| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДНЕВНИК | ФОТО <2> <3> | ВИДЕО | ПЕРЛЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. СПИСОК УЧАСТНИКОВ
* Характеристики судов приведены в конце отчёта 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА3.1. График движения
3.2. Подъезды и выездыК пунктам начала и окончания маршрута можно добраться следующими видами транспорта: вертолётом (особого смысла нет) и автомобильным. Транспорт для туристов во всём регионе (Бурятия, Иркутская область) практически полностью контролируется «транспортной мафией». Доказательством этому служит несколько фактов:
Заброска: В Орлике пересели на Урал. Дорога стала хуже. Скорость местами падала до 3 км/ч. Выброска: На площадке антистапеля тусуются разнообразные личности, от готовых подвезти за фиксированную плату до готовых украсть что плохо лежит. Расценки на 2008 г:
Для особо желающих в зимовье можно нанять лошадей для прогулок по окрестностям. 3.3. Аварийные выходы с маршрутаБольшая часть маршрута проходит по населенной части Окинского района с развитой сетью местных грунтовых дорог. Изолированным от "цивилизации" можно считать только Ущелье Орхо-Бом и нижележащую часть реки Оки, вплоть до выхода ее на равнину (ближе к выходу появляются рыбаки на лодках). В случае аварийных ситуаций на этом участке наиболее целесообразно подождать очередную туристическую группу, коих сплавляется по Оке вплоть до первых чисел сентября месяца превеликое множество. Но могут быть перерывы в три-четыре дня, когда нет ни одной группы (со слов вывозившего нас на станцию Зима шофёра). Из [3]: Со слов спасателя слюдянской КСС: У пор. Окинский может сесть вертолёт, именно оттуда эвакуировали перевернувшихся в верховьях Оки туристов накануне. Сказал что от левого притока Оки – р. Хульцай, если очень постараться, выйдя рано утром, и идти в очень быстром темпе к вечеру можно дойти до Верхнеокинского. 4. КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕВ основном использовались карты и лоции, скачанные из интернета. Для GPS навигации была использована карта проекта НарисуйКа (http://freemaps.ru) с топослоем затем правленая в GPSMapEdit. Правка была сделана с целью уточнения русла описываемых рек. Как оказалось в дальнейшем, распределение воды по протокам в разбоях меняется очень быстро, и реальная ситуация может сильно отличаться от видимой по спутниковому снимку двух-трёхлетней давности. Также были использованы координаты из [2]. В Google Earth также можно обнаружить отметки, полезные при планировании маршрута. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДАЦелью запланированного на август похода было прохождение более серьёзной для большинства участников реки. Многие участники уже имели опыт сплава по рекам IV к.с. И представлялось полезным для общего развития пойти на реку с относительно несложными для 5 к.с порогами, к тому же сравнительно легко обносимыми. И тогда была выбрана связка Жом-Болок – Ока Саянская по причине относительной лёгкости заброски и наличия порогов 5 к.с., которые могли быть обнесены участниками, не имеющими достаточного опыта. Также вместо пешей заброски в начале маршрута был запланирован пеший выход в Долину вулканов. Экипажи Уварова и Черепанова шли все препятствия. Остальные должны были обносить препятствия V к.с. Отрабатывалось взаимодействие при помощи радиостанций. Прохождение сложных порогов было организовано следующим образом: страхующие, фотографы и видеооператоры выходили к препятствию. Расставлялись в удобных местах. По готовности давали сигнал части группы, стоящей на старте перед препятствием. После прохождения докладывали результат и давали отмашку следующим. Прошедшие вставали на страховку, а страховавшие уходили на старт. В походной колонне радиостанции были у первого и последнего экипажей. Пройденный маршрут может быть оценен пятой категорией сложности для тех, кто проходил пороги Бильярд, Катапульта и Недотрога и четвёртой для тех, кто их обносил. Маршрут может быть рекомендован группам уже имеющим опыт спортивного сплава по рекам IV категории сложности. 6. ТЕХНИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК6.1. Радиальный выход в Долину вулканов и к горячим источникам
Шли по треку Штурмана [3]. Вдоль правого края долины идёт хорошо видимая тропа. Дошли до озера Бурсагой-Нур. Около озера встретили двух пеших туристов из Казани. Поделились картой местности. Немного поплутали в болотце и зарослях у озера (проходя в 2 метрах от тропы и не видя её). Встали на живописную стоянку.
Около озера есть ещё несколько живописных стоянок.
После переправы через приток Жомболока мы пошли прямо, но, похоже, есть тропа через лавовое поле. Мы начали траверсировать лавовое поле, когда поравнялись с распадком, по которому лава изливалась в долину Жом-Болока из Долины вулканов. Через некоторое время наткнулись на пометки сделанные «волчатником» и далее шли по ним. Вышли на тропу левой стороны, пообедали около ручейка, и пошли по распадку в долину Вулканов.
Поднялись на вулкан Перетолчина. Оттуда открывается хороший вид на долину. Спустились, прошли мимо водовода слева, пересекли речку и пошли к перевалу Аршан-Буштыг. Спустились с перевала, спуск достаточно крутой. Пришли к горячим источникам Хойто-Гол. Источники оборудованы. Есть что-то вроде бани с маленьким бассейном внутри, куда помещается 1-2 человека. Есть также большой открытый бассейн, а также домики, где можно переночевать. Всё бесплатно. Мы пошли дальше и встали у дороги на берегу реки Сенцы.
Пошли дальше вдоль дороги. Дошли до следующего источника Халун-Ухан. Оборудованного места для купания не нашли, но есть заводи, где может поместиться человек. Поймали проезжавшую машину и доехали до летника Хутэл. Откуда по распадку пошли в сторону долины Жом-Болока. Тропа в начале не столь очевидна, как хотелось бы. Пришлось бегать с GPS навигатором на разведку, пока остальная часть группы перекусывала. Затем по данным разведки вышли на тропу. На верху обширные поля голубики и заболоченная местность. Через Жом-Болок перекинуты деревянные мостики. Всё очень живописно. Пешая часть маршрута. Красный и зелёный - пешка в разные дни. Синий - переезд на машине. 6.2. Река Жом-БолокЖом-Болок – речка на Восточном Саяне, левый приток хорошо известной Оки. Устье ее находится в 60км ниже райцентра Орлик. В целом этот район хорошо известен туристам, поэтому мы не будем давать его общегеографическую характеристику, остановимся лишь на особенностях долины р. Жом-Болок. Долина, довольно узкая для саянской реки, в верховьях, постепенно расширяется при приближении к Оке. В районе системы озер Олон-Нур ширина долины около 800-1000 м. В низовьях после выполаживания правого борта около 1500-2000 м. Подложка всей долины состоит из лавовых потоков покрытых в большей или меньшей степени мелким смешанным лесом. Встречаются открытые лавовые поля с экзотическими озерцами. Вопреки нашим ожиданиям долина оказалась довольно плотно заселена: на участке от озер Олон-Нур до устья летние заимки с пастухами и небольшие зимовья встречаются приблизительно через каждые 10км. Спасает то, что из-за лавового строения подложки они все жмутся к левому склону долины и у воды присутствие людей практически не ощущается. Мы встречали людей в основном на пешей части заброски. Правый берег реки не содержит следов человеческой жизнедеятельности, вдоль левого местами идет тропа, которой пользуются местные рыбаки. Остатки дороги в верховья реки расположены вдоль и частично на левом борту долины. Вода в реке довольно мягкая и необычайно чистая – сказывается практически полное отсутствие осадочных пород в долине. Рыба в реке появляется только в районе Шарзы, после основной части препятствий. Судя по фотографиям из [3], вода была средней. Ширина русла 10-12м в порогах сужения до 5-6м. Температура воды очень низкая около 8-10 градусов. Как мы и ожидали, все препятствия оказались интересными и довольно своеобразными. Поскольку препятствия образованы не сужением долины или выходом коренных пород, а ступенями застывшей лавы, все они имеют более-менее выраженный водопадный характер. Еще одно своеобразие препятствий состоит в том, что лавовая порода необычайно прочна и очень плохо поддается эрозии и вымыванию: это приводит к необходимости использовать очень аккуратную, практически байдарочную технику прохождения препятствий – любое даже по касательной касание камней баллонами приводит к порезу оболочки. В частности, группа из Москвы при тренировке в районе стапеля порезала гондолу катамарана буквально на «ровном месте». Перед самыми озерами Олон-Нур находится летнее стойбище пастухов Хадарус, со всеми вытекающими последствиями в виде скота и продуктов его жизнедеятельности. Цены на продукты: 40р/л – молоко, 150 р/л – сметана. Насчёт скота можно договориться с пастухами, чтобы они не гоняли скот вблизи палаток. Ещё одна проблема – грызуны (мыши и бурундуки) – они могут повредить палатку или рюкзак в поисках еды. Нас на место стапеля завёз водитель, и мы ночью не сразу поняли, что мы выше летника Хадарус. Плюсом выбранного места было то, что оно ближе к долине вулканов. Минусом – необходимость прохождения завалов. В завалах рекомендуется держаться правее. Мы потратили 5 часов на разведку и расчистку завалов и разметку пути для остальной части группы. В это время желающие отрабатывали спасработы на относительно спокойном и длинном быстротоке у поляны. Не желающим связываться с завалами, можно порекомендовать высадиться у избушки на поляне перед препятствием 42. Нумерация и названия препятствий даются по статье в журнале "Спортивный туризм" №1 за 1995 г., в основном совпадающие с отчетом № 5378 библиотеки МГЦТК. Уровень воды – средний. Техническое описание прохождения
Вид на долину Жом-Болока выше зимовья Хадарус Экипаж К2 — кулик в составе Баженова и Уварова пошёл на разведку завалов в районе Хадаруса. Левая протока непроходима из-за многолетних завалов, выход в правую перекрыт двумя крупными стволами, через которые обтаскивала катамараны группа из Электростали (возможно, это лучший путь в высокую воду). Мы пошли более чистой центральной протокой. Она была частично перекрыта стволами деревьев толщиной не более 100 мм. Тонкие стволы и нависающие ветки были вырублены. Более крупные стволы позволяли пройти под ними (в более высокую воду могут быть трудности) или обойти. Начать маршрут было решено на следующий день.
Пр. № 40 – простая шивера. Начинается примерно через 1,5-2км после выхода из озера поворотом на 1800 с несильным навалом на скалу правого берега. Пр. № 41 – порог средней сложности. Начинается через 200-300м после предыдущего препятствия на крутом левом повороте. Несильный навал на скалу правого берега, у которой стоит камень. Перед камнем – небольшое улово. Далее следует правый поворот с горкой, кончающейся сливом высотой 1м, за ним небольшая проносная бочка. Зубьев, описанных в предыдущих отчётах, не заметили. В центре и ближе к правому берегу стоят два обливных зуба. В целом соответствует описанию – ориентир скальное сужение в центре порога, в нашу воду зубьев не было, проход по центральной струе. Делали осмотр по ЛБ, так как это было первое типичное препятствие для этой реки — появление лавовых стенок и разгонный трек в начале. Далее 40 мин спокойного сплава и слева открывается большая поляна с избушкой у дороги (где и можно порекомендовать делать стапель). Остановились на обед и осмотр п. 42. В конце поляны голубичник. Можно совместить осмотр со сбором ягод. Обнос порога в принципе возможен, но неудобен. Решили отказаться от запланированной тренировки, так как схоженность экипажей была оценена на предыдущих препятствиях. Схема порога № 41 Пр. № 42 – мощный порог 4 к.с. За правым поворотом в конце поляны начинается слабая шивера на прямом участке в 300 м. Затем следует крутой левый поворот и слив высотой 1,5 м через всю реку. Под левым берегом много обливных зубьев. Первый настоящий порог, просмотр и страховка с левого берега. Страховка с воды производилась катамараном-двойкой, зачалившимся в кармане. В 20 м перед сливом была каменная гряда через все русло. Проход гряды ближе к левому берегу, затем уход в центр, после слива навал на левый берег. Схема порога № 42
Пр. № 43 «Бильярд», 5 к.с. Начинается через 700 м после предыдущего препятствия. Река делает крутой левый поворот, в конце которого большой улов под левым берегом. Здесь можно зачалиться и идти на осмотр, что и было сделано. Тропа идёт вдоль всего левого берега. Часть экипажей по этой тропе сделала обнос препятствия. На ночёвку встали на ЛБ за порогом. Вещи перенесли туда же и шли порог разгруженными судами. За следующим правым поворотом начинается прямой участок шиверы. Предупреждение – есть малозаметная протока, уходящая вправо – в неё можно попасть, если сильно прижиматься к правому берегу, как у нас и получилось с экипажем К-4 - им пришлось вытаскивать катамаран против течения, чтобы не улететь в непредусмотренный разведрейс. И хорошо, что им удалось вернуться. Так что, проходимая эта протока или нет – нам не известно. Порог начинается за входной шиверой на крутом левом повороте. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, часть воды уходит по маленькой протоке вправо. У скалы стоит острый «зуб». Далее следует пологий слив высотой около 1,5 м с мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно к левому берегу. Затем идет резкий поворот направо с мощным навалом на скальный остров у левого берега и сливом высотой около 1м с косой бочкой. Входная шивера сложности не представляет и проходится с ходу. Порог представляет собой косые валы на заходе затем серию из двух сливов через 30 м, косой отбойник у правого берега за вторым сливом высотой до 1,2 м и слаломную шиверу на выходе. Схема порога Бильярд Первый слив лучше проходить ближе к правому берегу. Тут главное – не переусердствовать, иначе можно налететь на «зуб» или зацепить «тень» за ним и воткнуться в скалу правого берега с опасностью пройти остаток порога лагом. Катамаран к2-«кулик» получил незначительные повреждения цепанув зуб. Слегка погнута правая продолина и отошёл шов у протектора на протяжении 0,5 м. Бочка у правого берега заметно слабее, а в полутора метрах от ПБ – чисто. Зуб с наплыва виден плохо – лучше ориентироваться по лавовому выходу за ним. После «зуба» струю сильно наваливает на полуобливную плиту левого берега у второго слива. Через 3 метра после плиты – бочка. В нашу воду последние полметра плиты были сухие. Тактика прохождения: заход по центру чуть правее, в районе зуба сносит сначала вправо, а затем к плите. Если всё правильно – за плитой влетаем в хорошую бочку и хэваем фан. Страховка была выставлена за порогом. На страховке стояло один катамаран и двое с морковкой. Связь осуществлялась при помощи радиостанций — одна на старте, одна на пороге. Старт осуществлялся по готовности страховки. Экипаж К2 «Арбалет» зашёл левее центра и наскочил на плиту, но благодаря умелым действиям экипажа (левый вывесился за борт) удержался от оверкиля.
Пр. № 44 – слив на выходе из улова. Высота слива около 1 м. Шли с ходу. Пр. № 45 – мощный слив высотой более 1 м. Шли с ходу. Взаимостраховка. Радиостанции у первого и последнего экипажа. За сливом участок спокойной воды. Зачалились на Л.Б. и пошли смотреть. Пр. № 46 – «Катапульта», 5 к.с. За правым поворотом река плавно поворачивает налево. Здесь под правым берегом расположен слив высотой около 0,8 м с достаточно мощной косой бочкой, которая сильно отбрасывает судно влево. Эта бочка – ключ к прохождению всего порога. Бочка на первый взгляд незаметная, но в ней и за ней струя идёт к левому берегу. Далее следует крутой правый поворот с мощным водопадным сливом высотой более 2 м. В правой его половине более пологий язык с ясно видимыми под водой лавовым выступом, образующим вторую ступеньку, правда, закрытыми водяной «подушкой», слева мощный пенный котел, образованный сбойкой струй. В этом месте слева – лавовая стенка. Есть опасность левой гондолой к ней прижаться. Ближе полметра к левому берегу лучше не сливаться – под водой камни. В крайнем случае, можно выброситься на ЛБ прямо перед сливом. Затем река плавно поворачивает налево, и один за другим следуют два слива высотой чуть менее 1 м с навалом на скалу правого берега. Схема порога Катапульта Из-за сбойки струй в котле катамаран бросает к левому берегу, если зашли ближе к центру и к правому – если вдоль ЛБ. На ЛБ – тропа для осмотра и обноса. Есть хорошие места для стоянок. Внизу за порогом за левым поворотом на ЛБ тоже неплохое место для стоянки. Страховка: с воды за порогом. Спасконцами сразу за сливом и ниже. Обнос удобен в обе стороны, то есть, возможно занести судно вверх и пройти порог ещё раз. Взаимодействие между страховкой и стартующими было организовано также как и на Бильярде. Пр. № 47 – слив более 1 м через всю реку. Пр. № 48 – мощная шивера длинной около 150 м. Пр. № 49 слив высотой около 1,5 м. Рекомендуем обратить на него внимание, ибо на следующий день нашему экипажу «Чипполино-2» нежданно-негаданно пришлось поучаствовать здесь в спасработах - они готовились к прохождению Недотроги, а в это время в слив зашёл К2 параллельноидущей группы из Москвы. Девушка в сливе выпала, и ее замесило в бочке. Её напарнику удалось зачалить катамаран к нашему берегу ниже по течению. Но у них на катамаране не оказалось ни одной морковки. Первую нашу морковку москвич просто утопил, а второй - Е. Черепанов достал девушку. Сразу за сливом можно встать на стоянку, что и было сделано.
Тропа идёт от Катапульты до Недотроги. Так что можно осмотреть оба порога – это около 2,5 км – и идти их сходу. Основная сложность – возможные завалы и расчески. Также необходимо выбрать место для чалки перед препятствием № 50, т. к. из-за резкого поворота реки его не видно с воды. Пр. № 50 – мощный порог «Недотрога». Начинается за правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка один за другим идут два слива по 0,5м под левым берегом. Затем струя круто поворачивает налево более чем на 900 и наваливается на скалу правого берега. Сначала идет водяная горка, падающая на 1,5-2 м, потом водопадный слив высотой около 1,5 м. Под левым берегом более полого, но много обливных зубьев, справа слив наиболее крутой с мощной бочкой. Горка перед сливом нам показалась пониже – 0,8-1м слив практически сразу за ней в 6-7 метрах. Мы проходили его по правой части и уходили в улов у левого берега для страховки. Обнос вещей и организации страховки с левого берега.
Пр. № 51 – слив высотой около 1 м с косым валом. В 80 м от препятствия № 50. Просмотр целесообразно совместить с прохождением пр. № 50. Сразу после слива у нас была расческа с правого берега, что заставляло уклоняться влево на галечный остров, в который и била основная струя. Часть катамаранов прошла под расчёской часть обогнула остров. Все зачалились у ЛБ и погрузили вещи. Пр. № 52 – мощный порог «Вариант». Левая протока начинается спокойным участком длинной около 80 м на едва заметном левом повороте. Однако, мелкие косые валы, образующиеся за счет отбоя от правого берега, заставляют экипаж сильно работать, чтобы удержать судно у правого берега. Далее следует мощный слив высотой около 2 м. В левой его части за счет отбоя от берега стоит косой вал около 1,5 м Справа более полого. В нашу воду в сливе были видны лавовые выступы, подходившие близко к поверхности воды. Обнос вещей и организация береговой страховки по левому берегу. Страховку лучше организовать с воды. За сливом достаточно большое озеро, позволяющее без особых проблем выловить всё, что упало со слива и способно плавать. В левой протоке река сужается до 6-8м. Валы особенно не мешают, скорее, мешают кусты и небольшие расчески. На левом берегу прямо над порогом отличная стоянка. Здесь мы увидели остатки деревянной рамы, по-видимому, сломанной на сливе. В улове сразу за сливом отлично ловится хариус. Вообще начиная с этого места в реке полно рыбы в основном ленка и хариуса. Мы не стали рисковать, и пошли правой протокой Правая протока. После разделения проток следует плавный левый поворот, за которым начинается слабая шивера длинной около 80 м. Далее следует крутой левый поворот с несильным навалом на скалу. У правого берега на повороте огромный улов. Река плавно поворачивает направо, а затем налево. На поворотах сливы по 0,5 м. Сразу за порогом небольшое круглое озерцо.
Пр. № 53 – простой порог. На выходе из озерца слив высотой 1 м через всю реку. Шли сходу походной колонной. Пр. № 54 – простая шивера. Расположена в левой протоке в 100м ниже пр. № 53. Через 30 мин сплава (скорость течения около 8 км/час) долина расширяется – это Шарзинская поляна в конце которой находится мост и урочище Шарза – несколько жилых домов и ферма. Мост обносится по левому берегу. Здесь можно нанять машину (500 р/чел) и уехать сразу к «восторгу водника». После моста река течет вдоль коренного правого берега, вскоре начинается несложная шивера длинной 500 м и после понижения правого берега начинаются разбои, которые продолжаются около 5 км. Осторожно! Завалы хоть и проходимы, но представляют определённую опасность из-за относительно высокой скорости течения (экипаж нашего К4 практически сразу не вписался в протоку, и его прижало к бревну на стрелке мини-островка посередине реки. Хорошо, что обошлись самоспасами, иначе добраться до них было проблематично. Ребята в экстремальных условиях разгрузили катамаран на так называемый островок - пара больших кустов и метр земли, через которые постоянно хлестала вода, перетащили катамаран вдоль бревна, к которому их прижало, опять всё привязали и стартовали. Но в результате аварии были сломаны продолина и запасное весло, привязанное к этой продолине). На всем участке после моста скорость течения весьма значительна порядка 10-12 км/час. Участок заканчивается плесом длиной около 500 м с постройками на левом берегу. Перед Обтойской шиверой есть мост. Сразу перед ним – оборудованная стоянка. Можно сходить в баню. Купить молока, свежего мяса и нанять машину для объезда завалов (2000 р/машина).
Пр. № 55 – шивера «Обтойская». Начинается сразу за плесом. В русле много обливных камней. На левом повороте расположен Обтойский мост, шли правым пролетом. Шивера заканчивается в 500 м после моста. Участок прошли сходу. Мы выбрали средний пролет моста, т.к. правый был завален плавником. Этот мост основной на дороге Орлик – Хужир. Далее река входит в участок сплошных разбоев длинной около 10 км. Скорость течения по-прежнему высока около 12км/час и в высокую воду в некоторых местах река течет прямо в лесу. Очень много завалов, как свежих, так и многолетних. Соваться туда можно только ради тренировки прохождения завалов. Одна из групп потратила на прохождение один ходовой день. Мы объехали и собрали суда перед старым мостом в начале шиверы «Восторг водника». Объезд Обтойской шиверы. Года выпуска автомобиля не знает даже шофёр. Но ездит. Пр. № 56 – простой порог. За левым поворотом идет слабая шивера длиной около 80 м. Затем река круто поворачивает направо и делится на две протоки. В правой слив около 0,5 м. Пр. № 57 – простой слив высотой около 1 м в левой протоке. Расположено в 200-300 м от пр. № 56. Пр. № 58 – длинная мощная шивера «Восторг Водника». Начинается от моста через Жом-Болок примерно в 150-200 м от пр. № 57. Река течет в узком лавовом каньоне, крутые повороты, прижимы к береговым скалам, мощные валы и бочки. Длина шиверы около 2 км, заканчивается она в устье реки. Шивера действительно является красивым завершением реки. В устье Жом-Болока отличная поляна для дневки на правом берегу. 6.3 Ока СаянскаяПроходим 1,8 км по Оке до первого левого притока – р. Бага-Жомболок, в некоторых описаниях его называют Малым Жомболоком. По сути, это одна из проток Жомболока, которая образовалась в районе разбоев и отклонилась от основного потока, образовав собственное русло. Этот приток примечателен тем, что если пройти вдоль него в глубь берега на 100м, то можно полюбоваться на прекрасный водопад, высотой около 20м и окунуться в естественный бассейн образовавшийся внизу. Такую великолепную возможность мы не упустили. К водопаду ведёт хорошо протоптанная тропа по правому берегу притока с зарослями смородины. Село Хужир. по местным меркам большое, расположено на левом берегу долины. Есть магазин. Далее русло часто разбивается на протоки. Но течение быстрое. На этом участке вплоть до ущелья Орхо-Бом, найти стояночное место несложно. До входа в ущелье никаких препятствий нет. Река спокойная. Встали на ночёвку вместе с группой из Электростали, с которой познакомились ещё в поезде.
Пороги Геологов, Пронеси господи, Каландрашвили шли сходу, походной колонной. Рации у первого и последнего экипажа. Зачалились на ПБ перед Окинским. Ориентир – бом на ЛБ. Порог «Трёх геологов». Ориентир: за 400м до порога расположен левый приток – р. Халбая-Хара-Гол. Устье притока образовано обширным крупнокаменистым выносом, так что приток виден хорошо. За притоком на левом берегу стоянка – удобное место, чтобы заночевать перед прохождением ущелья, не тратя время на подход. Приток Халбая-Хара-Гол и порог «Трёх геологов» находятся в прямой видимости друг от друга. Порог расположен на заходе в правую протоку от острова, левая протока непроходима. Порог образован серией валов на участке быстротока. Протяжённость порога ~70м. Порог «Пронеси господи-1». Порог расположен через 2,7 км от «Трёх геологов». Ориентир: плавный правый поворот русла, песчаная ривьера на левом берегу, ривьера не просматривается сверху и становиться видна только когда с ней поравняешься, поэтому здесь надо проявить особую внимательность. Шивероподобный порог, серия валов среднего размера на прямолинейном участке протяжённостью 150-200 м. Бочек не обнаружено. Через 600 м прямого участка сплава на правом повороте расположен порог «Скала Каландарашвили». Прижим к скале левого берега. Осмотр с каменистой отмели правого берега. Проходим поочерёдно по внутреннему радиусу у правого берега. Обойти прижим под правым берегом несложно. Пор. «Окинский» – струя по центру, в ней три больших вала. Левее струи – валы поменьше. Можно всё обойти вдоль ПБ и встать на страховку с воды. Зачалились напротив бома на ПБ. Пошли на осмотр и выставление страховки. ЛБ представляет собой «галечник» из крупных валунов. Вдоль ПБ возможно пройти на катамаране по спокойной воде. Страховка морковками малоэффективна, как показала практика. Первый экипаж (кулик) зашёл ближе к ПБ, там его развернуло на одном из валов. Так как у капитана до этого создалось впечатление, что положить Кулик достаточно трудно, то для остроты ощущений в валы центральной струи зашли задом. Тут выявилось слабое место Кулика-«мажой-112» – заострённая опущенная к низу корма (которая является плюсом при ходьбе носом вперёд). Кулик зарылся кормой в вал и был положен. Морковки оказались не эффективны, и катамаран с гребцами был выловлен страхующими с воды участниками другой группы. Как показала практика, действия страхующих из других групп могут быть неожиданными, по этому нужно предельно ясно и подробно договариваться о действиях в случае чего. Таким образом, в реальных условиях были отработаны спасработы при взаимодействии с другими группами. Остальные катамараны прошли без особых приключений.
Пор. «Бурятский» в нашу воду не представлял никаких сложностей в прохождении. Хотя желающие могли зайти правее. За «Бурятским» есть удобная стоянка с музеем народного творчества. Она была занята. Мы осмотрели и пошли дальше. Пор. «Пронеси Господи-2», «Ары-Бурье», «Харагольский-1», «Харагольский-2», «Мельница», «Центрифуга» шли сходу обычным порядком. Рация у первого и последнего экипажа. Воды было относительно мало. Можно отметить порог «Харагольский-2». Встали на ночёвку вблизи (как нам казалось) порога «Центрифуга» в 3 км ниже п. «Мельница».
Порог «Центрифуга» мы не смогли однозначно идентифицировать, как впрочем, и другая группа. Видимо этот порог показывает свой характер в воду выше средней, когда достаточное количество воды скатывается по галечной отмели слева, отжимая основной поток к скалам. При анализе фотографий из [2] и наших, порог всё-таки мы нашли. Шли по цепочке основных валов походной колонной. Из [3] «на выходе несколько валов. Один из валов косой и он особенно мощный. На входе под правым берегом плохо просматриваемая с берега бочка, внушающая очень серьёзные опасения!» По нашей воде всё было проще и не очень отличалось от порогов типа Харагольский 1,2. Особенно хотим отметить неприятную особенность практически всех прижимов (в основном ЛБ) – отсутствие отбойного вала и течение – уходящее вниз. Прижимы легко избегаются, но пренебрегать этой особенностью не стоит. Встали за Хойто-Окой.
Далее – шиверы. Несмотря на в целом спокойный характер реки, расслабляться не стоит. Обливные камни создают локальные сливы и бочки, в котором чуть не положило катамаран Буратино.
После выхода в долину река спокойная.
Река спокойная. Ближе к Верх. Оке можно идти или правой (более полноводной) протокой или крайней левой – она менее полноводная, но вполне проходимая. Шли левой по треку [2]. В конце трека обнаружили заросшую травой поляну, на которой было костровище с останками гитары. Выход к дороге и сама поляна показались нам неудобными, и мы пошли дальше до Верх. Оки. Групповое фото катамаранов производства Акваспорт. В самой Верх. Оке можно только быстро дестапельнуться и тут же уехать до ст. Зима. Стоять там крайне не рекомендуется из-за вороватого и быдловатого местного (и не совсем) населения. Параллельная группа встала на острове в 500 м выше, там просушилась и на перегруженном К4 (на котором были все вещи и упакованные К2) переплыла в Верх. Оку. Мы сушились на вокзале в Зиме. Местная администрация была достаточно терпима к подобному безобразию. На вокзале есть душ. 7. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ
8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ8.1. Перечень определяющих препятствий
8.2. Лоция
Южно-Байкальский ПСО: 9. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУППЫСУДА
Связь:
Питание Примечание — пешей заброски не было, поэтому смысл имеет только общий вес снаряжения и продуктов питания для оценки возможностей транспорта. У нас получилось порядка 550 кг на группу в 12 человек. 10. ЛИТЕРАТУРА
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДНЕВНИК | ФОТО <2> <3> | ВИДЕО | ПЕРЛЫ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2002 tourclub-perm.ru В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна |