река Чусовая СРЕДНИЙ УРАЛ

Просмотров: 38248

Р. ЧУСОВАЯ

Протяженность маршрута - 360 км,
Продолжительность маршрута 18-25 дней.
Сезон - май-сентябрь.
Рекомендуемые суда - байдарка, катамаран

Здесь можно скачать:

карту, 8 листов (М 1:100000, ~ 554 КБ) скачать карту, 8 листов

Чусовая - левый приток Камы, самая живописная река Среднего Урала. Причудливо извиваясь в скалистых берегах, она несет свои воды через отроги Уральских гор. На своем пути река пересекает несколько горных цепей, образующих красивые прибрежные скалы-камни.
Чусовая протекает по территории трех областей: Челябинской, Свердловской и Пермской. Начало берет на севере Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе г. Перми – в Камском водохранилище. Длина реки 777 км, площадь бассейна 42000 кв. км.
Чусовая берет свое начало на восточном склоне Среднего Урала, в Челябинской области. Нижняя часть реки на протяжении 153 км затоплена Камским водохранилищем.
Основные притоки: левые - Ревда, Утка, Шайтанка, Илим, Кашка, Чизма, Кын, Кумыш, Лысьва: правые - Бол. Шишим, Дарья, Сулем, Межевая Утка, Серебрянка, Сылвица, Койва, Усьва.
На Чусовой много мелких перекатов. Дно, в основном каменистое. Но в русле попадаются и отдельные крупные валуны, иногда торчащие над водой.
Вскрывается река в конце апреля, ледоход непродолжителен, уровень воды поднимается на 3-4 м. В летние месяцы река сильно мелеет. В конце июля – начале августа глубина на перекатах не превышает 7-15 см. Осенью дожди значительно поднимают уровень воды. В ноябре река замерзает.
В средней своей части Чусовая течет на высоте 120-250 м над уровнем моря.
Сказочную красоту придают реке известняковые и доломитовые великаны – “камни”. Скалы на Чусовой называют “камнями”, а наиболее опасные – “бойцами”. В среднем течении их около двухсот. Камни возвышаются над водой от 10 до 115 м и тянутся по берегу от 30 м до 1,5 км. В некоторых камнях есть пещеры.

Номер участка в описании соответствует номеру листа карты.

1. Водная часть маршрута начинается в селе Слобода. Чусовая здесь делает одну из своих петель, а затем подходит к скалистому берегу, на котором на скалах Собачьи ребра расположена турбаза “Чусовая”. Далее встречается гряда камней – Георгиевские. За ними – камень Часовой (Гуляй).
Через несколько километров пути на крутом левом берегу раскинулась отдельными домиками деревня Каменка. Ниже Каменки русло Чусовой почти прямолинейно на протяжении нескольких километров. Впереди открывается вид на остров с вековыми тополями, живописно возвышающимися среди кустарников и зеленых лужаек. За островом начинается Нижнее Село. В русле реки около села – несколько островков, разделенных очень мелкими протоками.
Проплывая мимо камня Шайтан, можно заметить маркировку, датированную 1911 годом. Это отметила уровень воды одна из первых экспедиций по созданию трансуральского водного пути.
Далее после поворота, Чусовая протекает мимо камня Сенькина, круто поднимающегося на высоту 25-30 м. Чуть пониже, на том же берегу, камень Висячий, падающий к реке наклонными пластами. Ниже – двухкилометровый участок – почти спокойная гладь. На повороте появляется камень Корчаги, напоминающий собой огромную опрокинутую глиняную корчагу. Плыть под камнем лучше справа. Впереди виднеется подвесной мост. За мостом справа в Чусовую впадает р. Трека.
За камнем Боярин – большой остров, который лучше обогнуть справа. Далее оригинальные и красивые скалы Гребешки, которые тянутся почти на километр. Гребешки выступают вперед то в виде крупных ребер, то в виде тонких вертикальных пластинок. В конце Гребешков – остров. Бурная струя увлекает суда в правый проток.
Сразу за островом, направо виден величественный камень Сибирский. Затем слева открывается вид на грандиозный камень Заплотный – серую 35-метровую стену.
Проплывая мимо камня Синего, нужно быть внимательными. Здесь в русле встречаются подводные камни, многие из которых незаметны. Далее показывается камень Лебяжий, тянущийся ровной стеной на 200 м вдоль берега.

2. Река поворачивает влево, и открывается вид на камень Винокуренный. Почти на 400 м тянется он по левому берегу, то обрываясь отвесно в воду 45-метровой стеной, то отходя от берега и образуя залесенные лога. С вершины камня прослеживается дальнейший путь. Видна дер. Курья и самая высокая в этом районе гора Сабик (531 м).
Ниже Винокуренного, вдали от берега виден камень Курьинский. Сразу за ним дер. Курья, расположенная на обоих берегах. Еще один поворот, и уже виден крупнейший на маршруте рабочий поселок Староуткинск.
За камнем Бражкиным виднеется красивый камень Висячий. Вода подмыла основание камня, и он образует значительный выступ. Медленное течение подносит суда к камню Дыроватому со множеством мелких углублений.
От камня Ямного река поворачивает на восток. На левом берегу навис камень Сокол (25 м). Издали заметен перекат. Впереди – камень-боец Балабан (40 м). Струя ударяет в него и поворачивает на 90 градусов. Еще перекат, и слева треугольная “боярская шапка” – камень Боярин. В нишу камня свободно может войти лодка. Быстрая струя через перекат выносит суда под камень Максимовский, нависший над водой многотонной глыбой. Подмытое основание камня создает впечатление ненадежности.
На правом берегу – камень Мосин (60 м). Это один из величественных камней-бойцов на реке Чусовой. С вершины камня виден дальнейший путь по реке. По левому берегу в темном лесном массиве выделяются три белые скалы – камни Корабли, виднеется село Чусовое.
Ниже плотины – два переката. Через них лучше идти у правого берега мимо камня Могильного. Далее невысокие камни Еловый, Бычок, Леневский, Черные. Через километр река резко поворачивает на юг. Справа впадает река Котиха. За рекой, на повороте, стоит камень Котихинский.
Через перекат река выносит суда к камню Высокая Гора. Перед деревней Мартьяново – остров и камень Худой.

3. За деревней начинается Мартьяновская дуга. Проплывая мимо камня Востренького, можно справа заметить дорогу, ведущую вверх. По ней можно пройти к камню Переволочному. По суше здесь 100 м, а по реке – 5 км.
Еще один перекат, и справа виден камень Яга (Баба Яга), а впереди – Переволочный. С вершины Переволочного (45 м) видна дер. Мартьяново.
Далее на одном из поворотов реки виднеется оригинальный камень Печка. С левого берега он напоминает раскрытую пасть хищника. Через 1 км – камень Пещерный. В нем и на самом деле есть пещера. Подниматься к ней удобнее справа по тропе. Тропа ведет на вершину камня, потом спускается и приводит к пещере на высоте 20 м над водой. Пещера состоит из двух гротов (в рост человека), соединенных низким коридором. Общая длина пещеры 16 м. Ниже камня Пещерного – остров. На повороте – величественные камни Гребни. Они представляют собой две огромные (38 м) наклоненные влево многослойные пластины, резко выступающие из общей массы камня.
Далее по берегу – камень Высокий (51 м), в конце которого есть пещера длиной около 10 м. Ниже, на левом берегу, многочисленные скалы камня Узенького.
После поворота поднимется стена камня Илимского, за которым – развалины бывшей деревни Илим. За деревней течение быстрое, видны подводные камни. Вскоре на правом берегу – отвесная известняковая скала – геологический памятник природы – камень Тюрик. В конце камня – пещера. Справа – еще один памятник природы – камень Пленичный.
За камнем Гребни начинается Сулемский плес, а за ним – село Сулем. После села – острова Паклины и Гилевские с аналогичными названиями камней на левом берегу. За камнем Зимняк, справа, камень Афонины брови. Далее камень Толстик и остров, который лучше обойти слева.

4. За поворотом реки, после камня Могильного начинается село Усть-Утка. В двух километрах ниже по течению, на правом берегу, стоит камень Красный, на левом – камень Желтый. Протекая через длинный перекат, река Чусовая ударяется о камень Харёнки. Он зарос сверху елово-пихтовым лесом и издали напоминает зеленую шапочку. За камнем начинается дер. Харёнки (почти заброшенная).
От устья реки Кашки начинается один из самых быстрых перекатов. Падение реки здесь заметно на глаз. Удобнее пройти вдоль левого берега к устью р. Кашки и быстро направиться в главную струю.
Далее на повороте встает один из самых значительных камней-бойцов реки Чусовой – Омутной. Отвесная скала его взметнулась из воды на 70 м. С его вершины открывается замечательный вид. Среди сплошного леса просматривается долина реки. Справа выделяется камень Зубец, напоминающий рыцаря в шлеме. Слева виднеется камень Дыроватый, который тянется по берегу на целый километр. В камне несколько пещер. Одна из них – пещера Скалолазов – одна из крупнейших известных на Чусовой пещер, находится на высоте 30-40 м. Подъем и спуск от нее требуют специального снаряжения и владения элементами скалолазания. Камень Дыроватый заканчивается огромной 80-метровой стеной.
За камнем Дыроватым – остров. Здесь Чусовая в обоих протоках изобилует подводными камнями и перекатами. На правом берегу виден один из красивейших камней – Олений 70 м). С его вершины открывается столь же впечатляющая картина, как и с Омутного. Видна деревня Еква. За деревней, на правом берегу, начинаются невысокие камни – Собачий и Собачьи.
За камнем Синим видны несколько отдельно стоящих скал камня Конька. Средняя скала напоминает коня с вытянутой шеей. По левому берегу видны дома нежилой деревни Пермяково. За камнем Пермяков начинается длинный остров, разрезанный в конце несколькими протоками с сильным течением и перекатами. Здесь предпочтительнее идти слева.
Повернув на юг, Чусовая подходит к камню Писаному. В камне есть небольшая пещера. Несколько правее и выше пещеры на плоскости стены высечен крест с надписью. На противоположном берегу установлен памятный крест, выполненный из цельного камня, высотой 165 см. Поставлен он 31 мая 1779 г. на месте рождения в 1724 году сына Акинфия Демидова – Никиты, о чем свидетельствуют надписи на крестах.
За камнем Писаным – перекат и слева – оригинальный камень Столбы. В камне – несколько “слепых” пещер. Высота камня от 20 до 50 м. У камня Самаринского река входит в пределы Пермской области. Впереди виден остров Осиновый, справа – одноименный камень. Далее, через 2 км, на левом берегу – низкий, с характерными ровными горизонтальными окаменелыми волнами камень Пластинки.

5. Ниже, слева в реку выдвинулся камень Сплавщик. Перед поворотом влево река течет мимо красивейшего камня Дужного, похожего на пирамиду. Пласты пород, сжатые во время горообразования, представляют собой огромные дуги, достигающие высоты 60 м.
Река поворачивает вправо, а на левом берегу стоит камень Новиков. Далее следуют камни Кобыльи Ребра и Котел. Из-за крутого поворота справа виден второй по величине на Чусовой камень Ростун. Восхождение на его вершину лучше всего начинать от круглого камня, лежащего на берегу, поднимаясь по руслу ручья и далее по тропе.
С вершины Ростуна кажется совсем крохотным дом нежилой деревни Усть-Серебрянки. Перед ней в Чусовую справа впадает река Серебряная.
Через несколько километров на правом берегу – камень Кирпичный. Не верится, что этот камень творение природы, а не рук человеческих.
За поворотом на левом берегу реки уже виден камень Печка. Камень представляет собой огромный треугольник, в котором складки горных пород образуют грот. Грот напоминает русскую печь. Во время сплава около камня нужно пересечь быструю струю, чтобы судно не выбросило к камню Великану, который стоит преградой на пути реки и заставляет ее повернуть на ш90 градусов влево. Великан поднимается на высоту 115 м и тянется по правому берегу почти на 1,5 км. В начале камня есть небольшая пещера, в которой всегда журчит ручеек.
За Великаном стоит маленький, но выступающий в реку камень Воробей.
На повороте видно село Кын – один из крупных населенных пунктов на маршруте. В 15 км от села находится железнодорожная станция Кын. На правом берегу реки камень Стеновой, представляющий собой заросший густым лесом монолит. Меняя направление, река подходит к камню Мултык. Первая скала камня напоминает огромную пирамиду, покрытую лесом. Другие скалы ниже. От Мултыка Чусовая поворачивает вправо и через 3 км подходит к камню Востряк. Камень почти весь зарос лесом и возвышается на правом берегу холмом с высокими елями и соснами. За Востряком через 1,5-2 км Чусовая вступает в пределы Свердловской области, о чем свидетельствует пограничная плита. Через несколько километров будет село Верхняя Ослянка.

6. Деревня Нижняя Ослянка расположилась на обоих берегах Чусовой. За деревней есть перекат, и затем Чусовая поворачивает на юг. Оттолкнувшись от камня Омут, река вновь течет в северо-западном направлении. Спокойное течение, ровные лесистые берега создают впечатление равнинной реки.
Далее Чусовая принимает реку Сылвицу, за ней находится камень Сылвицкий. Рядом с устьем речки Ермаковки – 40-метровый легендарный камень Ермак. В середине камня виден вход в пещеру (грот около 4 м). У камня звучное эхо. У следующего камня Котел Чусовая покидает пределы Свердловской области и далее течет по Пермской.
За устьем реки Чизмы русло Чусовой выпрямляется, и лишь камень Острый справа нарушает однообразный пейзаж. Через 4 км Чусовая, как бы натолкнувшись на камень Круглый Мыс, поворачивает на 180 градусов. На выходе из излучины Круглого Мыса два переката, который лучше проходить справа.

7. После впадения речки Кумыш Чусовая образует S-образную излучину, на поворотах которой стоят грозные камни-бойцы: Горчак, Молоков, Разбойник. Ударившись о камень Горчак, Чусовая уходит под 90 градусов влево, затем вправо, и вот уже на левом берегу виден камень Молоков. Наклонное ребро камня, вставая преградой на пути воды, вспенивает ее как молоко. От Молокова струя стремительно несется к Разбойнику. За Разбойником выступает отдельно стоящими скалами камень Четыре Брата.
Через 5 км с правого берега выступает камень Отметыш. Далее на правом берегу виден камень, издали похожий на сложенную из круглых пластов гигантскую ковригу. Он так и зовется – Коврижка. На фоне леса белеет камень Воронки. На повороте справа впадает река Рассольная, за ней один за другим камни Гнутый, Башня и один из красивейших, правильной трапециевидной формы – камень Гусельный. Камень Дыроватые Ребра (Филин) интересен оригинальной аркой.
Быстрое течение за камнем выносит суда к селу Усть-Койва. Чуть ниже за селом справа впадает река Койва. Ниже по течению на правом берегу Чусовой расположен камень Печка. В нем есть пещера (около 25 м).

8. Слева Чусовая принимает речку Большую Исаковку, а за ней мрачной стеной стоит камень Плакун. В камне есть ниши, самая глубокая около 10 м. За Плакуном остров и перекат. После поворота, справа камень Шайтан.
Ниже, на левом берегу, из леса выступает небольшой камень Медвежка. На правом берегу – камень Гладкий. Справа в Чусовую впадает речка Большая Глухая. В камнях Больших Глухих, на правом берегу, самый крупный из доступных гротов. Размеры входа 10х6 м, глубина около 20 м. В грот ведет тропа.
После камней Больших Глухих чувствуется дыхание города – виден первый ледорез. Река поворачивает влево и подходит к камню Гребешок. За камнем Гребешок Чусовая раздвигает надоевшие ей узкие берега и, сделав два пологих поворота, выносит суда в пределы города Чусового. Части города соединяет большой мост. Но до него лучше не доплывать, а закончить путешествие на правом берегу в устье небольшой речушки. Места на берегу не очень много, но до вокзала всего минут десять ходьбы.