Описание препятствий река Катунь. АЛТАЙ
 

АЛТАЙ
Р. КАТУНЬ

 
ДНЕВНИК  <1>  <2> | Р. КАТУНЬ | ФОТО  <2> <2> <3> | ПЕРЛЫ
     Просмотров: 7440


ОПИСАНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Здесь можно скачать:

схемы препятствий (~ 161 КБ) скачать схемы препятствий


1. Шивера средней сложности. Ориентиром на начало шиверы является лес на левом берегу. На болотистом левобережном участке лес отходит от реки метров на 300-400, а в районе начала шиверы подходит к реке вплотную. Трудность в прохождении этой шиверы не только в стремительности потока и частом захламлении русла валунами, но и в несколько притупленной остроте чувств у лоцмана после годового перерыва. Разведывать ливеру можно и с правого, и с левого берегов. Правобережная тропа идет почти вплотную к реке, однако, по ней можно дойти только до мощного потока Узун-Карасу (у алтайцев – Кара-Булак). Левобережная тропа часто отходит от берега реки и в целом мало пригодна для разведки.

Если группа имеет возможность освободить руководителя от работ по строительству, ему целесообразно накануне совершить разведку шиверы и поставить ориентиры на места, заслуживающие внимания. На разведку шиверы и системы проток потребуется целый день. Если же группа не имеет такой возможности, можно разведать только шиверу. Протоки в принципе проходятся без разведки. Однако следует иметь в виду, что при прохождении частенько встречаются участки, где поток просматривается весьма нечетко. Здесь необходимо придерживаться одного правила – держаться всегда ближе к навальному берегу (если река поворачивает налево, то входить в крайнюю протоку и наоборот). Все другие протоки заканчиваются мелкими перекатами, на которых существует опасность подсесть, вероятность потери судна невелика, т. к. камни на дне реки достаточно округлые и скользкие.

Характер реки на этом участке показан на рис 1, 2, 3, 4.

2. Шивера длиной 2 км (см рис. 5, 6). Эту шиверу обязательно проходить с разведкой во избежание потери судна. Ориентиром на шиверу служит крутой правый берег с осыпью на левом повороте реки. Ниже (по реке) осыпи – поляна, заросшая кустарником. За этим поворотом небольшой прямолинейный участок, в конце которого просматриваются два больших надводных валуна в центре реки. Далее река уходит вправо. Это и есть вход в шиверу. По правому берегу среди гор просматривается глубокая долина р. В. Кураган.

После поворота реки влево следует пристать к правому берегу. Если не удастся пристать к правому берегу, можно попытаться, пересекая поток, пристать к левому. Вдоль левого берега течение слабее. На правом берегу – хорошее место для ночевки, хотя дрова только на втором ярусе. На левом берегу дров тоже мало.

По характеру потока шиверу можно условно разделить на три части:

  • Первый участок: вход – первый остров. Основной поток входит в шиверу вдоль левого (навального) берега и пересекает русло по диагонали, устремляясь к правому берегу. В конце участка стоит галечный остров, разделяющий русло на две протоки. Метров 10-15 выше по течению напротив острова стоит большой обломок скалы, на который идет основной поток. Большая часть его входит в левую, более узкую протоку. Входить в шиверу лучше вдоль правого берега, хотя можно входить и основным потоком. В первом случае прохождение потребует меньших сил при обходе многочисленных камней, но заставит интенсивно работать команду, чтобы войти в левую протоку. Во втором случае вход в левую протоку пройдет без труда, но придется несколько раз пощекотать нервишки при отруливании от камней.
  • Второй участок: первый остров – участок сложных проток. Поток разбивается на две части на навальном обломке скалы, большей своей массой устремляется в левую протоку. По первому впечатлению второй участок проходится легче правой протокой, поскольку она прямолинейная и широкая. Однако обилие подводных камней делает невозможным прохождение, особенно на выходе. Левая протока уже правой в два раза. Камней в потоке нет. Два больших валуна, стоящие в потоке легко обходятся вдоль самого левого берега. Далее река снова собирается в одно русло, чтобы через 100-200 м снова разделиться на две протоки галечным островом, поросшим кустарником.
  • Третий участок. Пройдя второй участок, следует выгребаться к правому берегу, стараясь зайти в правую протоку. Левая протока в шахматном порядке завалена большими валунами и прохождение по ней сомнительно (зависит от уровня воды). Правая протока в начале перегорожена грядой валунов, но пройти ее можно, прижимаясь ближе к острову. После этой гряды судно следует направить в середину протоки. На выходе – еще одна гряда, состоящая из двух больших валунов. Выходить следует либо между островом и грядой, либо заходить точно между валунами. Последнее под силу только весьма опытным сплавщикам, поскольку отбойные валы от прибрежных препятствий по всей длине протоки образуют косой слив на выходе. Заход между валунами требует точного расчета и синхронной работы всего экипажа. Чтобы не рисковать понапрасну, следует выходить вдоль острова, но при этом потребуется больше сил, чтобы проскочить мощный поток В. Курагана, который далеко вдается в Катунь, образуя мощный вал.

Зачалиться следует к правому берегу сразу же за устьем р. В. Кураган.

3. Порог “Три камня”. После зачаливания в районе устья р. В. Кураган, по тропе, идущей вверх (по второму ярусу), можно подойти к порогам “Три камня” и “Желоб”.

Порог “Три камня” расположен на третьем повороте реки после шиверы 2. Сразу же ниже устья р. В. Кураган Катунь двумя протоками резко поворачивает влево, образуя в левой протоке мелкий галечный перекат, а в правой протоке с берега вдается скальный выступ, образующий косой, достаточно мощный вал. Через 200-250 м река делает резкий поворот вправо почти на 180 градусов. При выходе на короткий прямолинейный участок виден вход в порог (рис. 7). Порог представляет собой мощный слив, наполовину перегороженный тремя глыбами, лежащими у правого берега. Здесь Катунь почти на 90 градусов уходит влево. Перед входом в порог – галечная отмель, вынуждающая отходить в центр потока, что нежелательно.

Заходить в порог следует, прижимаясь ближе к отмели. Перед самыми тремя глыбами следует в один гребок откинуть корму к правому берегу, а нос – к левому, поставив таким маневром судно строго по потоку. Не дожидаясь спуска со слива отгребаться к левому берегу, поскольку на следующем повороте реки влево (почти на 90 градусов) находится порог “Желоб”. Вал в пороге значительный, но камней в потоке ниже порога нет.

4. Порог “Желоб” (см. рис. 8). В конце прямолинейного участка после порога “Три камня” начинается порог “Желоб”, который проходится сходу (совместно с порогом “Три камня”).

Порог “Желоб” представляет собой мощный слив, перегороженный на выходе россыпью крупных валунов с правого берега. Эта россыпь очень опасна, т. к. поток почти всей массой наваливается на нее.

Отгребаться к левому берегу следует еще на прямолинейном участке до порога, хотя достаточно большой вал мешает этому. После прохождения гряды следует держаться немного правее центрального вала, т. к. в средней части порога в центре русла лежат два подводных валуна. Из-за мутной воды и большого вала валуны плохо заметны. Следует проходить между ними. После порога река делает резкий поворот вправо, разделяясь на две протоки. Проходить левой протокой и зачаливаться после острова, когда река снова течет одним руслом. Правый берег здесь – валунно-галечная россыпь. Плот приходится зачаливать за камни.

Вдоль правого берега идет тропа, но дальнейшая разведка с реки невозможна. Приходится идти либо по галечным россыпям, либо пробираться по густым кустам.

5. Участок вторых опасных проток. Разведать русло реки в районе проток со всеми подробностями невозможно, поскольку многие из них нельзя рассмотреть с берега. Идти этот участок следует, придерживаясь того же правила, что и на участке проток в районе Узун-Карасу, т. е. входить в навальные протоки. При прохождении этого участка следует иметь в виду, что существуют два поворота с очень сильными прижимами. Один – в двух километрах ниже реки Тургеньсу, ориентиром на другой служит небольшая кедровая роща метрах в 300 от реки на правом берегу. Первый прижим появляется неожиданно, и особых ориентиров на него нет. Левый берег на протяжении всего участка представляет собой крутой склон хребта Листвяш, поросший густым лесом. Правый берег пологий травянистый луг шириной до 1 км, местами возвышающийся над рекой до 3 м и рыхлым конгломератом спускающийся к реке.

Окончанием участка с протоками следует считать издали заметный крутой скальный прижим, спускающийся в реку с правого берега.

6. Шивера длиной около 1 км. После правого скального прижима Катунь снова соединяется в одно русло, и за левым изгибом появляется шивера средней трудности. Эта шивера представляет собой суженный до 30-40 м поток с беспорядочно разбросанными в русле валунами. Конец шиверы – устье притока. Поток в ней просматривается четко, камни хорошо заметны издали. Ее можно проходить без разведки.

7. Шивера средней сложности длиной около 6 км. Эту шиверу проходить лучше на разгруженных плотах, поскольку она сразу же переходит в порог “Пять щек”, хотя сама шивера даже не потребует разведки. Однако скорость реки на ней весьма значительна, и наличие множества прибрежных подводный валунов существенно затруднит либо сделает невозможным зачаливание. Да и делать это нецелесообразно, поскольку порог “Пять щек” потребует разгрузки плота, а в районе шиверы и правый и левый берега – высокие и крутые осыпи, то с рюкзаками выходить здесь на берег будет очень тяжело. В начале же шиверы конная тропа подходит близко к берегу. Дальше она уходит далеко вверх, в сторону от реки. Это так называемая верхняя тропа. Существует и нижняя, идущая вдоль самого обрывистого берега, но она часто теряется в высокой траве и густом кустарнике. Верхняя тропа снова спускается к реке в районе “Пяти щек”. Здесь можно найти достаточно ровные поляны для лагеря и хорошие спуски к реке.

8. Порог “Пять щек” длиной 5-5,5 км. Представляет собой русло, с двух сторон зажатое скалами. В иных местах ширина реки не превышает 15 м. Однако, есть и небольшие участки (не более 100-200 м) с расширением русла до 100-150 м и отсутствием скал. Первые Щеки (см. рис. 9)

Мощный слив, суженный скальным выступом с левого берега. Перед сливом – крутой изгиб реки вправо, затрудняющий вход в центр слива, поскольку поток всей силой наваливается на левобережный выступ скалы. Скалы возвышаются над водой не более 0,5-1 м, что делает их опасными, т. к. река у их подножия вздувается пузырем. В самом сливе камней нет. Выходной вал, хотя и мощный, но свободный от камней. Чтобы попасть в цент слива, необходимо отгребаться вправо еще до поворота.

За сливом – большое улово у правого берега. Здесь река делает крутой поворот сначала влево, а потом вправо. Длина прямолинейного участка между поворотами не более 100 м. В улове останавливаться нецелесообразно.

За первым левым поворотом – шивера средней сложности, заканчивающаяся препятствием, очень похожим на Первые Щеки, но меньших масштабов. Навальные обломки скал, выдающиеся в русло с левого берега, заставляют быть начеку во избежание насаживания на них судна. Выступают скалы над водой не выше 10-15 см, а местами поток переваливает через них. Вторые Щеки (см. рис. 10)

Состоят из двух сливов. Первый слив, суженный с двух сторон грядами валунов, сильно вспучивается в центре. После первого слива опасен “каюк” с левого берега. Вспучивающийся поток может скинуть судно в него.

Между первым и вторым сливами река зажата в глубоком каньоне, но поток спокойный (без вала). Второй слив также образуется выступающей с левого берега грядой крупных валунов, а с правого – выступом скалы. Ширина потока здесь не более 10 м. Выходной вал больше, чем в первом сливе. Камней в центре потока нет.

Третьи Щеки (см. рис. 11). Наиболее опасны в прохождении. Мощный слив образован двумя обломками скал, лежащими на одной прямой поперек русла. Вдобавок ко всему поток еще сжат выступающими с берегов скальными отвесами 13-15 м. Глыба (3) делит поток почти пополам, оставляя проход вдоль правого берега не более 3-4 м, вдоль левого – почти столько же. В левом проходе лежит еще глыба (2), делящая поток почти на равные части. В двух метрах ниже по реке скальный выступ левого берега образует опасный “каюк”. Глыба (2) лежит достаточно глубоко в потоке. Ширина слива между (2) и (3) не более 3,5 м. Глыба (3) почти сухая и выступает над потоком острыми камнями. Посадить на нее судно – значит, потерять его навеки. Эвакуация с нее весьма сложная.

Перед глыбами (2) и (3) на расстоянии не более 15 м в самом центре русла лежит глыба (1), разбивая поток и направляя его в правую протоку и на глыбу (2). Правая протока, налетая на правобережный “каюк”, закручивается в шнур и выходит, образуя вал. Поток, отходящий левее глыбы (1), всей своей массой перескакивает через глыбу (2), образуя слева от нее (в “каюке”) мощный вертикальный водоворот, а справа – седловину. Перед глыбой (1) поток, отбитый от левого берега, пересекает русло несколько по диагонали. Проходить порог следует по седловине между глыбами (2) и (3). Чтобы в нее попасть, необходимо проходить возможно ближе к глыбе (1), разумно выбирая дистанцию. Если отойти от нее хотя бы не 1 м, то потребуются титанические усилия, чтобы отработать в седловину. Большая дистанция приведет к забрасыванию плота в левобережный “каюк”, где наверняка произойдет переворот и заклинивание плота. Слишком малая дистанция между носом судна и глыбой (1) приведет к насаживанию кормы на нее. При этом поток, подхватывая свободно плавающий нос, устремляет его в правобережный “каюк”. Поэтому даже легкое касание плотом глыбы (1) может привести к аварии. Но если судно попало в седловину, успокаиваться не следует. Слив после седловины крутой и короткий.

Четвертые Щеки (см. рис. 12). Состоят, как и Вторые Щеки из 2 сливов. Первый слив образован из-за того, что поток несколько подпружинен выступом левобережной скалы и валунной отмелью с правого берега.

Основной слив образован резким сужением русла огромной скалой, лежащей в центре потока. Левая протока непроходима из-за беспорядочно разбросанных в ней камней. В правой протоке два следующих друг за другом слива. Второй образован мощной отбойной волной от прибрежного валуна.

Пятые Щеки (см. рис 13). Между Четвертыми и Пятыми Щеками можно устроить минутный отдых. Река на этом участке относительно спокойная.

Коварство Пятых Щек в мощном навале потока на далеко вдающийся в русло выступ правого берега, который постепенно переходит от надводных скал в россыпь подводных валунов.

Выходить из потока влево очень трудно. Это усугубляется еще и тем, что россыпи валунов вдоль левого берега не спокойном участке перед Пятыми Щеками не позволяют заранее прижаться к левому берегу. На самом повороте от левого берега отходит валунно-галечная отмель. Выход из Пятых Щек относительно не сложный. Швартоваться лучше сразу после выхода из второго слива Пятых Щек. Берег здесь крутой, но спуститься с рюкзаками не сложно. Тропа идет почти вдоль берега (20-30 м).

За Щеками Катунь продолжает течь, зажатая крутыми берегами, но словно уставшая от бешеной оргии, и через 1 км спокойно втекает в шиверу.

9. Шивера средней сложности. Эту шиверу лучше проходить без разведки, поскольку беспорядочное нагромождение камней не поддается запоминанию. Шивера достаточно прямолинейна, и камни или группы камней видны издалека.

10. Легкая шивера, проходится без разведки.

11. Легкая шивера. Представляет собой некоторое сужение русла, забитое около берегов валунами. Центральный поток просматривается четко. Вал средний. Проходится с грузом и без разведки.

12. Шивера “Тюрьма”. Средней сложности, похожа на шиверу 10. Входить в нее следует, прижимаясь к правому берегу, но не особенно близко, поскольку скалы от правого берега несколькими уступами вдаются в русло.

Сразу же за шиверой очень большое улово у правого берега. Если намечено приставать в этом улове, следует с основного потока сваливаться вправо, и улово захватит плот.

После шиверы “Тюрьма” Катунь делает левый поворот, в начале которого находится несложный перекат с прижимом к левому берегу. Левый берег – конгломератная осыпь (яр), высотой до 3 м. В центре потока здесь лежит большой валун, образующий вал средней мощности. Катунь на перекате делает постепенный правый поворот.

13. Порог “Вишняки”. После правого изгиба Катунь резко уходит влево. За левым поворотов находится порог “Вишняки”. Все русло здесь беспорядочно загромождено огромными валунами. Особенно сложная часть порога – в районе выхода скальных пород. Здесь в центре русла лежат две глыбы. Их следует обходить, прижимаясь ближе к левому берегу, но остерегаться навального потока. Вал в пороге значительный.

14. Легкая шивера длиной 300-350 м. Входить в шиверу следует вдоль правого берега. Русло просматривается нечетко. Проходить следует по центру, постоянно отбрасывая плот от набегающих камней.

Далее через некоторое время река расходится на две протоки. Идти следует по левой. Хотя она и забита камнями, но воды в ней больше. В центре потока стоит большой надводный камень.

15. Шивера, очень сложная. Расположена на левом повороте Катуни после устья р. Быструхи. Шиверу с реки не видно, поскольку она закрыта крутым правым береговым выступом. Опасность представляют камни, расположенные у правого берега. Поток опасно наваливается на них. Большой вал мешает управлению плотом (сбивает гребцов с ног). Входить в шиверу надо немного правее центра.

16. Шивера “Часы”, легкая. Называется так из-за центральной глыбы, которая разбивает поток на две части. Можно проходить как правой, так и левой протоками, но левой легче, поскольку выше глыбы поток имеет диагональное направление, смещаясь к этому берегу.

17. Шивера “Копейная”. Называется так из-за камней в русле, похожих на копны. Опасность представляют скальные выходы от левого берега, на которые наваливается поток. В центре потока – опасный камень, который очень плохо заметно из-за множества стоячих волн.

18. Средняя шивера. В центре потока – валун, образующий большой вал. Проходить лучше правее валуна.

19. Средняя шивера. Вал в шивере значительный. В центре немного сдвинутый к левому берегу обломок скалы. Обходить справа.

20. Две средние шиверы. Идут одна за другой. Вал в шиверах средний. Поток просматривается четко. Проходить по центру.

До Катайнака река относительно спокойная. После села Катайнак Катунь, обойдя западный отрог Катунского хребта, попадает в широкую плоскую Уймонскую степь. На этом участке река в третий раз разветвляется на протоки, многие из которых перегорожены завалами. Изучение этого участка показало, что завалами перекрыты только средние протоки. Протоки, расположенные у коренных берегов, хотя и сильно захламлены низко нависшими деревьями, вполне проходимы. Основное правило, которого необходимо придерживаться при прохождении этого участка – заходить в ту протоку, куда идет наиболее мощный поток, поскольку, как правило, длина протоки небольшая, и нет многократного дробления.

До Катанды река спокойная. Во время высокой воды сравнительно серьезным препятствием может оказаться поток Н. Курагана, который мощной струей врезается до половины Катуни. Лучше держаться левого берега.

В 0,5 км ниже устья Н. Курагана отбойными струями от прибрежных валунов в центре Катуни образуется достаточно высокий вал.

21. Шивера средней сложности. Опасность представляет навальный левый берег. Проходить по центру, постепенно сдвигаясь к правому берегу.

22. Аккемский прорыв. После Аккема (деревни с берега не видно) река раздваивается на протоки. Входить следует в левую протоку. Через 3 км на высоком левом берегу стоит изба. Это первый ориентир на Аккемский прорыв. Дальше этой избушки плыть не следует, поскольку за левым поворотом – порог. Приставать лучше к правому берегу.Осмотр порога удобнее производить с валунной осыпи правого берега.

Заходить в порог следует по центру, по четко выраженному языку. Поток подхватывает судно и бросает его на левый навальный берег. Отгребаться к правому берегу следует после прохождения большого подводного скального обломка, лежащего вдоль правого берега на правом повороте реки. Вал на входе до левобережного прижима незначительный. Он образуется отбойными струями от прибрежных валунов. За небольшим правым изгибом в центре потока лежит глыба, обойти которую можно и справа, и слева.

Первый слив. Через 150-200 м от глыбы рождается большой вал, опасных камней нет. Глубина потока значительная. Не доходя 200 м до левого изгиба реки, в потоке лежит обломок скалы. Обходить его слева. Еще метров через 50-60 отбойными струями от прибрежных неровностей рождается стоячий вал, но несколько слабее первого.

Второй слив – образуется двумя группами валунов, лежащих почти перпендикулярно к потоку с левого и правого берегов. Центр потока свободен от камней. Выходной вал – больше 1 м, имеет 5 четко выраженных горбов.

Третий слив. Далее река успокаивается, чтобы через 100 м ринуться в третий слив. Выше слива у левого берега стоит острый валун, отбивая поток в центр. На уровне слива у левобережной скалы – выступ, помогающий формированию большого выходного вала. По своей мощности вал на третьем сливе превосходит в несколько раз валы первого и второго сливов. За третьим сливом у правого берега находится улово. В нем останавливаться нежелательно, поскольку потребуется много труда для правильного захода в четвертый слив.

Четвертый слив. Образован большим валуном, стоящим почти у самого правого берега и грядой камней, лежащих ниже него на 15-20 м вдоль правого и левого берегов. Вал здесь меньше, чем на третьем сливе. Входить в слив необходимо строго по языку.

Пятый слив. Образован обломком скалы, лежащей у левого берега. Вал незначительный. Заходить серединой.

Между пятым и шестым сливами находится небольшой, метров 100-150, участок спокойной воды.

Шестой слив. Образуется отбойным потоком от выступа левобережной скалы и глыбой, лежащей в центре потока. Вал здесь не превышает 1,5 м. Проходить левее глыбы, поскольку правый рукав заканчивается крутым водосливом с двух огромных валунов. Сразу же на выходе из слива необходимо отрабатывать в центр потока, поскольку струя бьет в левобережный валун. До седьмого слива 500-600 м, вал незначительный.

Седьмой слив. Образован отбойными струями от валунов. Идти строго серединой. Вал средний. Ниже слива у левого берега – округлый обломок скалы. После седьмого слива река несколько успокаивается (в вертикальном направлении).

Восьмой слив образован двумя валунами и отбойными струями от выступов левобережной скалы.

Девятый слив. Отстоит от восьмого на 500-700 м и образован глубоко сидящим в потоке обломком скалы. Основной вал можно обойти и слева, и справа, но слева труднее, т. к. навал воды идет на правый берег.

На выходе из порога в центре потока – большая глыба. Основная струя бьет в нее.

До р. Чуя Катунь относительно спокойная. Участки с валом проходятся без разведки. Четырьмя километрами ниже устья р. Чуи необходимо пристать к правому берегу для разведки Ининского порога.

23. Ининский порог (см. рис. 14). Порог искусственного происхождения. Образован в результате обвала в Катунь левого скального берега при проведении дорожных работ в 1963 году.

Слив образован с левой стороны мощной осыпью крупных острых обломков, с правой плоской, глубоко лежащей огромной глыбой. С этой глыбы Катунь низвергается 1,5-метровым водопадом. Вся опасность порога – в большом выходном валу, высота которого достигает 2 м. Перед Иней лучше приставать к левому берегу, не доходя до моста метров 500, поскольку берег здесь менее крутой, и есть за что зачалиться.

После Ини до Сальджара, которого не видно с реки, несколько опасных прижимов и участков свалами. Идти надо внимательно. Особенно коварный прижим у правого берега в районе отметки 696.

24. Порог. Расположен за правым поворотом реки. Ориентир – Чуйский тракт идет вдоль реки по скале. Со скалы отходит аппендикс дороги к реке. По всей вероятности, здесь была старая паромная переправа. Из-под Чуйского тракта в этом месте выходит водопроводная труба.

Входить в порог следует центральным языком и, пройдя первый горб вала, выгребаться к левому берегу. В средней части порога Катунь делает левый изгиб, и вдоль правого берега образуется навал на россыпь крупных прибрежных валунов. Метрах в 400-500 – новый каскад стоячего вала с россыпью камней вдоль левого берега.

Метров 500 ниже к реке спускается старая дорога. Здесь когда-то была паромная переправа. От точки спуска дороги река хорошо просматривается на 0,5 км. Дальше она делает изгиб вправо. З этим изгибом у левого берега лежат два опасных камня. Весь поток устремляется на них. Не доходя до поворота, следует отгребаться вправо и проходить поворот по внутреннему радиусу.

За следующим левым поворотом реки следует пристать к правому берегу для разведки Ильгуменского порога.

25. Ильгуменский порог. Входить в порог лучше с левого берега. Как только пройден язык, следует отгребаться к правому берегу, хотя это достаточно тяжело – мешает большой вал.

На выходе из порога с обоих берегов русло перегорожено группами валунов. Струя от навального левого берега почти вся устремляется на левобережную группу валунов. Стоит больших усилий, чтобы отработать в центр потока.

После порога у правого берега – улово, где можно остановиться.

26. Кадринская труба. От Ильгуменского порога до устья р. Кадрии несколько безопасных участков со значительным валом, но свободным от камней руслом.В километре от устья р. Кадрии на левом изгибе Катуни – слабая шивера со средним валом. Проходится центром. Эта шивера является своего рода ориентиром на Кадринскую трубу. Приставать для осмотра порога следует к правому берегу в одной из многочисленных заводей. Осмотр можно производить прямо с тропы, идущей вдоль берега вверху.

Длина Кадринской трубы – 3-4 км. Кадринская труба представляет собой сужение русла до 40-50 м с резким уклоном. Скорость потока в трубе около 15 м/час. При такой скорости даже незначительный выступ на берегу или валун в потоке дают мощный отбойный вал. Русло в трубе свободно от камней и только почти на выходе гряда валунов образует значительный вал. Заканчивается труба крутым поворотом реки влево с навальным потоком на правый берег. В конце поворота у правого берега – скала, под которой находится большое улово.

Приставать лучше за скалой, где на пологом правом берегу – сосновый лесок с хорошими полянами для стоянок.

Дальше все шиверы и пороги можно проходить без разведки. В некоторых из них косой вал достигает достаточно больших размеров. Опасность переворота на нам невелика, но ощущения есть…

27. Порог (см. рис. 16). Этот порог не сложен для прохождения. После него Катунь образует мощное двойное улово. Этот порог и улово являются ориентиром на порог Шабаш. Сразу после улова река уходит вправо, открывается небольшой прямой участок. Поток подведет судно к правому скальному берегу, на который не сильный навал потока. Швартоваться надо к правому берегу сразу же после того, как закончится прижим.

28. Порог Шабаш (см. рис. 17). Образован в результате резкого сужения русла с левой стороны мощным скальным выступом скального берега, справа скалой, лежащей в потоке в 10-15 м от берега. Мощный водослив без камней в потоке образует грандиозный стоячий вал, особенно первую его вершину. Сам водослив не длинный (около 6 м). При точном заходе опасность переворота не велика.

Перед основным водосливом, метрах в 100 выше по реке – галечный остров. Обходить правым рукавом, прижимаясь к острову, чтобы обойти вал от валуна, лежащего почти в центре протоки. После прохождения валуна следует отрабатывать влево до тех пор, пока судно не станет затягивать в слив. Здесь надо стать строго по оси слива.

После основного водослива есть еще выходной. Для его прохода надо отрабатывать вправо. Начинать отработку лучше, еще будучи в первом валу. Приставать можно в улове на левом изгибе реки. С этого изгиба по тропе, идущей по правому берегу, можно осмотреть следующее препятствие.

29. Порог (см. рис. 18). Перед порогом – отмель. Поток диагональным сливом сваливается в левую протоку. В правую можно зайти, только проводя судно на веревках. Сам порог состоит из двух частей. Первая часть представляет собой опасную скалу, стоящую в самом центре потока. На эту скалу наваливается почти весь поток. Проходима только правая протока, левая забита крупными валунами. Отрабатывать в правую протоку трудно, поэтому начинать следует задолго до скалы. После скалы – сильный навал воды на правобережные скалы, камни. Отходя от камней, весь поток опасно наваливается на левобережную скалу. Расстояние между камнями и скалой – 50 м.

30. Участок перед устьем р. Урсул. Река здесь зажата отвесными скальными берегами. Проток проходит ущелье, не образуя вала. Однако здесь имеются сильные водовороты.

31. Шивера. Опасна большим косым стоячим валом и водоворотами.

32 Порог (см. рис. 19). Перед порогом находится каскад безопасных шивер. Для осмотра порога следует остановиться перед шиверами, поскольку стремительный поток может затащить в порог.

Сам порог опасен навальными валунами, перегораживающими поток почти наполовину. Левая протока на выходе тоже перегорожена группой валунов. В правую отработать трудно. Отрабатывать вправо следует еще в шиверах.

Порог перед Каянмой можно проходить без разведки.

33. Порог (см. рис. 20). Опасен двумя навальными валунами, перегораживающими русло с правого берега. В начале порога - мощный слив, образующийся от подводных валунов, лежащих у правого берега, и осколками скал, стоящих у левого берега. Вал высотой до 2 м. Далее весь поток наваливается на два валуна при изгибе реки влево. Готовиться можно в улове, ниже порога. Ниже порога – слабая шивера, несколько похожая на Кадринскую трубу.

34. Порог (см. рис. 21). Русло Катуни сжато с обеих сторон скалами. В потоке находятся два обломка скал, образующие мощный слив с высоким выходным валом. Опасность представляют сильные водовороты на выходе.

35. Легкая шивера. Характеризуется значительным беспорядочным валом. Проходится центром потока.

37. Легкая шивера.

38. Порог (см. рис. 22). В центре русла стоит огромная скала, разбивающая поток на две части. Проход по левой протоке не желателен, из-за большой вероятности попасть в сильное улово. Наилучший вариант прохождения – заходить в правую протоку, прижимаясь по возможности ближе к скале. В 10 метрах ниже порога – россыпь огромных валунов. Поток, наваливаясь на валун (2), почти всей своей массой заходит влево. Выход из шиверы спокойный.

39. Порог Тельдекпень-1 (см. рис. 24). Русло Катуни сжато скалами, местами до 25-30 м. Скальные берега образуют то узкие ворота, то почти правильной формы омуты. Такое чередование рождает в омутах колоссальной силы воронки и “пузыри”.

Перед порогом – несложная шивера, заканчивающаяся россыпью средних валунов вдоль левого берега. Сразу же за шиверой у правого берега - очень сильное улово, захватывающее в себя все предметы, плывущие по реке правее осевой линии.

Заходить в порог следует как можно ближе к правобережным валунам в конце шиверы. При прохождении первых входных ворот, судно попадает во власть сильнейших водоворотов. После выхода из порога весь поток устремляется к левому берегу. Сюда лучше пристать для разведки порога Тельдекпень-2.

40. Порог Тельдекпень-2 (см. рис. 25). Входной слив имеет большой перепад высоты (метра 4). В центре потока стоит скала. Часть потока, обойдя скалу справа, почти перпендикулярно врезается в основной поток в том месте, где он выходит на горизонтальное движение. Смешение двух почти равных потоков образует воронку, глубиной до 2 м и диаметром до 6 м. Результирующая линейная скорость относительно невелика. Но через 20-25 м поток наваливается на острый выступ левобережной скалы и образует у левого берега мощное улово, вздувающееся пузырем над потоком. Лишняя вода из улова, вливаясь в центральный поток, делает его еще более беспорядочным. Вся эта мешанина устремляется на выступ правобережной скалы, образуя улово, менее мощное, чем первое, но все же опасное. Поток наваливается не пузырем, а заворачивается вниз. Основная задача – не дать прижать судно к правобережной скале.

41. Опасные скалы в русле. Проходить вдоль правого берега. Целесообразно проходить сходу после Тельдекпеня-2, не приставая к берегу.

42. Порог (см. рис. 26). В миниатюре представляет собой Тельдекпень-2. Мощный слив устремляется на острый валун, лежащий в 15-20 метрах от правого берега. Водовороты. Чтобы уйти от острого валуна, надо на сливе отрабатывать влево и скатываться с основного потока.

До порога 43 имеются еще препятствия, но их можно проходить без разведки.

43. Порог (см. рис. 27). В центре потока – густая россыпь огромных валунов, образующих нечто похожее на остров. Правая протока мелкая. Левая протока представляет собой слив, но безопасный.

Далее до Чемала река спокойная. Перед Чемалом в реку вдаются скалы (так называемый “Верблюд”) неописуемой красоты, особенно во время заката.

Примечание: В лоции описаны и даны рекомендации по прохождению далеко не всех препятствий реки Катунь. Многие препятствия описаны скудно, поскольку их характер существенно меняется даже при небольшом изменении уровня воды. Препятствия, которые не отмечены на карте, можно проходить без разведки при достаточном уровне воды в реке. В верховьях реки по утрам, а в среднем течении в середине дня уровень воды, как правило, повышается. Поэтому для приобретения чувства полной уверенности не надо экономить время на разведку.

ДНЕВНИК  <1>  <2> | Р. КАТУНЬ | ФОТО  <2> <2> <3> | ПЕРЛЫ
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: December 01 2021 15:16:49
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна