КАВКАЗ, 30 АПРЕЛЯ - 11 МАЯ 2008

дневник похода: Кавказ, 30 апреля - 11 мая 2008

Ломтик первый. БОЛЬШОЙ ЗЕЛЕНЧУК: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ НА ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ РЕКЕ
3 мая, суббота

Утро началось в шесть по-местному – у всех уже зудело, скорее бы приехать. По пути через город пару раз тормозились у магазинчиков в надежде докупить кое-какие продукты – наивные! Восточные люди, они степенные, и не будут фигней маяться – работать в такую рань.

После Черкесска (каштаны в цвету!) посты как рукой сняло – нам не встретился ни один гаишник, как мы их ни высматривали. Или у них тоже восточные замашки?

Между тем, дорога плавно уходила в горы. Природа здесь уже склонялась к лету – отцветали яблони, вишни и черешни, склоны пестрели всевозможными оттенками зеленого и желтого – почти по-осеннему. А еще выше сверкали заснеженные вершины.

Уже на подъезде к Архызу наконец-то ощутимо повеяло скорейшим окончанием нашего долгого пути: бесконечные палаточные лагеря, расставленные по берегам каты в полной боевой готовности, снующие туда-сюда машинки со стопками таких же катов на крыше – эх!..

Проскочили Архыз – для разминки стартовать решили от Архызской шиверы, и минут через пятнадцать долгий путь наконец-то закончился. Что-то около часу пополудни.

Около воды остановиться не удалось – все придорожные берега были густо усеяны лагерями, народом, судами и разнообразным автотранспортом, поэтому проехали чуть дальше и тормознулись на некотором отдалении от реки – до нее придется метров триста продираться негустым леском. Ну, да и ладно, нам сейчас любое препятствие – тьфу, паутинка – ура! приехали! свобода! Поэтому же разгрузка, обед и стапель творились одновременно и на волне трудового энтузазизьма – переотдохнувшие члены просто верещали от восторга, наконец-то ощущая себя, и просили «еще! еще!» – нагрузить их по полной программе.

Два экипажа - наш (Баженский) и Бармалеевский, стапелились в лесочке, поближе к воде, остальные – прямо у дороги, решив, что нет никакой разницы, когда таскать тяжести – до их полной сборки или же после, это из серии что тяжелее – килограмм ваты или килограмм гвоздей. Поэтому практически никто и не видел, как Баженов распаковал баул с Белочкой и первым делом достал оттуда... аккуратно завернутый в бумагу… КИРПИЧ… тот самый, который я выложила из своего рюкзака… И уставился на него так, как будто ни разу в жизни кирпичей в обертке не видел… А, и правда, интересно, кто это удружил? Точно не я… да и не Ольга – когда я его достала, ее уже не было…

Марина: Эт Жени развлекались – пока один отвлекал Баженова, другой и подсунул, не пропадать же добру…

…За праздником труда мы позабыли даже о стратегии и тактике – когда все было готово (в 15.00 – время пермское, плюс два часа к Москве, нынче мы не стали переходить на местное, так и жили эдакими жаворонками, а потом еще и удивлялись почему-то – чего это мы одни на реке), оказалось, что все еще не распределили очередность прохождения и не решили, как и чего будем осматривать.

Командиры быстренько посовещались – дело-то к вечеру, а мы еще даже и не встали на воду – и Женя утвердил окончательный порядок движения судов: в нем мы – первые. За нами пойдут они с Мариной, дальше – обе Бармалеевские двойки, потом Валя, Игореша, а замыкать колонну будут Иринка с Серегой на Кузе. А еще совет стаи порешил тормознуться на первом же троечном пороге (одном из Взрывных), чтобы, типа, принюхаться, какие на этом Кавказе препятствия.

Марина: На старте подслушала беседу:
Валя: - Аня, тебе весло дать?
АньКа: - Не знаю, сейчас у Игоря спрошу...

Только было собрались запрыгнуть в стремена – опять осечка: Вале приспичило отснять все экипажи на старте – для отчета. И еще минут пятнадцать позировали перед всеми фотиками.

Ну, наконец-то, по матрешкам. Заняли места, согласно штатному расписанию и быстро отвалили, чтобы уж точно больше никто не успел помешать.

Идем первыми. Все бы здорово – и речушка пока не шибко активная, хотя и шиверистая, и команда почти что сгребанная… Только вот капитан наш непутевый забыл лоцию в рюкзаке, а ведь на нас лежит бремя ответственности – не влететь самим и не втянуть остальных. Но… а поздно! Так и шли почти что вслепую, ежели, конечно, не считать, что Зеленчук – это местный Компрос в час пик, пристраиваешься в хвост другому кату и идешь себе спокойненько.

Марина: Да, народу на реке – только успевай вписываться. На одном из Взрывных чуть было не вляпались – дело было под мостом, значит, в самом Архызе (на воде не было времени смотреть по сторонам, тем более, листать лоцию).

Так вот, сразу за мостом какая-то четверка крутилась на валу, похоже отрабатывали греблю против течения – там хорошая такая булька, которая начинается еще перед мостом. Узкий проход между опорами – и эта четверка на выходе. Причем ребята нас видели, но почему-то не торопились отойти в сторонку – грябали и грябали навстречу. А нам деваться было некуда – оставалось только идти на таран, не бросаться же на опору. Ну, нас и кинуло прямо на них, мы едва увернулись...

Так спокойно мы прошли Первый и Второй Взрывной пороги – настолько спокойно, что даже и не вспомнили, что планировали перед ними зачалиться – зачалились после. Стоим, ожидаем наших. Подлетают Женя с Мариной, и сходу, еще не успев даже вылезти, начинают наезжать – что, мол, мы проскочили Пушку. Собственно, на тот момент мы тоже не были уверены на сто процентов, где находимся – лоции-то нема, но похожих ориентиров вроде не заметили.

И, правда, метров через пятьдесят народ с левого берега просемафорил – впереди Пушка. Тут же зачалились и помаячили остальным нашим. И вскоре вся наша стая приземлилась на соседних камушках.

Мужики ушли на осмотр, а девушки, как и положено испокон веков, остались ждать. Сидим с Иришкой, стучим зубами и дивимся бесшабашности мимо проплывающих – как так они идут в порог без осмотра и даже слегка не притормаживают? Доходит не скоро – да они же здесь просто катаются, как мы на Ревуне, разве что каты таскают не на плечах, а возят на машинках – мы же сами видели такие экипажи со стопками катамаранов на крышах.

Наконец вернулся кэп. Мы опять идем первыми – опять на мясо! Выставили операторов и береговую страховку – Иринку с Серегой (Кузя все равно идет в арьергарде), дали нам отмашку, и мы ушли, надеясь на удачу.

Ух, и классный оказался порог! Валы, валы… А сколько зрителей вокруг – весь берег на подходе пестрит яркими спасиками. И везде на ключевых позициях блестит оптика. На выходе – лежбище катамаранов, сравнимое по протяженности разве что с автостоянкой в престижном районе областного центра – и все люксовые места, как и там, естественно, глухо заняты.

Поскольку от камней где-то в районе середины порога мы ушли по правому берегу, то и зачалиться удалось значительно дальше, чем предполагалось по генплану – чалиться-то надо было к левому. Вытащили кат, Маленького в приказном порядке (сопротивлялся) оставили на карауле, сами похватали морковки и вылезли на высокий берег – сменить наших страхующих операторов, сидящих где-то здесь в засаде. Но отсюда, с высоты, их совсем не было видно. И пока мы мельтешили туда-сюда в поисках, у оставшихся на старте терпение закончилось – они косяками и без страховки пошли в порог… Вот блин, хоть бы двойки успеть подстраховать…

Марина: Мы и в самом деле вас не дождались – так задыбали, что аж прыгать утомились. Поэтому связались по рации (и до нас дошел прогресс!) с первыми страхующими и попросили их задержаться на посту – пока хоть кто-то их не сменит. Ну, и пошли – между прочим, в строгой очередности и исключительно после отмашки, что страховка на стреме… Лично мы с Женей дождались на старте экипаж Кузи и только после этого стартовали.

Пока высматривали свои двойки, отыскали и остальных прибывших сюда наших, уже тусующихся на страховке, и неожиданно поучаствовали в спасении утопающего. Было это так: в полной боевой готовности – с морковками наперевес, бдительно загораем на бережку. Глядь – мимо каякер плывет… сам по себе… каяк – сам по себе, и еще весло вдогонку. Но мы были уже наизготовке – и первая морковка легла в аккурат рядом с пловцом. Но за те считанные секунды, что морковка летела, каякера затянуло в вал и накрыло там с головой. А когда он вынырнул, еще два спасконца – мой и Фимин, упали около. Но спасаемый никак не отреагировал, похоже, еще ничего не видел. И ушел дальше. А так как весь берег был усыпан народом, морковками его просто закидали, пока наконец-то за какую-то из них он не зацепился…

…Вскоре и все наши экипажи прошли – без каких-либо проблем. И мы скучковались за порогом на совещание. Обсуждался вопрос – как нам жить дальше, то бишь, где и когда будем ночевать. Собственно, дело уже клонилось к вечеру – натикало что-то около 19.00 по Перми (мы все еще не перешли на местное время) и когда здесь темнеет – не известно. Так что Женя дал нам, как авангарду, задание – присматривать стоянку, но не увлекаться и не влететь в разбои, которые, как вещала лоция, должны были начаться вскоре после остатка Взрывных.

А по берегу бегал совершенно живой каякер – тот самый, и организовывал кого-то на спасение своего каяка – посудинку затянуло на один из пней, которые густо торчат в быстротоке на выходе из порога. Около другого пня – левее, мелькала из-под воды желтая лопасть весла…

…К тому времени, как мы расселись по сидухам, над каяком уже колдовала какая-то четверка – трое гребцов удерживали кат около пня, а еще один выбрался на этот пенек и оттуда пытался выкорчевать застрявший в корнях каяк…

Перед стартом мы договорились пройти вдоль левого берега и в качестве гуманитарной помощи пострадавшему попытаться выдернуть весло. Однако мысль эта посетила не нас одних – к моменту, когда мы наконец-то стартовали, в сторону пенька с торчащим из-за него желтым пятном по мелководью двинулся человек со спасательного катамарана. И когда мы поравнялись со злополучным веслом, парень как раз пытался его сдвинуть - одной рукой, держась за пенек, а второй – са-а-амыми кончиками пальцев (едва-едва дотягиваясь) раскачивал лопасть. Та, естественно, никак не реагировала на столь деликатное обращение. А парень был настолько погружен в процесс, что ничего вокруг просто не замечал…

И тут вмешали мы – нам удалось-таки подобраться к месту проводимой операции на расстояние вытянутой руки, и я прямо на всем скаку ловко цапнула каякерское весло. Штатный спасатель, с такими трудами пробравшийся к этому пеньку, от такой наглости просто офигел – надо же, увели добычу прямо из-под носа! Причем так несерьезно, и совершенно не прикладывая никаких усилий! Хорошо, хоть Баженов успел ему просемафорить, что мол, никакой корысти, за пеньками причалим – подходите, вернем хозяину…

Вернули весло счастливому каякеру, и пошли дальше в рабочем порядке и уже без осмотров – по лоции ничего страшнее троечных порогов впереди не было. И ровно в 20.00 (здесь и в дальнейшем время указывается пермское) после Пятого Взрывного, заметили местечко для стоянки на полочке левого берега – левый берег был еще одним условием для ночевки, так как вдоль него идет дорога, и где-то на ней катаются машинки с нашим барахлом.

Попытка связаться с машинами по рации, чтобы дать им наши координаты, не увенчалась успехом – после активной эксплуатации прибора на Пушке сдохли батарейки. Обломал и сотик – ну, нету здесь связи… А на улице вечерело, и свежо было совсем не по южному – без поступления новых порцаек адреналина дыбали в сыром неопрене. Тут еще до кучи, откуда ни возьмись, появился Алик – а просто гулял – с вестью, что газельки в ожидании нашей отмашки остались загорать в Архызе. Блин, да где ж ее здесь взять, отмашку-то! А не послать ли нам гонца!.. – и Валя улетел в свободный поиск…

…Дрова, костерок, мини-разборка катов (на завтра назначен переезд на Аксаут) – у двоек всего лишь сдували гондолы и доставали поперечины – тем и выжили до прибытия шмоток.

А только поставили палатки, натянули веревки и развесили водное на просушку – задождило, так что ужин и посиделки прошли под тентом. Спать расползлись рано – в районе двух ночи около костра уже почти никого не осталось.

...Моросило всю ночь…

Марина: Сегодня у меня появился первый серьезный пациент – снимая на Пушке наше с Женей прохождение, поскользнулся на мокрых камнях Бармалей и, спасая фотик, упал на ребра – хорошо так упал, качественно, метра два летел – по его словам. Договорились завтра завезти его в карачаевскую больницу, проверить на предмет переломов и трещин. А пока – тугую повязку плюс покой и еще раз покой. Пациент от повязки отказался – «до завтра все само заживет», та же участь постигла и больницу…

В начало    <<< Назад    Дальше >>>    В конец

Комментарии читателей (1)
Старый Бармалей
По поводу травмы.
Преред походом Серега похвастался новенькой камерой, последней моделью от Пентакса - К20Д, которую он приобрел по случаю за сумашедшие бабки. На "Пушке", опосля нашего прохождения, он сунул мне в руки фот, типа поснимай нас на пороге, но ежели чё с фотом случится, то сначала возместишь ущерб в трехкратном размере, а потом я тебя, в ентой реке утоплю! Напуганый таким поворотом событий, я поплелся на берег реки снимать прохождение. Надоть заметить, что в том месте берег очень высокий, сначала спадает к реке заросшим склоном, а потом обрывается небольшим таким обрывчиком метра 2-2,5 и внизу камешки. Угнездившись на кромке я начал увлеченно давить на кнопку "спуск", снимая все, проносящиеся мимо шаланды, за что потом получил от их экипажей кучу благодарностей. Однако, в процессе работы, я так увлекся, что оступился и полетел вниз. Мгновенно вспомнились все те ужасы, что мне настращал Серега. Прям почувстовал, как из моего кошелька испаряюся зробленные тугрики и чьи-то волосатые руки, сжимая моё нежное горлышко, окунают меня в ревущую пену порога. Из последних сил, обеими руками, я поднял над головой это чудо заморской техники и попросив всех святых о снисхождении, за свою грешную жизнь, полетел вниз на встречу с гостеприимно расположившимися на берегу бульниками... Вот так-то, а вы говорите пороги!