ВИЖАЙ-ВИЛЬВА, 1-3 МАЯ 2008

 
   Участники
Просмотров: 5598  |  размещен 12.05.2008
Ещё дневники этого автора


ГРЕБНЫЕ ГРЁБАНЫЕ КИБОРГИ НА ВИЖАЕ

дневник похода: Вижай-Вильва, 1-3 мая 2008

Сплав по маршруту Вижай - Вильва на отрезке от пос. Сараны до о.п. 6-ой километр.

Заброска: вечером 30 апреля электропоездом Пермь - Т. Гора до ст. Лаки, далее около 4-5 км до Вижая в р-не пос. Сараны.

На прибрежной поляне встречаем бесчисленное множество туристских групп, прибывших раньше нас…

Несмотря на Вальпургиеву ночь, ночевка прошла без каких-либо особенностей; не вполне трезвые песнопения, доносящиеся со стороны многочисленных соседей, не помешали достаточно сносно выспаться…

На Лысую гору, насколько мне удалось заметить, никто из туристок вроде бы не летал; гостей с тамошнего шабаша тоже не наблюдалось…

Агрессивно настроенных аборигенов, неминуемое появление которых в лагере с некоторой опаской предсказывал кое-кто из наших попутчиков, также замечено не было.

Хотя мне позже подсказали, что вру: утром какой-то мотоциклист кружил рядом с лагерем; и чего, спрашивается, ему надо было?

Да, и еще: до нашего прибытия, говорят, какая-то нехорошая история вышла; не берусь судить, кто виноват, но кто-то из местных получил хороших тумаков от туристов; таких "тумаков", что туристов тех потом милиция не поленилась "вылавливать" в Пашии.

Утром - сборка катамаранов и старт.

Кстати, во время сборки катов произошел один показавшийся мне малозначительным эпизод, неупоминание которого вызвало неодобрение публики, поэтому дополняю исходный текст -

Пес по кличке Рекс, путешествующий с "параллельной" группой (горно-туристская собака ГТС М-1 СП, по классификации т/к "Зодиак"), осматривая окрестности, забрел на тонкий лед, покрывающий небольшую лужицу. Ну как сказать небольшую... У берега - по пояс взрослому человеку, а в центре, вероятно, и того больше; скорее, это была не лужица, а яма, заполненная водой. Ну и, естественно, провалился... А поскольку кругом - тонкий ломающийся лед - выбраться самостоятельно не смог; два человека, включая автора, кинулись спасать неразумного зверя и, вытягивая его за ошейник, тоже провалились и по пояс искупались...

Итак, стартуем. Наша цель – к полудню 3 мая добраться до устья Вильвы в р-не Чуса (о.п. 6 км), чтобы успеть разобрать и просушить каты к моменту прибытия электрички до ст. Чусовская (около 17-30 по местному времени) и далее пересесть на электричку "Чусовская-Пермь"…

Наша команда – 6 человек (гендерный состав – 3М+3Ж, включая девушку-руководителя).

Параллельно с нами идут еще 2 экипажа (вместе с Рексом) также на катах-шестерках, однако в силу ряда обстоятельств наши пути вскоре разошлись.

Распределение продуктов и снаряжения позволяли нам быть полностью автономными друг от друга, и наша группа ушла вперед, условившись с коллегами, что два отстающих экипажа мы сможем подождать перед Пашийским прижимом, чтобы подстраховать их в момент его прохождения.

Если до вечера 1 мая отстающие не сумеют нас догнать – ранним утром 2 мая мы продолжим путь в гордом одиночестве…

Итак, стартовали… Воды мало, скорость течения небольшая, и нередко попадаются мелкие перекаты, через которые приходится перетаскивать судно вручную (неопреновые носки и кеды рулят, как, впрочем, и полноценный неопреновый гидрокостюм).

Достаточно быстро понимаем, что полное прохождение намеченного маршрута в оговоренные сроки потребует более-менее активной гребли; вспоминаем бородатый анекдот про галеру, хозяин которой решил прокатиться на водных лыжах… И гребем, гребем, гребем… Даже оставляем позади группу байдарочников…

Никаких длинных обеденных перерывов – пару раз за день ненадолго зачаливались перекусить всухомятку и, пардон, сбегать до ближайших кустов – и снова на воду… День прошел практически без приключений: гребля, гребля и еще раз гребля.

Как заявила ближе к вечеру наш командир – "работайте, негры, солнце еще высоко". Кстати, о солнце: в полном соответствии с прогнозом, взятым с rp5.ru, почти никакого солнца и не было: оно посветило нам немножко ранним утром и потом ненадолго показалось в западной части небосклона вечером; весь день шел снег, температура воздуха – в районе 0 градусов… Такая вот (не)майская погода… Кстати, в лесу по берегам оставалось полным-полно зимнего снега (полагаю, у туристов, наметивших сплав на "вторые майские праздники", еще есть шансы застать относительно большую воду)…

Да, по поводу "приключений" – вру: в одной небольшой протоке нам чуть-чуть не хватило реакции и сноровки, чтобы отгрестись в маленьком прижимчике – и коварно выставляющееся в сторону реки поваленное бревно сбросило-таки в воду нашего "заднего правого" товарища… К слову сказать, из состава команды шедшей впереди нас "четверки" в этом месте искупалось трое; мы по быстрому зачалились, товарищ переоделся - и поплыли дальше, а эти горемыки долго еще копошились на берегу…

…Опознаю место, где в 2007 году, столкнувшись с очередным ледовым затором, мы снимались с маршрута и пешком выбрасывались в направлении о.п. Вижай (автор был здесь в составе другой группы)… Так сказать, прошли по лесу с первомайской демонстрацией… Ну что же, 01.05.08 за неполный день мы прошли больше, чем за 2 дня в аналогичном периоде прошлого года.

Плывем дальше… Наконец, делаем вывод, что до Пашии уже недалеко… Время еще позволяет малость "погребсти", но если мы вдруг, увлекшись, вплывем в пределы "населенки" – остановиться там на ночь будет, мягко говоря, неумно, так что придется идти и дальше, за прижим, что противоречит договоренности с коллегами… Командир вспоминает, что где-то здесь по правому берегу должна быть очень большая поляна с одиноким кедром… А вот и она… Чалимся, разводим костер из большого плывуна, выброшенного на берег (других дров все равно нет)… Сучья горят неплохо, а вот попытка из не вполне сухих бревен разжечь подобие нодьи терпит фиаско, и мы укладываемся спать…

2 мая – относительно поздний подъем: не дождавшись сигнала будильника (у товарища некстати села батарея в телефоне), вылезаю-таки из спальника (ужас, на часах – почти 8, хотя хотели встать в 7-00), развожу костер и расталкиваю коллег; наскоро завтракаем и отплываем… Несколько групп из числа тех, кого мы обошли накануне, успели отплыть раньше и снова идут впереди… Потихоньку исправляем это недоразумение… А вот и "населенка"… Близ Пашии пейзаж оживляется живописными скальными массивами (кстати, они и после Пашийского прижима встречаются на нашем пути)…

Вдалеке сзади появляется и вновь пропадает из виду какой-то катамаран. Может, это наши из последних сил пытаются нас догнать, чтобы вместе пройти прижим, а мы так подло от них отрываемся? -

А вот и Пашийский металлургический завод… За несколько сотен метров до прижима чалимся и идем на разведку. По территории завода бегают… бараны… Интересно, чем они тут кормятся? Ничего похожего на сочную траву вокруг не наблюдается: несколько мрачноватый индустриальный пейзаж, отвалы каких-то шлаков; речка-Пашийка, ядовито-зеленые воды которой впадают в наш Вижай…

Воды, как я уже сказал, мало; и пространство под мостом перед поворотом на прижим вполне проходимо, и никакого особого "прижима" вроде не наблюдается: на наших глазах кат-шестерка без проблем проходит проблемный участок; возвращаемся к своему кату и делаем то же самое; все, "пресловутый" прижим пройден, и недавний краткий инструктаж по действиям в случае возможного оверкиля и автономного самосплава уже вызывает улыбку (хотя допускаю, что сарказм здесь и не вполне уместен: в момент нашего похода все же было маловато воды и не факт, что мы бы прошли этот участок столь же легко в полноводье); кстати, мы так и не поняли: здесь действительно взорвали некоторое время назад какую-то часть скального массива или это чьи-то инсинуации?

Если верить Торопову - позади уже порядка 64 км; движемся дальше…

Погода, похоже, налаживается, светит солнце… Но, как и накануне, почти все время идет снег… Грибной дождь – это я понимаю, но вот "грибной снег" вижу нечасто; он не "грибной", а "гребной" – поправляют меня…

Слева по борту оставляем позади себя скалу с прибитым на ней деревянным крестом и венками из искусственных цветов. Кто-то из скалолазов погиб?

По дороге пытаемся перекусить, не зачаливаясь; получается как-то… хм… не очень хорошо… Народ почему-то не захотел брать готовые "перекусы", которые можно бы было по команде (где-нибудь на ровном месте) извлечь из карманов и быстро сжевать, а предпочел вместо этого на ходу готовить бутерброды с какими-то паштетами и даже (о ужас!) кабачковой икрой, и, рискуя "попасть в аварию", передавать все это из рук в руки… В итоге, как мне показалось, потеряли кучу времени; (ну должен же хоть один человек в команде время от времени поворчать)

Покончив с едой, вновь налегаем на весла и обгоняем все команды, которым удалось было ненадолго обойти нас… Как и накануне – гребем, гребем, гребем… Кажется, даже более эффективно, чем вчера… Наши опасения относительно возможности существенного уменьшения скорости течения ниже Пашии в целом не оправдались; попадаются, конечно, откровенно плесовые участки, но в целом скорость течения такая же, как выше… И уже практически исчезли мели, что не может не радовать…

То и дело (как, впрочем, и накануне) встречаем следы жизнедеятельности бобров; невольно вспоминается живодерская шутка типа "убей бобра – спаси дерево"; а вот самих бобров, увы, встретить так и не удалось, в отличие от зайцев. Зайцев накануне насчитали целых 4 штуки; они не успели еще сменить свой белоснежный зимний наряд и прекрасно видны на фоне прогалин; кстати, нами сделан вывод, что встретить за день четырех зайцев – к улучшению погоды.

Участок реки, который мы сегодня проходим, основательно изуродован драгой; местами река разбита на рукава; нередко попадаются расчески... Слегка "причесавшись" в очередной раз, злорадно хихикаем, предвкушая, как этот участок будут проходить "матрасные" группы, у которых на катах оборудованы настоящие палубы, где разложен/расставлен всяческий скарб (разумеется, непривязанный), вплоть до складных стульев для негребущих "пассажиров"...

...Проходя одну из проток, видим на берегу какой-то ярко-синий предмет... Подплыв ближе, видим, что это, кажется, каска... Ну не оставлять же... Чалимся, один из членов экипажа поднимается вверх по течению, чтобы принести этот предмет, остальные решают, что делать с трофеем; если законный владелец не обнаружится - можно унести в клуб... или не уносить... Но тут наши размышления прерывает товарищ, представивший "каску" на всеобщее обозрение: это не каска, потерянная кем-то из водников, а старый шлем типа "смерть мотоциклиста", да еще и очень маленький, детского размера... Над Вижаем разносится дружный хохот: чья-то шутка, безусловно, удалась; водружаем раритет на прежнее место на берегу - наверняка следующая команда тоже "купится" и свернет с маршрута за этим "чудом" -

...За очередным поворотом встречаем скопление деревянных домиков; рядом – "рекламный щит" с корявой надписью от руки: "База отдуха. Есть бани" (интересно, как, по мнению "аффтаров", следует ставить ударение в этом слове?). Баня нам не нужна, гребем дальше…

Лес на склоне по левому берегу усеян подозрительно большим числом поваленных деревьев... Возможно, в прошлом году здесь прошло подобие "смерча"? Аналогичная картина местами встречается и дальше, в том числе и на берегу Вильвы...

На одном из участков видим на берегу резиновые лодки и людей рядом с ними; предполагаем, что это – местные жители; интересуемся, далеко ли до устья; говорят, что 35 – 40 минут. Засекаю время. Вскоре впадаем в Вильву. "Это не Вильва", - шучу я (мы гребли только 25 минут). Согласно тому же С.А. Торопову, еще 47 км пути осталось позади.

Вильва встречает нас относительно плесовым участком; по воде плывет обильная пена, подозреваю, искусственного происхождения; что за "Фэйри" тут разлит, интересно? Один из членов экипажа заглядывает в карту, а заодно ради смеха зачитывает фразы из "лоции", составленной на основе рекомендаций дедушки Торопова… "Вижай – горная своенравная река… В верховьях много порогов, средняя часть труднопроходима из-за постоянно меняющегося русла…" (смех в зале). И еще: "Сплав по рекам Вижай - Вильва. Протяженность маршрута - 135 км. Продолжительность – 5-6 дней" (на катамаране раздается гомерический хохот); "1 – 2 категория сложности" (гомерический хохот перерастает в истерический смех)".

Смех – смехом, а надо продолжать грести: течение действительно слабое, скорость упала, и если вопрос о том, успеем ли мы на свою электричку, теперь уже не стоит, успеем, понятное дело, то вопрос о том, сможем ли и катамаран просушить, еще не снят с повестки дня. Между тем командир всех предупреждает, что если ей придется повесить гондолы на просушку у себя дома – ее повесят вместе с ними… Поэтому продолжаем гре(б)сти часов до 10, после чего чалимся и пытаемся сойти с судна… Как-то странно сходим: после многочасовой грёбли кто-то просто сидит на кате и стонет, у кого-то руки не сгибаются, у кого-то, наоборот, не разгибаются; и у всех что-то со спиной; и ноги как не свои; и вообще что-то с походкой… Одним словом, кто-то из команды, глядя на наши чуднЫе движения, сравнивает нас с роботами. Нет, мы, скорее, не роботы, а кибернетические организмы, то бишь киборги… Есть киборги-терминаторы, как герой Шварценеггера, а мы - гребные киборги. Меня тотчас поправляют: не гребные, а грёбаные!

Идет снег. И заметно похолодало. Кто-то жалуется на сие обстоятельство, и с моего языка чуть не срывается: так ведь не май месяц… Хотя постойте, как же не май? Уже 02.05… Такая вот нынче весна выдалась… Берег и лежащие на нем предметы, равно как и наше судно, покрываются тонким слоем нетающего снега… Кстати, снегопад вскоре прекращается, более того, на небе появляются звезды; надо полагать, давешний прогноз погоды продолжает сбываться: ночью будет небольшое похолодание, зато завтра с утра – ясно и относительно тепло…

Разводим костер из валежника, готовим и поедаем ужин; кажется, у нас есть гитара; кто-то желает помузицировать? Дураков нет, все хотят спать… Спрашивается, какого лешего мы таскали с собой этот громоздкий инструмент? -

Зато дамы вспоминают, что у них есть медицинский спирт… и готовят напиток, который они называют "шарой" (это в тв. падеже; именительный – "шара"): смесь чая, сгущенки и этого самого Spiritus aethylicus… Да, приехали приплыли: начинает попахивать "алкосплавом"… Впрочем, справедливости ради надо отметить, что "употребляла" (впрочем, весьма умеренно, почти в гомеопатических дозах) лишь женская часть экипажа, чем вызвала намеки на неизлечимость женского алкоголизма…

Все, теперь можно в койку. Проваливаемся в сон. Просыпаемся в 6-00 – надо же спасать командира от повешения (тащить мокрый кат на просушку к себе домой никто не вызвался). По-прежнему лежит вчерашний снег. Идиот, я забыл затащить в палатку свои мокрые кеды, они задубели на морозе и не желают лезть на ногу с надетым неопреном… Чертыхаюсь, вспоминаю анекдот про чукчу, который приобрел холодильник, чтобы греть ноги, и лезу в ледяную воду, размораживать обувь…

Пока собирались – из-за леса показалось солнце, стало заметно теплее; в начале восьмого отчаливаем и гребем… Впрочем, уже не так интенсивно, как накануне: встали и отчалили своевременно, поэтому никаких сомнений в том, что успеваем сделать все запланированное, уже нет. Более того, народ настолько расслабился, что начинает донимать командира стенаниями о необходимости причалить и набрать на берегу дров – вдруг на "финише" их не будет (хотя мне до сих пор непонятно, зачем они там: у нас же есть газ); измученная просьбами подчиненных, командир идет на поводу у экипажа и дает команду причаливать; находим какие-то бревна и притараниваем их к кату… Хм… какие-то они суковатые… Я в своем амплуа и начинаю ворчать, мол, мне не дает покоя история с рогами Германа (Герман – наш знакомый, который во время сплава по Акчиму нашел на стоянке великолепные лосиные рога и, не пожелав с ними расставаться, привязал их к катамарану; в итоге на одном из порогов эти рога пробили гондолу).

Продолжаем грести – и достигаем железнодорожного моста близ остановочного пункта "6-ой километр".

Кстати, из тех, кого мы обогнали на Вижае, мы здесь одни: все прочие, стало быть, либо еще в Пашии сошли, либо доплывают до устья Вижая и возвращаются домой на автотранспорте, либо у них запланировано больше ходовых дней...

Чалимся, отвязываем рюкзаки, начинаем разбирать кат… Стоп! Не надо разбирать – мы же еще не сфотографировались для отчета в точке окончания маршрута… Командир выстраивает нас вдоль судна и, включив таймер на фотоаппарате, бежит к своей команде… А ведь спешка нужна лишь при ловле блох… Итак, командир бежит, бежит… поскальзывается… и падает лицом в грязь (к счастью, обошлось без травм), тотчас вскакивает, чтобы несмотря ни на что успеть сфотографироваться – и в это время фотоаппарат запечатлевает ехидно улыбающуюся команду и руководителя похода, стоящего на переднем плане… как бы поделикатнее выразиться… спиной к аппарату, наклонив вперед корпус и выставив в объектив попу… "Привет Деменеву" – тотчас комментируют фотоснимок обладатели злых языков -(Н.П. Деменев – председатель местной МКК)

Ну вот, теперь можно продолжить разборку катамарана, его мытье и сушку…

Между делом пытаемся решить, кто напишет дневник... Я наотрез отказываюсь, мотивируя это тем, что пишу, лишь когда хочу с кем-нибудь поругаться.

...Вечер. "Гребаные киборги", увешанные элементами разобранного средства сплава, идут на станцию.

В ожидании электрички отзваниваемся оперативному дежурному ПСС МЧС: "Группа такая-то завершила прохождение маршрута. Да, все хорошо. Нет, никаких заторов нет. Да, воды мало. Спасибо. До свидания."

Пытаемся дозвониться и до своих коллег по сплаву; на удивление, телефоны недоступны; по идее, они должны были закончить свой маршрут в Пашии (раз уж не успели за нами) и уже быть в Перми… Так куда же они запропастились, черт возьми?

Уже дома, добравшись до своих записных книжек, дозваниваемся до одного из "коллег"; оказывается, два задних ката разделились: б.ч. часть людей (8 человек) действительно "эвакуировалась" в Пашии, а другая (четверо) решила задержаться на один день и пройти наш маршрут – именно до них мы и не могли дозвониться… Зато мне удалось сделать это сегодня вечером: все нормально, народ едет в электричке "Чусовой – Пермь"…

Если захотят - расскажут о своих приключениях сами...

P.S. Теперь вот решаем, в какой бы еще "ПВД 1-2 к.с." по одной из наших речек сходить погрести; думаю, меньше, чем 200 км за 2 - 2,5 ходовых дня нас уже не устроит... К примеру, можно застолбить в планах Усьву на участке от СрУсьвы до Чусового (шутка)-...


Ещё дневники этого автора
Голосов: 270
Комментарии читателей (3)
Некто
  Re: Марина (22-05-2008 00:25:34)
Что за бородатый анекдот ты упоминаешь? Про хозяина галеры...

Капитан галеры обращается к рабам-гребцам: "Парни, у меня для вас две новости, одна хорошая и одна плохая. Начну с хорошей: хозяин всем ставит по банке пива. А плохая заключается в том, что перед этим он собирается покататься на водных лыжах".
22-05-2008 10:48:07
Марина
Стас, давно уже хочу спросить, но все как-то забываю... Что за бородатый анекдот ты упоминаешь? Про хозяина галеры... (темнота, конечно, но вот...)
22-05-2008 00:25:34
Георгич (Пермь)
написать
Комментарий от автора
Поскольку исходная версия дневника первоначально была опубликована на teron.ru - я не перечислял в ней имена участников.
Дополняю (так сказать, для истории):
- руководитель - Маша (УралМаша);
- участники (помимо "летописца":Галя, Марина и два Димы.
14-05-2008 10:36:07
   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна