БАЙКАЛ, 6-25 АВГУСТА 2002

Просмотров: 7311

Байкал, 6-25 августа 2002

дневник похода

До отправленья поезда осталось пять минут...

Маленькое вступление

Планы путешествия на Байкал зрели у нас с прошлого лета - целый год. Как ни странно, эта поездка все-таки состоялась, обошлось безо всяких "не могу", "не получается по срокам", "напряг с деньгами" - все были представлены, как и заявлены. Мы - это Женя (командир) с двумя сыновьями Лехой и Серегой, Марина с дочерью Ириной и Ольга с дочерью Юлей (подробнее о нас на стр. "О НАС").
Так вот, планы были грандиозные - проплыть на парусном катамаране от поселка Сарма (который назван по имени ущелья, в устье которого расположен поселок. Из этого ущелья вырывается самый грозный, одноименный ветер Байкала - сарма) до Северобайкальска - порядка 300 км. И все это за 15 дней. Скажу сразу - маршрут мы не прошли по объективным причинам, которые будут изложены ниже, но получили массу новых впечатлений, причем весьма разнообразных, одно из которых - ветры Байкала...

6 августа, вторник
Загрузка в поезд прошла нормально: провожающие рыдали в голос, махали чепчиками и давали добрые напутствия. Первые "приключения" начались во время первого приема пищи: оказалось, что на паровоз не предусмотрен сахар, но вместе с бельем проводник выдал нам по пакетику заварки и по 2 кусочка сахара. Заварили мы чай, кинули туда свои сладкие кусочки. Сидим, ждем, когда же заварится... Дождались! Столик, на котором все стояло, взял и сложился. Чай с единственным сахаром частично - на полу, частично у Лехи в ботинке. В результате Ольга моет полвагона.

Здесь нас потрясло расписание. Вроде бы солидная контора - Министерство путей сообщения, а в расписании наш родной город обозван "Перьм". Хуже было бы только "Перьмь" написать.

7 августа, среда
Часы лениво текут мерным перестуком колес, который изредка нарушается остановками. Ближе к вечеру колеса "доперестукивались" до "рыбной зоны" - городка Барабинска, где мы дружно сбегали на "рыбалку". Улов получился ничего себе: 8 рыбин, маленьких на первый взгляд, но вполне достаточных для достижения состояния полного расслабления.

9 августа, пятница.
Переход на местное время, как ни странно, прошел абсолютно безболезненно. Разница в 3 часа на наших лицах почти не заметна - опухшие глаза и зевота отсутствуют. В 12 часов по местному времени мы таки прибыли в Иркутск. Машину отловили достаточно быстро - народ только успел галопом пробежаться по привокзальной площади для мелких, но необходимых закупок. До Малого моря (самого большого пролива Байкала) добирались около 4,5 часов. На наш вопрос: "А как у вас с погодой?", водитель сокрушенно ответил, что, мол, все, кончилась погода - стало холодно, а вот неделю назад такая погода обалденная стояла... Оказалось, что водитель сам ни разу не был на Байкале, и нам привычно пришлось довериться нашему Сусанину - Жене, который весьма убедительно водил пальцем по карте. Мы же во время поездки жадно любовались непривычными пейзажами. А когда за окнами начал появляться сам Байкал… водитель уже был готов плюнуть на работу, семью и присоединиться к нашей бурно веселившейся команде. Но, слава Богу, чувство долга взяло верх. Около пяти часов вечера были на месте.

Первые впечатления - самые сильные

Да, Байкал впечатлил всех. Первое и естественное желание у всех - искупаться, что мы тут же и исполнили, как только машина отъехала. Погода замечательная - светит теплое солнышко, постепенно удаляясь за горизонт. Все вокруг ново-обалденно-необычно, не знаешь, на что смотреть в первую очередь: то ли на озеро, то ли на окружающий его пейзаж, то ли себе под ноги - на лютики-цветочки и сверкающие в лучах закатного солнца камешки (как мы потом убедились, там ВСЕ камни блестят).

Наш рыбак, Серега, после того, как все необходимое было сделано, взялся за удочки. Нет, не подумайте, что он собрался рыбачить. Истинное удовольствие ему доставляет вечное перебирание снастей - крючков, мушек, лесок и длительные теоретические рассуждения о ловле пресловутой рыбы.

Немного погуляли по окрестным холмам, поросшим редкими соснами. Обнаружили там большое количество маслят. Они внесли некое возвышенное разнообразие в вечернее меню. Нет, ели мы их на завтрак, а вечером только готовили и вдыхали их аромат.

Поразили нас местные чайки (мы окрестили их "чавки", и название быстро и стойко прижилось среди нас). Мало того, что они размером с курицу, так еще и орут не хуже ворон. Утром просыпаешься под такой гвалт, какой не во всяком курятнике бывает во время переполоха.

Залезли в палатку. То ли все перевозбудились, то ли ветер здесь странный, но чудилось, что кто-то ходит рядом с палаткой, шебуршит мешками. Женя даже вылез посмотреть, но ни кого не увидел. Решили назвать это шебуршавчиками. Они сопровождали нас практически все путешествие.

Наш

И командир сказал перед сном, ни к кому конкретно не обращаясь: "А ветер-то встречный..."

10 августа, суббота
Около 9 часов (уже перешли на местное время) народ начал просыпаться и вылезать из палатки. Утреннее умывание было совмещено с утренним омовением (пример подала Марина). Погода и не думает портиться - солнце и тепло. Народ расслабленно копошится, сворачивая лагерь и собирая судно, настолько расслабленно, что каждый успевает (кому хочется) набрать не по одному кг этих блестящих камушков, а девушки успевают еще напечь лепешек на обед.

Все, обед съеден. Идут последние минуты сборов. Ну, в добрый путь!.. и все, кроме Марины с Женей идут по берегу пешком, а Леха работает "бурлаком на Байкале" - тянет нашу галошу - не зря командир вчера бурчал что-то про встречный ветер. Пройдя, таким образом, около километра, шокировав своими действиями всех близлежащих, близстоящих и близсидящих местных отдыхающих - никто не остался равнодушным - всем мы попозировали - кому перед фотоаппаратом, а кому и перед видеокамерой, решили-таки поплавать. Погрузились на катамаран и начали закладывать галсы... Проплыв километра два перпендикулярно берегу, заложили первый галс, потом второй и третий... Подвижка была, но очень и очень небольшая. А ветер дул и дул... встречный.

Пока шли по берегу, было жарко, и поэтому на воду никто толком не оделся - как шли в купальниках, так и сели. Оказалось, что к вечеру на воде не то, что не жарко, но даже холодновато как-то. Кроме того, были какие-то волны, и всем хоть понемногу, но подмочило "репутации". Очередной галс решили заложить подальше от берега, чтобы все-таки обогнуть тот мысок, рядом с которым крутимся уже около 3-х часов (м. Хадарта). И ура! это нам удалось! Мы его обошли, и бегом, бегом до первого пригодного для ночевки местечка. Дров здесь, правда, не было, за ними пришлось отмотать около 1 км (только "туда"), зато согрелись. Песни под гитару у костра петь, почему-то не захотелось...

Народ начал жаловаться на приболевшие горлышки, и Марине пришлось открыть аптечку на предмет их пополоскать.

Это - рассвет

11 августа, воскресенье
На долю дежурных выпала торжественная встреча рассвета. А рассветы здесь - что-то необыкновенное и фантастическое: темно, серо и вдруг все становится пурпурным и выкатывается из-за горизонта малиново-пылающий шар, по темно-лиловой воде бежит сверкающая расплавленной медью дорожка прямо к нашим ногам.

Беломраморный остров

Завтрак проходил под дикие вопли чаек, похожие на истерический смех сумасшедшего. Опять сборы, опять ветер - встречный (это уже не смешно!), и выходим в открытое озеро. Вчера нас поразили два островка километрах в трех от берега. Они сверкали странной белизной. Решили сплавать и посмотреть, что же это за чудо света. Оказалось - они и вправду чисто белые. Это просто мраморные скалы, т. е. скалы, целиком состоящие из чисто-белого мрамора. Где-то в этом месте на дне Байкала до сих пор покоятся две ложки - Иринина и Маринина. Ирина за чем-то полезла в клапан рюкзака, где находилась их посуда. Одна ложка проскользнула между пальцами и благополучно пошла на дно. Марина намекнула, что надо бы быть аккуратнее. "Хорошо, буду", - сказала Ирина и... тут же утопила вторую. Это событие произошло, когда первая ложка еще не достигла дна.

До обеда мы мужественно галсировали (периодически на веслах) и догалсировали к обеду до Курминских озер (прошли ну очень немного). Из-за обилия полосатых камешков назвали это местечко "Коса полосатых камней".

После обеда экипаж "взбунтовался" - бурлачить все-таки быстрей, да и интересней, чего уж греха таить. Опять Леху впрягли, Марину посадили на весло - отгребаться от берега, а остальные просто пошли вдоль берега по блестящему галечнику. Все встречные поперечные (а их там было!) опять выбегали, кто просто на нас посмотреть, кто - дать "добрый" совет, кто запечатлеть для потомков столь странную (от слов странствие и странности) компанию. Но все почему-то считали своим долгом указать нам, как мы похожи на "бурлаков на Байкале". К вечеру Леху уже мутило от этого словосочетания.

Дошли до мыса Улан-Ханского и решили там заночевать. Выбрали симпатичное местечко - неширокая галечная коса завершалась небольшим откосом (метра 2) и дальше - обширная поляна, поросшая редким лиственничным лесом. Прямо на самом галечнике у берега рос куст смородины. Такой выдался чай!..

К ночевкам всемером в двух комбайнах и одной палатке уже более-менее притерпелись, осталась одна проблема - усыпить "деток": то кого-нибудь на "хи-хи" пробьет, то сразу несколько шебуршавчиков у палатки забегают… На этот раз нам долго не давала уснуть Марина, но уже не шебуршавчиками. Ей показалось, что наш катамаран уносят, и просила посмотреть (как обычно, она нашла эксклюзивный вариант).

Как мы прятались от дождя

12 августа, понедельник
Вместо "доброго утра" народ интересовался друг у друга самочувствием. Леха опять спугнул попутный ветер (он, похоже, наша "ворона", в смысле - каркает: как скажет, что дует попутный ветер (как будто мы сами не видим!), так через 5-10 минут он (этот пресловуты попутный ветер) или стихает, или меняется на полностью противоположный - и так каждый день!!!). Идем пешком. На веслах Ирина, бурлаком работает Леха. Собственно говоря, нам это даже нравится - такая красота тут, такие камушки и коряги - есть, что потрогать руками, на что полюбоваться. Но далеко убурлачить не получилось: начался дождь. Он оказался несильным и недолгим, но мы-то этого не знали и живописно расположились под лежащими на берегу огромными корягами. Когда дождик перестал, и выглянуло солнышко, мы продолжили нашу увлекательную экскурсию вдоль Байкала. Гуляя таким макаром мимо лесочков, по дороге насобирали опять-таки маслят (2 полных кулька). Прошли по беломраморной косе. Вся галька на ней - это обкатанные голыши белого и розоватого мрамора. И так - метров 500, полукругом вдоль небольшого заливчика. Мы естественно не удержались и искупались здесь.

Незадолго до обеда на весла села Ольга. Остальные поимели сомнительное удовольствие полюбоваться на прибитую к берегу неживую нерпу.

Обедали недалеко от мыса Ядыртуй. Купались все. Серега обнаружил в луке вкус шверта…

После обеда чуть было не отправили Ольгу одну в автономное плавание. Дело было так. Обходили какой-то скромный мысок, окаймленный не галечником, а мелкой болотинкой, которую никак не обойти идущему бечевой. Решили доверить эту важную задачу Ирине с Серегой, обутым в сланцы. И вот все остальные, обошедши эту болотинку стороной, бессильно смотрели, как Серега чуть ли не ныряет за упущенной веревкой.

Через некоторое время ему пришлось-таки искупаться в одежде, когда поплыл чей-то плохо привязанный спасик.

После этого Женя долго еще ругался по поводу нерасторопности команды, но даже его бурчание не смогло сильно испортить общее настроение.

Где-то здесь мы видели мертвую белочку в воде. Видимо местную живность нам будут показывать в таком виде...

Физическая работа, похоже, благотворно влияет на настроение, по крайней мере, Женино. Во всяком случае, когда мы остановились на ночь в широкой безлесной ложбине, где-то в районе г. Зундук (и лишь на самом берегу росло три сосны), он уже был похож на человека.

13 августа, вторник
Из-за проблем с будильником, общий подъем получился не в 7, как обычно, а в 8. И опять этот Л-л-ле-ха спугнул попутный ветер... Стоило только каркнуть... Заткнуть ему, что ли рот?.. В этот раз попутный ветер сменился на попутный штиль, и целый час мы дружно лопатили на веслах. Командир доволен - хорошо прошли. Но все кончается, закончился и штиль. А ветер подул, естественно встречный. Началась бурлачка. Ирина на веслах, Женя попеременно с Лехой "бредут бечевой". Где-то по дороге нашли стеклянную бутылку. Решили заложить в нее записку и отправить плавать по Байкалу. А вдруг... А еще Серега нашел среди камней кошелек с деньгами - 347 руб. с копейками.

Показался мыс Зама. Издалека казалось, что весь он окаймлен белым галечником, т. е. его можно обойти пешком, и там нет скал, обрывающихся в озеро. Но не тут-то было. К обеду дошли до крайней точки нашей пешки. Дальнейший путь возможен только водой.

Решили здесь отобедать. Для чая насобирали шиповника - крупного, спелого. А в это время Ольга нашла некие ягоды, попробовала их и только после этого принесла их на экспертизу. Экспертиза их не признала. На всякий случай Ольга получила большую дозу активированного угля.

Обед закончен, надо плыть. Сильный встречный ветер, приличная волна. Уж мы и галсировали, и гребли, опять галсировали, опять гребли... И так до 9 часов вечера (обычно вставали на ночевку в 8 часов). Даже пристать в туалет было негде - отвесная скала. Но мы все-таки обошли этот самый мыс Зама, прошли одноименный рыбацкий поселок. Ветер стих. Штиль. Потом еще с полчаса гребли через залив к берегу. Общее состояние - как в первый день плавания к вечеру: холодно, мокро, заначки закончились, задница квадратная и очень куда-то хочется... В районе 9.30 причалили, куда ни попадя, лишь бы получилось катамаран на берег вытащить. Дров опять нет, а мы уже привыкли, что дрова в виде плавника в достаточных количествах ровными рядками разложены вдоль берега, и даже перестали доставать пилу и топор и ходить в лес. А тут и леса нет. Так что после разгрузки катамарана, самое важное (жизненно!) - дрова. Разбрелись, немного все-таки насобирали плавника. И вот на нем и на сухой траве (можно сказать на воздухе) готовили ужин. Потом кто-то притащил большую деревяшку, и стало совсем хорошо.

Сегодня мы наконец-то вышли из Малого моря в открытое озеро.

14 августа, среда
Солнце. Тепло. На озере полный штиль. Для нас он попутный, по крайней мере, по сравнению со встречным ветром. Гребля наконец-то упорядочилась - 10 минут на пару (у нас собой всего два весла, но, как оказалось, больше и не надо - плывем не очень быстро, зато без остановок). Штиль и жара. Жара и штиль. 10 минут гребешь, 20 минут отдыхаешь, пока гребут другие две пары. Пора бы уже и обедать, а пристать некуда - скалы. Гребем. Ура! Вот оно вожделенное пристанище - пусть маленькое - всего 3 на 3 метра. Это началась череда небольших каменистых пляжиков, сменяющихся отвесами, уходящими в воду.

Чалимся. Обнаруживаем, что если на предыдущей стоянке дров было мало, то тут их нет совсем. Костер жгли на высохшем диком луке гигантских размеров (его же, только зеленый добавили в кашу) и сухой траве... Но самое странное, что к тому времени, когда дрова все-таки были найдены (пришлось траверсировать почти всю череду этих пляжиков и скал между ними), обед был уже готов.

Вода обалденная - необычайно спокойная, гладкая, ни волн, ни ветра, жара, а, следовательно, в воде перманентно кто-то находится. Покайфовав в этом раю часов до 5, двинулись дальше.

На катамаране общими усилиями была составлена, написана, запечатана и отправлена бутылка с запиской следующего содержания:

"Отправлена в автономное плавание 14.08.02 года командой из 7-ми человек весельного парусника на бурлачной тяге. Наш маршрут: Пермь - Иркутск - Сарма - Северобайкальск - Пермь". Ходовое время 15 дней.
Можете нам написать, наш e-mail: all-perm собака yandex.ru
Напишите нам, пожалуйста".

Тогда мы еще не знали, что не сможем дойти до Северобайкальска.

Сегодня наконец-то в ход пошла гитара, а то валялась с поезда ненужным грузом. А с ней и грести как-то веселее.

Дело шло к вечеру. Обогнули очередной мысок. Увидели симпатичную галечную косу. Решили - пора чалиться. Сегодня опять удалось прогуляться по окрестностям (кроме дежурных). Взобрались на какую-то горушку. Вид на Байкал сверху - это что-то особенное.

Пока народ гулял, Серега все-таки решил порыбачить. В результате у него почему-то отцепилась какая-то "бомбочка" и ему пришлось надеть спасик и нырять за ней. Бр-р-р!

А ночка выдалась еще та. Задул дикий ветер, причем так задул, что Женя проснулся оттого, что наш катамаран без посторонней помощи продвигался к воде. Палатка напоминала надувшийся парус. Ту ее сторону, в которую задувал ветер, укладывало на нас. Пришлось встать, загрузить катамаран камнями и укрепить оттяжки.

15 августа, четверг
Утро ничего не изменило - все тот же дикий встречный ветер. Выходить в плавание в такой ситуации и при наличии нашего плавсредства - это уже довольно-таки безумная идея. Решили все-таки встать, позавтракать и собраться на всякий случай. Ольга сегодня до того "удобно" спала, что в итоге уползла из спальника нам в ноги, и ее не стали будить до последнего привязанного мешка.

Но часам к 11 ветер все-таки утих, и мы вышли в открытое море, но вдоль бережка. И сегодня нам повезло - целых 20 минут мы шли при таком замечательном ПОПУТНОМ ветре! Это было здорово. Потом он сменился на привычный встречный штиль, и все пошло своим чередом.

Прослушали концерт в Лехином исполнении - как обычно он халатно отнесся к важному делу - привязыванию своего рюкзака. И момент его отвязывания совпал с моментом Лехиной очереди на греблю. И когда командир обреченно-привычно сообщил ему, что так, вроде, не делается, нам с полчаса пришлось наслаждаться Лехиным монологом о том, как все его достали, что его никто не любит, все наезжают и вообще - высадите его прямо сейчас, он крутой, один дойдет... В результате Леха утопил свой ножик, и сам наполовину искупался прямо в одежде.

Прошли поселок рыбаков - Онгурен. Проплывая мимо одной из их временных летних стоянок, услышали призывные крики и увидели толпящихся на берегу мужиков. Так как все равно пора уже было остановиться на обед, причалили неподалеку. Кроме того, у командира уже давно была очередная "голубая мечта" - поесть рыбки (наш "рыбак" оказался всего лишь теоретиком), да и всем остальным было интересно - что же это за птица такая - омуль. Пока готовился обед, Женя отправился к рыбакам, на предмет потолковать. Переговоры прошли в теплой дружественной атмосфере и завершились удачно - завтра утром, как только снимут сети, у нас будет омуль в достаточных количествах.

Здесь, в районе поселка к самому берегу выходит болотистая низина, поросшая чахлым лиственничным леском, и вода в Байкале чуть ли не грязнее, чем в нашей Каме, только оттенок у нее не химический (рыжий), а черный (торфяной).

Доплыли до конца болотинки и у соседнего мыска стали на ночевку на виду у рыбаков.

И тут мы наконец-то познакомились с местными комарами, которыми всю дорогу запугивал нас командир. По размерам на Боинги они не тянут, зато количеством вполне напоминают вражескую армию. Но мы ведь запасливые, и на них у нас нашелся достаточный запас антикомарина.

А еще нас неприятно поразила местная крапива - она с виду не похожа на привычную нам, уральскую - невысокие растения, напоминающие чем-то нашу полынь, но жалятся так, что никакие штаны не спасают, и потом ужаленные места еще несколько часов очень сильно зудят. Пришлось поискать все досадные кустики и потоптать их.

Так как встали на ночевку достаточно рано - часов в 6, все, кроме дежурных отправились погулять дальше по курсу нашего плавания, в соседний заливчик. А дежурные пекли оладьи.

Вечером был концерт № 2. И опять - Леха. На этот раз он не пожелал лечь спать - ему приспичило до утра сидеть у костра и играть на гитаре (говорят, его спровоцировала Ирина, которая попросила Марину спеть всего одну песню). Все уже давно лежали в палатке, а Леша с Женей выясняли отношения где-то там.

Этот день был поворотным - было принято решение, что завтра мы начинаем двигаться назад. В противном случае наше путешествие при такой скорости продвижения (сильные встречные ветра не благоприятны ни для паруса, ни для весел) грозит затянуться до зимы или, в крайнем случае, до поздней осени. А на носу уже, говорят, осенние шторма...

16 августа, пятница
Все утро наблюдали за передвижениями рыбаков - они снимали сети. И вот около 10 часов они добрались и до нас. Дедушка-рыбак попался общительный, он рассказал нам, что все, погода закончилась, что уже начался "штормовой сезон" и что в это время волны вполне могут достигнуть высоты 2-3 метра, что... Но мы и так уже приняли решение. Забегая вперед, скажу, что с погодой было все нормально, просто разное отношение: что для местных - дождь, то для нас - "чуть покапало", было тепло и солнечно, но ветра несколько усилились.

Нет других слов - байкальский омуль

Взяли 20 кг омуля (рыбак сказал: "Хариуса берите без счета, а омуль - 10 руб./кг). Хариус у них не ценится - плохо хранится. Несколько часов занимались заготовкой рыбы - чистили, жарили, варили. Остаток - килограмм 10-12 - засолили. А так же ели ее родимую. Весь день дул замечательный - уже попутный ветер.

Собрались, сели на катамаран и около 4 часов дня отплыли на... встречном ветре (закон подлости продолжает действовать) и лишь около 18.30 подул попутный ветер.

Рыбой народ уже обкушался, была и уха из голов, и жареная рыба, жареная печень, икра. Остаток жареного омуля, который никто не смог уже осилить взяли с собой в плавание и нисколько об этом потом не пожалели. Весь вечер пришлось лопатить при несильном встречном ветре, народ проголодался и в минуты отдыха от весел приобщался к заветной миске.

За этот вечер прошли расстояние, которое, убиваясь против ветра, выгребали 2 дня. Попутный ветер - большая сила. На ночевку встали перед мысом Зама на очень красивой галечной косе, которая глубже переходит в лиственничный лес. На самой косе кроме невысоких зеленых кустиков имеются еще такие же невысокие, но красные кустики. Это какая-то высохшая кустистая трава. Вид просто фантастический.

Вчера, кроме решения двигаться назад, мы приняли еще одно - тщательнее выбирать места ночевок, и останавливаться только там, где особенно красиво (т. к. просто красиво на Байкале ВЕЗДЕ).

К ужину на десерт были оладьи с красной икрой. Икру ели ложками.

17 августа, суббота
Время у нас теперь есть, сильно мы никуда не спешим, поэтому подъем решили сместить на час вперед. На завтрак - уха из рыбьих голов.

Но опять с утра (по все тому же закону подлости) - штиль и гребля. Но через Заму мы все-таки перевалили, вошли в Малое море и к 3 часам добрались до места нашей первой бани. Его наметили еще на Онгурене. Это красивейшая бело-розовая мраморная коса сразу за мысом Зама, на которую в прошлый раз только полюбовались с моря, но не стали высаживаться из-за отсутствия времени, и которая с тех пор снилась...

Народ с каким-то странным предчувствием уже спрашивал: "А не рыба ли у нас на обед?" Но когда решили попробовать омуля на степень его просолености, только Оля с сомнением отнеслась к этой идее, но и она, увидев наши довольные физиономии, отбросила стеснительность. Рыба оказалась такой нежной на вкус...

Стоим на мраморном пляжике, берег сплошь усеян красивыми камушками нежно-розовых оттенков и ... змеиной кожей. Зато - чистая вода и полное отсутствие всякого прочего народа. Чуть подальше от берега - заросли красной смородины и кусты карликовой березы (практически впервые мы увидели здесь лиственные породы - в основном только хвойные - лиственницы и сосны). Будет из чего сделать веники. Полным ходом идет строительство бани. Пока Женя топит печку, девочки сооружают парадный выход из бани в небесно-голубой бассейн (Байкал) - бело-розовую лестницу из мраморных плит.

Баня получилась ничего себе, и мы еще долго купались, когда уже стемнело.

Шебуршавчики сегодня развили особо бурную деятельность: полночи они скакали по палатке. Днем же, если не врет Леха, шебуршавчик в виде хорька был замечен неподалеку от лагеря.

18 августа, воскресенье
Рассветы здесь все хороши. И сегодняшний не был исключением. Плюс общее неповторимое очарование местности - вся белая коса засверкала мириадами розоватых огоньков.

Наше рыбное дерево

Собирались, не спеша, разбирали баню. Пока суть да дело - немного подсушили рыбу. Наверное, многие слышали про хлебное дерево, а у нас оно было круче - рыбное. Отплыли довольно поздно. Ветер опять почти встречный. В связи с этим для большего километража решаем не останавливаться на обед, а взять с собой на кат сухой паек - орехи, курагу и прочую вкуснятинку. Но после утренней соленой рыбки и сух. пайков уже через пару часов народ почему-то жутко захотел пить. Поэтому все-таки решили тормознуться на мраморном пляжике, на котором купались по дороге вперед, и вскипятить чайку - ну и провозились часа полтора. Зато, какая там красота!

Отплыли, ветра не видать, не слыхать и не осязать. Задницы становятся квадратными, а кату уже грозит затопление сверху. Поэтому перешли на старый испытанный метод - бурлачество. Второй и предпоследний раз за все наше путешествие прошел дождик. Короткий, но мокрый.

Дело шло к 9 часам, а замечательного местечка для стоянки не видать - степь и болотина. Тут уже не до жиру - остановились в первой попавшейся лощинке. Но нам неожиданно повезло. Это местечко, выбранное поневоле, вошло в двойку лидеров по красоте наших стоянок. И тотчас же подул попутный ветер. Е-мое... Да такой, что катамаран на берегу срочно пришлось загружать камнями, так как ветер грозился либо унести его, либо сломать мачту, либо порвать парус, либо все вместе.

19 августа, понедельник
Подъем проходил неприятно, так как по крыше палатки отбивал мерную дробь дождик. Слава богу, он скоро закончился. Но ветер не утихал. Он был, вроде и не встречный, но и не попутный - перпендикулярный. Под таким ветром можно неплохо идти галсами. Одна беда - несколько сильный для нашего суденышка.

Чай, простоявший ночь, по-видимому, был настолько гадким, что мышь, попытавшаяся его испить, с горя в нем же и утопилась. А шебуршавчики существуют! А иначе кто же прогрыз пакетик с сухпайком, неосторожно оставленный Ольгой возле палатки?

Ко времени нашего отплытия ветер несколько утих, но его направление не изменилось (опять Леха каркнул!). Отплыли. Идем ходко (наконец-то), обходим узкую длинную галечную косу, выдающуюся в море километра на 1,5-2... И тут такое начинается...

Волны резко выросли до 1 м, на них появились белые "барашки", ветер усилился, его резкие порывы периодически угрожали перевернуть наше суденышко. Он не дает нам прорваться к берегу - отгоняя нас все дальше и дальше. Простое удержание курса стоит неимоверных усилий. Вода заливает оба борта. Ставим кат под минимально возможным углом к волне (чтобы только не перевернуло) и гребем, гребем, гребем... не двигаясь с места относительно продвижения вдоль берега, который сам по себе постепенно удаляется от нас. И все это происходит при яркой солнечной погоде, и на небе нет ни облачка. Просто свежий, несколько порывистый ветер от берега.

Подкачка гондол в этих условиях становится похожа на некий странноватый вид экстремального спорта, где наградой за достижение положительных результатов является жизнь. Серега, рискуя свалиться с ката, скачет как зайчик от клапана к клапану и ритмично работает "лягушкой" (гондолы спускаются постоянно - так ведь не было!), остальным некогда - гребут, гребут, гребут... Изобрели новый способ табанить: сесть задом наперед и грести вперед изо всех сил... Парус порвало по всей ширине в первые же минуты, и сейчас там такое окошко, о котором все мечтали с начала плавания (из-за паруса не видно!), но почему-то это никого не радует. Всем, как ни странно, хочется на берег, но оттуда в нашу сторону напирают воздушная и водная стихии, перебороть их пока не получается.

В один "прекрасный" момент нас поставило бортом к волне и ветру - шверт из положения "вниз" стал переходить в положение "лежа". И ему это почти удалось - изогнув укосину, он задержался в положении "45 градусов". Вовремя заметили, и, пока все остальные выправляли курс, Марина с Олей боролись со швертом и таки поставили его на место. Эти все неземные удовольствия с некоторыми вариациями продолжались часа 2-2,5. Потом ветер несколько стих, и мы наконец-то начали приближаться к берегу. Особо не выпендриваясь по поводу выбора местечка, зачалились, где прибило. Оказалось, что мы здесь уже были - обедали как-то на пути. Разожгли костерок в знакомом костровище, стали понемногу приходить в себя. Капитан скомандовал полную разгрузку судна. Разложили вещички ровным слоем на берегу - сушить. Зашили парус, выправили руль и укосины. И сказала Марина Ирине: "Вам-то хорошо, а у нас там дети были..."

После всего происшедшего решили еще искупаться (не хватило!). А что - тепло, солнышко светит и греет, дует замечательный, такой ласковый ветерочек... Сделали пару кадров: "Потерпевшие кораблекрушение", но разве кто-то поверит... Идиллия.

Но пора уже подыскать местечко и для ночевки - здесь стоять нельзя. Галечная полоска неширока, затем обрывчик метра 3, а дальше - открытая степь. Если будет ВЕТЕР, нас унесет куда-нибудь на фиг. Плывем (гребем, ветра нет). Прошли ту бухточку, где Серега нырял за спасиком. Немного дальше - классное местечко - широкая галечная отмель и несколько сосен. Женя скомандовал: "Убрать шверт". Марина с Олей занялись этим делом. Марина выдает, Оля тянет. И вдруг веревка обрывается, и Оля уже плавает за бортом. Женя вылавливает ее. Всех тут же бросает в холодный пот - а могло ведь оборваться во время нашего утреннего приключения... Последствия были бы весьма непредсказуемыми.

Завтра решили устроить дневку и по этому поводу поздно легли спать. Наконец-то были песни у костра на полную катушку.

А Ольга, как обычно, устраиваясь спать к нам в ноги, доброжелательно предложила Лехе (самому длинному): "Да ты протягивай ноги, не стесняйся..."

20 августа, вторник
Дневка. Решили взойти на близлежащую вершинку. Народ разделился на две группы. Первая группа, Оля, Юля и Серега, отправились на восхождение после завтрака. До вершины они не дошли, но по возвращении рекламировали виды окрестностей сверху, количество местных дятлов и зайцев.

В это время оставшиеся активно занимались отдыхом - купались, загорали, ели рыбу. Кроме того, готовили обед.

После обеда группы поменялись местами. Марина, Леша, Женя и Ирина отправились покорять выси. Восхождение им удалось, они даже нашли на вершине тур и оставили там записку. Собрали брусничник для чая и благополучно забыли его наверху. Притащили в лагерь несколько экзотично изогнутых коряг.

Вечером доели-таки последнего омуля. А когда дежурство перешло к Олиной команде, первым делом она скомандовала Сереге приготовить дрова на завтрак.

И сказал командир перед сном, ни к кому конкретно не обращаясь: "А ветер-то весь день попутный..."

21 августа, среда
Похоже, что дежурные сегодня проспали. Во всяком случае, общий подъем произошел на час позже, чем было запланировано.

Около 10 часов мы гордо отплыли на веслах. Попутный ветер (по закону подлости) остался во вчерашнем дне. Около часу дня встали на обед в негустом лиственничнике (за это время прошли всего около 7 км - заставляет задуматься, не правда ли?), рядом с остовом чьей-то бани. Пока дежурные занимались обедом (нет, не ели, а готовили) родилась в светлой командирской голове ИДЕЯ - а не сделать ли нам еще одну баню? А что, время еще есть - впереди еще целых 4 дня, а плыть всего лишь до Ольхонской переправы, успеем. Решено: остаемся и делаем баню! Пока Женя топил печку, Марина неутомимо рыскала по окрестностям на предмет поиска полиэтиленовых залежей, т. к. для этого каркаса наших личных запасов маловато. И самое странное, ее поиски увенчались успехами. Почему-то из всего мусора, который перетаскивает Байкал из людных мест, наибольшая доля приходится на всяческий полиэтилен - начиная от маленьких пакетиков и завершая небольшими кипами. Видимо, местный люд не утруждает себя столь сложной задачей - убрать за собой мусор

Банька получилась просто отменная - жаркая, вместительная.

22 августа, четверг
Утро началось с криков: "Кто съел мой сухпаек?!" Долго голову ломать не пришлось - конечно же, это были шебуршавчики. За завтраком как обычно обсуждалось ночное количество Серегиных локтей, коленок и прочих частей тела.

До обеда опять шли на веслах после небольшой бурлачки. На обед расположились на косе полосатых камней около дырявых скал, напоминающих гигантских "куриных богов".

На заднем плане - ущелье Сарма - самое страшное место на Байкале

Дальше - Сарма. После обеда, как ни странно, наш парус надувался попутным ветром, поэтому шли ходко. Долетели до мыса Сарма, но так как дело шло к вечеру, решили его не обходить, а остановиться на подходах.

Мыс Сарма представляет собой обширную долину реки Сармы, вытекающей из ущелья Сарма. Это огромная заболоченная безлесная долина выдающаяся далеко в море. Причем только в самом начале пути она окаймлена галечником, дальше же болота подступают к самому берегу, и в любом случае их надо обплывать.

Остановились на открытом месте (а там и нет других мест), на галечнике. Ольгу с Лешей отправили в поселок на предмет закупки некоторых продуктов. Через 3 часа они вернулись с хлебом, чаем и печеньем и поведали нам о местных ценах на рыбу - 80 руб./кг (здесь уже пошли места, активно посещаемые местными отдыхающими).

Ночка выдалась ветреная. Мыс голый, и ветер шляется по нему, где и как захочет. В эту ночь он заглянул к нам на огонек, да так заглянул, что палатка гнулась, трещала, укладывалась на лица и хотела сбежать. Пол ночи бегали, загружали кат камнями и укрепляли палатку.

23 августа, пятница
Погода как ночью - солнца не видно, а ветер и не думает утихать. Вставать не спешим - все равно плыть нельзя. Но все-таки встали. И пока готовили завтрак и собирались, стало проглядывать солнышко.

Вышли опять-таки на бурлачной тяге под выстрелы охотника, который подстрелил утку. А солнышко, видимо, до сих пор не может привыкнуть к нашим странностям. Вот и сейчас оно с любопытством начало подглядывать из-за облаков за нашей процессией.

Шли мы, шли, пока не уперлись в топи. Около этих топей стояла семья отдыхающих (рыбалка, охота). На предмет поговорить о том, как нам лучше выбираться, отправили к ним Женю. А сами подставили окончательно вылезшему солнышку свои еще не сгоревшие части тела. Через полчаса Женя двинулся обратно с каким-то большим мешком в руках. Не знаем до сих пор, что Женя им наговорил, но мешок был полон продуктами для "бедных туристов" - пол-арбуза, яблоки, картошка, помидоры, огурцы, зелень, пряники... Обед вышел пикничный. А соседи еще пару раз подходили и подносили гостинцы.

Погода совершенно образумилась. Но мы решили не испытывать терпения ветра сармы, неожиданно вылетающего из ущелья Сарма и бесконтрольно хозяйничающего по долине реки Сармы (самого страшного ветра на Байкале), и поэтому далеко от берега не отплывали. Недолго даже удалось поплыть под парусом. Потом ветер закончился, и началась привычная гребля.

Причалили на ночевку уже в зоне, "густо населенной" местными отдыхающими. Здесь на каждые 300-500 метров имеется даже по белому домику. Все чайки, которых мы видели до сих пор, не идут ни в какое сравнение с теми, которые гуляют тут. Они не только ЖИРНЫЕ, но еще и людей не боятся: кинешь в них камешек, а они еще и ныряют за ним - думают, что-то съедобное.

Засыпали по песни Аллы Пугачевой. Все. Цивилизация.

24 августа, суббота
Пугачева, слава богу, замолкла, и дует замечательный попутный ветер - то, что надо! Поставили парус, отчалили и плыли, радуясь жизни, целых 30 минут. Затем наш ветер, дувший все замечательное утро, пока мы вставали, завтракали и собирались, стих, и начался полный штиль. Но нам осталось не так уж и много плыть - конец залива уже виден, и к обеду мы дойдем до него. И на самом деле, к обеду мы были на месте. Последний раз за это путешествие мы вытащили кат на берег и разгрузили его. Осталось только высушить его хорошенько, разобрать и упаковать в дорогу. Все, завтра мы выйдем на дорогу, поймаем машину и уедем в Иркутск.

Достали "парадную" одежду, перебрали рюкзаки и оставшиеся продукты. Вечером совершили паломничество к озеру и закидали его монетками. Желающие совершили ритуальное омовение, благо было тихо и тепло.

Сегодня завершающая ночь, поэтому мы устроили прощальный вечер с сухпайками и шоколадом и до упора сидели у костра под гитарные переборы.

Перед сном, как обычно, Ирина с Юлей провели 15-минутную церемонию хихиканья над Серегой. Серега злился или делал вид.

25 августа, воскресенье
Настал день, к которому мы готовились еще дома - у Лехи сегодня день рождения. За завтраком торжественно всучили ему домашние заготовки - настоящий парадный офицерский ремень, девчонки (Ирина с Юлей) нашлепали ему на камуфляж нашивки из серии "Про крутых черепашек". Всю дорогу к этому событию мы надеялись, что Леха у нас не только самый крутой, но и обладает хотя бы некоторыми зачатками чувства юмора. Обошлось. Если он и обиделся, то очень старательно это скрывает.

Собирались недолго. Пришлось челночить, так как баулов было несколько больше, чем нас самих. Перевалили через "холмик" и вышли к дороге. Челноком прошли еще пару километров до пересечения двух дорог: которая идет от Ольхонской переправы и которая идет от Сармы.

Наш крытый грузовичок поймал нас, как только мы подошли к развилке. Первую половину пути мы ничего не видели (задник был закрыт, да и так пылища проела все глаза). А затем мы выехали на бетонку и нам открыли задний проход, но видеть уже ничего не хотелось, так как все спали (походная привычка: засыпать в любой позе, под любой звуковой фон, в любое время).

Прибыли в Иркутск, без проблем и очередей купили билеты на ближайший поезд - им оказался Владивосток - Москва. Поезд опоздал на 1,5 часа, так что Иркутск мы покинули в 2.30 ночи.

Наша мисс летописец

Так творилась "Байкальская летопись"

Ехали в вагоне, туалеты которого, цитирую: "Не работают во время стоячки". Ирина с Юлей довели-таки до кондиции Серегу с Лехой. Наверное, надолго отбили у них охоту общаться с девушками. Зато у братцев наконец-то проснулась братская любовь, которая где-то так беспробудно спала, что мы ее и не видели. Они объединились и сплотили свои ряды против общего врага. Надолго ли?

Выводы

Главный: ходить по Байкалу на парусных суденышках нашей категории можно. Но для этого желательно соблюсти следующие условия:

1. Идти надо не с юга на север, а, наоборот, с севера на юг, так как преобладающие ветра дуют с севера.
2. Время путешествия лучше всего планировать на июль - середину августа. Причем в середине августа надо заканчивать маршрут. Это объясняется тем, что в июле - начале августа ветра на Байкале достаточно устойчивые, ровные, погода замечательная. А с середины августа начинается штормовой сезон. Ветра изменчивые, порывистые и сильные.

Тоже важный: погода над Байкалом просто замечательная, даже когда по местному "уже холодно".

Еще один: очень хочется все-таки пройти маршрут, но уже от Северобайкальска до Листвянки с заходом на г. Черского. Надеемся, что если не следующим летом (на него у нас уже другие планы), то хотя бы...