ТУЛВИНСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, МАЙ-СЕНТЯБРЬ 2009

 
ЕЩЁ ДНЕВНИК | ЕЩЁ ДНЕВНИК   Участники
Просмотров: 4439  |  размещен 20.07.2009
Ещё дневники этого автора
 


АНТИКРИЗИСНЫЙ ПВД

дневник похода: Тулвинская возвышенность, май-сентябрь 2009

д. Кичаново – пгт. Гамово – Иван-гора (323 м) – г. Благодать (379 м) – г. Бабинская (426 м) – д. Богородск – д. Зеленовка – с. Бым – Белая гора (446 м) – с. Калинино

На день независимости многие стремятся свалить из города – как-никак, это лишний выходной, и в совокупности выходит три нерабочих дня. Но ехать куда-нибудь на Северный Урал, как это сделали некоторые из моих товарищей, мне не захотелось, в том числе из соображений экономии – как-никак, кризис на дворе. Между тем давешний облом с посещением высоты 426 м. засел у меня своего рода шилом в одном месте…

Кстати, выясняю, что это не вторая по высоте точка Тулвинской возвышенности, как я, было, решил, мельком глянув на карту в прошлый раз. Согласно Энциклопедии Пермской области, «высочайшими для всей платформенной части Уральского Прикамья вершинами» являются Белая Гора (это мы уже знаем) и Осиновая Голова, 430 метров. Кстати, тут тоже есть элемент неточности: если уж на то пошло – в непосредственной близости от Белой горы, в 4 км к югу, на карте обозначена безымянная высота 439 метров…

К чему это я все… А вот к чему: надо сбегать в те края налегке еще раз. Просто погулять на природе, пройдя через вершины «гор» Тулвинской возвышенности в направлении с севера на юг. Начать можно, к примеру, с Иван-Горы (323 м) в окрестностях поселка Гамово, а закончить на Белой горе; правда, на всякий случай у меня с собой карта местности вплоть до окрестностей Осиновой Головы (Ординский район), но дотуда я, скорее всего, добраться все же не успею… Точнее, добраться-то успею, а вот выбраться – навряд ли…

День первый. 11.06.09
Начало маршрута - отворот на деревню Кичаново, до которого меня довозит автобус Пермь-Усть-Качка. Специально ехать этим пригородным рейсом я не планировал: можно было просто добраться по шоссе Космонавтов до отворота на Большесавинский аэропорт любым направляющимся в ту сторону транспортом, но раз уж первым к остановке подошел Усть-Качкинский – почему бы не воспользоваться и не проехать на пару километров больше, за аэропорт. Сворачиваю с трассы на дорогу без покрытия, идущую приблизительно в южном – юго-восточном направлении. Дорога перпендикулярно пересекает взлетно-посадочную полосу аэропорта: справа и слева – огороженная колючкой территория, утыканная осветительным оборудованием, обозначающим створ ВПП. Далее, слегка изгибаясь, дорога постепенно выводит на возвышенность, с которой открываются великолепные виды: сначала появляется возможность поглазеть на аэропорт (видны как гражданские самолеты, так и МИГи), затем взору предстает индустриальный пейзаж (ПНОС, часть ТЭЦ-9), а также городские кварталы (как западная оконечность левосторонней части Перми, так и виднеющийся вдали кусочек Закамска); пройдя еще несколько километров, вижу раскинувшийся на юге поселок Гамово. Перед началом спуска к поселку обнаруживаю надпись «Стой! Стреляют! Проход и проезд запрещен». Что бы это значило? Свернув немного в сторону, обнаруживаю в близлежащем логу небольшое стрельбище; очевидно, устрашающую табличку повесили хозяева. Далее иду в Гамово, хотя, в принципе, можно было бы обойти поселок стороной… Помнится, 20 с лишним лет тому назад, будучи школьником, я там отбывал трудовую повинность в ЛТП ЛТО (лагере труда и отдыха), пропалывая близлежащие совхозные поля. Кстати, и ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для принудительного лечения алкоголиков) где-то в окрестностях там тоже существовал. Как бы то ни было, захожу в Гамово, заглядываю в центр поселка, где расположены бюст Ленина и мемориал в честь погибших в Великой отечественной войне; далее прохожу мимо местного православного храма.

Где-то тут должна быть дорога с покрытием, ведущая на Иван-гору с ее горнолыжным комплексом, но я за каким-то лешим проскакиваю мимо и двигаюсь по полевой дороге, проходящей через маленькую деревушку (очевидно, это Паны). Впрочем, оно и неплохо: снова открывается великолепный вид на промышленную зону (индустриальный пейзаж оживляют огни одиноких «факелов» для сжигания попутного газа), на город, а также на близлежащие села и деревушки… А на юге виднеется поросший лесом холм, увенчанный двумя металлическими конструкциями; вероятно, одна из них – базовая станция сотовой связи, а другая – какая-нибудь триангуляционная вышка. Очевидно, это и есть Иван-гора. Любуясь окрестностями, замечаю в небе над горизонтом три странные белые точки; поначалу я даже решил, что это какая-то пилотажная группа движется в направлении аэродрома, и лишь позже сообразил, что это купола десантных парашютов; нифига себе: до площадки приземления аэродрома РОСТО-ДОСААФ «Фролы» - километров 10 - 12… Вскоре в поле моего зрения попадает крошечный силуэт кукурузника АН-2, делающего круг над упомянутым аэродромом – ну точно, это были парашютисты; «отбросался» и идет на посадку…

…Полевая дорога заканчивается, впереди – лес. До вершины горы – всего-то каких-то километра два… Как будто совсем немного, и я иду по азимуту… И вскоре понимаю, что, наверное, зря; надо было все же уйти полем чуть западнее, отыскать идущую к горе дорогу из Гамово (там по ходу движения еще какой-то пионерлагерь) и двигаться по ней: лес оказывается на удивление заросшим, скорость передвижения – километра 1,5 в час… Самое смешное заключается в том, что вблизи вершинного плато, если можно так выразиться, лес пересекают многочисленные дорожки, но они все идут «куда-то не туда», так что продираться наверх все равно приходится по азимуту (впрочем, не особо заботясь о точности: плато-то большое, мимо не пройду)… Наконец, лес заканчивается, и я влезаю на абсолютно свободный от деревьев участок «плато», вдоль которого тянется ЛЭП и нитка газопровода. В сотне метров от меня – вышка сотового передатчика, того, что был виден снизу. Пройдя немного, ухожу в лес по какой-то лосиной тропе, идущей ориентировочно на юго-юго-восток, и вскоре подрезаю небольшой ручеек, возле которого останавливаюсь на ночлег.

День второй. 12.06.09
Тропа, на которую я давеча забурился, «потерялась» еще накануне, так что наутро я просто продолжаю движение по азимуту. Впрочем, через некоторое время вылезаю на какую-то наезженную грунтовку, с которой мне, с некоторыми оговорками, по пути. До горы Благодать по прямой – еще километров 10, и, находясь под впечатлением от вчерашней скорости перемещения по труднопроходимому вторичному лесу (ей-богу, не больше 1,5 км/час), я предпочитаю закрыть глаза на то, что делаю небольшой крюк. Когда направление дороги явно начинает расходиться с моим курсом, тяжело вздыхаю и снова лезу в лес; по счастью, лесной массив изрезан всевозможными полузаросшими дорогами, местами имеющими давнишние следы перемещения тяжелой техники (похоже, здесь когда-то велись геологические изыскания), так что с грехом пополам, периодически сверяясь с GPS-навигатором (на удивление, деревья почти не мешают приему сигналов спутников), медленно, но неуклонно сокращаю расстояние до вершины. Местами попадаются таблички, информирующие о том, что я нахожусь на территории Бершетского охотохозяйства.

Наконец, начинается ощутимый подъем. Спустя некоторое время подрезаю необозначенную на карте лесную дорогу, явно ведущую к вершине. Взбираюсь на «плато» и упираюсь в многометровую металлическую конструкцию. Очевидно, это триангуляционная вышка.

Рядом замечаю табличку с надписью «ГАЗ-66 Р-140-05 2944РЮ». Что бы это значило? Памятник списанному спецавтомобилю? Он что, здесь закопан? Частями или целиком??? А вот еще похожая табличка… и еще… и еще… Господи, так их здесь – десятки… А еще часть развешана на стволах деревьев. Что это? Какой-то свихнувшийся от пьянства или от тоски по списанной армейской технике прапорщик устроил здесь целую аллею памяти с именными табличками в честь отслужившего свое транспорта???

Что еще интересного тут можно увидеть? Лесная дорога ведет в направлении поселка Юг. По ходу движения, чуть в стороне – здоровенная вышка с сотовыми передатчиками. Также внимание привлекает поляна на краю «плато» с деревянными конструкциями непонятного назначения. С поляны открывается великолепный вид на окрестные леса, почти такой же, как со склона Белой Горы. Знаю, что сюда, на Благодать, взбираются паломники, идущие крестным ходом в Белогорский монастырь; возможно, эти сооружения с навесами – место для их ночевки?

Двигаюсь еще немного в направлении поселка – до тех пор, пока он не появляется в пределах видимости. Раскинувшееся внизу поселение, окруженное полями, возникло при Нижнем (основан в 1735 самим Татищевым) и Верхнем Юговских казенных медеплавильных заводах. Заводы просуществовали почти до революции. Из более поздних «градообразующих» предприятий где-то там существует мебельная фабрика, дожившая с 1932 года до наших дней. Местная достопримечательность - здание каменной кладбищенской Пророко-Ильинской церкви (1907 г.). А еще, помнится, экскурсоводы советской эпохи любили подчеркивать, что здесь работал двоюродный брат самого Ильича, врач А. Д. Бланк (заведовал Юговским заводским госпиталем).

До окраины поселка – еще километра 3, а до церкви – все 5; нет, не пойду.

Возвращаюсь назад, к триангуляционной вышке, а затем резко сбрасываю высоту, двигаясь по относительно хорошо проходимому лесу; в километре с небольшим к югу от вершины на карте обозначена дорога – именно она-то мне и нужна. Пересекаю ручеек (река Белянка), пью чай и иду дальше.

Выйдя на искомую бетонку, направляюсь по ней приблизительно на восток, в сторону развилки (до нее километра 3 – 3,5), на которой мне нужно повернуть на юг. Далее мне необходимо пройти еще километра 3, до места, где дорога делает резкий поворот на запад – туда мне, разумеется, не надо: в мои планы входит отыскать следы обозначенного в этом месте на карте нефтепровода и двигаться вдоль соответствующей просеки в направлении пос. Бырма (порядка 5 – 6 км), а далее - двигаться к реке Бабка, на противоположном берегу которой на карте показана д. Челяба…

Но что это? Дойдя до искомого отворота, с удивлением обнаруживаю, что дорога продолжается в том же направлении, приблизительно на юг. На карте этот участок не показан, но ведь куда-то же эта дорога ведет? Кстати, через 8 км – река Бабка.

Да, еще: следов искомой просеки с дороги мне разглядеть не удается, и я принимаю решение продолжить движение в прежнем направлении… Эх, говорила мне мама – сынок, не ходи по необозначенным на карте дорогам… Километра через 4 асфальт выводит меня на территорию заброшенной войсковой части; поднятый шлагбаум, пустые казармы, какие-то полуразвалившиеся сарайчики… Навстречу мне попадается дама, которая с удивлением таращит на меня глаза; здороваюсь, в ответ удостаиваюсь предупреждения, что впереди дороги нет, дальше - тупик!!! Ну, это я и так уже понял; подумаешь, делов-то; надеюсь, меня не ждут неприступные стены, непроходимые рвы или обтянутая «колючкой» «запретка»? Женщина подтверждает, что это действительно так. «А, вы по компасу пойдете», - произносит она с таким видом, будто я собираюсь пройти по воде аки посуху». Пройдя еще несколько сотен метров, упираюсь в какой-то ангар; на стенах расположенного поблизости гаража читается полустершаяся надпись: «Воин-ракетчик, ты в ответе перед народом за безопасность своей страны».

Рядом копошатся бомжеватого вида «сталкеры» - очевидно, добывают на заброшенном объекте, ставшем ненужными стране и ее народу, какое-то вторсырье. Поздоровавшись, прохожу мимо. Впереди – лес, поначалу хорошо проходимый, по мере удаления от части – все более и более дремучий. Вскоре раздаются раскаты грома, а затем, как назло, меня накрывает туча; пережидаю дождь в чаще, затем продолжаю движение на юг до тех пор, пока, как мне показалось, не натыкаюсь на разобранную узкоколейку, соединявшую когда-то Кукуштан и Сухобизярку; поворачиваю приблизительно на юго-юго-запад – именно таково направление узкоколейки. Впрочем, пройдя несколько сотен метров, понимаю, что потерял полузаросшую «дорогу»… Начинает темнеть, и возможно, завтра с утра «пропажа» отыщется, поэтому заканчиваю движение и устраиваюсь на ночлег.

День третий. 13.06.09
Утром, упаковав рюкзак, собираюсь продолжить движение. Узкоколейка «пропала», ну и бог с ней… В принципе, мне можно придерживаться прежнего направления, чтобы выбраться на проходящую невдалеке асфальтированную дорогу.

Черт побери! Китайцы, хотя и изобрели в свое время компас, делать их как следует, видимо, не научились до сих пор! В мой компас сухого типа через отверстие для рычажка-стопора накануне просочились следовые количества дождевой воды, и стрелка практически перестала повиноваться магнитному полю земли; нет, конечно, она не обездвижена полностью; энергичным постукиванием по стеклу ее можно заставить крутиться… Но пользоваться таким «навигационным средством» точно невозможно. Где-то в глубине рюкзака, правда, лежит еще жидкостный компас, но, блин, как неохота его доставать. А, ладно, идти недалеко, яркое солнце успело уже набрать высоту и мелькает сквозь верхушки деревьев, ориентировочно указывая необходимое направление. Пойду по солнцу. Через некоторое время подхожу к участку заметного понижения рельефа; внизу поблескивает лента реки… Что это? Бабка? Я где-то грубо накосячил с ориентированием??? Вот что значит переться через лес без компаса… Впрочем, поразмыслив немного, понимаю, что Бабкой это быть не может ни коим образом. Спускаюсь чуть пониже, и до меня доходит, что это запруженная бобрами мелкая речушка, левый приток Бабки Шишиловка. Причем плотин несколько – целый «каскад»… Побродив по бурелому вдоль «ручейка», нахожу таки брод и продолжаю движение по солнцу… А вот и дорога. Значит, все верно, вышел, куда хотел, и дорога выведет меня в направлении Осинской трассы; впереди – мост через Бабку. Рядом с мостом – галечный пляж, несколько человек, приехавших на автомобилях, купаются в реке. Искупаться, что ли, тоже? Нет, что-то медленно я продвигаюсь по маршруту, нужно идти дальше.

Менее чем в километре после моста – трасса; мимо меня проезжает автобус Оса-Пермь. Рядом с дорогой – конструкция с красочным щитом «Лукойла» и указателем, обозначающим отворот на ЦДНГ-8 (именно по нему я и вышел на трассу). Бригада электриков тянет провода – видать, во время вчерашней грозы произошел обрыв линии. Так, мне нужно продолжить движение приблизительно на восток. Прямо передо мной – начало какой-то лесной дороги (на карте отсутствует), с которой мне по пути; пройдя несколько сот метров в нужном направлении, я, было, совсем расслабился – сейчас, думаю, быстро выйду на самую вершину (расстояние около 4 км). Ага, как бы не так; заросшая травой и кустарником старая дорога с колеями от большегрузных автомобилей сначала завиляла, а потом и вовсе ушла куда-то в сторону… Черт побери, сколько можно… Снова иду через чащу. Кстати, раньше как-то не доводилось обращать внимания, а нынче вот отчетливо вижу: в местных вторичных лесах на удивление много кустов канадского клена… И поваленных деревьев, будь они не ладны… А еще насекомых… Борьба с комарами – отдельная тема; бывало, идешь по лесу – более-менее терпимо; остановишься, чтобы намазаться очередной порцией репеллентного лосьона – все, обнаглевшие «звери» норовят тебя съесть; пока намазываешь одну часть морды лица – другую атакуют; чтобы избежать этого – первым делом достаю баллончик с аэрозолем рефтамида и на задержке дыхания коротким нажатием распылителя «застреливаюсь» прямо в голову; «звери» с недовольным жужжанием отскакивают на полметра; а вот теперь можно вздохнуть с облегчением и тщательно намазаться очередной порцией лосьона…

Что-то на удивление долго продолжается движение, а горы все нет… Судя по карте, я должен пересечь две дороги, первая из них – с покрытием… Пересекаю несколько ручейков – сухо, воды в них налить забыли; постойте, мы так не договаривались! Я как назло не запасся водой… Наконец, обнаруживаю воду, делаю запасы, готовлю себе на газу кружку чаю, затем иду дальше… Каково же мое удивление, когда я выскакиваю из леса на лесную дорогу со свежими следами трактора, а впереди среди деревьев мелькает завершающая часть подъема к вершине… Очевидно, то, что некоторое время назад показалось мне полузаросшей просекой, и должно было изображать дорогу с покрытием… Ну и бог с ней; еще немного – и я как бы на вершине… Это и есть Бабинская гора. Наверху – небольшая вырубка, но вблизи склонов участков, свободных от деревьев настолько, чтобы обеспечить возможность для хорошего обзора окрестностей, как на Благодати, не видно… К тому же видимость портится, небо, как и накануне вечером, заволокло тучами, собирается дождь…

Сваливаю назад, на тракторную дорогу, и двигаюсь по ней приблизительно на юг километра 1,5 - 2. Добираюсь до «перекрестка» с дорогой, ведущей в направлении Богородска; на карте она изображена как дорога с покрытием, фактически же оно (покрытие) что-то не слишком заметно; впрочем, видно, что по дороге регулярно ездит сельхозтехника. Хм… Я стою перед дилеммой: пойти в направлении Белой горы «напролом» (именно тем направлением, которым я собирался вероломно затащить своих попутчиков в ходе первого эпизода), или в обход, через Богородск – Зеленовку - Бым. Впереди на 3,5 – 4 километра в направлении на юг тянется какая-то полевая дорога – своеобразное продолжение той, по которой я только что двигался… Но когда она закончится, придется лезть напролом через лес и частично через старые, наверняка давно заросшие вырубки… Короче говоря, через труднопроходимые «джунгли» с комарами и, возможно, еще и под дождем (погода по-прежнему неустойчива). Километров 13 – 14… Вероятно, именно последнее обстоятельство – неустойчивая погода – подтолкнула-таки меня отказаться от идеи продолжить движение напрямик. Ноги в руки – и я делаю марш-бросок общей протяженностью порядка 26-27 км. За исключением начального участка (около 8 км) до Богородска, вся остальная дорога мне уже известна с «первого эпизода». Останавливаюсь на ночевку на краю поляны приблизительно в километре от Белогорского монастыря. Вечером гляжу на карту и понимаю, что, кажется, поторопился с решением идти в обход; намечавшийся было дождь так и не состоялся, к тому же я упустил из виду то обстоятельство, что среди «джунглей» на карте показана лесная дорога, соединяющая Бым и Бизяр… Нет, понятное дело, что она могла быть вусмерть заросшей, но, скорее всего, это не так: проходя через Бым, я отчетливо видел широченную дорогу, ведущую на вершину горы Острой… Скорее всего, это и есть начало той дороги, так что, даже наткнувшись на труднопроходимую чащу, вполне можно было воспользоваться этим вариантом движения; получившийся крюк через Бым вышел бы вдвое меньше того, который я только что протопал; ну да ладно, что уж теперь поделаешь…

День четвертый. 14.06.09
Утром иду на Белую гору. Обхожу окрестности и завтракаю в трапезной братского корпуса. Далее собираюсь двинуться в Калинино – раньше я был там только проездом, не останавливаясь, так что будет небезынтересно взглянуть; к тому же автостопщик из меня никакой, и желания навязываться к кому-либо из посетителей монастыря в попутчики с целью выбраться отсюда, у меня нет. В Пермь придется ехать рейсовым автобусом, а они ходят только из Быма и Калинино... Прежде чем спуститься на дорогу, планирую пополнить запасы воды, но братья, как назло, на время службы закрыли избушку на клюшку, в смысле, заперли источник святой воды на ключ; и смех и грех… Ну да ладно, бог с ним, дотерплю как-нибудь до Калинино, идти-то всего километров 7…

Дорога проходит через деревню Белая гора (через единственную в этом населенном пункте улицу с весьма «оригинальным» названием - Белогорская). Добравшись до Калинино, покупаю питье и еду для перекуса, уточняю расписание на автостанции – вот ведь незадача, автобус на Пермь приедет весьма нескоро, проще будет уехать в Кунгур, а оттуда добраться до дома на электричке… В оставшееся свободное время обхожу село и ближайшие окрестности… Калинино – достаточно крупное село, население – порядка 2,5 тысяч человек. Подобно Югу и Быму, поселение также возникло при медеплавильном заводе; завод был основан в 1732 г. промышленниками Гаврилой и Петром Осокиными, а поселение называлось Юго-Осокино (здесь протекает река Юг; Калинино – советское название, данное, как вы догадываетесь, в честь «всесоюзного старосты»). Соответственно, завод назывался Юговским (Юго-Осокинским). В начале 19 в. завод сменил хозяев и стал именоваться Юго-Кнауфским (по фамилии нового владельца – московского купца Кнауфа). В 1804 г. английский механик Джозеф Меджер построил для заводских нужд паровую машину – вторую на Урале. Завод проработал до 1871 г. С 1877 г. в селе действовала фаянсовая фабрика, а позднее – еще и спичечное, кирпичное и столярное производство.

Местные достопримечательности, упомянутые в статье с вышеупомянутого сайта enc.permkultura.ru - памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны, а также здание церкви Ильи Пророка (построено в 1910 г.). Сохранилось несколько каменных строений 19 века.

На зданиях со времен СССР сохранились мемориальные таблички, повествующие о том, что, к примеру, с этого крыльца в 1917 году в Юго-Осокинской волости была провозглашена советская власть, а в том доме в 1919 г. находился штаб 21-ой стрелковой дивизии красных… А еще в Калинино есть свой «дом-музей» (избушка заперта на висячий замок) и концертный зал. И конечно же, бюст Ильича. Также нельзя не обратить внимания на красивые наличники, украшающие окна большей частью деревянных домов…

Возле местного пункта связи висит забавный аншлаг: «Уважаемая молодежь! Просим вас соблюдать порядок! (Не оставлять после себя бутылки, мусор…)». Надо же, какая здесь молодежь А на доске объявлений неподалеку от автостанции – призывы местной администрации к сельчанам держать своих собак на привязи («в связи с участившимися случаями укусов детей, почтальонов и жителей»), а домашний скот – под присмотром; очевидно, какого-то почтальона или рядового жителя таки забодала какая-нибудь безнадзорная рогатая-бодатая коза?

На краю села находится большой пруд, с берега которого отчетливо видны купола храма на Белой горе. Неподалеку от села на склонах горы с двусмысленным названием (Лысая) расположен небольшой горнолыжный комплекс.

Закончив «обход», возвращаюсь к автостанции (она как раз открылась для продажи билетов), «обилечиваюсь» и усаживаюсь в подъехавший автобус…

Ещё дневники этого автора
Голосов: 172
ЕЩЁ ДНЕВНИК | ЕЩЁ ДНЕВНИК   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна