КРЫМ, 3-22 АВГУСТА 2005

Участники
Просмотров: 5326  |  размещен 15.09.2005

За окнами дождь, и уже не верится, что несколько дней назад мы купались в теплом, ласковом море, нас окружали чудесные Крымские горы, а вечерами мы любовались невероятно звездным небом. А это ощущение, когда утром, еще сонный, выползешь из палатки – и сразу в море, которое плещется буквально у порога… Это не передать словами.
Но, обо всем по порядку. Лично я долго сопротивлялась идее моего мужа (Димы) поехать в Крым с парусным катамараном. На этом! По морю! А картины Айвазовского вы видели?! Однако когда он нашел еще одну пару таких же не совсем адекватных людей, мне пришлось согласиться. И вот наш окончательный состав: Дима (капитан), я (жена капитана), Тима (соответственно, сын капитана, 6 лет), Игорь и Татьяна. А также наш шестиместный гордый красавец, изготовленный полукустарным способом исключительно благодаря инженерному гению моего мужа.
Готовились к поездке очень тщательно. Облазили весь Интернет, накачали карт, составили маршрут, подготовились к встрече с пограничниками (все Черное море – погранзона и необходимо разрешение на плавание, хоть в тазике плавай, хоть в галоше). У нас были документы:

1. международные права на управление судном;
  2. судовой билет;
  3. ходатайство от Пермской Федерации путешествий, спортивного туризма и активного отдыха.

Некоторую тревогу вызывал провоз катамарана через границу, но все прошло легче легкого. Купили багажный билет, а пограничники и таможенники даже не взглянули на третью полку, где мирно лежал чехол с двухметровыми трубами.

БОН АВАНТЮР

дневник похода: Крым, 3-22 августа 2005

Глава 1. ПРИБЫТИЕ

3 августа. И вот мы в Симферополе. Ночь провели на вокзале, а весь следующий день был потрачен на оформление разрешения у пограничников. Они уверяли нас, что это беспрецедентный случай, но, изрядно подрубив нам маршрут и запретив удаляться от берега более чем на 500 м, разрешение все-таки дали. Эта волшебная бумага на Украинском языке здорово облегчила нам жизнь в дальнейшем.

Наш маршрут отныне выглядел так: мыс Айтадор – Феодосия.

И вот, ближе к вечеру, мы погрузились в автобус Симферополь-Симеиз. Мы едем к морю! Еще в автобусе выяснилось, что со стоянками, мягко говоря, проблема. Водитель (добрая душа) подсказал нам, где можно вылезти, чтобы встать у моря и недалеко тащить вещи. Так, около 8-ми вечера 4 августа, мы оказались в Алупке на диком пляже.

Когда я спустилась на этот пляж по довольно крутой лесенке, я ничего не видела и ничего не хотела кроме МОРЯ. Оно было теплое, голубое и зеленое и из него кругом торчали камни. И мы бросились в него, и купались, и плавали, и смывали усталость долгой поездки, тревоги, волнения, а потом еле-еле вылезли (некоторые на четырех), потому что МОРЕ не хотело нас отпускать.

И только после этого мы поставили палатки, что-то там поели и залегли.

Вообще, очень странное ощущение – спать в 3-х метрах от моря, когда оно шумит ну просто вокруг тебя, и кажется что ты то ли в подводной лодке, то ли начался всемирный потоп. Во всяком случае, мне первые две ночи стоило больших усилий не вскакивать каждые 5 минут и не проверять сухость вещей в тамбуре.

Глава 2. ПЛЯЖ В АЛУПКЕ

На этом пляже мы простояли 4 дня. Штормило, и ветер был в морду. За время стоянки мы купались, варили компот из дикорастущих абрикосов и алычи, по очереди посетили Воронцовский дворец, Игорь с Таней прошли инструктаж у алупкинских пограничников.

Отдельно хочется сказать о ялтинском зоопарке, где мы побывали 6 августа. Зоопарк классный! У входа продают корма для животных, чтобы, значит, посетители их кормили. Меня особенно потрясла лама, которая, съев предложенный корм, отхватила половину пустого пластикового стакана, который я держала в руке, и невозмутимо ее сжевала. В зоопарке очень много обезьян, попугаев, страусов, кроликов, морских свинок, медведей, львов и т. п. У всех хорошие просторные клетки. Плохо было только то, что Дима в предыдущий день здорово обгорел на солнце и все время прятался в тенёк, поэтому съемок мало.

7 августа. Игорь с Татьяной ушли гулять в Ялту, мы сидим на пляже. Я уже готова плевать в него, очень надоело здесь сидеть. Особенно портят настроение отдыхающие, которые лежат вокруг палаток и косо смотрят на нас, т.к. мы «не платим деньги за жильё». Одна не в меру темпераментная дама даже грозилась вызвать милицию, чтобы нас прогнали. Хорошо становится только к вечеру, когда отдыхающие расползаются, и мы остаемся наедине с морем, костром и звездным небом. Но именно в этот день звездного неба не получилось, т.к. пришла ЮЖНАЯ ГРОЗА. Молнии вспыхивали во все небо, ветер (и без того не слабый) усилился, мы лежали в палатке и дрожали, что нас сейчас унесет вместе с ней. Потом дрожать устали и заснули. Утром никаких следов грозы не наблюдалось.

8 августа. Была наша очередь посещать Воронцовский дворец. Очень красивый парк вокруг, дворец тоже красивый, но после Питерских кажется маленьким. В парке много водопадов, прудов и растет араукария чилийская (единственная в Европе!). Пальмы, цветущие олеандры, магнолии. Красота!

Глава 3. В МОРЕ

9 августа. Ветер переменился. Мы выплываем! Сборка катамарана, и вот наш гордый красавец стоит готовый к отплытию. Решено идти на сильно зарифленном стакселе, т.к. ветер достаточно сильный, а мы не знаем, как поведет себя наш красавец (и его команда) в открытом море.

Вытолкать нас с пляжа при достаточно сильной волне и большом количестве камней у берега оказалось непросто. Помощь оказали два отдыхающих мужика, и мы вышли на чистую воду. Не успев обрадоваться, команда обнаружила, что забыла капитана, который спасал отвязавшуюся бутылку с пресной водой. Кое-как подойдя к берегу, мы погрузили мокрого и какого-то грустного Димку (как оказалось, он утопил телефон) и рванули в открытое море.

Гордо презрев предупреждение не плавать дальше 500 м, мы упилили километра на 4 от берега и пронеслись мимо Ялты, увидев только крошечные домики на берегу. Оправданием нам может служить желание обойти некие запретные зоны, где ездит охрана на моторках и стреляет во все движущееся.

Впечатления от плавания по морю: совсем не то, что по реке! Волны мягко поднимают катамаран и несут, несут вдаль, потом проваливаешься между ними и снова подъем. Как будто море бережно качает наше суденышко ласковыми руками. А кругом сумасшедшая синяя, чистая вода и в ней плавают стаи медуз, а на небе сияет солнце, которое изрядно нас поджарило, несмотря на все защитные крема. Особый восторг я испытала от того, что ноги спокойно полощутся в море без всяких бахил и сапог и им тепло! И даже боковая волна, пару раз смочившая попу не вызвала неприятных ощущений!

После 4-х часов довольно резвого плавания, ветер начал скисать, а меня и Тимошу разобрала морская болезнь. Было решено зачалиться на более-менее подходящем берегу вблизи санатория, не доезжая до Гурзуфа. Как оказалось впоследствии, это была жутко загаженная территория заповедника, и с нас содрали штраф за стоянку.

Но вечером мы этого не знали и очень радовались, что прошли приличное расстояние (около 30 км), причем на сильно зарифленном стакселе.

Здесь же произошли первые и последние неприятности с пограничниками. Ялтинской заставе мы не доложились - просто пролетели мимо. Зато гурзуфские пограничники обиделись - как так, не спросили разрешения причалить, а позвонили и поставили перед фактом, что уже здесь. Нас пытались загнать на причал, но мы гордо отказались, заявив, что «можем стоять хоть где». Это тоже не понравилось, и к нам пришел, отмахав приличное расстояние, суровый молодой пограничник, указал на наши ошибки и потребовал судовую роль (как раз ее-то у нас и не было). Этот пограничник потом ходил к нам с завидным постоянством, даже ночью приперся с какой-то проверкой. Нигде больше нас так не опекали, видно мы ему чем-то понравились.

Вечером на камни выползла уйма маленьких крабиков, а Димка нырял с маской и видел больших.

Глава 4. ДЫРКА В АРТЕК

10 августа. Ветра нет. Я, Димка и Тимка с утра направились в Гурзуф. Там мы забрели на территорию скального комплекса Артек, и одна боевая бабушка отправила нас в «дырку» в скале, откуда открывался потрясающий вид на море. Та же бабушка, буквально пинками, загнала нас в пролом в ограде непосредственно самого лагеря Артек («пока нет милиционера в будке, » - сказала она). Мы прогулялись по Артеку, выкупались там и спокойно вышли через тщательно охраняемую проходную.

А в это время Игорь с Таней героически отражали атаку егерей на наш лагерь, и вышли с минимальными потерями (штраф по 120 р.).

Когда мы вернулись, Игорь и Таня пошли общаться с самым главным начальником заповедника, и он разрешил нам как «братьям-славянам» переночевать еще одну ночь.

Глава 5. ПАНАИР

11 августа. Ветра нет. Но, к сожалению, даже «братьям-славянам» приходится спешно очищать территорию. Поплыли на веслах. Наш заботливый пограничник не хотел нас отпускать без последнего «прости» и пришлось больше часа ждать его около причала санатория. В конце концов, нас и оттуда «попросили». Мы уже отплывали, когда на берегу нарисовался наш «ангел-хранитель». Он выразил желание следовать за нами даже на Медведь-Гору и еще долго махал нам вслед платком и утирал скупую мужскую слезу. Больше мы его не встречали.

Полный штиль. Чапаем на веслах мимо Артека. Вокруг полно яхт, гидроциклов, водных велосипедов. Все восхищаются нашим здоровым авантюризмом, дивятся на катамаран, желают счастливого пути. Там же нас назвали ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ (типа, последние представители исчезающей породы). Настроение понемногу улучшается.

Напротив Артека из моря торчат скалы. Это изумительное зрелище: белые камни, сине-зеленая вода кажется густой, такой у нее насыщенный цвет. А какая теплая! Мы искупались, полазили по скалам (к сожалению, изрядно загаженным) и поплыли дальше. Единственное, что хорошо в гребле – идешь недалеко от берега, можно любоваться видами.

Бодро огибая гору Аю-Даг (она очень широкая!), мы пришли к выводу, что береговые пейзажи один в один похожи на р. Чусовую и даже не стали фотографировать.

Около 5 часов вечера, когда грести сил уже было мало, перед нами открылась изумительная бухта (прямо в горе). Было решено ночевать. От стоявших там художников из Львова мы узнали название бухты – Панаир (Бухта контрабандистов). О, волшебный Панаир, я никогда тебя не забуду. С трех сторон окруженная скалами, выступающими в море, в бухту легко попасть только с воды. Правда, некоторые любители рванули на следующий день прямо через горы, по самой жаре в поселок Партенит, но мы с Тимой героически остались охранять лагерь и не пожалели. Купались, играли в мяч (который, кстати, принесло нам море еще в Алупке), отдыхали как на курорте. Такого разнообразного подводного мира и такой чистой воды мы потом уже не встретили.

В бухте нас посетил пограничник, приплывший на моторке, но я завалила его документами и устной информацией на беглом русском языке, и он счел за лучшее поскорее уплыть обратно. Кроме нас и художников из Львова (художник и художница) в бухте стояли москвичи с каяками, а также из Партенита на лодках привозили немногочисленных отдыхающих. Кстати, художник имел байдарку «Щука», на которой плавал к цивилизации. Он и нашим мужчинам дал прокатиться.

Я бы постояла в этом чудесном месте еще несколько дней, но бьющие копытом мужчины отвергли эту идею.

Глава 6. СКОЛОПЕНДРЕЖ

13 августа. Гребем. Когда проплывали мимо Алушты, поднялся небольшой ветерок, мы радостно поставили паруса, но радость оказалась недолгой, т.к. в небе появилась зловещая туча, и мы поспешили причалить. Пограничникам доложились по всей форме, и проблем с ними не было. Не успели мы поставить палатки, как начался дождь. Правда, он был не долгий, только попугал, но из-за него мы встали в таком месте! Это была помойка!!! Да еще по всему берегу на много километров тянулся кошмарный трубопровод. Пришлось ставить палатки прямо под ним, больше места не было. Слабым утешением явилось, то, что пляж был песчаный (из серо-черного песка). До этого попадались только галечные и Игорь с Татьяной стали постепенно превращаться в йогов. У нас-то был надувной матрац, и камни нам были ни почем.

Игорь с Таней пошли в Алушту за продуктами и отмахали изрядно километров, мы же развлекались сжиганием мокрого мусора, который жутко вонял при этом.

Уже стемнело, мы забеспокоились, но тут появились наши сопутешественники с продуктами и известием, что они видели сколопендру. И у меня начался жуткий «сколопендреж». Я боялась войти в палатку, а, войдя, боялась выйти. Именно с той ночи мы стали закрывать внутреннюю палатку на ночь, раньше спали открытыми из-за жары.

Глава 7. РЫБАЧИЙ

14 августа. Конечно, стоять в этом ужасном месте мы не стали, а с утра рванули дальше. На веслах.

Описать этот день очень трудно, т.к. в памяти осталась только хроническая усталость от полного ходового дня. Мы уже были рады отсутствию ветра, потому что при встречном нам было бы не выгрести.

Наконец, около 19 часов показался поселок Рыбачий.

«А волны и стонут, и плачут,
И бьются о борт корабля,
И тает в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля».

Это был тот самый Рыбачий. Мы встали на берегу километрах в 2-х от него. Там уже стоял небольшой лагерь, примерно 3-4 палатки. Нашими соседями оказалась очень хорошая семья из Киева, и вообще там все были очень хорошие.

На завтра остро встал вопрос о возможности прохождения маршрута. Решили, что без попутного ветра дергаться нечего и со спокойной душой стали отдыхать и гулять по окрестностям. Этим мы занимались 6 счастливых дней.

Стоянка была неплохая, хотя опять же на камнях. Недалеко из горы бьет относительно пресный источник, отдыхающих практически нет, правда, как и везде, проблема с дровами, но мы возили с собой изрядный запасец (предмет постоянных забот Игоря). Соседи из Киева рассказали, что приезжают сюда каждое лето и живут месяца по два. Глава семьи, прозванный Ихтиандром, промышляет рапанов, крабов и рыбу. Тимоша очень подружился с их младшей дочкой, его ровесницей. Вещи можно было спокойно оставить под их присмотром и, забрав деньги, документы и закрыв палатки отправляться гулять по интересам. Этим мы и занимались. Сходили в дельфинарий, гуляли по Рыбачьему (очень приятный поселок, хотя грязноватый), пытались ловить рыбу с катамарана. Ничего не поймали. Игорь с Таней нашли татарское кафе с очень милой хозяйкой тетей Гулей, которая невероятно вкусно готовила лагман, шурпу, чебуреки и другие блюда национальной кухни. Вечерами мы сидели на берегу, любовались морем и полной луной и потягивали местное вино. Красота!

Но приближался день отъезда, а у нас были серьезные опасения, что из-за труб и огромных рюкзаков без большого автобуса нам просто не уехать (от рыбачьего ходят только «Газели» и им подобные). Решили плыть в обратном направлении, т.е. до Алушты и там сесть на троллейбус до Симферополя.

Глава 8. БОН АВАНТЮР

21 августа. День отъезда с этого гостеприимного берега. Ветер хороший и как раз в нужном направлении. Также хорошие волны, но нас это не смущает. Киевляне пожелали нам счастливого пути и помогли отчалить. Мы, по старой привычке рванули прямо в море. Сперва никак не могли поймать ветер, он был какой-то непонятный. Потом стал понятный и довольно сильный. Мы поставили стаксель и грот. И бодро попили в сторону Алушты. Плывем мы, плывем, а ветер все сильнее, волны все выше и выше, уже закрывают от глаз берег. Когда, повернувшись назад, видишь, КАКАЯ волна тебя догоняет становиться жутко. Но наш гордый красавец очень легко поднимался на любую волну и мчался на гребне так, что весело становилось. Потом мы обратили внимание, на то, что обычно густонаселенное море совсем безлюдно. Нет лодок, водных велосипедов, яхт, вообще ничего, только качается на волнах огромный траулер, да мы гордо рассекаем волны. Тут мы маленько задумались и спустили грот. А когда подошли поближе к берегу и увидели что там твориться (около пирса брызги влетали метров на 10), поняли, что причалить будет сложно, если вообще возможно. Нам оставалось только одно более-менее пригодное место с пологим пляжем – там, где меня хватил сколопендреж. Времени на раздумья не оставалось, нас здорово сносило вбок, мужчины похватали весла и начали грести к берегу. Поскольку волны закрывали весь рельеф дна, Димка в последний момент с ужасом увидел, что нас несет на довольно острые камни. Он попытался отвернуть, в итоге нас понесло боком, хорошая волна зашвырнула нас на берег и тут же потащила обратно. И в этот момент я поняла, что пора выходить. Было неглубоко, я встала на дно и потянула ребенка. Нас настигла новая волна и команда капитана: «Выходим!». Потом я помню, как катамаран своими железными рулями неотвратимо наезжает на Тимоху, я тащу его в море. Потом мы выползаем на берег, в это время с нас смывает тапки и сандалии, а я думаю только о том, что Димка кат не бросит и вполне возможно их уже полощет в бурном море.

Но вот я вижу, что Игорь уже тянет катамаран за веревку, Димка подпихивает сзади, а к нам на помощь бегут какие-то мужики, позже назвавшиеся спасателями. Эти самые спасатели, оказывается, давно наблюдали за нами и в один голос утверждали, что нам дико повезло, т.к. мы отделались незначительными царапинами и легким испугом, а у ката всего лишь смяло трубу на одном шверце.

Короче говоря, это был шестибальный шторм, волны достигали 5-х метров в высоту и заливали узенькую полоску пляжа полностью. Мы примотали кат к трубопроводу, в смутной надежде, что опоры не унесет, и мужчины побежали разведывать обстановку. Мы остались караулить катамаран и вещи, периодически отнимая у волн, то, что они пытались унести. Одной хорошей волной так садануло кат об опору, что труба на другом шверце сломалась практически пополам. Мы уже начали впадать в панику, но тут появились мужчины с новостями. Оказывается, за нами наблюдали все жители побережья и подходили к ним выразить восхищение нашим героизмом и усомниться в психическом здоровье.

Шторм обещал затянуться на несколько дней, и мы решили, что поставили хорошую, жирную точку в конце нашего путешествия. Начали перетаскивать вещи на причал, разбирать и сушить катамаран (в процессе снятия рулей, еще на пляже, волна коварно подкралась к Игорю, вырвала у него из рук трубу и скрылась в бурном море). Таким образом, наши потери от шторма составили: два поломанных шверца (кстати, это были мои любимые весла!), красиво изогнутая труба от руля, Тимошина кепка. Смытые сандалии и тапки море любезно вернуло обратно.

Глава 9. ВОЗВРАЩЕНИЕ

22 августа. Позади последняя ночь на Крымском побережье (в этом сезоне). Впереди автобусы, поезд и родная, холодная Пермь.

Спасибо тебе, море, за чудесные дни, за то, что ты такое разное и непостижимое. Спасибо команде, за то, что в любой ситуации были хорошими товарищами. Отдельное спасибо нашему капитану, который настоял на этой поездке и преодолел все мыслимые и немыслимые преграды. Хотя в процессе подготовки и путешествия я много на него ворчала, отпуск удался, и воспоминания остались самые прекрасные.

До свидания, море, мы еще вернемся!

Выводы, сделанные из путешествия:

1. плавать по морю на парусном катамаране можно и нужно;
  2. шторм страшен около берега, в открытом море – нет;
  3. с пограничниками необходимо договариваться (можем поделиться опытом);
  4. со стоянками – проблема, лучше всего смотреть, где уже стоят палатки. Проблема также с дровами, мы брали газ, но он быстро кончился, пришлось собирать дрова, где ни попадя и возить с собой. Примус, наверное, лучший вариант.