СПЛАВ ПО ВИЖАЮ, 5-8 МАЯ 2012

Просмотров: 14758  |  размещен 02.08.2012

АССОРТИ ИЗ АРБУЗА С ЛИМОНОМ

Сплав по Вижаю, 5-8 мая 2012

Впервые собрались своим семейством на майский сплав с «Зодиаком» и хорошо сделали. Вначале у народа были сомнения, выбрать среднюю Усьву или Вижай. Прикинули, что воды маловато, а километража – наоборот прилично, Остановились на втором варианте. Потом были вялотекущие в духе полной демократии обсуждения раскладки, все чего-то предлагали, но в общем ни к чему конкретному как-то прийти не получалось, пока не появилась Лена и не взяла все это в свои умелые руки. Тут все быстро встало на свои места, все получили списки, чаво купить, дабы в походе все были сыты и довольны, как в той песне про Глафиру.

Вижай – река моей походной юности. С Вижаем у меня связаны романтические и приключенческие воспоминания… Вот не думала, что снова там побываю. Поскольку последние лет двадцать, ничего сложнее весенней Сылвы от Школьной и летней Чусовой, мы не видали, то пришлось затариться всякими спасиками, непромокаемыми (как мы думали) куртками и штанами, веревками для привязки рюкзаков... Затем хорошенько напугали себя холодными погодными прогнозами и воспоминаниями о ледовом сплаве 1989 года и решили взять с собой фффсе теплое походное барахло, какое сыщется в доме. В рюкзаки все это входить явно не хотело, но мы постарались. К отправке газели прибежали в последний момент, держа в зубах спасики, а в руках пару лишних баулов. Быстро все покидали и отправились.

Пока ехали, выяснили, что в газели есть две Лены, три Ани, два Сергея, ну и каждый в единственном экземпляре: Илья, Антон, Руслан, Надя и Ольга. И почти все с мехмата или около того! М-да. Брошен клич, есть ли хоть один филолог, а то хто писать-то будет, все только считать умеют. Филологов-гуманитариев не оказалось, окромя психолога-Оли. Ну, ладно хоть раскладка есть, посчитанная «как следовает». Илья периодически вставал с места и загадочно обращал к небу (к люку в газели) какой-то загадочный предмет, потом я узнала, что это удивительное чудо техники – навигатор, чтобы мы не заблудились, очень пригодился.

Самая младшая Аня все время читает книжку, опровергая этим все новомодные мнения, что, мол, современные дети не читают в принципе.

Проехали Чусовой, поудивлялись малому количеству воды в Усьве, обсудили, где будем чалиться на антистапель, т. к. собирались пройти до Чусового, вернее так думал наш наивный и очаровательный командир Руслан (хе-хе). К Саранам подъезжали уже в темноте, благодаря навигатору и смутным воспоминаниям Сереги свернули на нужный проселок и наконец приехали. Да, надо сказать, что, кроме меня и Сереги в 89 году прошлого столетия, на Вижае все были впервые. Подъезды к поляне заняты автобусами, набитыми конкурирующими сплавщиками. Серега и Илья побежали на разведку, разведка показала, что поляна где-то там есть, и жить на ней тоже есть где. Выгрузились прямо на дороге и потащили все барахло на поляну.

Приходим и видим. Да… Полянка знакомая, сколько с ней связано всего… Видим палаточный город в полумраке, костры, стучим зубами от холода, вокруг все блестит от инея, высоченные ели смотрят в звездное небо, где-то там внизу невидимый Вижай слегка шумит. Красота! Испытываю волнующее чувство возврата в прошлое.

Тем временем прибегает Илья и говорит, что сдается ему, какой-то подозрительный мужик поволок наши рамы в уголок, не иначе перепутал или, упаси бог, решил прибрать брошенное на дороге наше добро. И побежал вызволять имушшество! Пока стоим, изображаем сторожей… Прибегает Илья, коварный мужик опознан, им оказался Серега. Хе-хе .

Решили, что костер и все прочее оставим на утро, а пока спать. А нам так повезло, у нас первое дежурство. Не помню, как уснула, но помню, как у одних из многочисленных соседей пели какие-то крышесносные оккультные песни под весьма завораживающие удивительные барабаны, иногда раздавались и не такие гармоничные звуки… Ну, прямо, как в старые добрые времена на каком-нибудь ТВТ…

6 мая
Подъем в 8 утра (вроде). Мороз и солнце, день чудесный. Костерчик, каша рисовая с изюмом и стапель на десерт. По ходу дела выяснилось, что один из мехматов – Антон забыл святая святых – ложку, а потому будет теперь четыре дня смотреть, как мы едим нашу великолепную раскладку, и получать ценный и трудный опыт жизни в отсутствие ложки. Ну, правда, кто-то из сердобольных девушек, видимо Аня старшая, лишили его этой возможности… Не успела я опомниться, как уже Надя вымыла квази-котел (ведро). Если так дальше пойдет дело, то дежурство – вполне себе приятное занятие . Далее мы собирали барахло, строили пароходы, слушали Надю с гитарой, ходили туда-сюда. Ходили смотреть на Вижай. Серега сказал, что вот сбылась его мечта показать нашим девчонкам (младшему поколению) такую воду – не совсем спокойную. Руслан время от времени поглядывает на часы и на отплывающих конкурентов и пока еще только слегка удивляется, что мы как-то не слишком быстро все делаем.

С самого начала похода стало ясно, что наши две команды – катамаранные экипажи по шесть человек – фундаментально отличаются одна от другой. Лимоновцы: Илья, Лена с дочкой Анюткой, Аня с Сергеем и Антоном (вроде их кат имел имя Лимон, если не путаю) как обладатели хозяйственной жилки и здравого смысла обзавелись палубой, всяким «подножным» кормом на время сплава и даже успевали подкармливать и фотографировать нас, а также приставать к берегам для сбора палубных досок (для нас и себя) и приставать к знакомым конкурентам для совместных перекусов на воде, но это еще не все, они еще успевали распевать песни и притом все время нас обгоняли, я уж не говорю о том, что во время их дежурств еда была какой-то особо изысканной, что мы даже дома такой не едали. А мы – арбузники (на Арбузе): Руслан, Серега, я, наши Ольга с Аней и Надя были все немного «улетевшие», словом, у нас слегка легкость в мыслях... Руслан, надо отдать ему должное, конечно как командир обладал неким здравомыслием, в особенности по части пунктуальности, но в нем тоже что-то такое поэтически-улетное наблюдалось, м-да… Начали мы с того, что решили не приматывать веревками раму к баллонам, потом, правда, Лена нас переубедила, что мы неправы, хе-хе.

Время идет, народы отплывают, Руслан волнуется: нам ведь до Чусового, а время «ч» уже давно прошло, мы путаемся в веревках и веревочках, приматываемся к катамарану, облачаемся в спасы (господи, последний раз я в спасе была в 1989 году). Отчалили около часу, если не вру. Тут и началось. Да, давненько я не бывала на шустрой речке. Руслан: вправо, я – влево, Руслан: уходим влево, блин, не успели, …., Руслан: ну, что, куда – вправо или влево, а уже все равно, идем прямо. Этот камень наш, этот тоже, коряжка – а мы ее тоже боднем, авось берега подвинем, эхх, женская команда, явно обладает буйной склонностью к демократии. А Серега всегда молчит, у него такая сущность, он философ в душе – не перевернемся же, и ладно. Девчонки наши слегка обалдели, наверное, что все время грести нужно, речка скачет, аки жеребенок, то туда, то сюда бросает, только успевай от камней уворачиваться, весело и скучать некогда, впрочем, как и фотографировать. Лапки от непривычки к такой гребле уже начинают болеть. Катамаран повернуть – это не байдарку, он тяжелый, неповоротливый. Между прочим, вода-то невысокая, почти летняя, чистенькая такая. Руслан постоянно отпускает шутки, так что веселье у нас не прекращается .

Пошел снежок, сначала мелкий, ближе к обеду укрупнился и стал более мокрым. Руслан лелеет планы сократить обед: заменить костер и готовку бутерами и термосным чаем. Зря лелеет. Чалимся на пляж с кустами. Лена убедительно говорит, что горячий супчик еще никому не повредил, я сочувствую Руслану и при этом в душе эгоистически соглашаюсь с Леной, эх супчику бы сейчас, под снежком, горячего… И чаю бы… Тоже горячего. Можно и костерок. У Руслана уже начинают возникать первые подозрения, что до Чуса-то нам, возможно, и не успеть. Но Руслану не преодолеть своей природной доброты и благородства, поэтому мы получаем по две порции Лениного прекрасного супчика и костер. Бродим по полянке, истекаем тающими снежинками, в снежной дымке проплывают конкуренты, аки ежики в тумане. Сюрр… Я получаю ценный опыт: в резиновые сапоги нужно делать толстые стельки (у меня и девчонок стелек нет совсем), что подтверждает Илья как истинный обладатель духа практичных лимоновцев, а лапки у нас так мерзнут жутко.

Идем дальше. Руслан сказал, что пойдем сегодня до упора! Сразу вспоминаю нашу поговорочку походную из тех еще времен: «смены не будет, все мы здесь подохнем!» (памяти Павки Корчагина, кто забыл). Снежок уже стал невидимым, потому что он прикинулся дождиком. Лимоны пристают к бережку, Руслан вглядывается, чаво оне там делают, а ОНЕ ДОСКИ ТАШШУТ! Не иначе палубу укрупнять. А у меня уже половина рюкзака в воде, ибо провалился по причине некачественной привязки к псевдо-палубе из одной дубины, т.е. «укосины», чтобы, стало быть, кат не перекосило. Я тут же начинаю нудеть, что вот, мол, люди-то доски ташшут, палубу строют, а мы-де тута без палубы пропадем жа! Надя оказалась еще и профессиональным фотографом с профессиональным фотиком! Иногда ей удается его доставать из герметика. Фотки у нее получаются вполне себе улетные, как выяснилось… В общем, от картин отличить трудно.

Ну, упор - не упор, а встали мы вполне себе хорошо и не поздно на левом высоком берегу в елках, которые, как огромные зонты, закрыли нас от дождя. А мы опять дежурим. Чего-то там с тушенкой, помню, что было вкусно. Елки-палки, Лена нам даже салаты и фрукты предусмотрела (чтоб я так питалась!). Гадаем, где мы находимся, далеко ли до Пашии, тыкаем в карту, что примерно здесь. Вот тут Илья достает навигатор и гадает на нем, оказалось, что мы правильно в карту ткнули. Завтра до обеда нужно пройти Пашию.

Потом была Надя с гитарой. Спасибо Лене, которая своим бодрым кличем: «Надежда-а!!!» усаживает неуловимую, как солнечный зайчик, Надю с гитарой на пенек. Удивительный человек Надя! «Да у меня репертуар-то небольшой, ну две-три песни…» После пятнадцатой, скромно оправдывается, что это у нее случайно вышло как-то. А поет все то и так, как я люблю, грустно и задумчиво...

Руслан тем временем, следуя точному расписанию, исчез в палатке и уже видит десятый сон, предупредив предварительно, что подъем для дежурных в семь утра. Да, уходить в палатку не хочется, но завтра подъем, будем считать этот поход почти спортивным.

7 мая
Встаем вовремя. Дождя нет. Иду до куста и вижу к своей превеликой радости палубу, кою построил нам добрый богатырь Руслан из лимоновских досок (дай им речной бог семь футов под килем)! Поедем с комфортом.

Слышу какие-то шуточки и дразнилки в адрес Нади, что-то там про медведя. Неужто медведь был? Надя смущенно объясняет, что «чего только не померещится в ТАКОМ лесу». А лес и вправду удивительный. Я это еще вчера заметила. Реликтовый лес, древний, утопающий во мхах и лишайниках, седой, заваленный буреломами, тихий такой лес, словом, сказочный.

По ходу дела открывается, что Надя, будучи впервые в водном походе, устроила этим походом самой себе испытание на привыкание к воде, которая ее метафизически пугает, я ее понимаю, меня она тоже всегда пугает. Особенно предстоящий пресловутый Пашийский прижим, с коим у меня связаны страшные воспоминания. Первый раз, не подозревая о его существовании, мы чуть не влетели в него по высокой воде – тоже в майские – втроем на байдарке-двойке, имея одно весло на троих. Нас перед порогом перехватили и показали, что «там за поворотом», таким образом, этот прижим запечатлелся в моем подсознании как нечто смертельно опасное. Второй раз мы его проходили тоже в майские по высокой воде на байде с одним забавным челом, у которого была своя теория хождения на байдах «без откренки», тоже было весело, ну прошли…

Вышли в этот раз почти вовремя, что-то около 10 часов, если не вру. На Вижае почти демонстрация, какие-то каты дымят в нос сигарами, встают на перекатах и сушат весла… Впрочем, витают какие-то слухи, что кто-то там чем-то там угощал Илью, не то сальцом, не то севрюгой с хреном . Видим наших лимонных на берегу, чего-то они там жуют и пьют, ура – у них еда, они и нам – нерадивым – что-то припасли, обогрели, накормили, напоили. А у Ильи так даже йогурт. В моем мозгу что-то переклинило, нарушились привычные связи, йогурт с лесом не совместились. Илья честно смотрит: так ведь Лена же написала, что на перекусы берем йогурт, вот я и взял! Что б мне так жить! Далее в нос дымят уже резинки: вы кто и откуда?, а далеко ли до Пашии? Отвечают, что 8 км, норм. Встаем уже обедать на левом берегу. А дождя-то все нет! Красота. Кормили опять чем-то божественно вкусным, борщом что ли с тушенкой, причем натуральным.

Руслан придумывает способы ускорения нашего усаживания на катамаран. Вас бы на Катунь, говорит, там бы, за это время катамаран уже в третий порог бы ушел без вас . Адмирал наш пытается быть строгим, но у него из всех щелей выглядывает добродушие и юмор, поэтому мы его совсем не боимся и не слушаемся .

В течение часа показалась Пашия. Надя время от времени неуверенно так предлагает причалить и посмотреть, а вдруг там ужасный прижим. Я вроде что-то смутно помню, но плохо, как-никак два десятка лет прошло... Серега тоже смутно помнит, что чалиться еще не время. Проходим ж/д мост, там наши чего-то причалили. А местность становится все более антропогенной, девицы наши притихли. Еще мост и еще мост, у него чужая группа зачалена. Пристаем. Чуть ниже – полупостроенный или полуразрушенный понтонный мост, которого раньше не было, в центре непроход, справа и слева есть струи, в русле чего-то валяется. Пошли искать прижим, надо же на него посмотреть. До прижима далековато, но мы дошли по заводу и через ж/д мост. М-да. Не похоже на то, что я когда-то видела. Вода не та. Ничего такого. Идем назад.

Тем временем Руслан окончательно смирился, что до Чусового мы не дойдем, и решил позвонить перевозчикам передоговориться, вроде как все уладил. Руслан с Серегой вдвоем проехали препятствие-мост по левой протоке, пониже нас всех усадили на кат. Девицы немножко трусят . Поехали, справа Пашийка впала с водопадиком, мост показался, сейчас немножко покачает, нужно только не залетать совсем вправо. И тут Руслан невинным голосом говорит: «Блин, у меня мобильник звонит, ответить?» На что получил дружный девчачий вопль: НЕЕЕТ! Ну и радости было – прошли мы этот ужасный прижим и почти его не заметили, даже не поняли. Руслан добродушно проворчал, что вот, мол, посмотреть им нужно, чего там было смотреть, время только тратить. Чалка, Руслан пошел на высокую гору искать сеть и звонить. Наши ушли вперед.

Ниже Пашии оказалось все самое интересное. После драги река течет рукавами, перетекая внезапно из рукава в рукав быстрыми струями с валиками. Ну и покрутились мы там! Наши где-то сзади уже, мы гадаем, по тем же они рукавам проходят или нет, а то потеряемся на параллельных протоках. Впрочем, периодически они показываются или слышатся, т. к. поют не переставая. Мы с Серегой с трудом узнали место, где у нас когда-то была дневка. И вообще я все узнаю с трудом… Стоянок почти нет, а те, что есть, уже заняты. А мы всё на воде, а уже вечер давно…Наши, обогнали нас давненько, и теперь впереди где-то.

Стоянка внезапно выскочила из-за очередного крутого поворота направо, мы лихо пролетели по сильной струе и едва успели зацепиться за улово, увидев машущих с берега наших лимончиков. Большая поляна. В лесу нашли какую-то разрушенную избушку и горки антропогенного происхождения, но уже вполне приведенные природой к дикому виду. А дождя все нет.

Вечером хорошо так посидели у костра, поговорили. Илья рассказывал всякие истории из походной жизни. А наши мехматы во главе С Аней накормили нас какими-то божественными пирожными!!! Полный отпад, такими вкусными. Руслан назавтра обещал фотографирование на воде . Я так уже махнула на это рукой, ну когда фоткать, если то и дело: вправо! влево! Круть и верть!

8 мая
С утра почти солнечно. Подкачали баллоны, у нас один явно травит. Собираемся по мере своих возможностей. Руслан задумчиво произносит риторическую фразу: «Смотрю я на себя любимого и удивляюсь, отчего это вы так долго собираетесь?!!». Говорит, что нужно усаживать нас одновременно для ускорения процесса. Я пытаюсь себе это представить… Сейчас у нас будет показательное пересечение струи, а струя такая неслабая. Пересекаем струю с воплями. Опять начинаются повороты, струи с валиками. Везде поработала драга. То и дело вопли «ой расческа, греби влево, слева тоже дерево – давай вправо» перемежаются хохотом, в конце концов Руслан застонал, что он уже от смеха не может грести, мы в ответ что-то всхлипываем, потому что говорить тоже уже не можем, наш кат тыкается от берега к берегу и вращается, как ни попадя.

Утреннее солнышко сменилось дождем, который все усиливается. Одеваемся в куртки. Сильный дождь. И вот тут наши «непромокаемые» куртки и штаны внезапно стали промокаемые. Чувствую, как струйки стекают по спине и ногам… Анька молчит, но тоже, видимо, чувствует. Мы с ней как раз в таких костюмчиках. На Лимоне предлагают обедать. Встали на обед. Дождь перестал на время обеда как по заказу, даже солнце проглядывает. Дружно сушим хвосты в позах водника. Лена и Аня старшая нашли смородину, будет у нас смородинный чаек.

Сегодня нас ожидает последняя ночевка.

Почти сразу после отплытия у нашей Аньки вдруг скрутило живот, пришлось причалить и кормить ее таблеткой, пока она отлеживалась на травке, наши ушли далеко вперед. Вышло солнышко, становится тепло, расчехляемся.

А тем временем уже вечереет и пора вставать. Наши встречают нас встревоженными вопросами: что случилось, где вы? Объясняем и встречаем полное понимание, спасибо ребята.

Опять ищем стоянку. Везде болотно. Встали на левом берегу на большой полянке по соседству с двумя другими группами. И только все установили, пошел дождь. Ребята натянули тент.

У Ильи была маленькая бензопила, которая нас всегда спасала на предмет дров. Я даже и забыла об этом, потому что дрова всегда появлялись как по волшебству. Под тентом мы прекрасно расположились на вечер. Лена соорудила нам какой-то великолепный салат. А Илья сделал дровяной примус – такая фейерверочная штука! В чурбане делают что-то вроде трубы, потом поджигают внутренность, и все это похоже на большую горящую ракету, которая вот разве не летает. И даже Надя спела несколько песен. Правда, сидели недолго.

9 мая
Утро нас приветствовало грозой и дождем. Потом совсем распогодилось. Руслан на этот раз сказал, что надо было нас носом от берега усаживать, чтобы им с Серегой было легче запрыгнуть на кат . Отчаливаем в густом тумане. Оборачиваемся и видим торчащие из белого молока посреди реки шесть голов – это лимоны – ёжики в тумане. Нас явно снова что-то закручивает, Руслан говорит: «Вращаться не будем!», опять хохот. В тумане все время слышится шум водопада. Гадаем, что бы это могло быть: на поезд не похоже, на дорогу тоже, может новый дюкер установили… В общем, пугаем Надю и девчонок. Вокруг выплывают необыкновенно красивые виды, Надя и Руслан ловят их фотиками, если Надин аппарат можно назвать так несолидно. Не прошло и пары часов, как впали в Вильву, шум пропал, как по мановению волшебной палочки.

У моста многочисленные народы причаливают на выброску. И мы тоже. Солнце, солнце. Снимаем клещиков с себя. До этого их не видели. Эксперимент по просушке катамаранных чехлов на веревке показал, что на травке они сохнут быстрей.

Вот и в обратный путь. А погода только разгулялась, так бы и пойти дальше – до Чусового.

Аня с ребятами-мехматами уступили моим укачиваемым в транспорте девицам удобные сидения в газели, за что я им очень благодарна. Такие все у нас ребята замечательные в группе!

Вообще, поход прошел отлично. Всем спасибо! Особенно Руслану за то, что собрал всех и организовал поход, и за его веселый и добрый нрав. А Лене – за отменное (не побоюсь этого слова!) питание, больше двадцати лет хожу в походы, но такого не видала, возьму пример.

P.S. Наверное, половину забыла...

Комментарии читателей (2)
Лена Онучина
Да, вспомнила еще забавное. После Пашии уже идем, вечереет, видим избу на берегу, и на лавке старик сидит. Кто-то из наших спрашивает, мол, что за явление, живет здесь что-ль мужичок-то, на что слышит солидный ответ старика: "Ты что в интернет-то не заходишь что-ли, это баня, понятно! Читай в интернете, там все написано!" Нонче интернет вездесущ!
21-08-2012 12:12:55
Надя (Арбуз)
Как рассказ из приключенческой книжки !