река Рыбная - река Кан, май 2006 ВОСТОЧНЫЙ САЯН
 

ВОСТОЧНЫЙ САЯН

 
ДНЕВНИК | ФОТО | ПЕРЛЫ | . ТВОРЧЕСТВО   Участники
     Просмотров: 10596


Р. РЫБНАЯ - Р. КАН, МАЙ 2006

ОТЧЕТ о водном туристском путешествии 3 категории сложности в районе Восточного Саяна и Южной оконечности Енисейского кряжа

совершенном турклубом "Зодиак" совместно с интернет-турклубом "Терон" с 29.04.2006 г. по 09.04.2006 г.
Здесь можно скачать:
лоцию (24,0 КБ) скачать лоцию
схемы порогов (57,5 КБ) скачать схемы порогов

1. Общие сведения о походе

  • Вид туризма - водный
  • Район путешествия - южная оконечность Енисейского кряжа, Восточный Саян
  • Категория сложности - третья
  • Число участников - 12
  • Средства сплава - катамараны – четверки, 3 шт.
    • 1к – спортивный, высота посадки 30 см ("Зодиак")
    • 2к – диаметр 55 см длина 4 м ("Зодиак")
    • 3к – диаметр 55 см длина 4,5 м ("Терон")
  • Сроки проведения - с 29.04.2006 по 09.05.2006
  • Полевых ночевок - 6
  • Протяженность активной части маршрута - 120 км
  • Нитка маршрута: г. Пермь – г. Красноярск – ст. Уяр (поезд) – д. Ольгино – р. Рыбная (сплав) – р. Кан (сплав) – р. Енисей (траверс) – д. Кононово (пешком) – г. Красноярск (автобус) – г. Пермь (поезд).
  • Всего дней - 11
  • Походных дней - 7
  • Длина маршрута - 125 км

2. Сведения о районе путешествия

Река Рыбная берет свое начало в Северо-Западной части Восточных Саян, являясь крупным притоком реки Кан, впадает в него слева.

Питание реки дождевое и снеговое. Протяженность реки 290 км, протяженность сплавного участка 70 км. Площадь водосбора около 110 кв.км. Средняя скорость течения 6-7 км/час.

В начале сплавного участка река равнинная, спокойная, с песчанными берегами, поросшими тальником и черемухой. Скорость течения на начальном участке, 4-5 км/час, а ширина 10-15 метров. В середине сплавного участка - это река с серьезными препятствиями. По берегам появляются живописные скалы, часто встречаются шиверы, прижимы. Все пороги находятся на этом же участке реки.

В конце сплавного участка долина реки становится шире и перекаты встречаются редко. Характер реки спокойный, частые плесы, перед впадением в реку Кан - трехкилометровй подпор.

Река Кан протекает в основном в лесостепи. Она проходит через три района Красноярского края: Партизанский, Рыбинский, Уярский. В Рыбинском районе река протекает в лесной местности. В Уярском врезается в горный массив Саянских отрогов, поросших дремучей тайгой.

Река посещаяется многочисленными рыбаками-любителями.

Высокая вода в реке Кан бывает в период весеннего таяния снегов: с начала мая до середины июня. Предпочтительно совершать сплав в этот период времени. Ширина на сплавном участке 80-200 метров. Площадь бассейна 36.900 кв.км. Средняя скорость течения реки 8-9 км/час в начале и середине сплавного участка, 3-4 км/час в конце его. Река Кан протекает в основном по лесостепной зоне.

3. Техническое описание маршрута

Начало маршрута предполагалось от станции Уяр, от которой к началу сплава можно добраться на электричке или нанять машину. Так же возможен вариант добраться пешком 12 км. Расписание электричек уточнялось еще из г. Перми по телефону (созванивались с группой новосибирских туристов, прошедших этот маршрут в прошлом году).

Вариант добраться из Красноярска до п. Громадск отпал, т.к. после нашего прибытия в Красноярск электричка шла до ст. Громадской через 8 часов, а со ст. Уяр через 1 час. Но расписание изменилось (до ст. Громадская электричка следовала только через 4 часа), и мы решили нанять машину, что и сделали через таксистов на привокзальной площади.

Из разговоров с местными туристами мы узнали, что р. Рыбная (от ст. Громадская) не вскрылась. Судя по отчетам и по карте до а/м моста после д. Ольгино быстрого течения до моста быть не должно и наличие затора наиболее вероятно. И затор около моста стоял - в прямой видимости, в трехстах метрах.

В районе моста река сильно разлилась. До дамбы-слива доехали на а/м за 10 минут.

Основная масса туристов-водников скопилась в районе плотины, все ждали вскрытия реки. На а/м мы проследовали дальше до дамбы-слива. Заторы стояли до дамбы. Здесь же, около дамбы, удобно расположить лагерь на правом берегу на холме, что мы и сделали. Из разговоров с водниками мы узнали, что дамбе присвоен № 0 т. к. это искусственный порог.

Лоция р. Рыбная
Искусственный порог № 0 «Дамба»
- ориентиром с воды может служить дамба (правое крыло длиннее, возможен подъезд на машине). В пороге линия движения прямая, желательно держаться правого края основной струи. Перепад высот в пороге 2,5–3 м. Ширина разгонной струи 18 м. Вначале порога с правой стороны в конце слива лежат небольшие камни, которые не мешают движению. Отбойные струи с правой и левой стороны образуют пенный вал высотой до 2 м. Далее следует череда уменьшающихся валов. Длина порога 80 м. На этом пороге очень удобно организовать тренировки по прохождении вала. После больших валов уйдя вправо, попадаешь в большую заводь за дамбой. Причалив к дамбе можно обнести катамаран. Длина обноса 6 м. По результатам тренировки можно судить об успешности прохождения порога № 2.

Наша группа отходила от порога на следующий день. Вода поднялась на 40 см, в середине порога появился пульсирующий вал до 2 м. Самый первый вал увеличился до 2,5 м.

Порог № 1 в большую воду был затоплен. От нулевого порога 8 км.

Река до порога «ЛЭП» постоянно петляет, это создает трудности при ориентировании. Ширина реки до 40-50 м. Однако ориентир - ЛЭП, пропустить сложно.

Порог № 2 «ЛЭП» (Ориентир порога – ЛЭП над рекой. От нулевого порога 12 км до ЛЭП). Порог ЛЭП в большую воду представляет собой хаотично расположенные валы. В начальной части стоит вал до 2 м. Длина порога приблизительно 70 м, ширина 25-30 м.

Далее до порога №3 1,5 км пути. Мест для чалок мало. Порог начинается сразу за левым поворотом. Перед порогом на правом берегу можно причалится почти на начале поворота. После порога «ЛЭП» за правым поворотом виден левый поворот, на котором и начнется порог. Осмотр порога мы проводили по правому берегу. Весь правый берег был в снегу, что затрудняет осмотр порога.

Порог № 3 – ориентир левый поворот, который виден издали за правым поворотом после порога «ЛЭП». На протяжении 1,5 км порог, начавшись после левого поворота, изгибается сначала вправо. До первого изгиба мы шли вдоль правого берега, избегая основной струи. Далее выходили на основную струю, по которой и шли до окончания порога, по необходимости маневрируя. Надводных камней в пороге почти не было. Обливных камней тоже было видно мало. Порог в основном состоит из хаотично расположенных валов. Имелось несколько бочек. Примерно в середине порога по правому берегу несколько табличек. Последняя табличка 2005 год, месяц май - как раз за год до нас, тоже майские праздники. Запомнилась еще одна табличка - 1991года. После порога неплохие места для чалок.

Порог № 4 – (20 минут пути от третьего порога) гораздо более спокойный, чем предыдущие, требуется просмотр с берега и небольшой маневр. Заходили вдоль правого берега. Затем шли в одной трети от правого берега. Можно остановится на левом берегу . На правом берегу хорошая стоянка метров на 300 выше, там мы и стояли.

Порог № 5 «Буфет» - (1,1 час пути от третьего порога) ориентир - скальная стенка с правой стороны, начало левого поворота. Порог сложный. Лучше чалится к левому берегу. С него и совершать просмотр. Мы поступили наоборот. Просмотр делали со скалы правого берега. Ширина порога до 35 м. Вход в порог между трех камней. К правому берегу прижим на струе, валы. На выходе из порога высокий вал 1,5 м, слева от вала сильная бочка. Весь порог можно обойти протокой левого берега, можно пройти вдоль левого берега. Мы траверсировали струю по течению, и по левому краю струи проходили между бочкой и валами.

Перед порогом № 6 можно остановится на левом берегу. На правом берегу хорошая стоянка метров на 300 выше начала порога, там мы и стояли.

Порог № 6 – (шли 3 часа от третьего порога) четкого ориентира нет, самый сложный на Рыбной. Начинается после крутого правого поворота пенными валами на левом повороте. Ширина порога от 25 до 35 м. Порог постоянно извивается. Мы шли по правой стороне, где валы были наименее высокие и мощные, от прибрежных камней уходили один раз ближе к берегу и два раза ближе к центру. Отдельно расположенный ближе к концу порога камень «зуб» два катамарана обошли справа, один слева. По левому берегу недалеко от камня прижим, который не повлиял на нашу траекторию движения.

Далее до реки Кан пороги в высокую воду затоплены. Река шириной до 60 м. Вдоль берега, не прогреваемого солнцем, постоянно попадаются глыбы льда высотой до 3,5 м, причаливание к которым затруднено. Перед впадением Рыбной в Кан чувствуется подпор воды.

Кан в месте слияния шире Рыбной раза в четыре. Сразу ощущается скорость течения реки.

Лоция р. Кан
Порог-шивера «Косой»
(в 10 км от устья р. Рыбной)- затоплена, небольшие валы до 1 м. Стоянки почти все затоплены. Встали на стоянку на правом берегу около впадения речки Большая Метляковка. Там неплохие стоянки даже в высокую воду.

Далее река носит очень спокойный характер со скоростью течения около 7 км/ч.

Разрушенный мост между шиверами «Крутая» и «Сокольная» опасным нам не показался. Опоры моста почти не возвышаются над водой. Сам мост сгорел 5 лет назад. Шиверы «Крутая», «Сокольная» увидеть не смогли. До порога «Большой Канский» мало ориентиров для привязки к местности.

Порог перед «Большим Канским» прошли траверсом основной струи, чтобы не плескаться в холодной воде.

Порог «Большой Канский» - перед порогом в 500 м с правой стороны полузатопленный остров, далее правый поворот. На правом берегу прекрасная оборудованная стоянка. Возможно, здесь летом стоял детский лагерь. Мусор есть, но не много. Через 100 метров начинается «Большой Канский порог» 2к.с. Порог длиной метров 300. Хаотично разбросаные камни в русле. С правой стороны проходы уже. Около самых больших камней видели вал до 1 м.

Далее река становится совсем спокойной. Ширина реки до 300 м. Чувствуется подпор воды приблизительно в 9 км до впадения в Енисей. Встречные ветры. Шли то вдоль правого, то вдоль левого берега, выбирая подветренный. Обедали на Енисейском острове. Так как предполагалась ночевка на берегу Енисея, траверс осуществляли от впадения Кана. Если предполагается отъезд в Красноярск сразу, то катамараны очень просто провести вдоль берега корабликом до поселка Кононово, не нужно будет нести вещи лишние 2,5 км. Течение Енисея несильное.

Машину найти в поселке не удалось. До Красноярска добирались на автобусе. Багажные отделения забили полностью. Часть вещей провозили в салоне.

На протяжении всего маршрута нас сопровождали снегопады. Катамараны на ходу иногда были присыпаны снегом. В легкую метель видимость падала до 40 м, но не надолго. Толщина выпавшего снега за ночь один раз была до 5 см. Температура воздуха утром всегда была минусовая от –2 до 0 градусов. Днем температура воздуха не превышала 6-7 градусов. На дневных и вечерних стоянках нашей первой заботой были дрова, а затем большой костер. Солнце почти не выглядывало. Поэтому в весенний период группа должна быть готова к холодным условиям сплава.

4. График движения

ж/д. время московское
Дата Время Часов Участок пути Примечание Км
29.04-01.05 10:48 до 06:34 44 ч г. Пермь-ст.Уяр Поезд № 092  
01.05 10:00 до 10:25 25 мин До авт. мост д. Ольгино На а/м Газель. Вода разлилась по лесу. Впереди виден затор из вертикально стоящих льдин 12 км
  10:50 до 13:10 20 мин До искусственного порога № 0 «Дамба» На а/м Газель. Выше порога в 50 м стоит затор 1,5 км
01.05 13:10 до 24:00 11 ч - Стапель, установка лагеря, тренировки участников на пороге -
02.05 6:20 до 12:00 5,4 ч До ближайшего правобережного притока Разведка заторов по берегу пешком 10 км
  13:30 до 15:30 2 ч До порога № 2 Сплав. Порог № 1 залит 10 км
  до 17:00 1 ч Порог № 2 Разведка порога и места для чалок 80 м
  17:30 до 19:00 2 ч Прохождение порога № 2 Проходили по очереди -
03.05 7:00 до 10:00 3 ч Порог № 3 Разведка порога и места для чалок и страховки 1,5 км
  10:30 до 12:00 1,5 ч Прохождение порога № 3 Страховку выставляли в конце порога. Страховали катамараном -
  12:00 до 12:40 40 мин До порога № 4 Сплав 5 км
  До 12:50 10 мин Разведка порога № 4 Пешком 150 м
  До 13:10 20 мин Прохождение порога № 4 Сплав 150 м
  До 14:10 1 ч Сплав до порога № 5 «Буфет» Сплав 5 км
  До 15:00 50 мин Разведка порога Пешком 80 м
  До 15:30 30 мин Прохождение порога Сплав. Страховку выставляли в конце порога катамараном. 150 м
  16:00 до 19:30 3,5 ч До порога № 6 Сплав 10 км
04.05 7:00 до 10:50 3 ч 50 мин Разведка порога № 6 Пешком 3 км
  12:00 до 13:30 1,5 ч Прохождение порога № 6 Сплав 3 км
  14:30 до 18:00 3,5 ч До реки Кан Сплав 23 км
  18:00 до 19:30 1,5 ч До 80 км маршрута Сплав 10 км
05.05 12:00 до 15:00 3 ч До 95 км маршрута Сплав 15 км
  16:30 до 19:00 2,5 ч До порога «Большой Канский» Сплав 23 км
06.05 10:00 до 10:40 40 мин Разведка порога «Большой Канский» Пешком 300 м
  11:30 до 11:50 20 мин Прохождение порога «Большой Канский» Проходили в кильватерной струе. Страховка с катамарана 300 м
  11:50 до 14:00 2 ч 10 мин Сплав до острова в устье р. Кан Сплав 11 км
  17:00 до 17:20 20 мин Траверс р. Енисей Сплав 800 м
07.05 05:00 до 06:50 1 ч 50 мин До автовокзала Пешком 5 км
  07:00 до 09:30 2,5 ч До г. Красноярска Автобус 130 км
  13:00 до 18:00 5 ч Поездка в заповедник «Столбы» Автобус -
07.05-09.05 16:05 до 09:05 41 ч До г. Перми Поезд № 043 -

5. Выводы и рекомендации

Группа, вышедшая на маршрут Рыбная - Кан, должна иметь хорошую физическую подготовку. Большая часть нашей группы занимается спортом (разными видами). Хорошо бы группе, собирающейся на спортивный сплав, провести тренировки по прохождению порогов. Перед походом мы провели тренировки на пороге Ревун, р. Исеть. Хорошо, что часть группы участвовала в походе 3 к.с. по р. Катунь и р. Песчаная. Все участники прослушали курс теории водного туризма. Опыта походов 2 к.с. только по рекам Пермской области может оказаться недостаточным.

Если сплав проходит в высокую воду весной, как происходило у нас, на препятствии «Дамба» он же искусственный порог № 0, можно организовать тренировку прохождения высокого вала. Обнос к началу порога составляет 6 м из-за образовавшейся заводи вдоль правого берега, по которой можно возвратиться к началу порога. В заводи удобно поставить страховку катамараном. По результатам тренировки и успешности прохождения порога № 2 можно судить об успешности прохождения порогов № 3 и № 5. Если в прохождении порогов № 0 и № 2 допущены ошибки (разворот, прохождение боком, и т.п.), то прохождение порогов № 3 и № 5 следует отложить и обнести эти пороги. Пороги № 3 (продолжительность 1,5 км), № 5 (продолжительность 3 км) в основном состоят из каскада больших пенных часто встречных валов высотой от 1 м до 2,5 м. Судя по летним отчетам других групп, пороги № 3 и № 5 особой сложности не представляют.

Порог № 5 лучше просматривать и обносить по левому берегу. Последний порог «Большой Канский» обязательно предварительно просмотреть и не ослаблять внимания при его прохождении. Особой опасности для слаженной команды, имеющей опыт прохождения порогов 2 к.с., порог «Большой Канский» не представляет.

Если группа планирует ночевку на левом берегу Енисея, то траверс реки лучше осуществлять от устья реки Кан, не совершая проводку за островом. Нашей группе проводка верх по течению была рекомендована. Разборку судов лучше осуществлять непосредственно у деревни Кононово после проводки судов. В этом случае не надо нести груз лишние 2,5 км.

На протяжении всего маршрута нас сопровождали снегопады. Катамараны на ходу иногда были присыпаны снегом. В легкую метель видимость падала до 40 м но не надолго. Толщина выпавшего снега за ночь один раз была до 5 см. Температура воздуха утром всегда была низкая от –2 до 0 градусов. Днем температура воздуха не превышала 6-7 градусов. На дневных и вечерних стоянках нашей первой заботой были дрова, а затем большой костер. Солнце почти не выглядывало. Поэтому в весенний период группа должна быть готова к холодным условиям сплава и ночевки.

Все участники нашей группы получила хороший опыт на реках Рыбная и Кан. Пригодились и старые навыки - опыт зимних походов, особенно ночевок на снегу нам очень помог. В целом группа неплохо потренировалась и отдохнула. В группе сложились прекрасные дружеские отношения.

И еще одно замечание: слухи о непреодолимых обстоятельствах, в нашем случае слух о заторах, всегда должны восприниматься с изрядной долей оптимизма.

ДНЕВНИК | ФОТО | ПЕРЛЫ | . ТВОРЧЕСТВО   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна