Техническое описание маршрута река Лонготьеган. ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
 

ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
Р. ЛОНГОТЬЕГАН

 
Р. ЛОНГОТЬЕГАН | ПОДЪЕЗД И ОТЪЕЗД  | ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ФОТО
     Просмотров: 6391


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

г. Пермь – г. Киров – г. Котлас – ст. Сейда – о.п. 110-й км – пос. Полярный – стац. Мраморный –
р. Лонготьеган – пос. Халас-Пугор – г. Лабытнанги – ст. Сейда – г. Киров – г. Пермь

Общая протяженность сплава – 205 км,
из них по Большому Хоровинскому Сору – 25 км
Категория сложности – III

Здесь можно скачать:
карту района, километровку (~ 359 КБ) скачать карту района

Маршрут нами пройден за 14 дней, при этом следует учесть, что, во-первых, мы шли на Ланготьеган отдохнуть, получить максимум удовольствия (сделано 3 дневки и 4 полудневки), во-вторых, наша группа последние 35 км (включая сор) не проходила.

Маршрут мы прошли по сравнительно большой воде, поэтому возможны некоторые несоответствия лоции с действительностью при сильном отличии уровней воды.

Следует также отметить, что названия у препятствий мы не знаем.

Весь маршрут можно условно разделить на 5 частей. это связано с тем, что на определенном участке реки встречаются однотипные препятствия, причем четко видна граница между этими зонами:

1. Располагается от вездеходного брода, пересекающего реку в 12 км от истока до впадения слева первого крупного притока р. Немуръегана. Характеризуется довольно значительным уклоном и скоростью течения. Общая протяженность 32 км.

Сборку судов можно организовать на галечной косе, расположенной на правом берегу прямо у брода. При желании тут же можно разбить лагерь. Ровного места для палаток достаточно. Недостатком этого места является близость к болоту и, соответственно, обилие кровососущих насекомых, а также отсутствие дров. За дровами придется ходить к подножию гор. А вообще место живописное: на северо-западе находится Большой Пайпудынский хребет, на северо-востоке – Харбейский хребет, на юге – гора Райиз. Вездеходная дорога уходит на север через перевал Буровая на горе Тай-Кеу.

Река имеет ширину 8 м, шустрое течение, прозрачную воду. Долина сохраняет направление на восток. На первых 7 км огромное количество различного рода меандр, мелей, простых нормальных перекатов. Через 1 км после начала сплава реку пересекает вездеходный брод. Глубина резко меняется от 15 см до 3 м. Очень часта проводка судов. Возможна также их частичная разгрузка. Часто река разделяется на несколько проток, причем фарватеры не просматриваются.

Далее можно выделить препятствие – шивера, 1 км. Заходить надо под левым берегом, затем, после сужения реки, оставаться справа. Встречаются, в основном, небольшие обливные камни довольно плохо видные с воды.

На следующих 14,5 км изредка встречаются простые короткие шиверы, мели, перекаты. Река меньше петляет, ее ширина увеличивается до 15 м. На левом колене реки напротив высокой горы Вась-Кеу начинается следующее препятствие – трехступенчатый порог. Первую ступень открывает нормальный перекат, после которого следует 8-ми километровая шивера. Ее начала находится на правом колене, по которому широкой дельтой впадает маленький правый приток. Она изобилует острыми сухими и обливными камнями разной величины. Через 500 м после поворота есть небольшой сливчик 20 см, но очень мелкий. Начало шиверы следует проходить по центру. У большого красного камня посередине реки надо уйти под левый берег, а затем снова придерживаться центра.

Во второй ступени река сужается до 6 м и входит в каньон, на выходе из которого находятся два обливных камня прямо посередине струи, плохо видимые с воды, но хорошо просматриваемые с берега. Наиболее опасен правый валун: он больше и острее. Проходить надо между этими зубьями (расстояние 4 м). Просматривать удобнее с левого берега.

После каньона расположен отстойник 100 м, а затем следует третья ступень – мелкий слив 1,5 м. Порог заканчивается шиверой. Ее протяженность 9 км.

Через 500 м спокойной воды на правом повороте впадает р. Немуръеган. Неплохое место для стоянки расположено на лугу у наносной мели напротив притока. Поиск дров уже составляет меньшую проблему.

2. Находится между р. Немуръеган и авто-железнодорожным мостом на полуостров Ямал. Протяженность 38 км. Характерны малое течение и уклон. После впадения крупного притока водность Лонготьегана резко увеличивается. Ширина реки возрастает до 20 м. На первых 5-ти км встречаются несколько простых перекатов и шивер. Особенно интересное препятствие – мель – находится в 5-ти км от устья р. Немуръеган. На правой излучине почти вся вода уходит широким, но мелким потоком влево, после поворота всю реку перегораживает большая песчаная мель. Влево уходить не стоит, лучше перед самой мелью повернуть в небольшую, но глубокую протоку справа, огибающую препятствие.

Через 300 м слева впадает неглубокий, но очень красивый каньонистый приток. На левом мысу сразу после его впадения есть хорошее место для стоянки. Чуть выше на этом же берегу расположен хвойный лес, называемый Первым лесом. Дрова можно найти в бесчисленных зарослях кустарников.

На следующих 33-х км река практически не меняет свой характер. На ней встречаются мели и простые сдвинутые перекаты. Река замедляет течение. Однако при сильном южном или юго-восточном ветре преодолеть этот участок довольно сложно. Лобовой ветер на поворотах хорошо прижимает к берегам или сильно тормозит движение на прямых участках, разгоняя волну до 20 см против течения.

Здесь стоянку найти довольно просто, т. к. на берегах часто растут деревья или кустарники и проблемы с поиском дров не возникает.

В конце описываемого участка находится следующее препятствие – мост. До и после моста река сильно загрязнена различными отходами строительства, в том числе арматурой. Загрязнены также и берега. Проход моста осуществляется в среднем проеме. Он хоть и неглубокий, но все равно глубже остальных. С моста видно, что дорога проходит по предгорьям восточного склона Урала.

3. Пролегает от авто-железнодорожного моста до водопада. Протяженность его 55 км. Характеризуется большим уклоном, течением и мощностью.

Здесь после выхода с гор находится наиболее интересная и сложная в плане препятствий часть Лонготьегана. Через 2 км после моста находится группа препятствий – пять нормальных несложных перекатов на двух левых и одном правом повороте. Камней немного, в основном, это средних размеров сухие камни. Протяженность препятствий 2,5 км.

Через 300 м после последнего переката – порог. Он начинается на правом колене, причем из-за поворота видно только его начало, и кажется, что это шестой перекат. Распознать его можно еще и по геологическому шурфу, сделанному на левом берегу у поворота реки, из-за которого его видно довольно хорошо. Порог не слышно даже за 50 м.

Порог состоит из 7 ступеней длиной до 40 м. Каждая предыдущая ступень отделена от последующей сливом до 1,3 м. Сложность прохождения препятствия заключается в том, что между сливами нужно совершать энергичные и точные маневры, чтобы вписаться в следующий слив, т. к. чистые проходы узкие. Дело осложняется обилием валунов в русле реки, сухих и обливных камней немаленьких размеров, а также большой скоростью течения.

После последнего слива река входит в очень живописный каньон длиной 100 м. Общая протяженность препятствия составляет около 400 м. Этот порог местные жители именуют “Малым водопадом”. Разведку можно производить по любому берегу, однако удобнее это сделать по левому.

Хорошая стоянка есть на правом берегу у начала порога. Она расположена в небольшой ложбинке между кустов. Место только для двух палаток. Неплохая стоянка имеется и у начала каньона.

На следующих 15 км отдельные препятствия выделять бессмысленно, поскольку они следуют почти без перерывов: различного вида пороги, шиверы, перекаты. Сливы встречаются до 1 м высотой. Очень много разнообразных камней в русле, часто фарватер просматривается плохо. Прохождение требует энергичных маневров. Между порогами бывает всего до 30 м спокойной воды.

Удовлетворительную стоянку можно сделать на песчаной косе на левом берегу после правого колена, где река разливается до 40 м.

Далее два несложных переката на 500 м. Еще через 200 м – порог. Сначала река разделяется на два рукава, причем правый более быстрый и глубокий, а левый весь забит камнями. Но в конце правого прямо посередине торчит камень-зуб, обойти который сложно. В этом месте 21.07.70 г. погибла Галина Тюрчина. Разведку удобнее проводить по левому берегу. У конца порога на левом берегу есть хорошее место для стоянки.

Далее через 400 м два несложных прижима с отбойным валом к левому утесу на 50-метровом участке.

Река входит в высокие берега. Через 800 м начинается очень мелкая труднопроходимая шивера длиной 300 м. После ее окончания слева впадает небольшая горная речушка. Здесь находится едва ли не самое лучшее место для стоянки на всей реке. Да и вообще на всем протяжении таких высоких берегов можно найти хорошую или отличную стоянку.

Через 30 м после притока – слив 70 см с проходом у правого берега.

Еще после 1 км сплава высоким остается только левый берег. На нем видны выходы яшмы и граната.

Через 2 км – порог. Вся река перегорожена здесь каменистой грядой и только у правого берега есть относительно чистый проход.

Через 150 м справа впадает небольшой, но красивый приток Яршор. После 400 м спокойной воды – порог длиной 1 км. Проход входной шиверы под левым берегом, после нее следует небольшой сливчик.

Далее 1 км спокойной воды и еще один порог, двухступенчатый. Первая ступень начинается на правом колене и представляет собой шиверу с обилием камней и конечный слив. Проходится под левым берегом. После левой извилины находится вторая ступень, где нужно смещаться под правый берег. Здесь несколько небольших сливов и хороших прижимов. Протяженность порога 1,6 км.

Следующие 25 км представляют собой группу порогов, шивер и одиночных сливов до 1,5 м. Пороги построены, в основном, по принципу сдвинутого переката. Встречаются и красивые пороги, например, с разделением реки на несколько проток. В таких порогах проходы видны хорошо. Очень много камней в русле. Изредка встречаются перекаты.

После этих препятствий на левом колене после выхода реки из высоких берегов красновато-коричневого цвета расположены следующие препятствия: несложный перекат, через 150 м от него – труднопроходимая мелкая шивера с обилием обливных камней. Через 20 м – водопад. Распознать его помогут деревья, растущие разрозненными кучками на левом берегу. Всего их насчитывается 10. Кроме того, у начала шиверы на правом берегу сложен на большом валуне тур высотой 50 см, а у водопада на правом же берегу стоит 2-метровый серый шест. Если очень сильно прислушаться, то шум падения воды можно уловить до начала шиверы. Перед самым водопадом – небольшая правая излучина, а у левого берега расположен довольно просторный улов.

Вода падает тремя струями. Крайняя правая шириной всего 20 см и падает сразу же на всю высоту водопада – 4 м. Крайняя левая при ширине 3 м падает двумя ступенями 1 и 3 м соответственно. Кроме того, она разделена на две неравные части большим каменным клювом, торчащим на самом верху. Средняя имеет ширину 2,5 м и падает также двумя ступенями. После первого, 2-метрового падения, струя наваливается на огромный столообразный наклонный выступ скалы и падает от него слегка влево также на 2 м. После этого создается прижим у левого берега.

После падения река входит в 30-метровый каньон. Разведку можно проводить как с правого, так и с левого берега. Обносить суда лучше по правому берегу, т. к. там более удобен их спуск на воду. Шиверу перед водопадом можно вообще не проходить из-за трудности причаливания после нее к правому берегу.

У водопада можно устроить отличную стоянку на левом берегу за кустами и хорошую - на правом, после каньона.

4. От водопада до первого озера. Протяженность его 40 км. Характерно низкое течение, большая ширина реки.

На первых 10 км – группа препятствий: одиночные сливы, короткие пороги, шиверы, перекаты. Между ними уже довольно значительные расстояния спокойной воды, иногда достигающие нескольких километров при ширине реки от 20 до 50 м.

После этого – порожек длиной 300 м. Река здесь разделяется на два рукава, правый сразу проходит слив, а левый на правом колене принимает в себя еще один крупный приток р. Юньяху и только затем проходит небольшой слив.

На левом берегу после впадения притока растет лес. На горизонтальной полочке перед ним находится прекрасное место для стоянки. Река сильно разливается, становится очень спокойной.

На следующих 15 км - группа простых одиночных песчаных нормальных перекатов. На всем этом отрезке пути вполне можно найти хорошее место для стоянки.

На следующих 15 км изредка попадаются одиночные песчаные мели. Они образуются активной работой воды. В одном месте река даже проделала себе новое русло.

Через 20 км после впадения р. Юньяхи, справа впадает р. Надъеган. В ее устье есть хорошее место для стоянки на правом берегу.

Через 8 км после впадения р. Надъеган есть лука. Сейчас она уже закрыта на входе и постепенно превращается в старицу: вода соединила ее начало и конец. Сама лука имеет протяженность 2, 5 км, а новая протока – 50 м. После прохождения этой протоки необходимо повернуть вправо, примерно на юго-запад. Ошибка может произойти в том случае, если подует ветер с этой стороны, и тогда будут разгоняться волны в противоположном движению направлении.

На этом участке маршрута стоянку можно найти без труда, но она будет не очень хорошей.

5. Озерная часть. Включает в себя окончание реки длиной около 5 км (оно носит название Первого озера, характеризуется помутнением воды), Большой Хоровинский Сор (та часть, которую фактически проходят, имеет длину 25 км), двухкилометровую протоку, соединяющую сор и Малую Обь и часть Малой Оби длиной 5 км. Общая протяженность этой части – 37 км. Здесь очень трудно найти стоянку из-за вязкости берегов.

В Большом Хоровинском Соре следует придерживаться левого берега и поворачивать влево. Так как сор очень хорошо высыхает при устойчивой жаркой погоде, то конфигурация берегов меняется. Неизменным остается только фарватер, по которому и нужно передвигаться.

Из Большого Хоровинского Сора вытекает еще одна протока, которой можно воспользоваться для выхода с маршрута. Она называется Малой Хоровинской протокой и вытекает из юго-восточной части сора, а затем проходит в 2,5 км от пос. Халас-Пугор. По ней нужно будет пройти 1,5 км.

По Малой Оби подниматься вверх по течению 5 км до того же пос. Халас-Пугор очень сложно из-за ее величины и ветра, который разгоняет здесь большую волну. Возможно, наверное, пройти эту часть пешком.

Р. ЛОНГОТЬЕГАН | ПОДЪЕЗД И ОТЪЕЗД  | ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ФОТО
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна