НАШИ ПЛАНЫ

 
О НАС | НАШИ ЛЮДИ | НАШИ ПЛАНЫ | НАШИ ФАКТЫ | НАШИ ТРАДИЦИИ | НАШЕ ТВОРЧЕСТВО | ПЕРЛОВКА | НАШИ ШКОЛЫ | НАШИ КОНТАКТЫ


ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

У нас принято делить общественное снаряжение на общетуристское и специальное, а специальное по видам туризма - водное, лыжное, горное и пр.

ОБЩЕТУРИСТСКОЕ
  1. Палатка

    Для летних походов используется большое количество различных палаток. В первую очередь они бывают с тентом и без него. Палатки с тентом более комфортны, а по весу отличаются незначительно, так как палатка сделана из тонкой ткани, а современные палаточные тенты тоже лёгкие.

    Обязательным условием является непромокаемое дно и лучше из соответствующей ткани, а не пластика.

    Водостойкость тента особой роли не играет, важна лишь стабильность его размеров при перепадах температуры и влажности. Если размеры сильно колеблются, туго натянутый вечером тент утром на солнце обвиснет, а его касание с палаткой приведёт к попаданию конденсата с внутренней стороны тента в палатку. Для защиты от дождя важно, чтобы тент был хорошо натянут и не касался палатки.

    Многие старые палатки не имеют специального тента. Обычно на них набрасывают сверху кусок полиэтиленовой плёнки. При этом важно, чтобы плёнка закрывала всю палатку и свешивалась по всем краям. В случае дождя это хорошо помогает, но при его отсутствии за счёт конденсата палатка намокает и внутри чувствуется влажность. Другие недостатки куска полиэтилена – он легко рвется, и его хорошо уносит ветром.

    Ветроустойчивость палаток становится критичной на больших открытых пространствах. Лучше переносят ветер маленькие палатки обтекаемой формы, не имеющие зазора между тентом и землёй.

    Оптимальный размер палатки зависит от местности, где она используется, напряжённости маршрута, состава группы, вида туризма и многого другого.

    Маленькие палатки на 1-2 человек значительно удобнее, для их установки требуются небольшие площадки, и найти их проще. Но вес такой палатки в пересчёте на одного человека может составлять 1,5 кг и более, да и спать в таких палатках при низких температурах холоднее.

    Палатки на 4-5 человек используются чаще. Их вес на одного человека составляет около 1 кг. Палатки больших размеров применяются редко, в основном для зимних походов с использованием печки. Летом для них трудно подбирать ровные площадки, и они боятся ветров.

    Считается, что на одного человека в палатке требуется не менее 40 см ширины. Если места больше, это неплохо, но увеличивается вес общественного снаряжения, если меньше, люди в палатке начинают подминать боковые стенки, что может привести к разрыву палатки. Одноместные спальники тоже не способствуют уменьшению занимаемого места.

    Наличие в комплекте палатки стоек, дуг и колышков упрощает её установку, но ведёт к увеличению веса и снижению ремонтопригодности палатки. Сломаную дугу или стойку отремонтировать в походных условиях могут далеко не все, также как и поставить палатку без этих элементов. Современные палатки рассчитаны на использование каркаса в их комплекте, а это требует аккуратного обращения, особенно в дороге.

    Обычно на установку палатки два опытных туриста тратят около 10 минут. Ставить палатку одному значительно сложнее, а втроем и большим количеством людей нецелесообразно, так как не даёт существенного сокращения времени. Исключением здесь могут быть только плохие погодные условия (например, сильный ветер) или темнота.

  2. Котлы

    Для приготовления пищи в походных условиях обычно используют котлы из алюминия, нержавеющей стали или титана. Наиболее гигиеничными считаются котлы из нержавеющей стали. Алюминий и титан выделяют в пищу вредные вещества. Для групп в 20 и более человек используют эмалированные вёдра.

    Объём котлов на одного человека для приготовления первых и вторых блюд должен быть не менее 0,5 литра, а для третьих – 0,7. Количество котлов обычно 2 или 3 в зависимости от рациона питания.

    Наиболее удобная для приготовления пищи форма котлов – круглая. Их удобнее мыть, и в них значительно проще перемешивать пищу в процессе приготовления. Считается, что плоские котлы более удобны в транспортировке, но при определённых навыках и круглые хорошо укладываются в рюкзак. Важно, чтобы котлы входили друг в друга, тогда комплект занимает минимальное место.

    В вёдрах готовить неудобно, они узкие и глубокие. Промешать кашу в них трудно, и обычно она пригорает. Если необходимость в больших котлах возникает часто, лучше их купить и отказаться от вёдер, а, беря ведра, следует помнить об их особенностях.

    Для комплекта котлов необходимо иметь чехол для защиты остальных вещей от сажи. Закопчённые наружные поверхности котлов обычно не чистят, это трудоёмко и нецелесообразно.

    В котлах обычно хранится и поварешка. Она значительно облегчает процесс раздачи пищи. В комплект общественной посуды могут входить также сковорода и разделочная доска. Необходимость их присутствия определяется рационом питания. Иногда для удобства берут с собой моющее средство для посуды и мочалку.

  3. Костровые принадлежности

    К костровым принадлежностям обычно относят тросик и крючья, хотя сюда могут входить и таганок, и готовые стойки с перекладиной и многое другое.

    Тросик хорошо помогает в лесу, когда у костровища растут деревья, между которыми его можно натянуть. В водных походах костёр редко бывает между деревьев. Обычно его разводят либо на камнях (песке, глине) у воды, либо на полянах и лугах.

    На тросике крепят 3-4 небольших крюка для подвески котлов, а к концам тросика привязывают по 2-3 м крепкого шнура. Длина тросика обычно не превышает 120-150 см, он необходим только в потоке горячего воздуха над костром, остальное расстояние между деревьями покрывают за счет капронового шнура.

    Тросик необходимо хорошо натянуть, иначе все котлы будут съезжать в средину. Дополнительно к крюкам, закрепленным на тросике, удобно иметь съёмные крюки. Они полезны на костровой перекладине, как приспособления для снятия и подвешивания котлов на костре и для подвески котлов на костровом тросике в зонах, где нет стационарных крючьев (на капроновом шнуре).

    Чтобы тросик не мешал ходить вокруг костра, его подвешивают выше роста человека, а крючья весят на специальные поводки.

    Вместе с костровыми принадлежностями удобно хранить и костровую рукавицу.

  4. Топор

    Топор в походе необходим, в этом никто не сомневается, но топоры бывают очень разные и польза от них тоже очень разная.

    Основное назначение топора – заготовка дров, а остальных способов его применения так много, что и перечислять их нет смысла (от плотницких работ до открывания консервов и подрезания ногтей).

    Маленьким топором готовить дрова непроизводительно, если только нарубить веток, да и то не толстых. Рубить им сухие деревья и колоть чурки просто несерьёзно.

    Топор обязательно должен быть большим, острым и на длинной (60-80 см) ручке. Он не должен слетать с топорища во время работы. Удобно, если топорище обмотано яркой изолентой. Таким топором работать - просто удовольствие, и дрова заготовляются быстро, только успевай относить, но в неопытных руках это страшная вещь. Эффективность работы таким топором намного превосходит трудности в переноске и большой вес (1,5-2 кг).

    Если топор начал слетать с топорища, его необходимо расклинить. Если нет готовых металлических клиньев, их можно сделать из сухой древесины (желательно из берёзы). Чтобы клин не вылетал при работе, его можно зафиксировать, вкрутив между клином и топорищем несколько больших шурупов.

    Существует мнение, что топор, чтобы он не слетал, нужно намочить. Делать этого не стоит. Извлеченный из воды топор какое-то время действительно хорошо держится, но уже на следующий день он будет держаться еще хуже, чем перед замачиванием и последующие замачивания эффекта уже не дадут, а топорище будет испорчено. Топор наоборот надо всячески предохранять от сырости, а торец топорища лучше пропитать олифой или маслом.

    Для транспортировки топора хорошо иметь специальный чехол.

  5. Пила

    Пила нужна в основном для заготовки дров. В летних походах можно обходиться одним топором, но если идёт большая группа, пила может пригодиться.

    Чаще всего используется тросиковая пила. Она лёгкая, компактная, но пилить ей хорошо только что-то небольшое. При диаметре распиливаемых дров больше 10 см её использование становится затруднительным.

    Можно брать с собой большую ножовку. Ей пилить значительно легче, чем тросиковой пилой, но она должна быть большой, острой, с крупным зубом и хорошим разводом. Для переноски ножовки нужно предусмотреть чехол. Вес её составляет около килограмма.

    Однако для заготовки большого количества дров незаменима двуручная пила. Если она острая, хорошо разведена и находится в руках опытных пильщиков, нехватка дров вам не грозит. Перевозить двуручную пилу немного сложнее. Обычно её заматывают куском плотной ткани и закрепляют снаружи рюкзака. Её вес около 1,5-2 кг в зависимости от модернизации.

    Ещё удобнее брать с собой мотопилу. С её помощью любые количества дров заготовляются легко и просто. Вес небольшой импортной пилы составляет около 4 кг. Для нее требуется примерно 200 г бензина и масла на один раз.

  6. Тент

    Незаменимая вещь в дождливую погоду. Необходимый размер тента можно примерно просчитать, из учета того, что на одного человека желательно иметь 1,5-2 кв. метра. Выбирая тент, следует помнить, что чем он больше, тем труднее его устанавливать.

    Тенты очень боятся ветра. При большой площади тента даже ветер средней силы его обрывает и уносит. Поэтому тенты больше чем 3х4 метра лучше не использовать, а при установке выбирать защищённые от ветра места и хорошо растягивать. Кроме того, тент надо обязательно устанавливать под наклоном - для стекания дождевой воды.

    Материал тента принципиальной роли не играет. Основные требования – тент должен иметь прочные люверсы или петли для растяжки и быть максимально лёгким. Обычно тент размером 3х4 метра весит меньше 1 кг.

  7. Походный ремнабор

    В любом походе может возникнуть необходимость ремонта одежды, обуви, палатки, судна и других вещей. Ремонт, даже мелкий, невозможно выполнить без инструмента и материалов. Чем длительнее, сложнее поход, тем больше внимания необходимо уделять ремнабору. Обычно в группе выбирается специальный человек – ремонтник, в обязанности которого входит собрать ремнабор, носить его в походе и следить за его состоянием, выполнять наиболее ответственные ремонты личного и общественного снаряжения.

    У нас принято различать личный, общий и судовой ремнаборы. Небольшой ремнабор (личный) должен иметь каждый участник. Его назначение – ремонт одежды. Обычно это иголки, нитки, пуговицы, бельевая резинка. Ассортимент общего ремнабора значительно шире.

    1. Плоскогубцы
    2. Отвертки плоская и крестовая
    3. Шило
    4. Напильник трёхгранный – заточка пилы и другие работ по металлу
    5. Брусок – заточка ножей
    6. Клей «Момент»
    7. Скотч широкий
    8. Изолента
    9. Капроновая и киперная ленты
    10. Куски проволоки (разной)
    11. Капроновый шнур диаметром 3 мм
    12. Куски ткани – ремонт верхней одежды и палатки
    13. Нитки
    14. Иголки (разные), напёрсток
    15. Шурупы и гвозди (разные)
    16. Кусок сухой берёзы – изготовление клиньев для топора

    Для лыжного похода дополнительно

    1. Эпоксидный клей для склейки лыж (возможно только при условии палатки с отоплением или в отапливаемом помещении)
    2. Носок и накладки из металла для ремонта лыж.

    Судовой ремнабор предназначен для заклейки судов в водном походе. Обычно он упаковывается отдельно от общего и на судне хранится в легкодоступном месте.

    1. Резиновый клей (не менее 100 г)
    2. Бензин-растворитель
    3. Наждачная бумага
    4. Прорезиненная ткань
    5. Ножницы
    6. Свечка для просушки места склейки в сырую погоду
    7. Большая иголка и капроновая нить для зашивки чехлов катамарана.

    В длительном и сложном походе вес общего ремнабора может составлять более 2 кг, а количество резинового клея – до 0,5 литра на судно.

СПЕЦИАЛЬНОЕ

ВОДНОЕ

  1. Суда

    Обычно в походах используются четыре основных типа судов: байдарки, надувные лодки, катамараны и плоты. Каждый тип судна имеет свои особенности и область применения.

    • Байдарка

      По размерам байдарки бывают одно-, двух- и трёхместные, по конструкции – каркасно-надувные и обычные (каркасные). Длина байдарки от 4 до 6 метров, вес от 16 до 30 кг.

      Главное достоинство байдарки – хорошая скорость на воде (до 6-8 км/час).

      Основные недостатки – большой вес на одного члена экипажа (10-15 кг) и повышенная сложность управления на спортивной воде.

      Преимущественная область применения – маршруты 1-2 к.с.

    • Надувные лодки

      По размерам, виду и весу надувные лодки имеют очень большой диапазон - от одноместных до 12-местных и более. Вес самой маленькой около 8 кг, а вес большой может доходить до 50 кг и более. Средний вес на одного члена экипажа - от 5 до 8 кг.

      К достоинствам этого класса судов следует отнести сравнительную простоту их подготовки к использованию и обратной упаковки, малую осадку и маневренность.

      Недостатки надувных лодок не так сильно бросаются в глаза. Это низкая скорость движения на вёслах (2-3 км/час), незащищённость от волны (если нет специального фартука) и опасность разрыва дна на камнях и корягах.

      Применяются эти суда очень широко, но для спортивного сплава 4 и выше к. с. они подходят плохо. Основная масса надувных лодок – двухместные, и используются они на спокойной воде. Хотя всё шире входит в моду рафтинг – сплав на больших надувных лодках по бурным рекам. Как спортивные суда, надувные лодки - пройденный этап, однако сплав по бурным, но не сложным технически участкам доставляет новичкам массу впечатлений, что и используется в коммерческих целях.

    • Катамараны

      Сейчас это наиболее распространённое судно для спортивного сплава. Их используют на любой воде, от совершено спокойной до спортивной, 6 к. с.

      Конструктивно катамараны сильно отличаются друг от друга.

    • Плоты

      Существует два вида плотов: деревянные и надувные. На деревянных плотах сейчас ходят редко. Их золотое время – шестидесятые годы двадцатого века. Их бесспорное достоинство – изготовление из подручных материалов, но недостатков у них много.

      Надувные плоты – наиболее мощное судно из всех существующих. На них пройдены самые сложные реки, но на воде ниже 5 к. с. на них скучно.

О НАС | НАШИ ЛЮДИ | НАШИ ПЛАНЫ | НАШИ ФАКТЫ | НАШИ ТРАДИЦИИ | НАШЕ ТВОРЧЕСТВО | ПЕРЛОВКА | НАШИ ШКОЛЫ | НАШИ КОНТАКТЫ
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: April 14 2017 12:13:42
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна