река Жом-Болок - Ока Саянская, август 2008 ВОСТОЧНЫЙ САЯН
 

ВОСТОЧНЫЙ САЯН

 
ДНЕВНИК | ФОТО <2> <3> | ВИДЕО | ПЕРЛЫ   Участники
     Просмотров: 11066


Р. ЖОМ-БОЛОК - ОКА САЯНСКАЯ, АВГУСТ 2008

Турклуб «ЗОДИАК», г.Пермь


Т Е Х Н И Ч Е С К И Й О Т Ч Е Т
о водном (на катамаранах) туристском путешествии
четвёртой категории сложности по рекам
Жом-болок и Ока Саянская (Восточный Саян),
совершенном с 1 по 24 августа 2008 г.
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
4. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА
6. ТЕХНИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
7. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ
8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
9. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ
10. ЛИТЕРАТУРА

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район путешествияВосточный Саян
Категория сложностичетвёртая
Нитка маршрутаг. Пермь – г. Слюдянка – пос. Орлик – зимник Хадарус – р.Жомболок – р.Ока Саянская – п.Верхнеокинский – ст.Зима – – г. Пермь
Средства сплавакатамараны
Время проведения похода1-24 августа 2008 года
Продолжительность активной части маршрута, дней
в т. ч. днёвок
сплав

16
3
9
Протяженность водной части похода, км267
Уровень воды средний
Уровень воды средний

2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ

Судно* ФИО Туропыт Обязанности в походе
К2 Мажой-112 Уваров Сергей Витальевич 3-р Бол. Зеленчук+Аксаут (Сев Кавказ 2008)
4-у Зун-Мурин (Хамар-Дабан, 2007)
Руководитель, видеооператор, капитан
Уварова Ирина Владимировна 4-у Зун-Мурин (Хамар-Дабан, 2007)
2-у Акчим–Вишера
Фотограф, завхоз, матрос
К2 Буратино-2 Муравьев Игорь Михайлович 3-у Катунь (Алтай)
2-у Усьва (Ср. Урал)
Капитан
Муравьева Лариса Геннадьевна 3-у Катунь (Алтай)
2-у Усьва (Ср. Урал)
Матрос
К4 Буратино-4 Баженов Андрей Александрович IV-у Чуя–Катунь (Алтай, 2006)
III-р Бол. Зеленчук, Аксаут (Сев. Кавказ, 2008)
Капитан, видеооператор
Булдакова Ольга Владимировна IV-у Чуя–Катунь (Алтай, 2006)
IV-у Она (Зап. Саян, 2004)
Матрос, летописец
Муханов Илья Александрович II-у Нугуш (Юж. Урал, 2008) Матрос, видеооператор
Бабарыкина Екатерина Николаевна III-у Катунь (Алтай, 2007)
II-у Вильва (Ср. Урал, 2005)
Матрос
К2 Чипполино-2 Черепанов Евгений Михайлович V-р Шавла (Алтай, 2005)
IV-р Зун-Мурин (Хамар-Дабан, 2007)
Ремонтник, казначей, капитан
Жук Марина Евгеньевна V-у Шавла (Алтай, 2005)
IV-у Зун-Мурин (Хамар-Дабан, 2007)
Медик, матрос
К2 Арбалет Михалев Александр Георгиевич IV-у Урсул+Катунь (Алтай 1985)
III-р Песчаная (Алтай, 1984)
Ремонтник, капитан
Вертунов Николай Иванович II-у Нугуш (Юж. Урал, 2008) Матрос

* Характеристики судов приведены в конце отчёта

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1. График движения

Дата Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
01-03.08 1-3 г. Пермь – г. Слюдянка   поезд
04.08 4 г. Слюдянка – р. Жом-Болок
Стоянка: 05-AUG-08 2:32:31 N52 41.144 E99 22.194 высота 1495 m
417 машина, 12 часов с остановками
05-08.08 5-8 Радиальный выход в Долину вулканов 91
15
пешком
машина
09.08 9 р. Жомболок, стапель, днёвка, разведка завалов 0  
10.08 10 р. Жомболок ниже пор. Бильярд
пр 41: 10-AUG-08 16:45:34 N52 42.075 E99 26.358 1470 m
пр. 42: 10-AUG-08 16:45:42 N52 42.075 E99 26.359 1470 m
стоянка за п. Бильярд: 11-AUG-08 11:24:01 N52 41.916 E99 27.554 1453 m
6,7 сплав
11.08 11 р. Жомболок, до пор. 50 (Недотрога) 1,5 сплав
12.08 12 р. Жомболок
Прохождение пор. 50 (Недотрога)
пор. Вариант:12-AUG-08 14:49:15N52 42.080 E99 29.144 1424 m
ZAVAL: 12-AUG-08 17:28:03N52 43.379 E99 33.652 1394 m
Ночёвка перед Обтойской шиверой: 12-AUG-08 21:14:45N52 44.489 E99 37.422 1393 m
13,2 сплав
13.08 13 р. Жомболок, прохождение шиверы «Восторг Водника», выход в Оку
водопад: 13-AUG-08 15:49:36N52 45.939 E99 44.835 1257
ночёвка: 13-AUG-08 20:07:54N52 48.729 E99 59.684 1195 m
25,9 сплав
14.08 14 р. Ока, вход в Орхо-Бом 13,9 сплав
15.08 15 р. Ока, днёвка 0  
16.08 16 р. Ока, прохождение пор. Окинский и Бурятский
Стоянка: N52 59.773 E100 10.884
19,8 сплав
17.08 17 р. Ока, до пр. 51 24,2 сплав
18.08 18 р. Ока, до пр. 131 60 сплав
19.08 19 р. Ока, до пр. 141 45 сплав
20.08 20 р. Ока, пр.141 – Толстый мыс – Верх. Ока, антистапель – ст. Зима 52
65
сплав
машина
21.08 21 ст. Зима, днёвка, сушка    
22-24.08 22-24 ст. Зима – г. Пермь   поезд
Итого по воде, км 271

3.2. Подъезды и выезды

К пунктам начала и окончания маршрута можно добраться следующими видами транспорта: вертолётом (особого смысла нет) и автомобильным.

Транспорт для туристов во всём регионе (Бурятия, Иркутская область) практически полностью контролируется «транспортной мафией». Доказательством этому служит несколько фактов:

  • В 20 км от Орлика наш Урал был остановлен, предположительно, работниками ГАИ и нам (пассажирам) был задан вопрос: «сколько вас и сколько заплатили?»…этот вопрос на разные лады задавался и далее…
  • В пункте антистапеля некая странная личность была в курсе расценок по заброске из Слюдянки и уверяла нас, что дешевле мы проехать не могли…

Заброска:
До Орлика ехали на видавшем виды Ssang-Yong Istana. Большинство рюкзаков было привязано сверху. Это надо учитывать при укладке вещей в рюкзаки (пыль, возможный дождь). Дорога до Монд – асфальт. На полпути можно остановиться и пообедать в «Позной» и сходить посмотреть на буддийскую «ступу». После Монд дорога поворачивает направо. Асфальт кончается. Начинается вполне хороший грейдер.

В Орлике пересели на Урал. Дорога стала хуже. Скорость местами падала до 3 км/ч.

Выброска:
В посёлок Верхокинский за транспортом ходить бесполезно, там даже рейсовый автобус садит только «местных»…но можно созвониться и найти транспорт в посёлке Масляногорск ниже по течению. Телефоны, похоже, можно узнать у местного населения. Или же потихоньку договориться с водителем о индивидуальном рейсе.

На площадке антистапеля тусуются разнообразные личности, от готовых подвезти за фиксированную плату до готовых украсть что плохо лежит.

Расценки на 2008 г:

  • Ж/д билеты
    • Пермь-Слюдянка: 2 697.40
    • Зима-Пермь: 2600

      На обратной дороге встретились с проблемой: в новые плацкартные вагоны не входят рамы катамаранов, если они длиннее 1800 мм. Пришлось сдать в багажный вагон. Катамаран Кулик-Мажой влез на третью полку без особых проблем.

  • Автотранспорт
    • Слюдянка-Орлик: 12000 р./машина
    • Орлик-Летник: 12000р./машина

      Объезд завалов на Жом-Болоке (Обтойская шивера) от моста – 500р./чел Плата за лень. Лучше пройти ещё немного и…

    • От хутора Обтой – 2000р/машина.

      Между мостом и хутором есть небольшой проходимый завал. Рядом с хутором оборудованная стоянка. В хуторе есть баня, можно купить свежего мяса и молочные продукты.

    • Выброска до ст. Зима 800р/чел.

      При некотором желании можно вызвать машину из соседнего посёлка. Тогда 120-180 р/чел.

Для особо желающих в зимовье можно нанять лошадей для прогулок по окрестностям.

3.3. Аварийные выходы с маршрута

Большая часть маршрута проходит по населенной части Окинского района с развитой сетью местных грунтовых дорог. Изолированным от "цивилизации" можно считать только Ущелье Орхо-Бом и нижележащую часть реки Оки, вплоть до выхода ее на равнину (ближе к выходу появляются рыбаки на лодках). В случае аварийных ситуаций на этом участке наиболее целесообразно подождать очередную туристическую группу, коих сплавляется по Оке вплоть до первых чисел сентября месяца превеликое множество. Но могут быть перерывы в три-четыре дня, когда нет ни одной группы (со слов вывозившего нас на станцию Зима шофёра). Из [3]: Со слов спасателя слюдянской КСС: У пор. Окинский может сесть вертолёт, именно оттуда эвакуировали перевернувшихся в верховьях Оки туристов накануне. Сказал что от левого притока Оки – р. Хульцай, если очень постараться, выйдя рано утром, и идти в очень быстром темпе к вечеру можно дойти до Верхнеокинского.

4. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В основном использовались карты и лоции, скачанные из интернета. Для GPS навигации была использована карта проекта НарисуйКа (http://freemaps.ru) с топослоем затем правленая в GPSMapEdit. Правка была сделана с целью уточнения русла описываемых рек. Как оказалось в дальнейшем, распределение воды по протокам в разбоях меняется очень быстро, и реальная ситуация может сильно отличаться от видимой по спутниковому снимку двух-трёхлетней давности. Также были использованы координаты из [2]. В Google Earth также можно обнаружить отметки, полезные при планировании маршрута.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА

Целью запланированного на август похода было прохождение более серьёзной для большинства участников реки. Многие участники уже имели опыт сплава по рекам IV к.с. И представлялось полезным для общего развития пойти на реку с относительно несложными для 5 к.с порогами, к тому же сравнительно легко обносимыми. И тогда была выбрана связка Жом-Болок – Ока Саянская по причине относительной лёгкости заброски и наличия порогов 5 к.с., которые могли быть обнесены участниками, не имеющими достаточного опыта. Также вместо пешей заброски в начале маршрута был запланирован пеший выход в Долину вулканов.

Экипажи Уварова и Черепанова шли все препятствия. Остальные должны были обносить препятствия V к.с. Отрабатывалось взаимодействие при помощи радиостанций. Прохождение сложных порогов было организовано следующим образом: страхующие, фотографы и видеооператоры выходили к препятствию. Расставлялись в удобных местах. По готовности давали сигнал части группы, стоящей на старте перед препятствием. После прохождения докладывали результат и давали отмашку следующим. Прошедшие вставали на страховку, а страховавшие уходили на старт.

В походной колонне радиостанции были у первого и последнего экипажей.

Пройденный маршрут может быть оценен пятой категорией сложности для тех, кто проходил пороги Бильярд, Катапульта и Недотрога и четвёртой для тех, кто их обносил. Маршрут может быть рекомендован группам уже имеющим опыт спортивного сплава по рекам IV категории сложности.

6. ТЕХНИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

6.1. Радиальный выход в Долину вулканов и к горячим источникам

5 августа ходовой день 5
До озера
Погода за день - ясно, солнечно
17 км 5 час 50 мин.

Шли по треку Штурмана [3]. Вдоль правого края долины идёт хорошо видимая тропа. Дошли до озера Бурсагой-Нур. Около озера встретили двух пеших туристов из Казани. Поделились картой местности. Немного поплутали в болотце и зарослях у озера (проходя в 2 метрах от тропы и не видя её). Встали на живописную стоянку.

6 августа ходовой день 6
Пересечение лавового поля, выход в Долину вулканов
Погода за день - ясно, солнечно
24 км 10 часов

Около озера есть ещё несколько живописных стоянок.

Озерца Жом-Болока в лавовых разливах Закат на озере Бурсагай-Нур Наша команда на марше

После переправы через приток Жомболока мы пошли прямо, но, похоже, есть тропа через лавовое поле. Мы начали траверсировать лавовое поле, когда поравнялись с распадком, по которому лава изливалась в долину Жом-Болока из Долины вулканов. Через некоторое время наткнулись на пометки сделанные «волчатником» и далее шли по ним. Вышли на тропу левой стороны, пообедали около ручейка, и пошли по распадку в долину Вулканов.

7 августа ходовой день 7
Осмотр вулканов, выход к горячим источникам Хойто-Гол,
Погода за день - ясно, солнечно
25 км 10 часов

Поднялись на вулкан Перетолчина. Оттуда открывается хороший вид на долину. Спустились, прошли мимо водовода слева, пересекли речку и пошли к перевалу Аршан-Буштыг. Спустились с перевала, спуск достаточно крутой. Пришли к горячим источникам Хойто-Гол. Источники оборудованы. Есть что-то вроде бани с маленьким бассейном внутри, куда помещается 1-2 человека. Есть также большой открытый бассейн, а также домики, где можно переночевать. Всё бесплатно. Мы пошли дальше и встали у дороги на берегу реки Сенцы.

Вид на вулкан Перетолчина Кратер вулкана Перетолчина Вид на вулкан Кропоткина
8 августа ходовой день 8
Выход к горячему источнику Халун-Ухан, возвращение в лагерь
Погода за день - ясно, солнечно
11 км до Халун-Ухан – пешком
15 км – машина
14 км (через перевал) до Хадаруса – пешком
3 часа
3 часа
4час. 40 мин.

Пошли дальше вдоль дороги. Дошли до следующего источника Халун-Ухан. Оборудованного места для купания не нашли, но есть заводи, где может поместиться человек. Поймали проезжавшую машину и доехали до летника Хутэл. Откуда по распадку пошли в сторону долины Жом-Болока. Тропа в начале не столь очевидна, как хотелось бы. Пришлось бегать с GPS навигатором на разведку, пока остальная часть группы перекусывала. Затем по данным разведки вышли на тропу. На верху обширные поля голубики и заболоченная местность. Через Жом-Болок перекинуты деревянные мостики. Всё очень живописно.


Пешая часть маршрута. Красный и зелёный - пешка в разные дни. Синий - переезд на машине.

6.2. Река Жом-Болок

Жом-Болок – речка на Восточном Саяне, левый приток хорошо известной Оки. Устье ее находится в 60км ниже райцентра Орлик. В целом этот район хорошо известен туристам, поэтому мы не будем давать его общегеографическую характеристику, остановимся лишь на особенностях долины р. Жом-Болок.

Долина, довольно узкая для саянской реки, в верховьях, постепенно расширяется при приближении к Оке. В районе системы озер Олон-Нур ширина долины около 800-1000 м. В низовьях после выполаживания правого борта около 1500-2000 м. Подложка всей долины состоит из лавовых потоков покрытых в большей или меньшей степени мелким смешанным лесом. Встречаются открытые лавовые поля с экзотическими озерцами.

Вопреки нашим ожиданиям долина оказалась довольно плотно заселена: на участке от озер Олон-Нур до устья летние заимки с пастухами и небольшие зимовья встречаются приблизительно через каждые 10км. Спасает то, что из-за лавового строения подложки они все жмутся к левому склону долины и у воды присутствие людей практически не ощущается. Мы встречали людей в основном на пешей части заброски. Правый берег реки не содержит следов человеческой жизнедеятельности, вдоль левого местами идет тропа, которой пользуются местные рыбаки. Остатки дороги в верховья реки расположены вдоль и частично на левом борту долины.

Вода в реке довольно мягкая и необычайно чистая – сказывается практически полное отсутствие осадочных пород в долине. Рыба в реке появляется только в районе Шарзы, после основной части препятствий.

Судя по фотографиям из [3], вода была средней. Ширина русла 10-12м в порогах сужения до 5-6м. Температура воды очень низкая около 8-10 градусов. Как мы и ожидали, все препятствия оказались интересными и довольно своеобразными. Поскольку препятствия образованы не сужением долины или выходом коренных пород, а ступенями застывшей лавы, все они имеют более-менее выраженный водопадный характер.

Еще одно своеобразие препятствий состоит в том, что лавовая порода необычайно прочна и очень плохо поддается эрозии и вымыванию: это приводит к необходимости использовать очень аккуратную, практически байдарочную технику прохождения препятствий – любое даже по касательной касание камней баллонами приводит к порезу оболочки. В частности, группа из Москвы при тренировке в районе стапеля порезала гондолу катамарана буквально на «ровном месте».

Перед самыми озерами Олон-Нур находится летнее стойбище пастухов Хадарус, со всеми вытекающими последствиями в виде скота и продуктов его жизнедеятельности. Цены на продукты: 40р/л – молоко, 150 р/л – сметана. Насчёт скота можно договориться с пастухами, чтобы они не гоняли скот вблизи палаток.

Ещё одна проблема – грызуны (мыши и бурундуки) – они могут повредить палатку или рюкзак в поисках еды. Нас на место стапеля завёз водитель, и мы ночью не сразу поняли, что мы выше летника Хадарус. Плюсом выбранного места было то, что оно ближе к долине вулканов. Минусом – необходимость прохождения завалов.

В завалах рекомендуется держаться правее. Мы потратили 5 часов на разведку и расчистку завалов и разметку пути для остальной части группы. В это время желающие отрабатывали спасработы на относительно спокойном и длинном быстротоке у поляны. Не желающим связываться с завалами, можно порекомендовать высадиться у избушки на поляне перед препятствием 42.

Нумерация и названия препятствий даются по статье в журнале "Спортивный туризм" №1 за 1995 г., в основном совпадающие с отчетом № 5378 библиотеки МГЦТК. Уровень воды – средний.

Техническое описание прохождения
9 августа ходовой день 9
Тренировка спасработ, разведка завалов
Погода за день - ясно, солнечно
1 км  


Вид на долину Жом-Болока выше зимовья Хадарус

Экипаж К2 — кулик в составе Баженова и Уварова пошёл на разведку завалов в районе Хадаруса. Левая протока непроходима из-за многолетних завалов, выход в правую перекрыт двумя крупными стволами, через которые обтаскивала катамараны группа из Электростали (возможно, это лучший путь в высокую воду). Мы пошли более чистой центральной протокой. Она была частично перекрыта стволами деревьев толщиной не более 100 мм. Тонкие стволы и нависающие ветки были вырублены. Более крупные стволы позволяли пройти под ними (в более высокую воду могут быть трудности) или обойти. Начать маршрут было решено на следующий день.

10 августа ходовой день 10
За порог Бильярд
Погода за день - ясно, солнечно
7 км 5 часов

Пр. № 40 – простая шивера. Начинается примерно через 1,5-2км после выхода из озера поворотом на 1800 с несильным навалом на скалу правого берега.

Пр. № 41 – порог средней сложности. Начинается через 200-300м после предыдущего препятствия на крутом левом повороте. Несильный навал на скалу правого берега, у которой стоит камень. Перед камнем – небольшое улово. Далее следует правый поворот с горкой, кончающейся сливом высотой 1м, за ним небольшая проносная бочка. Зубьев, описанных в предыдущих отчётах, не заметили.

В центре и ближе к правому берегу стоят два обливных зуба. В целом соответствует описанию – ориентир скальное сужение в центре порога, в нашу воду зубьев не было, проход по центральной струе.

Делали осмотр по ЛБ, так как это было первое типичное препятствие для этой реки — появление лавовых стенок и разгонный трек в начале. Далее 40 мин спокойного сплава и слева открывается большая поляна с избушкой у дороги (где и можно порекомендовать делать стапель).

Остановились на обед и осмотр п. 42. В конце поляны голубичник. Можно совместить осмотр со сбором ягод. Обнос порога в принципе возможен, но неудобен. Решили отказаться от запланированной тренировки, так как схоженность экипажей была оценена на предыдущих препятствиях.

Схема порога № 41
Схема порога № 41

Пр. № 42 – мощный порог 4 к.с. За правым поворотом в конце поляны начинается слабая шивера на прямом участке в 300 м. Затем следует крутой левый поворот и слив высотой 1,5 м через всю реку. Под левым берегом много обливных зубьев. Первый настоящий порог, просмотр и страховка с левого берега. Страховка с воды производилась катамараном-двойкой, зачалившимся в кармане. В 20 м перед сливом была каменная гряда через все русло. Проход гряды ближе к левому берегу, затем уход в центр, после слива навал на левый берег.

Схема порога № 42
Схема порога № 42
Прохождение П42 катамараном Арбалет-2 Прохождение П42 катамараном Буратино-2 Прохождение П42 катамараном Буратино-4

Пр. № 43 «Бильярд», 5 к.с. Начинается через 700 м после предыдущего препятствия. Река делает крутой левый поворот, в конце которого большой улов под левым берегом. Здесь можно зачалиться и идти на осмотр, что и было сделано.

Тропа идёт вдоль всего левого берега. Часть экипажей по этой тропе сделала обнос препятствия. На ночёвку встали на ЛБ за порогом. Вещи перенесли туда же и шли порог разгруженными судами.

За следующим правым поворотом начинается прямой участок шиверы. Предупреждение – есть малозаметная протока, уходящая вправо – в неё можно попасть, если сильно прижиматься к правому берегу, как у нас и получилось с экипажем К-4 - им пришлось вытаскивать катамаран против течения, чтобы не улететь в непредусмотренный разведрейс. И хорошо, что им удалось вернуться. Так что, проходимая эта протока или нет – нам не известно.

Порог начинается за входной шиверой на крутом левом повороте. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, часть воды уходит по маленькой протоке вправо. У скалы стоит острый «зуб». Далее следует пологий слив высотой около 1,5 м с мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно к левому берегу. Затем идет резкий поворот направо с мощным навалом на скальный остров у левого берега и сливом высотой около 1м с косой бочкой. Входная шивера сложности не представляет и проходится с ходу. Порог представляет собой косые валы на заходе затем серию из двух сливов через 30 м, косой отбойник у правого берега за вторым сливом высотой до 1,2 м и слаломную шиверу на выходе.

Схема порога Бильярд
Схема порога Бильярд

Первый слив лучше проходить ближе к правому берегу. Тут главное – не переусердствовать, иначе можно налететь на «зуб» или зацепить «тень» за ним и воткнуться в скалу правого берега с опасностью пройти остаток порога лагом. Катамаран к2-«кулик» получил незначительные повреждения цепанув зуб. Слегка погнута правая продолина и отошёл шов у протектора на протяжении 0,5 м. Бочка у правого берега заметно слабее, а в полутора метрах от ПБ – чисто. Зуб с наплыва виден плохо – лучше ориентироваться по лавовому выходу за ним. После «зуба» струю сильно наваливает на полуобливную плиту левого берега у второго слива. Через 3 метра после плиты – бочка. В нашу воду последние полметра плиты были сухие.

Тактика прохождения: заход по центру чуть правее, в районе зуба сносит сначала вправо, а затем к плите. Если всё правильно – за плитой влетаем в хорошую бочку и хэваем фан.

Страховка была выставлена за порогом. На страховке стояло один катамаран и двое с морковкой. Связь осуществлялась при помощи радиостанций — одна на старте, одна на пороге. Старт осуществлялся по готовности страховки.

Экипаж К2 «Арбалет» зашёл левее центра и наскочил на плиту, но благодаря умелым действиям экипажа (левый вывесился за борт) удержался от оверкиля.

Бильярд. Заход левее центра экипажем Арбалет-2 Бильярд. Последствия неправильного захода. Капитан вверху. Бильярд. Заход правее центра. Опасность задеть клык. Билльярд. Выходная бочка за плитой. Кулик.
11 августа ходовой день 11
Прохождение пор. Катапульта, разведка пор. Недотрога
Погода за день - ясно, солнечно
1,5 км 5 часов

Пр. № 44 – слив на выходе из улова. Высота слива около 1 м. Шли с ходу.

Пр. № 45 – мощный слив высотой более 1 м. Шли с ходу. Взаимостраховка. Радиостанции у первого и последнего экипажа. За сливом участок спокойной воды. Зачалились на Л.Б. и пошли смотреть.

Пр. № 46 – «Катапульта», 5 к.с. За правым поворотом река плавно поворачивает налево. Здесь под правым берегом расположен слив высотой около 0,8 м с достаточно мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно влево. Эта бочка – ключ к прохождению всего порога. Бочка на первый взгляд незаметная, но в ней и за ней струя идёт к левому берегу. Далее следует крутой правый поворот с мощным водопадным сливом высотой более 2 м. В правой его половине более пологий язык с ясно видимыми под водой лавовым выступом, образующим вторую ступеньку, правда, закрытыми водяной «подушкой», слева мощный пенный котел, образованный сбойкой струй. В этом месте слева – лавовая стенка. Есть опасность левой гондолой к ней прижаться. Ближе полметра к левому берегу лучше не сливаться – под водой камни. В крайнем случае, можно выброситься на ЛБ прямо перед сливом. Затем река плавно поворачивает налево, и один за другим следуют два слива высотой чуть менее 1 м с навалом на скалу правого берега.

Схема порога Катапульта
Схема порога Катапульта

Из-за сбойки струй в котле катамаран бросает к левому берегу, если зашли ближе к центру и к правому – если вдоль ЛБ. На ЛБ – тропа для осмотра и обноса. Есть хорошие места для стоянок. Внизу за порогом за левым поворотом на ЛБ тоже неплохое место для стоянки. Страховка: с воды за порогом. Спасконцами сразу за сливом и ниже. Обнос удобен в обе стороны, то есть, возможно занести судно вверх и пройти порог ещё раз. Взаимодействие между страховкой и стартующими было организовано также как и на Бильярде.

Катапульта. Прохождение экипажем Буратино-4. Катапульта. Прохождение экипажем Чиполино-2. Катапульта. Прохождение экипажем Чиполино-2. Где матрос на кадре внизу? (для справки - объём К2 Чиполино - 1.8 куба)

Пр. № 47 – слив более 1 м через всю реку.

Пр. № 48 – мощная шивера длинной около 150 м.

Пр. № 49 слив высотой около 1,5 м. Рекомендуем обратить на него внимание, ибо на следующий день нашему экипажу «Чипполино-2» нежданно-негаданно пришлось поучаствовать здесь в спасработах - они готовились к прохождению Недотроги, а в это время в слив зашёл К2 параллельноидущей группы из Москвы. Девушка в сливе выпала, и ее замесило в бочке. Её напарнику удалось зачалить катамаран к нашему берегу ниже по течению. Но у них на катамаране не оказалось ни одной морковки. Первую нашу морковку москвич просто утопил, а второй - Е. Черепанов достал девушку.

Сразу за сливом можно встать на стоянку, что и было сделано.

12 августа ходовой день 12
Прохождение пор. Недотрога и Вариант
Погода за день - ясно, солнечно
13 км 6 часов

Тропа идёт от Катапульты до Недотроги. Так что можно осмотреть оба порога – это около 2,5 км – и идти их сходу. Основная сложность – возможные завалы и расчески.

Также необходимо выбрать место для чалки перед препятствием № 50, т. к. из-за резкого поворота реки его не видно с воды.

Пр. № 50 – мощный порог «Недотрога». Начинается за правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка один за другим идут два слива по 0,5м под левым берегом. Затем струя круто поворачивает налево более чем на 900 и наваливается на скалу правого берега. Сначала идет водяная горка, падающая на 1,5-2 м, потом водопадный слив высотой около 1,5 м. Под левым берегом более полого, но много обливных зубьев, справа слив наиболее крутой с мощной бочкой. Горка перед сливом нам показалась пониже – 0,8-1м слив практически сразу за ней в 6-7 метрах. Мы проходили его по правой части и уходили в улов у левого берега для страховки. Обнос вещей и организации страховки с левого берега.

Недотрога. Прохождение экипажем Чипполино-2. Недотрога. Прохождение экипажем Буратино-4. Недотрога. Прохождение экипажем Кулик-2.

Пр. № 51 – слив высотой около 1 м с косым валом. В 80 м от препятствия № 50. Просмотр целесообразно совместить с прохождением пр. № 50.

Сразу после слива у нас была расческа с правого берега, что заставляло уклоняться влево на галечный остров, в который и била основная струя. Часть катамаранов прошла под расчёской часть обогнула остров. Все зачалились у ЛБ и погрузили вещи.

Пр. № 52 – мощный порог «Вариант». Левая протока начинается спокойным участком длинной около 80 м на едва заметном левом повороте. Однако, мелкие косые валы, образующиеся за счет отбоя от правого берега, заставляют экипаж сильно работать, чтобы удержать судно у правого берега. Далее следует мощный слив высотой около 2 м. В левой его части за счет отбоя от берега стоит косой вал около 1,5 м Справа более полого.

В нашу воду в сливе были видны лавовые выступы, подходившие близко к поверхности воды. Обнос вещей и организация береговой страховки по левому берегу. Страховку лучше организовать с воды. За сливом достаточно большое озеро, позволяющее без особых проблем выловить всё, что упало со слива и способно плавать. В левой протоке река сужается до 6-8м. Валы особенно не мешают, скорее, мешают кусты и небольшие расчески. На левом берегу прямо над порогом отличная стоянка. Здесь мы увидели остатки деревянной рамы, по-видимому, сломанной на сливе. В улове сразу за сливом отлично ловится хариус. Вообще начиная с этого места в реке полно рыбы в основном ленка и хариуса. Мы не стали рисковать, и пошли правой протокой

Правая протока. После разделения проток следует плавный левый поворот, за которым начинается слабая шивера длинной около 80 м. Далее следует крутой левый поворот с несильным навалом на скалу. У правого берега на повороте огромный улов. Река плавно поворачивает направо, а затем налево. На поворотах сливы по 0,5 м. Сразу за порогом небольшое круглое озерцо.

Вариант. Прохождение экипажем Буратино-4. Вариант. Выход правой протоки в озеро. Прошедшие порог экипажи стоят на съёмке и страховке.

Пр. № 53 – простой порог. На выходе из озерца слив высотой 1 м через всю реку. Шли сходу походной колонной.

Пр. № 54 – простая шивера. Расположена в левой протоке в 100м ниже пр. № 53.

Через 30 мин сплава (скорость течения около 8 км/час) долина расширяется – это Шарзинская поляна в конце которой находится мост и урочище Шарза – несколько жилых домов и ферма.

Мост обносится по левому берегу. Здесь можно нанять машину (500 р/чел) и уехать сразу к «восторгу водника».

После моста река течет вдоль коренного правого берега, вскоре начинается несложная шивера длинной 500 м и после понижения правого берега начинаются разбои, которые продолжаются около 5 км. Осторожно! Завалы хоть и проходимы, но представляют определённую опасность из-за относительно высокой скорости течения (экипаж нашего К4 практически сразу не вписался в протоку, и его прижало к бревну на стрелке мини-островка посередине реки. Хорошо, что обошлись самоспасами, иначе добраться до них было проблематично. Ребята в экстремальных условиях разгрузили катамаран на так называемый островок - пара больших кустов и метр земли, через которые постоянно хлестала вода, перетащили катамаран вдоль бревна, к которому их прижало, опять всё привязали и стартовали. Но в результате аварии были сломаны продолина и запасное весло, привязанное к этой продолине). На всем участке после моста скорость течения весьма значительна порядка 10-12 км/час. Участок заканчивается плесом длиной около 500 м с постройками на левом берегу. Перед Обтойской шиверой есть мост. Сразу перед ним – оборудованная стоянка. Можно сходить в баню. Купить молока, свежего мяса и нанять машину для объезда завалов (2000 р/машина).

13 августа ходовой день 13
Объезд Обтойской шиверы, стапель перед Восторгом водника. Выход в Оку
Погода за день - переменная облачность, редкий дождь. Вечером – сильнейшая гроза
26 км 11 часов

Пр. № 55 – шивера «Обтойская». Начинается сразу за плесом. В русле много обливных камней. На левом повороте расположен Обтойский мост, шли правым пролетом. Шивера заканчивается в 500 м после моста. Участок прошли сходу. Мы выбрали средний пролет моста, т.к. правый был завален плавником. Этот мост основной на дороге Орлик – Хужир. Далее река входит в участок сплошных разбоев длинной около 10 км. Скорость течения по-прежнему высока около 12км/час и в высокую воду в некоторых местах река течет прямо в лесу. Очень много завалов, как свежих, так и многолетних. Соваться туда можно только ради тренировки прохождения завалов. Одна из групп потратила на прохождение один ходовой день. Мы объехали и собрали суда перед старым мостом в начале шиверы «Восторг водника».


Объезд Обтойской шиверы. Года выпуска автомобиля не знает даже шофёр. Но ездит.

Пр. № 56 – простой порог. За левым поворотом идет слабая шивера длиной около 80 м. Затем река круто поворачивает направо и делится на две протоки. В правой слив около 0,5 м.

Пр. № 57 – простой слив высотой около 1 м в левой протоке. Расположено в 200-300 м от пр. № 56.

Пр. № 58 – длинная мощная шивера «Восторг Водника». Начинается от моста через Жом-Болок примерно в 150-200 м от пр. № 57. Река течет в узком лавовом каньоне, крутые повороты, прижимы к береговым скалам, мощные валы и бочки. Длина шиверы около 2 км, заканчивается она в устье реки. Шивера действительно является красивым завершением реки.

В устье Жом-Болока отличная поляна для дневки на правом берегу.

6.3 Ока Саянская

Проходим 1,8 км по Оке до первого левого притока – р. Бага-Жомболок, в некоторых описаниях его называют Малым Жомболоком. По сути, это одна из проток Жомболока, которая образовалась в районе разбоев и отклонилась от основного потока, образовав собственное русло.

Этот приток примечателен тем, что если пройти вдоль него в глубь берега на 100м, то можно полюбоваться на прекрасный водопад, высотой около 20м и окунуться в естественный бассейн образовавшийся внизу. Такую великолепную возможность мы не упустили. К водопаду ведёт хорошо протоптанная тропа по правому берегу притока с зарослями смородины.

Село Хужир. по местным меркам большое, расположено на левом берегу долины. Есть магазин. Далее русло часто разбивается на протоки. Но течение быстрое. На этом участке вплоть до ущелья Орхо-Бом, найти стояночное место несложно. До входа в ущелье никаких препятствий нет. Река спокойная. Встали на ночёвку вместе с группой из Электростали, с которой познакомились ещё в поезде.

Протоки около с Хужир. Разбои около Алаг-Шулун перед входом в Орхо-Бом.
14 августа ходовой день 14
Вход в ущелье Орхо-бом
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
14 км 5 часов
15 августа ходовой день 15
Днёвка. Вылазка на окрестные скалы вверх по ручью, баня
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
17 км пешком 5 часов
16 августа ходовой день 16
Прохождение порогов Окинского и Бурятского
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
18 км 9 часов

Пороги Геологов, Пронеси господи, Каландрашвили шли сходу, походной колонной. Рации у первого и последнего экипажа. Зачалились на ПБ перед Окинским. Ориентир – бом на ЛБ.

Порог «Трёх геологов». Ориентир: за 400м до порога расположен левый приток – р. Халбая-Хара-Гол. Устье притока образовано обширным крупнокаменистым выносом, так что приток виден хорошо. За притоком на левом берегу стоянка – удобное место, чтобы заночевать перед прохождением ущелья, не тратя время на подход. Приток Халбая-Хара-Гол и порог «Трёх геологов» находятся в прямой видимости друг от друга. Порог расположен на заходе в правую протоку от острова, левая протока непроходима. Порог образован серией валов на участке быстротока. Протяжённость порога ~70м.

Порог «Пронеси господи-1». Порог расположен через 2,7 км от «Трёх геологов». Ориентир: плавный правый поворот русла, песчаная ривьера на левом берегу, ривьера не просматривается сверху и становиться видна только когда с ней поравняешься, поэтому здесь надо проявить особую внимательность. Шивероподобный порог, серия валов среднего размера на прямолинейном участке протяжённостью 150-200 м. Бочек не обнаружено.

Через 600 м прямого участка сплава на правом повороте расположен порог «Скала Каландарашвили». Прижим к скале левого берега. Осмотр с каменистой отмели правого берега.

Проходим поочерёдно по внутреннему радиусу у правого берега. Обойти прижим под правым берегом несложно.

Пор. «Окинский» – струя по центру, в ней три больших вала. Левее струи – валы поменьше. Можно всё обойти вдоль ПБ и встать на страховку с воды.

Зачалились напротив бома на ПБ. Пошли на осмотр и выставление страховки. ЛБ представляет собой «галечник» из крупных валунов. Вдоль ПБ возможно пройти на катамаране по спокойной воде.

Страховка морковками малоэффективна, как показала практика. Первый экипаж (кулик) зашёл ближе к ПБ, там его развернуло на одном из валов. Так как у капитана до этого создалось впечатление, что положить Кулик достаточно трудно, то для остроты ощущений в валы центральной струи зашли задом. Тут выявилось слабое место Кулика-«мажой-112» – заострённая опущенная к низу корма (которая является плюсом при ходьбе носом вперёд). Кулик зарылся кормой в вал и был положен. Морковки оказались не эффективны, и катамаран с гребцами был выловлен страхующими с воды участниками другой группы. Как показала практика, действия страхующих из других групп могут быть неожиданными, по этому нужно предельно ясно и подробно договариваться о действиях в случае чего.

Таким образом, в реальных условиях были отработаны спасработы при взаимодействии с другими группами.

Остальные катамараны прошли без особых приключений.

Последствия экспериментов на Окинском Завершение спасработ. Окинский. Взятие последнего вала Буратино-4

Пор. «Бурятский» в нашу воду не представлял никаких сложностей в прохождении. Хотя желающие могли зайти правее. За «Бурятским» есть удобная стоянка с музеем народного творчества. Она была занята. Мы осмотрели и пошли дальше.

Пор. «Пронеси Господи-2», «Ары-Бурье», «Харагольский-1», «Харагольский-2», «Мельница», «Центрифуга» шли сходу обычным порядком. Рация у первого и последнего экипажа. Воды было относительно мало. Можно отметить порог «Харагольский-2».

Встали на ночёвку вблизи (как нам казалось) порога «Центрифуга» в 3 км ниже п. «Мельница».

17 августа ходовой день 17
Прохождение пор. Центрифуги, выход из ущелья Орхо-Бом
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
24 км 8 часов

Порог «Центрифуга» мы не смогли однозначно идентифицировать, как впрочем, и другая группа. Видимо этот порог показывает свой характер в воду выше средней, когда достаточное количество воды скатывается по галечной отмели слева, отжимая основной поток к скалам. При анализе фотографий из [2] и наших, порог всё-таки мы нашли. Шли по цепочке основных валов походной колонной. Из [3] «на выходе несколько валов. Один из валов косой и он особенно мощный. На входе под правым берегом плохо просматриваемая с берега бочка, внушающая очень серьёзные опасения!» По нашей воде всё было проще и не очень отличалось от порогов типа Харагольский 1,2.

Особенно хотим отметить неприятную особенность практически всех прижимов (в основном ЛБ) – отсутствие отбойного вала и течение – уходящее вниз. Прижимы легко избегаются, но пренебрегать этой особенностью не стоит.

Встали за Хойто-Окой.

18 августа ходовой день 18
Сплав до препятствия 131
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
60 км 9 часов

Далее – шиверы. Несмотря на в целом спокойный характер реки, расслабляться не стоит. Обливные камни создают локальные сливы и бочки, в котором чуть не положило катамаран Буратино.

19 августа ходовой день 19
Выход из горной части
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
45 км 8 часов

После выхода в долину река спокойная.

20 августа ходовой день 20
Сплав до Верх. Оки. Антистапель. Выезд на ст. Зима
Погода за день – переменная облачность, редкий дождь
52 км 8 часов

Река спокойная. Ближе к Верх. Оке можно идти или правой (более полноводной) протокой или крайней левой – она менее полноводная, но вполне проходимая. Шли левой по треку [2]. В конце трека обнаружили заросшую травой поляну, на которой было костровище с останками гитары. Выход к дороге и сама поляна показались нам неудобными, и мы пошли дальше до Верх. Оки.


Групповое фото катамаранов производства Акваспорт.

В самой Верх. Оке можно только быстро дестапельнуться и тут же уехать до ст. Зима. Стоять там крайне не рекомендуется из-за вороватого и быдловатого местного (и не совсем) населения. Параллельная группа встала на острове в 500 м выше, там просушилась и на перегруженном К4 (на котором были все вещи и упакованные К2) переплыла в Верх. Оку.

Мы сушились на вокзале в Зиме. Местная администрация была достаточно терпима к подобному безобразию. На вокзале есть душ.

7. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ

  1. Крайне рекомендуется совершить пешую вылазку в долину вулканов и на горячие источники.
  2. На Жом-Болоке нужно учитывать остроту лавовых обломков. Хотя у нас не было ни одного пореза, но у соседней группы ещё до старта был длинный разрез, полученный во время покатушек на быстротоке у Хадаруса. Если не планируется идти в долину вулканов то стоит начинать маршрут у препятствия 42 или чуть выше, тем самым избегая завалов около Хадаруса. Водители, как правило, забрасывают выше Хадаруса если им ничего не сказать.
  3. Между Шарзой и Обтоем есть завалы. Проходимые, но опасные из-за быстротока и необходимости маневрировать.
  4. На Оке Саянской. После Жом-Болока препятствия выглядят значительно слабее. Но, судя по отчётам, они становятся значительно серьёзнее в воду выше средней. Страховка на Оке рекомендуется с воды. Страховка с берега возможна, но не эффективна и не может применяться как единственный вид страховки. Для больших групп рекомендуется иметь 2-3 радиостанции для организации прохождения порогов и завалов. При использовании GPS навигаторов для ориентации в протоках необходимо учитывать то, что характер распределения воды в протоках меняется каждый год и зависит от уровня воды.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

8.1. Перечень определяющих препятствий

Препятствие к. с. Характеристика препятствия, прохождение
р. Жом-Болок
пор. № 42 IV просмотр, ЛБ, страховка с берега и воды
пор. «Бильярд» V просмотр, ЛБ, страховка с берега и воды
пор. «Катапульта» V просмотр, ЛБ, страховка с берега и воды
пор. «Недотрога» V просмотр, ЛБ, страховка с берега и воды
пор. «Вариант» III просмотр, ЛБ, страховка и воды
шивера «Восторг водника» III просмотр и страховка c воды
р. Ока Саянская
пор. «Трех геологов» III просмотр, ЛБ, страховка с и воды
пор. «Пронеси Господи–1» III просмотр, ЛБ, страховка с и воды
пор. «Окинский» IV просмотр, ПБ, страховка с берега и воды
пор. «Бурятский» IV просмотр, ПБ, ЛБ, страховка с берега и воды
пор. «Пронеси Господи–2» III просмотр, ЛБ, страховка с воды
пор. «Харагольский–1» III просмотр, ЛБ, страховка с воды
пор. «Харагольский–2» III просмотр, ЛБ, ПБ, страховка с воды
пор. «Мельница» III просмотр, остров, страховка с воды
пор. «Центрифуга» IV просмотр, ЛБ, страховка с берега и воды

8.2. Лоция

р. Жом-Болок
зимовье Хадарус Выше зим. Хадарус – озёра Олон-Нур. В протоках между озерами мостки и местами завалы. Озера мелкие. На стыке 3 и 4 озера на островке отличная стапельная стоянка. Между 4 и 5 озером слив 1.5 метра 3 к/c.
пороги 2 к. с. Две цепочки простых валов
№ 40 3 к. c. Ориентир – сужение, лавовые стены. Зигзагообразная горка. Левый поворот на 180, затем правый на 90. В конце слив около 1 м, за ним спокойный быстроток. Чалка, осмотр – ЛБ
№ 41 3+ к. c. Аналогично 40, но мощнее. Проход по центральной струе. На выходе прижим к ЛБ.Через 5-10 мин – простая шивера, валы до 0,8 м. Вскоре 2 протоки, идти в левую. Чалка, осмотр – ЛБ.
№ 42 4- к. c. После большой поляны на ЛБ, на левом повороте. На заходе слева полуобливная гребенка. Обход справа, затем заход в слив по центру. Прижим вправо слабый, слив более 1 м пологий, бочка проносная. После слива плоская едва заметная плита у ЛБ. В 300 м ниже порога по левому берегу, в глубине огромного улова, стоянка. Чалка, осмотр – ЛБ.
№ 43, пор. Бильярд 5 к. c. Крутой левый поворот, большой улов под ЛБ. Лава.За правым поворотом разгонная шивера. На левом повороте прижим к скале правого берега, у прижима клык. Идти у ПБ. Крутая горка 20 м, с валами 1 м. Уходить на ней вправо, дальше навал на плиту ЛБ, мощный прижим! Сразу от прижима поворот вправо, скрученный слив 1 м с косой бочкой на выходе. За порогом чистое песчаное улово слева. Чалка, осмотр – ЛБ.
№ 44 2 к. c. Ориентир – выход из улова. Чистый пологий слив около 1 м. Через все русло.
№ 45 3 к. c. Находится за левым поворотом, плохо виден с наплыва. Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним пульсирующие валы до 1,2 м. Справа меньше воды и слабее бочка. Чалка, осмотр – ПБ-ЛБ.
№ 46, порог Катапульта 5 к. c. Находится после плеса за N45, на левом повороте. На повороте у ПБ небольшая бочка, отбрасывает в центр. Через 30 м водопадный слив более 2 м. Справа слив немного положе, но зайти в него сложно, сносит влево. В левой части струи за сливом навал на скальный берег. Затем плавный поворот налево и два слива 1 м с навалом на ПБ. Выходная шивера со сливами до 1 м около 250 м до левого поворота. в 100-200 м ниже стоянка. Перед порогом похуже. Идет тропа около 1 км до Недотроги. Мест для стоянок на тропе нет. Чалка, осмотр – ЛБ.
№ 47 2 к. c. Слив 0,5 м, слева чистый язык. Возможны завалы.
№ 47a 2 к. c. Слив 1 м, за ним бочка 1 м, наиболее мощная в центре; справа и слева слив более пологий. Возможны завалы.
№ 48 2 к. c. Слив высотой 0,5-0,7 м с валами до 0,7 м. Слева нависают живые деревья. Возможны завалы.
№ 49 2 к. c. Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева у берега. Возможны завалы. Слева на повороте удобное улово для чалки перед N50. Есть место для стоянки
№ 50, порог Недотрога 5 к. c. Начинается за правым поворотом слабой шиверой. С воды не виден. На заходе несильный прижим к ЛБ, далее вся река упирается в ПБ, высокий навал с прижимом. Левый поворот, прижим к ПБ, водяная горка 2 м, водопадный слив 1,5 м. Бочка справа глубже. Под ЛБ более полого, но много обливных зубьев. Слив идти по центру. В струе слева подводные лавовые зубья, после слива уйти направо. Чалка, осмотр – ЛБ.
После Недотроги разлив, ЛБ заболочен. Подход к воде есть только с противоположной стороны невысокой лавовой гряды в конце порога.
№ 51 2 к. c. Пологий слив 1,2 м. На выходе мелко, торчат надводные лавовые плиты у ПБ. Можно зачалиться за островом влево и преодолев метров 20 болотистого участка оказаться на сухом месте между № 50 и № 51.
№ 52, порог Вариант 3 к. c. Перпендикулярно разделяется на 2 протоки. Лучше левая. Косые валы, отбой от ПБ. Слив 2 м. В левой его части стоит косой вал около 1,5 м. Справа более полого. (В правой протоке шивера, в конце пологий слив 0,5 м и зигзагообразная горка – левый, затем правый поворот – 1,5 м с прижимами). Чалка, осмотр – ЛБ или остров.
На ЛБ прямо над порогом отличная стоянка.
№ 53 2 к. c. Сразу за озером. На выходе из озерца слив высотой 1 м через всю реку.
№ 54 2 к. c. Простая шивера в левой протоке.
Два моста через р. Жомболок За 1,5 км до конца котловины два моста рядом, просвет под вторым около 0,6 м, обнос ЛБ. Разбои без завалов, течение быстрое. Чалка, осмотр – ЛБ.
Шарзинская шивера После моста река течет вдоль коренного правого берега, вскоре начинается несложная шивера длинной 500 м и после понижения правого берега начинаются разбои, которые продолжаются около 5 км. Осторожно! Завалы хоть и проходимы, но представляют определённую опасность из-за относительно высокой скорости течения. На всем участке после моста скорость течения весьма значительна порядка 10-12 км/час. Участок заканчивается плесом длиной около 500 м с постройками на левом берегу. Перед Обтойской шиверой есть мост. Сразу перед ним – оборудованная стоянка.
№ 55, Обтойская шивера 3 к. c. Начинается перед устьем реки Обтой. Очень быстрое течение (до 20 км/ч), мелкие камни в русле, лавы нет. Валы до 0,5 м. ЗАВАЛЫ
Автомобильный мост через р. Жомболок Слив 1 м перед мостом. Просвет 1 м; перед сливом несильный снос в правый пролет, навал на правую опору. Чалиться в уловах слева. Чалка, осмотр – ЛБ.
Разбои 2 к. c. Быстрое течение и 2 км завалов в протоках. Вероятна проводка. В основном держаться ПБ. Можно объехать на а/м. Стоянок почти нет, м.б. только на ПБ. Нужен опыт хождения на отрицаловке.
№ 56 2 к. c. За левым поворотом слабая шивера 80 м. Крутой поворот направо, две протоки. В правой слив 0,5 м. Чалка, осмотр – ЛБ.
№ 57 2 к. c. Простой слив высотой около 1 м в левой протоке.
№ 58 шивера Восторг Водника 3 к. c. 2,5 км мощной шиверы. Крутое падение и крупные камни, прижимы. Берега высокие, лавовые. Перед впадением в Оку по ПБ низкая терраса. Стоянка. Чалиться быстро.
Устье Жом-Болока Стоянка по правому берегу.
р. Ока Саянская
поселок Хужир (на Оке) До Хужира – лавовый каньон, простые шиверы, после – разбои. У входа в Орхо-Бом (о.Тухурен-Тала) идти левой протокой.
начало ущелья Орхо-Бом 2 к. c. Шиверы, валы до 0,5 м. Стоянка ЛБ.
порог Трёх геологов 3 к. c. Прижим к ПБ, бочка, слева – галечная отмель. Чалка, осмотр – ЛБ.
порог Пронеси Господи-1 3 к. c. Сразу за правым поворотом. Прямая труба с валами до 1,5 м. Чалка, осмотр – ЛБ.
порог Каландарашвили 3 к. c. Шивера-горка с прижимом к скале ЛБ. Справа каменная гряда. Чалка, осмотр - ПБ.
порог Окинский 4 к. c. Ориентир – скала-палец на левом повороте, справа приток. Чалка по ПБ к галечной отмели в начале поворота. Мощная прямая труба с большими валами. В первой половине – бочка, ближе к концу – три больших пульсирующих вала.
порог Бурятский 4 к. c. На правом повороте после Окинского. Горка, прижим вправо, обливной камень (с воды не виден), бочка, валы. Прижим к ПБ на выходе. Через 300-400 м на правом повороте слева песчаная отмель. Стоянка, музей. Чалка, осмотр – ПБ, ЛБ.
порог Пронеси Господи-2 3 к. c. После шиверы. Простая горка с прижимом к выступу стенки ПБ. Струя раздваивается, часть уходит направо. Чалка, осмотр – ЛБ.
порог Ары-Бурье 2 к. c. После 3 шивер. Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце – прижим к ЛБ. Чалка, осмотр – ПБ.
порог Харагольский-1 3 к. c. От устья левого притока Харагол. Валы до 1,5 м, прижим к ПБ. В устье Хара-Гола (левый приток) избушка. Чалка, осмотр – ЛБ.
порог Харагольский-2 3 к. c. После шиверы, на левом повороте. Прямая труба с валами до 1,5 м. У левого берега мощная бочка. Потом еще шиверы. Чалка, осмотр – ЛБ, ПБ.
порог Мельница 3 к. c. В основной левой протоке. Горка с общим падением 1,5 м, валы до 1,5 м, на выходе прижим влево. После нескольких шивер ущелье расширяется, по обоим берегам хорошие стоянки. Чалка, осмотр – остров.
порог Центрифуга 4 к. c. Остров, поворот влево. Галечная горка слева направо и прижим к ПБ. Чалка, осмотр – остров.
устье реки Хойто-Ока  
шиверы 2 к. c. Конец Орхо-Бома. Изолированные шиверы, в основном заканчивающиеся в районе рек Б. и М. Слюда. Течение быстрое. Ниже р. Хойто-Ока стоянки плохие. После конца гор много стоянок рыбаков, по ПБ дорога.
пос. Верхне-Окинский С ПБ к реке подходит лесистый кряж Толстый мыс (красноватый скальный выступ). За 50 км широкие протоки, разделенные длинными островами. За 20 км по обоим берегам правой протоки деревня, в конце самого длинного острова еще одна. От пос. Левый Сарам основная протока левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден). Чалка – ЛБ.

Южно-Байкальский ПСО:
664050 г.Слюдянка, ул Мостовая 2А, тел. 0-64, (8244) 51911, 2-38-80, (39544) 2-49-11, Гулевич Виктор Павлович. Добраться до здания, в котором находится КСО, довольно просто: нужно выйти на железнодорожные пути и идти от вокзала в направлении города Иркутска ( на запад ), перейдя через ж/д мост, пойти по берегу реки Слюдянка в сторону Байкала, к железному ангару, который виден уже от моста, в деревянном зеленом доме рядом с этим ангаром располагается КСО.

9. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫ

СУДА

Название Объём, куб.м. Длина, м. Ширина, м.
К2 «Арбалет», Акваспорт 1 4 2
К2 «Буратино», Акваспорт 1,4 3,7 2
К4 «Буратино», Акваспорт 2 5,1 2
К2 «Чиполино», Акваспорт 1,8 4 2,2
К2 «Мажой-112», Кулик 1,2 4,05 2

Связь:

  • Радиостанции Voxtel MR250 – в принципе надёжные, но стоит иметь два-три комплекта щелочных батарей на каждую. Были упакованы или в полиэтиленовые пакеты или в прозрачные гермоупаковки.
  • Спутниковый телефон – GlobalTel. Был опробован, в принципе работает, но ждать начала сеанса приходится до 15 минут.

Питание
Из расчёта 600 г. на человека в день. Особенность — мясо было в виде высушенного фарша. В остальном рацион был типичным. На Оке Саянской, чтобы не терять дневное время и раньше вставать на ночёвку обеды были заменены перекусами. В ущелье Орхо-Бом ловилась рыба.

Примечание — пешей заброски не было, поэтому смысл имеет только общий вес снаряжения и продуктов питания для оценки возможностей транспорта. У нас получилось порядка 550 кг на группу в 12 человек.

10. ЛИТЕРАТУРА

  1. Отчет о пеше-водном путешествии 5 (пятой) категории сложности по рекам Утулик, Жомболок и Ока Саянская, совершенном с 29 июля по 30 августа 2005 года группой туристов ЦСТ МАИ в составе 8 человек Руководитель: Новый Дмитрий Владимирович Маршрутная книжка: № 22 http://perovo-tur.narod.ru/articles/jomb_2005/jomb_2005.html
  2. Жомболок-Ока Дополнительные материалы (координаты GPS,карты, ссылки, треки) http://stuurman.narod.ru/zhombolok_bonus.htm
  3. Водный спортивный поход V к.с. по рекам Жомболок, Ока (Восточный Саян). Руководитель группы: Скуматов Юрий. http://stuurman.narod.ru/zhombolok_spravka.htm
ДНЕВНИК | ФОТО <2> <3> | ВИДЕО | ПЕРЛЫ   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна