МАНЬ-ПУПУ-НЁР, АВГУСТ 2009

 
ФОТО   Участники
Просмотров: 11808  |  размещен 15.09.2009 


НАС КОМАНДОР В УРАЛ ВЕДЕТ

дневник похода: Мань-Пупу-Нёр, август 2009

Предисловие
Уже и не помню, когда «заболел» идеей сходить на Мань-Пупу-Нер.

Давно, в одном красочном журнале, увидел фотографии этого места. Служил я тогда в ЗабВо («забудь вернуться обратно»), потом перевелся в Красноярск, потом Украина, перевод в Пермь, потом первая Чеченская, вторая, Дагестан, Осетия с Абхазией… Все как-то было мне не с руки, не «в ту сторону».

Хотя, за двадцать лет проживания в Пермском крае, удалось побывать во многих местах, по многим рекам сплавиться. Начал собирать карты и описания маршрута. Тогда же впервые узнал про группу Дятлова.

И вот вроде все срастается – отправление запланировано на 2 сентября.

Но обо всем по порядку.

Teron вам в помощь.
На этом пермском сайте собирается много интересного народа. Высказываться можно по любой теме. Слава тебе Г, все под никнеймами, хотя многие известны и по фейсу.

У каждого свои «тараканы в голове», которых и тащат на всеобщее обозрение. Начиная от строительства бани на участке до размеров вашего или соседского (прошу прощения перед культурной публикой) мужского «достоинства». Короче, у кого чего болит… Было бы с кем и о чем поговорить.

Так вот. Сей ресурс, Терон, я начал использовать года четыре назад, для подбора групп на сплавы по уральским рекам. Никто никого не знал, все откликались с удовольствием и воодушевлением. Тем и интереснее был момент притирания человека в новом коллективе, в новой обстановке. Эффект оказался сногсшибательным – все мы дружим, ходим в походы, ездим на фестивали, помогаем друг другу советами, снарягой. Прошли Чусовую и Косьву, Сылву и Усьву, скатались в Каменный город и в Качканар, в Чердынь, Пермь-36. Много чего сделано.

И вот, видимо, назрел момент сходить к мансийским болванам. Первая, неудачная, попытка была предпринята в мае –июне этого года, после несостоявшейся поездки на Кавказ в Приэльбрусье. Но не срослось – кто-то укатил к морю, кого-то затянуло на Алтай, кто-то «погибал» на любимых грядках родной дачи.

Совершенно случайно увидел просьбу неизвестных мне ребят, поделиться контактами перевозчиков «дикого» турья в Ивделе. Скинул явки, пароли, карты маршрута. Оказалось, что у них есть место в команде. Я «забросил» удочку, и понеслось.

Предстартовый зуд или «шило» в одном месте. Кто хоть раз собирался в поход, знает это состояние - ожидание дня «Ч». Особенно это знакомо туристам-водникам, которые начинают обсуждать планы открытия сезона еще в февральские морозы. И хватают свои катамараны, байдарки, рюкзаки сразу же за ледоходом (а некоторые и раньше) и, как ударенные веслом по голове, метутся на реки в конце апреля - не дай Боже, пропустить большую воду!

Рюкзак и все его содержимое спокойно стоит себе на лоджии и даже не подозревает, что им предстоит проехаться на моей спине 120 км в одну сторону по тайге, лесотундре, по курумнику и болотам, через перевал Дятлова, чтобы встретить всего один(!) рассвет на Мань-Пупу-Нере. А потом таким же путем, 120 верст, тащиться обратно в цивилизацию.

Ребята составили меню-раскладку, список снаряжения. Сделали созвон с перевозчиком, калькуляцию расходов на поход. Как говорил один политический деятель: «Процесс пошел».

В начале семидесятых прошлого века (звучит-то как!), мы пацанва ПТУшная, ходили в походы по местам боевой и трудовой славы по Карпатам, Волынским и Пинским лесам. Снаряги не было никакой. Палатки-брезентухи, абалаковкие рюкзаки, ватные одеяла и кирзовые солдатские сапоги. Коврики делали из брусочков пенопласта, сшивали их бельевой веревкой, вместо котла - эмалированное ведро. Кто имел ботинки Вибрам за 15-20 рублей, считался «крутым» туристом. У моего друга был овчинный спальник (его отец работал в геопартии на Магадане) весом около 10 кг, и все место в рюкзаке занимал он, не оставляя ни см для еды, свитера и запасных штанов. О, времена были . Вспоминать страшно, но ведь ходили. И много ходили, позже в горы вылазки делали.

А сейчас в магазинах турснаряжения все, что душе угодно – были бы шуршунчики в кармане. Начиная от газовых баллонов и заканчивая креслом-качалкой и раскладушкой. Только вот, как это все изобилие и завоевание цивилизации затащить на своем горбу в Тмутаракань – вопрос риторический. Да и надо ли волочь всю эту шелуху…

Были сборы недолги…
Брехня полная. Не верьте этим лозунгам – вам просто фуфайку в ухо заталкивают! Это на ПВД сборы не долги. Взял сумку, накидал бичпакетов, мяса-водки, сигарет. Палатку, костровое - в багажник машины. И Алга на природу, пугать птичек воплями под гитару у костра.

На солидный поход надо время, деньги и еще раз деньги и время. Поэтому, оглядев свое туристическое хозяйство, побрел в магазины докупать недостающее. На 14 дней были закуплены 4 по 450 гр и 4 по 250 гр газовых баллона, пропитка от дождя для одежды и обуви, «космическое» одеяло (перкалька или серебрянка – ее раньше выносили с оборонных предприятий и сами шили штурмовые палатки), обновлена аптечка.

На пожрать, сделаны «нисчаки» - полтора кг соленого сала пропущено через мясорубку со специями, лимоны с сахаром постигла та же участь. Все это упаковано в пластиковые бутылки. Супы, кашки, бульон и картофельное пюре в пакетах, армейские галеты, сгущенка, конфетки-бараночки, мука для оладьев, тушенка, рыбные консервы. Плюс одежка и обувь по сезону. По минимуму вышло по 27-30 кг на брата, с учетом палаток, спальников, котелков и прочей трихомудии.

Увидев такое, ребята решили обкатать на себе все прелести походной жизни. Дело в том, что весь их опыт – это сплавы по типу «колесами в воду» и авто-путешествие в Монгол-Гоби. Снарягу на горбу не таскали, поэтому смело заявили – каждый волочет рюкзак по 40 кг!!! Герокаклы! Пешка у них первая и сразу тяжелая.

Я предложил им, с их рюкзачками, прогуляться по черняевскому лесу и по пути выбрасывать лишнее.

Вот скромная переписка того с чем они столкнулись на безобидной прогулке: «Сходили мы на пробный поход с полной выкладкой. Рюкзак у меня был 25 кг, у Вовы то же, Лёха Сунцов ограничился 15 кг. Прошли за 4.5 ходовых часа 19 км, плюс остановок на час 15 минут. Идти реально. Больше рюкзаки грузить не надо. В необходимости двух трекинговых палок не уверен, хватает одной.

ХБ поддёвка (футболка и трико) не работает, я пришёл весь сырой, нужно термобельё с отводом воды.

Берцы Лёхины показали себя плохо, вымокли напрочь. Трекинговые ботинки показали себя отлично. Только опять же, одевать их надо на термоноски. Я одел на простые, они вымокли от пота.

Главная проблема с которой сейчас лежу, левое колено - сустав перегрузил, похоже. Жду, как отойдёт, промазал кетоналом, надо с собой взять обезболивающие мази.

Вот такие мысли.

Да пончо нормальные на рюкзак налазят, но чехол на рюкзак купить обязательно, так как активно потеешь изнутри, иногда пончо одевать не надо, а чехол на рюкзак надо. Еще сделал вывод, что очки брать не буду.

Меня беспокоит мой коленный сустав только. В остальном, как сказала моя жена, с опытом двух недель на Камчатке, с четвертого дня организм привыкает к рюкзаку. Надеюсь, коленка к утру отойдёт».

До часа «Ч» остается 6 суток.
2 сентября. День первый.
В пятницу рано утром выметаюсь из дома. Утро туманное, моросит дождик. Город пустой, машин нет - всего пять часов утра. На Перми-2 менты косо смотрят на мой рюкзак военного образца и старого придурка, одетого в Горку-3 и трекинговые ботинки, с лыжными (трекинговыми) палками на рюкзаке...

Без проблем сажусь в скоростную электричку до Ёбурга. Через шесть часов пути и пяти часов ожидания на вокзале Свердловска, пересаживаюсь в поезд Ёбург-Приобье. В поезде вагоны на любой вкус - от купе до общего, с сидячими местами, с мягкими креслами. В основном едут в этом вагоне торговцы-мешочники, работяги-вахтовики, студенты, заготовщики ягод и охотники. Да еще туристы. Дешево и сердито. По цене чуть более 700 целковых.

Стоянка в Серове более 50 минут. За окном дождь. Сходил, поел пельменей. Перекурил, на перроне скульптурная группа – лыжник и лыжница времен 40-50 годов. Может это дятловцы?

Едем дальше…

3 сентября
В Ивделе мелкий, моросящий дождь. Выгружаюсь один, да с соседнего вагона два молодых человека с небольшими рюкзачками и сумками с ноутбуками. Вот и все гости города Ивдель. На вокзале ни души… В помещении холодно и сыро. Меня вроде как должны встречать. Ставлю рюкзак, выхожу покурить. Из машины на привокзальной площади вылазит Леша-маленький. Из четверых попутчиков – трое Алексеев: маленький, большой и основной. И Володя Власов. Со мной - пять пермских идиётов, которые собрались «сбегать» на Пупы… Здороваемся. Народ спит в теплом салоне после шестисот км перегона. Бортовой Урал до Ауспии заказан на девять утра.

Чуть рассвело, машина срывается с места и уезжает в неизвестном направлении. Через полчаса подруливает Урал-борт, водила помогает мне забраться в кузов, мы едем к ивдельским спасателям. Там на автостоянке ждут машину «наши» и еще двое (парень и девушка) из Магнитогорска. Грузимся и в путь. Магнитогорцы, Артем и Аня 23-25 лет от роду, приехали в Ивдель на старенькой Ниве. Собрались сходить на Пупы за десять дней, экипированы вроде нормально. Это их первый большой поход на длительное расстояние. По их рассказам, ходят быстро, поэтому пойдут отдельно от нас.

Первое приключение ожидало нас на лесной грейдерной дороге. Объезжая очередную колдобину перед закрытым поворотом, наш Урал выезжает на встречку. И в этот момент из-за поворота, на приличной скорости вылетает Шевроле-Нива. Мы даже удара не почувствовали – так, что-то тюкнуло. Скрежет тормозов и отборный мат… «Ты чё, совсем охренел, дороги не видишь???». У Шнивы весь правый бок смят, стекла повылетали, стойку повело, двери и крыло порваны. Еще бы - у нас вместо переднего бампера стальной П-образный швеллер. Его от удара погнуло…

Если б на переднем сиденье кто-нибудь сидел, его судьбу я затрудняюсь предсказать. Выходим осматривать место ДТП. Мистика какая-то , 60 верст от города, тайга, ни души – и надо тебе встретились две машины на безлюдной дороге.

Дорога оказывается не такая и безлюдная – как из рога изобилия, из-за поворота вылетают несколько легковушек, квадроцикл, Газ-66, УАЗик. Мы мрачно шутим, что движение как на Компросе, типо - скоро пробки будут. Водилы, наш и Шнивы, уходят по дороге «ловить» сеть и звонить в ГАИ. Это в одну сторону километра 3-4. Чувствуем, что зависли мы в тайге минимум на четыре-пять часов.

Ставим в кузове газовую горелку - готовим чай, перекус. Водила Шнивы пермский, номера наши. Через полтора часа приезжают гайцы, начинают мерить, рисовать, составлять протокол. Кто виноват в ДТП, покажет разбор «полетов» в ГАИ, но по слухам с «земли» (мы сидим в кузове тихо, как мыши за плинтусом), водила пермской легковушки «подшофе». Вчера они отмечали охоту-рыбалку, а куда его понесло сегодня, одному Богу известно. Приезжают его друзья-компаньоны на подъемном кране. Ходят вокруг Шнивы, крутят головами, прикидывают, во сколько влетит ремонт. Или дешевле купить новую?

Задержка составляет порядка четырех часов. Когда все формальности закончены, трогаемся дальше. Мелкий дождь мочит рюкзаки в кузове. Накрываем их найденным полиэтиленом.

По пути сгоревший прошлым летом поселок Вижай. Вроде как всем обещали жилье в Ивделе, денежные компенсации по потере имущества. Но в Инете полно материалов, говорящих про обратное. На дороге стоит трейлер с пермскими номерами. Разруха полная…

Подъезжаем к первой водной преграде – река Вижай. На берегу ПВХ-лодка и рыбак, стегающий воду спиннингом. Интересуюсь уловом – говорит, по нулям, погода дрянь, рыба не берет. Спрашивает - куда идем? На Пупы? Он был в тех краях неделю назад, поднимался на машине до Лозьвы, был на горе Халатчахль (1096,7 м), рядом с перевалом Дятлова. Там уже шел снег (!).Такое известие радует до истерического хохота. Этого нам еще не хватало!!! Обсуждаем новость в кузове, переправляясь через реку по «секретному» фарватеру. Шаг вправо - шаг влево и угодишь в хорошую яму, из которой долго выкарабкиваться.

Форсируем без приключений. Нас обгоняет Урал-кунг с московскими номерами. За нами, по нашему же следу пробует переправиться Уаз-буханка.

Заезжаем в Ушму, к мансийской семье. Наш водитель, Петр Гаданьшин, должен передать им два мешка картошки. По программе помощи народам Севера им выстроили дама, начисляют неплохую пенсию, провели телефонную связь (кажется, через космос), отгрейдеровали дорогу для подъезда скорой и ментовозки... Вася, хозяин этой фактории, в подпитии. Увидев новые лица и оценив нашу экипировку, начинает приставать к ребятам: «Я тебе куртку поносить дал, а ты неделю в ней ходишь! Снимай! Или наливай и носи дальше». Такая же песня про трекинговые ботинки, сигареты, зажигалку.

Они, манси, раньше хозяйство держали, рыбу ловили, охотились, грибы-ягоды заготавливали. Сейчас только пьют с приезжими рыбаками-охотниками. Халява плиззз!!!

Около дома стоит разобранный трехколесный вездеход на пневмоходу. Гаданьшин продал (или обменял) пару лет назад его Васе. Хорошая вещь гонять по болотам. Только вот, у Васи-манси полный технический кретинизм, разобрать переднее колесо разобрал, а собрать, видимо, тяму не хватает…

Мужики договорились со старухой-манси, и пошли звонить по телефону. Вася ходит, пристает к ребятам.

Еще полчаса и трогаемся дальше.

р. Ауспия - первая стоянка.
После форсирования еще двух водных преград, подъезжаем к стоянке рыбаков на Ауспии. Выгружаемся, узнаем обстановку, рюкзаки на плечи - и в дождь. С неба сыпет мелким бисером, дорога вроде нормальная. Магнитогорцы хватают свои рюкзаки, машут нам на прощание и со старта рвут как на 500 (...он на десять тыщ рванул, как на 500. И спекся…). Они сегодня собрались засветло добежать до Ложки. Это приличное расстояние, а светлого времени осталось мало. Мы планируем первую ночевку сделать в кедровнике. Вперед! Нас ждут великие дела!!! Всего-то 15 дней пути и 110 км в одну сторону. С рюкзаками под 30 кг за спиной и при непрекращающемся дожде.

Первые км дороги с нагруженными рюкзаками даются трудно. Дорога хорошая, отсыпанный грейдер. Постепенно она переходит в лесную, потом просто в две колеи, а потом начинается тропа. В лужах и в грязи отчетливо читаются следы резиновых сапог Анны и Артема. Рядом отпечатки босых ног. Ба, да это медведь. Вернее медведица с медвежонком. Когти см по 10-12… Они идут следом за ребятами!

Заходим в лес. И так мокрые, а тут полно луж, маленьких болотцев. Шлепаем по лужам, не особенно утруждая себя в выборе дороги. Трекинговые палки – хорошая штука. Они не раз помогали перепрыгнуть ручей или большую лужу, не давали поскользнуться и упасть. На палках мы потом ставили тент.

С кустов вся влага – это наше, это святое. За два часа добираемся до стоянки в кедровнике, есть место для двух палаток, старое костровище. Быстро натягиваем тент, на газе ставим котелок для чая, сооружаем костер. Ставим палатки. Готовим ужин, сушимся. Первый завтрако-обедо-ужин в лесу. Первая ночь. В чай добавили грамм 80 коньяку и лимон, протертый с сахаром. Счавкали поливитамины, гематоген и аскорбинку. Вроде жить можно.

Ночью дождь поливал как из ведра. Да еще где-то молнии сверкали. Что сушились - что не сушились – один хрен. Все влажное.

Проснулись в 08-00. полежали, послушали дождь. Собираемся и попутно готовим завтрак. Выход запланировали на 10-00. на тропу встали в 11-15, сегодня надо сделать максимум. Идем вдоль реки, тропа хорошая, набитая. Видно, что много народа тут шатается – рыбаки, шишкобои, туристы. Попалось несколько стоянок – мусора не видно, на одной заготовлены дрова и накрыты полиэтиленом. Выходим на ручей, форсируем по бревнам. Стоянка Термос. Места хватит на четыре палатки. Дрова в кучу. Стоит указатель 9км-10 км. Так понимаем, что 9 км до брода через Ауспию, 10 км до Ложки. Передохнули и дальше вдоль реки. К 18-40 приходим к стоянке Ложка. Ставим палатки, натягиваем тент, готовим чай, ужин. Разводим костер, сушимся. Когда идешь – тепло, даже жарко. Стоит остановиться, начинаешь остывать. Моя пуховая безрукавка от Sivera промокла насквозь. Пух в такую погоду – это моя ошибка. Пробую высушить над костром.

На ноги надеваем полиэтиленовые пакеты, обматываем скотчем. Только так можно передвигаться на стоянке. Под плащами-пончо влажно. Главное - не простыть.

Дождь не прекращается.

Ходового времени около восьми часов. За день пройдено 15 км.

4 сентября
День третий. Ложка - перевал Дятлова – северный склон г. Холатчахль – водораздел – ур. Поритайтсори.

Проснулись в 08-00, слушаем дождь и храп их соседней палатки. Вылазить на свет Божий желания нет. Но надо. Выход намечен на 10-00. Выколупываем себя из теплых спальников, одеваем влажную одежду (которая через полчаса становится мокрой). Готовим завтрак на газе (все дрова, заготовленные вечером, промокли. Их просто забыли накрыть). Из тумана вырисовывается гора. Но нена долго. Нам туда. Собираемся, пакуемся. Предлагаю сделать первую закладку продуктов, не получив одобрения и внятного ответа, собираем рюкзаки. Выходим с опозданием на 15 мин. Тропа поворачивает вверх, начинаем подъем. Набор высоты небольшой и не очень круто. Но нам, равнинным людям с мокрыми рюкзаками за плечами, он дается тяжело. Растительность резко меняется – лес остается внизу, начинается курумник с карликовыми ивами, мох и море ягоды. Падаем в мох лицами, скидываем рюкзаки и едим бруснику, чернику, морошку. Я набираю половину литровой бутылки брусники про запас. Говорю мужикам, что слышу работу авто-двигателей и голоса. Мне говорят, что это глюки. Потом Володя Власов услышал, потом уже все. Туман плотный, видимость 20-30 метров.

Напяливаем рюкзаки и снова вверх. Из тумана вырисовывается останец с каким-то тригопунктом наверху. Справа еще останцы. Выдираемся наверх – это перевал Дятлова. Вот табличка. Снимаем шапки, молчим. Из тумана вылетают два квадра. Останавливаются. Ребята подходят к нам, здороваются:
- Вы откуда?
- Из Перми.
- Мы тоже, нас тут большая команда…
- Да, мы слышали, что вас тут катается десять квадров.
- Пешком, от Ауспии? Уважуха… давно идете?
- Третий день…
- А что с палками? Лыжники?

Подлетают еще два квадра. Потом еще, еще, еще… Все подходят к нам и, увидев трекинговые палки, задают первый вопрос про лыжи. «А чё с палками? Вы из Перми? Уважаем! Пермь рулит!!!»

Хохот на перевале стоит неимоверный. Фотографируемся, прощаемся. Квадры уходят колонной в туман. Мы напяливаем рюкзаки и в путь… Идем без потери, высоты по курумнику и кустам, по правой стороне. На камнях делаем остановку, готовим супчик на газе. Ставим ветрозащитный экран (весит всего 200 гр, стоит в турмагазинах 250-300 руб). Сало с перцем и чесноком + горчица идут «на-ура»!

В чай по 20 грамм коньяку и лимон с сахаром. По две таблетки аскорбинки и гематогешка.

Опять идем без потери высоты (очередная ошибка) по редколесью, камням. Курс – на север. Нахожу первый олений рог. Посмеялись, попримеряли и дальше в путь. Задолбавшись прыгать по камням, решаем уйти вверх на водораздел. И опять сваливаемся на высоту 860 м. Идем по кустам. Мокрые, злые уставшие. Леша-основной, кажется, начинает сдавать. Прихрамывает на колено. Володя Власов берет навигатор в свои руки и ведет нас правильным курсом. Кидаю в рот пару карамелек Дюшес и включаю третью скорость. В конце концов выходим на плато Поритайтсори. Идем вдоль ручья. Находим место для лагеря. Быстро ставим палатки, организуем ужин. Вымотались за переход донельзя. Туман плотный, видно как он просто обтекает человека. Забираемся в спальники. Начинает колотить, кажется, заболеваю. Достаю из заначки спасательное одеяло (с одной стороны серебристое, с другой золотистое) и настойку элеутерококка, капаю 20 капель к кружку, разбавляю водой и выпиваю. Ночью дождь.

5 сентября
День четвертый. Ур. Поритайтсори.

Утром проснулись в 08-00 – дождя нет. Вылазить из теплого спальника в лом. Но организм берет свое, надо до «ветру». Выглянули из палатки, туман сплошняком, видимость еще уменьшилась, что-то около 20 метров. Решаем, что делать дальше.

«Совет вождей» решает сегодня устроить день отдыха, отоспаться и подождать погоды. Может ветром разгонит туман. Готовим завтрако-обед в предбаннике нашей палатки. Собираемся у нас, и Леша–основной достает скачанные в Инете отчеты про походы на Пупы. Читает вслух. Про поход супругов-пенсионеров в августе месяце. Они шли пешку со сплавом по Лозьве (катамаран тащили с собой, забрасывали в укромное место), потом вдвоем шли на Пупы. Внимательно слушаем.

«Август (самое начало). Вышли на гору Отортен. Ветер валит с ног, порвал две растяжки на палатке, чуть не унес верхний тент. Снег срывается периодически, замерзли как цуцики, но пошли дальше. На весь поход затратили более 20 дней. Встречались с медведями». Короче, перспектива еще та… Решаем сегодня устроить отсыпной день, а завтра ребята идут в радиалку на Отортен. Потом снимаемся с маршрута и домой.

Леша-большой и Володя ставят тент на трекинговые палки. Пробуем развести костер. Полная неудача. Елки сырые, гореть даже с газом не хотят. Бросаем эту затею. Готовим на двух горелках. Чечевица с хреном и кетчупом, колбаса, галеты с горчицей. Опять чай с коньяком, лимон с сахаром, гематоген и витамины. Спим.

Все сырое, пахнет сыростью и плесенью. Снимаю носки, выжимаю. Кладу на живот сушиться. На ноги смотреть страшно – все сморщенные от воды. Одеваю более менее сухие носки (запасные) обматываю полиэтиленовым пакетом по образцу и подобию портянки. Закрепляю всю эту конструкцию скотчем. В спальник и спать. Принимаю 20 капель элеутерококка. Ночью мелкий дождь.

6 сентября
День пятый. Ур. Поритайтсори.

Утром завтрак. Сборы. Выход намечен на 11-00. С собой ребята берут воду, перекус, баллон с газом, горелку, навигатор. Договариваемся, что я их жду к 19-30, если не прийдут - в 21-00 я зажигаю фальшфайер, дальше жду их еще два дня, до субботы, на месте и ухожу через перевал, к людям - за МЧСовцами, а лагерь не сворачиваю, бросаю как есть.

Ребята уходят на Отортен (в переводе с манси – не ходи туда), через 20-30 метров просто пропадают в тумане. Шагов не слышно. В воздухе 100% влажность, туман плотный, как вата.

Снимаю с себя все, включая х/б трусы (еще одна ошибка – не одевай х/б трусы и майку под термобельё). Забираюсь в спальник. Выжимаю термобелье, одеваю на голое тело. Колотит мелкая дрожь. Готовлю себе чай с настойкой элеутерококка и 25 грамм коньяку. Вроде начинаю согреваться и засыпать.

Заснуть не удается, слышно, как кто-то ходит вокруг лагеря. Достаю кизляровский нож и фальшфейер. Выползаю из палатки. Туман, ничего не видно. В воздухе водяная взвесь… Опять в спасительное тепло спальника. Удается согреться и уснуть. Сны какие-то обрывчатые, один страшнее другого. Проснулся, приготовил суп из пакета, похлебал, выпил чаю. Опять спать. Даже курить неохота.

В 17-20 вылажу из палатки. Из тумана выплывают четыре фигуры. Вымокли и устали как черти. Быстро ставим котелки под чай. Готовим ужин. Пройдено 20 км, на Отортене ветер, видимости ноль. Шли только по навигатору. Чтобы не замерзнуть от пронизывающего ветра, прятались за останцами. От дождя и тумана фотоаппарат отказался работать. Назад дошли довольно быстро.

Поужинав, обговариваем план на завтра – свернуть лагерь, выйти в 10-45-11-00, дойти до перевала Дятлова, спуститься вниз и уйти как можно дальше. Ориентир - стоянка Нож. Стоянка с термосом - максимум. Леша перетягивает колени эластичными бинтами. Напрыгался на Отортене.

7 сентября
День шестой. Ур. Поритайтсори - перевал Дятлова - стоянка Нож.

Утром туман, дождя нет. Быстро напяливаем сырое обмундирование, готовим завтрак, чай. Съедаем последнюю палку п/к колбасы, последнюю шоколадку.

На сегодня расход газа оказывается большой – в дело пошел третий 450 гр баллон.

Собираемся, рюкзаки отсырели. Все имеет стойкий запах сырости. Вещи, упакованные в целлофановые мешки влажные. Носки на животе высохли. Оставляю их там же, и начинаем сборы. Быстро свернулись, собрались. Осмотрели стоянку, прибрали за собой мусор. Сжечь не удалось, сложили в печку-костровище из камней, которое соорудили накануне. Выходим в 11-00.

Володя взял руководство в свои руки и по навигатору выводит нас в тумане на водораздел. По верху, оказывается, идет довольно накатанная квадрациклами дорога. Идем быстро. Опять ошибаемся и сильно забираем вправо. Прыгаем по курумнику и кустам. Снова выходим на дорогу. В тумане видны каменные туры. Халатчахль остается в стороне. На дороге лежит ковбойская шляпа из сети магазинов Экспедиция. Видимо кто-то из квадрациклистов потерял (оторвана резинка, которая под подбородком идет). Напяливаю шляпу на свою флисовую шапочку и решаю донести ее (шляпу) до перевала Дятлова. Там вдали слышен гул моторов, и в тумане еле-еле пробиваются фары двух квадров. Они уходят вниз по дороге, чтоб забраться на гору, на которой мы стоим. Мы идем прямо и довольно быстро доходим до останца с памятной стелой. У перевала нет никого. Останавливаемся, прилаживаю шляпу на каменный тур. Находим «заветное ведро» из-под чупа-чупсов. Там записи прошедших маршрут (перевал) в основном внедорожников с сайта (www.never4x4), делаем свою запись. В банке пара патронов, еще какая-то мелочевка. Я на прощание зажигаю фальшфейер. И быстро скатываемся вниз. Гора, пропитанная водой, как губка, отдает влагу ручьями – тропа больше смахивает на хороший ручей.

Потеря высоты метров 300, выходим на стоянку Ложка. Небольшой отдых. На стоянке кроме нас никто не стоял, это видно по костровищу. Решаем сделать сегодня максимум и идем дальше. Немного блуданули – там две тропинки. Хорошо, рядом шумит Ауспия, не заблудишься. Двигаем дальше. Выходим на стоянку Нож. Тут вроде полянка посуше, и дрова есть, срубаем пару сушин, ребята распиливают их цепной пилой. Быстро разбиваем лагерь, я развожу костер – первый за трое суток! Оказывается, мне спать на корневище. Да и черт с ним, костер вселяет надежды, что не все так плохо. Готовим ужин, быстро пьем чай с коньяком и гематогешкой (лимон с сахаром закончился на ур. Поритайтсори). Растягиваем тент, сушимся до одурения. За день пройдено по навигатору 18 км. Отогревшись у костра, заваливаемся спать в 00-20.

Завтра ранний подъем и решительный марш-бросок к переправе через Ауспию.

8 сентября
День седьмой. Стоянка Нож - река Ауспия – гостиница Ивдель.

Проснулись рано. Ночью хлестал дождь. Костровище залито, но дрова были убраны под полиэтилен. Кто-то скажет нам потом спасибо! Решаем время на костер не тратить, приготовить завтрак на газу и в путь. Собираемся быстро. Все уже отработано до мелочей. Каждая вещь знает свой карман. Ноги обматываем целлофановыми портянками.

Трекинговые ботинки хоть и подсохли до нормального состояния, но за ночь впитали влагу из воздуха. На такие мелочи уже не обращаем внимание. Тропа – сплошной ручей. Поначалу старались выбирать, где посуше – прыгали по корневищам и кочкам. Потом махнули рукой на это, поэтому окончательно промокаем очень быстро.

Довольно быстро подходим к первой стоянке - Штаны. Посетителей не было. Быстро двигаем дальше. Стоянка Термос. Отдых без снятия рюкзаков. Алексей-основной и Леша-маленький решают выжать носки. Приходится ждать, сняв рюкзак. Под куртку сразу заползает противный холод. Надеваю рюкзак, так и лежу на нем, жду окончания процедуры выкручивания носок и одевания ботинок.

Толку-то? Бревна, по которым мы переходили ручей, уплыли. Начинаем искать вариант переправы посуху. Через десять мин плюём на это. Я перехожу тупо по воде вброд. Ребята, используя трекинговые палки, перепрыгивают ручей, минимально замочив ноги.

Топаем дальше. Вдруг в лесу раздается… милицейский свисток! Глюк!!! Нет, еще раз, еще. Мы начинаем шутить, что менты в поход пошли. И штрафуют всех, у кого нет документов на проход. Тут из кустов выходит парень. Наш брат, турист. В водонепроницаемом костюме, с рюкзаком в чехле от дождя. В руках трекинговые палки Leki. Здороваемся. Свист повторяется. Из кустов на тропу выходит девушка. «Вот, идем на американский манер» - говорит парень «я ее визуально не вижу, но по звуку могу определить, где она.

Вера и Андрей идут с понедельника. Удалось заброситься попутками до Ушмы. Дальше пешком. Они из Самары, в отпуске, который решили посвятить походу Мань-Пупу-Нер. На все заложили 20 дней. Идут по навигатору. Надеются, что погода даст им такую возможность. Вроде как Интернет обещал «бабье лето». Даем им информацию по стоянкам, обстановке и маршруту до Отортена. Говорим про двоих из Магнитогорска. Может, встретят на пути.

Желаем хорошего хода и расходимся в разные стороны. Им на север, нам на юг.

На дороге попадаются следы резиновых сапог – явно женские (маленькие) и мужские. Направление - к переправе Ауспии. Вспоминаем магнитогорцев, Аню и Артема. Как они там, дошли? Ведь рванули от нас и скрылись в лесу, мы и ойкнуть не успели. Топаем дальше. Проходим стоянку первой ночевки. Опять следов пребывания человеков нет. В костровище только наши несгоревшие банка и пара целлофановых пакетов. Десять минут отдыха и дальше. До переправы ок 6 км. Два - два с половиной часа хода. Тереро не по тропе, а по лесной автодороге.

На лесной дороге на нас вылетают три парня. Один явно перепутал направление «Север-Юг». Идет в шортах, футболке с коротким рукавом и бандане. Здороваемся, спрашиваем, откуда и куда. Челябинцы, идут на Мань-Пупу-Нер. Рюкзаки упакованы солидно. Заложили на поход 12 дней. Обмениваемся информацией. Они нам про переправу (добрались на машине с геологами), мы про погоду, про две группы на маршруте и квадриков на перевале Дятлова. Желаем друг другу хорошей дороги и расходимся.

Идем, шутим про шорты и Сочи. В лесу шум автодвигателей. Мне говорят, что у меня слуховые галлюцинации. Я замолкаю. Но... Из-за поворота выруливают УАЗ-буханка и тюнинговый для бездорожья УАЗ. Упакованы по полной. Колеса обуты в широкую резину с хорошим протектором. Лебедки, лопаты, канистры с горючкой. Останавливаются, здороваемся.

Ребята из Челябинска. Они с внедорожного сайта never 4x4 . Идут на перевал Дятлова. До этого смотались на Кваркуш, к Жигаланским водопадам. Идут через Качканар-Карпинск. Если хватит дури, хотят попробовать прорваться на Мань-Пупу-Нер.

Говорим им про пермских квадрациклистов, что они стоят на базе Илыча. Про медведей, про погоду, дорогу и про группы на маршруте. Ребята бегают вокруг нас с видеокамерой, а нам не до съемок. Улыбаться неохота. Мокрые, грязные, вонючие – Голливуд отдыхает!!!!

Желаем им хорошей дороги и расходимся.

К 18-20 выходим на стоянку брода у Ауспии. Берег пуст! Ни одного рыбака, охотника или грибника. А мы надеялись, что на выходные кого-нибудь нелегкая занесет на реку за грибочками, водку попить, на рыбалку. Вот черт! А мы так надеялись…

Быстро ставим для просушки палатку, я развожу костер, сооружаем навес, ставим котелок чая, в который вливаем последних граммов 80 коньяку. Делаем перекус и решаем ждать попутки.

Опять глюк - шум мотора! Со стороны базы Илыча выскакивает шишига с кунгом. Тормозит. Водила едет до Ушмы за какими-то гостями-начальниками, которые приехали на охоту.

Стоянка на Ауспии – машина - Ушма - гостиница.
Пока стоим, думаем как передать записку или позвонить в Ивдель Петру Гаданьшину, со стороны Ушмы подъезжает Камаз-кунг. Он лихо форсирует реку и подлетает прямо к нашей, поставленной на просушку палатке. Из него выпрыгивают два мужика, здороваются. Золотари, они тут будут ждать «танк» с гостями и какой-то запчастью для пилорамы. Начинаем расспрашивать про «танк», оказывается это ГТС (гусеничный тягач средний) на базе танка. Оборудован для поездок на георазведку, охоту, рыбалку. Он стоит сейчас в Ушме, «разулся» по дороге. Пока суть, да дело из Урала выгружается дед лет 65, весь седой, вытаскивает худосочный с виду рюкзак Ермак, с притороченной телогрейкой и трехместной палаткой. Подходит к нам.
- Вы откуда?
- Пермские, на Пупы хотели. Дошли до Отортена.
- На перевал Дятлова как идти? Налево или направо?
- Вот по этой дороге. А вы на перевал? Откуда? Вы один? - Да. Из Тюмени, один. До перевала хочу сходить…
- В кроссовках? У вас еще какая-нибудь обувь еще есть? Там сплошняком вода на тропе.
- Да, в кроссовках. Хотел взять трекинговые ботинки, но они оказалось, жмут. Вот и пошел налегке. За два дня добегу?
- Добежать можно. Плюс два дня обратно. Карты есть?
- Да, отпечатал перед выходом. Мне до перевала бы добраться…

По виду – преподаватель ВУЗА, благородная седина, ухоженные руки, речь интеллигентная - без «связок» на великом русском непечатном. Рассказываем ему про стоянки на маршруте, про дорогу, про группы на маршруте, про медвежьи следы. Благодарит за информацию, резво забрасывает рюкзак за спину и резво так убегает в тайгу. Но не по той дороге, которую мы указывали. Время 20-20, до темноты остается час с небольшим. До первой стоянки явно может не дойти.

Мы переглядываемся и понимаем, что в мире не только мы такие ненормальные… Грешно смеяться над больными людьми!

Володя, водитель ГАЗ-66, взял записку, обещал позвонить нашему водителю и поехал форсировать реку. Но что-то его остановило. Он подходит к золотарям, о чем-то с ними разговаривает, выясняет обстановку в Ушме. Леша-основной пробует его уговорить забрать нас хоть докуда…

Видим, как его просто «ломает». Ехать порожняком ему не хочется, а тут на дороге валяются 13 тыр, которые надо просто нагнуться и просто подобрать… А это хороший заработок в Ивделе (и не только) за месяц работы. У меня оклад в редакции на несколько тыр больше, а жужжать приходится кажын день с 09-00 до 18-00. и «на гора» выдавать новости, писать статьи и выкладывать фоты с места событий…

Финансовый интерес берет вверх. Володя дает нам полчаса на сборы. Он согласен подбросить нас до Вижая, там у него друг с грузопассажирской Газелькой, там нас пересадят из ГАЗ-66 и довезут до Ивделя.

Быстро собираемся, рюкзаки в кунг, ребята туда же. Там они смогут переодеться в сухое. Я, по старой военной привычке, на место старшего, в кабину к водителю. Думаю там согреться и просохнуть по дороге. Не тут то было . Окна открыты, печку не включаем - это чтобы водитель не заснул. Он за рулем уже вторые сутки. Грызет семечки, угощает меня. Зная такие ситуации по службе в армии, едем, разговариваем обо всем на свете. Про охоту и рыбалку, про историю города Ивделя, про работу и походы. Дорога дальняя – говорить можно долго. Едем, грызем семечки…

Заехали в Ушму. Около домиков манси стоит «танк», гусянки уже одеты, в домике идет гульба «по полной». Володя заходит в домик, что-то там выясняет. Выходит с кем-то из домика. Ему вдогонку предлагают выпить «на посошок». Этого еще не хватало!!! Тогда будет полный пипец.

Но водила отказывается, садится в машину и мы едем. ДО ИВДЕЛЯ!!!

Завтра с машиной, которая ушла на базу в городе, с запчастями и ГСМ, он вернется в Ушму и будет дальше обслуживать приехавшее начальство. А мы отсыпаться и сушиться в гостинице. Это радует до такой степени, что не заметна дрожь во всем теле. Ноги мокрые, застыли полностью. Сейчас бы горячего чаю с лимоном и коньяком!!!
- До вас тут парня и девушку на дороге подсадил. Аня и Артем, кажется…
- Из Магнитогорска?
- Да. А вы их знаете?
- Забрасывались вместе. Как они?
- Дней пять или четыре назад ехал по дороге с базы Илыча, так под колеса из кустов бросились. Дяденька, забери нас отсюда, силов наших уже нет…
- У них еще белая Нива старенькая на стоянке в городе стояла.
- Да, точно. Я их к МЧС подвез. Стоянка ведь там. Они рванули из города, как ошпаренные поросята… замерзли, мокрые, уставшие.
- Докуда они дошли, что-то говорили?
- Вроде как до Дятлова. Точно не помню, они в кунге ехали, отогревались. Это ж они с вами были, когда вы шниву с Петром Гаданьшиным стукнули на дороге?
- Да, они, лет по двадцать три - двадцать пять?
- Угу, они, точно…
- А Петро как? После аварии? Что в ГАИ говорят?
- Вроде, как обоюдка. Но водила шнивы был выпимши. Кажется, протокол освидетельствования есть. По Закону выходит, что он виноват, сел за руль в нетрезвом виде… Ни КАСКО, ни ОСАГО не поможет. Петро вас отвез и в город вернулся. На радостях с братаном неделю гужеванили на заработанный гонорар за вашу заброску.…

Подъезжаем к переправе через Вижай. Воды явно прибавилось за последние сутки. У водил свой «секретный фарватер», машину течением тихонько сносит в сторону ямы. Врубаем оба моста и пониженную, выкарабкиваемся на берег. В ночи видим фонарики у костров, на берегу стоит две легковушки.

Выруливаем на дорогу, до города часа три-четыре хода. Машину начинает таскать по дороге, Володя останавливает шишигу:
- Все, не могу. Засыпаю за рулем. Я посплю минут двадцать, и поедем дальше.

Я снимаю ботинки, выливаю из них собравшуюся воду, выжимаю носки. Ноги больше похожи на экспонат в анатомичке, которые плавают в формалине. Рассматриваю их, ищу перепонки между пальцев. По идее, уже должны вырасти, как у пресмыкающихся. По типу лягушки. Влажные носки на ноги, ноги для сугреву под ж… Сижу - курю. Сигарет осталось пару штук. До города может не хватить. Лезть в кунг за последней пачкой лом.

Володя спит действительно двадцать минут. Прям Штирлиц, из сериала «17 мгновений весны». Умывается в ручье холодной водой, и мы трогаемся дальше.

На дороге стоит УАЗ, от переправы через реку Тошемку у него замкнуло фары, Встал посреди дороги, не объехать по обочине. Просят пару лампочек. У нас нет. Из темноты свет ксеноновых фар - подлетает еще один УАЗ. Начальник Ивдельского ГАИ с семьей. На прицепе квадроцикл. Говорит, что еле форсировали Тошемку, вода прибывает на глазах. Ехал в прицепе на квадре, чтоб не снесло. Три дня назад там, на переправе, «крутые» охотники утопили два ленд-крузера и L-200. Вытягивали «танком», который стоит на Ушме. Это «радует»…

Презентует ослепшему УАЗу охотничью фару-искатель, которая запитывается через прикуриватель и таким караваном они трогаются в тайгу. Володя вымутил у пассажирки УАЗа записку в круглосуточный магазин «Ветеран» к охранникам (купить водки, с 22-00 в магазе «сухой закон»).

Въезжаем в пригород Ивделя, какой-то поселок, останавливаемся у магазина. Он всю дорогу, оказывается, мечтал об эскимо. Володя спрашивает, не хочу ли я скушать мороженку. Во, приколист .

Въезжаем в город, полпятого ночи. И первое, что видим – хорошая драка у пятиэтажки. Трое молодых пацанов наскакивают на седого, всего в крови и разодранной тельняшке, мужика. У открытой дверцы легковушки стоит и тупо смотрит на происходящее длинноногая кобыла-блондинка. Водила останавливает машину, хватает монтировку и кидается разнимать дерущихся. Из-за угла вылетает ментовский УАЗик с мигалками.

Володя забирается в кабину:
- Во, блин, совсем охренели…
- Ты их знаешь?
- И нападавших, и мужика, и ментов. Городок-то небольшой. Он в прошлом месяце из ментуры на пенсию ушел.
- А чего весь этот сыр-бор разгорелся?
- Да дочка с пацанами где-то в кафе просидела, потом по городу катались. А он ждал.

Драка утихла, слышны только разговоры на повышенных тонах. Перебранка снова перерастает в драку. Подлетает еще один ментовский УАЗ. Всех, без разбора, пакуют в «луноход» и в околоток… Весело живут.

Подъехали к гостинице, Володя и Леша-основной идут договариваться с администрацией. Расплачиваемся с водилой, спрашиваем, где в городе можно поутру снять сауну. Он говорит, что администратор гостиницы все нам объяснит. Нам дали два двухместных номера и одноместный для меня. Стоимость 600 и 800 руб. с носа. У нас все паспорта в машине, которая на стоянке. Кто-то предъявляет права и паспорт. Во, приколист - в тайгу с докУментами ходил. Чтоб, значится хозяину тайги – медведю - предъявить. Гостиница чистенькая, видно недавно отремонтированная, все под псевдо-евро. Нас предупреждают, что без горячей воды, без душа и туалет в коридоре на этаже. Отопительный сезон еще не начался, поэтому в номерах +12С (на улице +10), «берите по два одеяла». В номере бросаю рюкзак, быстро снимаю влажную одежду и не то что под два, еще сверху кидаю спальник и покрывало. На голову вязаную шапочку - и спать. Главное согреться. Засыпаю, как ни странно (пять часов утра, восемь часов перехода с рюкзаком и шесть по таежной дороге на машине) очень быстро. Утром, часов в 10-00, проснулся. Быстро оделся, перекурил. Из вестибюля доносятся вкусные запахи кухни. Захожу в буфет, беру солянку, салат из свежей капусты, свинину на косточке и кофе-американо. Очень даже хорошо, вкусно, по-домашнему приготовлено. И по цене не дорого, что-то около 210 рублей. Ребята спят в номерах.

Сытый и довольный, иду узнавать у администратора расписание поездов и знакомиться с городом. Поездов всего три. Идут глубокой ночью. Мне придется на «подкидыше» (так там называется бичевоз) добраться до Серова. Час ожидания и потом, на пригородном до Ёбурга в сидячем вагоне. После пяти часов сидения на вокзале Ёбурга, Абаканским поездом до Перми.

Прошелся по центру Ивделя, чистый городишко, типично северный, вахтово-газпромовский. До Храма на реке не дошел, зато выяснил, где городская баня. Потопал туда. Купил билет, дубовый (последний) веник, мыло, мочалку, шампунь, разовый станочек для бритья. Надо пропариться-прогреться, помыться и простирнуть термобелье.

В бане чуть теплее, чем на улице. Вода из кранов бежит еле-еле теплая. Распариваю (вернее пытаюсь это сделать). Парная небольшая, уютная, печка-каменка электрическая. Пар вроде держит. Сижу, балдею, отогреваюсь. Напарился от души, в бане провел часа три, термуха постирана и высохла. Вымытый и побритый топаю в гостиницу. У входа стоит машина (уже перегнали со стоянки), захожу к ребятам в номер. Смотрят по зомбиящику очередное мыло про бандитов. Интересуются, когда у меня «подкидыш». До отправления 1,5 часа. Собираю развешанные в номере для просушки вещи, пакую рюкзак. Мужики отвозят меня на вокзал Ивдель-1, беру билеты. Прощаемся, даю им свои визитки с явками-паролями... Они еще остаются в гостинице и завтра поутру на машине покатят в Пермь. Договариваемся созвониться и на следующий год повторить попытку на Мань-Пупу-Нер. Или все же рвануть на Алтай? Время покажет…

Вот и все, путешествие, можно сказать, закончилось.

Теперь начинаем разбор полетов и обзор снаряги
Написать сие меня сподобило письмо одного тероновца мне в личку: «Я уже давно вынашиваю идею сходить на Пупы, в связи с этим вопрос - а какая по Вашему мнению главная причина неудачи ? (или причины) только погода ? на что обратить внимание, того чего нет в интернет -отчетах ? спасибо.
p.s. у меня одноклассник в одиночку ходил на Пупы, дошел, он кстати в этой ветке тероно-туризма присутствует но он маньяк, и советов особо не дает »

Ответ, естественно краткий, я написал: «Я про это собирался написать в конце повествования. Так сказать «разбор полетов» и обзор снаряги. Но уж если вопрос задан, надо отвечать...

Первое

  • нужна хорошая проработка маршрута (картографическая), карта на бумажном носителе должна быть обязательно!!!!!
  • умение пользоваться не только пофигатором, но простой картой с компасом;
  • изучить отчеты в Инете.

Второе - подготовка и подгонка снаряги. Что это такое? Берешь рюкзак, затариваешь его, как на поход (20-22 кг), одеваешься соответственно и вперед, на мины: садишься в электричку в любую сторону, выходишь (например в Янычах) и топаешь назад в Пермь (можно прогуляться 15-18 км по Черняевскому лесу в субботу или воскресенье). При этом дорогу выбирать самую непригодную для прохождения, побольше луж, маленьких болотцев, плохую погоду (дождь, слякоть и мокрый снег приветствуются), по пути выяснишь, без чего можно обойтись, а что нужно прикупить или позаимствовать у друзей. Палатку подбирать с хорошей вентиляцией, с минимальным образованием конденсата - в противном случае дождь в палатке гарантирован...

Третье - личная экипировка. Это трекинговые ботинки, термобелье двух слоев, термоноски, накидки от дождя, гермы для упаковки. Паковать все в полиэтиленовые мешки для мусора (черные, они прочнее) и потом в герму. Двойная защита не помешает.

Четвертое – горелка (желательно две), газ, расчет раскладки и подбор продуктов (особенно мясо-рыбная группа). Попробуй обкатать эту раскладку (500 грамм на рыло в сутки) в «домашних условиях», работая физически (например, копая траншею размером с хороший окоп или перетаскивая шпалы с ж/д станции на любимую дачу) или во время учебного марш-броска в неизвестность.

Пятое - найти несколько (оптимальный вариант группы 5-7 человек) таких же придурков, как сам для похода на Пупы. Лучший срок похода июль-август (но это как повезет с погодой). В августе бывает снег на перевалах.

Заброску и снятие с маршрута обговорить заранее с перевозчиками. Если есть возможность, забрасываться, как можно дальше (некоторые закидываются на Дятлова или базу Илыча). Стандартная стоимость с группы - 13 тр за Урал или Газ-66 до Ауспии.

Сейчас, анализируя поход, могу сказать определенно - маршрут проходим за 10-12 дней, при условии 8-9 часов ходового времени и расстояния пробега 15-18 км в день. Если все в группе «лоси» - можно пройти за день больше и маршрут закончить раньше. Только вот надо ли рвать одно место, ради бега с мешком за спиной по Приполярке? Каждый решает сам, я так думаю…

Готовиться надо, прорабатывать все вопросы. Ведь на маршруте, в 120 км от жилья и людей, помощи ждать неоткуда - надежда только на себя и товарищей по группе. МЧС в лучшем случае придет на помощь суток через трое-четверо. Это если удастся сообщить SOS, и они вас обнаружат по вашим координатам.

Думать, думать и еще раз думать, как завещал нам великий ГУРУ.

И будет тебе счастье!!!!!


Мы тут, на Тероне, собираемся и обсуждаем вопросы организации походов. От самых простых ПВД до категорийных. Опыт, приобретенный в таких походах - это наш жизненный опыт. Раньше существовали турклубы на производствах, в разных ДК, техникумах, ВУЗах и школах. Сейчас все держится на голом энтузазизме – «старички» понаорганизовывали фирм и фирмочек, сдают нажитое за долгие годы блужданий по тайге и горам снарягу в прокат, организуют сплавные тур-корпаротивчики. Команда экзальтированных девиц, море водки, шашлык-машлык и ночевка в палатке… Это жизнь, от нее ни куда не денешься. Это нормально для офисных работников. Но не бродяг по жизни.

Теперь собственно сам обзор снаряги

Палатка
Мы брали две, фирмы FREETIME, двушку и трешку. Трешка с вместительным тамбуром – есть, где сложить рюкзаки. Двушка с тамбуром для обуви. Рюкзаки ночевали под тентом, во влагозащитных чехлах. Замок входа в палатку пришит неудобно, низ не открывается, и противомоскитная сетка со входом оказываются на земле. Во внутренних палатках нет вентиляционных окон, поэтому конденсат собирался на пологе, капал на спальники. Приходилось оставлять см 5-7 незакрытого по верху полога для вентиляции. Дождь держат нормально, но если внешняя и внутренняя палатки соприкасаются – начинают протекать. Про ветроустойчивость не скажу - ветра, слава тебе Г, не было. Собирать не совсем удобно – дуги запихиваются в прошитые карманы. Под дождем еще можно быстро поставить, а вот на морозе (не дай бог такое случилось бы на маршруте) это было бы проблематично.

Я предлагал взять мои RokLаnd(четверка и двушка) с креплением на клипсах (быстро, удобно) и с вентиляцией. Но, увы, сей посыл был отвергнут в зародыше. Я думаю, что зря. Палатки показали хорошие эксплуатационные качества на Кавказе (Приэльбрусье), на Чусовой, Усьве, Сылве, на различных фестивалях.

Спальники
У ребят были спальники-одеяла СО-2 (или СО-3), они самые ходовые, состегиваются в комбайн. Вот только утеплитель у них был синтепоновый, набирал влагу.

ТТХ Спальный мешок СО-2
Производитель: Forest Tramp
Размеры: 190 x 145 см.
Материал утеплителя: синтепон, 200 г/м? Спальный мешок, разворачивающийся в одеяло. Двухслойный утеплитель.

У меня несколько спальников, но на поход я взял новый «Sherpa 400», который купил по случаю в Сплаве, и решил его протестить в сложных условиях. ТТХ его ниже, показал он себя с положительной стороны. Я им остался очень доволен.

Спальный мешок «Sherpa 400»
Классический спальный мешок, имеет оптимальное соотношение температурного диапазона, веса и цены
Тип конструкции: кокон
Внутренний кармашек на молнии
Молния: разъемная, двухсторонняя, двухзамковая
Выпускаются модификации с правой и левой молнией, что позволяет состегивать спальники между собой.
Шейный пакет
Утепленная защитная подпланка молнии
Петли для просушки
Упаковка: компрессионный мешок в комплекте
Температура использования:
комфорт: +12… 0 градусов С
экстрим: -7 градусов С
Размеры и вес:
220?80?55 см - 2,2 кг
Материалы:
внешняя ткань: Polyester 75D/230T W/R Cire
внутренняя ткань: Polyester 50D/290T W/R Cire утеплитель: Hollow Fiber
кол-во утеплителя (гр. м2): 400 Пенки
Самые обыкновенные туристические коврики. Такие же коврики ребятами были вставлены в рюкзаки для поддержания формы оного.

Я пошел с самонадувающимся ковриком от RokLаnd(стоимость 1460 руб в Басеге)

ТТХ ковра-пенки
Многофункциональный походный коврик Trekking Mat Rockland с идеальными размерами и весом. Прочная нескользящая ткань и мягкая прослойка обеспечивают невероятный комфорт и тепло. Основной материал обеспечивает удобную поддержку ковра, при этом не снижает термическую изоляцию. Нескользящая ткань увеличивает трение между ковриком и спальником, и Вы не скатываетесь в течение всей ночи.
Специально разработанный латунный клапан обеспечивает быстрое и легкое подкачивание и сдув коврика.
Размер: 183х51х2.5 см
Вес: 750 г
В комплекте: компрессионные стяжки, чехол и ремнабор

Пенки для сна крепятся к рюкзаку на внешней подвеске.

Горелки
Взяли две с резьбовым соединением и одну с цанговым (китаец, вес 250 гр., стоит на металлорынке 350 руб). Был и переходник цанга–резьба (вес 20 гр)

Горелка газовая складная с пьезоподжигом, со шлангом, в пластиковом футляре Kovea KB-0211

Абсолютно новая модель с предварительным подогревом газа - самая компактная из серии горелок со шлангом.
Размер: 11.5х8х9 см, вес: 0.34 кг
Мощность: 2 кВт
Максимальный расход газа: 140 г/ч
Тип баллона: резьбовой
Число комфорок: 1 шт.
Особенности конструкции горелки: горелка со шлангом, устанавливается на ножки
Система предварительного подогрева газа способствует более полному его сгоранию и ровному горению. Горелка рассчитана на работу при низких температурах. Идеальна для применения в зимних условиях. Имеет пьезоподжиг. Компактно складывается в пластиковый футляр
Предназначена для использования с резьбовым баллоном.

Вторая резьбовая (китаец)по типу Kovea KB-0101. Без пьезоподжига. Вес - 80 гр, разбирается полностью упакована в маленький кофр. Неудобство – приходилось выкапывать ямку для установки газового баллона и установки на нем котелка.

К горелкам взяли ветрозащиту Тотем (ал, китаец, вес 120 гр)

Газовые баллоны
Брали 4*450 грамм с резьбовой установкой и 4*250 с цанговым креплением (эти не успели использовать, т.к. снялись с маршрута). Все фирмы Kovea Резьбовые можно ставить для подогрева (при наличии шланга у горелки) смеси на котелок.

В заключении хочу дать пару общих советов и немного полезной информации:

Если вы сторонник компании больше двух человек, выбирайте горелку мощностью не менее 1500 ватт, иначе или кушать будете по очереди, или обед начинайте готовить сразу после завтрака.

Если планируете ходить зимой, покупайте не корейскую горелку мощностью 3000 ватт и больше.

Если чаще ходите зимой, берите не корейскую горелку со шлангом и пообщайтесь (а лучше вместе сходите в горы) со знающими людьми на тему «Борьба с замерзанием газа в горах».

Если вы «ваще прётесь» по зимним горам и слово «лёд» вызывает у вас восторг – подумайте о мультитопливных горелках.

При варке только на газе расход оного составляет зимой 100-110 г/человека в день, летом 45-55 г/человека в день.

Пустой газовый баллон под 450 г газа весит около 150 г.

Мокрый пьезоподжиг не работает – это нормально.

В баллонах смесь бутана и пропана. Бывают соотношения 90/10 (корейские), 80/20 (Campingaz), 70/30 (Coleman), 70/20+10 % изобутан (Primus). Чем больше пропана, тем лучше работает на холоде.

Баллоны Campingaz чаще перезаправляют.

Баллоны Campingaz 230 г – 150 руб., 450 г – 220 руб.; Primus (450 г) – 220 руб.; Coleman (445 г) – 270 руб., 220 г – 185 руб.

Если вам горелка нужна просто для отдыха на природе без всякого дурацкого экстрима – возьмите корейскую, лучше со шлангом и переходником под китайский баллон и не парьтесь с заправкой - на металлорынке или на китайском эти баллоны копейки стоят!

Пила цепная
Незаменимая весчь в походе. Пилит любые бревна. Можно в одного, можно с напарником. Главное – чтобы была острая.

Стоимость 450-700 руб, вес ок 300 гр

Топор Fiskars
Описание Топор туристический, материал: нержавеющая сталь, рукоятка: двойное пластиковое покрытие, желтая часть рукоятки: материал PP, черная часть рукоятки: материал TPR., защита лезвия. Вес 1,2 1-5 кг.

Посуда (КЛМН)
Каждый брал свое. Материал изготовления от полиэтилена до индийской стали фирмы «555». У мужиков все барахло уложено в армейские котелки.
Материал: пищевой алюминий.
Размеры: 15х10х17 см.
Вес - ок. 300 гр.,
стоимость 200-250 руб,
Объем 1 л.
Особенности: крышка-миска с ручкой-защелкой.

У меня походно-столовый набор подобрался давно.

Для приема (приготовления) пищи использую набор типа KOVEA KSK-WH12 SOLO-2. Алюминиевый комплект посуды для приготовления и употребления пищи. Удобная конструкция ручек кастрюли позволяет употреблять пищу прямо из неё, удерживая одной рукой. Комплект включает нейлоновый чехол.

Особенности: Вес: 330гр Материал: Анодированный алюминий

Состав: 2 кастрюли и 2 крышки-сковороды, 2 пластмассовые чашки и чехол для транспортировки. Туда же вкладываю складной нержавеющий половник от Экспедиции .

кружка Thermo 250. Кружка имеет двойные стенки, поэтому налитая в нее жидкость, долго сохраняет свою температуру. Ручка у кружки легко складывается, уменьшая ее внешние размеры.

Посуда из высококачественной нержавеющей стали обеспечивает более быстрое приготовление блюд, легко и качественно чиститься и имеет привлекательный внешний вид даже после длительной эксплуатации. Такая посуда особенно прочна и долговечна.
Объем (л): 0,25
Материал: нержавеющая сталь
Вес (г): 200

Ложки для еды использую только деревянные. Удобно мыть, вес минимальный, кушать можно пищу любой температуры.

Одну (можжевеловую) купил на каком-то фестивале у местных ремесленников. Одну, кедровую, проваренную в растительном масле, чтоб не гнила, мне подарили на пожизненной зоне в «Белом Лебеде» в Соликамске. Я тогда приехал к Салману Радуеву брать у него одно из последних пожизненных интервью…

Котелки
Самые простые, алюминиевые, с крышками-сковородками, со складывающимися ручками (что удобно при транспортировке), емкостью 2,5 и 3,0 литра, вставляются один в другой. Брали из расчета 0,5 л на чай и кашу и 0,6 л на человека на суп.

Оправдали доверие.

Рюкзаки
Каждые подгонял под себя и брал то, с чем уже неоднократно выходил в тайгу или на реку. У ребят были трамповкие и басеговские рюкзаки, типа Медведь-100. На дно укладывается пластмассовый тазик (он предохраняет от влаги дно и не дает мяться продуктам – галеты, макароны и проч.) + вставляется пенка для жесткости системы.

Рюкзак Медведь
Тип: Туристический рюкзак
Производитель: Forest Tramp
Назначение: Сложные походы, экспедиции
Модели: Медведь 100 AV, Медведь 100 CD, Медведь 100 RS, Медведь 80 AV, Медведь 80 CD, Медведь 80 RS.

Я пошел со своим «Defender 95». Много карманов для распаковки и укладки мелочевки. Каждая вещь знает свое место, это дисциплинирует, не надо перерывать все содержимое укладки. Объемом и системой подвески доволен, спинка жесткая и вентилируется. Плохо – когда намок, стал весить, наверное, около пяти кг. Вывод или супер-пупер защита от внешней влаги или ходить с ним только в сухую погоду.

Рюкзак «Defender 95»
Характеристики:
Объем: 95л
Вес: 2,7 кг
Пластиковая фурнитура: Duraflex
Ткань: Polyester 600D PU R/S
Многофункциональный рюкзак с разнообразными внешними карманами
Подвесная система с хорошей вентиляцией регулируется по высоте
Две съёмные вертикальные латы для лучшего перераспределения груза, вставлены в вертикальные карманы
Съемный поясной ремень позволяет эффективно перераспределять нагрузку
Нижний вход
Боковые стяжки могут проходить как под боковыми карманами, так и над ними
Нижние боковые карманы по 1,4 л каждый с «упорами» для длинномерных предметов
Верхний фронтальный карман с двумя отделениями: 5,5 л
Нижний фронтальный карман: 2,5 л
Точки крепления для подсумков MOLLE на лямках
Дополнительные точки крепления груза на дне и клапане
Ручки для погрузки/разгрузки

Костюмы ходовые Горка-2, Горка-3, Forest.
Костюмы были у всех. Кто где покупал, поэтому материал отличался. Показали себя с положительной стороны – можно продираться по кустам, можно сушить у открытого костра, защищают от влаги, не продуваемые (что очень важно в горах). Плохо – смесовая ткань боится искр.

Брюки костюма Горка-2,3 (различаются по материалу изготовления и окраски – хаки или камуфляж):
- Свободный покрой
- Шлевки под широкий ремень
- Пояс на резинке, дополнительно может регулироваться тесьмой
- Отстегивающиеся подтяжки на больших пуговицах
- Два передних кармана с клапанами на 3-х пуговицах
- Два задних накладных кармана на пуговицах
- Два боковых объемных накладных кармана с клапанами на 3-х пуговицах
- Усиливающие накладки в области сидения

Куртка костюма Горка-2,3:
- Свободный покрой
- Капюшон с регулировкой по овалу лица и объему
- Два нижних объединенных кармана с клапанами
- Нагрудный карман с клапаном на 3-х пуговицах
- Два задних кармана на «липучках»
- Утяжка рукава выше запястья скрытой широкой резинкой
- небольшие утяжки по талии широкой резинкой
- Регулируемая утяжка тесьмой по низу куртки

Материалы костюма Горка-2:

  • Палаточная ткань
  • Клапаны и накладки - смесовая ткань
  • Подкладка куртки и брюк - ткань диагональ
  • Ткань на штанинах в области берец – авизент

Дополнительная инф. о костюме Горка-2,3: Куртка прямого силуэта с втачными рукавами и капюшоном переходящим частично на полочку. Капюшон имеет две позиции регулировки: по лицевому краю и горизонтальному расположению кулиски с ограничителями. Потайная застежка куртки на пуговицах. На передней части полочки имеются прорези для рук, обработанные двойными листочками и верхний прорезной карман с клапаном и застежкой на две потайные прорезные петли и одну навесную. Задние участки рукавов усилены. Низ рукавов регулируется патой с текстильной застежкой. По боковым швам куртки на уровне талии закреплены эластичной ленты. Низ куртки обработан кулиской со шнуром. Полукомбинезон прямого силуэта с цельнокроеной верхней частью с лямками, регулирующимися эластичной лентой с рамками, спереди под шлевками. Застежка гульфика на пуговицах, дополнительная стяжка по всему поясу шнуром. Обработано пять шлевок для ремня. В боковых швах обработаны щели с застежкой на петлю с пуговицей. На боковых швах прорезные карманы с клапанами, имитирующими строчками накладной карман. В области колена по боковым швам заложены складки. На задних половинах настрочены накладные карманы и предусмотрена регулировка ширины брюк понизу патой с текстильной застежкой. Изделие имеет определенную систему усиленных и защитных слоев, что предполагает введение трех видов различных тканей.

Термобельё
Незаменимая вещь на все виды погоды. Надо брать два комплекта (лучше три). Третий «на всякий пожарный», когда все промокло и надо переодеться на стоянке. По весу и объему занимает мало места.

Первое надо тонкое (первого слоя) с хорошим влагоотведением. Я такое (фирму не помню, стоимость 780 или 870 руб) купил в рыболовном магазине Кама-фиш на Луначарского, у ПГТУ. Очень доволен. Идешь мокрый, но не холодно. Эту и прошлую зиму пробегал в нем не один км и по тайге, и на лыжах.

Второе – более плотное и теплое. У ребят такое белье было фирмы Басег, у меня – Laplandic.

Подходит для повседневной носки в прохладную и холодную погоду. Очень теплая и вместе с тем легкая модель термобелья. Особый тип переплетения «Raschel» обеспечивает максимум тепла без избыточного веса и объема белья. Внутренний слой из мягкого ворса акрила обеспечивает сохранение тепла и ощущение комфорта. Плоские швы повышают прочность модели и создают дополнительный комфорт. (Состав: внутренний слой - 100% ворсиситый акрил, внешний слой -50% полиэстер, 50% хлопок, 250 г/м2)

Трекинговые палки.
Моё мнение - незаменимая вещи в пешке. Помогают перепрыгивать через ручьи, форсировать речушки. Четыре точки опоры, лучше, чем две .

На стоянке в безлесной местности на них устанавливали тент.

Я шел с трекинговыми палками от Снаряжения (с антишоком), у ребят были простые cплавовские палочки. В собранном состоянии размер 60 см, крепятся к внешней подвеске рюкзака, вес небольшой.

Носки
Каждый брал, что душе пожелается. Я взял две пары термоносков Outdoor 065, две пары термо-камуфлированных и две пары простых х/б носков

Outdoor 065: Состав 41% шерсть мериносов, 41% акрил, 13% полиамид, 5% полиамид Cordura®.

Остался доволен.

Плащи-пончо
Вещь нужная, особенно в дождь. Минус – во время хода, под плащом конденсируется влага. Неудобство – одеть на себя с рюкзаком за спиной в одного проблематично.

У ребят зеленые от Сплава (в лесу, тайге или тундре не видно), у меня ярко оранжевая накидка от Снаряжения, с гермокарманом для сигарет, спичек-зажигалки, карты, сотового или навигатора) и светоотражающими полосами.

Влагозащитные чехлы
Чехол штормовой предназначен для защиты рюкзака от дождя и грязи.

Сейчас выпускаются различными фирмами и различных типоразмеров. Мое мнение – на рюкзак 80-100 литров, яркого цвета (оранж, красный), с отверстиями внизу для отвода воды. У меня Vaude 40-60 литров и от Снаряжения на 100-120 литров.

Выпускается из ткани Polytaffeta 185T RS WP WR 6000 mm
Пять размеров: XS, S, М, L и XL.
Размер XS - для городских рюкзаков объемом до 25 литров, размер S - до 35 литров;
размер M - объемом до 40 литров включительно, размер L - до 75 литров включительно;
размер XL - для больших рюкзаков от 75 до 140 литров.
По периметру штормового чехла пропущена затягивающаяся резинка на стопоре.
Швы чехла проклеены на специальном оборудовании.
Штормовые чехлы размера XS и S бесшовные из яркого материала со светоотражающей отделкой

Сменная одежда и обувь
Каждый брал все под себя. Главное – небольшой вес, объем.ну и презентабельный вид, чтобы на вокзале менты не придирались как к бомжу, не требовали пройти для уточнения личности. Я взял безрукавку от Savela SOA DWN M VST, очень легкая, теплая, сворачивается в пачку сигарет. Минус - влагу всасывает как пылесос, пух не сваливается в комок, сохнет (у костра) быстро.

Флисовые штаны Adidas.Одел их на термобелье, под ходовой костюм Горка-3. Теплые, хорошие, но только для города или поезда. Впитывают влагу, как губка и отводят ее вниз штанов, оттуда она ручьем стекает в ботинки по носкам. Рекомендую носить только как сменку на стоянках или на прогулке.

РАСКЛАДКА ПРОДУКТОВ (из расчета 500 гр. на чел.)

Завтрак

  1. Каша быстрого в ассортименте в пакетах 1шт
  2. галеты
  3. чай – 1 пакетик
  4. колбаса п/к -50 гр ( или тушенка банка 257 гр.) раз в три дня

Перекус

  1. Шоколад, конфеты, орехи, чернослив по 50-60 гр

Обед

  1. суп «горячая кружка» или пакетированный
  2. галеты

Ужин

  1. Каша ( макароны)
  2. Кетчуп (горчица с хреном)
  3. Чай, молоко сгущенное, шоколад.

Всего суточная норма(пакет на 5 чел) весил 2,5 кг

Конфеты (сосательные)типа Барбарис, Дюшес брать в ЦЕЛОФАНЕ. В бумаге размокают даже в пакетах.

Сахар замени на сахарозаместитель.

Про консервы мясные и рыбные - сейчас есть такая упаковка: ламистерная упаковка - это контейнеры (судки) из толстой алюминиевой фольги, ламинированной полипропиленом. Сверху судки запаяны крышкой из аналогичного материала. Вместимость судков может изменяться от 25 до 1200 г. Предлагаемая тара имеет следующие преимущества перед стандартными консервными банками:

  • Компактность пустой тары при транспортировке и хранении (заготовки за счет конусовидной формы вкладываются друг в друга);
  • При тех же сроках хранения, что и у консервов в жестебанках, данная тара позволяет лучше сохранять первоначальные вкусовые качества продукта;
  • Меньшая стоимость;
  • Меньший вес;
  • Более эстетичный внешний вид;
  • Нет необходимости в консервном ноже;
  • Более длительная сохранность продукта в распечатанной упаковке;
  • Уменьшение опасности пищевых отравлений (продукт не соприкасается с металлом); Удобства в утилизации использованной упаковки.

THE END

Теперь, собственно, о финансовой составляющей всего этого безобразия.

Первоначально мы скинулись по 4 тр на закупку продовольствия, хозинвентаря и первичную заброску Ивдель - Ауспия. Итого 4*5= 20 тр

Из них собственно на продукты ушло ок 8 тр (включая сало, лимоны, полиэтиленовые пакеты, газовые баллоны) = 1600 руб/чел
Такси (дом-Пермь-2) - 150 руб.
Билет на электрон до Ёбурга – 400 руб.
Поезд Приобье «Ёбург-Ивдель»349 руб.
Заброска до Ауспии нам обошлась в 9тр(с нами были магнитогорцы, они заплатили 4тр)= 1800 руб/чел.
Снятие с Ауспии -13 тр= 2600 руб/чел.
Гостиница (номер для меня ) - 600 руб.
Обед в буфете гостиницы + баня(с покупкой всех причиндалов) - 700 руб.
Билеты Ивдель_Серов (на подкидыше) -100 руб.
Билеты Серов-Ёбург и Ёбург Пермь – 800 руб.
Обед в Ебурге + на покупку продуктов в поезд до Перми - 700 руб.
Фляжка коньяку - 250 руб.
Гематогешки, аскорбинку, и неучтенку с предыдущих походов – это «закрома Родины» .
Блок сигарет (курил только я) 210 руб.
Итого расходов 8459 руб/чел.
Неучтенные расходы (типо на телефон, кофе на вокзале и т.п.) ок 400 руб.

Всего мероприятие для меня лично вылилось в сумму приблизительно 9000 руб.

Я считаю, что это вполне бюджетный вариант такого мероприятия.

Мы не брали снарягу (палатки, пенки, спальники и проч.) в прокат, у нас все своё, собранное годами мотаний по командировкам, походам и выездам на природу.

Болваны территориально не входят в Печоро-Илычский заповедник. Там есть тропа, которая заходит на территорию заповедника на 5-7 км, но это доказать надо, что я там прошел.

Границы и описание http://www.ecosystem...ats/zap/032.htm
если нужно разрешение официальное вам сюда: http://oopt.info/index.php?oopt=610

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Администрация: 169436 Республика Коми, Троицко-Печорский р-н, пос. Якша, ул. Ланиной, д. 8, тел: (821-38) 9-56-80, 9-56-99, факс: (821-38) 9-50-91, E-mail pechilzap@mail.ru
Персонал:
Директор - Якушев Алексей Борисович
Заместитель директора по научной работе - Куприянов Андрей Григорьевич (к.б.н.)
Старший инспектор по охране - Мосин Алексей Борисович
Начальник отдела экопросвещения - Бешкарев Александр Борисович


 
Голосов: 224
Комментарии читателей (11)
Егор (Buenos Aires)
написать
Спасибо автору за то что поделилась своим опытом и впечатлениями! Думаю каждый кто прочитал, почувствовал себя "десятым" в вашей группе!
Браво девушкам проявившим мужество и выносливость, хорошо что такие ещо есть на свете!
Теперь точьно знаю, в поход главное взять БОЛЬШЕ НОСКОВ!!!
08-10-2012 07:25:47
Admin
написать
Ещё один дневник http://sites.google.com/site/zapkomandora/home/manpupuner-2009
23-02-2010 20:39:46
Гаечка
Марина, я хотела ссылку кинуть на еще один дневник от Командора, а он распознал меня как спам)) Как мне быть?
23-02-2010 16:46:39
Admin:  Пиши без "http://"
Или дай ссылочку мне, я размещу...
23-02-2010 18:19:08
Svet (Пермь)
отличный у вас получился поход!! и браво автору - написано живо, интересно, а, главное, с юмором к себе и ко всем неурядицам
21-09-2009 22:30:51
Гаечка
  Re: Сергей (17-09-2009 20:16:38)
Ух, ты! надо будет тоже почитать
Спасибо
18-09-2009 11:24:42
Сергей (Пермь)
написать
  Re: Гаечка (17-09-2009 12:43:42)
Нигде такого названия ни в каких источниках не встречала, везде пишут перевод "Не ходи туда".
А откуда у Вас такая версия перевода? скиньте, пожалуйста ссылку, интересно почитать, может еще что новое узнаю

Отортен - это искаженное до неузнаваемости название горы Вот-Тартан-Сяхыл, более низкой и находящейся в нескольких км северо-восточнее. Манси называют Отертен: "Лунит-Хусап" - "Гусинное гнездо", или "Луннт-Хусап-Сяхыл" - "Гора гусинного гнезда". Озеро под Отортеном называется по-мансийски "Лунт-Хусап-Тур" - "Озеро гусиного гнезда". По мансийскому преданию во время всемирного потопа на этом озере на большой высотеспасся один-единственный гусь. - Матвеев А.К. "Вершины Каменного Пояса: Названия гор Урала" Челябинск Южно-Уральсое издательство 1990.
17-09-2009 20:16:38
Гаечка
  Re: Pan (17-09-2009 12:29:49)
Кстати не перевод с мансийского названия той горы что многие знают как Отортен - совсем не "не ходи туда"... а "Пускающий ветры" и звучит по другому.

Нигде такого названия ни в каких источниках не встречала, везде пишут перевод "Не ходи туда".
А откуда у Вас такая версия перевода? скиньте, пожалуйста ссылку, интересно почитать, может еще что новое узнаю
17-09-2009 12:43:42
Pan (perm)
написать
Повторюсь... Занимательно, познавательно и художественно.
Кстати, перевод с мансийского названия той горы, что многие знают как Отортен - совсем не "не ходи туда"... а "Пускающий ветры" и звучит по другому.
17-09-2009 12:29:49
Марина
Приколола цитата "Аня обиженно ответила: «Вам не понять, души фотографа». Было неловко, потому что фотографом считает себя каждый второй."
Анютка, не переживай - мы-то знаем, что ты себя не просто считаешь, а в натуре им и являешься...
И по поводу "крутой фотик с телевиком и штативом он бы с собой тоже взял, если бы не пришлось тащить столько общака"... Фотик и все прибамбасы штатного фотографа тоже являются народным имуществом (особо оберегаемым!!!) и засчитываются в качестве общака - а иначе зачем куда-то переться, если хороших фоток не останется...-
И вообще, фотографа надо баловать, холить и лелеять Кстати, как и летописца - Маше большое спасибо за труды, получилось просто отменно.
16-09-2009 01:36:41
nurca
прикольно у вас там получилось! а путников то сколько повстречали загадочных....=)) Надо сказать, Маша - отважная девушка! хорошо все ж что сапоги прикупила =))
15-09-2009 23:22:20
Гаечка
Хе-хе, надо убрать с меня ярлычок - летописец, а то смешно получается и прикрепить его к Маше - тогда все станет на свои места
15-09-2009 14:18:50
ФОТО   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна