АКЧИМ-ВИШЕРА, 24-28 МАЯ 2007

 
ОПИСАНИЕ   Участники
Просмотров: 5307  |  размещен 11.12.2007
Ещё дневники этого автора
 


ПО ТЕЧЕНИЮ, НО СЛОВНО ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

дневник похода: Акчим-Вишера, 24-28 мая 2007

Предыстория
Как всякому горячему патриоту родного Пермского края, мне с детства было обидно… Всю жизнь меня мучил вопрос: А почему у нас нет нормальных «двоечных» речек, т.е. водных маршрутов второй категории сложности? Вот, возьмем Башкирию. Там Инзер, Нугуш, Зилим. Возьмем Свердловскую область – там не густо, зато один порожек Ревун чего стоит!

А у нас? Усьва, Вильва, Вижай. И то только в паводок.

И вот, настал июль 2006 г. Поход на Жом-Болок–Оку. Не то дневка, не то полудневка. Лежу я и греюсь на солнышке на лавовом полюшке посреди Восточных Саян и, как обычно, откуда-то с неба приходит в голову мысль. А что, если речку Акчим, с серьезными «троечными» препятствиями в начале, пройти полностью, да прибавить к ней низовья Вишеры? Спросил у Алексея, руководителя и большого спеца по всяким там туриковским классификациям. Тот сказал: да, самая что ни на есть двойка!

Вскоре вслед за июлем настал и апрель 2007 г. Старый замысел вспомнился и начал набирать ход. Но – набирать-то он набирал, но… все шло к тому, что поход не состоится. Даже после того, как он уже фактически начался. Судите сами.

Началось, понятное дело, с подбора группы. К середине мая набралось 4 человека – Юрий, Ирина, ее сослуживица Катя и я. Вроде бы все складывается нормально, но тут происходит…
Срыв 1, предварительный
За два дня до выезда выясняется, что Катю не отпустят с работы. Ни в какую. Срочно обзваниваю всех знакомых, но – никто не может: мол, куда Вы в такое время-то? Нормальные люди в походы либо в первомай ходят, либо летом, а Вы…

И вот, когда уже настал крайний срок для ответа на вопрос «быть или не быть походу?» - выручает Ирина. Оказывается, сослуживцев-походников у нее пруд пруди, и на нашу авантюру уже готова подписаться одна из них. Тоже Ирина.

Срочно договариваюсь, поручаю девушкам раскладку и закупку продуктов (слава Богу, не всё на мне!), объезжаю все инстанции для составления заявки в МКК. Пытаюсь найти машину для заброски. Никто не может, только один водитель с «буханкой» по максимальной цене. Ну, ладно, лучше хорошо ехать, чем плохо не ехать…

План – простой, но наполеоновский. Вечер и ночь едем, утром стапелимся и стартуем, 2,5 дня плывем, полдня возвращаемся. Сроки сжатые, гладко на бумаге, но… Оказывается не все реки текут по течению, иногда и против него. И все последующее время не покидало ощущение, что в такой поток попали и мы.

И был день первый
В четверг вечером – выезжаем. Все четверо прислушиваемся и переглядываемся. Дело в том, что честно арендованный нами УАЗ дребезжит, как ведро с болтами. И непонятно, как едет. Однако же едет. Но все медленнее и медленнее. И никто не удивляется, когда происходит...
Срыв 2, технический
В 90 км от Перми, около деревни Кунья наш автомобиль встал. Как вскоре выясняется – намертво.

Естественно, водитель нам этого сразу не говорит, и часа полтора проходят в свете огонька теплящейся надежды. Однако она гаснет вместе со световым днем, и – куда мы? К моему удивлению, домой уже никто не хочет. Ну что ж, вперед, так вперед! Пусть и против течения!

Около места нашей поломки – кемпинг с кафешкой, где тормозятся запоздало ужинающие водители. Там вскоре «стопим» Газель, которая соглашается за вполне умеренную цену довезти до Соликамска (все равно по пути!). Срочно грузимся. Хочется спать, но… вместо этого по телефону вызываем Газель-такси из Красновишерска. Теперь можно и поспать…

Часа в два ночи выгружаемся на пустынной соликамской автостанции. На трассе – ни фонаря, тьма была бы кромешная… если бы не освещаемая площадь с красивым собором на другой стороне. Мистика. В прогулках по историческому центру коротаем полчаса до подхода такси. Грузимся и спокойно засыпаем…

Пятница, 13-е плюс 12-е, итого 25-е
4-30. Пытаюсь досмотреть первый сон, но – нас будят: всё, «северная столица», Красновишерск. Выгружаемся на автовокзале, где в горизонтальном положении с вечера тусуются участники соревнований «Акчим-Ралли». Иду в контору к таксистам, но переговоры заканчиваются ничем: никто из них не верит, что до верховьев Акчима можно добраться на чем-либо, кроме автобуса типа «Пешкарус». Да и до низовьев получается втридорога. Что ж, придется «падать на хвост» организаторам соревнований. А это – потеря еще нескольких драгоценных сплавных часов.

Между тем тусовка водников на автовокзале начинает гудеть все больше и больше: одни (в том числе наша группа Сенокосова) просыпаются, другие (в том числе наш экипаж Уварова) прибывают на личном автотранспорте. В 10 утра начинается погрузка на 2 вахтовки, где находится место и для нас. И вот мы едем, едем, едем. Остановка для фото на фоне Помяненного камня. И дальше едем, едем, едем. Учуяв радиатором запах свежего горячего хлеба, наш «Урал» тормозится у местного продмага в Мутихе, и пассажиры покупают хлеб-всему-голову в много больших количествах, чем могут съесть, часть купленного тут же раздирается на части, с жадностью поглощается – оголодали, бедные! И опять едем, едем, едем. Лесная дорога, насыпь, костры, тенты, палатки прямо на насыпи. Приехали.

Что же будем делать дальше? Потихонечку становиться на воду и тихонечко трогать? Или… может, все-таки сказать организаторам соревнований, что мы такие бяки и в них участвовать не будем? Останавливаемся на втором варианте – этика все-таки. Сказать-то легко, но после этого закономерно происходит…<>
Срыв 3, организационный
Ошалев от нашей наглости, организаторы в течение пяти минут доходчиво мне объясняют, что не участвовать в соревнованиях мы не можем. Так что до завтрашнего обеда у нас опять руки связаны. Число пригодных для сплава часов неуклонно сокращается, уже рискуем не успеть вообще никуда… Может, ну его на фиг, бросить все и просто покататься?

Что ж, ставим палатку в нашем зодиаковском лагере, за который нам тут же делают выговор спасатели из МЧС: так близко от воды – опасно! Ну, как же объяснить этим бюрократам, что это место традиционное, излюбленное?

Стапель

…Начинаем стапель. Тут подходят отошедшие после первого шока организаторы и говорят: ладно, мы тут посмотрели, вода на пороге Винчестер высокая и опасная, так что не будем за вас – чайников – ответственность брать. Валите на все четыре стороны! (Как будто их действительно четыре, а не одна – вниз и вниз. Ах, да, я ж забыл, что поход-то против течения. Так что все-таки две).

Вроде бы лучше всего использовать последние часы дня для главного нашего целевого занятия – сплава, но… Палатка уже поставлена, моросит мелкий дождик, катамаран еще не собран. Так что решаем все-таки отложить старт до завтрашнего утра. Смотрим шоу под названием «соревнования по спасработам». Заканчиваем стапель. Участвуем в заготовке дров. Между делом помогаем кого-то из участников ралли вытащить с другого берега (ну, промахнулись малость). Ужинаем. В 22 часа замертво бухаемся в сон.

Опять пришла суббота
Будильник на сотике исправно звенит в 7 часов. Пора вставать. Неохота. На улице сыро, хотя дождя нет. Слава Богу, зодиаковский костер под тентом. Там же и сухие дрова. Все же, пока разжигаем, пока готовим, пока завтракаем, пока сворачиваемся – тут и запланированное время выхода (9-00) безнадежно уходит. Пока вяжемся, надуваемся, делаем фото на фоне катамарана – проходит еще почти час. А тут вот-вот и соревнования («короткая гонка») начнутся, а нам из-за удобной позиции вблизи финиша сам Бог велел всех отбившихся вылавливать… Того и гляди, вообще не тронемся.

Разбираемся с посадками. Слаженной работы явно не предвидится: никто из экипажа ни разу не сидел друг с другом на катамаране. Так что сгребанность пришлось заменить вводным инструктажом, проведенным еще в начале «автопробега». Самая опытная после капитана – Ирина (первая). Можно сказать, «правая рука» капитана. Вот ее бы вторым кормовым гребцом посадить, но… Она в гидрокостюме, а Юра – нет. Приходится садить ее слева впереди (где сильнее заливает). Поскольку мы идем по течению и в то же время против течения, нет ничего удивительного, что правая рука капитана оказалась слева.

Скоро отчалим

Как бы то ни было, в 9-50 стартуем. Показываем хвост (корму, то бишь) мосту и судьям на нем, и – начинается работа. Классический водный туризм. Камень-слив-вал-камень-слив-вал. За валом – завал (слава Богу, не через всю реку). Отгребаемся. Опять камень-слив-вал. Опора на сильную диагональ дает себя знать, и ни один слив не проходим боком, хотя камней собираем массу. Минут через 40 находим удобную галечную косу и останавливаемся для размятия костей.

Но торопиться надо: все еще надеюсь выполнить программу максимум и к вечеру добраться до Сыпучей. Так что вперед! Опять камень-слив-вал… Через какое-то время препятствий становится все меньше и меньше, камни со сливчиками уже надо ловить. Это «двоечный» участок, где мы уже чувствуем себя супер-асами!

Наконец, выглядывает солнышко. Вспоминаем о фотоаппаратах. А тут и скала по пути – в виде орлиной головы с характерным носом.

Дальше «булек» уже нету, но река – несет. Вскоре останавливаемся на обед. Точнее, не перекус: надо плыть и плыть, теряя время по минимуму!

В 17-00 проходим мост у Мутихи. А там… Низовья Акчима Низовья Акчима
Не срыв, а так – мелочь
От моста пошла абсолютно стоячая вода. Бежала-бежала речка и вдруг намертво остановилась. А остановила ее – матушка Вишера: там вода на максимальном уровне, а в Акчиме уже спадает, вот и «подперло». А тут еще и ветер. Понятное дело, встречный. Ну что ж, налегаем на весла. Километр, второй, третий. А вот и она, красавица-Вишера! И, как настоящая красавица, – недоступная! Пытаемся выгрести на струю, но ветром и течением сносит опять в Акчим. Попытка вторая. Третья – успешная. Все, плывем.

Мордодуй продолжается, но… Весла утыкаем в воду и худо-бедно двигаемся. Медленно приближается громада Писаного камня. Так же медленно проплывает мимо и сам камень. Через час ориентируюсь по карте, и – приятная неожиданность: скорость у нас – почти 10 км/ч! Без особых усилий, просто держа весла в воде, выполняем ту самую программу-максимум, в итоге пройдя за день около 80 км.

Около 21-00 за Сыпучами обгоняем каких-то туристов, потом находим удобную стоянку на правом берегу – со столом под навесом. Разгружаемся. Часа 2 уходит на все лагерные дела, достаем вино и, главное, гитару – зря, что ль, везли-тащили-мучались? Часов в 12 ночи начинаем играть и петь. Хватает нас где-то на полчаса, усталость одолевает.

Вишера-красавица Вишера-красавица

Воскресенье. Просто воскресенье, без воска и без сена
С утра вся группа не особо торопится. Мужики не спеша готовят катамаран (снимают седла, подкачивают и т.д.), женщины суетятся на кухне. Потом вместе снимаем лагерь, пакуемся, вяжемся, делаем снимок на память. В итоге выплываем поздно, в 12-м часу: куда торопиться, если до Красновишерска уже недалече, а билеты куплены на ночной автобус? Солнышко приветливо светит, и фотоаппараты щелкают неустанно. Для потомков запечатлеваются обалденно красивые прибрежные скалы-«камни»: Столбы, Дыроватый, Притон, Источный, Зобач. Да и грести не надо, даже весла незачем в воду утыкать. Девушки под моим чутким руководством постепенно осваивают нюансы излюбленной зодиаковской игры – «Контакт».

За 10 км до Вишерогорска начинается участок, где летом вообще стоячая вода, а нынче – пониженная скорость. И, как всегда в таких случаях – откуда ни возьмись появляется ветер-мордодуй. Идем кое-как, скорость без гребли - километра 3 максимум. А мы-то уже было забыли, что сплав у нас против течения. Грести надо, но это скоро надоедает, в первом же мало-мальски удобном месте останавливаемся на обеденный перекус.

Дальше – опять гребля. Только свыклись со своей участью галерных рабов, как плес закончился и пошел привычный быстроток. Уже около 17-45 проходим Вишерогорск. Всерьез задумываемся о том, сниматься здесь или идти дальше: до Красновишерска еще почти 30 км, а нам нужно успеть к ночи на автобус. И тут дилемма разрешается сама собой, так как происходит…
Срыв 4. Фатальный, но не летальный
В районе вишерогорской переправы нас догоняет парень на моторке. Подплыв близко, сначала предлагает помощь, потом просит закурить. Получив в ответ стандартное, но правдивое, «не курим», делает вокруг нас круг, заходит прямо спереди, в последний момент отворачивает и стукает нас бортом. Потом повторяет это еще раз.

Мы поначалу плывем дальше. Он вроде бы убирается восвояси, но опять слышим его приближение. Тут уже мы просто гребем к ближайшему (левому) берегу, а по ходу он еще разик проделывает свой фокус, уже чуть не задевая гондолу винтом (как потом выяснилось, при этом чуть не вылетела Ирина 2-я, сидящая в тот момент слева-впереди).

И вот мы на берегу. Все это безобразие видят рыбаки и начинают с этим парнем (гордо стоящим в лодке метрах в 15-ти от берега) перебранку. Мы тем временем вызываем по телефону милицию и такси. Тут же подходит и паромный катер; на мой вопрос «Что за чудики у вас тут обитают?» речники спокойно отвечают: «Да это местный слесарь, Коля Кравчук! Давно по нему уже тюрьма плачет!».

С милицией мы разминулись, а такси подъехало в аккурат после окончания антистапеля (проходившего уже под проливным дождем) – как и заказывали, через 2 часа.

В Красновишерске – 3 часа до автобуса. Я поехал в райотдел (куда через полчаса привезли и того парня), накатал объяснение и заявление, и служители закона обещали возбудить уголовное дело по статье «Покушение на убийство». Как бы то ни было, хорошо этот туземец поразвлекался в тот вечер!

Как потом выяснилось, тот же инцидент повторился с плывшей вослед группой, но от них местный Джек Воробей быстро отстал и те спокойно (если можно так сказать) ушли дальше к Говорливому камню.

Поужинав на вокзале, в полночь наша группа погрузилась на автобус и в сновидения.

Послесловие
Вроде бы только заснули, но тут нас будит шум и гам автобусных пассажиров. Открыв глаза, увидели, что на этот раз ничего страшного не происходит: просто автобус уже выруливает на площадь перед пермским автовокзалом, всем пора на выход! Дружное вытаскивание рюкзаков из багажников, последнее «пока» и – все разошлись в разные стороны, в уже подзабытую городскую жизнь.

В тот день никто из нас не пошел на работу, все отсыпались, хотя в автобусе спали всю дорогу как убитые.

…Недели через 2 я получил письмо из Красновишерского РОВД. Там с соблюдением всех формальностей был дан отказ в возбуждении уголовного дела. Мотивировка – в духе: «мы тут допросили подозреваемого, а он нас заверил, что никакой опасности для жизни туристов он не представлял, так что оснований нет». Что ж, Бог судья!

…А потом были другие походы, не менее интересные. Соревнования на Ласьве. Зун-Муринская эпопея. Осенние тренировки по спортивному ориентированию. Но никогда не забудется и отчаянная вылазка на реки Северного Урала. В самый пик вишерского паводка, а кто еще этим может похвастаться? 4 человека. 4 дня. 4 раза все «летело в тар-тарары»! И все-таки мы выгребли против течения!

Составил Валентин Мурзаев (Пэйджмейкер)


Ещё дневники этого автора
Голосов: 119
ОПИСАНИЕ   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна