река Большой Ургэдэй – река Зун-Мурин, август 2007 ХАМАР-ДАБАН
 

ХАМАР-ДАБАН

 
ДНЕВНИК | ФОТО | ВИДЕО | ПЕРЛЫ   Участники
     Просмотров: 16053


Р. БОЛЬШОЙ УРГЭДЭЙ – Р. ЗУН-МУРИН, АВГУСТ 2007

Турклуб «ЗОДИАК», г.Пермь


Т Е Х Н И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т
о водном (на катамаранах) туристском путешествии четвертой категории сложности
по рекам Большой Ургэдэй – Зун-Мурин (Хамар-Дабан), совершенном с 3 по 26 августа 2007 г.


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица оценки трудности водных препятствий

Здесь можно скачать:
Схемы расположения препятствий
на р. Зун-Мурин. (М 1:100000 (в 1 см 1 км), ~ 99 КБ) скачать

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район путешествия Хамар-Дабан
Категория сложности Четвертая
Нитка маршрута Кур. Хонгор-Уула – пер. 2263 м (51º24,792’N 102º18,128’E) – 51º21,495N 102º18,104E – р. Бол. Ургэдэй – р. Зун-Мурин – с. Зун-Мурино
Средства сплава катамараны
Время проведения похода 3–26 августа 2007 г.
Продолжительность активной части маршрута, дней, в т.ч.
дневок
пешая часть
сплав
16

2
6,5
7,5
Протяженность водной части похода, км, в т.ч.
по р. Бол. Ургэдэй
по р. Зун-Мурин
149

28
121
Протяженность пешей части похода, км 40
Уровень воды:
- Бол. Ургэдэй
- Зун-Мурин, выше пор. Шурик
- Зун-Мурин, ниже пор. Шурик

низкий
низкий
высокий
Общее количество дней (Пермь – Пермь) 23 (24)*
Подъезд к кур. Хонгор-Уула 2,5 (3,5)* дня
Стапель 0,5 дня

* - группа выехала 2-мя частями из-за отсутствия билетов на поезд.

2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ

№ п/п ФИО Тур. опыт Обязанности в походе, распределение по судам
1. Черепанов Евгений Михайлович 4-р Она
4-р Катунь
5-р Шавла–Аргут–Катунь
4-р Чуя–Катунь
руководитель, фотограф, капитан К-4
2. Вахрин Николай Михайлович 4-у Чуя–Катунь рыбак,К-4
3. Жук Марина Евгеньевна 4-у Она
4-у Катунь
5-у Шавла–Аргут–Катунь
4-у Чуя–Катунь
медик, летописец, К-4
4. Коссе Ирина Владимировна 2-у Акчим–Вишера завхоз, фотограф, летописец, К-4
5. Уваров Сергей Витальевич 4-у Чуя–Катунь видеооператор, ремонтник, рыбак, капитан К-2
6. Мурзаев Валентин Геннадьевич 4-у Чуя-Катунь
4-у Жом-Болок–Ока
2-р Акчим–Вишера
ответственный за транспорт и маршрутную книжку, К-2

Примечание: здесь и далее по тексту К-4 – 4-местный катамаран, К-2 – 2-местный катамаран

3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

3.1. Географическое положение
Территория, по которой проходило путешествие, не имеет строго определенной географической привязки. Т.е. в общегеографическом смысле она, несомненно, относится к Восточной Сибири, а в административном – к территории республики Бурятия. Если же брать «более крупный масштаб», то классификаторы маршрутов бассейн Зун-Мурина обычно относят к Хамар-Дабану, но можно также встретить привязку к Восточному Саяну, Прибайкалью и даже к Забайкалью. Виной этому, думается, пограничное положение региона – на стыке всех указанных районов.

3.2. Рельеф
Хребет Хамар-Дабан представляет собой сильно расчлененную горную систему, занимающую площадь свыше 30 тыс. кв. км и относящуюся административно к Бурятии и Иркутской области. Окаймляя с юга озеро Байкал, он имеет субширотное направление и состоит из нескольких ветвей – «малых хребтов»: Хамар-Дабан, Хангарульский и Малый Хамар-Дабан, а те в свою очередь разделяются на «хребтики» более низкого порядка. Вся горная страна вытянута с запада на восток от долины р.Иркут до нижнего течения р. Селенга на 350 км, ширина горного массива достигает 80 км. Самые высокие точки: г. Хан-Уула - 2371 м, Уругудейский голец - 2358 м, г. Сахар - 2323 м, г. Маргасан - 2253 м. Вершины округлые или плоские с отдельными останцами высотой 5-8 м. Изредка встречаются остроугольные гребни и вершины. Средние высоты хребта Хамар-Дабан 1500–1800 м.

Цепи гор, расположенные ближе к Байкалу, чисто альпийского типа с остроконечными пиками и гребнями. В глубине горного массива преобладают некрутые округлые гольцы, которые к югу и юго-востоку постепенно уменьшаются по высоте.

Для района описываемого путешествия характерны общие черты рельефа, типичные для Хамар-Дабана (плоские вершины хребтов, максимальные высоты в пределах 2–2,4 км; максимальная высота перевала пешей части – 2266 м). Но, с другой стороны, в доступной литературе не удалось найти ответа на вопрос «Где находится граница между Хамар-Дабаном и Восточным Саяном?» Если с северо-запада такой границей является р. Иркут (Тункинская долина), то на западе горная страна плавно переходит в Большой Саянский хребет, достигающей максимальной высоты в горной группе Мунку-Сардык (3491 м). Единственной крупной рекой, пересекающей горную страну в данном районе, является Зун-Мурин, к западу от которого проходила вся пешая и начало водной (сплав по р. Бол. Ургэдэй) части маршрута.

Отсюда и упомянутая неопределенность с орографической и общегеографической привязкой района.

3.3. Климат
Сооружения горного хребта Хамар-Дабан (с продолжением в виде Большого Саяна) разделяют районы Южного Прибайкалья на 2 зоны с различными климатическими условиями. Озеро сильно смягчает климат на Байкальском (северном) склоне хребтов. В зимнее время здесь господствует общий сибирский антициклон, имеющий общеконтинентальное значение. В переходные сезоны и в особенности в летнее время климат соответствует типично приморским районам при существенно более низкой средней температуре. Южный склон почти полностью сохраняет континентальный климат и в летний период, что является причиной формирования лесостепного, степного и полупустынного ландшафтов, в то время как Байкальский склон целиком относится к горно-таежному ландшафту.

Зима здесь (ноябрь-апрель) холодная, малоснежная. Днем – 13–22° ниже нуля, ночью – –25–28°. Устойчивый снежный покров – с начала ноября, достигает к концу зимы высоты 0,5 м, в лощинах до 1м. Большинство склонов гор лавиноопасны. Снежный покров сходит в марте, апреле.

Весна (апрель-май) короткая, сухая, ветренная. Температура днем 8–10°, ночью заморозки до –5°. Осадки в виде кратковременных дождей и снега.

Лето сухое, короткое. Температура днем 20–28°, ночью до 6°. Осадки – в виде ливневых дождей с грозами.

Осень (сентябрь-октябрь) безветренная и ясная. Днем температура 5–15°, ночью не более 8°. Осадки в виде снега возможны уже в сентябре.

3.4. Растительность и животный мир
Резкая расчлененность рельефа, неоднородность почв, изменение климатических условий обуславливает пестроту растительного мира. Преобладают хвойные леса: наиболее распространена лиственница (сибирская, даурская), на втором месте – сосна, за ней – ель. Из лиственных чаще всего встречается береза. На склонах хребта, обращенных к Байкалу, нижняя граница леса местами проходит на высоте 1100 м. Вблизи верхней границы лесного пояса (1600–1700 м) леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем. Для гольцовой зоны характерны небольшие островки кедрового стланника и все разновидности горных тундр. Лишь изредка встречается небольшие участки субальпийских и альпийских лугов.

Разнообразен животный мир хребта. Здесь водятся: медведь, изюбр, лось, кабарта, волк, соболь, белка, заяц и др. Из птиц – кедровка, сойка, дятел, куропатка, глухарь. В реках много рыбы: хариус, ленок, таймень, окунь, щука.

3.5. Экономика, культура, сведения о магазинах, транспорте, медицине
Путешествие проходило по Тункинскому району Бурятии, райцентр – пос. Кырен. Особенностью района является то, что вместе с Окинским районом он отделен от остальной части республики: регулярное транспортное сообщение проходит через г. Слюдянка Иркутской области. Здесь по Тункинской долине, правому берегу р. Иркут, проходит асфальтированная дорога Култук–Монды. Через отроги Хамар-Дабана и Большого Саянского хребта проходит ряд троп в Закаменский район, проходимых только для пешеходов и лошадей (одной из которых частично воспользовались участники путешествия для заброски).

В непосредстственной близости от начала маршрута расположены поселки Жемчуг (Бого-Горхон) и Охор-Шибир, почти полностью населенные бурятами. Останавливаться в них не рекомендуется из-за крайней враждебности местного населения.

Пос. Зун-Мурино расположен на пересечении Тункинского тракта и р.Зун-Мурин. Население – смешанное русско-бурятское. Есть поликлиника, почтовое отделение, 2 магазина, коммерческие палатки. В данном поселке закончилась водная часть путешествия: антистапель, погрузка на автотранспорт.

Г. Слюдянка – расположен на юго-западном побережье озера Байкал. Районный центр Иркутской области. Население – около 20 тыс. человек. Центр добычи и переработки слюды и добычи мрамора, имеется рыбоконсервный завод.

Отметки о прохождении путешествия производятся в поисково-спасательном отряде МЧС, находящемся по адресу: ул. 40 Лет Октября, д. 1Б, тел. (8-39544)-51-9-11.

Туристам рекомендуется обратить на здание вокзала – своеобразный памятник архитектуры, облицованный мрамором; если имеется время, можно посетить байкальский пляж.

В последние годы в городе появилась еще одна достопримечательность – частный музей минералов «Жигалов и Ко», по адресу: 665903 Иркутская обл., г.Слюдянка, ул. Слюдяная, 36. Доехать до него можно на маршрутке (ост. РУДО), дальше пешком по ул. Слюдяной. Директор – Жигалов Валерий Алексеевич; телефоны: 8 395 44 53 4 40 (Жигалова Любовь Михайловна), 8 395 44 53 5 60 (Света). Здесь же можно также переночевать (стоимость от 150 руб./сут.) и просушить снаряжение.

Перед началом похода в городе произошел общий сбор участников экспедиции и погрузка на автотранспорт, после его завершения – пересадка с автотранспорта на железную дорогу.

Г. Иркутск – крупнейший областной центр Восточной Сибири, основан в 1652 г. С 1764 г. Иркутск становится губернским городом, а с 1803 года резиденцией генерал-губернатора Сибири. Сохранились архитектурные памятники 17–19 веков. В городе расположены 4 театра, цирк, филармония, несколько музеев, более 10 кинотеатров. Население – около 600 тыс. человек.

Иркутск – центр машиностроения, слюдообработки, производства стройматериалов, хорошо развита пишевая и легкая промышленность. Иркутск крупный транспортный центр: пристань на реке Ангара, аэропорт(прямые рейсы в Москву), большой железнодорозный узел на Транссибирской магистрали.

В городе происходила пересадка участников путешествия с электрички на поезд дальнего следования.

3.6. Речная сеть
Весь район покрыт густой речной сетью, основной источник питания рек – дожди. Густота речной сети – 0,6–0,8 км/км2.

Вскрываются реки в конце мая, первая половина лета бывает сухой, во второй ливневые дожди. В конце сентября наступает ледостав. Летом температура воды в реках не более 6-10°. Зимой характерно промерзание русел рек, образуются наледи. На реках часто встречаются каньоны с отвесными многометровыми стенами и живописными скалами. Почти все реки берут начало в подгольцовой и гольцовых зонах. В большинстве своем реки пригодны для туристских судов лишь на небольших участках нижнего течения.

Наибольший интерес представляют данные о характере паводкового режима рек, приходящегося, в основном, на период летних дождей в июле-августе. По многолетним наблюдениям, в течение месяца в среднем происходит 2–3 паводка. Колебания уровня воды при этом в часто превышают 1 м. Средние, многолетние характеристики скорости подъема воды 0,5–1,5 м в сутки, продолжительность стояния уровня 0,5–1 сутки, продолжительность спада 3–5 суток. Средняя продолжительность паводка 8–10 дней. Запаздывание изменения уровня в реках относительно времени выпадения осадков составляет в среднем 5–10 часов, однако картина препятствия может измениться на протяжении одной разведки, длительностью порядка часа.

Таким образом, за время похода туристы неизбежно сталкиваются с 1–2 значительными подъемами воды, особенно в июле. Один из таких подъемов наблюдался участниками данного похода.

Наиболее значительными являются реки с площадью водосбора более 500 км2 (с запада на восток): Снежная, Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник. Их общие характеристики приведены в следующей таблице.

Название Бассейн Длина, км Площадь водосбора, кв. км Среднегодовой расход воды, куб. м/с
Зун-Мурин р. Иркут 166 4160 49
Утулик оз. Байкал 85 965 17
Хара-Мурин оз. Байкал 105 1130 23
Снежная оз. Байкал 167 3020 53
Темник р. Селенга 314 5480 29

3.7. Гидрологическая характеристика р. Зун-Мурин
Р. Зун-Мурин – правый приток Иркута. Водомерный пост расположен в деревне Зун-Мурин на расстоянии 159 км от истока и 6,9 от устья Зун-Мурина

Высота истока: 2250 м.

Высота водомерного поста: 705 м.

Площадь водосбора: 4160 кв. км.

Средняя высота водосбора: 1660 м.

Средний уклон реки: 9,9 м/км.

Разделение стока по типам:

  • снеговой – 12%;
  • дождевой – 65%;
  • грунтовый – 23%.

Заболоченность бассейна: менее 5%.

Лесистость бассейна: 85%.

Густота речной сети: 0,6 км/кв. км.

Расход воды (куб. м/сут.):

  Июнь Июль Август
Средний 96,8 145 127
Наибольший 191 295 213
Hаименьший 40,4 71,2 62,2

Продолжительность паводка (сут.):

  • средняя – 11;
  • наибольшая – 23;
  • наименьшая – 4.
  • Подъем воды (сут.):
  • средний – 3;
  • наибольший – 7;
  • наименьший – 1.

Температура воды, град.:
май июнь июль август сентябрь октябрь
1,6 8,9 11,5 10,4 6,0 1,6

3.8. Туристские возможности района (водный туризм)
Водными туристами пройдены основные реки района хр. Хамар-Дабан: Снежная, Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник.

Все они пригодны для сплава на различных судах. В техническом отношении препятствия рек достаточно сложны: на всех есть пороги, которые при определенном уровне воды оцениваются 5–6 кат. трудности. Наиболее просты Зун-Мурин, Темник. Из-за малой протяженности категорийность походов по каждой из рек снижается; для повышения категорийности туристам приходится делать связки из 2–3 рек. Нитки большинства маршрутов идут по ненаселенной местности, без развитой дорожной сети. Подходы к рекам достаточно протяженны: 35–100 км. На некоторых реках (например, Снежной) встречаются водопады.

Классифицированные туристские маршруты приведены в следующей таблице.
Река, связка рек Категория сложности Макс. категория трудности препятствий: средняя/высокая вода
Ара-Буректай–Хара-Мурин 4 6/6
Зун-Мурин 4 5/6
Зун-Мурин–Снежная 5 6/непроход.
Зун-Мурин–Утулик 5 5/6
Зун-Мурин–Хара-Мурин 6 6/6
Снежная 4 6/непроход.
Снежная–Темник 5 6/непроход.
Темник 3 4/5
Утулик 3 5/6
Хангарул–Зун-Мурин 4 5/6
Хара-Мурин 4 6/6
Хара-Мурин–Снежная 6 6/непроход.
Харагун–Хангарул–Зун-Мурин 4 5/6

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Водный поход IV к.с. организовала и провела группа туристов пермского турклуба «Зодиак». Поход носил учебно-тренировочный характер.

Целью путешествия являлось повышение спортивного, технического и тактического мастерства участников похода, а также ознакомление с одним из горных районов нашей страны – Прибайкальем.

От других водных походов, проведенных турклубом с 2002 года, маршрут отличался тем, что в ходе него участники получили навыки:

  • протяженной пешей заброски к месту сплава;
  • проводки катамаранов по реке с аномально низким уровнем воды;
  • длительного водного слалома;
  • ориентации на реках с отсутствием четких береговых ориентиров;
  • рыбной ловли.

Маршрут по реке Зун-Мурин не относится к числу «классических». В отличие от других рек Хамар-Дабана и Восточного Саяна, здесь бывает всего около десятка групп в год; литература о маршруте страдает неполнотой и противоречивостью. Так, до начала переговоров по поводу использования автотранспорта не было известно, является ли проезжей дорога до брода № 6; до сих пор не составлена лоция р. Большой Ургэдэй; только одно из препятствий (порог «Шурик») классифицировано, об остальных сказано лишь «ряд шивер и порогов 3 и 4 категорий трудности».

Поскольку авторы отчета постарались по возможности заполнить перечисленные пробелы, путешествие получило также просветительское значение. Дневник похода под названием «Сан-Марино по-бурятски, или Сто и шесть лошадей Зун-Мурина» после некоторых добавлений и художественной обработки размещен в Интернете по адресу. В ходе похода проводилась видео- и фотосъемка, материалы которой могут быть предоставлены по специальному запросу.

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

5.1. График движения

Дата Дни пути Участки маршрута км ЧХВ Координаты, высота конеч. точки Способы передвиж. Примечание
3–6.08   Пермь – Слюдянка       поезд  
7.08 1 Слюдянка – Кур. Хонгор-Уула     N51 35.978 E102 21.425, 847 м машина  
7.08 1 Кур. Хонгор-Уула – лев. берег р. Харагун, между бр. 1 и 2 3,31 0:50 N51 35.096 E102 20.003, 908 м пешком  
8.08 2 лев. берег р. Харагун, между бр. 1 и 2 – прав. берег р. Харагун, между бр. 3 и 4 6,40 2:00 N51 32.780 E102 22.932, 1011 м пешком  
9.08 3 прав. берег р. Харагун, между бр. 3 и 4 – лев. берег р. Харагун, 2 км выше бр. 6 8,40 2:40 N51 30.316 E102 19.254, 1189 м пешком  
10.08 4 лев. берег р. Харагун, 2 км выше бр. 6 – лев. берег р. Харагун, 1 км ниже устья руч. Хамар 6,72 2:30 N51 27.375 E102 18.996, 1435 м пешком  
11.08 5 лев. берег р. Харагун, 1 км ниже устья руч. Хамар – подножье перевала 4,60 1:45 N51 25.640 E102 17.638, 1943 м пешком  
12.08 6 подножье перевала – выход тропы на берег руч. Казарменный 4,60 1:30 N51 23.803 E102 17.537, высота 1950 м пешком Перевал н/к (2263 м; по нашим данным – 2266 м)
13.08 7 выход тропы на берег руч. Казарменный – лев. берег р. Бол. Ургэдэй, 1 км выше руч. Казарменный 6,31 1:40 N51 21.495 E102 18.104, 1574 м пешком Начало стапеля
14.08 8 р. Бол. Ургэдэй: 1 км выше руч. Казарменный – 8,5 км ниже руч. Казарменный 9,66 2:45 N51 19.840 E102 23.989, высота 1452 м проводка, сплав Окончание стапеля
15.08 9 8,5 км ниже руч. Казарменный – устье 18,77 3:40 N51 18.992 E102 36.508, 1260 м сплав  
16.08 10 р. Зун-Мурин: устье р. Бол. Ургэдэй – порог К2 20,78 2:55 N51 23.235 E102 39.819, 1167 м сплав Прохождение пр. 32–61
17.08 11 порог К2 – порог Лук 9,25 1:20 N51 23.933 E102 42.743, высота 1089 м сплав Прохождение пр. 62–71
18.08 12 Порог Лук – порог Шурик 14,5 2:05 19:55:23 N51 25.372 E102 47.765 1006 м сплав Прохождение пр. 72–96
19.08 13 Дневка          
20.08 14 Порог Шурик – пр. 142 39* 3:20 N51 34.827 E102 54.416, 861 м сплав Обнос пр. 97 (пор. Шурик); прохождение пр. 98–142
21.08 15 Дневка          
22.08 16 пр. 142 – устье руч. Кукурин 23,7 2:15 N51 39.310 E102 49.001, 750 м сплав Прохождение пр. 143–161
23.08 17 устье руч. Кукурин – с. Зун-Мурино 13,4 1:20 N51 43.821 E102 51.709, 720 м сплав Прохождение пр. 162–163
23.08 17 с. Зун-Мурино – г. Слюдянка       машина  
23–26.08   г. Слюдянка – г. Пермь       поезд  

* Данное расстояние измерено по спутниковому снимку. Остальные расстояния при помощи прибора GPS.

5.2. Подъезды
К пунктам начала и окончания маршрута можно добраться следующими видами транспорта: авиационным, автомобильным, вьючный.

В Иркутске имеется ряд турфирм, которые организовывают заброску на реки области (в том числе и на Зун-Мурин) на вертолете. Поскольку данный вариант не рассматривался нами в силу заведомо высокой стоимости, сведения по нему не собирались и не систематизировались.

Регулярное автобусное движение проходит по основной трассе запада Бурятии – шоссейной дороге Слюдянка–Монды. По ней курсируют ряд междугородных автобусных маршрутов из Слюдянки до Кырена, Монды. Данный вид транспорта плохо подходит для заброски на Зун-Мурин, т.к. ближайшая остановка – с. Жемчуг (Бого-Горхон), находящееся примерно в 15 км от кур. Хонгор-Уула – обычного места старта «пешки». В Жемчуге необходимо дополнительно договариваться о дальнейшей заброске на автомобиле или лошадьми, что затруднительно из-за упомянутой враждебности местных жителей.

В случае если группа немногочисленная, можно использовать автобус для выезда с маршрута (из с. Зун-Мурино). Это было успешно проделано шедшей параллельно с нами группой из Ижевска (5 чел.).

Автомобильный транспорт удобен для доставки групп туристов до курорта Хонгор-Уула из Слюдянки или Иркутска. При этом, если до курорта можно добраться даже на «Москвиче», далее дорога становится непроходимой для любого внедорожника. Особо подчеркиваем: все данные о том, что имеется дорога до брода № 6 – либо устаревшие, либо заведомо не соответствуют действительности.

Автомашины также удобно использовать для обратного пути с маршрута – до Слюдянки или Иркутска. Обычно сход с маршрута производится в с. Зун-Мурино, но это можно сделать и ранее (шоссе проходит недалеко от левого берега реки). Местные рыбаки на автомобилях попадались нам регулярно в последний день сплава, начиная с устья руч. Кукурин.

Во всем районе имеется большое количество лошадиных троп: от кур. Хонгор-Уула до р. Зун-Мурин, вдоль рек Большой Ургэдэй и Зун-Мурин и т.д. Это позволяет использовать вьючный транспорт для заброски практически в любую точку на этих реках. Например, можно исключить пешую заброску, а в случае недостаточного уровня воды в Зун-Мурине или в Большом Ургэдэе – проехать по берегу до места, где воды достаточно. Основные сложности в этом случае – значительное увеличение сметы маршрута, а также то, что найм лошадей необходимо производить в тех же пос. Охор-Шибир и Жемчуг, что может сопровождаться всякого рода эксцессами [3].

О доставке автотранспортом (микроавтобус корейского производства) от г. Слюдянка до кур. Хонгор-Уула мы договорились по телефону еще в Перми. Насчет места, времени встречи и стоимости обратного пути (Зун-Мурино–Слюдянка) договорились с тем же водителем при высадке в Хонгор-Уула. Стоимость доставки – 2000 руб. на группу в 1 сторону. В целом заброска прошла успешно, если не считать того, что машина около 800 м не довезла нас до моста в Хонгор-Уула.

Тропа
Тропа

5.3. Пешая часть маршрута
Пешеходная часть маршрута начинается от подвесного пешеходного моста («брод № 1») через р. Харагун в курорте Хонгор-Уула. В настоящее время от «курорта» не осталось никаких строений. Перед мостом имеется стоянка для автомобилей, откуда веером расходятся тропы к источникам минеральных вод, каждый из которых якобы имеет определенное предназначение («от болезней почек», «от женских болезней» и т.д.). Много лет назад тропы были выложены деревянными мостовыми, которые постоянно разваливаются и не восстанавливаются. Первые 1,5 км пути от моста проходят по левому берегу по одной из таких мостовых; затем мостки резко уходят вправо (к подножию коренного склона), а заброска продолжается вдоль р. Харагун по уже почти полностью разрушенной телефонной линии, вдоль которой идет лесная автодорога, по которой на автотранспорте не ездили лет 10. Дорога покрыта многочисленными завалами деревьев, которые, переплетаясь с лежащими на земле проводами, создают определенные трудности для туристов.

Поскольку маршрут был начат в вечернее время, основной задачей в первый день было отойти подальше от «населенки». На второй день весь груз был распределен на 10 «вьюков», и был определен следующий режим пути: сначала 5 человек перетаскивают «вьюки» вперед на 600-700 м (10-15 мин. времени), потом 4 из них возвращаются, затем 5 человек доставляют вперед оставшийся груз. После 5-10-минутного перерыва двигались дальше в том же режиме. Таким образом, 2 человека (в основном это были женщины) совершали меньше «ходок» и сторожили вещи в начальной и конечной точке «челноков». Во время таких перерывов «сторожа» занимались собирательством, фотосъемкой.

Брод № 2
Брод № 2

Поначалу дорога вместе с рекой полукругом огибает красивый утес Барна-Гыр (1294 м) на другом берегу реки. Где-то через 4 км – брод через р. Бол. Зубкоган, где участники нашей группы переодели обувь. Еще через 800 м – первый брод через сам Хангарул; на протяжении ближайших 10 км эти броды будут главными препятствиями на пути (сама тропа довольно широка и полога). Информация о них обобщена в следующей таблице.

№ бр. Направление перехода (берега) Расст-е от предыд. брода, км Координаты Абс. высота, м Макс. глубина, м
08–09.08.07 В других отчетах
2 Левый-правый 5,0 N51 34.114 E102 22.273 956 0,85 0,4–0,7
3 Правый-левый 1,8 N51 33.294 E102 22.887 994 0,95 0,6 и более
4 Левый-правый 2,0 N51 32.336 E102 23.079 1000 0,85 0,4
5 Правый-левый 2,2 N51 31.549 E102 22.131 1079 0,65 0,8 и менее
6 Левый-правый 2,1 N51 31.155 E102 20.577 1104 0,65 0,8 и менее
Брод № 4
Брод № 4

Переправы производились «таджикским способом» связками по 2-3 человека. При этом отдельным участникам группы приходилось делать до 4 «ходок» туда–обратно.

Брод № 3 (самый сложный из всех) выводит не на левый берег, а на остров. Через 200 м тропа выходит на протоку, в наших она была проходима в сапогах. Еще через несколько сотен метров находится избушка, в которой, судя по всему, регулярно останавливаются буряты, следующие в долину Большого Ургэдэя. Около нее легко потерять тропу, которая уходит левее.

Брод через руч. Жемчуг
Брод через руч. Жемчуг

Между бродами №№ 5 и 6 путь проходит по подножию скалы. После брода № 6 старая автодорога заканчивается, и далее идет только лошадино-туристическая тропа. Около 10 км путь продолжается по правому берегу Харагуна. Из них первые 2 км несколько отдаляется от реки, стоянка здесь невозможна из-за отсутствия воды. Здесь имеется изба, менее чем через километр – еще одна. Далее дорога поднимается на бом (это выходит к реке местный хребет Хантайн-Зун-Энгир), потом спускается к реке. Затем тропа несколько сотен метров идет по береговым валунам, затем опять продолжается по лесу. Из достопримечательностей здесь следует упомянуть красивый 2,5-метровый водопад на притоке, из препятствий – разрушенный мост через руч. Жемчуг; переправа здесь несколько затруднена. Следующий после Жемчуга приток образовал каменную реку шириной около 300 м, в отчетах обычно называемую «селевой поток». После него тропа на протяжении несколько сотен метров в среднюю воду затоплена, и приходится карабкаться по заросшему мхом курумнику. Примерно через километр – выход на большую поляну, излюбленное место стоянок туристов, находящуюся в 100 м от впадения крупного притока – ручья Хамар.

Долина реки Харагун плавно поворачивает на запад, и тропа, продолжая путь на юг, «прощается» с ней, начиная крутой подъем. Сначала по правому берегу руч. Хамар, после несколько затрудненной переправы через него – серпантином поднимается по водораздельному гребню, откуда открывается величественный вид на долину р. Харагун, на горизонте в дымке начинают показываться Тункинские гольцы. В течение примерно 1,5 км пути происходит значительный набор высоты (более 250 м). Серпантин заканчивается у Коровьего озера – грязного водоема на седловине гребня. Чуть далее тропа выходит к бывшей избе метеорологов, от которой осталось только несколько верхних венцов сруба, потом к ручью – левому притоку руч. Хамар.

На резком подъеме изменился режим хода. Отдельные «ходки» укоротились до 200–400 м (в среднем 7 мин.), несколько сократился и отдых после «челноков». Такой режим сохранялся во время дальнейшего пешеходного пути.

Дальнейший путь до границы леса более пологий и идет вверх по долине ручья. Основная тропа здесь расходится на несколько переплетающихся тропок. После границы леса (где имеется удобное место для ночевки, но несколько затруднена добыча дров) тропа поворачивает резко влево от ручья (почти на восток), и начинается «взлет» на перевал.

Поскольку мы достаточно отошли от «населенки» и вышли из леса на открытое пространство, необходимость в охране груза отпала. Весь груз был перепакован на 12 мест, и все члены группы стали совершать по 2 «ходки» на 1 челнок.

Через 2 км тропа выходит на перевальное плато, где выполаживается и поворачивает на юг. Некоторой неожиданностью для нас оказалось то, что практически до самого перевала можно было набрать воду (здесь текут ручьи, ниже образующие руч. Хамар). На самом перевале (высота около 2265 м) выложен высокий тур. Здесь группа остановилась на обед-перекус, во время которого С. Уваров сделал с видеокамерой радиальный выход на ближайшую вершину (2310 м).

Подъем на перевал На перевале

От перевального тура тропа (точнее, тропы) сворачивает на юго-запад (до этого она почти все время вела на юг) и спускается по долине, в которой постепенно образуется ручей Казарменный. После достижения границы леса спуск около 5 км продолжается по берегу этого ручья, через который имеется 3 несложных брода. Поскольку испортилась погода (похолодало, постоянно шел мелкий дождь), режим пути снова был изменен. Участники группы проходили 400-500 м, потом возвращались на середину этого «плеча» (200-250 м) за второй половиной вещей. Отдыха почти не было, т.к. при остановках люди начинали мерзнуть. Так и следовали: вперед 400–500 м, назад 200-250 м, опять вперед 400–500 м и т.д.

После последнего брода через руч. Казарменный тропа 0,5 км следует по подножью коренного склона и выходит к избушке. До галечного берега Большого Ургэдэя отсюда меньше километра, которые приходится проходить по слегка заболоченному полю, заросшему травой высотой в почти человеческий рост.

После выхода на реку участники похода начали сборку плавсредств, а двое из них (Н. Вахрин и И. Коссе) сделали радиальный выход на второй перевал – между Большим Ургэдэем и Зун-Мурином. Перевал оказался гораздо проще первого, ребята успели туда-обратно за 2 часа.

Река Бол. Ургэдэй около стапеля. На заднем плане – долина, по которой производится подъем на второй перевал к р. Зун-Мурин
Река Бол. Ургэдэй около стапеля. На заднем плане – долина, по которой производится подъем на второй перевал к р. Зун-Мурин

Координаты основных точек пешеходной части маршрута (кроме бродов, см. таблицу):

  • Изба после брода № 3: N51 30.311 E102 19.255, высота 1192 м;
  • Изба после брода № 5: N51 29.520 E102 19.821, высота 1254 м;
  • Разрушенный мост через руч. Жемчуг: N51 27.850 E102 19.752, высота 1388 м;
  • Каменная река (лев. берег): N51 27.375 E102 18.996, высота 1435 м
  • Стоянка у начала серпантина: 11:53:43 N51 27.001 E102 18.273, высота 1487 м;
  • Брод через руч. Хамар: N51 26.868 E102 18.198, высота 1523 м;
  • Коровье озеро: N51 26.544 E102 17.890, высота 1748 м;
  • Изба метеорологов: N51 26.465 E102 17.846, высота 1749 м;
  • Место стоянки на границе леса перед перевалом: N51 25.640 E102 17.638, высота 1943 м;
  • Перевал: N51 24.792 E102 18.128, высота 2266 м;
  • Вершинка у перевала: N51 24.681 E102 18.312, высота 2310 м;
  • I брод через руч. Казарменный: N51 22.671 E102 18.726, высота 1696 м;
  • II брод через руч. Казарменный: N51 22.462 E102 18.742, высота 1669 м;
  • Перекресток с тропой Бухатый: N51 21.961 E102 18.895, высота 1626 м;
  • III брод через руч. Казарменный: N51 21.840 E102 18.727, высота 1600 м;
  • Изба в долине р. Большой Ургэдэй: N51 21.642 E102 18.534, высота 1597 м;
  • Брод через р. Большой Ургэдэй: N51 21.496 E102 18.099, высота 1575 м.

5.4. Река Большой Ургэдэй
После выхода на реку Большой Ургэдэй возможны 2 варианта дальнейшего пути. Первый вариант (наиболее распространенный) – дальнейший путь пешком через еще 1 перевал с выходом на верховья Зун-Мурина. Второй вариант (который был выбран нами еще на стадии подготовки) – сборка катамаранов на месте и начало сплава по Большому Ургэдэю. Судя по отчетам и рассказам очевидцев (параллельно шедшую группу туристов из Ижевска мы первый раз встретили именно на переправе через Большой Ургэдэй, второй раз – уже в конце пути), количество воды в Большом Ургэдэе примерно соответствует таковому в верховьях Зун-Мурина.

Стапель
Стапель

Река Большой Ургэдэй течет по живописной лесистой долине между двумя красивыми хребтами, идущими параллельно на расстоянии 7–8 км друг от друга. Общее направление движения – юго-восточное (истинный азимут около 120°), которое примерно в 8 км устья меняется на северо-восточное (75°). В период летней межени (который мы застали) воды в реке не хватает для полноценного сплава, и поначалу приходится не столько сплавляться, сколько проводить суда по мелководью, идя рядом. Но многочисленные притоки быстро добавляют воду в реку, и вскоре можно начать полноценный сплав.

Основным видом препятствий на реке являются шиверы-перекаты. Обычно они имеют S-образную форму, с резким падением в середине (до 1 м и более на протяжении 10-30 м). Во время низкой воды участок падения, как правило, наиболее мелководен, и часто здесь приходится сходить с катамарана и проталкивать его дальше. Другие препятствия – завалы из бревен и прижимы к скалам. Все это осложнено большим количеством подводных и надводных камней. Река постоянно подмывает свои берега, и среди камней и прибрежных скал много свежих сколов, что создает опасность повреждения корпусов надувных судов.

Из всех многочисленных препятствий на реке нам хотелось бы выделить следующие:

  • Прижим к скалам левого берега с острыми краями, при резком повороте реки вправо. Приблизительно в 8 км от начала сплава.
  • Порог «Ургэдец»: два каменные гряды с 1,5-метровым водопадным сливом между ними. Примерно в 9 км от начала сплава.

Несмотря на очень низкий уровень воды, было принято решение сразу же идти на катамаранах с «полной выкладкой», т.е. привязанными к нему вещами. Поначалу скорость движения была даже ниже, чем на «пешке»: катамараны приходилось не только вести, идя по дну рядом, но и протас кивать через многочисленные мели. После прибытия воды (постоянное снижение уровня было с лихвой перекрыто впавшими притоками) катамараны уже стали неким подобием «самокатов»: сидя на одном колене, члены экипажа отталкивались от дна другой ногой. Через 2-3 ч ЧХВ уже появились участки, на которых можно было полноценно работать веслами. Вскоре уже можно было полноценно плыть на судах, изредка выходя, чтобы сняться с камня или мели. При этом К-2, как правило, шел впереди, и его экипаж выбирал протоки для дальнейшего движения и предупреждал об опасностях более громоздкий К-4, шедший сзади на расстоянии 50-300 м. Перед устьем был даже участок, когда оба катамарана спокойно шли минут 40.

Типичная шивера-перекат на Большом Ургэдэе
Типичная шивера-перекат на Большом Ургэдэе

У самого начала сплава река была перегорожена большой лиственницей, которую пришлось спилить. Через несколько часов на прямом участке среди леса катамараны наткнулись на завал: 2 толстых ствола деревьев перегородили все русло, еще 1 ствол был в 50 м ниже. Расчистка (распилка) заняла 2 часа.

Разбор завала
Разбор завала

От упомянутого прижима К-2 отгреблась со значительным усилием. К-4 задела скалу левым бортом, но обошлось без повреждений.

Порог «Ургэдец» К-2 прошел, что называется, «впритык», задев обоими бортами боковые камни. К-4 также попытался пройти препятствие на полной скорости, и в сливе застрял каркасом между камней. Всему экипажу, а также подошедшим членам экипажа К-2, пришлось вытаскивать его.

Ургэдец Прижим
Порожек Ургэдец (слева) и тот самый прижим (соответственно, справа)

Координаты опорных точек:

  • Завал: N51 20.892 E102 21.167, высота 1518 м;
  • Порог Ургэдец: N51 20.151 E102 22.625, высота 1471 м;
  • Удобное место стоянки: N51 19.840 E102 23.989, высота 1452 м;
  • Устье реки: N51 18.992 E102 36.508, высота 1260 м.

5.5. Река Зун-Мурин
В основу раздела положено описание препятствий, сделанное в начале 1980-х гг. (авторами считаются Дзябура и Ширяев) и в почти неизменном виде «кочующее» из отчета в отчет [11, 14, 15]. Соответствует средне-низкому уровню воды. Нумерацию препятствий можно считать общепринятой; другой вариант нумерации в отчете [10] (со ссылкой на отчет Калимхана, № 4450 в библиотеке Московского клуба туристов). Описание оставлено в практически неизменном виде; курсивом приведены замечания, связанные с настоящим походом, а также описание прохождения препятствий.

Как уже не раз упоминалось в данном отчете, на всем протяжении маршрута имеется только 1 (один) четко классифицированный порог – «Шурик». Для определения категории сложности всего маршрута этого мало (тем более, нами он был обнесен), поэтому нам самим пришлось произвести категорирование локальных препятствий и выделение из них ключевых. Для этого нами использовались:

  • Доступные из Интернета нормативные требования к категорированию препятствий, обычно представляемых в виде таблицы, приведенной в приложении 1.
  • Аналогия с классифицированными препятствиями для рек 3–5 к.с., которые ранее были пройдены различными участниками путешествия (Катунь, Чуя, Шавла, Она, Ока, Жом-Болок, Иркут).

В целом на маршруте можно выделить 17 наиболее сложных препятствий, из которых одно (порог «Шурик») принято относить к 5/6 к.т., 6 следует отнести к 4 к.т. и 10 – к 3 к.т. В приведенном ниже описании они выделены жирным шрифтом с указанием в скобках категории трудности. Остальные препятствия следует отнести ко 2-3 к.т. Обращаем внимание, что классификация производилась по низкому уровню воды в начальной части маршрута (до порога «Шурик») и по высокому уровню воды в конечной части маршрута; при других условиях сложность препятствий может существенно измениться.

Все выделенные препятствия, кроме порога «Шурик», были успешно пройдены. В целом маршрут соответствует 4 категории сложности, для которой (в зависимости от определяющих факторов региона) необходимо минимум 1–3 препятствия 3 к.т. плюс 2–5 препятствий 4 к.т. [2, 9]. В качестве дополнительных факторов, повышающих сложность маршрута, следует назвать паводковый режим реки для значительной части маршрута и полную автономность группы на всем его протяжении.

Большинство препятствий проходилось без осмотра и с взаимостраховкой: катамараны шли тандемом (впереди К-2, за ним К-4) в пределах прямой видимости, в 30–100 м друг от друга.

Препятствие 32 (100 м) - простая шивера у устья л. притока – Б. Ургэдэй.

Препятствие 33 (100 м) - cредняя шивера-перекат. Проход по основной струе или вблизи нее.

Препятствие 34 (300 м) - шивера, представляет собой серию перекатов, простая. Проход по основной струе, переходящей от одного берега к другому.

Препятствие 35 (50 м) - шивера на левом повороте с несложным прижимом к скале правого берега. Маневр несложен.

Препятствие 36 (400 м) - длинная шивера с множеством камней и несильным течением на прямом участке реки.

Препятствие 37 (250 м) - шивера с обилием камней в русле. Маневр несложный, но трудоемкий, течение слабое.

Препятствие 38 (200 м) - шивера аналогичная 37, но с меньшим количеством камней и более простым маневром.

Препятствие 39 (50 м) - простая шивера-перекат.

Препятствие 40 (80 м) - шивера-порог «Перспектива» (3 к.т.) на правом повороте реки. Ориентир - река уходит вправо, на левом берегу высокая скала в форме треугольника. Состоит из трех ступеней на входе и шиверы на выходе. Много водных и надводных камней, которые образуют несколько групп ворот. После порога большой участок спокойной воды. Прохождение по центру со смещением на выходе под левый берег.
Была пройдена без осмотра обычным походным порядком.

Препятствие 41 (70 м) - простая шивера.

Препятствие 42 (100 м) - несложная шивера со слабым навалом на скалы левого берега. Заканчивается быстротоком.

Препятствие 43 (300 м) - шивера, начинающаяся на плавном левом повороте. Гряды камней с большими интервалами между ними. Проход по центру.

Препятствие 44 (400 м) - шивера средней сложности с обилием камней в русле. Линия движения сложная, но легко читается с воды.

Препятствие 45 (40 м) - средняя шивера на левом повороте реки. Прижим к скалам правого берега. В русле большое количество камней. Чистый проход под правым берегом. После прижима быстроток и рядовая шивера.

Препятствие 46 (400 м) - средняя шивера на плавном правом повороте. Небольшой навал на скалы левого берега. Заход по центру с дальнейшем смещением влево.

Препятствия 47-48 (250 м) - простые шиверы длиной по 50-100 м, разделенные коротким плесом. Линия движения по центру и практически без маневра.

Прохождение пор. 49 экипажем К-4
Прохождение пор. 49 экипажем К-4

Препятствие 49 (50 м) - порог (3 к.т.) с ориентирами: правый поворот реки, на левом берегу высокие красивые скалы. Состоит из двух ступеней: первая - слив высотой более 1 м, образованный обломками скал левого берега, бочка у левого берега и далее валы до 1,2 м высотой. Осмотр по правому берегу.
Перед прохождением был произведен осмотр по правому берегу. Поскольку в низкую воду порог особой сложности не представлял, был пройден в обычном порядке.

Препятствие 50 (100 м) - простая шивера. Проход по центру.

Препятствие 51 (80 м) - шивера с двумя сливами по 0,5 м каждый.

Препятствия 52-55 (50-100 м) - простые шиверы. Линия движения читается с воды.

Препятствие 56 (150 м) - порог «Гробик» (3 к.т.). Ориентиром служит красно-коричневая треугольная скала левого берега и резкий поворот реки направо. На входе шивера собливными камнями в русле, поворот и прижим к левому берегу. Далее слив 1–1,2 м у левого берега с бочкой, справа - обливные камни. На выходе в центре реки огромный камень плоской удлиненной формы («гробик»). Осмотр порога по правому берегу.
Перед прохождением был произведен осмотр по правому берегу. Поскольку в низкую воду порог также особой опасности не представлял, был пройден в обычном порядке. Следует особо отметить, что камень на выходе, по-видимому, уже сильно разрушенный и в настоящее время совершенно не похож на «гробик».

Препятствия 57-60 (30-60 м) - шиверы короткие, но мощные.

Прохождение порога К-2 экипажем катамарана-4 Прохождение порога К-2 экипажем катамарана-4
Прохождение порога К-2 экипажем катамарана-4

Препятствие 61 (200 м) - порог «К-2» («Аюнгулак») (4 к.т.). Ориентиры: река уходит в невысокие скалы красноватого цвета и поворачивает вправо. Состоит из трех ступеней.

1 ступень – огромный валун в правой трети реки. Справа от него 1,5 м крутой слив, слева - сливы через гряды обливных камней. После них быстроток на плавном правом повороте и через 15-20 м начинается вторая ступень.

2 ступень – сильнейший прижим к скалам левого берега. Через 20-25 м быстротока начинается третья ступень.

3 ступень: на участке около 30м река падает на 2.5-3м. На входе слив около 1 м высотой, затем мощная довольно нерегулярная струя. Валы до 1,5 м. 2 и 3 ступени расположены в красивом каньоне. Порог заканчивается очень живописным плесом. Перед порогом по левому берегу есть хорошая стоянка. Осмотр также по левому берегу.

Прохождение: заход в порог левее камня, за ним сразу брать правее, чтобы не попасть в прижим. Страховка: первый пост - на выходе из второй ступени, второй – после порога на плесе.

Из-за неточности карты экипажем катамарана-2 (шел первым в группе) за данный порог была принята шивера № 60. Поскольку ближайший правый поворот был нарисован на карте несколько далее и отсутствовал такой четко описанный ориентир, как огромный валун на входе, экипаж начал проходить порог без разведки и прошел без происшествий по левой части струи, после чего встал в улове каньона для видеосъемки и страховки с воды.

Экипаж катамарана-4 совершил разведку по правому (скалистому) берегу, после чего прошел по центру струи, заранее отгребаясь от прижима на 2-й ступени.

Ниже порога также имеется удобное место для стоянки – не такое обширное, как выше порога, но вполне пригодное для установки небольшого лагеря.

Препятствия 62-69 (1000 м) - несложные шиверы.

Препятствие 70 (200 м) - мощная шивера (3 к.т.) на прямом участке реки. Вдоль правого берега невысокие скалы. На выходе прижим к скалам левого берега. За препятствием большое улово. Через 100 м устье левого притока р. М. Ургэдэй.
Пройдена обычным походным порядком. Из сложностей следует отметить также крупный камень, неожиданно появляющийся в центре струи в конце шиверы. Обход его обоими судами произошел без происшествий.

Препятствие 71 (150 м) - порог «Лук» (4 к.т.). На плавном правом повороте через 200 м после устья р. М. Ургэдэй. Правый берег – темно-коричневые скалы. Вся река сходится в одну струю и идет по скалам левого берега. Валы до 1–1,2 м. Далее небольшой красивый каньон.

Порог Лук
Порог Лук

Осмотр порога был произведен по правому берегу, после чего было принято решение устроить здесь тренировочные прохождения сборными экипажами.

По-видимому, при низкой воде порог представлял повышенную сложность, т.к вместо единой шиверы на входе имеются 2 основные струи: левая идет полукругом вдоль скалы, правая, более мощная – спрямляет путь и подходит к скале примерно к середине порога, создавая мощный прижим. Более сложным был проход по левой струе, т.к. здесь нужно было перегрести правую. Прохождение осложнялось также тем, что обе струи были довольно узкие (1,5–2 ширины катамарана), это затрудняло маневр.

Сначала порог был пройден «штатным» экипажем К-2 (Уваров–Мурзаев) с грузом по правой струе, потом катамараны были разгружены и по правой струе на К-2 прошли экипажи Уваров–Вахрин и Уваров–Коссе.

Затем по левой струе прошли на К-2 экипажи Уваров–Вахрин, Уваров–Коссе и Уваров–Мурзаев. Закончились тренировки прохождением по левой струе К-4 в «штатном» составе (Черепанов–Вахрин–Жук–Коссе).

Все это время 2 члена экипажа производили фото-видеосъемку и держали наготове спасконцы для страховки с берега. Второй катамаран стоял наготове, чтобы в случае чего можно было подстраховать с воды.

Препятствие 72 (30 м) - короткая шивера-слив на прямом участке реки.

Препятствие 73 (300 м) - порог «Скалка». Перед препятствием несложная 200-метровая шивера, в конце шиверы на левом повороте стоит отдельная скала. Основная струя идет вдоль левого берега и прыгает через обливные камни. Далее струя переходит к правому берегу, несильно прижимаясь к скале. Через 80 м начинается плес.
Осмотр порога ничего сколько-нибудь сложного не выявил, поэтому он проходился обычным порядком. После этого решили проходить без осмотра все препятствия до порога «Ворота» (83).

Препятствие 74-75 (400 м) - шиверы несложные. На последних 200 м несколько перекатов. Валы 1–1,2 м.

Препятствие 76 (50 м) - порог «Маленький». На правом повороте. Левый берег скалы. В пороге мощный слив до 0,8 м у левого берега. Чистый проход правее центра.

Препятствие 77 (100 м) - порог «Простачок». Через 300 м после п. 76. Мощная крутая шивера. На выходе валы до 0,7 м и обливные камни. Несильный прижим к скалам правого берега.

Препятствие 78 (400 м) - длинная шивера. Несколько гряд обливных камней. Струя несильная, линия движения легко читается с воды.

Препятствия 79-80 (40 м) - короткие простые шиверки.

Препятствие 81 (1000 м) - мощная шивера (3 к.т.) с левым прижимом. В середине шиверы на правом берегу 15-метровый водопад. Стоячие валы до 1,5 м. С этого препятствия начинается каскад самых сложных препятствий на реке, который включает в себя все препятствия каньона и заканчивается самым сложным препятствием на реке – порогом «Шурик».
В целом шивера соответствует описанию, но с одним существенным уточнением: левым является не прижим, а ПОВОРОТ, а прижим здесь – к ПРАВОМУ берегу. Следует также отметить наличие 2-х мощных сливов высотой 1–1,5 м.
Оба катамарана прошли шиверу без осмотра; К-2 после прохождения встал ниже для видеосъемки и страховки с воды.

Препятствие 82 (100 м) - шивера на правом повороте реки. Начинается сразу за впадающим слева ручьем. На выходе вся вода бьет в невысокую скалу правого берега и идет вдоль нее. Напротив прижима участок с вертикальным перемешиванием воды, карман.

Прохождение порога Ворота экипажем К-2 Прохождение порога Ворота экипажем К-4
Прохождение порога «Ворота»

Препятствие 83 (100 м) - порог «Ворота» (4 к.т.). Основной ориентир – огромная скала в центре русла. Через 60 м скальное сужение до 20 м. В середине порога бой струи в скалы правого берега. На выходе слив до 1 м, валы до 0,8–1 м, дальше узкие ворота, образованные подводной плитой и полуобливным камнем. Порог заканчивается 150-метровым плесом. Разведка порога удобнее по левому берегу. Дальше начинается ущелье.
В низкую воду не наблюдалось прижима к правому берегу, но комплекс препятствий на выходе целиком соответствует описанию. Как справедливо указывалось в ижеском отчете [14], осмотр действительно удобнее производить по правому берегу, что и было сделано нами.
Вначале порог прошел К-2, потом К-4. Оба экипажа шли по главной струе, при этом на входной шивере К-4 прошел слева от камня, усложнив маневр.
Страховка производилась с берега (2 поста в нижней части порога).

Препятствие 84 (800 м) - ничем не примечательная длинная шивера.

Прохождение пор. 85 экипажем К-2 Прохождение пор. 85 экипажем К-4
Прохождение пор. 85

Препятствие 85 (50 м) - порог (3 к.т.) на левом повороте. Левый берег – галечник, правый – скалы. Перепад высот – 1,5 м, ширина реки – 20 м. Представляет собой серию сливов между камнями с валами до 1,5 м. Просмотр с левого берега.
Осмотр по левому берегу. К-2 прошел порог в правой части струи (вплотную к прижиму), К-4 – по центру струи.
Страховка производилась с берега (2 поста в средней и нижней части порога).

Препятствие 86 (70 м) - простая шивера с отдельными обливными камнями в русле на прямом участке реки, валы до 0,8–1м, ширина реки – 15м.

Препятствие 87-88 (50 м) - несложные шиверы. Заканчиваются прижимом к правому берегу и мощным уловом после прижима.

Препятствие 89 (30 м) - короткий, но мощный порог. Ширина реки 12 м. Представляет собой косые ворота. Маневр приходится выполнять в валах до 1–1,2м. Сначала уход от левобережных скал, затем от глыбы в центре русла влево. Справа от скалы пенный котел и косой вал, слева отдельные обливные камни. Порог кончается прижимом к правому берегу и валами до 1,2 м. Осмотр порога по левому берегу.
Осмотр показал, что в низкую воду порог не представляет совершенно никакой сложности, поэтому был пройден обычным порядком (страховка тандемом). Поскольку экипажи хорошо сработались и даже самые сложные препятствия были пройдены ими без затруднений, было принято решение идти все дальнейшие препятствия до порога «Шурик» без осмотра.

Препятствие 90 (50 м) - короткая мощная шивера с большим падением. Линия движения не выражена. Валы до 1м. На выходе в центре русла огромный обливной камень, который с воды виден плохо.

Препятствие 91-92 (50 м) - короткие шиверы на расстоянии 500 м друг от друга, зеркально симметричные: сначала на левом повороте, затем на правом. Представляют собой несложные прижимы.

Препятствие 93 (100 м) - простая шивера на прямом участке реки.

Препятствие 94 (250 м) - мощная шивера (4 к.т.) в устье р. Хангарул. Три ступени. Между ступенями участки чистой воды. Валы до 1 м. В 3-й ступени сильный прижим к скале правого берега.
В низкую воду шивера сильно напомнила порог «К-2»: 3 ступени в каньоне, переход струи от одного берега к другому, мощный прижим.
Была пройдена обычным походным порядком.

Препятствие 95-96 (100 м) - простые и короткие шиверы, представляющие собой большие отдельно стоящие камни в русле.

Препятствие 97 (200 м) - порог «Шурик» (5-6 к.т.). Самое сложное и опасное препятствие на реке. Ориентиром служат огромные камни в русле, которые заметны сразу из-за правого поворота и которые сразу настораживают. Левый берег перед порогом - высока гладкая скала, на правом берегу – небольшой галечный пляж. Это последнее место чалки перед порогом.

Порог начинается 50-метровым участком быстротока. Затем река сужается до 15 м. Две трети русла перегорожены обломком скалы, слева небольшое улово, за которым часть воды просачивается через щели между обломками скал. Основная же часть воды мощной струей сливается направо через 4-метровые ворота и бьет в скалы правого берега. В этом месте расположен v-образный слив высотой около 1,5 м с мощной бочкой в левой части.

Отразившись от скалы, сильно турбулентная струя разгоняется на 50-м прямом участке и сливается через 1,5-метровый слив водопадного типа, который перегораживает всю ширину реки. На разгонном участке более чистый проход вдоль обломков скал у левого берега, однако, попасть в эту струю сложно, поскольку основная масса воды выносит судно в правую часть потока. Правая же струя сливается через гряду камней, которая расположена в нижней части порога, а частично через ворота, образованные левой оконечностью этой гряды и одиноко стоящим в центре русла большим камнем.

Провести судно через них - наиболее простой вариант прохождения этого участка порога.

Выходной слив порога в большую воду представляет повышенную опасность для сплава, поскольку за ним следует очень мощная бочка, которая по описаниям способна переворачивать плоты.

Порог Шурик Порог Шурик, основной слив
Порог Шурик

Остановились на дневку выше порога (зачалились на упомянутом галечном пляже, который потом, за время подъема воды, полностью затопило), чтобы совершить прохождение в спокойной обстановке. Между тем шел не переставая дождь, и вскоре вода начала подниматься.

Во время осмотра порога (в день дневки) был намечен план прохождения для К-2, но за время обеда (2 часа) вода поднялась настолько, что на катамаранах там уже было нечего делать: после V-образного слива образовался громадный пенный котел (по-видимому, тот самый, который «переворачивает плоты»), левее него – острый камень типа «акулий плавник». Всего подъем уровеня составил около 2 м.

Утром следующего дня порог был обнесен обоими судами.

Дальнейший сплав проводился в условиях паводкового уровня воды. При этом высота валов была значительно больше, чем дано в описании.

Препятствие 98 (50 м) - мощная короткая шивера в устье р. Ангул на левом повороте. Валы до 1 м. Небольшой навал на правобережный скальный выступ. Ущелье кончается, долина реки заметно расширяется.

Препятствие 99 (100 м) - слабая каменистая шивера в правой протоке о-ва Копичева.

Препятствие 100 (300 м) - шивера на правом повороте.

Препятствие 101 (60 м) - короткая и мощная шивера на прямом участке реки. Левая часть русла забита подводными камнями.

Препятствия 102-114 - начало «Ингасунской трубы» (4 к.т.). Шиверы с камнями и валами до 1 м. Крутизна шивер нарастает. Проходы довольно широкие, но часто требуют пересечения реки от одного берега к другому. Проходы хорошо видны с воды.

Препятствие 115 (250 м) - мощная шивера-порог на левом повороте реки. В русле много обливных камней. Валы до 0,8 м. За препятствием короткий участок быстротока и правый поворот реки.

Препятствие 116 (50 м) - короткий порог. С левого берега отходит скала, подводная часть которой образует слив 0,7 м и валы до 1 м. Под правым берегом чистый проход с валами до 0, 8м.

Препятствие 117 (80 м) - шивера. Справа обливная плита перегораживает 2/3 русла, слева – чистый проход.

Препятствие 118 (30 м) - окончание «Ингасунской трубы» (4 к.т.). Короткий порожек в русле р. Бартой. Представляет собой чистый водосброс до 1–1,2 м.
В условиях паводкового режима препятствия 102–118 слились воедино, образуя единое протяженное препятствие, похожее на «Кадринскую трубу» на Катуни, из-за чего нами и предлагается название «Ингасунская труба». Постоянные сливы, валы (часто беспорядочные), прижимы, «бочки» не дают расслабляться экипажам. Труба была пройдена, что называется, на одном дыхании.

Препятствие 119 (80 м) - шивера на левом повороте в устье р.Ингасун.

Препятствие 120 (1500 м) - длинная каменистая шивера. Начинается небольшим порожком в скальном сужении, несильный навал на скалы левого берега. На выходе валы до 0,7–0,8 м.

Препятствия 121-122 - шиверы до 2 км длиной с короткими участками чистой воды. Несложные, но трудоемкие, много камней, небольшие сливы и валы.

Препятствие 123 (100 м) - шивера-порог (3 к.т.) с двумя мощными сливами по 0,6 м и валами до 1 м.
Пройдена обычным походным порядком.

Препятствия 124-125 - длинные несложные шиверы. Линия движения видна с воды.

Препятствие 126 (100 м) - шивера, заканчивающаяся в устье р. Догентуй. Обилие камней, валы до 1–1,2 м. Линия движения несложная, но трудоемкая.

Препятствия 127-130 - средние шиверы по 2,5–3 км длиной.

Препятствие 131 (100 м) - средняя шивера с небольшими грядами подводных камней. Более чистый проход в левой трети русла.

Препятствие 132 (80 м) - порог (3 к.т.). Ориентирами служат скалы высотой до 5–6м, с обоих берегов зажимающие русло. На выходе скальное сужение до 25 м, далее мешанина валов, на выходе обливные камни и валы до 1–1,3 м.
При высоком уровне воды скалы с обеих сторон были почти не видны. Была пройдена экипажем К-2 без осмотра, после прохождения экипаж К-2 встал ниже порога в улово для страховки К-4 с воды.

Препятствие 133 (800 м) - шивера на плавном правом повороте с большим количеством обливных, подводных и надводных камней, валы до 0,8 м.

Препятствие 134 (100 м) - средняя шивера на правом повороте реки. Валы до 0,7 м.

Препятствие 135 (80 м) - крутая шивера, забитая камнями. Начинается слабым прижимом к скалам левого берега. Заканчивается 1,2 м ступенькой и валами до 1 м.

Препятствие 136 (100 м) - Средняя шивера. У правого берега ступеньки обливных камней, у левого - валы до 0,9–1м.

Препятствие 137 (150 м) - шивера-порог (3 к.т.) на левом повороте. Начинается простой шиверой. После короткого плеса участок типа "эскалатор". Четыре ступеньки высотой до 1 м с валами до 0,8–1м. Расстояние между ступеньками 10–15м.
В высокую воду ступеньки не были видны, зато имелась система параллельных стоячих валов большой мощности.
В начале шиверы была сделана остановка на правом берегу для осмотра и выбора места для видеосъемки. Удобную точку съемки нашли в середине препятствия, вблизи стоячего пенного вала, вместе с предшествующей ямой имеющего амплитуду более 3 м.
К-4 прошел благополучно в нескольких метрах левее того места, где валы имеют максимальную величину. Экипаж К-2 заранее прицеливался в самое опасное место и не смог набрать максимальную скорость. В результате он примерно на секунду задержался на гребне вала, но потом благополучно продавил его и ушел дальше.
При прохождении К-4 страховка производилась с берега, при прохождении К-2 – с берега и воды (катамаран с 2-мя членами экипажа стоял наготове).

Прохождение шиверы-порога № 137 экипажем К-2 Прохождение шиверы-порога № 137 экипажем К-4
Прохождение шиверы-порога № 137

Препятствие 138 (50 м) - шивера-порог с двумя ступеньками сливов по 1,2 м и мешаниной валов. Проходить лучше по основной струе.
Была осмотрена по правому берегу, но никакой сложности не представляла, поэтому пройдена обычным порядком.

Препятствие 139 (200 м) - шивера на прямом участке реки. Много подводных и надводных камней. Проходы между ними местами составляют не более 2,5 м.

Препятствие 140-143 (1000 м) - Шиверы длиной до 1 км. На выходах крутые. Сливы до 1 м.

Препятствие 144 (2500 м) - длинная сложная шивера «Каша с маслом». Обилие надводных, подводных и обливных камней, хаотически разбросанных по всему руслу, ширина которого достигает 20 м. Заканчивается серией локальных сливов с валами до 1,2 м. Проходы равнозначно очень трудоемкие по всей ширине русла.

Препятствия 145-146 - шиверы покороче и попроще пр. 144.

Препятствие 147 (100 м) - простая шивера в устье р. Хонголдой.

Препятствия 148-149 - шиверы типа "эскалатор" на выходе, с очень загрязненными входами.

Препятствие 150 (100 м) - простая шивера в устье р.Тумусун.

Препятствие 151-152 - длинные шиверы средней мощности, несложные.
На наш взгляд, шивера № 152 (3 к. т.) заслуживает особого внимания, т.к. в паводок она представляла собой мощную разгонную горку с высокими валами и прижимом к левому берегу (с подводными «карманами») в конце.

Прохождение экипажем К-4 порога-шиверы 153
Прохождение экипажем К-4 порога-шиверы 153

Препятствие 153 (120 м) - порог-шивера (4 к.т.). Начинается на левом повороте реки, на входе мелководная шивера с обилием камней в русле. Ширина реки до 70 м. За поворотом река разгоняется, русло сужается до 15 м и мощность препятствия нарастает. На выходе валы до 1,2 м. Во время наводнения валы могут достигать 3–3,5 м.
В целом соответствует описанию, но во время нашего путешествия валы в нижней части представляли опасность не столько из-за своей величины (до 2–2,5 м), сколько из-за беспорядочного расположения. Была пройдена экипажем К-2 без осмотра, после прохождения экипаж К-2 встал ниже порога в улово для страховки К-4 с воды.

Препятствия 154-158 - шиверы длинные, но несложные. Кончаются крутыми сливами на выходе. Линия движения простая.

Препятствие 159 (50 м) - короткая, но мощная шивера-порог. Мешанина валов, линия движения не выражена. Проходится равнозначно в любой части. В конце по центру стоит обливной "зуб", который с воды виден плохо. Проходится сразу.

Препятствия 160-163 - длинные шиверы-перекаты, много камней.

Далее до впадения реки в Иркут из препятствий встречаются лишь мелководные шиверки и перекаты. В районе д.Зун-Мурино встречаются обширные мели. Однако, при высокой воде все они бывают затоплены.

Река Зун-Мурин около с. Зун-Мурино
Река Зун-Мурин около с. Зун-Мурино

Координаты основных точек:

  • Устье р. Бол. Ургэдэй: N51 18.992 E102 36.508, 1260 м;
  • Порог № 61 «К-2» («Аюнгулак»): N51 23.034 E102 39.938, 1137 м;
  • Стоянка ниже порога № 71 «Лук»: N51 23.933 E102 42.743, 1089 м;
  • Шивера № 81: 23.998 E102 45.556, 1068 м;
  • Порог № 83 «Ворота»: N51 24.593 E102 46.138, высота 1059 м;
  • Стоянка выше порога «Шурик»: 19:55:23 N51 25.372 E102 47.765, 1006 м;
  • Мост в с. Зун-Мурино: N51 43.821 E102 51.709, 720 м.

Во время прохождения реки Зун-Мурин было сделано 2 дневки: у порога № 97 «Шурик» и у шиверы № 142.

У «Шурика» тремя участниками путешествия (М. Жук, Н. Вахрин, И. Коссе) был совершен радиальный выход – прогулка к устью р. Хангарул, с целью заснять на фотокамеру каньон с шиверой. Путники почти дошли до местной вершины 1662 м, после чего вернулись назад.

На второй дневке 4 участника дошли по лошадиной тропе до р. Тумусун. Здесь Н. Вахрин остался рыбачить, а С. Уваров, И. Коссе и В. Мурзаев поднялись на гору 1109 м, разделяющую долины 2-х рек.

Утром следующего после второй дневки дня нас догнала команда ижевцев на честере, которую мы не видели с начала сплава. От устья р. Ухурик начали попадаться местные рыбаки.

Маршрут был закончен у моста в с. Зун-Мурино. Здесь на левом берегу мы разобрали катамараны, дождались заказанной нами машины и выехали в Слюдянку.

6. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Главным итогом путешествия явилось успешное достижение всех поставленных перед группой целей. Достаточный туристский и технический уровень группы (почти все участники – с опытом не ниже IV к.с.), соответствующее снаряжение (катамараны по своим характеристикам позволяют использование в походах до VI к.с.), проведенная работа по подготовке похода позволили группе полностью пройти маршрут без неприятностей.

При планировании водных путешествий по р. Зун-Мурин следует особо обратить внимание на следующие моменты.

  • Пройденный маршрут представляет собой типичную восточно-сибирскую «четверку». По своим условиям это один из наиболее оптимальных учебно-тренировочных маршрутов перед путешествиями V категории сложности.
  • Рекомендуемое время прохождения маршрута: вторая половина июля – первая половина сентября. В данный сезон отсутствуют клещи и мало кровососущих насекомых, в реках чаще всего достаточно воды для сплава, имеется возможность улучшить пищевой рацион за счет грибов и ягод.
  • Особенностью маршрута является почти полная автономность группы на всем его протяжении: почти весь маршрут проходит по незаселенной местности, количество групп водных туристов не превышает 10–20 в год (параллельно нам шла группа из Ижевска, за 2-4 дня перед нами – группы из Магнитогорска и Владимира).
  • При заброске на реки бассейна Зун-Мурина необходимы пешие подходы протяженностью 35–60 км. Все варианты подхода можно условно разделить на «северные» – из Тункинского района, и «южные» – из Закаменского района Бурятии. При наличии договоренности (очень желательно предварительной) с местным населением для подъездов к началу водной части маршрута может использоваться вьючный транспорт.
  • Имеется 2 варианта «северных» подходов, которые начинаются у моста в кур. Хонгор-Уула (докуда можно доехать на автомобилях почти любых типов): до верховьев р. Бол. Ургэдэй и до верховьев собственно р. Зун-Мурин (устье р. Уту-Желга).
  • Оба «северных» варианта путешествия проходят по хорошо натоптанной вьючной тропе, проходящей вдоль бывшей телефонной линии. Лесная автодорога, ранее сокращавшая путь на 10 км, в настоящее время является совершенно непроезжей. Телефонная линия постоянно разрушается и скоро перестанет быть ориентиром.
  • Основными препятствиями пешей части путешествия являются броды через р. Харагун и ее притоки; во время и после дождей – также каменистые участки тропы. На перевальном плато в условиях плохой видимости возможна потеря ориентации.
  • Основной критерий при выборе одного из «северных» вариантов – протяженность пешего подхода: путь до Зун-Мурина на 12 км длиннее, чем до Бол. Ургэдэя. Количество воды в обоих реках в месте старта примерно одинаково и зависит от случайных факторов (количества осадков, выпавших в той или иной части бассейна). Шедшая параллельно на верховья Зун-Мурина группа из Ижевска встретилась с теми же трудностями, связанными с низким уровнем воды, что и мы.
  • В водной части маршрута следует обратить особое внимание на обилие неокатанных надводных, обливных, подводных и береговых камней, которые могут быть источником разрыва надувных частей плавсредств. В начальной части возможно наличие сплошных завалов.
  • Категория трудности локальных препятствий и, соответственно, требования к условиям их прохождения сильно зависит от уровня воды в реке. По условиям данного похода можно было выделить 1 препятствие 5-6 к.т. и 6 препятствий 4 к.т. В литературе имеются данные о серьезных авариях на препятствиях №№ 61 (порог «К-2», или «Аюнгулак»), 94 (шивера в устье р. Хангарул) и 97 (порог «Шурик»).
  • В целом локальные препятствия (шиверы, пороги) постепенно усложняются от начала к середине водной части маршрута. Это создает хорошие условия для улучшения слаженности работы экипажей и проверки технических характеристик плавсредств.
  • При ориентации на маршруте и выборе мест стоянок следует учитывать также то, что уровень воды в реках может резко измениться; скорость подъема воды достигает 1 м/ч (что непосредственно наблюдалось во время дневки у порога «Шурик»).
  • В культурно-рекреационном плане маршрут можно совместить с ознакомлением с достопримечательностями Бурятии и Иркутской области (оз. Байкал, буддийские дацаны, курорты Аршан и Хонгор-Уула, музеи гг. Иркутска и Слюдянки и т.д.).
  • Недостатки маршрута: относительно небольшая протяженность водной части (характерная для всех рек хр. Хамар-Дабан), однообразие большинства локальных препятствий реки, неоднозначное (до враждебного) отношение к туристам местных жителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Водный туризм. – М.: Профиздат, 1990.
  2. Единая всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСТКМ) (категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов)) // http://isakov.narod.ru/evsktm.htm#ЕВСКМТ.
  3. Котов А.А. [Отчет по походу по рр. Зун-Мурин и Урик]. Челябинский клуб туристов «Родонит» // http://www.tourism.chl.ru/?article=70.
  4. Макушев В., Зельтерман М. Река Зун-Мурин, или «Чем хуже, тем лучше». 2003 // http://www.angara.net/art/04/1209-1/01.htm.
  5. Методические рекомендации по подготовке отчетов о самодеятельных туристских путешествиях. – М.: ЦРИБ "Турист", 1977 // http://www.skitalets.ru/books/metod/podg_otchot/index.htm.
  6. Мороцкий Ю.А. Хангарул – Зун-Мурин (Забайкалье, 2002). Технический отчет о водном туристском путешествии IV категории сложности // http://morotskie.narod.ru.
  7. Перечень классифицированных туристских водных маршрутов Прибайкалья и Забайкалья. – Иркутск, 2001 / Сост. Измайлов Л. // http://ritmclub.fatal.ru/files/marsh_water.doc
  8. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1986–1988 гг. // http://tourism.intat.ru/sport/routes/.
  9. Русский турист: нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001–2004 гг. – Сост. Востоков И.Е., Панов С.Н. – Вып. 7. М., 2001 // http://hibaratxt.narod.ru/doc/rusturist/index.html.
  10. Силин Л.Г. Отчет о водном путешествии четвертой категории сложности совершенном группой туристов МГУ в составе 10 человек в районе Хамар-Дабана по р.Зун-Мурин, 1988 // http://ys.mmc.ru/Imgt/zun/rep.html
  11. Тулин А. Большой Уругдей – Зун-Мурин. 1994. – Отчет о прохождении пеше-водного маршрута IV категории сложности группой туристов из Москвы. – М. // http://turizm.lib.ru/t/turism/zunmurin3.shtml
  12. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989–1992 г. – М.: Профиздат, 1989 – (Б-чка самодеятельного туризма).
  13. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993 // http://vladsc.narod.ru/library/enc_tur/index.htm#z.
  14. Шарихин А.А. Отчет о пеше-водном путешествии 4 категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту: Тункинская долина – р. Харагун – р. Хамар – р. Казарменный – р. Уту-Желга – р. Зун-Мурин, совершенном с 22 июля по 12 августа 2005 г. // http://www.veslo.ru/2001/othet/zun/zunmurin.html.
  15. Юрин В.Е. Хангарул – Зун-Мурин. 1991. – Технический отчет о водном туристском путешествии четвертой категории сложности в районе хр. Хамар-Дабан (Забайкалье). – М.: Московский городской совет по туризму и экскурсиям, Ленинградский районный клуб туристов // http://turizm.lib.ru/j/jurin_walentin_ewgenxewich/hangarul-1990.shtml.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица оценки трудности водных препятствий [9]

Категория трудности

Характеристика препятствия Характеристика линии движения
1 “Легкое” препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с. Не требуется выбора линии движения и разведки.
2 “Простое” препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики,. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов II к.с. Линия движения видна с воды.
3 Препятствие “средней” трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с. Линия движения видна с воды, легко выдерживается.
4 “Сложное” препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, “бочками” и валами 1-1,5 м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с. Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.
5 “Очень сложное” препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные “бочки”, сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.т. Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с. Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.
6 “Сверхсложное, опасное препятствие”. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.сл. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с. Линия движения неочевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.
6* “Сверхопасное” препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов “экстра-класса”. Имеет единичные случаи прохождения.
ДНЕВНИК | ФОТО | ВИДЕО | ПЕРЛЫ   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:49
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна