ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 22-24 СЕНТЯБРЯ 2006

ориентирование 22-24 сентября 2006
дневник команды № 1

21 сентября, четверг
Лекция по ориентированию. Прихожу, в процессе лекции обсуждаются «бывшие победы»: ориентирование ночью, блуждания в поисках мифических озер, планируемая неделя в лесу... В выходные обещают практику по ориентированию – поиск лесных озер. Читаю программу курса (практики):

• ориентирование
  • установка лагеря в сложных условиях
  • ночевка без палаток (и это в конце октября!)
  • питание нестандартным набором продуктов
  • ночевка без палатки (а это в середине ДЕКАБРЯ!!!)

Жуть.

После долгих размышлений решаюсь: лучше уж сейчас, чем сразу с ночевкой без палатки.

22 сентября, пятница
Мы собрались в электричке до Ярино. Мы – это Марина, Игорь, Андрей, Аня и я. По пути к нам присоединились Женя, Маша и Стас.

Все обыденно и предсказуемо – электричка, скопище рюкзаков, разговоры, смех, выдача карт, попытка написать легенду, станция. Все на выход!

Тут начинается интересное, оказывается, мы идем в лес в кромешной тьме, только фонарики выхватывают из этой тьмы идущего впереди человека и ветки летящие на тебя. Место, где мы остановимся на ночевку – должны обозначить на карте сами. Иду с компасом, но это не сильно помогает – постоянно меняем направление движения, получается что-то среднее между севером и востоком.

Останавливаемся, ставим палатки, которых у нас оказалось пять – и это на девять человек! Поставили всего три. После недолгих уговоров (Женя против) кипятим чаек – горячий! Здорово!

В 0-00 отбой, конечно же, только официальный.

23 сентября, суббота>
Ночью закапал дождик …

Утро. Дождь. Сырая палатка. Тишина в лагере. Вставать вроде бы не хочется. Спим дальше.

В десятом часу с палатки на лицо начинает что-то капать. И тут же голос Жени – всеобщий подъем. Встаем.

Из-за погодных условий – ориентирование планируется сократить. Но все равно делимся на группы – я иду с Игорем. Небольшой инструктаж, определение места встречи – пересечение ЛЭП и дороги – и мы с Игорем уходим первыми.

Берем направление по азимуту и идем. Выходим на первую тропинку и, протопав по ней немного, сворачиваем в лес. Вторая тропинка – ну уж очень протоптанная и почти в нашем направлении, идем. Минут через пять решаем свернуть с нее, а то больно уж как-то все легко получается. Мы же, как никак учимся ориентироваться! И опять в лес. Начинаются овраги и спуск, которого в принципе быть не должно, видимо слишком забрали влево, корректируем наше направление в сторону протоптанной тропинки, и вскоре выходим на нее. Приключений пока хватит, идем по тропе. И вот она ЛЭП. Метрах в десяти от нас стоят Коля и Аня, ориентируются по карте. После небольшого обсуждения нашего местоположения дружно идем на другую сторону ЛЭП в поисках дороги, которая тут же и появляется. А вместе с ней и Женя.

Пока ждем последнюю группу (Андрея и Стаса) тренируемся разводить костер.

Вскоре со свист приходит Стас. На вопрос: «Где Андрей?», он бросает рюкзак и уходит. Нам остается только гадать. Ждем. И вот появляется Андрей в сопровождении Стаса – живой.

Дальше идем все вместе по дороге, изредка сверяем ее направление с заданным - на объект под названием «сараи», на который и выходим около 14 часов. Погода наладилась и была, ни была, решено двигаться до конечной цели, т.е. лесных озер, группами. Сбор назначен в 21-00.

И снова мы уходим первыми по азимуту 60 – почти прямо на слияние рек Мутной и Заозерной. Время 14-00. Идем по лесу, периодически сверяя направление движения по компасам, контролируем время движения, скорость, пройденное расстояние – все по легенде. После второго пройденного нами ручья начинаем ориентироваться только по моему компасу. С этого момента можно отсчитывать наши приключения и плутания.

Штурмуем очередной подъем после ручья и выходим на дорогу. В целях экономии времени идем по ней – направление немного восточнее нашего, поэтому планируем поправку на север. Постоянно встречаются следы пребывания лосей, поэтому позволю себе маленький офф-топ по поводу лосей.

Про лосей (инфа из уст Игоря): они страшнее медведей – у них же рога, очень большие. Они огромные и быстро бегают, а также умеют плавать. И не важно, что они в отличие от медведей не умеют лазить по деревьям, зато могут скинуть тебя с него – рогами. Способ защиты: встать рядом с деревом, чтобы при нападении лось надел на рога не тебя, а дерево. Получается что-то похожее на испанскую корриду. Послесловие: в принципе, лоси не нападают на людей, но бывают же бешеные лоси, которые почему-то этого не знают!

После пересечения нескольких дорог, конечно же, не указанных на карте, на спуске, ориентируясь по времени и соответственно пройденному нами расстоянию, меняем направление движения и идем уже по азимуту 20 и благополучно выходим на овраг, принимая его за искомый. Оцениваем расстояние – до Мутной, по нашим подсчетам, около 1,5 км. Время около пяти часов. Начинаем предвкушать наш скорый выход на озера. Все просто замечательно! Даже слишком!

После двухчасового прохождения оврага (естественно, мы шли самым натуральным зигзагом – со склона в овраг, из оврага на склон), он как это ни странно, не спросив у нас никакого разрешения, повернул на северо-северо-запад. Да еще и четко просматривался, а вернее периодически вставал на пути, ручей, которого на нашем пути ну никак не могло быть. После производственного совещания и изучения карты решаем, что мы находимся в соседнем овраге. Берем новый азимут (где-то 60-70), составляем мини-легенду на этот переход и идем. До слияния рек не более получаса ходьбы, спортивной. Обнадеживает!

Подъем. Дорога. Все по легенде. В нашем направлении попадается еще одна дорога, которая теряется где-то около болот. Идется весело и довольно быстро! Солнышко проглядывает! Лепота. Обходим болотистую местность по пригоркам, переправляемся через мини-озера по бревнам, деревьям. И вот, наконец, натыкаемся на реку – Мутная. Несмотря на множество бревен через нее, переходим вброд. Проходим небольшой пролесок и …

Выходим на узкоколейку. Ура! Остается выяснить в каком месте. Решаем сбегать на разведку без рюкзаков в разные стороны узкоколейки. Результат – с обеих сторон речка, но в моей стороне обнаруживаем останки моста и направление узкоколейки совпадает. Ура! мы там, где надо. Остался какой-то час до озер. Время 19-30.

От обнаруженного моста переходим какую-то болотистую местность-«ручеек». Выходим на «узкоколейку», сверяем направление по компасу и идем. После 10-15 минут довольно крутого подъема, которого, кстати, здесь быть не должно, понимаем, что мы идем по обычной дороге, скорее всего с другой стороны Заозерной. Возвращаемся обратно. По пути встречаются отвороты вправо, и, чтобы не терять времени, сворачиваем по одному из них. Выходим на дорогу, чем-то напоминающую узкоколейку и опять же направление совпадает, только речку Заозерную мы не переходили. Идем. Дорога заканчивается, появляется речка с отличной бобровой плотиной и широким бревном. Темнеет. Время 20-50. Встаем на ночлег. Поиск озер оставляем на утро.

Костер и ужин делают свое дело: усталость проходит и кажется, что можно было бы поориентироваться и с фонариками, тем более до озер рукой подать. Но палатка стоит, рюкзаки раскиданы – отдыхаем. Ночь темная, звездная и уже слышатся голоса, чьи-то разговоры где-то совсем недалеко … Ложимся спать.

24 сентября, воскресенье
Ночь, тишина … раздается какой-то шорох у палатки, где-то рядом ломается и с шумом падает ветка … и снова тишина. Сваливаем все на бешеных бобров и спим дальше. Дружно просыпаемся, темнота, на часах вроде бы 6-30, странно будильник не звенел, наверное, села батарейка, вставать лень, спим дальше.

Прошло около часа, по-прежнему темно, встаем, включаем фонарик, на часах 5 утра. Чей-то явно недружелюбный взгляд за ранний подъем, спим дальше.

Прозвенел будильник, спим.

Светает, спим.

Становится совсем светло, уже можно идти, нехотя встаем. Время 8-30.

После небольших уговоров Игорь разводит костер, ставим чай, завтракаем сгущенкой и в путь, на поиски лесных озер.

Обнаруживаем дорогу, которая заканчивается через 100 метров, идем вдоль реки на север, сверяясь с компасом.

Совсем неожиданно выходим на большую ЛЭП. Приплыли! Вернее притопали. Срочно ищем по карте свое местоположение. Ближайшая ЛЭП по карте от нашего предположительного местонахождения в 4-5 см, и направление ее, в общем-то, тоже совпадает. Если это так, то мы – лоси.

Для дальнейшего ориентирования решаем подняться вверх.

На холме. Обнаруживаем пересечение ЛЭП и газопровода. Включаем сотовый, связь есть! Звоним Жене, может, подскажет, где мы находимся и как лучше выбираться на железную дорогу. Облом! Звоним другим ребятам – то же самое.

Начинаем обсуждение. Направление ЛЭП совпадает (относительно). Пересечение с газопроводом – тоже плюс. И то и другое обозначено на карте. Правда, возникают несколько НО. Во-первых, как мы могли пройти такое большое расстояние за 2 часа утреннего ориентирования? Во-вторых, почему нет поворота ЛЭП, обозначенного на карте? В-третьих, как мы не заметили обещанного газопровода? Мозг отказывается выдавать хоть какие-то догадки, относительно нашего местоположения или нашего маршрута. Озвученные предположения:

• мы проскочили мимо озер, но ночевали где-то около них (вот почему нам слышались голоса)
  • ЛЭП 1980 года, она должна быть нанесена на карту 1979 года, а поворот зигзагом, убрали в процессе эксплуатации ЛЭП
  • газопровод, наверное, где-то поворачивает или сильно зарос или …

Решаем идти по ЛЭП в сторону Кухтыма, тем более дорога вдоль нее более укатанная, а затем свернуть на дорогу, которая должна появиться через три низины с ручьями. Мозг переваривает полученную информацию, и пытается скорректировать маршрут движения до ЛЭП.

Вперед! Первый ручей – сплошная болотина, наверное, истоки. Второй ручей – тоже болотистый, но просматривается течение – только почему-то в совершенно противоположную сторону. Не беда! Наверное, где-то поворачивает.

Поднимаемся на холм, слышна железная дорога, и она именно в том направлении, в котором должна быть по карте! Звоним остальным участникам этого ориентирования, откликнулся Андрей. Они все живы, идут по газопроводу. Сообщаем, что мы на ЛЭП, идем в Кухтым - пусть тоже поломают голову, как мы тут оказались – договорились встретиться в электричке.

Идем дальше. Третий ручей – и опять течет не в ту сторону. Странно. Теперь должна быть дорога. Поднимаемся в гору, отворота налево нет, поднимаемся дальше, снова нет. Уже вышли почти на вершину холма, и вот он родимый отворот, правда выше ожидаемого, но дорогу же могли изменить!

Поворачиваем на дорогу, на компас уже не смотрю, направление явно не совпадает. Но мы идем в сторону ж/д. Ура! По пути возникает идея доехать до станции автостопом, но после оценки вероятности прохождения здесь транспорта, она отпадает сама собой. И надо же через какое-то время нам встречается грузовая машина, правда в сторону ЛЭП. Жаль. Так мы дошли до какого-то дачного поселка, спросили дорогу на станцию и вышли на ж/д. Кинули рюкзаки, и Игорь пошел узнавать расписание электричек. А вернулся с ошеломляющей новостью – это станция ЯРИНО. И какие же после этого из нас ориентировщики??? Где мы бродили – не понятно.

До ближайшей электрички остается около часа, причем она идет минут на 30 позже той, на которой собирается ехать наша остальная команда. И Игорь уверенно заявляет, что мы идем на дачу к Леше Черепанову, с которым он уже созвонился. Соглашаюсь только после обещания горячего чая. (Почему не пришла идея вскипятить самим? … хм-м … наверное, было лень … подумать об этом.)

И вот мы снова идем – теперь на дачу. По дорогам, по полям, по лесам, через речку и выходим на дорогу … Déjà vu. Мы здесь уже были, сегодня, буквально часа 1,5-2 назад. Это то самое место, где я пропускала встречный грузовик! Идем по дороге до малой ЛЭП, по которой нужно подниматься вверх. И снова знаменательное место: здесь мы сидели и пили утренний холодный чай, а неподалеку валялась банка из-под Redbull – первый сигнал близости цивилизации.

Штурмуем довольно крутой подъем по ЛЭП. Ух-х, вышли до первой опоры, решаем позвонить Леше. Результат – тропинку-отворот на дачу мы уже проскочили.

Дождались встречающих. Вот и тропинка. Дача.

На горячий чай мы, конечно же, опоздали, надо было заходить часика на 2-3 раньше. Устраиваем легкий перекус. 30 минут отдыха и обратно на станцию, на вечернюю электричку.

Электричка. Свободных мест не оказалось, кидаем рюкзаки и садимся на них. Леша по подробным описаниям Игоря определяет наш реальный маршрут поиска Лесных озер. А я тем временем вспоминаю про ножик, который висел у меня на шее все выходные, и странные колебания стрелки компаса в зависимости от расстояния от него до тела. … Маршрут начертили, ЛЭП и газопровод обозначили на карте. …

21-30 станция Пермь-2. Выходные закончились.

27 сентября, среда
Около часа дня решаю провести эксперимент. Мини-исследование.

Тема: Влияние ножика, висящего на шее, на компас, висящий на той же шее.

Место проведения: Балатовский лес, подальше от магнитящих вещей.

Инструментарий:

• компас 1 штука
  • ножик 1 штука
  • деревья-ориентиры те, что были в округе
  • блокнот 1 штука
  • карандаш 1 штука

Таблица результатов

Истинное направление, в ° Фактическое направление с ножиком на шее, в ° Отклонение, в °
0 (N) 5-10 5-10
270 (W) 280 10
300 310 10
330 345-350 15-20

Вывод: Не носите ножик (а также посуду, сотовый телефон, цифровой фотоаппарат и т.д.) рядом с компасом, особенно при ориентировании! Конечно, это только в том случае, если не хотите погулять подольше/подальше, нужное подчеркнуть.