ПО ТУЛВИНСКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ НА ЛЫЖАХ, ЯНВАРЬ 2013

 
Просмотров: 1597  |  размещен 21.01.2013
Ещё дневники этого автора
 


По следам «Рождественского СНЕГО-хода»

По Тулвинской возвышенности на лыжах, январь 2013

Собственно, ежегодное мероприятие под названием «Рождественский СНЕГО-ход» приключилось еще в прошлую субботу, 12 января, когда порядка сотни гусеничных драндулетов проторили почти 80-километровый трек от горнолыжного комплекса на Иван-горе, что близ села Гамово Пермского района, до самой Белой горы. Угнаться за мототехникой, пилоты которой проскакивают несложный маршрут за несколько часов, в мои планы, разумеется, не входило, а вот прогуляться тем же путем за субботу-воскресенье было бы заманчиво. Впрочем, второго закона Мэрфи, гласящего, что всякая работа требует больше времени, чем первоначально предполагалось, еще никто не отменял… Вкратце изложу события недельной давности. Приблизительно в то время, когда замыкающие экипажи колонны снегоходов стартовали с горнолыжной базы, я начал движение с окраины Гамово. Добравшись до широкой вырубки на Иван-горе, вдоль которой проходит ЛЭП и магистральный нефтепровод Пермь – Андреевка, я дошел до «перекрестка» со свежей «буранкой», а далее двигался строго по следу снегоходчиков. Места, в принципе, относительно знакомые – в прошлом я пару-тройку раз совершал пешие прогулки от окрестностей Перми до Белогорья. Задействовав для движения по маршруту световой день и часть темного времени суток, к рассвету следующего дня я приплелся лишь в район трассы Кукуштан – Оса близ деревни Бизяр. Пройдено порядка 53 км, в то время как только до Белой горы оставалась еще почти тридцатка, а оттуда еще необходимо как-то выбраться на автостанцию в соседнее Калинино... Сказать по правде, первоначально я надеялся, что сумею к рассвету пройти значительно большее расстояние. При этом следовало констатировать, что после относительно протяженного перехода в сочетании с коротким перерывом на ночной отдых я умудрился довольно-таки прилично «ушататься»... Короче говоря, взвесив все «за» и «против», я справедливо решил, что попытка достичь Белой горы всерьез грозит закончиться эпическим фэйлом. По случаю вспоминаю еще один закон Мэрфи: из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше... Дойти-то я туда дошел бы в любом случае (куда ж я денусь с подводной лодки), а вот выехать вечером домой из этого транспортного тупика на рейсовом автобусе уже не успею, в то время как вторая ночевка на природе и пропуск утренней оперативки на работе в мои дальнейшие планы ну никак не входили. Возвращаться на такси – тоже, мягко говоря, не вариант (и вообще не факт, что кто-то из кунгурских, а тем паче пермских таксистов подорвался бы на вызов в такую даль), ну а надеяться «упасть на хвост» к кому-нибудь из случайных посетителей монастыря, путешествующих на собственных авто, было бы верхом неосмотрительности. Короче говоря, с маршрута я от греха подальше бесславно эвакуировался. Можно было прямо на остановочном комплексе возле Бизяра подкараулить один из утренних междугородных автобусов, идущих со стороны Осы в Пермь, но решив, что это будет чересчур неспортивным, до отворота на кунгурский тракт близ Кукуштана я таки протопал еще порядка 25 км на своих двоих по припорошенной снегом обочине, а уже оттуда благополучно убыл домой.

Между тем, нереализованная затея засела шилом в одном месте, и к нынешнему уикенду я решил, что лучший способ избавиться от этого острого предмета – попытаться «доделать» остаток трека после Бизяра. На этот раз ночевать в лесу нет никакой необходимости, поэтому масса рюкзака уменьшилась на… скажем так, ощутимо уменьшилась: за плечами – лишь дневной рацион, легкая пуховка и кое-какие мелочи. Лыжи – те же, что и неделю назад: старая горная «классика» от «Polsport» (выпущенная, по всей видимости, еще во времена существования Совета экономической взаимопомощи), переделанная под туристские нужды, с универсальными пружинными креплениями и, что немаловажно, камусом. На автобусе, следующем по маршруту Пермь – Чернушка, доезжаю до того же злосчастного отворота на Бизяр. На часах – около 9:00, еще темно. Врубив «Petzl», выхожу на трек снегоходчиков. Первые километра три мой путь проходит по окрестным полям; двигаясь приблизительно на юго-восток, постепенно оставляю жилье слева от себя. К счастью, сколь-нибудь обильных осадков за минувшую неделю не наблюдалось, и буранный след отчетливо читается под снегом, но кое-где все же приходится «подтрапливать» слегка переметенные участки, и вообще, скорость оставляет желать лучшего... Понемногу светает; на фоне светлой полоски небосклона позади поселка отчетливо прорисовываются контуры безымянной высоты 387 метров.

Трек, миновав поля и перелески, входит в полноценный лес. Закрытое пространство, защищенное от метелей и присыпанное лишь тонким слоем рыхлого снега, проходимо еще лучше, но скорость все равно маловата. Спустя несколько часов скатываюсь в долину Бизярки и подхожу к берегу. Мать моя женщина, река не замерзла... Вообще! Снегоходы проехали здесь прямо через неглубокий брод, а как же я? Эх, говорила мне мама: «Сынок,  взял бы с собой бахилы от ОЗК». Кроме шуток – бахилы бы не помешали. Ну ладно, невелика беда – сейчас найду другое место для перехода на правый берег. Ухожу тропить вверх по течению; глянул в одном месте, в другом, в третьем – да что за безобразие, нет участков для безопасной переправы! В голове крутится идиотское завывание из рекламного ролика пьянковского пенсионного фонда: «Время ухо-о-о-дит!» Возвращаюсь еще раз взглянуть на брод... Нет, я, конечно, понимаю, что нынче вроде как Крещение – народ не далее как минувшей ночью массово извращался, окунаясь в проруби и купели... Но меня перспектива разуваться и штурмовать брод босиком почему-то абсолютно не прельщает, тем паче что эта ваша Бизярка – не Иордан. Решаю попытать счастья ниже по течению. Балбес, надо было сразу идти туда: протропив около сотни метров, подрезаю лосиную тропу; лосяра как раз здесь выбрал место для переправы – вода тут тоже не замерзла, зато ручеек совсем узкий, с берега на берег можно просто перешагнуть. Покончив с переправой, возвращаюсь на трек – далее он на протяжении нескольких километров виляет по относительно ровной террасе, нависающей над крутым склоном, обрывающимся в соседнюю долину. Кое-где среди деревьев попадаются просветы; за долиной виднеются поросшие лесом склоны каких-то безымянных соседних сопок.

Постепенно лес редеет; впереди по курсу – село Бым. Несколько спусков – подъемов (спусков все же больше) – и вот с открытого возвышенного участка вдали на юго-западе взору открывается она – Белая гора; небольшая пологая горка, слегка доминирующая над окрестностями, увенчана контурами Крестовоздвиженского собора (здоровый, зараза – говорят, седьмой в России по габаритам). Далеко – километров семь-восемь по прямой, а я еще сейчас буду удаляться от него – путь проторен таким образом, что нужно сделать небольшую петлю, спустившись в Бым, а уже оттуда двигаться с набором высоты к Белой горе. Не успеваю. Видать, православные боги таки сговорились не пускать меня нынче в свою земную обитель за то, что я нехристь, агностик и богохульник. Ну и шут  бог с ним, с этим монастырем, эка невидаль... Двигаюсь в сторону села. Вот и Бым, раскинувшийся на несколько километров в длину в долине одноименной речки. Подхожу к околице. Ого – в какой-то паре сотен метров от меня на соседний пригорок неторопливо взбирается Лиса Патрикеевна. Вот ведь наглая рыжая морда – прямо посередь бела дня наведывалась в село...

На окраине селения расположена какая-то, как мне показалось, база отдыха. Отдыхающие катаются по окрестным склонам на снегоходах...

Добираюсь до центра села. Время – в районе 15:20, по одометру пройдено чуть более 17 км, до Белой горы – 7,5 км по прямой (по треку – наверное, все десять, если не больше). Ну его нафиг, пойду погуляю по Быму, а потом уйду на трассу, идущую из Калинино в сторону кунгурского тракта – на ней в километре от Быма расположен остановочный комплекс; автобус до Перми, в 17:35 отправляющийся из Калинино, здесь пройдет ближе к 18... Неспешно гуляю по селу, осматриваю местный храм Александра Невского (середина 19 века). Ветви растущего по соседству дерева облеплены стаей птиц; странно, грачи прилетели  никуда не улетели... Вот ведь незадача, Путина с дельтолетом на них не хватает... Далее взгляд задерживается на водонапорной башне, расположенной в нескольких сотнях метрах от церкви: что-то с ней не так... Местная молодежь решила подготовить полигон для тренировок по ледолазанию? Через край башни льется вода, как видно, уже давно: вдоль одной из стен наморозило здоровенную «сосульку»...

На местном пруду резвятся любители подледного лова. А вот вдоль главной дороги – какая-то яркая вывеска: «Зодиак». Ура, кафе! А вот и облом: это местный культурно-досуговый центр...

Предзакатное солнце подсвечивает горизонтальный просвет между облаками – кто-нибудь особо.. хм... воцерковленный наверняка отметил бы, что на небе воссиял крест...

На удивление, время до прибытия автобуса пролетает незаметно – а вот и он...

P.S. В принципе, полный маршрут Гамово – Белая гора легко проходим на лыжах для любой мало-мальски подготовленной туристской группы за субботу и воскресенье (с одной ночевкой), но лишь при условии транспортной поддержки на финише... А если обстоятельства сложатся так, что подобный ПВД придется планировать на следующую неделю после «СНЕГО-хода», стартовать однозначно лучше в обратном направлении, с юга на север: так значительно проще будет потом выбраться домой после финиша...


Ещё дневники этого автора
Голосов: 426
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна