РЕКА УСЬВА, МАЙ 2012

 
Просмотров: 5330  |  размещен 22.01.2013
Ещё дневники этого автора
 


Весенний ПВД по Усьве

река Усьва, май 2012

Урочище Нижняя Усьва - станция Усьва, 29.04.2012 – 1.05.2012
Протяженность водной части маршрута – ориентировочно 135 км.
Средство сплава – одноместная байдарка «Клубничка» «Брусничка-1» («Акваспорт» ТМ) от пермского катамаранных дел мастера Александра Михалев aka Старый Бармалей.

Заброска классическая – автотранспортом из Перми, в составе сборной группы на нанятой «Газели» с прицепом; к слову сказать, мне, «упавшему на хвост» к организаторам коммерческого сплава, этот трансфер обошелся в 1000 руб, а группа единомышленников, полагаю, в состоянии обеспечить сама себе заброску на аналогичном или большем по вместимости транспорте с еще меньшими финансовыми затратами в расчете на одного участника. Совокупное время, ушедшее у нас на дорогу по маршруту Пермь – Чусовой – Горнозаводск – Теплая гора – Промысла – Медведка – Средняя Усьва – часов 7–8. Напомню на всякий случай, что отрезок дороги от Промыслы до Медведки проходит в непосредственной близости от скального массива Колпаки, поэтому при желании туда можно сбегать на экскурсию с минимальными потерями времени. Также упомяну, что помимо продолжения дороги к поселку Средняя Усьва, в Медведке имеется отворот на поселок Нововильвенский (один из вариантов для начала водных походов по Вильве). Да, и еще один нюанс, касающийся заброски до СрУсьвы: вскоре после Медведки дорога с покрытием сменяется грунтовкой, со всеми вытекающими, связанными с весенней распутицей... Конечная часть дороги после Медведки заходит в Азию, а далее вновь возвращается в Европу; когда-то границы частей света здесь были помечены знаками «Европа-Азия», но в настоящее время они, кажется, утрачены, хотя утверждать нверняка не стану; возможно, мы их попросту не заметили…

От СрУсьвы к реке ведет относительно сохранная бетонка, пересекающая сначала один (т.н. «первый»), а затем и «второй» мост через Усьву (в районе урочища Нижняя Усьва). Между этими мостами – кажется, километров 10–12 по дороге, в то время как по сильно петляющей реке – километров 16 (по некоторым данным – до 20, но, возможно, эта путаница связана с тем, что в прежние годы некоторые группы стартовали не с автомобильного моста, а еще выше по течению, близ южной окраины поселка, рядом с остатками разобранной железнодорожной ветки). При любом раскладе водный отрезок выше Нижней Усьвы крайне неприятен: ранней весной он, судя по отчетам, может еще не освободиться ото льда и ледовых заторов, летом в сухую погоду пересыхает до состояния абсолютно несплавного ручейка, а в половодье неприятен частыми крутыми поворотами, расческами, завалами из павших деревьев, а также выходом разлившейся реки из основного русла, с возможностью сдуру заплыть ложными протоками куда-нибудь в лесную чащу… Да, еще на этом участке реку пересекает газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, и как сказано в описаниях, ему здесь сопутствует «куча антропогенного мусора – бетонных плит, кусков труб и арматуры»). Резюме: независимо от времени года нужно стремиться начать маршрут по верхней Усьве со «второго моста», от урочища Нижняя Усьва – это чуть выше места впадения в Усьву речки Бол. Язь.

Кстати, нынешней весной многие группы слегка обломались с заброской, наткнувшись на глубокую промоину (вероятно, изначально там под дорожным полотном была установлена железобетонная труба для стока воды, и мощным ручьем разрушило именно ее, трубу). Впрочем, автомобили с высокой проходимостью успешно объезжали это локальное препятствие по опушке леса справа от дороги, а вот обычные «туристовозы» уровня «Газели» или ПАЗа возвращались к «первому мосту». Я со своей надувной галошей, будучи совершенно автономным, также предпочел со скарбом протопать небольшой отрезок пути от промоины до «второго моста», а вот мои попутчики (Добрый Каа с терон.ру, возглавляющий незадачливых чайников, собранных им на коммерческий сплав, а также какой-то начинающий каякер со своей громоздкой стеклопластиковой посудиной, подобно мне примкнувший к Каа в качестве попутчика до места старта) поехали назад, к «первому мосту»; к слову сказать, на реке я их потом так и не встретил…


Локальное препятствие на дороге к урочищу Нижняя Усьва и его объезд по опушке леса

Вскоре после старта Усьва выводит к границам заповедника Басеги, о чем предупреждают налепленные вдоль левого берега информационные знаки. Река петляет таким образом, что периодически Северный Басег, покрытый редкими снежниками, встает в полный рост прямо по курсу. Буквально часа за три, если не быстрее, по весне несложно добраться до стоянки на правом берегу Усьвы в районе горы Еранина деревня. Каменная «деревня», если повезет, видна с воды (во всяком случае, мне среди деревьев боковым зрением удалось отчетливо разглядеть зубцы останцов, хотя летом, возможно, они могут быть скрыты листвой). Но все же оптимальный ориентир – пара прибитых к одному из прибрежных деревьев заготовок дорожных знаков (круглого и треугольного) и тотчас за ними – могильный обелиск в память о закамском путешественнике, утопшем здесь в начале нулевых…

Наутро 30.04 совместно с туристами из Березников, рядом с лагерем которых я примостился накануне на ночевку, мы «сбегали» к вершине Ераниной деревни (641 метр над уровнем моря). Наверх от стоянки ведет несколько хорошо натоптанных троп. Местные скалы предельно напоминает по внешнему виду останцы скального массива Колпаки. Тропа на вершину Северного Басега (951 м), судя по описаниям, отыскивается где-то на противоположном берегу, но проверять это лично у меня желания не было. Во-первых, ощущался определенный дефицит времени. Во-вторых, погода не располагала: плохая видимость гарантировала отсутствие обзора с вершины; собственно говоря, и сам-то Басег, окутанный туманной дымкой, утром 30 апреля толком не просматривался ни снизу, с берега, ни из Ераниной деревни. Наконец, в-третьих, не было желания нарушать кодекс об административных правонарушениях, тем паче что в заповеднике «Басеги» мне приходилось бывать ранее, как зимой (каюсь, неофициально), так и летом, совершенно легально, по разрешению, выдаваемому за умеренную плату администрацией в Гремячинске…

Внимание! Тотчас после указанной стоянки Усьва характеризуется началом т.н. Сухих порогов общей протяженностью до восьми (!!!) километров. Собственно, пороги, возможно, начинаются чуть раньше, но основная их часть – несомненно, расположена после данной стоянки. По малой воде, судя по описаниям, данный участок неприятен большой вероятностью в хлам изодрать суда о торчащие из реки камни и необходимостью тащить средства сплава на себе прямо по обмелевшему руслу, весной – подтверждаемыми упомянутым памятником и многочисленными описаниями прецедентов со жмурами… Если быть кратким – на фоне относительного половодья меня встретил многокилометровый участок высоких стоячих волн. Ну как сказать высоких - у страха глаза велики, а мне, сухопутному туристу, сидящему в утлой лодчонке, показалось, что это самые высокие валы, с которыми когда-либо доводилось встречаться. В туристской литературе пороги описаны следующим образом: «Высокая стоячая волна до 1 м посреди реки и сливы через каменные плиты у берегов создают для байдарки определенные трудности. На первой ступени, более простой, фарватер не просматривается, большие стоячие волны. Байдаркам лучше идти ближе к правому берегу. В одном месте от берега к середине реки тянется плита 6 - 7 м, а за ней слив с большой стоячей волной. На второй, наиболее сложной ступени, фарватер также не просматривается.


Знаки – ориентир близ стоянки перед началом Сухих порогов. И еще один характерный ориентир там же.

Лучше идти по центру в больших валах, обходя препятствия слева и справа. Третья ступень проще. Ее лучше проходить под левым берегом, где меньше препятствий» (Рыжавский Г.Я. «По Каме и её притокам»). Короче говоря, при весеннем сплаве на байдарке/«резинке» здесь крайне желательна страховка с катамаранов, ибо кильнуться на мелких судах на этом участке хоть и нелегко, но все же, наверное, возможно (не совсем же безосновательно этот маршрут иногда оценивается второй категорией сложности), а вот выбираться затем из относительно веселой речки на берег «самосплавляющемуся» туристу, тем более если он при этом еще пытается удержать от ухода в автономное плавание свою лодку и от утопления - свое весло, до завершения «порогов» может быть несколько проблематичным… Меня, во всяком случае, страховали с двух своих спортивных катамаранов мои березниковские попутчики, за что я им крайне признателен…

Далее, дабы не переписывать классические описания, отмечу лишь несколько запомнившихся моментов.

Через 92 км сплава от Средней Усьвы (т.е. примерно через 72-76 км от Нижней Усьвы) – пос. Безгодово. Участок от Ераниной деревни до Безгодово мною пройден ориентировочно за семь часов. Весной многие группы предпочитают здесь заканчивать маршрут; летом же, напротив, в силу мелководности верховьев, нередко его лишь начинают в этом месте (заброска-выброска осуществляется автотранспортом по дороге, ведущей мимо поселков Юбилейный, Шумихинский, Усьва). Ниже поселка, по описаниям, в русле реки лежат конструкции снесенного половодьем моста, однако мною они замечены не были, возможно, в силу относительно высокого на тот момент уровня воды…

Отмечу, что по реке отсюда до станции Усьва остается еще около 60 км; средняя скорость здесь незначительно снижается; на прохождение остатка пути мне понадобилось еще приблизительно 7–8 часов чистого ходового времени, пришедшихся на вечер 30 апреля и первую половину дня 1 мая.

…Уже 1 мая прохожу мимо пос. Громовой; на моей карте он почему-то помечен как нежилой, хотя это явно не соответствует действительности; возможно, сейчас он превратился в некое подобие дачного поселка; поселок связан с Юбилейным дорогой протяженностью около 4 км…

Еще чуть ниже по течению (около 50 км по реке от Безгодово) – т.н. Шумихинский порог. Ориентир: перед началом порога река делает резкий изгиб влево; здесь на правом берегу у самой излучины в глаза бросается косогор, на котором просматривается уходящая в лес мощная грунтовка. 1 мая в этом месте мною был замечен необычный палаточный лагерь; возможно, то была съемочная группа, занятая работой над эпизодом фильма по книге нашего пермского писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил»… Невольно вспоминаю, как тесен мир: на мне сейчас спасжилет производства фирмы «Ареал», своего рода семейного предприятия Ивановых, созданного родителями Алексея Викторовича.

Кстати, вдоль берега, кажется, раскидан какой-то техноген (особо не разглядел, так как был занят прохождением небезопасного участка); кажется, здесь располагается водонасосная станция, снабжавшая водой удаленный на пару километров от реки шахтерский поселок Шумихинский…

…Наконец, перед самым поселком Усьва – т.н. Усьвинский порог; согласно описаниям, тут, как и на Сухих, «если верить местным,… сплавщики частенько тонут». Протяженность – около километра, внешне вода сейчас выглядит примерно так же, как на Сухих. Но это, разумеется, лишь мои личные ощущения, сформировавшиеся в условиях относительного половодья, на которое пришлась моя прогулка…

Вплываем в пределы поселка, и если в планах нет продолжения путешествия (справочно, от Усьвы до Чусового еще почти 90 км, обычно это предмет отдельного ПВД) – ищем место для зачаливания и разборки судна. Если планируется выбираться автотранспортом – есть смысл встать пораньше, в районе автомобильного моста, если же по железной дороге (мой вариант) – естественно, логичнее доплыть поближе к мосту железнодорожному (но не заплывая за него); станция находится буквально в километре от берега, дойти до нее можно прямо по шпалам однопутной дороги.

Выброска по железке в Чусовой целесообразна только одной проходящей (Кизеловской) дневной электричкой; время отправления – 15:38 местного; в Чусовом она удобно стыкуется с последним вечерним электропоездом до Перми-2 отправлением 17:42 местного времени. Стоимость билетов на оба отрезка пути – 230 рублей (80 плюс 150). Билеты целесообразно брать сразу до конечного пункта, чтобы не отвлекаться на очередь в кассу в Чусовом (там могут быть более актуальные задачи - например, наскоро отовариться в вокзальном продуктовом ларьке или сгонять до будки «М/Ж»). Для справки, существует также «березниковская» (идущая со станции Калийная) электричка на Чусовой, проходящая через Усьву в 8:41 местного времени.

Что касается автотранспорта – в случае отсутствия договоренности с каким-нибудь нанятым перевозчиком небольшие группы с компактными средствами сплава (типа байдарки и, возможно, даже катамарана-двойки) вполне могут себе позволить выбираться из поселка на автобусах сообщением Губаха – Пермь либо Кизел – Пермь, коих в течение дня здесь проходит несколько штук… Стоимость билета до Перми (с багажом) – от 355 рублей (это на более дешевых автобусах типа «МАН» Губахинского АТП). На «Сетры» пермского автовокзала билеты дороже рублей на 100. Место остановки находится почти перед самым мостом, рядом с недорогим местным кафе, где можно уточнить расписание и перекусить… Обратите внимание, никакого остановочного комплекса здесь нет.

Да, в дополнение отмечу, что в случае необходимости заночевать это можно сделать не только в палатке (на ж/д станцию ночных посетителей, по-моему, уже давно не пускают), но и в более цивилизованных условиях. В частности, для «мажоров» подойдет расположенный в какой-то паре сотен метров от упомянутого кафе мини-отель «Легенда», к названию которого владельцы прибавляют эпитет «шале» (телефон +7-912-58-25-006), а для народа попроще – база упомянутого в начале моего повествования Доброго Каа, расположенная на правом берегу реки ниже железнодорожного моста (телефон владельца - +7-912-98-96-723, Александр)…


Ещё дневники этого автора
Голосов: 403
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна