ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 20-22 ОКТЯБРЯ 2006

ориентирование 20-22 октября 2006
отчет команды № 7

20 октября
Ура, второе ориентирование! К семи часам вечера собрались у клуба, точнее, должны были быть в сборе. Но Андрей опаздывал и поэтому от “Зодиака” отъехали ближе к 8-ми, когда провинившийся, наконец, наступил “ на борт” нашего автобуса.

А по дороге к дружной компании присоединились Маша со Светой, которые уже собирались разводить костер около остановки, Женя, Стас и Коля. Причём все не забыли сказать спасибо Андрюхе за столь бодрящую прогулку по вечернему городу в ожидании автобуса.

Выезжаем за пределы Перми по дороге на Полазну, час, два, вот и места, где высаживались в предыдущее ориентирование. Едем дальше. За окном уже темно и падает снег.

Вот и п. Мыс. Он состоит из нескольких десятков домиков. А вокруг сугробы снега! Несколько непривычно, ведь в городе снег только успел припорошить дороги. Выходим за пределы посёлка, движемся далее на юго-восток и тонем в ночном заснеженном лесу. Тропинка петляет между деревьев, вокруг темно, только фонарики на головах и Евгений Михайлович в роли направляющего не дают свернуть с нужного курса.

Доходим до места ночёвки. Теперь дело за малым: поставить палатки, поужинать и на боковую. Но ни холод ночи, ни ожидающие в субботу долгие скитания по просторам неизведанного нас не пугают - мы долго поём песни под гитару.

21 октября
Семь утра, пора вставать, никуда не денешься. Судя по ощущениям, когда высовываешь нос из спальника, можно предположить, что температура снаружи около 10 – 14 градусов ниже нуля – настоящая зима!

Выхожу на улицу. Мальчишки уже разожгли костёр, а мне поручают приготовить завтрак: гречневую кашу с тушёнкой и чай. С Аней идём вытряхивать крупу и консервы с заспавшихся ребят.

Поели. В 9.00 первая группа отправляется на поиски пункта назначения. Вслед за ней с интервалом в 15 мин. выходят оставшиеся пять команд. Наша последняя. Она состоит из 4-х человек: Женя, Марина, Игорь и я – Наташа.

Как всегда вопрос о местонахождении и определение азимута ставят меня в тупик. Спасибо Игорю: он, зная, что я забыла, как же определяется азимут, предоставляет мне эту возможность под чутким наблюдением Евгения Михайловича. Определяем направление, в котором должны двигаться, и отправляемся в путь.

встреча команд

Сначала петляем по лесу, а минут через пятнадцать выходим на просеку-дорогу, ведущую в нужном нам направлении. По ней кто-то недавно прошел. Кто-то, это команда Данила – там и тут пестрят собачьи следы. Правомерно задаёмся вопросом, встретимся ли с какой-нибудь командой по дороге. И уже спустя пару минут узнаём ответ на него: сначала слышим голоса впереди, а затем видим и их владельцев. Это компания, которая вышла предпоследней – Коля, Маша, Галя и Оля. Перекинулись приветствиями и идём дальше по азимуту на юго-восток. Хотя вокруг сугробы, но идти не сложно, так как вышедшие до нас товарищи–туристы протоптали целую тропинку. Видимо, все движутся по одному пути. Слева из леса выходят следы какой-то команды, далее по направлению ещё одни. Да, не так-то это и сложно, встретиться в незнакомом лесу, как будто по Компросу гуляем!

А вокруг красотища! Снег укутал покрывалом берёзки и ёлочки. На солнце он искрится сотнями огоньков! Хочется жить и радоваться этому миру вечно! Ощущение такое, что Новый Год вот-вот наступит. Поступает предложение остаться в этой сказке до самого праздника, Оживляемся и устраиваем дискуссию по поводу того, чем (или кем) будем питаться, как проводить все эти дни. Нет, шутки шутками, а ориентироваться тоже надо не забывать!

Заворачиваем направо в лес. Судя по карте, здесь начинается отрог, выходящий прямо к первой перпендикулярной речной долине. И по языку отрога идём до самого его конца, после чего начинается резкий спуск (по пути пересекаем сначала следы, ведущие справа налево, а потом – слева направо). А на дне его протекает р. Верх. Селищная, первое на сегодня препятствие. Переправляемся удачно и продолжаем движение строго на восток.

Идём в таком порядке: Игорёха, Женя, я и Марина. С моей стороны должен постоянно происходить контроль за направлением движения Игоря. Но за разговорами с Мариной часто вспоминаю о существовании компаса, только когда спереди слышу недовольного Женю: “Наталья, мы правильно идём?”. Я в панике хватаю компас и усиленно пытаюсь понять, совпадает ли азимут с направлением движения. “Да, да, правильно” – всё, что я могу ответить.

Команду Коли встречаем ещё раз – после переправы через Верх. Селищную

Команду Коли встречаем ещё раз – после переправы через Верх. Селищную. Кроме того, несколько раз нас прибегает проведать ГТС-1М – Рекс. Он полон энергии. Эх, Рекс, Рекс, мне бы столько силы! Одно неприятно, последний раз во время похода эту собаку-туристку видели, когда были на подходе к ЛЭП. Но решили, что Данил с Олей уже почти “наступают нам на пятки”, и Рексу лучше бежать к ним. Наша команда попыталась ему это объяснить, он убежал и больше до конца похода его никто не видел. Через неделю Данил с Олей вернулись в места нашего ориентирования и к всеобщей радости нашли Рекса в п. Мыс, так что эта история закончилась благополучно.

А я, если позволите, вернусь к скитаниям по азимуту и по следам идущих впереди нас групп.

После второй переправы – через р. Малую Утку, и последовавшего за ней затяжного подъема на вершину холма, в третьем часу устраиваем привал, разжигаем костёр, устраиваем обед. Заряжаемся топливом и снова в путь! Нас ждет еще одна река – Большая Утка.

Марина: На спуске к ней мы ушли немного правее и поэтому спустились раньше, чем было необходимо, угодив в результате в узкую долинку ручейка, впадающего в Большую Утку. Идти низом было не так приятно – приходилось постоянно перешагивать через поваленные могучие и не очень стволы, обходить плантации полегшего ивняка или проползать под сплетенными ветками. Но вот наконец-то наш путеводный ручеек впал в более широкую, сильно заболоченную перпендикулярную долину Большой Утки. Переправа.

Река на наше счастье оказалась неглубокой – наших сапог было вполне достаточно, чтобы перейти ее вброд. Поэтому нормальное бревно для переправы даже искать не стали. А Женя, которому было лень доставать из рюкзака сапоги, решил перейти по первому попавшемуся на глаза бревнышку, даже с виду скользкому и несолидному. За что и поплатился – обеими ногами ухнул в воду прямо в ботинках. Но об этом мы узнали уже только вечером, когда он у костра начал выжимать носки.

А пока все было почти прекрасно – мы втроем, не спеша, перебрели на другой берег (только Наташа немного начерпала воды в один сапог), дождались Женю и взяли очередной азимут. Потом скорректировали направление нашего движения с ожидаемым рельефом местности. Самым оптимальным оказалось выйти на вершину холма и дальше двигаться по его отрогу, ведущему практически на восток и выходящему прямо на ЛЭП километрах в двух от назначенного места встречи. Таким образом, мы избежим утомительной прогулки по бесконечным оврагам.

Сказано – сделано. И начался самый длинный за сегодняшний день и утомительный подъем. Примерно метров двести мы поднимались по следам двух, прошедших перед нами команд. А потом сначала одни, а потом и другие ушли на юг, траверсируя склон. Мы же продолжали и продолжали подниматься. Наверху перевели дух и взяли новый азимут. Отсюда начиналась самая интересная часть маршрута – нет никаких четких ориентиров, и надо идти очень аккуратно, чтобы не свалиться в густую пересеченку. Очередная задача – четко отслеживать рельеф (идти так, чтобы справа и слева склоны были всегда круче, чем спереди), координировать его со взятым азимутом и пройденным расстоянием. И главное, постоянно быть в курсе нашего местонахождения.

Скажу сразу – с задачей мы справились, в овраги не свалились и шли четко по ребру. А последние два километра просто шикарно гуляли – нам повезло наткнуться на остатки квартальной просеки, по которой и добежали до ЛЭП.

Тяжелее всего даются подъёмы на вершины холмов. Время тает, а идти ещё достаточно. Начинает подкрадываться сомнение, успеем ли до темноты прийти к месту, где назначена встреча.

На это ориентирование всем коллективом решили сделать сюрприз первой группе, которая выйдет к месту ночёвки. Ответственным за это стал Игорь. А поскольку мы с ним в одной команде, решаю выпытать, что же ждёт победителя. Но Игорь остаётся неприступным.

К 17.00 выходим на ЛЭП и вот новая встреча – команда Андрея, Ани и Вадика выходит из леса справа. Темнота начинает подкрадываться с запада, но нам она не страшна: нас много и мы всё ближе и ближе к цели. Небольшой подъём, спуск, опять подъём, заворачиваем в лес и мы на месте!

Разжигаем костёр и ставим палатки уже в темноте. Через несколько минут нас становится ещё больше: приходят Паша со Светой. В итоге в лагере 2,5 команды – девять человек из двадцати двух. Пора открыть тайну, чем нас решил порадовать Игорь. В качестве подарка дошедшим до места – бананы, ананасы, абрикосы и персики! А до этого едим рыбный суп и пьём чай с плюшками. Теперь сытые и довольные туристы начинают расходиться по палаткам. У костра остаёмся завершать песнями этот прекрасный день Аня, я, Вадик и Игорь.

чтобы не мерзнуть зря, заходим в лес неподалёку и разводим костёр

22 октября
11 утра, опять вставать! По сравнению с субботним подъёмом в 7 утра это роскошно, но чем больше расслабишься, тем тяжелее себя перебороть.

Выхожу из палатки. Костёр горит, завтрак почти готов, лепота!

Завтракаем, собираем вещи и делаем финишный марш-бросок до ст. Заготовка. До электрички ещё 2 часа, поэтому, чтобы не мерзнуть зря, заходим в лес неподалёку и разводим костёр. Встречаем команду Маши, к нам присоединяются Оля с Даниилом, Артём, Рома.

На станции собираемся со всеми оставшимися, забираемся в электричку и едем до Чусовой. Там пересадка в электропоезд “Чусовая – Пермь-2”. Он переполнен туристами и дачниками. Сесть всем вместе не удается, остаёмся раскиданными по вагонам отдельными группами.

Возвращение в Пермь. Обидно. Всего два дня вызвали привыкание к жизни той, свободной, интересной, в гармонии с природой. Но ничего не сделаешь, остаётся только с нетерпением ждать следующего выезда!