| |||||||||||||||
ФОТО | ВИДЕО | |||||||||||||||
Урсульскую часть маршрута можно условно разделить на два участка:
Первый участок наиболее простой, что дает возможность сработаться экипажу, привыкнуть к воде, к судну. В районе моста у п. Улюта река течет одним руслом и до первого порога Маунтин представляет собой шиверу. Ширина русла от 7 до 15 м, скорость воды 7-8 км/час. Порог Маунтин расположен в 2 км (20 мин. ходового времени) ниже моста. Порог сравнительно несложный, проходы хорошие. Разведку проводить левым берегом. Далее на протяжении 3 км (45 мин. ходового времени) до порога Водозаборник река течет с хорошей скоростью, сильно петляя. В русле встречаются камни. Порог Водозаборник искусственного происхождения, образованный бетонной плотиной, прорванной в центре. Находится после автомобильного моста через Урсул (7 минут ходового времени) и является началом серии порогов. Приставать можно прямо перед порогом в суводи у левого берега. Сразу же за Водозаборником идет сильная шивера, порог Мост, Верхний каньон и как достойный венец этого каскада порог Створ. Поэтому целесообразно проводить разведку сразу всего каскада. Разведывать по левому берегу. Главным и самым сложным препятствием этого каскада является порог Створ, представляющий собой лабиринт среди камней с несильной струей, но очень узкими и запутанными проходами. Разведка порога обязательна. Приставать можно перед мелким перекатом в суводи на левом берегу или после переката в суводи у правого берега. После Створа спокойные участки чередуются с шиверами, встречаются острова и отдельные камни. До порога Черная яма серьезных препятствий нет. Перед порогом Черная яма (1,5 часа ходового времени от Створа) река резко сужается, следует каскад шивер. Пристать к левому берегу через 200 м после прохождения острова. Порог Черная яма представляет собой чистый слив 1,5 метра высотой и при прохождении несложен. Однако разведка желательна, т. к. при понижении уровня воды могут обнажиться камни и уменьшиться ширина слива. Прямо против порога на левом берегу имеется удобное место для стоянки. Далее до Нижнего каньона, начинающегося порогом Замок (50 мин. От Черной ямы), характер реки не меняется. Скорость течения по-прежнему высока, валы чередуются с шиверами и прижимами. Первый участок Урсула был пройден нами за 2 дня. Вначале, маневрируя среди камней, вписываясь в узкие и крутые повороты, проверяя себя и ходовые качества судов, через 20 минут ходового времени после моста мы подошли к порогу Маунтин. Причалив у левого берега в суводи на кромке леса и поляны, произвели разведку. Порог несложный, представляющий собой простой слив, поэтому проходили порог походной колонной. В месте причаливания перед порогом и далее после порога по левому берегу – хорошие места для ночевок. Через 45 минут подошли к порогу Водозаборник. Порог видно уже издали по бетонным постройкам, и поэтому пристали прямо перед порогом в суводи у левого берега. Водозаборник – это начало каскада порогов, и поэтому решили произвести разведку всего каньона сразу. Потратив на разведку около двух часов и помня о том, что большая вода бывает утром, решили проходить каскад до порога Створ, оставив его на следующее утро. Выставив страховку ниже Водозаборника и подкачав гондолы, отчалили от берега. Сначала осторожно прижимаясь правым бортом к плите, а затем сразу влево к двум камням, уходя от большого валуна, сваливаемся в бочку с левой от него стороны и, проманеврировав еще между несколькими камнями, причаливаем к берегу. Далее походной колонной проходим шиверу с хорошо выраженной струей – вплоть до порога Створ. Причалив в суводи у левого берега метров за 150 до порога, становимся на ночлег. Утром еще раз идем на разведку. Вода поднялась, притопив мелкий перекат перед боем в левую скалу и слегка расширив проходы в самом Створе. Расставив страховку и фотографов, поочередно уходим в порог. Подкравшись к большому валуну и плите, выставляющейся из-за него (благо, подпор воды хороший, и катамаран не разгоняется), сразу же бросаем нос в суводь после камня. Кормовые, ждущие этого момента, прижимают корму к камням и сразу же сбрасывают ее в улово за камни. Катамаран оказывается вплотную между двумя камнями, и через несколько мгновений, слегка подгребая влево, выходим из порога и пристаем к левому берегу. Далее река то течет одним руслом, то разбивается на протоки. На спокойных участках скорость течения 7-8 км/ч, на перекатах – увеличивается. Река сильно петляет, на поворотах часто встречаются завалы, низко нависшие стволы деревьев. Небольшие пороги чаще всего расположены на поворотах реки. В основном это крупнокаменистые отмели у выпуклого берега и скалы у вогнутого. Узкий поток, стесненный отмелью, круто сливается к скале, образуя прижим и валы на выходе. Иногда в скале есть камни, затрудняющие вход или выход. Все эти пороги несложные, поэтому идем их сразу, и через 1,5 часа подходим к порогу Черная яма. Примета порога – остров в русле реки, который можно пройти как слева, так и справа. Проходим справа, и через 200 м зачаливаемся к левому берегу. Порог представляет собой короткий слив высотой около 1 м на левом повороте реки. Вся правая часть реки забита камнями, и единственный проход – под левым берегом. Но увлекаться влево не стоит, т. к. судно может прижать к нависающей скале левого берега. Напротив порога и далее по левому берегу хорошие места для стоянок. После порога Черная яма – недлинный и несложный каскад шивер, который проходится без разведки. Справа – сезонный поселок Степушка, за ним мост. За мостом каскад шивер до порога Замок. Проплыв 10 минут после моста, зачалились перед левым поворотом сузившейся реки, не доходя до подводной плиты, перегородившей почти всю реку. Чалиться здесь можно как к левому, так и к правому берегам. Но разведка удобнее по правому. НИЖНИЙ КАНЬОН – это самый сложный и интересный участок реки Урсул, который можно условно разделить на три каскада.
| |||||||||||||||
ФОТО | ВИДЕО | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
© 2002 tourclub-perm.ru В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна |