река Юрюзань ЮЖНЫЙ УРАЛ
 

ЮЖНЫЙ УРАЛ

 
ДНЕВНИК | ФОТО   Участники
     Просмотров: 24169


Р. ЮРЮЗАНЬ

г. Пермь – пос. Тюлюк – г. Юрюзань – санаторий Янгантау – г. Пермь

Протяженность: 143 км
Число ходовых дней: 8 дней (1 дневка)
Сезонность: май – сентябрь
Категория сложности: I


Здесь можно скачать:
карту маршрута (~ 50,7 КБ), масштаб 1:100000 скачать карту маршрута
лоцию участка Усть-Катав - Малояз (~ 193,5 КБ), масштаб 1:100000 скачать лоцию участка Усть-Катав - Малояз


Юрюзань - одна из красивейших рек Южного Урала; здесь она уступает, по-видимому, лишь Белой, поскольку на первое она предлагает то, что положено на десерт. Отсутствие сколько-нибудь сложных препятствий, удобство подъезда и выезда, наряду с красотами реки, привлекают к Юрюзани массу туристов-водников.

Юрюзань (длина 404 км) - левый приток Уфы. Берет начало в восточной Башкирии, в котловине между хребтами Машак, Нары, Кумардак, близ горы Ямантау. Маршрут проходит по Челябинской области и Башкортостану.

При выборе маршрута мы руководствовались следующими постулатами:

  1. Удобные подъезд и отъезд с маршрута – ввиду того, что средний вес рюкзаков получился порядка 35 кг, а мужчин всего двое из семи участников.
  2. Хорошая и устойчивая погода на Южном Урале в это время.
  3. Кроме сплава хотелось сделать радиальный выход в горы, а это возможно только в верховьях, где Юрюзань течет стиснутая двумя более-менее близко подошедшими к ней хребтами.
  4. Максимально возможный минимум населенных пунктов на маршруте. Т. е. дальше Малояза (в самом крайнем случае Янгантау) не заплывать.

Отсюда и получился наш первоначальный вариант маршрута: пос. Тюлюк – Малояз.

За три дня до выезда выяснилось, что поезд Чусовой - Бакал, на который мы рассчитывали, отменен. Все остальные варианты заброски на поездах-электричках вытягивали самое лучшее (при условии наличия билетов и состыковки паровозов) на 2-2,5 дня в один конец. Началась лихорадочная мозговая атака и проработка прочих вариантов заброски. Автобусы отпали по причине неудобства подъездов. Маршруты автобусов до Челябинска и Уфы и близко не пролегают рядом с теми местами, куда нам хотелось бы забраться. И оттуда – только машина.

Решаем забрасываться и туда и обратно машиной. Узнаем, и оказывается, что все вполне приемлемо, и стоить будет (на лицо) даже несколько дешевле, чем автобусом только до Уфы. И водитель согласен. Причем, туда и обратно.

Казалось бы, все хорошо, но ведь так не бывает. Появились некие полупрозрачные сомнения в самом маршруте: почему-то нигде в интернете нет и тени упоминания о подобном варианте маршрута. Почему-то все ходят только от Усть-Катава. За день до отъезда позвонили в Челябинск (нашли телефон в какой-то рекламе) и спросили, а почему, собственно, не ходят от Тюлюка. Оказывается, р. Юрюзань делится на два участка – верхний и нижний, причем верхний (куда входит и отправная точка нашего путешествия пос. Тюлюк) проходим только весной, а летом там очень мало воды, и начинать сплав можно не выше г. Юрюзань. А мы-то привыкли, что практически по всем нашим рекам примерно через 50 км от истока воды для нас хватит.

Ну вот, приплыли. Что же делать? Участок Усть-Катав – Малояз слишком короткий, по не очень проверенным сведениям всего 68 км, маловато будет. Ниже Малояза, практически, нечего делать – там такая населенка и равнина! Пришлось на ходу перекраивать маршрут: начать сплав от автомобильного моста ниже г. Юрюзань, а закончить его у автомоста ниже санатория Янган-Тау (37 км ниже Малояза) - там, судя по описаниям, интересное местечко. Только сначала все-таки заедем до Тюлюка и сделаем радиальный выход в горы, а потом вернемся до г. Юрюзани и оттуда начнем сплав. Итого получается порядка 143 км.


Действительно, 10.08 мы своими глазами убедились, что сплав по Юрюзани от пос. Тюлюк в августе месяце невозможен. При достаточно сильном течении, уровень воды в реке низкий и очень много обнаженных камней. Фарватер отсутствует. Изредка встречаются небольшие ямы глубиной до 70 см – в них можно окунуться. Ширина реки здесь около 20 м, а ширина русла порядка 40-60 м. Обилие комаров.

Отсюда мы, оставив водителя отдыхать, предприняли небольшой радиальный выход на ближайшую вершину. Предгорья и нижняя часть горы покрыты густыми зарослями травы и подлеском высотой до 2-3 м, что несколько осложняет пешие прогулки. Воды здесь нет совсем – русла ручьев, которые нам попадались по пути, все пересохшие. Зато есть ягоды – малина и брусника. Один раз прямо из-под ног командира вылетел огромный глухарь.

Примерно через час подъема начали попадаться средние осыпи, немного позже – скальные останцы. Конечным пунктом нашего радиального выхода стал один из этих останцов – начало поджимать время, предоставленное нам водителем. До вершины мы не дошли около 2 км.

Вернулись к реке, погрузились в машину и поехали к месту начала сплава – автомобильному мосту ниже г. Юрюзань. Около моста на левом берегу реки – хорошая площадка для сборки судов, удобная и для лагеря. Есть возможность подъехать на машине (и, соответственно, много местных отдыхающих). Глубина реки здесь около 1,5-1,7 м, ширина реки до 40 м. По правому берегу проходят автомобильная и железная дороги, за ними - скалы.

Ставить здесь лагерь нам не захотелось – слишком много народа. Собрали катамаран и в 17.00 отчалили. Минут через 20-30 на ближайшем повороте начались перекаты, которыми знаменита Юрюзань, и первые проводки судна.

Наша сегодняшняя цель – найти приличное место под лагерь в некотором отдалении от цивилизации. Такое место обнаружилось в 23.00. Как выяснили позже, сегодня мы прошли около 12 км и встали на ночевку на площадке на левом берегу реки ниже станции Вязовая.

К Усть-Катаву доплыли к 16.00 11.08. Этот участок характеризуется постоянным чередование мелких перекатов, требующих проводки судна и несколько более глубоких мест. Причем, перекатов значительно больше. По правому, чаще, более высокому берегу тянется железная дорога. Если бы не она, какая была бы красота! Там такие красивые скалы!

Перед Усть-Катавом и в районе самого города Юрюзань широко разливается. Здесь очень мелко. Надо внимательно выбирать путь. При проводке судна необходима осторожность – на дне возможны отходы человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается проводки судна под мостами в районе города.

21.50. Через 5 км после Усть-Катава на горизонте показался железнодорожный мост. Под мостом достаточно глубоко, но кое-где торчат куски арматуры, поэтому не следует расслабляться. По мосту железная дорога переходит на левый берег Юрюзани и уходит в сторону от реки. От него начинается самая красивая часть сплава.

На ночлег стали на левом берегу реки, не доходя до моста около 1 км.

После моста Юрюзань течет в узкой долине с высокими, заросшими лесом скалистыми берегами. Ширина реки 30-35 м. Утесы причудливой формы, напоминающие фасады средневековых замков и крепостные стены с башнями и бойницами, следуют один за другим. Здесь, на протяжении 40 км до с. Б. Лука, - самый красивый участок реки. Лишь мелководные в сухое лето каменистые перекаты (ниже Лимоновки) и отдельные камни в русле отвлекают внимание от живописных берегов.

По берегам реки много полян, удобных для разбивки лагеря. Для любителей пещер поход по Юрюзани представляет немало интересного. Уже через 12 км после железнодорожного моста на левом крутом повороте реки близ села Кочкари в скале правого берега виднеется вход в огромный грот.

Здесь (на левом берегу) очень хорошее место для стоянки и отличная купалка. Глубина реки здесь достигает 2 м.

Далее, через несколько километров начинается серия длинных перекатов, один из которых достигает 1 км.

По правому берегу реки почти постоянно тянутся обширные поляны, на первый взгляд такие удобные для стоянки. На одной из них мы даже попытались остановиться (хотели сделать дневку с баней). Но не выдержали и пяти минут – море комаров. Эти поляны используются как выпасы для лошадей. Место для дневки обнаружилось только к вечеру. На правом высоком берегу, в устье ручья Катина. Здесь прекрасное место для купания, маленький ручеек вкусной воды, удобное место для бани на первом этаже, а на втором – хорошее место для лагеря. Обилие дров, и никакого (абсолютно!) гнуса. На верхней поляне имеется даже “хозяин”.

Отсюда утром 13.08 мы совершили радиальный выход на скалы. Скалы находятся на левом берегу обратно по течению реки. Там наверху – обилие сладчайшей костяники и брусники.

Выше Идрисово высоко над водой на левом скальном берегу виднеется еще одна пещера.

Самый красивый участок сплава по р. Юрюзань заканчивается монументальным скальным памятником – Салаватовым Камнем. За ним уже виднеется достаточно плотно заселенная долина.

За деревней Б. Лука Юрюзань выходит в широкую безлесную всхолмленную, плотно заселенную Малоязскую долину, где река делает излучину у высокого правого склона долины, оставляя на левом берегу села, луга и перелески. Перед селом Малояз река широко разливается, образуя длинную мель. Каким-то чудом нам удалось избежать, казалось бы, неизбежных здесь многочисленных проводок судна.

Малояз – районный центр Башкортостана. Неподалеку от него – деревня Телеево – родина народного героя Салавата Юлаева.

Через 37 км от Малояза река делает большую излучину и подходит к горе Янгатау, уникальному явлению природы. Почва на ее вершине имеет постоянную высокую температуру благодаря выделяющимся из трещин горячим парам и газам. Здесь создан курорт, где лечат заболевания суставов и радикулита. Природа этого явления до сих пор не изучена.

Автомобильный мост через Юрюзань находится через 2 км после лестницы, ведущей к санаторию Янгантау (на правом берегу). В районе моста находится деревня. Решили переночевать не доходя до нее. Остановились примерно в 1 км от моста на левобережной поляне. Здесь – замечательный обширный галечный пляж. Правда, очень мелко.

Утром 17.08 доплыли до моста, разобрали и просушили катамаран. В 14.00 выехали. В 21.00 были в Перми.


ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Верхний участок реки от поселка Тюлюк в августе для сплава непригоден. Уровень воды здесь очень низкий, хотя местами достигает 70 см. При сильном течении очень много выступающих камней, которые делают невозможным сплав вообще. Это нужно учитывать при планировании путешествия.
  2. Из-за невозможности сплава от пос. Тюлюк, группа начала сплав от автомобильного моста ниже города Юрюзань. Это место весьма удобно для сборки катамаранов. Глубина реки здесь около 1,7 м.
  3. На реке очень много мелких перекатов. Постоянно приходится проводить катамаран.
  4. Первая часть пути проходит вдоль железной дороги, которая сворачивает в сторону от реки только после города Усть-Катав. Железная дорога проложена по правому берегу под красивыми скалами. Основная часть поездов проходит почему-то по ночам.
  5. Дальнейший маршрут пролегает по более спокойным местам. Здесь масса красивейших скал.
  6. Сплав по реке Юрюзань не сложен и является прекрасным отдыхом.
  7. Практически во всех населенных пунктах есть магазины, и можно докупить необходимые продукты. Нет магазина в селе Верхняя Лука (после скал Салаватов Гребень).
ДНЕВНИК | ФОТО   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна