ЖОМ-БОЛОК - ОКА, 10-31 ИЮЛЯ 2006

 
Просмотров: 8399  |  размещен 26.12.2006
Ещё дневники этого автора


САЯНСКИЕ ОВЕРКИЛИ

Жом-Болок - Ока, 10-31 июля 2006

Вместо предисловия.
Это отчет о поездке в Норвегию в конце лета 2015 года на личном автомобиле.

Перед началом повествования, хочется выразить благодарность моим друзьям: Дену (так же известному как Den_gun), Михаилу Чубарову, Михаилу (так же известному как Welk), моим родителям за оказанную информационную поддержку и моей любимой за непосредственное участие в организации поездки и ее реализации.

Некоторые вопросы, изложенные в сем опусе, выглядят для опытных путешественников очевидными и понятными, но для начинающих, я надеюсь,  будут весьма полезными.

Идея
Идея этой поездки достаточно давно блуждала в дальних слоях подсознания, иногда проявляя себя в неясных мечтах, но, как водится, созрела совершенно неожиданно. Я бы даже сказал, наперекор имеющимся на тот момент вариантам.

Было несколько предложений, причем некоторые из них даже совпадали по направлениям, но различались по компаниям. Однако не было ясности, чего хочется больше: «цивильного» отдыха или «дикого». Именно в тот момент на передний план вышла идея съездить в Норвегию. Поскольку это страна достаточно дорогая для путешественников, захотелось максимально уменьшить стоимости поездки. Для этого я провел блиц-опрос на просторах интернета посредством моей странички в социальной сети (название не указываю, ибо не реклама). Результатом данного опроса явился вывод, что можно набрать группу, численностью человек 8, что позволит существенно уменьшить стоимость поездки, разделив на всех стоимость топлива и паромов. Собственно, это были основные статьи расходов по данной поездке.

Подготовка
Сформировав идею поездки, я начал готовиться. Причем большей частью морально. Работал с информацией, искал ее, собирал и впитывал драгоценные потоки знаний, получаемых у друзей, которые уже ездили в эту чудесную страну. Рассчитывал маршрут, искал сведения о достопримечательностях и инфраструктуре.

Исходно планировалось, что едем группой и ночуем на кемпингах, куда доедем. Основная идея – минимизация затрат, то есть проживание в палатках, еда готовится на плитках, продукты – по возможности с собой из РФ. Просто и функционально. Однако недели за две до выезда выяснилось, что путешествовать будем вдвоем.

В связи с этим было принято решение изменить формат. Поездка из туристического мероприятия превратилась в путешествие для двоих. И на волне этих изменений при помощи интернет-ресурса www.booking.com (ссылку на сайт привожу, ибо сильно ресурс был полезен) были забронированы места в кемпингах, апартаменты и гостиницы. И в связи с этим наш маршрут был скорректирован и получил жесткую привязку по датам и местам.

В процессе подготовки были куплены билеты на паромы из Финляндии в Швецию и обратно. А так же были демонтированы с крыши багажники, по причине ограничения высоты автомобиля на паромах (если высота машины с багажниками превышает 2,4 метра, то стоимость билета на паром увеличивается почти в 6 раз).

Старт
21 августа 2015 года в 23:00 мы выдвигаемся из г. Пермь.

Показания спидометра 222463 км (на самом деле я знаю, что правильно писать показания одометра, поскольку спидометр – это прибор, который меряет скорость, а пройденный путь измеряется прибором под названием одометр. Но в транспортных средствах эти два прибора совмещены в один, и как-то так сложилось, что полученная конструкция называется названием одного из составляющих приборов, и в отчете буду указывать более распространенное – спидометр).

Не вижу особого смысла расписывать дорогу по России, однако отмечу, что самая быстрая дорога от Перми до Санкт-Петербурга проходит через Киров, Котельнич, Шарью, Тотьму, Вологду. Состояние дороги – в целом приемлемое. Есть участки неплохие, но есть и похуже. От Шарьи до Вологды – придорожной инфраструктуры нет, трафика тоже нет. Для тех, кто ездит по навигатору: указывайте промежуточную точку «Тотьма», иначе навигатор ведет совершенно не той дорогой.

День второй
23.08.2015 г., день второй. Да, да именно второй день. Долго думал, как считать дни поездки, то ли от старта из Перми, то ли из Питера, то ли от Стокгольма… Решил, что от выезда из Перми, но поскольку выезжали в 23:00, считать начинаю в 0:00 субботы.

Итак, день был отличный! Выспались, пообщались с родными, докупили продукты и разные мелочи…

В 19:00 выезжаем от дома в Санкт-Петербурге. Показания спидометра 224427. На границу приехали в 22:00. По дороге освоили Западный скоростной диаметр (ЗСД), порадовались, что  воскресенье и основной поток автотранспорта идет в Питер, а мы навстречу.

Впереди Финляндия – г. Турку, там мы планируем сесть на паром (дневной паром значительно дешевле ночного).

День третий
24.08.2015 г. Начался третий день нашего путешествия, мы уже едем по дорогам Финляндии.

Цель наша понятна и ясна. В 8:15 местного времени у нас паром из Турку в Стокгольм. Есть запас времени, мы не торопимся. В Хельсинки заглядывать не стали – причин несколько, в Хельсинки мы уже бывали неоднократно – это с одной стороны, а с другой – не такой уж и большой запас по времени у нас. Карту можно посмотреть тут .

Ранним утром прибыли в Турку. Съездили в порт, провели рекогносцировку местности и решили, что пару часиков можем погулять по просыпающемуся городу.

И вот мы на пароме, вещи в каюту, фотоаппараты в руки и гулять по палубам, наблюдать за отходом парома. Последнее действие едва не оказалось стратегической и фатальной ошибкой!

 Дело в том, что время завтрака на пароме ограничено, и пока мы радостно с верхней палубы махали Финляндии руками и устраивали фотосессию на фоне утреннего солнца, он (завтрак) уже активно шел. Стоимость утреннего питания – 23 евро на двоих, зато шведский стол. Другой еды до обеда никто не предложит. Обедом же мы решили пожертвовать, т.к. он существенно дороже.

После завтрака я отправляюсь спать, а Лена по магазинам. На данном этапе наше путешествие выглядит немного странно, преобладают ночные перегоны, а именно 3 ночных перегона против одного дневного. И предстоит еще один ночной перегон, дальше планируем перейти на нормальный режим дня и ночью спать.

В Стокгольм мы прибыли в 18:15. На выезде пообщались с местными таможенниками и поехали в Норвегию!

Проехав километров 150, решили остановиться и передохнуть. Для отдыха на трассе в Швеции (да и в Норвегии тоже) предусмотрены специальные «карманы» с размеченной парковкой, установленными столиками с навесами, информацией для туристов, а также с детской площадкой и БЕСПЛАТНЫМ ТУАЛЕТОМ С ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ. Для российского туриста это на грани фантастики.

В 21:00, время, скорее всего, московское, мы поехали дальше. Уточняю, что время указываю московское по той причине, что навигатор сначала вообще показывал непонятно что, у него явно случились сложности с переходом на летнее время, которое для Норвегии актуально.

День четвёртый
25.08.2015 г. Четвертый день мы встретили в дороге.

Едем по территории Швеции, сперва по трассе Е18, потом по трассе 61. Характерное различие шведских дорог от финских и норвежских выражается в двух моментах:

  • бело-синяя вертикальная разметка;
  • встречные направления движения разделены при помощи тросов.

Сегодня мы планируем попасть в Норвегию и поселиться в кемпинге в населенном пункте Квам. Наш маршрут проходит по трассе 2, трассе Е16, трассе 24, трассе Е6.

 По дороге проехали город Лилехамер (столицу зимних олимпийских игр 1994 года), который совершенно нас не впечатлил.

Собственно, в этот день событий было не очень много, а и впечатлений не мало. Основная задача реализована, мы в Норвегии. Первый контакт с жителями Норвегии – выполнен, мы заселись в кемпинг. Кемпинг (Kirketeigen Ungdomssenter og Camping ; Bygdahusvegen, Kvam, 2642) нам понравился. Домик маленький и аккуратненький, с кухней. Бесплатный душ (это актуально для Норвегии). Кемпинг пустой, мы единственные постояльцы – не сезон.

Перекусив и приведя себя в порядок, мы поехали кататься и гулять по местной округе. Поднялись повыше. Оценили богатство лесов. На дворе – август, а в лесу и земляника и черника

Карту четвертого дня можно посмотреть тут.

День пятый
26.08.2015 г. Пятый день поездки начался в 5:30. Мы же в отпуске, отчего же не встать  пораньше?

К этому моменту у нас появилось понимание, что два ближайших дня у нас не очень тщательно распланированы, ближайшая следующая точка, которая прописана однозначно (забронировано жилье) будет только через 2 дня. За эти дни мы хотим посмотреть как можно больше, и вполне можем посетить Атлантик Роуд (The Atlantic Ocean Road) и Лестницу Троллей (Trollstigen). Чтобы в течение этих дней минимально пересекаться со своим же дальнейшим маршрутом, выбрали следующий вариант передвижения: трасса Е6, трасса 70, трасса 64. Карту этого дня можно посмотреть тут.

Погода замечательная. Местность становится более гористая и более живописная! Дорога прекраснейшая, местами идет по плоскогорью. Появляются водопады с чистейшей водой. Реки с непередаваемым неестественно-голубым (даже бирюзовым) цветом.

Во второй половине дня мы приехали на  лучшую туристическую дорогу страны - Атлантик Роуд. На протяжении 8,27 км шоссе проходит по семи мостам общей длиной 891 метр. Самый высокий мост Storseisundet, прозванный в народе «пьяным», напоминает американскую горку, обрывающуюся прямо в небо. Эта дорога платная, на въезде на нее стоит шлагбаум с оператором, который принимает деньги.

Итак, мы на Атлантик Роуд! Перед нами – Атлантический океан. Ночевку мы решили организовать прямо на берегу океана в машине. Купили в ближайшем магазине креветок и сообразили праздничный ужин.

О платных дорогах.

Дело в том, что платных дорог в Норвегии немало. Но их можно разделить условно на 2 типа:

  1. Со шлагбаумом, где для проезда нужно остановиться и оплатить проезд в автомате или оператору.
  2. С системой автоматического взимания платы за проезд.

С первым вариантом все понятно: приехал, уперся, оплатил, причем чаще можно оплатить по карте, и поехал дольше. Со вторым вариантом все немного сложнее. О пунктах, где взимается плата, есть дорожные знаки. Когда машина проезжает, система автоматически считывает данные и списывает деньги со счета владельца машины. Вот тут и начинается самое интересное, в интернете изложено несколько вариантов развития событий. Есть мнение, что надо регистрироваться, при этом выдается или наклейка на стекло или специальный чип на номерной знак. Если ты не зарегистрирован в системе – то рано или поздно тебя попросят оплатить штраф. Альтернативная точка зрения – не париться и ездить, как ездишь. В нашем случае, поскольку мест для регистрации я не обнаружил – заморачиваться не стал, ездил так. По прошествии полугода могу однозначно сообщить – пока никаких проблем не возникло.

О местных магазинах и продуктах.
Норвегия, в принципе, страна дорогая! В магазинах все говорит об этом. Относительно же дешевые продукты – это продукты местного производства. Так мы в Норвегии покупали скумбрию в томате и креветки, чем и разнообразили наши продукты, взятые с собой из России. Креветки по стоимости вышли в наших деньгах по 400 рублей. При этом качество определенно выше того,  что продается в наших магазинах.

День шестой
27.08.15 г. День шестой мы встретили с рассветом (в 5:20) на берегу океана. Позавтракали, собрались и в 6:30 выдвинулись в сторону нашей очередной цели. Сегодня – это Лестница троллей (Trollstigen). Утро было пасмурным, но сухим, позже пошел дождик, но потом погода разгулялась, и стало солнечно.

 Нитка маршрута этого дня: трасса 64, трасса Е136, трасса 63, трасса 15, трасса 55. Карту этого дня можно посмотреть тут.

При составлении карты этого дня столкнулся со странной сложностью, гугл отказался прокладывать  маршрут, по которому мы проехали, поэтому пришлось наш маршрут составить из трех.

В этот день мы осваивали новые виды транспорта. Считаю нужным отметить, что Норвегия страна туннелей, мостов и паромов. Особенно интересно выглядят мосты в сочетании с подводными туннелями. Так с утра у нас и повелось, то мост, то туннель, то туннель под водой. А потом приехали к местному парому. Это был новый для нас транспорт. Изучили расписание, дождались парома и погрузились на него. При перемещении на Норвежских паромах имеет значение длина машины.

 До Лестницы троллей (Trollstigen) мы добрались неожиданно быстро. Не доезжая до самой лестницы, на дороге есть специальная парковочная зона со смотровой площадкой, с которой виден весь серпантин. Пока мы осматривали дорогу и фотографировались на ее фоне, прямо на нее приземлились бейсджамперы. Выглядело это интересно. Насмотревшись на лестницу снизу,  мы поехали вверх. Дорога впечатляла. Проезжая часть этого серпантина узкая, для разъезда встречных машин сделаны специальные расширения. Очень интересно наблюдать, как автобусы разъезжаются, да и не автобусы – тоже смотрится хорошо. Наиболее свободно на этой дороге чувствовали себя мотоциклисты. Что интересно, мотоциклисты там ездят компаниями человек по 6 – 8, как мужчины, так и женщины, и все – пожилые, пенсионеры, но очень крепенькие.

Наверху большая парковка, туристический комплекс и смотровая площадка. Вид с площадки потрясающий. Существенной особенностью этой достопримечательности является то, что весь подъем можно посмотреть с одной точки.

Должен сразу отметить, как показала дальнейшая дорога, Trollstigen – это один из самых раскрученных  серпантинов в Норвегии, но на самом деле совсем не самый впечатляющий.

Налюбовавшись красотами, мы двинулись дальше. Этот день по нашим расчетам должен был получиться достаточно сложным, поскольку мы хотели доехать до горы Галлхёпигген (Galdhopiggen), при этом дневной пробег должен был немного превысить 300 км, что является предельной рекомендованной величиной дневного переезда с учетом осмотра окружающей природы.

Немного отъехав от смотровой площадки, увидели двух девушек, которые голосовали на дороге. Мы решили взять их с собой, поскольку в звуках их речи я смог уловить знакомое мне название населенного пункта, через который нам предстояло проехать. Девушек звали Ольга и Марта, они оказались из Польши и с нами сперва пытались объясняться на английском. Вообще процесс общения в Норвегии с местными и не местными был очень забавен. Особенно учитывая, что мы английским языком не владели, да и наши собеседники  тоже  не всегда. 

Следующая крупная достопримечательность, которую мы увидели, была Гейрангерфъерд (Geirangerfjorden), где в городочке Гейрангер (Geiranger) мы и высадили попутчиц.  Чуть не забыл, между Гейрангером и Лестницей Троллей есть еще одно замечательное местечко, Gudbrandsjuvet,  которое очень хотелось бы отметить. В горной долине, посреди клубничных полей (да-да, поля именно клубничные!!!), прямо у обочины трассы 63 фантастической красоты водопад-порог на речке Valldola, а так же специфичная артконструкция.

К слову сказать, норвежская клубника (40 крон – 300 грамм) отличается своим шикарным размером, ярким ароматом и фантастически насыщенным вкусом. И отведать её можно даже в АВГУСТЕ!

 Сам Гейрангерфъерд выглядит потрясающе: едешь по дороге, туннель  в горах и раз – внизу океан между скал, и на его поверхности – такие маленькие паромчики и лайнерчики. А между тем, каждый такой кораблик, наверное, с десятиэтажный дом. И их таких там сразу 3 штуки. Восхитительный вид. А дальше – спуск по серпантину вниз. Ну и после – подъем, причем подъем существенно более длинный, чем упомянутый выше Trollstigen. Почему-то этот подъем вызвал сильную панику у Елены, да и в целом серпантины для нее оказались серьёзным испытанием. Но тяжелый в моральном плане подъем был вознагражден открывшимся наверху видом на горное озеро.

Тем временем  вечерело. Когда выехали на пятнадцатую трассу, начался сильный дождь. В Норвегии каждый день шел дождь, но для нее, причем в данное время года – это нормальное состояние. Но этот дождь был очень сильный, а потом была радуга.

В местечке Bruvoll снова купили местных пищевых продуктов, для разнообразия нашего ужина. Местечко весьма понравилось. Очень интересный слив с шикарным перепадом высоты (ИМХО мечта каякера),  расположенный тут же кемпинг Donfoss camping выглядел крайне завлекательно.

Заночевали мы в кемпинге Raubergstulen turisthytte AS. Прибыли туда, когда уже темнело. Палатку ставить не стали, поскольку после дождя на кемпинге было болото,  решили переночевать в машине (из расходов – стоянка машины, из плюсов – есть кухня, туалет, душ и wi-fi)  Поужинали и отправились спать. Кстати о питании. Режим питания мы выбрали следующий: утром и вечером – горячее, днем – чай из термоса и перекус.

О планировании дневного пробега в Норвегии
Еще одно маленькое лирическое отступление о планировании перегонов автомобиля.

На заметку тем кто, прочитав мой отчет, решит съездить в Норвегию. Дневной перегон машины в Норвегии должен быть в пределах 200 километров! Если вы едете посмотреть и отдохнуть – оптимально 150 километров. НЕ БОЛЕЕ!!!

День седьмой
28.08.2015 г. День седьмой начался у нас в 5:30. Светало. Погода – пасмурная, холодно и дует ветер. Есть возможность оглядеться вокруг.

Накануне мы приехали в сумерках, и оценить все пейзажи в полной мере не могли. А посмотреть было на что. Кемпинг расположен у подножия горы Галлхёпигген (Galdhopiggen) выше уровня леса, приблизительная высота – около 1000 метров над уровнем моря.

Характерным признаком того, что ты путешествуешь по Норвегии, является постоянная и быстрая смена положения твоего тела над уровнем моря. То ты в туннеле под дном океана едешь, то на пароме фьорд пересекаешь, то поднимаешься на перевал.

Надеваем практически все, что есть теплого.  

План на этот день у нас простой – я хочу сходить на гору (гора Галлхёпигген – это самая высокая точка Норвегии, ее вершина 2469 метров), а у Лены нет таких грандиозных планов, поэтому мы решаем, что в первой половине дня разделиться.

После завтрака и коротких сборов мы покидаем приютивший нас кемпинг, но отправляемся недалеко. Цель нашего перемещения: горнолыжная база Juvasshytta, отсюда начинается тропа на гору.

Сразу за кемпингом мы сталкиваемся, в смысле, встречаемся с первым препятствием. Буквально за углом стоит шлагбаум. Без оператора. Автоматический. До этого момента мы таких устройств в Норвегии еще не встречали, это для нас новый опыт. Рядом со шлагбаумом есть информация как им пользоваться, но как-то не по-русски написано.  Оказалось, ничего сложного, освоили методом «тыка», хотя и были сомнения в правильности действий. Наличие банковской карточки в такой ситуации решает все проблемы.

Наверху, у кемпинга Juvasshytta паркую машину. Тут еще холоднее. Однозначный минус. На лужах лед, дует сильный ветер, идет снег. Сразу вспоминается народная истина, что альпинизм – лучший способ перезимовать лето.

Для выхода я взял с собой все, что мог: теплую куртку, термос и рацию. Учитывая, что идти надо будет по леднику, взял кошки, ледоруб и даже обвязку, хотя вполне понимал, что мне одному обвязка не нужна и что на леднике мне делать-то нечего, поскольку нет напарника, чтобы страховать и делать связку.

Солнце только вставало, еще и семи утра не было, когда я, назначив контрольное время на полдень, двинулся к горе. Лена некоторое время прогулялась со мной, потом осталась осматривать округу. От Juvasshytta кроме тропы, идет дорога до Galdhopiggen Sommerskisenter, это местный горнолыжный центр. Этот курорт открыт для любителей зимнего вида спорта круглогодично. Если бы мы сообразили взять с собой еще и горные лыжи – можно было бы открыть сезон.

Невзирая на ранее утро, я к горе направляюсь не один. Впереди меня идет пара, я так понял, из Дании. Однозначно могу сказать, туристическая карта у них была существенно  лучше моей. А у меня… ну да, у меня распечатка кусочка генштабовской карты, не знаю которого лохматого года прошлого века. Но тропа внизу достаточно явная, направление движения понятно, несмотря на легкую поземку. Так мы прошли несколько километров по мелкому куруму и снежникам до предупреждающей таблички. Эта табличка информировала, что дальше начинается серьезный ледник, там возможны трещины. Датчане у этой таблички решили дальше не ходить, о чем мне и сообщили, так же постарались, как могли, довести до меня информацию, что дальше не безопасно. Я как смог объяснил, что понял, прогуляюсь еще немного и рисковать не буду. На этом мы на некоторое время расстались. Они пошли обратно, а я - вперед. Ушел, правда, не очень далеко. Дело в том, что тропу перемело, и ее не было видно. Пройдя через очередной снежник, я выбрался на гряду камней. Тут стало очевидно, что тропы я найти не могу, плохая видимость, метет. Вершины не видно, она прячется от меня в облаке. И учитывая имевшуюся информацию резонно развернуться обратно. Поскольку контрольное время еще позволяло, я прогулялся по каменной гряде вверх (направо), эта гряда пересекала тропу перпендикулярно, точнее тропа ее должна была так пересекать. Сверху, оглянувшись назад, тропу я увидел, но возвращаться к ней не стал по нескольким причинам. Во-первых, уже принято решение о том, что надо возвращаться. Во-вторых, тропу было видно сверху, но вот смогу ли я ее найти внизу – было неясно. В-третьих, гору было все равно не видно, и в одиночку   там делать нечего. Ну и, в-четвертых, на самом деле, для восхождения нужно было отвести отдельный день, а нас впереди ждала дорога, так как на сегодня был забронирован кемпинг.

В процессе возвращения я убедился, что горнолыжка функционирует, часов в 10 утра запустили подъемники и появились катающие. Выглядело это классно! А навстречу мне пошли группы на восхождение под предводительством местных гидов.

Пока я гулял, Лена времени даром не теряла. Проведя фотосессию местных контрастных пейзажей, она засела в кафешку, где и ждала меня с горячим кофе и гамбургером. А еще воспользовавшись бесплатным wi-fi и свободным временем, немного успела поработать.

Уезжал я с некоторым сожалением. С одной стороны, я прекрасно осознавал, что в данных условиях я сделал все как надо, но очень сожалел, что восхождение не сложилось. Впрочем, это только повод приехать туда еще.

Далее мы ехали по 55-й трассе. Карту этого дня можно посмотреть тут , почему-то снова гугл не позволяет проложить маршрут между промежуточными точками, но я с полной ответственностью заявляю, дорога там есть!

Трасса 55 в целом весьма живописна, друзья мне настойчиво рекомендовали включить ее в маршрут, что я и сделал.

И снова едем по серпантинам, останавливаемся на смотровых площадках, останавливаемся просто так – посмотреть и пофотографировать вокруг. Погода? Часть времени идет дождь.

Затрудняюсь выделить что-то конкретное на этой трассе, просто сформировалось такое ощущение, что эта дорога вобрала в себя весь местный колорит и характеризует в целом эту часть страны. Тут скалы, реки и прозрачные водопады перемежаются с голубыми ледниками, синие озера с низкими облаками… Впрочем, возможно, облака совсем и не низкие, просто это дорога вьётся между снежниками и озерами высоко на плоскогорье, выше уровня леса.

Цель нашего сегодняшнего дня: кемпинг Pluscamp Sandvik.

Добрались до кемпинга, наверное, часов в 5 вечера. Заселились в него вполне успешно, но не без приключений. Нам определенно повезло, что среди персонала этого кемпинга есть русскоязычная сотрудница. А дело было в том, что ресепшен этого кемпинга находился в двух кварталах от самого кемпинга, в одноименной гостинице. И чтобы это узнать, нужно было позвонить по телефону. Скажу сразу, ни я, ни Лена английским языком не владеем, или я это уже выше писал? Впрочем, не важно. При личной встрече, применяя танцы с бубнами, удавалось объяснить местным, что мы хотим, и понять чего они хотят. Но по телефону? По телефону танцы не прокатывают! Вообще, за период пребывания в Норвегии это был второй русскоязычный человек, которого мы встретили. Машина с русскими номерами на Trollstigen не в счёт, с ее владельцами мы не разговаривали.

Сам кемпинг нам понравился меньше, чем первый – сложно описать, чем именно, но  не то. И да, тут душ был платный.

Вообще, планируя путешествовать по загранице с проживанием в кемпингах, надо быть готовым, что душ будет платный. Плата обычно составляет десять единиц местной валюты одной монеткой. Но при этом может различаться время – от четырех до десяти минут.

На ужин снова сварили креветки, раскладку задвинули на завтра. Постарались пораньше лечь спать.

О дожде
Кстати, о погодных явлениях в западной части Норвегии

Для Норвегии дождь – он просто есть. Всегда. Если на тебя не капает в данный момент времени – значит, он недалеко, но скоро будет там, где ты. Различаются только эпитеты, относимые к дождю: сильный, мелкий, слабый, ну и сопровождающие явления – с ветром, со снегом, с солнцем.

День восьмой
29.08.2015 г. День восьмой нашего чудесного путешествия.

Вставали долго! Принять вертикальное положение смогли только в 5:40! И это при таком количестве запланированных мероприятий! А вообще, традиция утренних подъемов начинает уже вызывать некоторые шутки, связанные с тем, что мы на работу так рано не встаем. Впрочем, тут тоже не все однозначно. Мы живем в Перми, это значит, что наш часовой пояс отличается от Московского на 2 часа. В Норвегии, в летний период времени, разница с Москвой по времени составляет 1 час. Таким образом, когда мы встаем в 5 утра местного времени, для нас реально получается 8 утра нашего Пермского. Одна нестыковочка, ложимся мы тоже по местному, и раньше 23:00 еще ни разу не получилось. Утешает одно, мы максимально захватываем светлое время суток! Ну и энтузиазм от понимания, что мы отлично отдыхаем, с огромным запасом перекрывает раздумья, о том, что люди в отпуске еще и спят.

Сегодняшний план достаточно несложен. Мы хотим посетить ледник Нигардсбреен (Nigardsbreen). Он является одним из 50-ти ответвлений крупнейшего континентального ледника материковой Европы под названием Йостедалсбреен (норв. Jostedalsbreen), площадь которого 487 км?, а толщина достигает 600 метров. Ну и добраться до очередного места ночевки в местечке Ролдал (Roldal), осматривая все по пути следования.

День запланирован сложным (в отличие от плана на день) – один из самых длинных перегонов по Норвегии или даже самый длинный, если не считать заезд в Норвегию. Предполагаемый пробег немного превышает 300 км. Но план это хорошо, а мы сильны импровизацией. Наша наивность станет понятной ближе к вечеру, и общий пробег в этот день превысит 500 километров, впрочем, давайте все по порядку.

Итак, начали движение мы только в 7:20. Показания спидометра 226550 км. Нитка маршрута: трасса 604 (туда и обратно), трасса 55, трасса 5, трасса Fv243, трасса Е16, трасса 50, трасса 7, трасса 13, трасса Е134. Карту маршрута можно посмотреть тут . Сразу дам маленький комментарий, мы не поехали через туннель, длиной в 27 км, а выбрали поверху по трассе Fv243 от Ледала до Аурланда, но при прорисовке карты я вновь столкнулся с недостатками гугл-карт, рисующими маршрут через туннель.

Утром мы доехали до парковки Jostedalen Bref?rarlag AS, да, последний участок дороги – платный со шлагбаумом, но поскольку такое устройство мы встречали накануне, никаких вопросов по взаимодействию у нас не было. Тут нас постигло небольшое разочарование: туалет, а мы уже успели привыкнуть к такому ненавязчивому признаку цивилизации, как благоустроенное заведение, был закрыт. Впрочем, нас это печалило недолго. Несмотря на то, что с места ночевки мы снялись непростительно поздно, на парковке кроме нас пока еще никого не было.

Погодные условия – шел дождь, вдалеке, на выходе из распадка, из-под туч пробивалось солнце. Дальше до ледника два варианта пути, и то только на первом этапе. Первый путь – от парковки, вдоль озера Nigardsbrevatnet идет тропа, второй путь – по самому озеру ходят маленькие катера и возят туристов за «недорого». Дальше эти два пути встречаются, остается только тропа, по ней-то и надо идти до ледника. Причем тропа тянется в явном виде не очень долго. Дальше – голая морена с нагромождениями камней в причудливом разнообразии.

До самого ледника мы немного не дошли. Причин этому несколько. Но основной является то, что у нас нет с собой снаряжения для покорения ледника, да и по времени – у нас его тоже нет. Выполнив фотосессию на фоне синих ледяных скал, которые по высоте, наверное, составляют метров 20, мы направились обратно к машине. На парковке стало существенно более людно. На обратной дороге от парковки к месту нашей ночевки мы зашли в местный музей – сувенирную лавку.

В Норвегии туристический бизнес поставлен очень широко. Для удобства туристов множество смотровых площадок, стендов с обзорной информацией. Ну и сувенирная торговля, как без нее? Есть интересные вещи, есть традиционные, но нет дешёвых. На наши деньги – все весьма нескромно. Нашел туристические карты по Норвегии, сделаны хорошо, масштаб хороший, все, что нужно указано, хотел приобрести, но цена! За такую стоимость я не готов покупать эти карты…

Без приключений мы добрались до города Лердал.   Тут по рекомендации моего хорошего знакомого мы сворачиваем с основной дороги на местную Fv243. Мотивация проста: впереди нас ждет туннель длиной 27 километров. От туннеля мы ничего особенного не ждем, уже множество их позади, и в Норвегию мы приехали ради пейзажей и впечатлений от природных красот, а не для осмотра творений рук человека. Поэтому и едем в горы. Трасса Fv243 проходит поверху горного массива, она еще называется «Снежная дорога». Пейзажи и перспективы – все должно быть просто чудесное. Ожидания? Интуиция подсказывает, будет, может, даже немного интереснее, чем на 55-й трассе.

Но… но погода решает все. Как говорится, у природы нет плохой погоды? Должен добавить, есть неудачная для осмотра. Дорога узкая, сухая и карабкается вверх, асфальт не в самом лучшем состоянии, но вполне приемлем. Солнца нет, сплошная пелена облаков висит высоко. А наверху, выше уровня леса, оказалось, что не так и высоко висят эти облака, да и не облака они вовсе. Горный пейзаж вокруг укрыт мокрой взвесью, видны контуры темных высокогорных озер, белые пятна снежников, местами выступают зеленые, желтые и черные грани скал. Выйти из машины практически невозможно – сдувает сильными порывами ветра. Фотографировать не получается – объектив моментально заливает водой… В конце этой дороги мы попадаем на смотровую площадку Стегастейн (Stegastein). С этой площадки, парящей на высоте 650 метров, нам открывается великолепный вид на фьорд, скрытый от нас за пеленой низко висящего над темной водой облака…

Во Фломе (Flam) мы останавливаться не стали. Согласно путеводителю, тут расположен интересный музей железнодорожной техники, но, видимо, как-то уже немного утомились дорогой, поэтому решаем, что едем к месту ночевки. Нам нужно еще проехать 180 километров, а уже вечереет.

Нежданчик подкрался неожиданно. От Флома мы уехали совсем недалеко, до пересечения трасс Е136 и 601. Там нас ждал сюрприз в виде нескольких дорожных рабочих, которые сообщили, что трасса дальше перекрыта, движения туда сегодня не будет и нам надо разворачиваться и ехать в объезд. Рабочий объяснил нам, как можно проехать, и даже дал для верности карту-схему с указанием маршрута. Правда тут начались маленькие нестыковки: в моем навигаторе (до этой минуты он меня не подводил, но дальше будет еще несколько косяков), на распечатанной мною карте и выданной схеме, почему-то не совпадала маркировка дорог, да и сами дороги немного не совпадали… А минимальный крюк выходил почти в 200 километров, а если как рекомендовал рабочий – так и вовсе все 300. Невзирая на возросшую нервозность и наличие непонятных табличек (кто же их у нас поймет, если написано не по-русски) по обочине дороги, мною было принято решение минимизировать круг и поехать по 50-й трассе. Таблички на обочине вещали (во всяком случае, мы так их расшифровали), что эту трассу периодически перекрывают, но совершенно непонятно когда и где.

Эта трасса меня впечатлила, двигаясь по ней вглубь горного массива вдоль речки, мы неожиданно оказались в ущелье, где начался интересный серпантин. В процессе подъема дорога то ныряла в туннели, то шла по обрыву. Этот серпантин с туннелями, плавными дугами поворотов и подъемов в туннелях и разворотов снаружи был совершенно потрясающим. Если бы мы не попали туда случайно, надо было бы попасть туда специально! И снова высокогорье и снова ледники!

По мере продвижения дальше, после крутого подъема и перевала трасса потихоньку и постепенно снижалась, к пересечению с седьмой трассой – появлялось ощущение, что ты на равнине. Мы беспокоимся. Уже вечер, ехать неизвестно сколько, точнее, известно, сколько километров, но совершенно непонятно, сколько времени, а заселиться надо до 23:00. Вот такие исходные данные.

Седьмая трасса бежит под колесами нашего микроавтобуса, плавно поднимаясь над уровнем моря, вскоре мы снова выше уровня леса, снова вокруг плоскогорье, но сейчас уже почти без дождя. Низкая облачность присутствует, но заходящее солнце светит из-под облаков ярко, прямо в глаза. Красота. Спуск вниз весьма меня позабавил, как плавно мы поднимались вверх, так же резко спустились вниз. Навигатор рисует маршрут, который по форме больше всего напоминает букву «Q». Дело в том, что нас ждет спуск по серпантину с туннелями, которые внутри горы идут по спирали. Впечатляет. На осмотр достопримечательностей время уже не тратим, его просто нет, едем без остановок. Засветло успеваем добраться до тринадцатой трассы. В город Одда (Odda) мы попадаем в сумерках. Но сегодня наш путь лежит дальше. Завтра мы сюда вернемся, чтобы отсюда стартовать к Языку тролля, но сегодня наш финиш не тут.

Наше внимание на тринадцатой трассе привлекают лотки, где торгую черешней. Мы уже в таком лотке в предшествующий день покупали клубнику – совершенно чудесную, крупную, сладкую, вкусную клубнику, но это было накануне, а тут торгуют другой ягодой. Мы решили купить и черешни. Процесс торговли черешней был поставлен весьма интересно. В связи с поздним вечерним временем у лотков не было продавцов. То есть на лотке лежат баночки с черешней, рядом стоит ценник и около него стоит баночка для денег. Остановились, выбрали понравившуюся баночку с черешней, положили денежку и поехали дальше. К слову, черешня тут, как и клубника, не дешевая – 50 крон за баночку. Но эта шикарная черешня своих денег стоила. В нашей поездке выявился некоторый гастрономический уклон, мы питались местной лесной земляникой, черникой, садовой клубникой и черешней. Больше всего восхитило, что это получилось сделать практически одновременно и в конце августа.

Так же 13-я трасса мне запомнилась тем, что у меня начал дурковать навигатор.  Проблема заключалась в том, что нарисованная в нем дорога не совпадала с реальной. Так, въехав в очередной туннель, отличавшийся от своих  ранее пройденных собратьев только тем, что его в навигаторе не было, мы попали на перекресток с круговым движением прямо в толще скалы. Пришлось выбирать направление, оперируя имевшимися внешними признаками.

Тем временем темнело. Дороги Норвегии ночью – это отдельное приключение, рассчитанное на опытного водителя (читай раздел о норвежских дорогах).

Время шло, игнорируя приколы навигатора (так например, по навигатору мы должны ехать по маленькому серпантину, а уже 7 километров едем в новом туннеле) и, нервничая,  мы неумолимо приближались к месту, где планировали остановиться на ночлег!

Hаradalen Cottages оказался, скорее, хостелом, чем кемпингом. Наткнулись мы на него практически неожиданно. Время заселения должно было закончиться через 5 минут, нас это сильно напрягало. Мы выскочили из туннеля, который шел 8 километров, навигатор спутники потерял и показывал, что никакого туннеля тут нету вовсе, и чуть было не проскочили маленький отворот к зданию, стоящему у дороги, сразу за выездом из туннеля. Я пошел выяснять куда идти, где искать администрацию и так далее. Оказалось,  что переживали мы зря. Система заселения оказалась для нас очередным новым опытом.  Как я сказал выше, это был хостел, состоящий из двух зданий. В одном из них, где мы проживали, система была такая: на первом этаже коридор, кухня, общая комната с телевизором, пара туалетов – один из них с рукомойником, другой с душевой – и, наверное, с десяток отдельных комнат – номеров. На второй этаж я не ходил. Хозяйка заведения приезжает 2 раза в сутки: один раз днем, второй после 23:00. Для нас на нашем номере висит бумажка с нашими фамилиями, а ключ от номера торчит в замке. Мы могли заселиться в любой момент, а если бы не дождались хозяйку – денежку за номер надо было оставить на столе в номере. Оказывается, об этом нам написали в письме. Но электронную почту в дороге не читали, поэтому и не знали.

Всю эту информацию мне рассказал другой российский турист, путешествующий со своими родственниками и проживавший тут. Этот турист в отличие от нас достаточно свободно разъяснялся на английском, поэтому в общении с хозяйкой, которая приехала почти в 12 ночи, выступил в качестве переводчика.

Пока размещались и ужинали, познакомились с индусом по имени Пол, путешествующим по Норвегии. Он очень удивлялся, как так мы совершенно не знаем ни общих международных языков, ни норвежского, но все равно поехали, как на такое решились? В ответ приходилось  разводить руками, а себе в очередной раз обещать, как вернусь домой, пойти изучать язык! Заодно договорились, что утром возьмём его с собой, когда поедем на Язык Тролля.

Долго не засиживались. Очень устали, а следующий день обещал новые впечатления и приключения.

О норвежских дорогах
Наверное, есть смысл отдельно коснуться дорог в Норвегии, раз я этого до сих пор не сделал. Насколько я понимаю, одним из элементов государственной политики в Норвегии является равная транспортная доступность для всех жителей. При этом жители рассредоточены очень равномерно по всей территории страны. У каждой реки, у каждого озера, на каждом взгорке и на полноценной горе расположены домики, а к этим домикам ведет дорога.

Есть маленькие исключения, но это скорее исключения, тем более их постепенно устраняют.

Дорог множество, нам такая плотность дорожной сети даже не снилась. Дороги разные – асфальтовые и грунтовые. Их объединяет состояние и чистота. Грунтовые дороги – все выглажены, без кочек и ям, невзирая на постоянные дожди – твердые и без луж и при этом без крупной щебенки. Асфальтовые дороги встречаются и старые, и с потрескавшимся покрытием, но они ровные, без колей, без ям и выбоин. Не знаю, как выразить все то, что я думаю о чистоте их дорог и наших, но вот такой факт для сравнения имеется: в Питере перед выездом машину я помыл, и за всю поездку заграницей, машина меньше испачкалась, чем потом за первые 500 километров в России.

Но это все так, к слову. Основной момент, о котором я хотел бы рассказать, заключается в том, что дороги в Норвегии очень разные по ширине. Дорога может быть и по 2 полосы в каждую сторону, а может быть шириной в одну машину, с расширениями для разъезда встречных автомобилей. Даже и не знаю, какие из них преобладают. Много дорог для каждого направления по полноценной полосе, тогда на этой дороге есть полноценная разделительная полоса.

Так вот, едешь по дороге, а она внезапно сужается, разделительная полоса пропадает, но две машины свободно расходятся. На такой дороге тоже спокойно едешь, знай только смотри. Но и такая дорога в любой момент может стать еще уже, тогда разъезд со встречным транспортом надо осуществлять на специальных расширениях. К такой системе быстро привыкаешь. Движение не особо интенсивное, скорости – относительно небольшие, притормозить никому не сложно, и, несмотря на то, что расширения короткие – может, метров по 10, едется достаточно легко. Днем. Но ночью, когда первый раз в этом месте, да еще дорога извилистая и идет по узкой полоске суши между скалой и рекой, очень сложно оценить реальную ширину дороги и понять, расходишься ты со встречным автомобилем или нет. Это все усугубляется пасмурной погодой и выпадающими осадками.

Мое резюме, несмотря на то, что я люблю ночную дорогу, я бы не рекомендовал планировать в туристической поездке по Норвегии ночные перегоны. 

День девятый
30.08.2015 г. Девятый день поездки.

Подъем, угадайте во сколько? Правильно, в 5:00. Нефиг разлеживаться! Труба зовет! Не важно, что на улице еще темно, туман и ничего не видно! Нам надо собраться и добраться обратно в Одду.

В 6:20 мы покидаем дом, предоставивший нам ночлег. Показания спидометра 227052 км.

Нитка сегодняшнего маршрута трасса Е134 (последние 16 километров предыдущего дня мы ехали по ней), трасса 13, трасса Е16, трасса Е39. Ну и пеший трекинг на Язык тролля (Trolltunga). Карту этого дня можно посмотреть тут.

Тринадцатая трасса вьется перед нами в рассветных сумерках в ущелье вдоль речки Gronsdalslona. А речка весело и полноводно бежит в одном с нами направлении. Когда доехали до водопада Лотефосс (Latefossen Waterfall), остановились пофотографировать. Это очень живописное место мы заметили еще накануне, когда ехали в другую сторону. В темноте водопад был подсвечен. Кроме него, с другой стороны тоже множество водопадов. Вот так дорога идет вдоль реки между водопадов. Фантастично! Правда, фотографии получились не очень: с одной стороны – темно, с другой – в воздухе висит водяная пыль, стекло объектива моментально покрывается тонкой пленкой воды. Полюбовавшись водопадами и слегка промокнув, мы поехали дальше.

До парковки около Starting point Trolltunga мы добрались без приключений и достаточно быстро. Припарковались, переоделись и пошли в 8:10 на тропу до Trolltunga.

Кстати, парковка платная, только это написано в дальней части парковки, около выхода с бывшей канатки, там же стоит паркомат. Об этом нюансе я узнал, только когда вернулся с Trolltunga, но все обошлось хорошо, без штрафов. Да, канатка не работает, по ней уже и пройти нельзя, поскольку она частично разобрана. Мы это выяснили, когда шли обратно. Там сейчас строят нормальную дорогу.

Не вижу особого смысла описывать этот трекинг подробно, в интернете очень много описаний этого пешего маршрута, расскажу только о некоторых нюансах.

Маршрут для Лены оказался тяжеловат. Очень выручило наличие трекинговых палок. Серьезное внимание надо уделять обуви. В течение маршрута мы несколько раз попадали под проливной дождь. Тропа вся разбита и превратилась в болото. Первых два километра присутствуют улучшения тропы в виде камней и досок.

На обратной дороге мы решили немного срезать и спуститься через канатную дорогу. Канатная дорога огорожена забором, но в заборе есть дырка. По ней мы смогли пройти без проблем половину пути. Дальше начались проломы в дороге, а когда донизу оставалась еще одна треть, канатка закончилась, ее разобрали.

На парковку к микроавтобусу мы вышли в 20:00. Быстро перекусили, переоделись и поехали к месту ночевки. А ночевать нам в этот день предстояло в пригородах Бергена. У нас забронированы апартаменты Grieg Studio, Hop Terrasse 4, Paradis, 5232. Понимая, что приедем мы туда достаточно поздно, позвонили по телефону и как смогли, объяснили, что мы едем, но задерживаемся. Маршрут пришлось проложить более длинный, поскольку в это время паромы уже не работают, хорошо на 13-й трассе есть новый мост через Хардангер-фьерд. Дорога шла тяжело, сказывался недосып предыдущего дня и физическая усталость в совокупности с впечатлениями этого дня.

К месту ночлега мы прибыли в 2 часа ночи. 

День десятый
31.08.2015 г. Десятый день.

В этот день мы расслабились. Проснулись, наверное, часов в 8 утра, а, может, даже позже. Утро шикарное, солнечно. Апартаменты шикарные. В нашем распоряжении небольшой уютный номер, расположенный на цокольном этаже жилого дома. Дом построен на склоне, с одной стороны – вход прямо на первый этаж, к хозяевам, с другой стороны – к нам. В номере уютная  спальня, небольшая кухня и совмещенный санузел. Мебель не новая, но в отличном состоянии, навевает воспоминания, вероятно, связанные с детством, когда не было Икеи, а кровати были с никелированными спинками. Или это воспоминания о даче…

Сегодня мы расслаблены, «дикая» часть маршрута закончилась вчера. Хозяев мы, скорее всего, напрягли своим поздним приездом, но нас пустили, за апартаменты мы расплатились сразу, а выехать должны до двух часов дня. В наших планах сегодня прогуляться по Бергену и выехать в Осло, где у нас забронирован номер гостинице.

Неспешно позавтракали, привели себя в порядок и загрузились в машину. Ключ от апартаментов, как нам и было сказано, оставили в почтовом ящике, поскольку хозяев не было дома. Выехали в Берген. Показания спидометра 227299 км.

В Бергене мы провели немного времени. Проехали через центр на машине, нашли недалеко от порта парковку, где на пару часов и оставили машину.

Берген произвел на нас отличное впечатление. Домики, расположенные на другой стороне залива, в котором находится порт, в солнечных лучах играли яркими красками. По воде передвигались кораблики и яхты разнообразнейших размеров. Сразу видно – это морские ворота страны.

Зашли на рынок. Рынок это отдельная тема. На нем торгуют преимущественно морепродуктами – сырыми, живыми и готовыми. Самыми разнообразными, совершенно диковинными для нас. Результатом посещения рынка стало купленное нами ассорти из разных морепродуктов и салатик в крабе. Общение с продавцами не составило труда, они свободно разговаривают по-русски.

После этого вернулись к нашему верному транспорту и отправились в Осло.

Нитка маршрута на этот день следующая: трасса Е39, трасса Fv7, трасса 13, трасса 7, трасса Е16. Карту этого дня можно посмотреть тут. 

Выехав из города, мы устремляемся по трассе Е39 до ее пересечения с трассой Fv7. Поскольку ночью предыдущего дня мы уже ехали по трассе Е39, принимаем решение, что в этот раз поедем другой дорогой и сворачиваем на Fv7. Эта дорога немного длиннее, но должна идти по более живописным местам – по берегу Хардангер-фьорд. Едем не спеша, наслаждаемся пейзажами и теплой солнечной погодой.

На берегу Хардангер-фьорда сделали праздничный обед. У Лены сегодня день рождения, поэтому, собственно, взяли ассорти и немного изменили сложившуюся традицию режима питания.

После обеда нас ждал очередной сюрприз… мы не доехали до 13-й трассы, наверное, километр или два, когда узнали, что дальше проезда нет. Местная девушка, в форме дорожного работника сообщила нам, что придётся возвращаться обратно и ехать в объезд.

Пришлось возвращаться до трассы Е39. Опять едем уже целеустремленно, без остановок. На седьмой трассе Водопад Верингсфоссен проскочили, так и не посмотрев. За два дня это этого – мы его видели издалека, но торопились, сейчас – как-то не заметили сворот на смотровую площадку. За нашу поездку, у нас получилось 2 водопада, которые мы видели издалека, но не осмотрели.

На перевале – уже вечер. Опять высокогорье, только солнце уже садиться у нас за спиной. Темнота наступила достаточно быстро. До Осло оставалось, наверное, еще километров 300. Упрощает ситуацию то, что в связи с движением вглубь от океана, дороги стали более прямые и более широкие. В десять вечера пытаемся созвониться с гостиницей, что будем поздно. В отличие от хозяев апартаментов, администраторам гостиницы неохота разбираться, что мы им пытаемся сказать. Едем, как едем.

На подъезде к Осло нас первый раз за всю поездку остановили полицейские. На трассе стоит пикет из двух машин и человек 8 полицейских. Насколько я потом понял – последствия начавшихся проблем с беженцами. Общение с полицейским странное. Я никак не могу понять, что он от меня хочет, он не понимает, что я не понимаю. Кое-как объяснились, что мы туристы, в отпуске, не работаем и на этом расстались.

В гостиницу Oslo Hotel Apartments – Hostel, прибыли часа в 2 ночи. Очередная новая система размещения. Гостиница состоит из нескольких корпусов, в одном из корпусов, который является по сути хостелом, недорогие номера, тоже называются апартаментами, система такая: вход в корпус, от входа в корпус идет коридор. В коридоре – двери с обеих сторон. В дверь входишь, она закрыта на электронный замок, – там небольшой вестибюль, в нем дверь и лестница. Лестница ведет на второй этаж. А дверь – в очередной вестибюль, выполняющий заодно роль маленькой кухни и столовой. Из этой кухни две двери – в номера и в санузел. Самой большой сложностью для меня оказалось сходу понять, как это все маркируется. Номер нашего номера был весьма неоднозначен. А в соседнем номере проживала девушка, поэтому на обще кухне болталось куча грязной посуды…

Короче, эта гостиница мне как-то не понравилась. Но как вариант бюджетного проживания в столице государства – приемлемо.

Приготовили ужин в своей посуде, мыть за других не было ни сил, ни желания. Поужинав, отправились спать.

День одиннадцатый
01.09.2015 г. Одиннадцатый день поездки.

Встали, было уже светло, наверное, часов 8 утра. За окном шумит большой город. Все куда-то бегут. Идет дождь.

Позавтракали и достаточно быстро выселились. Показания спидометра 227924.

На машине прокатились по центру Осло, нашли недалеко парковку, достали велосипеды, я их на ночь в машину убирал, и поехали кататься. Катались по городу часа 4. Решили, что больше не можем себе позволить. Сегодня нам надо переехать в Стокгольм и заселиться в гостиницу не позднее 22:00.

Осло нас откровенно разочаровал. Причин тому несколько.

Во-первых, на самом деле, мы не очень хорошо подготовились к посещению этого города. Информации о достопримечательностях собрано было мало, а та, которая имелась – не вдохновляла. Было понимание, что оно для общего развития, конечно, надо, но желание смотреть не возникало. Времени на Осло было отведено мало.

Во-вторых, насколько прекрасна была природная красота норвежских пейзажей, настолько же невзрачной оказалась столица этого региона.

В-третьих, нас неприятно поразило количество нерусских, в смысле темнокожих. Я не расист, но для меня было достаточно сильной неожиданностью почти полное отсутствие белых на улицах города. Обстановка слегка давила, ощущения были неприятными. Как будто мы не туристы, а диковинки в зоопарке, причем диковинки, на которые все приходят посмотреть.

Немного покатавшись по Осло, мы отправились в Стокгольм.

Остатки наличных норвежских крон потратили на заправке практически на границе со Швецией.

И вот перед нами снова шведская дорога с характерными бело-синими отбойниками и тросами между встречными направлениями движения.

До Стокгольма добрались без приключений. Гостиницу Sofo Hotel, расположенную по адресу ?stg?tagatan 64, S?dermalm, нашли без особых проблем, это оказалось практически в самом центре города. Заселились вовремя, в этой гостинице было принципиально, что бы заехали не позднее 22:00, в это время администратор уходит, и тогда поселить нас некому.                

Эта гостиница нам понравилась. Она представляет собой подвал в жилом доме, но весьма уютная. Когда входишь в широкую дверь, попадаешь на лестницу, по которой надо спуститься вниз. Лестница декорирована книжными шкафами интересной формы, в этом шкафу полки не горизонтальны, а так же стоят вазочки. И мягкий желтоватый приглушенный свет. С лестницы попадаешь в достаточно большое помещение со столами, за которыми, можно поесть, у дальней стенки – кухонный гарнитур, куда утром выставляют все для завтрака. Из этого помещения выходит коридор, в начале которого располагается ресепшен. Сам коридор потом делится на 2. Большинство комнат, как и наша, без окон. Но проблем это не вызывает, благодаря отличной вентиляции. Наш номер небольшой по размеру, но весьма уютный. В этой гостинице мы прожили 2 ночи и остались очень довольны.

Заселившись, мы немного погуляли по округе, поужинали и отправились спать.

День двенадцатый
02.09.2015 г. Двенадцатый день.

Проснулись ни поздно и ни рано. В комнате без окон сложно оценить, темно сейчас на улице или уже светло. И погода совсем не очевидна. Определенных планов у нас на этот день нет, так, хотим погулять по городу, посмотреть все вокруг. Может, на великах покататься, может, пешком. Основным мотивирующим фактором было то, что надо заплатить за парковку машины и позавтракать, пока кормят.

При оплате парковки я благополучно выяснил, что это можно было спокойно сделать вчера с вечера. Дело в том, что в европейских странах крайне редко в городах встречаются места, где можно поставить машину просто так. Обычно везде парковки – платные или с ограничением по времени. Или и то, и другое. В данном случае парковаться можно было свободно, но ночью – это бесплатно, а днем – за деньги. Так вот, когда вносишь деньги за парковку, паркомат сразу на экранчике пишет время, не позднее которого, нужно будет забрать машину или доплатить за парковку. При этом ночные часы вычитаются автоматически. Таким образом, если ты паркуешься ночью и идешь сразу платить, отсчет времени паркомат начинает не с момента внесения платы, а с момента, когда парковка становится платной, то есть с 9 утра следующего дня. Таким образом я выяснил, что заплатить за машину можно было вчера, а сегодня не переживать и не дергаться.

Однако мероприятие по оплате стоянки автомобиля было весьма полезно со стратегической точки зрения. Как я уже сказал выше, оценить погоду в окно было крайне затруднительно. А она-то как раз была из разряда «займи, но выпей» и никуда не ходи. Лил дождь, в Швеции наступила осень. Руководствуясь первичными фактами о погоде, было принято решение, что сегодня у нас пешеходная программа.

После завтрака оделись так, чтобы не бояться промокнуть, мы отправились на обзорную прогулку по городу.

Пешком прошли до ближайшего метро и долго решали, какую проездную карточку приобрести. Долго обсуждали эту тему и в результате не угадали. Как показал опыт, надо было взять две дневных карточки без ограничения проезда, а мы взяли одну карточку с лимитированным количеством проездов. На первый взгляд это было выгоднее, но как выяснилось позже, эти карточки едины для всех видов транспорта и вполне бы окупились за день. Впрочем, мы справились и так, больше гуляли.

Сам Стокгольм произвел на нас существенно лучшее впечатление, чем накануне Осло. Тут есть ощущение, что ты в столице. Причем, очень хорошо видно, что этот город раньше был столицей великой империи. Город красивый, ухоженный, гордый. Люди в нем тоже красивые, очень много пропорционально высоких светловолосых девушек.

Гуляли мы весь день, к вечеру даже погода исправилась, совсем хорошо стало! А для себя мы решили, что в Стокгольм надо будет обязательно приехать еще.

Вернувшись в гостиницу, поужинали купленной по дороге пиццей и отправились спать. >День тринадцатый
03.09.2015 г. Тринадцатый день.

Главная задача этого дня – погрузиться на паром и отбыть в Финляндию. Наш паром отходит в 7:10, поэтому встали мы достаточно рано. Собрались и без лишних заминок прибыли на паром. Показания спидометра 228478 км.

На пароме уже все знакомо, мы, помня о предыдущих просчетах – сразу завтракать! Заодно расстались с остатками наличных шведских денег. Сегодня у нас времени на завтрак много. Завтракаем не спеша, в полной мере наслаждаясь понятием «шведский стол», за два часа мы сделали наверно подходов по пять к раздаче за той или иной едой, впрочем, кто ж считал.

После завтрака я отправился спать, паром у нас опять дневной, а впереди – ночной перегон.

Культурная программа этого дня явно отличается от программы, которая была на предыдущем пароме. Сегодня день «пожилого человека», видимо, у них по четвергам есть какие-то акции на проезд для «тех, кому за». Но тоже достаточно любопытно.

В Турку прибыли по расписанию в 19:15. Выгрузились и сразу двинулись в сторону России.

День четырнадцатый
04.09.2015 г. Четырнадцатый день нашего путешествия мы встречаем снова в дороге, уже совсем недалеко от границы.

На границе мы попадаем неожиданно в очередь из желающих проехать в Россию. Но пройти получается достаточно быстро, хотя и боялся, что зависнем надолго. Оказалось, что очередь состоит из финнов. В период резкого подорожания евро финны поехали к нам, поскольку затариваться в РФ существенно выгоднее.

Ночью прибываем в Санкт-Петербург. Сразу к родителям спать.

Вечером – снова в дорогу, теперь наша цель – Пермь. Ехать решили по другой дороге. Она занимает больше времени, ее протяженность – тоже больше, но она в целом более ровная. Заодно решаем заехать в Иваново, мы там последнее время покупаем текстиль.

В качестве заключения
06.09.2015 г. На шестнадцатый день прибываем в Пермь.

Длинный путь позади! Море впечатлений!

Показания спидометра 231140 км. Общий пробег за всю поездку 8 677 километров.

За время поездки потрачено

  • на дизельное топливо:
    • 20 493 руб.;
    • 67,67 eur;
    • 920,74 sek (шведских крон);
    • 2616,6 nok (норвежских крон).
  • на паромы, платные дороги и парковки потрачено:
    • 118 eur;
    • 110 sek (шведских крон);
    • 526 nok (норвежских крон).
  • на проживание:
    • 1518 sek (шведских крон);
    • 2408 nok (норвежских крон).

Ещё дневники этого автора
Голосов: 48
Комментарии читателей (16)
nusaancef
Отлично написано. Позитива конечно не хватает, но читал на одном дыхании
29-10-2009 15:18:47
Admin
написать
Валя, поняла, в чем прикол - все-таки это спам чистейшей воды. В полях: "город", "имя", "мыло" заложено имя сайта... вот...
26-10-2009 10:48:53
AdderieRenMew
Можно ли взять одну картинку с Вашего блога? Очень понравилась. Линк на Вас есстественно поставлю.
21-10-2009 09:55:20
Валентин:  Да, можно. При условии линка.23-10-2009 05:35:01
Woomshithoila
Достаточно интересная и познавательная тема
20-10-2009 03:54:31
choonyDof
Хорошая статья, узнал много нового!)
24-08-2009 02:12:59
MalSmanyJumma
Интересно стало, а комментарии которые не нравятся автору здесь удаляют?
17-08-2009 00:41:04
Admin:  Здесь удаляются не комментарии, а спам и сообщения не по теме - офтоп. Удаляются не автором, а администратором. Отмечу ещё, что всё это присуще не только "здесь", а общепринятая практика. И что характерно, отчитываться в своих действиях администрация никому не обязана.23-08-2009 21:49:21
gootsSola
Читаю уже не первую неделю Ваш блог, узнаю много интересного. Спасибо Вам за Ваш труд!
13-08-2009 07:19:03
atremich
написать
Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей
22-06-2009 23:29:50
atremich
написать
Кинули сегодня в аське ссылку на эту новость - не жалею, что потратил время и перешел
22-06-2009 16:00:22
atremich
написать
По десятибальной семь.
22-06-2009 08:37:07
sergeevant
написать
Единственный минус - как-то все сухо…
18-06-2009 23:42:48
dremotino
написать
Я, например, больше почитать люблю, чем самому что-то писать. Но видно каждому свое ))
28-05-2009 17:33:10
porosenochek
написать
Ну вот, дожился... Скоро за монитором буду проводить больше времени, чем с девушкой ((
28-05-2009 12:35:13
parabellum
написать
Все-таки, подобное не всем интересно. Хотя, каждому свое.
27-05-2009 22:25:36
andrometten
написать
Интересно было почитать. Думаю у Вас скоро появится группа постоянных посетителей
27-05-2009 14:52:22
vdorr
написать
Спасибо, прочитал с большим интересом ваш пост. P/s интересно уточнить кое какие детали, можно узнать вашу почту или icq?
29-04-2009 12:52:14
Валентин:  Мыло автора (мое то бишь) - pagemakeroff@mail.ru30-04-2009 01:49:13
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна