река Катунь АЛТАЙ
 

АЛТАЙ

 
ДНЕВНИК  <1>  <2> | ОПИСАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ | ФОТО  <2> <2> <3> | ПЕРЛЫ   Участники
     Просмотров: 11254


Р. КАТУНЬ

Весна...

Здесь можно скачать:

обзорную карту (М 1:500000, ~ 183,4 КБ) скачать обзорную карту
схемы препятствий (~ 161 КБ) скачать схемы препятствий


Протяженность маршрута - 350 км
Продолжительность маршрута - 14 дней
Категория сложности - четвертая
Судно - камерный плот
Сезонность - май-сентябрь

Тельдекпени

Маршрут начинается в поселке Усть-Кокса. Для строительства судов необходимо пройти вниз по реке около двух километров.

Катунь течет здесь, разбившись на множество проток, по широкой долине, поросшей лиственным лесом. Основным строительным материалом здесь служит береза, и лишь отдельные элементы можно делать из ели, так как ее мало.

Несмотря на спокойный характер реки, необходимо очень внимательно следить за руслом и выбирать протоки. Далеко не все из них имеют достаточную глубину, а некоторые перекрыты завалами. Протоки сохраняются до устья Акчана (около трех часов сплава).

Некоторое время река спокойна, только подвесные мосты и паромные тросы требуют внимания, но за деревней Котанда начинаются несложные пороги с валом до 1 м. Перед правым притоком Аккем находятся несколько сильных прижимов с валом до 1,5 м.

После впадения Аккема надо быть особенно внимательным, через пять километров начинается Аккемский прорыв, самое серьезное препятствие верхней Катуни. Ориентирами Аккемского прорыва служат изба на высоком левом берегу, после которой начинается крутой левый поворот, и правый приток, хорошо заметный с воды по галечному выносу.

Для разведки и обноса порога необходимо пристать к правому берегу, не доходя до устья притока. Здесь тропа проходит вдоль самого берега, а затем поднимется на полку.

Аккемский прорыв представляет собой не сплошной каньон длиной 4-5- км. Левый берег - скальная стена высотой более 30 м. правый - крупнокаменистая осыпь, переходящая в стенку. По осыпи правого берега нужно делать осмотр препятствия, т. к. с тропы реки не видно.

Основную опасность в прорыве представляют 9 мощных сливов. Пристать в каньоне можно лишь после пятого слива, но лучше идти сразу до конца, поскольку последние сливы значительно проще первых. Аккемский прорыв начинается короткой несложной шиверой. Вдоль правого берега один за другим идут два метровых слива, а у левого берега - чистая струя, но прижиматься к левому берегу нельзя, т. к. через 100 м начинается крутой правый поворот с прижимом. Через 50 м после поворота находится первый слив.

Первый слив представляет собой незначительное сужение русла. После слива - недлинный прямой участок с валом около 1,5 м. в конце этого участка - второй слив.

Он представляет собой прямой водопадный слив высотой до 1,6 м. около левого берега лежит большой камень, и в большую воду можно пройти между ним и правым берегом, минуя основной слив. На выходе - двухметровый вал.

Далее река успокаивается, чтобы через 50 м ринуться в третий слив. Выше слива у левого берега лежит острый валун, отбивая поток в центр. На уровне слива у левобережной скалы - выступ, который помогает формировать большой выходной вал. По мощности вал на третьем сливе превосходит в несколько раз валы первого и второго сливов.

За третьим сливом у правого берега - улово, но в нем не следует останавливаться, поскольку потребуется много труда для правильного захода в четвертый слив.

Четвертый слив образован большим валуном, стоящим почти у самого правого берега, и грядой камней, лежащих ниже его на 15-20 м вдоль правого и левого берега. Входить в слив надо строго по языку. Вал меньше, чем в третьем сливе.

Пятый слив образован обломком скалы, лежащим в русле у левого берега. Вал здесь незначительный. Заходили центром, по струе. Между пятым и шестым сливом - небольшой, метров 100, участок спокойной воды.

