные, оказывается.

Я дома. С одной стороны я рада, но с другой... Душа рвется обратно. Опять повторить все снова и снова. Опять пережить те первые мгновения... И понимаю, что природа завладела моим сердцем - НАВСЕГДА!