РЕКА ГЛУХАЯ ВИЛЬВА, 5-11 ИЮНЯ 2008

Участники
Просмотров: 12202  |  размещен 02.10.2008

На Глухую Вильву хотелось съездить давно. Как-то нарыли в интернете дневник ижевцев по сплаву там, и с тех пор распирало любопытство - как-то очень всё отличалось от обычных сплавов по нашим усьвоподобным рекам. Не давали покоя рассказы о изобилии щуки, которую ижевцы не успевали съедать. Два года этот сплав стоял в наших планах, но желающих не находилось, и вот наконец…

БАЙКИ СТАСА-ЩУКАРЯ или ЩУКИ.NET

дневник похода: река Глухая Вильва, 5-11 июня 2008

Вторая половина мая 2008 г. выдалась весьма дождливой и холодной. Но ведь отпуск, и до конца его остаётся ещё целая неделя, не пропадать же добру. Так что собираюсь посплавляться по верховьям Косьвы, да вот беда – не с кем, нема чудаков – в мае брать отпуска. Ладно, даю объявление на сайте «Зодиака», в тот же день от Жени приходит предложение – в те же сроки сходить на сплав по Глухой Вильве, что на рубежах Соликамского и Красновишерского районов Пермского края, половить щуку. Отлично.

Изначально ожидалось вместе со мной семь человек, потом пять, но ко дню отъезда «выжило» только четверо: Женя (руководитель похода), Николай, Аня и я (Стас).

Утром 05.06.2008 г. около 9 часов отъезжаем на автомобиле под управлением Германа, доезжаем до Соликамска, а оттуда ещё минут сорок езды по гравийке до моста через Глухую Вильву. Это близ посёлка Сим, где располагается исправительная колония № 6 ГУФСИН по Пермскому краю. В связи с этим у указанного моста стоит пост охраны и шлагбаум.

В 15 часов 30 минут мы выгрузились возле моста. В течение получаса собрали катамаран, загрузили вещи и отчалили. В день приезда в тех краях было настоящее лето: мошкара маньячно-кровососущая, тёплое июньское солнце, жара, безветрие… Казалось, такая погода будет на протяжении всего нашего рыболовного сплава, но…

Через десять минут после отплытия показалась территория ИК № 6, расположенная вдоль реки – метров триста, с высоким забором с колючей проволокой, вышками для часовых (вертухаев), строительным краном, высокой трубой, видать, на этой зоне какое-то производство имеется.

Тут же на берегу, прямо рядом с территорией этой зоны несколько местных жителей рыбачили на поплавочную удочку. Мы порасспросили их о том, ловится ли здесь рыба, какая, и один из рыбаков показал размеры рыбёшки, которую он поймал: чуть длиннее ладони. У меня сразу в голове огромный вопрос возник: «А чего такая маленькая-то, щука-то где? Где щука, я вас спрашиваю???»

Река Глухая Вильва шириной здесь около двенадцати метров, при этом, чем ближе к устью, тем она шире (до пятидесяти метров) и глубже (от метра до семи) с высокими (до двух метров), преимущественно глинистыми берегами, сплошь заросшими ивняком и выглядывающими среди него зарослями папоротника. Течение воды медленное, цвет воды коричневатый, вода мутноватая. Начиная от уреза воды сразу глубоко без пологости. Много бобровых домов, коттеджей и вилл из травы, брёвен и веток.

За полтора часа на веслах мы выгребли семь километров по реке. И около 18 часов решили остановиться на вечернюю стоянку. Погода ещё благоухала, но тучи стали появляться всё больше и больше. Где-то на зоне ровно в 18 часов загудела сирена – в знак окончания рабочего дня, наверно. А у нас тем временем намечался ужин.

С 20 до 23 часов мы с Николаем рыбачили, зондировали эту речушку снастями на предмет наличия щуки всевозможными блёснами, воблерами, поперами и прочими рыболовными прибамбасами. Но безрезультатно, хоть ныряй под воду и карауль её там с багром. Зато мелких рыбёшек мы наловили целый котёл: щеклеи и красноглазых рыбок, похожих на сорогу или маленького подъязка, прозванных нами «похмельной рыбой» за их глазки, красные, как с похмелья.

Где-то вдали неизвестная мне птичка пищала пи… пи…. С интервалом по пять секунд между каждым «пи». Сначала этому процессу я не придал большого значения. Но когда на следующий день подсчитал, что эта птица с вечера и до утра не умолкала ни на минуту, поразился: это ж надо иметь такое терпение – сидеть и заниматься одним и тем же без передыху, а, может, целый отряд этих птичек меняет друг друга по вахтовому методу. Да и зачем ей издавать постоянно, как сигнал бедствия, эти самые монотонные пи… пи…, что этим птица хотела сказать. Может, поэтому мы щуку и не поймали, что эта птичка сигнализировала ей о том, что мы здесь по её, щучью душу. А может, эта глуховильвенская птица материла нас за то, что мы вторглись на её глухую территорию (теперь я знаю, почему по телевизору нецензурные слова заменяют звуком пи..., видно кто-то тоже сталкивался с этой птичкой пи…- пи… и применил это в телевещании). Хотел бы посмотреть я этой птице в глаза – ладно бы днём нас материла, но ночью-то, спать ведь надо, чё пикать-то. Сейчас я это, конечно, вспоминаю со смехом, да и кроме меня все остальные в ту ночь сладко спали, так что, как птичка ни старалась, её «пением» всю ночь у костра довелось «наслаждаться» только мне одному. Да и плюс в этой бессонной ночи тоже есть, поскольку я мог понаблюдать динамику света и тьмы: в 1час 30 минут стемнело, в 3 часа стало светать, в 3 часа 30 минут уже было светло.

06.06.2008 г.
В четыре часа я пошёл на рыбалку – поймал несколько щеклеек, в пять – проснулся Николай и, подключившись к ужению рыбы, сообщил, что около трёх часов ночи в палатке его посетила «царевна лягушка» – поцеловала в лоб, и что она до сих пор в палатке. Узнав об этом, я не терял не минуты и поспешил заснять на фотоаппарат эту лягушку, которая вела себя, действительно, как Царевна ВСЕЯ Глухая Вильва: важно смотрела на нас и словно отдала распоряжение: «вынесите меня из палатки, я больше не хочу спать». Мы посадили её на сидушку, которую положили возле палатки. «Царевна» посидела на ней немного, позируя перед фотокамерами, и ускакала в свои владения.

Ещё ночью небеса затянули облака, поэтому погода с утра была пасмурной. Из наловленных рыбок мы сварили уху. Рыбки были небольших размеров: со средний палец, поэтому после ухи мы стали щёлкать эту рыбку как семечки. И всё это, конечно, сопровождалось звуками, издаваемыми неугомонной птичкой: пи…, пи…

Женя прикрепил к кату мотор, и всё дальнейшее наше путешествие осуществлялось путём винтовой гребли гудящей железяки – со скоростью 4-5 км/час и под периодически идущий по нам проливной дождь.

Выплыли в 10 час 30 минут: дождь-сыро-пасмурно. Наш тарахтящий кат монотонно плыл. А перед глазами мелькали пейзажи с непохожими друг на друга берегами, отличающимися фактурой и палитрой, в которую окрашены: от тёмных тонов до песчано-белых; со стекающими каплями воды и без них; с выступающими корнями деревьев, порой с причудливым плетением и без них.

Между тем монотонное движение убаюкивало. Порой даже глаза сами собой закрывались, и только Жене было не до сна, ведь нужно же было кому-то контролировать винтоногую штуковину, иначе можно было с хрустом влететь в ивняк или усесться на топляк.

В 12 часов 30 минут заехали в старицу, которую проверили на щуку – нету. Да что ж это такое-то, куда ж она подевалась, будь она неладна.

Отобедали, в это время выглядывало солнце, отогревая нас от леденящей душу сырости. Рядом с местом обеденной стоянки располагалось торфяное болото с валежником из высохших деревьев. Судя по карте таких болот в этих краях немало, что и придаёт им глуховизну.

Старицу, словно укрывающую нас от дождя, мы покинули в 16 часов, и снова целый час лил дождь – как из ведра. Когда он прекратился, можно было полюбоваться весьма живописной округой, с нередко встречающимися изваяниями из поваленных деревьев и пней в виде лягушки, толстой белки, сидящей на прогнившем бревне, плывущей собаки, пулемёта, спрятанного в траве и прочего, что рисует воображение по аналогии образа.

Наша навигация продолжалась до 18 часов 40 минут, нередко вверх по парам взмётывались утки, вспуганные шумом мотора, и улетали на безопасное расстояние, несколько раз довелось видеть коршуна, парящего над лесом, а в одном месте кузнечик трещал, чуть ли ни громче мотора.

На ночную стоянку причалили в месте большего разлива-омута глухой речушки, где нашли брошенную какими-то извергами сеть с прогнившей рыбой немалых размеров. Среди них были и щука, и жерех. Мы с Николаем, конечно же, проблеснили это место реки, но ни щуки, ни ещё чего-то крупного так и не словилось. Куда дели нашу щуку!!!

Перед сном Николай запёк сорогу, которую мы с удовольствием съели.

07.06.2008 г.
Значительно похолодало, а сразу после отплытия в 12 часов пошёл снег, но не надолго, зато дождь после этого мочил нас регулярно до самого вечера. Бобровых построек стало меньше, но вид их был более оригинальным.

После двухчасового плавания причалили на обеденную стоянку, где мы с Николаем пошли рыбачить в соответствии с профилем ужения: Стас-щукарь, Николай-щеклеист, поскольку я всё-таки пытался поймать щуку, а Николай одну за другой таскал из воды щеклеек и похмельных рыбок.

С обеденной стоянки выплыли в 16 часов 20 минут.

Монотонно плыли до 17.30, после чего приставали несколько раз к берегу, чтобы проверить степень наличия рыбы. К 20 часам мы доплыли до первых признаков цивилизации, кои отсутствовали полностью после того, как мы проплыли ИК № 6. Цивилизация нарисовалась в виде небольшого моста – в месте, где проходила ЛЭП, и нефтянской дороги. В окрестностях появились лодки, рыбаки, сети – вот, где заканчивается Глухая Вильва и начинается – Глуховатая.

Перепад воды в месте расположения бревенчатого моста, создавал бурное течение, мы быстренько перенесли кат через мост и поплыли дальше, с надеждой, что дальше всё же цивилизацией отдавать будет поменьше. Однако, казалось, рыба и птицы будто притихли или это от звука мотора за день заложил уши.

На вечерней стоянке мы были в 22 часа. Мы с Николаем занялись своей работой: я проверял речку на щуку, а Николай удил щеклеек. А Женя с Аней готовили ужин, который в 00 часов был дополнен запечёнными в фольге щеклейками или, как это блюдо назвал Николай, «Анина радость», потому что Ане пришлось вычистить более двадцати небольших по размеру щеклеек, как впрочем, и вчера. Также данное блюдо можно назвать «Щеклея по-глуховски». Вкусно, но мелко, хотя по объёму, в принципе, сравнимо со щукой в два с половиной килограмма. Вкусно и сытно, хотя с мелкими костями, конечно, пришлось повозиться.

08.06.2008 г.
Этот день опять был пасмурным с утра. И в процессе своего протекания одарил нас градом со снегом. Где же лето!!! А там же где и щука!!! Неизвестно где!

Отчалили в 9 часов 10 минут, шёл град.

В 10 часов 30 минут наше судно остановилось для пополнения щеклейных запасов, Николай поймал несколько похмельных рыбок, а в 13 часов мы поплыли дальше.

В 15.10 пристали на обед, после которого отплыли в 16.30.

В 17 часов 45 минут остановились на вечернюю стоянку, таскали из ямы щеклею, забрасывали кораблик, мылись в ручейке, в 22 часа – ужин: ели уху из щеклеи. Появилось комарьё, стало теплей, и солнце к вечеру начало почаще проглядывать, что, однако, не помешало и дождику немного и покрапать.

09.07.2008 г.
До Усть-Язьвы отсюда двадцать километров – четыре часа ходу на моторе, а у нас ещё три дня в запасе.

Погода по-прежнему как осенью: пасмурно, ветер, холодно.

В 12 часов проплывали возле обрывистого песчаного берега, где стояли два КамАЗа, загружали песок. А через двадцать минут мы увидели, для чего этот песок нужен, поскольку подъехали к старому мосту, где велись работы по строительству крупногабаритного нового моста – по ширине, как через Чусовую. Да, Глухая Вильва стала значительно шире.

В 14 часов мы пристали на обеденную стоянку.

В 15 часов 30 минут мы пришвартовались на высоком, обрывистом берегу, откуда открывался великолепный вид на реку и лес. Стоянка была явно прикормленная – там имелись и деревянный стол, и лавка, и костровище. Рядом была и тропинка, ведущая в деревню. Отсюда до Язьвы-реки оставалась плыть два часа. И так как спешить нам было совершенно противопоказано, решили остаться здесь до следующего дня.

Мы рыбачили, отдыхали, грелись у костра. Вечером три часа без перерыва лил дождь, но рыбалка несмотря ни на что продолжалась до 22 часов. Наловили кучу щеклеи, которая видать всю щуку распугала. Уж очень много её здесь: клюёт сразу после заброса крючка с опарышем.

Поздним вечером нам довелось наблюдать заплыв бобра. Николай нашёл неподалёку от места нашей стоянки бобровые рабочие трассы, Аня предложила сделать там засаду и поймать хоть одного зверя, ну или хотя бы посмотреть на него вблизи.

Далее разговор плавно, но закономерно перешёл на одного из Аниных ревизоров, которого звали Бобр Юрий Валентинович. История такова: во время очередной проверки её предприятия по городу пошёл слух, что сотрудники МЧС поймали в лесу бобра. И так Юрий Валентинович, видимо, настолько примелькался на их предприятии, что они и решили, будто поймали не лесного бобра, а Бобра Юрия Валентиновича. Обрадовавшись, наверно!

10.06.2008 г.
Раньше всех проснулся Николай и сразу пошёл на рыбалку. А когда проснулись мы, он нам сообщил, что караулили бобра возле его рабочей трассы, но Юрий Валентинович так и не появился – не вышел, понимаете ли, на работу, проспал. В общем, допустил прогул. Я с утра побродил рядом с местом нашей стоянки и набрёл на болото, где нашёл красивые и разнообразные жёлтые цветы.

После двухчасового плавания мы всё-таки въехали в реку Язьву. По пути видели: бегущую по берегу норку, похожую на самую обыкновенную кошку; некую красноклювую птичку, важно расхаживающую по песочку, и несколько пар уток.

Язьва гораздо шире Глухой Вильвы – 60-120 метров, с красивыми песчаными берегами – более пологими, а цвет воды бело-светло-коричневый, будто в воде растворили гипс.

К этому времени погоды уже окончательно повернула на «ясно». В синем-синем небе висел полумесяц, солнце отражалось в воде, застывшей на фоне достаточно широкого песчаного берега.

На обед, помимо обычной пищи, у нас были варёные моллюски – двустворчатые беззубки. По вкусу они немного похожи на курицу. Правда, из одной беззубки съестного мяса очень мало получается, поскольку рекомендуется в пищу употреблять только малую её частичку – мышечное мясо, т.е. ножку, а остальная – большая часть беззубки – это кишечник с переваренным илом.

На стоянку остановились около 17 часов. Мы с Николаем, как обычно, пошли на рыбалку. Я, естественно, сначала проверял речку на наличие щуки, которой и здесь не оказалось, после чего занялся ловлей «похмельной рыбы».

На вечерней зорьке мы поужинали под дружный и беспрестанный птичий оркестр – вопли чаек различной величины; уток, передающих в треугольнике кряканье как эстафетную палочку; кукушки, отсчитывающей кому-то время жизни. Была там и ещё какая-то птица («…а, может быть, собака та-та-та-та-та-та-та…»), которая издавала звук, похожий на периодическое громкое жужжание комара.

Кстати о комарах. Эти кровожадные твари начали потихоньку нас грызть, поскольку весь этот день было тепло и солнечно. Жаль, за столь короткий срок вода ещё не успела нагреться. А так бы, я думаю, купание здесь было бы просто великолепным, поскольку местные берега – это просто-напросто дикий, но шикарный и многокилометровый пляж.

В завершение дня нам довелось наблюдать красивейший закат солнца, спрятавшегося до трёх часов за зеленеющую даль. И всё это проистекало под вопли уток, ни на секунду не перестающих крякать в своём треугольнике. Не иначе застава, сигнализирующая всем окружающим птицам и зверям, что неподалёку мы – люди. Также мы видели непонятное облако, стоящее ниже деревьев – словно там витали толпы призраков. Это вряд ли могло быть дымом от костра, поскольку людей там точно не было. Такая вот Язьвинская мистика.

11.06.2008 г.
Утром я ещё немного порыбачил и окончательно смотал удочки: щуки в этих водах или нет, или мы не умеем её ловить, или же щука щеклеёй объелась и ей не до наших блёсен. Ну и четвёртая возможная причина отсутствия в нашем улове щуки – её всю до последней рыбки выловили инопланетяне. Летают тут всякие...

Выплыли около одиннадцати часов. Денёк выдался солнечным. На песчаном берегу я нашёл три пёстрых, аккуратно уложенных яйца чайки, которые окружали многочисленные следы чаячьих же лапок.

К 14 часам 30 минутам мы уже проплывали деревню Нижнюю Язьву, расположенную на левом берегу р. Язьва. При этом возле указанной деревни нам посчастливилось наблюдать картину – две собаки переплывали Язьву с одного берега на другой, видимо, у здешних собак это вполне обычное явление. На одном из поворотов реки вдали виднелась Полюд-гора.

А вот и мост через р. Язьву, а значит, наше плавание с рыбалкой подошли к концу. Всем спасибо все свободны! Ну, вернее, свободен был только я. От Язьвы на попутке добрался до Соликамска, а там, на рейсовом автобусе до родины. А остальных же – Женю, Аню и Николая, ещё ожидал поход на Помянённый камень, но это уже совсем другая история.

Комментарии читателей (1)
Александр
Станислав, щука в этих местах начинает клевать с конца июля.....