УСЬВИНСКИЕ ЛЕДОПАДЫ, 23-25 ФЕВРАЛЯ 2007

ЕЩЁ РАЗ О СОСУЛЬКАХ

дневник похода: Усьвинские ледопады, 23-25 февраля 2007

ледопад 22-25 февраля 2007

В конце зимы в праздничные выходные 22-25 февраля 2007 г. мы очередной раз вооружились лыжами, «тёплой» палаткой и отправились на Усьвинские ледопады, хотя я бы уточнил всё-таки не ледопады, а ледостои или попросту – огромные сосульки (сосулищи), по крайней мере, намного больше тех, которые свисают с городских крыш.

22 февраля в 19.10 на Чусовской электричке отправились до намеченной цели в составе: Женя (р) - руководитель, Марина, Маша, Оля+Рекс, Галя, Марина-медик, Аня, Наташа, Артёма, Стас, Андрей, Коля, Саша, Дима и Женя.

В электроне мы периодически поедали домашние бутерброды и всякие сладости с термосовым чаем, «контачились», болтали от том о сём, Маша в это время вышивала себе бахилы, Галя с Мариной сшивали спальники. Наташа созвонилась с ребятами, которые нас должны догнать на следующий день (Валентин, еще один Женя и Данил) и распорядилась, чтоб они ничего из зимнего снаряжения (кошки, молотки) не забыли и обязательно взяли гитару.

В первом вагоне, в котором мы ехали изначально, стало чересчур холодно, поэтому мы решили последовать примеру ребят из турклуба «Меридиан» и перешли в другой, где было теплей хотя бы потому, что народу в нём ехало побольше.

А вот и ст. Чусовская. Здесь ненадолго наши пути разошлись. Большая часть команды решила заночевать по-походному на станции Усьва, часть народа в Губаху поехала, а Стаса, Андрея и Женю уговорили заночевать в типичных туристских условиях. Шутка!!! Не на станции (хотя доля романтики в этом тоже есть…), а в гостях у Саши с Наташей в г. Лысьва.

Мама Наташи и Саши была более чем гостеприимна. Она накормила нас очень плотным ужином. Спали мы в тёплой квартире на широком диване, правда, не так много, как нам бы хотелось. Перед сном в 2 часа ночи родственник Наташи и Саши – автор многострадальной печки, с которой на Конжаке ребята намаялись от души, стал объяснять нам все прелести его печки, принципы её действия и тонкости сборки. Андрей, сначала постоянно поглядывающий на часы, а потом и просто отрезавший: «Всё, пора ложиться спать»!- спас нас от недосыпания, а вот Наташе с Сашей всю ночь пришлось с мамой что-то штопать, бахилы скорее всего, и, по-моему пельмени стряпать, которые утром в 6.30 были у нас на завтрак, так что он получился, не менее плотным, чем ужин. Решено, берём их маму в следующий поход шеф-поваром.

23 февраля 2007 г. в 10.00 на станции Усьва (оказалось, оставив нас в Чусовом, все остальные наши товарищи дружно решили больше не делиться, а с комфортом перекантоваться на Баской, и в 9.30 подсели в нашу электричку, о чем мы узнали уже только увидев знакомые физиономии на станции Усьва) все группы воссоединились, после чего от ж/д моста через р. Усьву мы продолжали путь уже на лыжах. А вокруг гармония холода, света и природной красоты зимнего леса у реки. На градуснике около -18 градусов, сияет солнышко, небо безоблачное, ветра нет.

Лыжи катили хорошо, снег к ним не приставал, маломальская охоьничья лыжня уже была для тех, кто тропил впереди: Ольга и Маша.

Коля изначально решил тропить по самой реке, но потом, у газопровода, он присоединился к нам, идущим средь хвойного леса недалеко от берега.

А вот и первая горка, на которой каждый второй смог насладиться нырянием в «кювет». Сразу после неё на реке очень много просветов со вскрытым льдом, где видна текущая водица, сверкающая на перекатах при взаимодействии с солнечными лучами.

В 11.45 мы уже проезжали мимо Усьвинских Столбов, нависающих над рекой и покрытых снежными шапками. Здесь нас обогнал охотник с рыжей лайкой, с которой Рекс нехотя поздоровался, поскольку ему пришлось оторваться от трёх вещей, которые его забавляли:

• поедание снега, в том числе подкинутого лыжей или рукой;
  • восхождение всеми четырьмя лапами на мои лыжи;
  • наблюдение за тем, как притопывают лыжей.

В километре от Столбов решили подождать позади идущих, чтоб сократить растянутость по лыжне, где, не теряя времени даром, хлебнули чайку. Далее, уже за Столбами нас ожидал подъём в небольшую, но крутоватую гору, перед восхождением на которую лыжи нужно было снять. От реки мы поехали перпендикулярно в лес в сторону солнца, но это являлось ни чем иным, как тактикой сокращения пути следования, поскольку в указанном месте подъёма на горку Усьва начинает хорошенько петлять. Марина скомандовала: «Мужики, вперёд»!- в надежде, что они возьмут тропежку в свои ноги, но Маша с Ольгой опять рванули вперёд, наверное, на это их подбивал Рекс, который так и норовил бежать среди первых, напрочь убивая за собой лыжню.

После пешего подъема охотничья лыжня для нас закончилась, завернув куда-то не туда. Дальше – тропежка. Хорошо, что она оказалась неглубокой, и под лыжами явственно ощущалась неплохая натоптанность, похоже, здесь тоже походили охотнички. Шли по застарелой просеке под 90 градусов к солнцу. Сначала более-менее прямо, потом – спуск. (Марина: на спуске крикнула Машке, едущей передо мной, чтобы не вздумала падать. Так как мне неохота ждать, когда она спустится, и я погнала за ней следом. Машка, в общем-то хорошо стоящая на лыжах, тут же с визгом рухнула в сугроб поперек лыжни. Я едва увернулась…).

Внизу, уже недалеко от реки набрели на небольшую, я бы даже сказал, маленькую избушку – охотничью, похоже. Это было в 13.15.

После того, как прошли избушку и пересекли реку в направлении очередного среза пути до ледопадов мы (мужики) всё же «попросили» девушек покинуть авангард на лыжне, подспорьем стал небольшой перекус с мандаринками и прочими вкусностями и чаем. На этом привале нас догнали охотники, но теперь помимо рыжей лайки появилась ещё и пегая. Рекс подбежал к ней, они обнюхали друг друга и разбежались каждый к своему хозяину. Один из охотников поинтересовался: «Куда же Вас столько идёт»?! На что кто-то из нас дал неоднозначный ответ: «Когда придём, узнаем, наверное»!

На очередном спуске сначала Маша запорошила лыжню, потом и Галя, съезжавшая со звуками: «Ай, ай, ай, а-а-а…» также бухнулась, я бы даже сказал «приснежилась», нырнув в белую пелену между своих лыж. Больше падений в первый день пути я не видел, и, наверное, даже немного завидовал тем, кто за время переезда успел непосредственно «поздороваться со снегом»: кто лицом, кто другими частями тела, а кто и целиком. Опережая события, скажу, что на обратном пути я «оторвался» по полной программе, поскольку на каждом крутом повороте меня сносило в сугроб с мягким и рыхлым снегом.

В 14.30. мы вновь покатили по льду, где, в местах с плотным фирном Рекс выписывал фигурное катание на своей морде или танцевал что-то вроде собачьего брэйк данса. Тогда же перед нами возникла огромная скала с очень «красивым» названием «Большое Бревно». Интересно, кто дал ей такое название. Я бы назвал этот камень «Цунами», поскольку он, словно массивная каменная волна в пике своего подъёма над поверхностью вот-вот обрушит свою мощь на проезжающих зимой – на лыжах, летом – на катах туристов.

На этот камень скалолазы верёвки не навешивают, зато уж много лет примерно по средине «Бревна» висит какой-то шнур, протянутый от земли до самой его вершины. Вот бы знать, откуда он здесь и для чего.

Практически напротив «Большого Бревна» в 500 метрах от правого берега Усьвы виднеется камень «Панорамный», с небольшой заснеженной смотровой площадкой, на которой вертолёт можно посадить, если постараться. Там же, на правом берегу, расположена километровая полоса подроста, состоящего из одного березняка, преимущества которого в других местах вдоль Усьвы я не видел.

На новом повороте реки опять видно вскрытое ото льда русло с беспрестанно текущей водой, гипнотизирующей своей красотой.

В 15.00 мы подошли к цели: к отблёскивающим серебром на солнце заледенелым стенам камня «Козёл», упирающегося «мордой» в камень «Омутной», где и находятся так называемые «Усьвинские ледопады».

В этот год одна сосулька получилась более массивной высотой около 20 метров, чем в том году, а вот вторая, которая поположе, изрядно засыпана снегом и какая-то мало впечатляющая.

Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом до ледопадов нынче мы добрались значительно быстрей, потому как и погода благоприятствовала, и поломок креплений лыж, вроде бы, не было, и тропежки как таковой тоже, не наблюдалось и наледей.

Когда на хронометре было около 16 часов, на левом берегу Усьвы на небольшом пятачке закипела работа по обустройству лагеря.

Мужики отправились на дровосечные промыслы. За сушиной пришлось карабкаться вверх на Омутной, пробираясь по сугробам. Нашли несколько сушин, и по мере распиливания мы скидывали их со скалы с надеждой, что никого не пришибёт, для чего упреждающе кричали: «Бойся»! Хотелось, конечно, крикнуть: «Лови»! Дима кричал: «Ложись», - и тут же кидал полено. Наверно, если бы кто-нибудь стоял внизу, он укрыться бы не успел.

Позже, когда мы всё скидали и сами спустились вниз, то обнаружили, что брёвна немного не долетели до доступного места для их сбора, но Коля мобильно вытащил их на открытое место, откуда мы их потихоньку стаскали до лагеря, промежуточно наставив частокол недалеко от нашего берега.

По разделению труда остальные устанавливали палатки, пилили и кололи дрова, выгребали яму для костра, вырубали топором прорубь для того, чтобы можно было набирать воду из реки, а не топить снег; готовили ужин. Тем временем незаметно световой день подошёл к концу. Тогда мы расселись у костра в ожидании готовности ужина.

А где же ребята с нашей снарягой? Они уже должны бы добежать!!! И добежали… Только мы прикончили ужин, как в 20 часов на реке замелькали темные фигурки - Валя, Данил и Женя, которые сразу занялись установкой палатки, не отзываясь на неоднократные приглашения отведать останки ужина. Позже они сварили себе дополнительный ужин, сославшись на то, что оставленной им каши всё равно бы не хватило, так как они много едят.

Стало совсем темно; по небу, усыпанному звёздами, переливаясь, передвигался полумесяц. Мы сидели у костра болтали о том, о сём. Ольга рассказала историю, произошедшую в одной из квартир с очень узким туалетом, в котором бабушка весьма объёмных размеров, войдя спиной вперёд в данный туалет, поскольку иначе ей там не развернутся, не заметив внучку, чуть не присела на неё. Внучка до бабушки докричаться не могла, поскольку та была глуховата, и ей ничего не оставалось, как укусить бабулю за задницу, предотвратив тем самым «наезд». Маша, плохо слушавшая эту историю, также спиной вперёд, целившаяся на место у костра, чуть не села на меня, но я успел её предупредить, что если что укушу тоже. Вот так.

В 21 час мы, забурившись большей частью в тёплую палатку, сначала занялись песнопениями под гитару, а потом женская половина решила поздравить мужскую с днём защитника Отечества. Только вот поздравление плавно перешло в декламирование мужиками стихотворений за вручённый подарок (типа, прочитай стишок, получишь приз). Маньяками-стихоплётами оказались у нас Валя, Коля и Андрей, которые после того, как получили свои подарки, не могли никак остановиться, все читали и читали стихи. Лидировал «Онегин».

Тем временем в палатку проник страшный «Маньяк-щекотилла», от которого Ольге не было никакого спасения. Он постоянно щекотил бедняжку сзади. Ольга подпрыгивала, оглядывалась... а сзади - только кучка барахла и стенка палатки... Итогом стало что-то вроде нервного срыва у бедной Ольги, которая в конце концов «мягко» так заявила: «Дайте, я хоть кого-нибудь стукну»! Позже выяснилось, что этим маньяком-щекотиллой был Артём, который в своё оправдание сказал, что просто хотел поближе к печке подползти. В конце шоу-программы, когда народ уже потихоньку начал разбредаться по палаткам, Валя исполнил песню-гимн «Зодиака» на мотив Роксетовского «Дома восходящего солнца».

Около 00 часов и мы в нашей тёплой палатке начали укладываться спать, расположившись в ней по очередности дежурства «на печке» в составе 8 человек + Рекс. Края палатки изнутри обложили рюкзаками и другими вещами. Не знаю кому как, но я себя чувствовал как килька в консервной банке. Дышали мы, скорее всего, по очереди. Утрамбовыванию способствовал процесс храпения, от которого содрогалась палатка. А так в принципе спать было даже жарко. Дров для печки в палатке было достаточно, главное было дежурному по печке не заснуть на посту и смотреть, чтоб ребята спальниками не въезжали на печку и не сожгли их.

24 февраля дежурные в 7.30 отправились готовить завтрак, остальные постепенно просыпались в период с 9 до 10 часов. На улице стало гораздо теплее, но зато пасмурно.

После завтрака кто пошел навешивать верёвки на сосульки, кто остался в лагере, кто пошел на каменного «Козла», кто на прогулку до Большого Бревна.

Вот уже верёвки навешаны, кошки надеты, молотки в руках, пора и сосульки покорять.

Поднялась метель. Попробовали по пологой сосульке полазить, да на ней больно много снега, а местами по этой сосульке струится вода. Поэтому решили лазить преимущественно по более массивной, отвесной сосулище высотой около 20 метров.

В процессе лазания наши кошки не слушались, так и норовили сбежать с ног: собак на них не хватало. Кстати, Рекс нынче к сосулькам, по-моему, вообще ни одной лапой не подходил, умудрённый сосулелазанием без страховки в прошлом году.

В 13 часов у костра мы попили чаю с плюшками и снова пошли лазить по сосульке. Пока трасса на большой сосульке была занята, я решил слазить по пологой сосульке без жумара, на одних руках. Добрался до небольшого гротика, «вырезанного» в скале возле неё. Частично его перекрывает сама сосулька. Из этого гротика можно было оценить толщину и прозрачность льда, из которого сделана сосулька, там же можно было испить ледяной водицы, стекающей по сосульке. Потом по моим следам туда залезла Машка, которая оценила открывающиеся отсюда виды вниз по Усьве и заманила в гротик Аню с фотоаппаратом. Зато теперь у нас есть обалденные фотки!!!

Начало темнеть. Эх, нужно закругляться, а вроде только-только навесили верёвки. И вот мы снова сидим за ужином у вечернего костра. Небо вновь очистилось от туч, и звёзды во главе с полумесяцем снова засверкали над нашими головами.

За «круглым столом» решено было наших болящих: Машу, говорившую с хрипотцом, как Высоцкий из-за простуженного горла и Женю (стопщика), у которого поднялась температура, переместить из «холодных» палаток в «тёплую», чтобы они отогревались. Здоровых переместили на освободившиеся места в «холодных» палатках, в частности, меня. Тогда я забрал свои монатки из «тёплой» палатки и закинул их в ближайшую «холодную», думая, что это и есть палатка Данила и Жени, в которую меня переселили. Позже я услышал как Женя (р) воскликнул: «Кто закинул свои вещи в нашу палатку»? Я сразу понял: да, не угадал. Пришлось еще раз перекочевывать в другую палатку.

Около 21 часа мы сварили какао и, распивая его у костра, опять занялись болтологией. Коля рассказал нам о сути понятия «побег с телёнком», заключающейся в том, что зеки, когда сбегали из зоны, подговаривали бежать с собой ещё одного, которого потом использовали в качестве пищи. Также Никола, продолжая репертуар ужастиков, поведал об убийце, который после расправы с жертвой срезал его лицо и, одев его на свою голову, спокойно вышел с охраняемой территории. После этого начались дебаты между медиками по поводу того, что такое в принципе невозможно, учитывая свойства кожи и различие в структуре черепа и прочее. Далее Ольга напомнила нам сюжеты рассказов Дж. Лондона, посвящённых теме зимних походов, а также вкратце пересказала нам книгу под названием «Остров доктора Моро». Внезапно, после того, как мы выпили какао (какао ли это было?), многие из нас стали замечать, что на вершине Омутного камня, будто кто-то ходит с фонариком среди деревьев. Да, хорошо нас чем-то заправили, лучше по палаткам разойтись, тем более, что утром рано вставать.

Ночка выдалась холодной, поэтому помимо обычного верхнего конденсата в некоторых палатках был и задний. Рекс–бедняга примёрз носом к тарелке и отодрал себе кусок кожи, так нас стал у него наполовину чёрный, наполовину красный. Потом всё гадали, не об печку ли это он, ведь всю ночь лежал около неё в палатке.

25 февраля. Наутро дежурные обнаружили вросшее в ведро какао, видимо, уж слишком быстро мы вчера разбежались по койкам. Впрочем аналогичная ситуация была с чаем в предыдущую ночь. Утренний холодок заставил нас быстренько позавтракать, собраться и выехать. Впопыхах кто-то забыл свои вещи:
Марина: - Кто оставил тарелку?
Женя (р): - Бросай в костёр (вообще-то это он про остатки ТБО, но получилось очень синхронно).

Погода вновь была солнечная и морозная. Сосульки, вроде, на месте.

В 9 часов 20 минут Женя (р) дал команду «уматывать», что мы и сделали. Первым это сделал Данил, а потом и все остальные по 2-3 человека. В суматохе Ольга взяла мои лыжные палки, ладно хоть свои оставила, а то пришлось бы их из подручных деревьев делать. Дело о пропаже палок было раскрыто уже на станции Усьва, где мы уже в полном составе, без потерь, были в 12 часов, а к 14 часам яблоку негде было упасть от большого количества сбежавшегося туда отдохнувшего народа.

Далее следовали обычные электронные переезды, народу было уйма, душно. С холода разморило неслабо. Вот за окном электрички возникли до боли знакомые городские огни, а, значит, очередной поход подошёл к концу. Всем спасибо!

Выполнил Лемский Стас

Комментарии читателей (3)
Эл
культурнее надо!!!!!
18-03-2007 19:14:25
Admin:  А кто мешает?

Кстати, здесь место для размещения комментариев к данному дневнику, а не для пустого базара.
18-03-2007 22:01:43
Эл
а кто дневник сочинял??????
18-03-2007 16:22:16
Admin:  Дык, вроде внизу подписано "Выполнил Лемский Стас"??? То бишь, он и сочинял...18-03-2007 16:37:18
Валя (Пэйджмейкер)
Поправочки.
1. Я по прибытию на место с Данилом и Женей палатку не ставил, а был единственным из троицы, кто присоединился к ужину.
2. Песня "House Of The Rising Sun" изначально американская народная (авторы - переселенцы на Запад). В "оборот" была внесена английской группой "Animals" в начале 1960-х, после чего не раз перепевалась, в том числе и у нас (я знаю о существовании примерно 5 "переводов". Roxett'овский вариант я не слышал, в любом случае он не первичный. Лично я стараюсь играть ближе к Animals'овскому.