Шестой слив образуется отбойными потоками от выступа левобережной скалы и глыбой, лежащей в центре потока. Прошли левее глыбы, поскольку правый рукав кончается крутым водосливом с двух огромных валунов. Вал не превышает 1,5м. сразу же на выходе из слива отбиваемся в центр потока, потому что струя здесь бьет в левобережную скалу. До седьмого слива 500-600 м. вал незначительный.

Седьмой слив образован отбойными струями от валунов. Вал средний. Ниже слива у левого берега - округлый обломок скалы. После седьмого слива река несколько успокаивается, но скорость течения остается высокой.

Восьмой слив образован двумя валунами и отбойными струями от выступов левобережной скалы.

Девятый слив отстоит от восьмого на 500-700 м и образован глубоко сидящим в потоке обломком скалы. Шли по основному валу. При случае его можно обойти и слева, и справа, но слева труднее, т. к. навал воды идет на правый берег. На выходе из порога в центре потока - большая глыба. Основная струя бьет в нее.

После порога река продолжает течь зажатая в узком каньоне почти до устья реки Аргут.

До реки Чуя Катунь относительно спокойная, но скорость течения остается высокой.

В четырех километрах ниже устья Чуи - паром. Сразу за паромом необходимо пристать к правому берегу для разведки Ининского порога.

Ининский порог искусственного происхождения. Образован в результате обвала в Катунь левого скального берега при проведении дорожных работ в 1963 г. Слив образован с левой стороны осыпью крупных острых скальных обломков, а с правой стороны - плоской глубоколежащей глыбой. С этой глыбы образовался полутораметровый водопадный слив. Основную опасность несет двухметровый выходной вал. Входить в порог следует строго по языку слива.

После Ини до Сальджара - несколько опасных прижимов и участков с высоким валом. Идти надо очень внимательно, особенно коварен прижим у правого берега в районе отметки 696. Здесь имеется реальная возможность переворота.

Следующее препятствие - порог 24, расположенный за правым поворотом реки. В этом месте Чуйский тракт идет вдоль реки по скале и отходит участок дороги к реке. Входить в порог следует центральным сливом, а затем уходить к левому берегу. Через 500 м - новый каскад стоячего вала.

Еще через 500 м к реке спускается старая дорога. Здесь когда-то была паромная переправа. Отсюда река хорошо просматривается вперед почти на 0,5 км и дальше делает изгиб вправо. За этим изгибом у левого берега лежат два опасных камня. Весь поток устремляется на них. Не доходя до поворота, следует отгребаться вправо и проходить поворот по внутреннему радиусу. За следующим левым поворотом реки следует пристать к правому берегу для разведки Ильгуменского порога.

Ильгуменский порог начинается сразу за устьем левого притока Ильгумень. Пристать необходимо в начале правой дуги. Ориентиром порога служит гора на левом берегу у реки (перед этим, на левом берегу - широкая долина р. Ильгумень).

Порог представляет собой сужение русла с обеих сторон крупными осыпями на плавном правом повороте реки. Основная опасность его заключается в очень мощной струе с трехметровым валом, образующем прижим к левому берегу.

Входить в порог лучше вдоль левого берега, а сразу за сливом отгребаться вправо, хотя это очень трудно - мешает высокий вал.

Через 5 км после Ильгуменского порога находится Кадринская труба. Это прямой участок реки длиной около 2 км с сильным течением и большим валом. Ориентиром на Кадринскую трубу служит слабая шивера на левом повороте в 1 км от устья р. Кадрин. Приставать для осмотра препятствия надо к правому берегу, а осматривать лучше всего с тропы, идущей по краю полки.

До реки Кузюр больше серьезных препятствий нет, все шиверы и пороги можно проходить без разведки. Порог 27 является ориентиром порога Шабаш, начинающегося через 2 км.

После порога 27 начинается правый поворот, дальше - прямой участок длиной около 1 км. В конце прямого участка видны скальные выходы. Это и есть Шабаш. Причаливать надо заранее к правому берегу, т. к. на входе - сильная струя.

Порог Шабаш представляет собой резкое сужение русла до 20-25 м слева мощным выступом скального берега, а справа - скалой, лежащей в потоке. Основной слив - прямой, но очень мощный. После слива - крутой трехметровый вал. Через 50 м после основного находится выходной слив, несколько слабее первого. Для успешного прохождения порога необходимо зайти точно в основной слив, тогда войти во второй будет не сложно.

Пройдя Шабаш, надо пристать в улове после левого поворота. Отсюда по правобережной тропе следует осмотреть следующее препятствие - порог 29.

Перед порогом 29 - отмель. Поток сваливается в левую протоку. Порог состоит из двух частей. Первая часть представляет собой опасную скалу, стоящую в центре потока. На эту скалу идет сильный навал воды. Проходима только правая протока, левая же забита крупными камнями. Уйти вправо очень трудно, и надо делать это заранее. После скалы - высокий вал.

Дальше река делает левый поворот и небольшим навалом на правобережные скалы. Отражаясь от скал, весь поток сильно наваливается на левобережную скалу. Большая скорость потока и высокий вал мешают уйти от опасной скалы.

Перед устьем реки Урсул находится порог 30. река с двух сторон зажата отвесными скалами и поток, проходя здесь, образует мощные водовороты.

В устье р. Урсул начинается шивера 31, опасная большим косым валом и водоворотами. Дальше до порога 32 - каскад несложных шивер.

Порог 32 опасен навальными валунами, перегораживающими половину реки. Уходить вправо следует еще в шиверах. Дальше, до порога 33 можно идти без разведки.

Порог 33 представляет собой мощный слив, образующийся от подводных камней у правого берега, и осколками скал - у правого. После слива - двухметровый вал. Дальше, на левом повороте, весь поток наваливается на два опасных валуна. Дальше идет слабая шивера, несколько похожая на Кадринскую трубу.

Через 8 км - следующее серьезное препятствие - порог 34. здесь русло Катуни сжато с обеих сторон скалами. В потоке - два огромных камня, образующих мощный слив с высоким выходным валом. Опасность представляют сильные водовороты на выходе. Дальше, до порога 38 - легкие шиверы.

Порог 38 образован скалой в центре русла, разбивающей поток на две части. Проходили правой протокой ближе к скале, т. к. в левой - сильное прибрежное улово. В десяти метрах ниже - россыпь огромных острых валунов. Поток, наваливаясь на них всей своей массой, уходит влево. Выход спокойный.

Следующее опасное препятствие - пороги Тельдекпени. До них на участке около 20 км серьезных препятствий нет. Порог Тельдекпень-1 находится в конце длинной правой дуги. Перед самым входом, у правого берега - большое улово, в котором необходимо пристать для осмотра порога.

Русло Катуни сжато скалами местами до 25-30 м. скальные берега образуют то узкие ворота, то значительные расширения. Такое чередование рождает в расширениях сильные водовороты. Кульминацией является мощный слив в середине каньона с двухметровыми валами и большими водоворотами.

Входить в первые ворота необходимо ближе к левому берегу, а дальше идти центром. Для разведки Тельдекпеня-2, нужно пристать к левому берегу, сразу после выхода из Тельдекпеня-1.

Основная опасность порога Тельдекпень-1 заключается во входном сливе. Входной слив имеет большой перепад высоты. В центре потока стоит скала, она-то и создает сложность при прохождении. Часть потока, обойдя скалу справа, почти перпендикулярно врезается в основной поток в том месте, где он выходит после слива. Смешение двух почти равных по силе потоков образует воронки до 2 м глубиной.

Через 7 км находится порог, очень похожий на Тельдекпени, но не представляющий особой сложности, а еще через 4 км - мощный слив перед селом Еланда. Дальше, до поселка Чемал препятствий нет.

Перед поселком Чемал находится порог Чемальские ворота. От Чемала до Усть-Семы - ряд мощных шивер и порог в 1,5 км выше Усть-Семы.

Интересный порог перед поселком Муны. Сливу в нем предшествует мощный улов, через который и нужно пройти, чтобы попасть в слив.

Последний, Манжерокский порог состоит из ряда сливов между несколькими скалами в русле.

В поселке Манжерок заканчивается маршрут. Отсюда на автобусе можно уехать в Горноалтайск или Бийск.

ДНЕВНИК  <1>  <2> | ОПИСАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ | ФОТО  <2> <2> <3> | ПЕРЛЫ   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 09 2011 11:56:53
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна