| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДНЕВНИК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА3.1. График движения
Сокращения: МН – место ночевки, ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег. 3.2. Подъезды Для Горного Алтая, особенно ближней его части (граница Алтайского края и Республики Алтай), характерна хорошая степень развития дорожной сети. От ближайшей железнодорожной станции – г. Бийск – начинаются асфальтированные дороги в разные части горного района (наиболее важные – знаменитый «Чуйский тракт» и дорога на курорт Белокуриха), от которых отходят менее благоустроенные дороги (в основном грунтовые тракты), подводящие к основным рекам района, использующимися для сплава. К началу маршрута от Чуйского тракта ведет дорога, которая начинается в пос. Черга к пос. Ильинка и проходит по долинам рек Улусчерга, Кукуя, Арбайта, Песчаная (асфальтирована примерно на половине своего протяжения). К другим возможным вариантам начала маршрута – пос. Тоурак и пос. Куяган – ведут дороги, которые, по-видимому, проходят через пос. Алтайский (в чем нет уверенности, так как мы этим путем не следовали). Наконец, имеется возможность подъехать почти к самому началу порожистого участка («каньона»), начинающемуся от устья р. Бол. Тихая. Для этого нужно воспользоваться транспортным средством повышенной проходимости (трактором), на который, по-видимому, надо пересаживаться в пос. Булатово или Бол. Тихая. От того места, где водники обычно заканчивают свой маршрут (мост в пос. Солоновка или находящийся чуть выше пос. Красный Городок) идет гравийная дорога в сам пос. Солоновка и далее на север, через несколько километров выходящая на асфальтированную дорогу Березово – Новотырышкино и далее примыкающая к шоссе Белокуриха – Бийск. Следует отметить, что выше пос. Новотырышкино эта дорога идет не по правому (как это обычно обозначено на топографических картах), а по левому берегу р. Песчаная. Организацию заездов для туристов, следующих до г. Бийск железнодорожным транспортом, осуществляет фирма «Бийск-Алтай-Тур», которое в настоящее время фактически монополизировало этот вид деятельности. Приведенное выше описание подъездов к реке приведено из-за того, что на реку в летнее время выезжает малое количество групп (даже из ближайших крупных городов – Барнаула, Новосибирска, Омска) и водители плохо знают эти подъезды. Это также может помочь тем группам, которые будут организовывать самостоятельную заброску–выброску. Нашу группу спасло то, что у нас был комплект топографических карт района, по которым мы указывали наиболее вероятную дорогу водителям. От Перми до Бийска наша группа добиралась на двух поездах с пересадкой в Новосибирске. До пос. Ильинка мы добирались на заранее заказанном по телефону автомобиле «Газель». Определенные сложности возникли в связи с выездом с маршрута. Водитель, плохо ориентировавшийся в этой части Алтайского края, по ошибке проехал до пос. Березово и опоздал на 2 часа. Из-за этого мы чуть опоздали на поезд. Из Бийска до Перми добирались с пересадкой в Челябинске (заранее можно было купить билет только на этот поезд). 3.3. Описание сплава по р. Песчаная Сплав по реке Песчаная – это старый туристский маршрут, который довольно часто используется для закрепления навыков водных туристов со средним уровнем подготовки. Поэтому в Интернете можно найти довольно много описаний маршрута, относящихся к разному уровню воды, разным временам года и составленных в период с начала 1980-х до конца 2000-х годов. Далеко не исчерпывающий перечень этих описаний приведен в списке литературы (2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14). Обилие информации о маршруте и отсутствие общепризнанных нормативных документов по нему породило довольно большую путаницу в описаниях: зачастую в них даже главные препятствия называются по-разному. При подготовке к маршруту нами было сделано сводное описание, куда были включены фрагменты из нескольких отчетов, однако «увязать» все в какой-то мере удалось только на месте. На основании анализа разных источников и проверки их содержания на месте нами был разработан собственный перечень участков и препятствий, с собственной их нумерацией (в отличие от других, она сделана сквозной: участки вместе с локальными препятствиями, т.к. среди последних много препятствий протяженных – разбои, серии шивер и т.д.). Корреляция между нашими номерами и номерами в перечисленных описаниях маршрутов приводится в следующей таблице (сопоставление с отчетом [11] – предположительное).
Далее дается описание маршрута в соответствии с вновь введенной нумерацией. В скобках дан примерный километраж от начала маршрута. Описанием можно пользоваться для низкого и среднего уровня воды. Сокращения в тексте: ЛБ – левый берег, ПБ – правый берег. Описание подкреплено картами-лоциями, которые нарисованы на основе спутниковых снимков, под которые были «подложены» осветленные топоосновы масштаба 1:100 000 (в одном случае – 1:200 000). Следует особо указать, что главное русло на этих схемах местами выделялась условно и может не совпадать с реально существующим положением дел. Описание прохождения наших экипажей дается курсивным шрифтом. Большинство препятствий проходилось походным порядком без осмотра, с взаимостраховкой, если иное не указано в тексте. Походный порядок был следующий: в основном шел катамаран К-4-1 (называемый также «Цапель»), за ним на расстоянии 30–50 м следовал К-4-2 («Пепелац»). Прохождение при среднем уровне воды производилось во 2-ой и 3-й день маршрута (от середины уч.3 до середины уч.14), при низком уровне – все остальные дни. Мост в с. Ильинка Стапель производился на поляне ниже моста, на ПБ. 2. Ильинские протоки (разбои) (0–2,5 км) От места стапеля сразу пошли левой протокой, потом протоки выбирались исходя из максимальной водности и чистоты (преимущественно – центральные). Разбои проходились походным порядком, с взаимостраховкой (которая в основном была бесполезной из-за опасных чалок). Примерно в 1 км от старта «разведочный» К-4-1 не успел уйти из-под коряги, в развилке проток и уперся в завал, сев правым бортом против течения. Снялись сами: частично покинули судно, оттолкнулись и развернули его против часовой стрелки. В конце села К-4-1 не смог отгрестись от березы-«гребенки» на уровне воды, перекрывшей около 2/3 русла. Хотя экипаж уже приготовился к «оверкилю», она была пройдена без эксцессов: сначала через нее перевалилась левая, потом правая гондола. 3. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (2,5–9 км) Примерно в 1 км от начала участка имеется деревянный мост, который хорошо проходится и трудности не представляет (возможно, в высокую воду необходим обнос). 4. Мост выше устья р. В. Этагол Для осмотра зачалились на ПБ примерно за 50 м до моста, на левом повороте реки. После осмотра решили обносить по ЛБ, т.к. справа – ограждение от скота из горизонтальных жердей, от реки до коренного склона. Поэтому оба катамарана были проведены на 50 м вверх по течению, переправлены на ЛБ, потом мост был обнесен. 5. Шиверистый участок (9–14 км) На этом и последующем (№6) участках следует планировать место ночевки, т.к. здесь есть удобный лесистый левый берег, а дальше на многие километры (до порога «Две ступени» потянутся степи. 6. Цепь перекатов и шивер (14–20 км) 7. Мост выше пос. Тоурак 8. Тоуракские протоки (разбои) (20–25 км) Разбои были пройдены без эксцессов, в основном левыми протоками. 9. Мост ниже пос. Тоурак Зачалились на ПБ примерно в 100 м выше моста. Сначала решили проходить через основной (центральный) пролет, для чего даже спилили торчащую в его сторону корягу. Но потом «переиграли» на правый пролет, который был узким, но более высоким (там все равно приходилось ложиться на катамаран). На всякий случай перенесли по берегу основную часть вещей и выставили страховку с берега. Сначала прошел К-4-1, который подстраховал второй экипаж (К-4-2) с воды, потом К-4-2. 10. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (25–49 км) 11. Куяганские протоки (разбои) (49–54 км) В качестве ориентира начала разбоев во многих описаниях дан пешеходный мост. К настоящему времени от этого моста совершенно ничего не осталось, кроме земляных следов опор. Заканчивается участок препятствием 12. При прохождении разбоев оба экипажа старались не терять друг друга из виду, чтобы в случае чего подстраховать. Сначала шли левыми протоками, основную часть – средними, в конце пошли правыми. В одном месте (в средней части участка) экипаж К-4-2 «плотно сел» на «расческу» с которой снимался около 10 мин., при этом было потеряно одно весло. Весло было выловлено из воды примерно в 0,5 км ниже, где его прибило к правому берегу. 12. Мост в пос. Куяган Мост был осмотрен по ЛБ. 13. Окончание разбоев у пос. Куяган (54–56 км) Разбои заканчиваются после впадения правого притока Куяча. Участок был пройден походным порядком в основном правыми протоками. 14. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (56–64 км) 15. Порог «Две ступени» (2 к.т.) Ориентир порога – поворот реки вправо после впадения слева реки Дресвяная. Единственная более-менее выраженная ступень порога была пройдена у ПБ, потом проходили по струе к ЛБ. 16. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (до 2 к.т.) (64–68 км) 17. Порог «Кривой» (3 к.т.) Порог представляет из себя протяженный 50-метровый слив с торчащими камнями. В высокую воду здесь отмечаются валы до 1 м, в низкую – до 0,5 м. Осмотр и страховка по ЛБ. Порог был пройден с ходу: остров перед порогом обошли правой протокой, в самом пороге держались по струе. 18. Спокойный участок с отдельными перекатами и шиверами (68–88 км) Участок спокойной воды продолжается до устья р. Б. Тихая, откуда начинается «каньон». 19. Начало «каньона» (88–94 км) 20. Порог «Входной» (3 к.т.) После порога на ЛБ – знаменитая стоянка «Веселая» с музеем: деревянным водником «Васей», холодильником, метками разных групп. Эта стоянка удобна для осмотра следующих, более сложных, порогов. Был пройден с ходу, после чего остановились на стоянке «Веселой», где была дневка. Во время дневки на пороге была проведена тренировка по самосплаву. 21. Порог «3 камня» (3 к.т.) Порог был пройден вместе со следующим порогом – «Слаломным» во время дневки, с выставлением страховки, фото- и видеосъемки. Сначала его прошел экипаж К-4-1 (без груза), стараясь выбирать для прохождения участки с максимальными амплитудами сливов и валов. Заход в порог осуществлялся по центру, потом основные ступени проходились у ЛБ, на последней ступени маневрировали ближе к центру, чтобы лучше пройти последнюю ступень и успеть хорошо зайти в «Слаломный». Экипаж К-4-2 проходил порог трижды: 2 раза во время дневки (без груза) и 1 раз на следующий день (с грузом). Первое прохождение было совершено немного ближе к центру, второе и третье – у левого берега. После второго прохождения – чалка на ПБ с последующим заносом катамарана вверх до стоянки, первое и третье было совмещено с порогом «Слаломным». 22. Порог «Слаломный» (3 к.т.) Во время дневки первым порог прошел К-4-1 (без груза) в связке с порогом «3 камня»: заход у ПБ, затем смещение к центру, после последней ступени – чалка на ПБ. После этого порог по той же схеме прошел К-4-2. На следующий день прохождение было повторено груженым К-4-2. 23. Сплошная цепь порогов и шивер (3 к.т.) (95–103 км) Среди «номерных» препятствий здесь выделяются следующие «именные» пороги:
Поскольку, как мы могли убедиться при проходе порогов 20–22, по низкой воде большинство препятствий не представляли особой сложности, было решено идти без осмотра все шиверы и пороги вплоть до порога 24. Что и было сделано. 24. Порог «Первый розовый бом» (3 к.т.) Порог начинается от большого камня у ЛБ и имеет 3 выраженные ступени, между 2-й и 3-й из них струя идет вдоль скалы, образуя ложный прижим. После чего струя идет к левому берегу, омывая крупные камни. Перед порогом зачалились на ЛБ и осмотрели. Единственная сложность – ворота на последней ступени, где струя била прямо в крупный камень справа, от которого надо было отгрести влево и уйти в образовавшийся здесь крутой слив около 0,8 м. Порог прошли обычным походным порядком. 25. Участок между порогами «Первый розовый бом» и «Челюсти» (103–105 км) 26. Порог «Челюсти» (3 к.т.) Считается, что в малую воду порог более сложный, чем в большую, когда многие камни скрыты водой, при этом вал относительно небольшой. Посередине порога – крупные камни, в низкую воду можно пройти и слева и справа от них, в высокую – только справа. В пороге имеются 3 ступени. Проход 1-й и 2-й ступеней – вдоль ПБ, после чего – дорожка валов до 1 м, бьющая в надводный «треугольный» камень. От него уход влево в 3-ю ступень, проход которой уже между центром и ЛБ. Все сливы в ступенях пологие. После 3-й ступени удобная чалка у ЛБ. Первым порог проходил К-4-1 без груза: без проблем прошли все ступени, только слегка задев упомянутый камень посреди струи. Второй раз капитан К-4-1 решил для эксперимента обойти этот камень справа, в результате чего сначала «зацепили» 2 камня по ходу движения, а на 3-й ступени попали в негабаритный проход между камнями в середине русла и застряли в нем. Пришлось выходить из катамарана и протаскивать его вручную. Экипаж К-4-2 также дважды прошел порог по той же схеме, что и первое прохождение К-4-1 (поскольку эксперименты с К-4-1 показали, что проход 3-й ступени ближе к ЛБ – единственный), без эксцессов, если не считать того, что оба раза был задет «треугольный камень»; первый раз его обошли слева, второй раз – справа. 27. Заключительная часть «каньона» (3 к.т.) (105–110 км) Участок заканчивается впадением крупного левого притока – р. Быстрой, за которым начинается «населенка»: дороги по берегу, ниже – дома отдыха и т.д. Все препятствия, кроме «Второго розового бома», были пройдены с ходу без осмотра. «Второй розовый бом» осмотрен по ЛБ. Поскольку ничего сложного по нашей воде там не было (небольшой пологий слив и валы до 0,5 м), он также был пройден обычным походным порядком. 28. Выходные шиверы (110–115 км) 29. Спокойный участок с отдельными перекатами (115–123 км) 30. Мост в пос. Солоновка 3.4. Радиальные выходы Первоначально в плане похода было запланировано два радиальных выхода – на две вершины, возвышающиеся над местностью: на г. Синюха (1379 м) и г. Черная Грива (1139,8 м). Из-за погодных условий осуществить подъем на г. Черная Грива, который собирались сделать во время дневки у пор. «Челюсти», не удалось. Но дневка у устья руч. Сумный, откуда сделали «радиалку» в сторону г. Синюха, затянулась на 2 дня из-за необходимости ремонта катамарана (не удалось сразу найти место течи в баллоне К-4-1). Этим воспользовалась часть группы и сделала выход в сторону г. Цилиндр. Первый радиальный выход (в нем участвовали 6 человек: Азанова, Кидрачев, Купраш, Мурзаев, Никитина и Рассолова), был осуществлен в сложных погодных условиях: 15 минут дождя – 15 минут без дождя. К тому же, как оказалось, на всем участке пути несколько лет назад прошел низовой пожар, из-за чего приходилось постоянно пробираться по мокрой траве высотой в человеческий рост. Сначала группа была переправлена на другой (правый) берег реки от места стоянки на катамаране, затем путь шел вдоль реки и руч. Сумный до охотничьей избушки, потом поднялись по поляне и по лесу в сторону гребня с наивысшей точкой 978 м. Далее – небольшой спуск, после чего группа поднялась по крутому подъему собственно к Синюхе, мимо 20-метрового останца к останцу 12 м, имеющий высоту около 1310 м. До наивысшей точки горы Синюхи оставалось 1–1,5 км, но этот путь сочли нецелесообразным из-за угрозы срыва контрольных сроков. С учетом того, что переправа находилась на абсолютной высоте около 500 м, общий набор высоты составил около 810 м. На обратном пути решили обойти справа высоту 978 м, что было ошибкой: в нескольких местах пришлось преодолевать задернованные курумники. Второй радиальный выход (5 человек: Азанова, Вилданова, Купраш, Рассолова, Шабалин) был осуществлен на следующий день по гребню в сторону г. Цилиндр. Подъем производился сначала по чистому лесу, потом по курумнику. До наивысшей точки (1010,1 м) не добрались, удовольствовавшись локальной вершиной с абсолютной высотой около 830 м. Набор высоты составил около 340 м. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДНЕВНИК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2002 tourclub-perm.ru В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна |