ОРИЕНТИРОВАНИЕ, 24-25 ОКТЯБРЯ 2009

ХРУСТЯ ТРАВОЙ И ЛУЖАМИ

дневник похода: Ориентирование, 24-25 октября 2009

День первый
Собираемся к семи утра на остановку «Динамо» к машине. И тут выясняется: один человек заболел. Всё равно едем. А по пути подбираем наших ориентировщиков. Одного так и не дождались.

В районе Шалашной выпускаем команды: сначала вышли Сережа с Егором, за ними Федя с другом Антоном, потом бодро выскочила Колина группа, последними выходим мы с Женей. И если Сережа с Егором выходили в полную темень, то мы практически уже в рассвет. Место встречи – слияние рек Талая и Бесстрашная.

Наш маршрут, похоже, самый легкий: по лесной дороге между р. Мутная с ее притоком Заозерная и р. Талая, мимо крупной деревни Мутная, все на север, чуть отклоняясь иногда от направления, следуя изгибам дороги.

Итак, в путь. Забираемся на придорожный откос и сразу идем по лесной дороге на север. Дорожка заворачивает в ненужную нам сторону, уходим в лес. В десятом часу вышли на грунтовку, ведущую в д. Мутная. Проходим мимо дачно-коттеджных домиков, за ними проглядывает залив р. Талой – хорошее место для дачи. Навстречу проехали пара-тройка машин. И куда их с утра пораньше несет? Женя прикалывается: «Пиво закончилось».

Не доходя до села, наверное, 1км, свернули на подвернувшуюся в нужном направлении лесную дорогу. Она и вывела на основную нашу дорогу. Та вообще в хорошем состоянии находится: укатанная, ровная и грязи мало. Шагать по ней сплошное удовольствие: идешь прогулочным шагом по вершинам холмов сквозь перелески и зарастающие аккуратными соснами и елочками покосы, сбоку угадываются лога. А только угадываются они потому, что идет снег (он пошел еще раньше, когда мы находились на грунтовке до д. Мутная). Со временем снег западал сильней, его хлопья стали крупными, вдали все как туманом заволокло. Пришлось одеть непромокайку.

Часов в двенадцать сделали перекус. Женя, разрезав ровно пополам 200 г кусок ветчины, положил половинки толщиной сантиметра в два на обычные куски хлеба. Посмеивался только, увидев мои округлившиеся глаза. Я намекаю: «Мне бы ее потоньше разрезать». А Женя: «Ешь, давай, смотреть на нее что ли».

Дотопали до газопровода. Он перпендикуляром пересекает нашу дорогу и идет с запада на восток практически к месту встречи. Этот газопровод регулярно осматривается, проверяется и потому дорога вдоль него оказалось удобопроходимой. Пока шли по газопроводу, Женя услышал чьи-то голоса. Несколько раз слышали звук – точь-в-точь шуршание шин об асфальт.

На место встречи пришли в 2 часа, на что и рассчитывал Женя. Точка, где сливаются речки, а ближе к действительности – ручьи, Талая и Бесстрашная – похожа на кучу других мест в окрестностях. Два ручья с топким глинистым дном и заболоченными берегами сходятся друг с другом. Женя подумал, что народ может не дойти или проскочить это самое слияние. Поэтому мы и пришли пораньше – народ стопить. Женя развел костер, закипятили полный котелок чая. Ждем, никого нет. От нечего делать я решила прогуляться. Сказала Жене и пошла по еле заметной, проходившей рядом с нашим лагерем, дороге. Скоро она затерялась в болоте. Сбоку от дороги какой-то просвет в лесу. Думаю: «Сходить, что ли посмотреть?» На часы не смотрела, по ощущениям, кажется, недолго хожу. Но в лагере Женя один остался, долго ходить буду – он забеспокоится, а, может, кто-нибудь из наших пришел. Повернула в лагерь. Прихожу, у Жени на лице недовольство написано, брови хмурит: «Ты двадцать минут отсутствовала. Я уже волноваться начал!»

Ждем дальше, Женя поддерживает костер. А народ начал подходить только в шестом часу. Первыми заявились Федя с другом. Сидим у костра, я услышала голоса. Покричали, Женя в свисток дунул. Я в то направление, откуда голоса слышались, немного прошла. Вот и люди на горизонте появились. Я руками помахала – все, теперь точно увидели.

Сережу с Егором застопила, когда воду для чая набирала. Они место для перехода через речку долго выбирали. Неудобно здесь: дно – жижа глинистая, ногу аж до колена засасывает. Ксюша с Германом пришли примерно в это же время, только не помню – раньше Сережи или позже?

Стемнело, Колиной группы нет. Думали, уже не дождемся. Однако нет, послышались голоса, замелькал в темноте фонарик. Поорали, Женя посвистел. И снова тишина. Куда они делись? Опять голоса и фонарик. Оказалось, тоже проблемы с переправой через речку.

Поужинали. Спать мы с Женей, насколько я помню, легли в десять часов. Время детское, конечно, но утром я встала в 5.00 – тихий ужас. Да и завтра нам вставать 6.00 (счастье, что с субботы на воскресенье ожидался перевод часов на зимнее время – всего-то час, зато какое облегчение дает). Народ у костра остался сидеть, я из палатки песни Ксюшины слушала.

День второй
Встали раньше всех, на маршрут вышли тоже первыми. Нам на 56 км (или в Ярино) – идти дальше, чем вчера. И как по закону подлости за прошлый день народ успел основательно сбить ноги – в каждой команде по хромоногому. Наша тоже не исключение. У меня боль в колене, даже ночью я старалась держать правую ногу вытянутой, абсолютной прямой, сгибать было больно.

Не торопясь, поднимаемся на знакомый газопровод. Рассветает, низкие облака на горизонте окрасились в нежный персиково-розовый цвет. Ближе к концу подъема оглядываемся назад, внизу два человека. Наши, но кто именно разглядеть не могу.

С газопровода нам на лесную дорогу, ведущую на север. Через 2 км ответвление на запад. Женя сообщает, что можно пойти на запад и придти прямо в Ярино, но дорога здесь сильно петляет. Другой вариант: идти дальше на север до следующего газопровода, (газопровод всё-таки прокладывали по прямой), но придётся гулять с горы на гору, и конечный пункт в этом случае – 56 км.

А мы, вроде, на 56 и замахивались. Соглашаюсь с Женей на второй вариант. Топаем. По пути встречаем много звериных следов. Женя показал мне следы лося, глухаря, мышиные цепочки. Заодно рассказал о повадках некоторых зверушек. Особенно впечатлил меня зверь под названием хорек. То, что раньше я слышала, читала о животных, убеждало: животные убивают ровно столько дичи, сколько надо для прокорма. А вот хорек – беспредельщик, он валит всю живность на своем пути, на которую сил хватает. Заберется в курятник, одну курицу утащит – остальных перегрызет. А я-то, наивная, думала склонностью к кровожадности, бессмысленному убийству только некоторые представители homo sapienc отличаются.

Так, за разговорами, по вполне комфортной (для леса) дороге дошли до газопровода. На газопроводе сначала дорога тоже была весьма удобной. Но дальше началось: колеи от машин углубились; между колеями промоины, видимо, от весенних ручьев; ноги в траве путаются, а в понижениях рельефа почти каждый раз бонусы в виде мини-болотин таятся. Одно радует: подморозило (t по ощущениям до -5), грязь на дороге замерзла. Трава, деревья – все в снегу, кристально-белом и чистом, воздух кажется прозрачным. Да и холмы здесь высокие, соседние горки далеко видно. А когда солнце из-за туч выходит, и коричнево-желтые с зелеными у хвойников краски осени, чуть-чуть прикрытые тонким слоем снега, подсвечивает, вообще сказка получается.

Скорость нашего передвижения заметно упала. Сообщаю Жене: таким темпом мы на планируемую 16-часовую электричку не дойдем, а идти быстрее по заросшему подобию дороги я физически не могу (больная нога дает о себе знать, ставлю носок правой ноги с разворотом наружу, как балерина недоделанная, зато идти почти не больно). Женя ситуацию и сам понял. Предлагает остаток пути пройти по первому варианту. Еще один плюс у этого варианта – ожидание электрички в теплом помещении станции. На 56 км укрыться негде. Я же, несмотря на легкий мороз и приятный прохладный ветерок, опять вся взмокла, хотя и одета легко – под курткой тоненькая шерстяная кофта.

Поэтому дальнейшие наши действия: переходим р. Заозерную, поднимаемся на холм, во время спуска с холма ищем просеку ведущую на юг. Мне это напомнило проверку на дальтонизм на приеме у окулиста: среди разбросанных по листу бумаги цветных пятен найти очертание цифры. Здесь – среди хаоса и переплетения разномастных деревьев, кустарников и травы требуется найти небольшой кусочек определенного порядка, указывающего на бывшую здесь некогда человеческую деятельность. Жаль, проверку я не выдержала. Женя свернул, я за ним, прошли 100 метров, и только тогда я разглядела колеи. Вышли на знакомое по прошлому ориентированию место со столом и лавками, покрытыми берестой. Там отдыхают Ксюша с Германом. Немного поболтали, короткая фотосессия, идем дальше.

Перешли р. Малую Мутную, прошли ЛЭП. Дальше то по дороге, то по тропинкам, которые знает только Женя и те, кому, он эти тропинки показывал. На свежем снегу четко видны следы размером min 40 и направлением в сторону станции. Женя предположил – это следы Сережи и Егора (они тропинки знают). Скоро и они сами отзвонились – успели на часовую электричку.

А мы пришли на станцию в 15.00. Там уже Федя с Антоном сидят, оттягиваются – пиво пьют. Они тоже могли на часовую электричку попасть, да из-за привала, сделанного вблизи станции, не успели. Жалуются на холод. Похоже, что и Федю с Антоном, и Сережу с Егором мороз подгонял.

К 16.00 появились Ксюша с Германом. Пришла электричка, забегаем, именно забегаем, в 4 вагон – занять места. А тут уже Колина группа купешку оккупировала. Видимо, и они из-за мороза свою традицию – приходить по темноте – нарушили.