Техническое описание маршрута река Лепсы, Джунгарский Алатау. ТЯНЬ-ШАНЬ
 

ТЯНЬ-ШАНЬ
Р. ЛЕПСЫ, ДЖУНГАРСКИЙ АЛАТАУ

 
Р. ЛЕПСЫ, ДЖУНГАРСКИЙ АЛАТАУ | СОВЕТЫ ПО ЗАБРОСКЕ | ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
     Просмотров: 7190


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Протяженность сплавной части - 328 км
Дней путешествия - 22 дней,
активная часть - 13 дней
Категория сложности - IV
Средства сплава - катамараны
Сплав проходил в условиях высокой воды
Здесь можно скачать:
схему реки (~ 86,5 КБ) скачать схему реки
схемы порогов (~ 91,7 КБ) скачать схемы порогов


В тексте используются следующие обозначения препятствий:

  • Л – препятствия преодолевается сходу, просмотр и страховка не обязательны
  • С – препятствия, на которых желательны разведка и страховка, ошибки могут привести к серьезным повреждениям судна
  • Т – потенциально опасные препятствия, требующие обязательной разведки и страховки
  • ТТ - препятствия повышенной сложности, требующие реальной оценки собственных возможностей

23 июля

Поезд № 255 приходит на станцию Уш-Тобе в 2 часа ночи по местному времени. Позвонить в Талды-Курган (еще из Перми позвонили талды-курганским спасателям и договорились с ними о заброске и регистрации) с вокзала не удалось, поэтому пришлось ехать на переговорный пункт (100 тенге в оба конца). Через полтора часа приехали спасатели на ГАЗ-66. От Уш-Тобе до Талды-Кургана – час езды.

Забрасываться решили через пос. Тополевку на р. Аганакты, т. к. по сведениям спасателей в пос. Лепсинск находится пограничный пункт, а пропусков в пограничную зону у нас нет.

Полдня ушло на оформление регистрации и закупку продуктов. Выехали в 14-30. До Сарканда идет хорошая асфальтированная дорога, время в пути 2,5 часа. После Сарканда дорога становится заметно хуже, ее давно не ремонтировали. До пос. Тополевка – час езды. Сразу после Тополевки – автомобильный мост. После моста селем сильно размыло дорогу, и когда ее восстановят (и восстановят ли вообще) неизвестно. На машине проехать по ней невозможно. Объездная дорога уходит влево сразу после поселка, не доезжая до моста 300 м. Она идет сначала к селению пчеловодов (здесь остался один дом). Возле селения дорога поворачивает влево и постепенно выходит на вершину хребта, набрав около 1 см высоты. Очень большой уклон. Много крутых поворотов, где дорога зажата крупными валунами. Дорога ведет на заброшенные фруктовые сады. Ей практически не пользуются и не чистят. Пройти здесь может только УАЗ или ГАЗ-66 с опытным водителем. Пройдя по гребню хребта через сады и дубовые леса километров 12-15, дорога выходит на высокогорные луга. Здесь она на некоторое время теряется. Справа видно некоторое подобие кемпинга – навес и два плаката о принадлежности территории лесничеству. Дорога от Тополевки до этого кемпинга заняла 2 часа 30 мин. От кемпинга дорога начинает спускаться вниз, в долину Аганакты. Примерно через час машина остановилась возле моста. Это и есть место начала сплава. Здесь удобно и для лагеря, и для стапеля, правда, строевого леса мало.

24 июля

Стапель. Жарко. Сразу за мостом в Аганакты впадает правый приток. В полукилометре на правом берегу виднеются дома пастухов.

Отплытие. Река сильно петляет, разбивается на протоки. Скорость течения около 8 км/ч. В русле попадаются поваленные деревья и кусты. Много расчесок. Встречаются завалы. Один пришлось обнести, на двух небольших провели катамаран вдоль берега. Некоторые протоки шириной всего 2,5-3 м. Необходимо соблюдать осторожность. Стоянок по берегам нет. Через 1 час 45 мин. ходового времени – стрелка Аганакты и Сарымсакты. В месте их слияния начинается подпор. Через 300 м – начало каньона. На правом берегу – единственное пригодное для стоянки место. К стоянке подходит грунтовая дорога из Лепсинска. По-видимому, у местного населения здесь популярное место рыбалки. В 17.45 встали на ночлег. Вечером сделали небольшой радиальный выход на ближайшую гору. С нее открывается прекрасный вид на снежные вершины.

25 июля

ЛЕПСИНСКИЙ КАНЬОН

После впадения Аганакты Лепсу входит в каньон. Сразу за входом – навесная переправа, похоже, нерабочая. Через 150 м – первое препятствие.

1Л порог (см. лист 1) – длина 80 м. Начинается на плавном правом повороте пологим полутораметровым сливом шириной 5-6 м в левой части реки, где проходит основная струя. Справа беспорядочное нагромождение камней, слева – продольная цепь больших обливных камней. В основной струе – вал и не очень большие бочки.

2Л порог (см. лист 1) – длина 30 м. Отделен от предыдущего простым участком быстротока. Расположен на правом повороте. Крупная глыба делит струю на две. В обеих струях небольшой вал, сложность их примерно одинакова.

3Л порог (см. лист 1) – длина 40 м. Напоминает предыдущих, но немного мощнее. Слабый навал на центральный валун, который разбивает струю на две неравные части. Меньшая часть уходит влево, где множество полуобливных камней. В правой части струи вал высотой 0,8 м и на выходе – слабый прижим в правую стенку, уход от которого не представляет труда.

4Л порог (см. лист 2) – длина 50 м. В сорока метрах ниже, в скальном створе. Предпочтительнее проходить его по левой части струи. Возможна частичная разведка с левого берега.

5С порог (см. лист 2) – длина 30 м. Находится в 100 м ниже предыдущего. На входе стоит одиночный камень, за ним слив с гряды, в правой части слива камни, а в левой – косой слив с бочкой. За сливом – метровый вал. Разведка и страховка по левому берегу.

6-7Л шиверы (см. лист 2).

Препятствия 1-7 для подготовленной группы сложности не представляют, легко читаются с воды. Все препятствия до 8-го прошли сходу. Разделение между препятствиями достаточно четкое. Через 20 мин. чистого ходового времени подошли к препятствию 8. Перед порогом реку сжимают отвесные скалы.

8Т порог – длина 250 м. Просмотр обязателен. Ориентир – либо простой подсчет от начала каньона, либо контрфорс на правом берегу и отвесная скала на левом берегу. Падение в пороге 6 м. Река разделена на две протоки грядой камней и островками, поросшими кустарником. Правая протока на входе перекрыта несколькими надводными камнями, между которыми есть узкие косые ворота шириной 3 м. Далее струя идет вдоль правого берега, образуя несколько бочек небольшой мощности и на выходе – несильный прижим к отвесной скале правого берега. Ключевое место – заход в узкий проход между камнями. По малой воде в протоке обнажается много камней, и проход становится затруднительным. Левая протока более многоводная, но технически более сложная. На первых 50 м струя разгоняется, образуя несколько валов средней мощности, а затем наваливает на камень в центре. Перед ним лежит упавшее дерево. Затем струя уходит к левому берегу и снова наваливает на камень в центре, образуя двое ворот – косые между камнем и левым берегом и прямые между камнем и островом. За ними – несколько открытых и полуобливных камней, за которыми бочки средней мощности. После этого струя уходит к правому берегу и порог заканчивается. Ключевое место – навал на второй камень и уход к правому берегу. Просмотр и страховка с обоих берегов и с галечной отмели на левом берегу ниже порога.

Просмотр порога осуществляли с левого берега. Проходили по левой протоке, т. к. правая оказалась слишком узкой. Страховку не выставляли.

9Л струйный порог (см. лист 3) – длина 100 м. Расположен на слабых сначала левом, а затем правом поворотах. Проход по струе.

10Л струйный порог (см. лист 3) – длина 150 м. Находится на слабом левом повороте. Проход по струе.

11Л струйный порог (см. лист 4) – длина 100 м. Начинается на прямом участке, затем левый и правый повороты. Проход по струе.

12Л порог (см. лист 4) – длина 100 м. Порог струйного типа, отдельные открытые камни. Проход по струе.

13Л порог (см. лист 4) – длина 100 м. Находится на плавном левом повороте в сужении русла. Слалом среди полуобливных камней. Проход по центру.

14Л порог (см. лист 4) – длина 100 м. Расположен через 40 м после порога 13. На входе – ворота из двух больших скальных обломков. Проход по центральной струе, чистой от камней, с высоким валом.

15Л порог (см. лист 4) – длиной 80 м. Расположен на правом повороте в скальном створе. Высота левой стенки 60 м, правой – 30 м. В центре – ворота с длинным пологим сливом высотой около 1 м. За сливом – косой вал, слабый прижим вправо.

Разведка порогов 14 и 15 по правому берегу с преодолением скальных бомов.

16С порог (см. лист 5) – около 300 м. На входе – ворота 4 м. Через 50 м – ворота 6 м, после которых справа – нагромождение камней, а слева чистый проход. Перед левым поворотом впадает ручей, за которым в скале грот.

Препятствия 9-16 проходили сходу. В русле много полуобливных камней, плохо видных с воды, за которыми мощные бочки. Скорость течения около 10 км/ч. От порога 8 до порога 17 – 25 мин. чистого ходового времени.

17Т порог (см. лист 5). Порог начинается на левом повороте через 150 м после порога 16. Ориентир – грот в скале правого берега после порога 16. Правый берег – отвесный, левый – пологий. Порог начинается разгонной шиверой, в которой, особенно у правого берега, много обливных и полуобливных камней. Затем струя уходит к правому берегу, образуя прижим. Перед прижимом у левого берега бочка, перекрывающая две трети русла. После прижима река поворачивает налево. На повороте – мощные валы и бочки. За поворотом русло немного сжато береговыми камнями. В центре струи – навал на камень, делящий ее на две части. Проход предпочтительней справа, но возможен только слева, т. к. справа лежит застрявшее бревно. Проход и страховка по левому берегу.

Порог проходили сначала ближе к левому берегу, затем уходили от центральной бочки вправо, а затем снова к левому берегу, чтобы избежать мощных валов и попасть в проход слева от центрального камня.

18Л шивера (см. лист 6). В слабой струе на входе несколько камней у правого берега. На выходе струя уходит под левый берег, небольшой вал.

После препятствия 18 река круто поворачивает влево. На правом берегу – поляна и место, пригодное для стоянки. За поляной виден глубокий распадок. По нему идет тропа обноса около 1 км. Далее тропа выходит на вершину отрога. Отсюда по одному из распадков на другом его склоне можно спуститься к реке ниже препятствия 23. Тропы нет. Спуск трудоемок, т. к. идет по очень крутому склону и курумнику. Внимание! Есть опасность срыва камней. Общая длина обноса – около 3 км. Чистого ходового времени туда и обратно – 3 часа. По этому же маршруту можно сделать аварийный выход. В 2 км от того места, где тропа выходит из распадка наверх, виден дом пастухов, к которому подходит дорога. Совместить обнос с разведкой каньона не представляется возможным, т. к. со скал правого берега видно только препятствие 22, а оценить препятствие с высоты 200 м просто невозможно. Кроме того, лазание по здешним скалам небезопасно даже с соответствующей подготовкой.

Поставили лагерь на поляне, а оставшееся световое время посвятили разведке тропы обноса и следующих порогов.

26 июля

19Л ливера (см. лист 6). На левом повороте несколько камней образуют ряд довольно простых ворот.

20ТТ порог (см. лист 6) – длина 30 м. Находится на крутом правом повороте. В этом месте русло реки наполовину завалено огромными глыбами. У правого берега – водопадный слив шириной около 10 м, за которым пенный котел. После этого струя бьет в скалу правого берега, образуя мощный прижим, и затем круто поворачивает влево. Уйти от прижима практически невозможно, т. к. в левой половине слива стоит каменный зуб с сильным навалом на него, делающий уход влево невозможным. Вероятно, при определенном (очень высоком) уровне воды порог проходится, но информацией об этом мы не располагаем.

Порог мы обнесли. Обнос препятствия 20ТТ осуществляется по левому берегу. Во избежание панической чалки куда ни попадя, лучше произвести разведку по правому берегу. Зачалиться модно сразу за отвесной скалой левого берега. Обнос трудоемок и займет (без рюкзаков) около часа. Далее сплав можно продолжить из большого улова перед препятствием 21Т.

21Т порог (см. лист 7) – длина 100 м. Разведка обязательна. Быстрая мощная струя бьет в центральную глыбу и делится на две. Правая уходит в нагромождение камней. Слева – небольшой слив. Далее снова камень в центре струи. Слева слив высотой около 1 м с обратным валом, после которого – навал на скалу левого берега с прижимом. Прижим с отбойным валом особой опасности не представляет. За прижимом у правого берега – большое улово и каменная осыпь. Чалка к осыпи для просмотра 22Т. Страховка с левого берега и из улова правого берега за прижимом. При обносе порога 21Т можно осуществить погрузку в маленьком улове перед самым прижимом, а затем резко выбросить нос судна на струю и уйти в улово правого берега.

Порог проходили ближе к левому берегу, уходя от навала на камни. После вторых ворот уходили в улово правого берега, при этом катамаран зацепил кормой скалу левого берега, после чего благополучно ушел к правому берегу.

Разведка и прохождение 21Т заняли 30 мин.

22Т порог (см. лист 7) – длина 250 м. Разведка обязательна. Перепад высоты – 7 м. Начинается через 100 м после 21Т разгонной шиверой, после которой камни в русле отжимают струю к левому берегу. У левого берега длинный прижим к отвесной скале с очень слабым отбоем. В начале стены – улово за большим камнем. Вдоль стены в улово идет сильный противоток, образующий при попадании в основную струю мощный водоворот. Это ключевой участок порога. В конце стены струя резко поворачивает вправо, после чего часть воды уходит к правому берегу, а часть переливается через камни в центре реки. В струе – две мощные бочки. У правого берега струя опять образует прижим к скале и поворачивает влево. После прижима – шиверистый участок с полуобливными камнями и бочками. Далее большое улово у левого берега. Разведка и обнос возможны только по правому берегу до стенки, у которой река образует второй прижим.

Первую половину порога решили обнести, учитывая позднее время и мощь струи, а также невозможность полновесной страховки. Обнос не очень длинный (около 100м), но трудоемкий, т. к. идет по крутому курумнику, состоящему из больших и очень острых камней. После обноса перед вторым прижимом есть хорошее место для погрузки, от которого несложно уйти влево, избегая заключительных препятствий порога. Страховка возможна только из улова левого берега ниже порога. Промежуточная страховка весьма сомнительна, т. к. при перевороте в районе первого прижима человека либо снесет на камни в центре реки, либо затащит маятником во второй прижим.

Прохождение второй половины порога начали с галечной отмели у правого берега. Уходили от прижима правого берега в левую часть струи, пробивая мощные бочки в центре. После этого ушли в улово у левого берега. Просмотр и обнос заняли 1 час.

Линия движения представляется следующим образом: после разгонной шиверы нужно зайти в улово у левого берега, чтобы не попасть в первый прижим. Затем подняться вверх как можно дальше по противотоку, пересечь струю и уйти вправо от камней в центре реки, прижимаясь к правому берегу, что позволит избежать мощных бочек в центре реки. После этого уходить от второго прижима из-под правого берега поперек струи в улово левого берега.

23С порог (см. лист 7) – длина 300 м. Разведка обязательна. Начинается на крутом левом повороте. Перед порогом – небольшой подпорный участок. Основная струя идет вдоль правого берега, образуя несильный прижим. В левой части русла – полуобливный камни. В струе мощные валы высотой до 2,5 м. После прижима – стометровый прямой участок, после которого река круто поворачивает вправо, образуя прижим к левому берегу. После прижима – еще один прямой участок с мощными валами. У правого берега – улово. Разведка и страховка с правого берега и с воды из улова правого берега.

Порог проходили: на входе ближе к левому берегу, чтобы избежать навала на правый берег, а затем по основной струе, после чего чалились в улове правого берега. Просматривали по правому берегу.

Через 5 минут сплава после крутого правого поворота на правом берегу – поляна и хорошее место для стоянки. Чалка в большом улове правого берега.

27 июля.

Через 100 м после поляны порог 25С.

25С порог (см. лист 8). Расположен в небольшом скальном каньоне. В конце каньона – каменная гряда перегораживает реку. Перед грядой – сильный подпор, за которым мощный водопадный слив более метра высотой между двух больших камней. Разведка и страховка по правому берегу. Порог весьма фотогеничен.

Начиная от 25С, по правому берегу до самого конца ущелья идет тропа.

26С порог (см. лист 8) – 200 м. Ориентир – за правым поворотом остров, поросший лесом. Левая протока забита камнями. Проход по правой. Порог начинается у вершины острова. Струя идет у правого берега. В ней хаотично расположены валы и бочки. В конце острова – левый поворот реки, за которым ворота шириной 8 м, образованные двумя глыбами. Разведка и страховка с правого берега.

Порог проходили сходу, уходя на левом повороте в центр и затем в ворота в центре реки.

За порогом находится улово и подпор перед следующим порогом. На правом берегу – место удобное для стоянки.

27С порог (см. лист 8) – 200 м. Расположен за правым поворотом. В левой части русла стоит большой обломок скалы. В правой – хаотично разбросаны обливные и полуобливные камни с бочками, после которых струя наваливает на большой камень, лежащий ближе к правому берегу. Просмотр и страховка по правому берегу.

Порог проходили после предварительной разведки ближе к правому берегу, уходя затем влево, избегая навала на камень у правого берега.

28Л шивера (см. лист 8). На прямом участке за левым поворотом в струе вал, одиночные камни и небольшие бочки. От начала шиверы ущелье резко расширяется. На правом берегу вплоть до препятствия 33Т идет терраса. Впереди виден скальный створ Каргалинских ворот.

29Л шивера (см. лист 9). В русле – небольшой остров, поросший лесом. В конце левой протоки слабый прижим к левому берегу, а в правой – валы, на выходе – гряда камней с чистым центральным проходом. Проход справа.

30Л шивера (см. лист 9). С правого берега впадает ручей. В реке напротив устья ручья – одиночные камни. Центральная струя чистая.

31Л шивера (см. лист 9). Расположена на левом повороте. На входе камни справа, в левой части струи – слабые валы.

32Л шивера (см. лист 9). Сразу за левым поворотом – остров. Проход по правой протоке. За островом основная струя с валом идет по центру.

После прохождения вернулись к препятствию 29Л, где решили поставить лагерь (на террасе правого берега) и остаток дня потратить на разведку препятствий 33, 34, 35.

За препятствием 32 русло резко сужается, увеличивается скорость течения, скалы вплотную подходят к реке. Это начало каскада Каргалинские ворота. Справа русло перекрывает крупнокаменистая осыпь. Река уходит в узкий слив между осыпью и отвесной скалой левого берега. Перед осыпью у правого берега – большое улово и место для чалки.

Каскад Каргалинские ворота – длина 800 м. Включает в себя три порога. Вдоль всего каскада по правому берегу идет хорошая тропа. По ней можно просмотреть все пороги и обнести рюкзаки к выходу из каньона. Тропа идет в 80 м над рекой, но при необходимости спуститься к воде несложно.

28 июля

С вечера было решено сначала обнести рюкзаки к выходу из каньона (оставили аптечку и ремнабор). Это мероприятие заняло 2 часа. По тропе часто ходят рыбаки из пос. Каргалы, поэтому вещи лучше спрятать.

33Т порог (см. лист 10) – длина 400 м. Мощный трехступенчатый слив с несильным прижимом к левому берегу. После третьего слива – двухметровый вал с обратным гребнем. За ним струя наваливает на камень в центре реки. Проход с любой стороны. После камня 50 м чистого быстротока. У левого берега улово, из которого возможна страховка. С правого берега возможность страховки теоретически возможна, у левого берега – отвесная стена.

Проходили по центру, пробивая валы, после которых уходили влево от камня.

После 33Т есть возможность зачалиться к левому берегу как раз напротив первого слива 34ТТ. Напротив 34ТТ левый берег представляет собой крупновалуновую осыпь, поросшую деревьями. По этой осыпи можно просмотреть и при желании обнести порог 34ТТ. Здесь же можно организовать береговую страховку.

34ТТ (см. лист 10) – длина 300 м. Просмотр обязателен. Падение в пороге – 8 м. Начинается после 50 м быстротока посте 33Т. В пороге можно выделить четыре ступени.

  • Первая: прямой слив высотой 1,2 м. За сливом – мягкий пенный котел.
  • Вторая: через 20 м после первого слива струя наваливает на два камня в центре реки, между которыми косой слив шириной 4 м и высотой 2 м. Отбой от левого камня образует винт. За сливом – мощная бочка.
  • Третья: после второго слива струя раздваивается. Левая ее часть идет прямо и наваливает на россыпь больших камней в центре реки. Между камнями проходы шириной не более 2 м. В центре реки – замок, образованный тремя огромными глыбами. Другая, более мощная часть струи резко поворачивает вправо, образуя небольшой прижим к берегу, а затем влево, образуя трек. Уход от замка вправо осложнен камнями у правого берега. Это ключевое место порога.
  • Четвертая: прямой пологий слив через всю реку высотой около 1 м и шириной 5 м. Слив мощный, но чистый от камней. За сливом в центре – обратный вал, справа и слева – бочки. Перед входом в слив у правого берега – подводный зуб.

После долгого просмотра с обоих берегов решили порог обнести полностью, т. к. уход вправо после второго слива или вариант промежуточной чалки при такой скорости течения выглядел очень проблематично. Кроме того, в ключевых местах сложно поставить полноценную страховку.

Обнос 34ТТ производится сначала по осыпи левого берега, а затем по прибрежным скалам до улова за четвертым сливом. Обнос трудоемкий, два раза приходилось спускать суда на веревке.

При малой воде порог должен заметно упроститься, т. к. при уменьшении мощи воды препятствия становятся более предсказуемыми, и будет больше времени на маневры.

Прохождение 33Т, 35С, просмотр и обнос 34ТТ заняли 2,5 часа.

35С порог (см. лист 10). Образован скальными стенками и расположен сразу за предыдущим препятствием. В пороге мощные валы и несильный прижим к правому берегу.

После 35С каньон заканчивается, река входит в Каргалинскую котловину. Через 10 мин. сплава река делает большую правую петлю. На правом берегу – место для стоянки и заброшенный яблоневый сад. Место можно распознать по высоким пирамидальным тополям.

29 июля

Через 20 мин. сплава – мост через Лепсы в с. Каргалы. Село находится на правом берегу. В 500 м от моста – магазины и почта. В селе есть телефон.

КАРГАЛИНСКАЯ КОТЛОВИНА

До моста в с. Каргалы Лепсы течет одним руслом. После моста река начинает разбиваться на протоки. Основное русло идет слева, но угадывается плохо. Лучше сделать разведку. Берега здесь болотистые, поросшие кустарником, нависающим над рекой. Скорость течения достаточно высокая. Протоки узкие с резкими поворотами. Повороты плохо просматриваются. Очень много “расчесок” и завалов. Много поваленных деревьев и кустов в самом русле. Сплав по такой реке в высокую (и быструю) воду потенциально опасен, т. к. в ключевых местах практически нет уловов для экстренной чалки.

Через 1 час чистого ходового времени - на правом берегу с. Ленинка, напротив него на другой стороне долины – с. Петропавловка. В этом месте разлив реки максимальный.

Через 2,5 часа чистого ходового времени Лепсы входит в Черкасское ущелье. Перед ущельем встали на стоянку на правом берегу.

За день 4 раза делали проводку в обход завалов, 2 раза – переволоки и 1 раз спиливали “расческу”.

30 июля

ЧЕРКАССКОЕ УЩЕЛЬЕ

Его длина 8 км. Начало ущелья – скальный бом на левом берегу после правого поворота. Серьезных препятствий в ущелье нет, сложность не выше 3 к. с. Окружающие скалы весьма живописны.

Через 1 час 20 мин чистого ходового времени – выход из ущелья и плотина ГЭС (высота 12 м). Вода переливается через край плотины. Перед плотиной после правого поворота участок длиной 1 км с почти стоячей водой. На левом берегу видны сооружения ГЭС. По правому берегу вдоль всего плеса идет дорога. ВНИМАНИЕ! Линия отрыва плохо видна с воды. Обнос плотины по дороге правого берега. Длина обноса 300 м. Возле ГЭС – место отдыха местного населения.

После плотины – шивера и автомобильный мост. Под мостом – остатки арматуры и острые камни. От моста 6 км по дороге до пос. Новоантоновка, откуда можно уехать в Талды-Курган на рейсовом автобусе. Автобус ходит несколько раз в день.

Через 800 м на правом повороте еще одна (водозаборная) плотина. Ориентир – подпорный участок и забетонированные берега. ВНИМАНИЕ! Линия отрыва с катамарана не видна и начинается за 20 м ДО поворота, поэтому лучше сделать разведку. Обнос плотины по правому берегу. Его длина – 500 м. Место для погрузки за плотиной неудобное. Бетонный берег размыт и очень много торчащей арматуры.

Через 15 мин чистого ходового времени встали на стоянку на правом берегу.

31 июля

После Черкасского ущелья река течет сначала через выжженную степь, а затем входит в зону полупустыни. Долина широкая. Разбои, перекаты. Основное русло просматривается хорошо. Оно идет ближе к левому краю долины, но, по-видимому, картина каждый год меняется. Берега низкие, поросшие жухлой травой и редким кустарником. Встречаются заброшенные животноводческие фермы.

Через 20 мин чистого ходового времени - пос. Кульбай на правом берегу. Практически за ним на левом берегу – пос. Карабуге. Это последние поселки, где можно нанять машину.

Согласно существующим картам, после Кульбая река делится на две большие протоки. Левая носит название Марканчи. На берегу правой находится пос. Саратовка. В данный момент правая протока заболачивается, а основная масса воды уходит в левую. Разделения реки не видно из-за разбоев (может быть, сейчас его не существует вообще).

Через 50 мин чистого ходового времени на левом берегу - маленький поселок Курган. Здесь живет 10 семей. Постоянного сообщения с поселком нет. За поселком – разрушенная ферма.

Через 2 км после Кургана Лепсы собирается в одно русло и течет в заболоченных берегах, поросших высокой травой и деревьями. Скорость течения 4-5 км/ч. Русло очень извилисто, сплошные повороты и петли до 270 градусов. Постоянный темп движения держать невозможно. Ширина русла примерно 15 м. Определить свое местоположение на карте затруднительно. Какие-либо точные привязки отсутствуют.

Через 3 часа чистого ходового времени на левом берегу стоит дом. Летом здесь пасут коз и косят сено. Через 2 часа чистого ходового времени на правом берегу – еще один дом (ферма носит название 5 база), а через 1,5 часа чистого ходового времени – еще один (4 база). От ферм есть наезженные дороги в пос. Карабуге и Саратовку. Есть возможность нанять телегу, на которой довезут вещи. Другого транспорта здесь нет. От 5 базы до Саратовки – 20 км, от 4 базы – 30 км. Фермы с воды не видно. Их можно распознать по следам скота на берегу. Других обитаемых поселений мы не встретили. Поселок Тунусюк заброшен.

Места для стоянки здесь плохие. Очень много комаров, есть змеи.

1 – 5 августа

До пос. Максим Горький характер реки не меняется. Точное количество пройденных километров указать сложно, т. к. река сильно петляет. К 14.30 5-го августа подошли к пос. Максим Горький. Перед поселком в Лепсы впадает р. Баскан. В ее устье – водозаборная плотина, с которой почти вся вода разбирается на орошение. Сама Лепсы после поселка тоже разбирается на орошение и в Балхаш впадает небольшим ручейком. В поселке наняли машину до ст. Лепсы. Стоимость – 1000 тенге на группу. До станции – 45 мин. езды.

В пос. Лепсы есть небольшой вокзал с залом ожидания. Здесь останавливаются практически все поезда, идущие через Уш-Тобе. По словам подвозившего нас водителя, поселок достаточно неспокойный, по возможности здесь лучше не задерживаться и по ночам не гулять в одиночку. Уехать из пос. Лепсы вполне реально в любую сторону, т. к. на казахские поезда посадят и без билета.

Отдельного упоминания заслуживает посадка в поезд:

  • о его прибытии заранее не объявляется;
  • где будет находиться ваш вагон, диспетчер не знает, а перрон не освещается;
  • поезд стоит всего 1 мин, а желающих залезть в него очень много, причем в другие вагоны садиться нельзя, даже при наличии билета.

Поэтому сами следите за временем прибытия и будьте готовы пробежать с рюкзаком метров 100 по перрону наперегонки с другими пассажирами.

Р. ЛЕПСЫ, ДЖУНГАРСКИЙ АЛАТАУ | СОВЕТЫ ПО ЗАБРОСКЕ | ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна