ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 22-24 СЕНТЯБРЯ 2006

ориентирование 22-24 сентября 2006
дневник команды № 3

22 сентября, пятница
Ориентируемся мы обычно осенью. И в первое ориентирование этого года нас отправилось девять человек.

Загрузились в электричку Пермь II – Ярино в 20.20 и в 22.10 спешились на остановочном пункте Полазна. А через 15 минут хода вправо и вперед от остановки, расположились на ночевку. Уже совсем темно.

Поставили три палатки из пяти имеющихся в наличии (почему-то в этот раз не скоординировали снаряжение, и на четыре команды у нас оказалось их аж пять штук). Перекусив перед сном и наметив подъем на 6.00, разместились по палаткам, которые как обычно еще около часу содрогались от хохота.

А небо было звездное - ни одного облачка. Ничто не предвещало…

23 сентября, суббота
Всю ночь и все утро лил дождь. В 6.00 у Андрея прозвенел будильник. Выключили его и опять укутались в спальники, хотя уже и не спали. Но вылезать в эту мерзость никому не хотелось.

Около 7.00 у Андрея проснулась и совесть, он крикнул Жене: “Вставать или нет?” Ответ он расслышал, конечно “спать”. Что мы и сделали. Хотя на самом деле Женя сказал: “Вставать”, однако, сам тоже не встал. Поэтому благодаря Андрюхе мы почти до еще пару часов нежились в палатке.

К 9.30 нежиться надоело, и хотя дождь не перестал, все-таки вылезли, развели костер и приготовили завтрак. А в 10.00 проснулись даже самые наши засони – Маша и Марина, гревшие палатки до последнего.

Завтракали и собирались тоже при дожде. Параллельно Андрей заговаривал погоду, уговаривая дождик угомониться часикам к 10.00. Но небесный кран перекрыли только около 11.00, когда мы, разбившись на четыре команды, поочередно стартовали до первого ориентира: пересечения ЛЭП и старого проселка, находящегося в 3-4 км севернее нашей стоянки.

Команды:

1. Игорь, Наташа
  2. Коля, Аня
  3. Андрей, Стас
  4. Женя, Марина и Маша

Команды выходили из лагеря с интервалом в 10 минут в том порядке, как указано выше.

Мы с Андреем шли по азимуту на север – северо-восток, пробираясь по мелкому и частому вторичному лесу, поросшему высокой травищей, сейчас абсолютно сырой. Перешли три оврага и, увидев впереди просвет, потопали на него. Это оказался малинник, подмятый предположительно медведем, а может, кто-то из наших прошелся сквозь него.

А вот и ЛЭП. Проселка не видать. Долго ломать голову, где же мы вышли – выше него или ниже, мы не стали. Андрей ушел на разведку вниз, а я – вверх по ЛЭП.

Иду, свищу в свисток, а вдруг кто-нибудь из наших окажется неподалеку и откликнется. Никого… А через 10 минут увидел нечто подходящее по описанию, пересекающее ЛЭП. Но почему-то и здесь никого. На всякий случай решил немного пройтись по этой дороге до ее входа в лес, и не прогадал. Под деревьями кто-то промелькнул. Ага, Игорь. Я подошел поближе и увидел, что все уже собрались, не хватает только нашей команды.

Ребята спрятались от дождя под деревьями и уже грелись у костра. И на мой свист отреагировали: “Чего упражняешься в художественном свисте?”

Я сбросил рюкзак и сходил за Андреем, который пока ходил на разведку, встретил грибника. Ну, а у меня результат все равно лучше.

К следующему ориентиру, обозначенному на карте как “сараи” и находящемуся в 4 км к востоку от первого, решили дойти все вместе. Нас с Андреем записали в штрафной батальон и отправили в авангард – работать направляющими. Однако здесь особо ориентироваться не пришлось, т. к. эта дорога, на которой мы встретились под ЛЭП, вела прямо к месту назначения. Местами топкая, но все же лучше сырой травищи по пояс (а некоторым и по подбородок)… По пути пересекли небольшую речушку, скорее ручеек – безымянный приток Ветляны.

Это и были те самые сараи, хотя ни одного деревянного строения там нет

Около 14.00 мы вышли на большое поле – широкий безлесный лог, в самом низу которого течет сама р. Ветляна. Это и были те самые “сараи”, хотя ни одного деревянного строения там нет – ни одного сарая, ни даже сарайчика. Зато в кустиках, около которых мы остановились на совещание, обнаружили мертвого глухаря и долго гадали, от чего же он умер. Прозвучали следующие версии:

• от старости
  • от удара головой о дерево (все сразу вспомнили Германа и рябчика)
  • разбился, т. к. объевшись не смог удержать свое тяжелое тело в воздухе
  • самоубийство (поругался с глухарихой, выгнали с работы, жизнь не заладилась, материальные проблемы и пр.)

Я провел осмотр тела: палкой раздвинул перья - кожа была синеватой, значит, птичка уже не первой свежести. Хотя роговица глаз еще не засохла, так что лежит еще меньше недели.

Хоронить не стали, а оставили там, где и нашли. Может, просто его душа улетела погулять, оставив тело на земле, и вскоре вернется. Душе ведь тоже хочется летать. А как летать в таком теле, которое перемещается в пространстве только для смены места кормежки? Душа и сама способна взлететь – и выше, и быстрее…

Остановились на совещание

Ну, это все лирика. Вернемся, как говорят, к нашим птичкам. А лучше просто отойдем от птичьей темы и займемся ориентированием.

Так вот. В 14.00 в том же порядке (первая, вторая, третья, четвертая), с интервалом в 10 минут, команды разошлись в разных направлениях - к нашему третьему ориентиру и конечной цели маршрута – к небольшому полуострову Лесного озера, лежащего на пересечении р. Заозерной и газопровода. Предполагалось, что все группы должны выйти на место встречи к 21.00. Но результат оказался 1:3 не в нашу пользу. Точно не знаю, какими дорожками плутали остальные, изложу, где носило нас с Андреем.

С 14.00 до 14.30 шли на север, сначала по полю, потом дорога пошла в лес, а под горой совсем пропала. Хотя, судя по карте, она должна продолжаться еще минимум с километр и пересечься с другой дорогой, ведущей на восток к деревне Лесной.

Взяли азимут на север и по нему вышли-таки на эту дорогу (предположительно), хотя по времени было еще рано. Махнув рукой, все-таки свернули на нее и топали до 15.30. Дальше она начала забирать на юг, куда нам было совсем не надо. Поэтому снова взяли азимут – уже на восток, и пошли напрямик по хвойному лесу, перетекающему в смешанный. Травы в нем не было, поэтому идти было не сыро, да и солнце выглянуло. Прошли небольшое болото и маленькое озеро, круглое, как тарелка.

В 16.15 восточный азимут вывел нас к развилке дорог: с севера на юг и ответвления на восток. На восток мы и пошли. Промежуточной целью у нас по-прежнему оставалась деревня Лесная, от которой до р. Мутной и газопровода было рукой подать. А там оставалось только найти узкоколейку и выйти по ней к Лесному озеру.

В общем, так и шли по указанной выше дороге от ответвления на восток и до 17.20. Она частенько забирала на юг, поэтому, в конце концов, мы решили ее покинуть и, взяв азимут опять же на восток, идти напрямик, лесом.

Тем временем погода менялась каждые 10 минут – то как-то вдруг, неожиданно набегали тучи, и начинал поливать дождь, то моментально хмарь уходила, и начинало светить солнце. Нам было в принципе все равно, так как сухих мест на нас уже практически не осталось. Тем более что солнце сквозь деревья грело не особо, да и дождь не шибко заливал за шиворот, хотя за день уже достал. И чего этому дождю в будни не лилось? Нет, обязательно затевать поливные работы в выходные…

Около шести часов вечера мы все-таки вышли к речке Мутной, хотя на тот момент и сомневались, что это она. На всякий случай перебрали варианты: р. Малая Мутная, р. Заозерная. И сошлись на том, что 80% - это Мутная, 2% - Малая Мутная и 18% - Заозерная.

Там, где мы вышли к реке, переправиться было невозможно, поэтому пошли вдоль реки на юг - искать переправу. Но уже метров через 300 двигаться вдоль берега стало просто невозможно – начались болота, поэтому мы решили подняться выше и попробовать найти дорогу, с которой недавно сошли.

Тропу мы не нашли и снова спустились к реке - вдруг, да болото закончилось. Однако болото никуда не делось, даже стало еще шире – метров 150-200. Андрей, бросив рюкзак, все-таки пошел к реке, посмотреть, куда идет русло.

Я его ждал, ждал… Минут 20. Что-то больно долго нет напарника. Начал высвистывать его - тишина… Опять свищу, и опять ничего и никого. Блин, да куда же он пропал! А тут метрах в двухстах вдруг как заухало!!! Ну, наконец-то, пропащая душа. Я поухал в ответ… Так и переухивались, пока он не подошел.

Андрюха сказал, что река поворачивает на запад. Сверили с картой, где Мутная меняет южное направление на западное, покрутили варианты нашего нынешнего местонахождения и пошли в верховья реки. А через некоторое время опять спустились вниз и увидели, наконец-то, вожделенную переправу из бревнышек. Когда подходили к мостику, услышали, как в воду кто-то плюхнулся. Подумали, что собака, а значит, рядом где-то и охотник, но когда форсировали водную преграду, никого не встретили, а вышли на узкоколейку, ведущую с юга на север. В принципе, нам-то и надо было на север, но где этот газопровод мы не понимали. А дело шло к темноте.

В общем, бежали по этой узкоколейке с 18.50. Там, где она начала заворачивать на запад, увидели большое лесное озеро 300 на 300 метров, переходящее в болото. На севере виднелась возвышенность с ЛЭП, ведущей с востока на запад. Пытались отыскать на карте эти, казалось бы, стопроцентные ориентиры. Но ни озера, ни ЛЭП вблизи от р. Мутной на нашей карте, выпуска 1987, года не обнаружили. Наверное, эти объекты появились позднее… ага, особенно озеро… Но в любом случае, легче от этого нам не стало.

До 20.30 шли узкоколейкой. Отойдя немного от озера, решили, что пора останавливаться на ночлег, поскольку уже знаем, к чему могут привести опыты с ориентированием по пересеченной местности в темноте. Улетели бы в сторону Кухтыма или еще куда подальше…

Да, честно говоря, я очень надеялся, что недавнее озеро и есть место нашей встречи. Но логика выдала сухие факты: как, не заметив, мы проскочили газопровод и где полуостров у этого озера, да и наших там никого нет – вообще никого. В общем, уже привычное состояние для ориентирования: место нахождения не известно.

Одно радовало, что даже если мы конкретно заблудились, еды у нас было предостаточно, имелись две! палатки, котелок. До Березников спокойно дошли бы. Но почти на 90% мы были уверены, что до этого дело не дойдет, и завтра по узкоколейке, скорее всего, выбежим к какому-нибудь реальному ориентиру, а от него – на ж/д.

Только поставили в пролеске палатку, как подул холодящий душу и тело ветер. Наскоро развели костер и заварили ужин, а то с сырыми носами и одеждой быстро бы закоченели.

За ужином мы с Андрюхой все переживали, что нет связи - остальные семеро на том самом озере, небось, извелись, пытаясь до нас дозвониться. А мы неизвестно где, да и мобила не ловит… Ну, и денек! А в лесу тихо-тихо, темно-темно. Будто выключили свет, и вся округа в миг заснула. Мы тоже отправились баиньки – утро вечера мудренее.

24 сентября, воскресенье
В 7.00 у Андрюхи на телефоне запиликал будильник. Но мы продолжали спать – даже нос из спальника не хотелось высовывать - холодно. Сквозь дрему мне послышалось, что где-то что-то шуршит. А, нет, показалось… Но опять тихонько зашуршало. Наверное, это я ресницами скребу по спальнику. Сплю дальше.

А дальше уже совсем в наглую зашебуршало около рюкзаков. Я вышел в тамбур, схватил, рюкзак и расстегнул клапан, а оттуда выскользнула маленькая мышка с сытым блеском в глазах, хвостиком махнула и была такова.

Раз уж встал, то ложиться просто не имело смысла. Растолкал и Андрюху - на часах уже 7.30. Заодно проверили связь – связи по-прежнему не было. Но сотовый показывал пропущенные вызовы - нам вчера звонили Марина и Аня. Попробовали их понабирать – безрезультатно.

На улице явственно ощущалась свежесть морозного утра. Небо было синим, где-то за горой всходило солнце. Палатка за ночь заиндевела, а в котле, в котором оставался чай, лежала коричневая ледышка.

Подкрепились горячей кашей и в 9.30 вышли на узкоколейку и, петляя по ней на северо-запад и запад, через 10 минут выскочили к реке. Узкоколейка уходила на другой берег, а на месте переправы виднелись останки деревянного моста и торчали пара искореженных рельсов. Переправились через речку по бревнышку и пошли дальше. По пути стали попадаться заросли шиповника, а вот грибов не было совсем. А однажды над нами пролетел огромный глухарь – помесь вертолета с курочкой Рябой, наверное, раза в полтора больше того, которого вчера мы нашли в кустиках.

Далее переправы через Мутную встречались каждые 10 минут. Одна из них получилась особо эксклюзивной – по сучковатой березе, сидя и свесив ножки в разные стороны, с рюкзаками за спиной… Андрюха в конце, уже у противоположного берега даже пополз по этой березе – уж очень много там было сучков. И сетовал: “Я даже в пещерах так не извращаюсь. Слава Богу, нас не увидел какой-нибудь охотник. А то бы со смеху лопнул.”

Так и шли по этой узкоколейке, преодолевая переправу за переправой. Прошли очень большое поле. На дереве увидели табличку “Голубятское охотхозяйство”. “Ничего себе, нас занесло” – подумал я. Голубята от нашей цели находятся слишком далеко на северо-восток. Но, скорее всего, это охотхозяйство такое большое, а не мы такие шустрые.

А в 11.30 мы вышли – на газопровод, идущий с востока на запад, и где-то рядом шумит река. Так, и куда же нам дальше идти? Понятно, что на запад. Тогда другой вопрос: а где мы? Это стало ясно, когда Андрюха, убежавший на разведку газопровода, вернулся с Женей, Мариной и Машей…

Оказалось, что на Лесное озеро никто кроме них не вышел. А мы-то думали, что одни такие потерянные. Да, ничего себе сюжетик. И где же тогда Игорь с Наташей, Коля с Аней?

На газопроводе

Мы рассказали о своих исканиях и уже впятером отправились вдоль газопровода на запад – в сторону ж/д остановки “42 км”. Шли по расквашенной глинистой дороге со старыми следами автомобильных шин. Где-то здесь, на очередном подъеме у Андрюхи зазвонил сотик. Прорезался Игорь - поинтересовался, когда будет электричка, и сказал, что они с Наташей идут, якобы в сторону Кухтыма. И тут же пропал – как ни пытались снова связаться с ним и выяснить, как они туда попали, ничего не получилось.

Однако ничего себе выкладка – столько пробежали, да еще совсем не туда. Разве что их инопланетяне подвезли на своей тарелке. Не, что-то не вяжется.

Километра через три, в 13.00, поднялись на очередную возвышенность и решили пообедать, а заодно попытаться все-таки связаться с остальными командами. Пересекли газопровод и устроились в солнечном перелеске. Обед получился плотный: грибовница с тушенкой и специями, с которыми Женя несколько переборщил, бутеры с сыром, огурцы и помидоры, чай с плюшками и сгущенкой. И постоянно пытались связаться с заблуденцами. Отчаявшись, отправили им по SMS-ке.

В конце обеда нам послышались чьи-то голоса на той стороне газопровода, где проходит дорога. Мы поорали, что-то типа: “Эхей, люди!” – а вдруг, это кто-нибудь из наших пропавших без вести. Но хозяева голосов не откликнулись, и даже, как нам показалось, затаились.

Дообедали, собрались на выход… у дальних кустов замаячил Коля. Оказалось, они увидели дымок нашего костра и даже унюхали запах горелого молока (Андрюха обжигал банку из-под сгущенки), а после наших воплей они и на самом деле притаились, подумав, что это пьяные охотники орут.

Развели костер и заварили чай

В общем, все у нас в этот раз по книге “Десять негритят” с той только разницей, что нас не десять, а девять, и мы не теряемся, а находимся. И вот нас уже семеро.

15.00, полтора часа до электрички. Уже всемером мы шагали к выходу, по пути выясняя, где бродили Коля с Аней. Самое веселое, что они даже прошли мимо цели – чуть-чуть, и ночевали в каком-то километре от озера. А выяснили это уже сегодня утром, когда, сориентировавшись на свежую голову, повернули назад и через пять минут увидели Лесное озеро, лежащее прямо перед ними.

На 42 км вышли за час до электрички. Развели костер и заварили чай, а пили его уже в вагоне. Там же наконец-то связались с Игорем и узнали последние новости: они с Наташей сидят в Ярино на Жениной даче, куда их затащил Леха, приехавший за грибами…