АКЧИМ, 20-22 МАЯ 2005

 
ОПИСАНИЕ | ФОТО   Участники
Просмотров: 4210  |  размещен 12.12.2005
Ещё дневники этого автора
 

Акчим – приток Вишеры. Летом Акчим маловоден. Сплав по нему возможен всего один месяц в году - в промежутке межу 15 мая и 12-14 июня. Подъезды к началу маршрута весьма затруднительны. Последние 20 км проходят по разбитым лесовозным дорогам и выводят к полуразрушенному мосту через Акчим. Если отсюда начинать сплав, то еще не все потеряно – впереди ждет 8-10 километров веселенькой шиверки (40 минут ходового времени), тянущей на хорошую троечку. Однако если найдутся мужественные и бестрепетные герои, которые с полной выкладкой решатся пересечь мост и упереться со всем барахлом еще выше против бурного течения Акчима насколько хватит сил и юного энтузиазма, то их ждут незабываемые впечатления, как от самой пешки, так и от короткого, но емкого и быстрого сплава, изюминкой которого станут хорошие троечные пороги.
У нас такие ненормальные герои еще встречаются… Рассказывает Женя – предводитель и идеолог.


А ВОТ НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД…

дневник похода: Акчим, 20-22 мая 2005

Акчим - это название мы впервые услышали весной прошлого года. О нём взахлёб рассказывал всеобщий друг Дима Черепанов, причем рассказывал, демонстрируя заманчивые бурные кадры. Не сходить на такой замечательный Акчим было выше наших сил. И мы сходили – уже в прошлом же году. Нам так понравилось, что тут же решили вернуться сюда через год.

Вот и снова весна. В конце апреля – Ревун, в начале мая – Катунь, а в конце мая – Акчим. Такого напряжённого графика наши старые кадры не выдержали, и на Акчим пошли трое совершенно новых в нашей компании людей (Сергей, Алексей и Ольга) ну и я, понятно. Сергей и Алексей до этого никаких порогов не видали, а Ольга вообще второй раз на воде (впервые она попала на воду в прошлый выходной – немного покаталась на парусном катамаране, но это совсем другая история).

ОЛЬГА: Когда мне предложили пойти прокатиться (как сказал Е. М.) на кате по «хорошей» (“горной” - Е. М.) речке, я ушам не поверила. Я же ни разу ни куда не ходила и не ездила. Что брать, собирать?

В нашем распоряжении три дня. Замысел простой: в первый день поднимаемся вверх по Акчиму, выходим к месту старта и собираем катамаран, во второй - проходим пороги и сплавляемся до нежилой деревни Нижние Родники, а в третий к одиннадцати часам доходим до автомобильного моста в устье Акчима, сворачиваемся, садимся на машину и возвращаемся.

Собирались, как обычно, в последний день, на удивление ничего не забыли и даже выехали на пятнадцать минут раньше намеченного срока. Дорогой ничего особенного не происходило. В 11 часов проехали Красновишерск и грустно попрощались с асфальтом. Проезжая мимо Помянённого, упорно пытались разглядеть его на фоне ночного неба. До Мутихи дорога не сахар, но последние километры до отворота на лесовозку превзошли все наши ожидания. Уж на что наш водитель – тертый калач, но рубеж скорости в 20 км в час здесь даже ему оказался не под силу.

ОЛЬГА: Я сидела рядом с водителем. Хорошо, что из салона машины плохо видно, что делается под колесами, а то домой не я одна вернулась бы с мелированием. Но наш водитель был настоящий ас, так лихо он выскакивал из всяких дорожных ловушек, просто загляденье.

Лесовозная дорога сама по себе оказалась не такой уж страшной, как прошлым летом. В этом году лес здесь возили зимой, и дорогу не разбили. Сухой и тёплый май высушил почти всю грязь. Правда, перед одной огромной лужей водитель минут десять ходил кругами и щупал палкой дно. Пришлось включить передний мост. А так все было очень даже ничего себе, только мостики через ручьи и маленькие речушки пришли в полный упадок, то есть совсем упали. Перед нами кто-то сюда ездил на Ниве, и в провалы мостов накидали всяких палок и брёвен. Им этого хватило, но наша машина тяжелее (грузопассажирский УАЗик-буханка), каждый мостик приходилось брать с боем после детальной разведки, а последний штурмовать мы так и не решились. Благо до заветного моста через Акчим оставалось метров сто.

Под глухой рев воды где-то впереди, прямо на краю дороги, ставим палатку и ложимся спать. Об ужине и думать не хочется, перекусили в дороге. Четыре часа ночи.

День первый – 20.05
В восемь часов утра выбираюсь из палатки. Утро просто сказка. Солнце уже высоко, и на небе ни облачка. Вдоль дороги течёт ручеёк. В лесу поют птички. Повсюду пробивается молодая изумрудно-зелёная травка. На деревьях листики ещё совсем маленькие. Воздух по северному прозрачен и свеж.

Вскоре из палатки вылезает Алексей, и на пару мы готовим завтрак. Как только в котелках закипела вода – будим остальных. Завтрак с остатками дорожного перекуса едва съедаем. Начинаем расталкивать по рюкзакам барахло. У меня рюкзак самый большой, на 120 литров. Натолкали в него от души, а сверху еще привязали два спасжилета. Этого монстра мужики всю дорогу потом вдвоём на меня весили.

ОЛЬГА: Как жаль, что мы не догадались сфотографировать этого человека-гору. Мне кажется, что сверху было больше рюкзака, чем снизу Жени, а еще и в ширину полтора его. Это надо было видеть.

У Алексея мешок на сто литров. Набив его до упора, сверху привязываем детали каркаса. Мешок Сергея не выдерживает никакой критики: старый, маленький и неудобный. Приходится сверху привязанной пенки взваливать мешок с чехлами. Кроме того, у Алексея и Сергея в руках связки труб и вёсел.

Через 100 метров после старта первое препятствие – мост через Акчим. Настил сгнил и в центральном пролёте левым краем провалился. Продольные балки тоже сгнили, качаются под ногами, да ещё вверх из них торчат стальные штыри, а внизу бушует мощный поток.

ОЛЬГА: Посмотрела я, как Женя переходит этот мост (он пару раз запнулся за штыри), и вот тогда-то я первый раз и схватилась за голову. «Мама дорогая, что я делаю! Зачем мне все это надо! Я не смогу! Я упаду! А-а-а-…»
Ну, ладно. С Богом. Перехожу. У меня не просто все замерло внутри, оно все умерло! Обнаружив себя уже стоящей на другом берегу, долго переводила дыхание и приводила в порядок двигательные функции - руки и ноги тряслись так, что в пору было бы встать на четвереньки - так я шла бы намного ровнее.

В общем, штурм моста и фотосессия занимают минут двадцать, затем снова проза жизни – рюкзаки, трубы, вёсла и вперёд по дороге.

Короткими перебежками продвигаемся дальше. Здоровья хватает от силы минут на 8-10. За четыре перехода взбираемся на первый взгорок. Пытаемся определить направление дороги и примерно прикинуть, куда она нас заведёт. У нас на всех два компаса, но оба далеко. Вычисляем азимут на солнце и ориентируем карту. Результаты ориентирования не радуют: дорога уходит от Акчима под углом около 45 градусов. Впереди верховья большого левого притока. Вокруг вырубки поросшие молодым березняком. Решаем все-таки идти по дороге - это много проще, чем по вырубкам. А вдруг за очередным пригорком она повернёт, куда нам надо.

ОЛЬГА: Идти тяжело. Останавливаемся часто, чтобы не умереть под рюкзаками. По обочинам заманчиво звенят ручейки, они так и манят посидеть около них, отдохнуть в тенечке. Видимо мы забрались уже достаточно высоко, потому что в тени стал появляться снег. Классно! Я залезаю в него голыми ногами. У-ух ты!
После каждого отдыха, ребята вдвоем снова одевают Женю в рюкзак. Очень тяжело это видеть, сознавая, что помочь им ничем не могу.

Спускаться немного легче. Проходим мимо развалин небольшого посёлка лесорубов, по провалившимся мосткам переходим небольшую речушку и лезем на следующий пригорок. Еще через два перехода, натыкаемся на левый отворот. Останавливаемся провести разведку и обсудить ситуацию. Левый отворот явно выходит к Акчиму, но мы выйдем на него ещё до обеда, а идти вдоль берега тяжело. Хочется подняться как можно выше. Во время разведки набираем полведра строчков, весенние грибы - это здорово. Идём вперёд в надежде на удачу.

Еще через пару переходов дорога поворачивает вправо, ещё дальше уходя от Акчима. Левый поворот вновь вселяет надежду, но, пройдя широкую котловину, дорога коварно заканчивается на склоне Золотого камня. Приехали! На курумнике располагаемся обедать.

Вырубка, поросшая молодым вторичным лесом, здесь заканчивается. Склоны Золотого камня покрыты нетронутой тайгой. Местами здесь ещё лежит снег. Всюду по склонам текут ручьи. Под нашим курумником тоже течёт ручей, слышно его журчание, но вода где-то очень глубоко. Между камнями разводим костёр, чистим грибы, осматриваемся и решаем, как быть дальше.

ОЛЬГА: В обед Женя выдал нам какие-то “грибы-монстры”, сказал, что это надо сварить с кашей и съесть.
“Это” я ни когда в своей жизни не видела, не говоря уже о том, чтобы “это” есть. Но, поверив ему на слово (я, говорит, полжизни ем только их), мы уговорились. Чистить их оказалось очень быстро - сполоснул под водой и все, можно резать. А резать и того лучше - только ножки, а все верхушки выкинуть. По вкусу они как в анекдоте, про сало - сало и есть сало, че его пробовать, т. е. грибы, как грибы.

После обеда жизнь уже не кажется такой тяжёлой. Даже небольшая гроза не портит нам настроения. У Алексея работает сотовый телефон. От переполнения впечатлениями (чтобы не лопнуть) звоним на работу, но Марина куда-то ушла, а Женя не в состоянии понять нашу радость. Но все равно, рассказываем ей, до чего же, оказывается, жизнь хороша! Она делает вид, что верит нам.

Пообедали, осталось только порешить, что же дальше-то делать. Сдаться и повернуть назад – не наш стиль, значит, идём вперёд, но к вечеру нам обязательно надо выйти к началу сплава (куда на Акчим сможем выйти отсюда – там и будет начало) и собрать катамаран.

Идти траверсом по некрутому склону вполне можно. Отдыхаем на поваленных деревьях, не снимая рюкзаков. Пересекаем несколько крупных ручьёв и через час упираемся в резвую речушку. Переходить её вброд неприятно: глубина выше колен, очень сильное течение и ледяная вода. Тут даже думать не о чём, надо идти вниз по берегу, пока не будет выполнено одно из следующих условий:

  1. или мы выйдем на Акчим;
  2. или можно будет сплавляться по этой речушке-веселушке.

Идти вниз вдоль берега значительно труднее. Появился густой подлесок и много упавших деревьев. Но деваться некуда, надо идти. Пересекаем ручейки и болотца, продираемся сквозь заросли и, наконец, выходим на берег уже солидного притока. Вот вам и брод в ледяной воде, хорошо хоть глубина не выше колена и течение не очень сильное. Пробуем найти упавшее через речку дерево, чтобы перейти по нему, но найденные лежащие деревья абсолютно не внушают доверия - скользкие и сильно качаются под ногами. Перспектива упасть с рюкзаком в воду не радует. Снимаем носки, закатываем штаны и в сапогах на босу ногу штурмуем водную преграду. Удовольствие ещё то.

ОЛЬГА: Да- а… Давненько у меня не было острых ощущений, аж с самого утра.
Хотела я как кошка перейти, где посуше или помельче. Не получилось. Пришлось идти уже проложенным маршрутом. Здорово! Полные сапоги ледяной воды, а ведь они у меня до колена. Зато освежает-то как! Ноги аж горят. Да-а, скажу я вам, поход это - тебе не грязным пальцем пуп царапать.

Брод задержал нас на полчаса, и снова пробираемся вдоль берега вниз по течению. Воды в речке вполне достаточно, но часто попадающие завалы делают надежду на сплав иллюзией. От усталости уже качает, но надо идти дальше. Всё чаще приходит мысль, что сегодня нам не дойти.

ОЛЬГА: Вслед за первым (а им стал Женя), в такт начинает качать всех. Я шла то последней, то предпоследней, периодически поднимая (нас и так немного), Леху и Серегу.
На последнем Лехином «привале», выяснилось, что мы уже на месте. Сбросили рюкзаки и сразу упали, почувствовав свою невесомость.

Ура! Акчим!

ОЛЬГА: Найти бы еще, где приземлиться с палаткой. Выбор небольшой - одна маленькая поляночка и та вся в кочках. Самая большая кочка на ночь - под спину, досталась по блату отцу-командиру.

Едва живые, готовим ужин, ставим палатку и собираем-таки катамаран. До темноты успеваем собрать каркас. План на сегодня можно считать выполненным. Катамаран доделаем завтра, правда, придется встать в шесть часов, но это завтра, а сейчас можно залезть в палатку и протянуть ноги. Палатка стоит у самой воды, поднимись уровень реки на двадцать сантиметров, мы поплывём. Надеюсь, что этого не произойдёт.

День второй - 21.05
В темноте не рассмотрев время с воплем: «Проспали», поднимаю народ полшестого, вместо обещанных вчера 6.00.

Небо в тучах. За ночь вода немного упала, значит, пороги стали менее интересными, но изменить это не в наших силах.

ОЛЬГА: Сели завтракать, тут выясняется, что мы идем с опережением графика на целый час! После вчерашней прогулки и столь раннего подъема, становится понятно, почему земля шатается.

Пока готовился завтрак, доделали катамаран и к девяти часам всё уже готово к старту. Начался мелкий дождик. Подгоняем сидушки, разбираем вёсла, договариваемся о командах и что делать во внештатных ситуациях. Ну, всё, вперёд.

ОЛЬГА: И вот тут, я схватилась за голову во второй раз. Вода кипит и несется мимо меня с огромной скоростью, а мне предлагают плыть по ней на какой-то надувной штуковинке! Нет-нет, без меня, пожалуйста! А подать сюда какой-нибудь большой корабль.
Однако на всякий случай, тщательно проверяю, как крепится сидуха, не выпаду ли я из ее. Вроде, держит. А-а-а…Была, не была.

В месте старта река шириной метров тридцать, глубиной сантиметров шестьдесят и с ровным быстрым течением. Здесь реку пересекает широкая просека со старой дорогой. Как нам потом рассказали, здесь раньше тоже был мост. От него остались лишь жалкие остатки на другом берегу. Сюда выводит тот отворот, которым мы не воспользовались вчера.

До моста, куда нас вчера привезла машина, около шести километров. Этот участок оценивается третьей категорией сложности. Для нашего судна это семечки. Главное не влететь с мостом. Заход под него осложнён камнями, а объятия одной из опор грозят поломкой судна и купанием. Это не входит в наши планы.

Вскоре после старта река сужается, и в потоке появляются большие камни. На наше счастье они все обливные. Бочки за ними не очень мощные, а валы не превышают метра. Наше лавирование не блещет изяществом. Несмотря на мои команды, каждый грёбет, куда хочет, а наши мысли и желания явно не совпадают. Где-то нам удается увернуться, ну а местами приходится улетать в сливы боком и задом.

ОЛЬГА: Ого! Такого у меня еще не было! Я еду! Меня катит! Ура! Я плыву!
И даже еще не утонула. Кажется, кто-то кричит что-то про "грести". Наверно, куда-то надо грести. А куда мы плывем? И как это рулить этим - тем, что у меня в руках? Ну что же, давайте попробуем.

Я быстро остался без голоса, и для объяснения маневров пришлось пользоваться веслом по голове, жаль только, что до левого переднего – Ольги, не удавалось дотянуться.

ОЛЬГА: Гребу. Странно, почему-то крики стали какие-то каркающе-надрывные. А…поняла, это Женя голос сорвал.

Вот и мост. Я планировал перед ним остановиться, но реальность сама скорректировала мои планы. Пытаясь причалить, мы упёрлись в большой камень у левого берега перед самым мостом. Это пришлось очень кстати. Мы перевели дух и, оттолкнувшись от камня, занырнули под мост, и благополучно его миновали.

ОЛЬГА: Ух, ты! Класс! А я еще хочу! Вернуться бы.
Гордость распирает меня на тысячу маленьких Олечек – я турист, я сплавлялась! И совсем не беда, что на мне нет ни единой сухой ниточки, и зубы стучат от холода (а, может, от страха?).

Дальше река стала проще, ещё восемь километров, и пороги совсем закончились. Под дождём и брызгами сухой одежды на нас почти не осталось. Остановились подсушиться и обогреться. У костра состоялся первый обмен впечатлениями. Пороги всем понравились, и никто уже не жалел, что вчера целый день тащились под огромными рюкзаками – оно того стоит.

Продолжающийся дождь мешал просушить одежду и, слегка согревшись, двинулись дальше.

На этом участке реки на берега наносит смытые деревья, образуя завалы. Здесь уже существенно глубже, и залёт в завал обещает переворот и прорывы гондол. После порогов купаться уже совсем не хочется. Крадёмся, останавливаемся на разведки, но упорно движемся вперёд. Вот и время обеда. Дождь прекратился. Находим не слишком удобное место, но искать дальше нет желания: сыро, холодно и голодно.

ОЛЬГА: Ничего подобного – место просто классное. Готовим обед. Серега как шаман, стоит над костром и колдует: «Солнышко появись, солнышко покажись». И наколдовал ведь! Вышло солнышко, сразу стало намного теплее на душе. Переоделись в сухое, поели, согрелись. Хорошо!

Пока готовим обед, тучи куда-то исчезают и на безоблачном небе, как ни в чём не бывало, светит яркое и тёплое, совсем летнее солнце. После обеда плыть совсем не хочется, но надо. Плывём. Река спокойна. Течение уже не то, приходится грести. До ночёвки надо отмахать около тридцати километров, вот и махаем (вёслами).

Проплываем Нижние Родники, можно вставать на ночёвку, но как на зло все хорошие местечки остались где-то позади. По правому берегу идёт дорога, могут появиться нежданные гости, а левый – сырой. Деваться некуда – плывём дальше. Наконец-то наша мечта сбывается. За очередным правым поворотом на левом открывается берег нашей мечты. Всего семь часов. Солнце. Тепло.

Не спеша, располагаемся. Развешиваем по деревьям одежки для просушки.

ОЛЬГА: Пока собирали дрова для костра, обнаружилось, что мы попали на какое- то звериное кладбище. Я нашла два чьих- то черепа на обглоданных кем-то костях. А еще, видела следы – в смысле отходы жизнедеятельности, медведя, я об этом ни кому не сказала, чтобы не пугать. Жутко.

Ужинаем и сидим у костра, беседуем. Редко в наших походах бывают такие тихие и спокойные вечера, но усталость берет своё. Разомлев после сытного ужина, засыпаем сидя у костра. Приходится заползать в палатку. Только Алексей остаётся сидеть, но и его сил хватает не надолго. Удивляться не чему, встали в половине шестого утра, и днём пришлось хорошо поработать.

День третий 22.05
Спать бы да спать, прекрасное, тихое, спокойное утро. Торопиться особо некуда, так ведь нет, выспался, все бока отлежал, приходится вставать. Утро действительно прекрасное. Поют птицы. Встаёт солнце.

Развожу костёр, готовлю завтрак, поднимаю остальных. Завтракаем, собираемся, уходим.

ОЛЬГА: Убрав утром палатку, мы обнаружили, что спали еще на одном черепе с костями. Точно какое-то кладбище.

Полтора часа и мы у моста. Машина уже стоит. Вот и всё.

ОЛЬГА: Из-за поворота показался мост. Печально, значит, уже приплыли. Я бы еще поплавала.


Всё хорошее быстро кончается. Вот и этот поход уже позади. Всего три дня, но как всё было хорошо. Мы долго будем помнить и провалившийся мост, у которого нас высадила машина, и последний снег в лесу, и бурную речушку, вдоль которой мы шли, и пороги Акчима, и ребят, которые были рядом.

ОЛЬГА: Да, очень жалко, что все так быстро закончилось. Слишком быстро.
Ребята молодцы. Хоть и на полусогнутых, но они шли вперед, при этом максимально разгрузив меня. Спасибо им за это.


Ещё дневники этого автора
Голосов: 10
ОПИСАНИЕ | ФОТО   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна