ВОЛЧЬЯ ЯМА, 14-16 АВГУСТА 2009

Просмотров: 7241  |  размещен 28.08.2009

Волчья яма, 14-16 августа 2009

дневник похода

Природа щедро наградила кунгурский край неповторимыми пейзажами, чистыми реками, разнообразной растительностью, живописными скалами, пещерами, карстовыми воронками и озерами.

Среди достопримечательностей особо выделяются геологические объекты, расположенные цепью по берегам Сылвы и Ирени. Карстовый провал Волчья яма - самый большой в крае - находится южнее Усть-Кишерти. Его восточный борт представляет собой отвесную гипсовую скалу высотой около 60 метров. В нем расположена пещера.

14.08.2009, пятница
Выехали на электричке Пермь – Кишерть в 20.40. Заняли рюкзаками все полки. Погода хорошая, жара. Из Перми нас ехало девятеро, в Кунгуре присоединились еще несколько человек. Приехали в Кишерть в 23.15, или около того. Уже темно, все с фонариками. Нас ждала машина, погрузились. Ехали в кузове около 20 минут. Машина высадила нас в поле, возле леса нашли поляну, поставили лагерь, все это на ощупь. Поскорее легли спать. Только мы устроились, пошел дождь. Он стучал по крыше палатки всю ночь, то затихая, то накатываясь с новой силой. Ночь была теплой.

15.08.2009, суббота
Я проснулась в 6, вышла на улицу. Меня встретил радостный Рекс, сходу облизал и стал тыкать в меня палкой, чтоб я с ним поиграла. Все еще спят, конечно, ему скучно. Я прогулялась вокруг, сходила на дорогу, по которой нас привезли. Поперек проходит газотрасса, у дороги табличка «1607» и синяя будка с номером 16. Вернулась в палатку, заморосил дождь, ну ладно, буду спать дальше.

9.20 – все проснулись и лежат в палатках. Дети бегают с Рексом. А вот кто-то начинает выходить. Дождь кончился. Собрались, пошли. Сначала вышли на дорогу в поле, пошли по ней. Потом свернули на другую, потом еще завернули, и еще… Сначала шли хорошо, преимущественно на юг, на одной из развилок Коля сказал :«Так, пожалуй, будет прямее…» и мы завернули на запад, а потом дорога повернула еще раз, и еще развилка… По каким соображениям мы выбирали дорогу, я не знаю, но когда Колю спрашивали «а сколько еще идти?», он неизменно говорил: «Километров 5…». Вскоре мы решили остановиться отдохнуть, Коля пошел на разведку. Ничего не нашел, изучили карту, но ничего хорошего она нам не сказала, в ней не были даже обозначены линии электропередач. Круто повернули и пошли вдоль линии по бурелому, вышли на очередную поляну, и перед нами раскинулась долина. Остановились подождать всех отставших. Коля опять ушел на разведку. На этот раз он ходил долго, мы успели поесть. Сережа поднялся на соседний холмик и увидел вдали подозрительно знакомую синюю будку, такая же стояла у места нашей ночевки. Посмеялись…

12.20 – ждем Колю, а его все нет, Рекс ушел вместе с ним. Да, неплохо так заблудились. В это время Сережа сходил к той синей будке, и вот теперь мы знаем, где мы: у этой будки мы и ночевали! Мы сделали круг. Это просто прикол, такого со мной еще не было!

Коля пришел час спустя совсем с другой стороны. Ничего не нашел. Тогда мы его обрадовали. Надо идти, но куда. Коля опять ушел в ту сторону, где мы ночевали, когда он вернулся, сказал, что надо обогнуть овраг. Мы его обогнули – еще один круг, пришли туда, где только что стояли. Теперь над картой собрался целый консилиум. Остальные улеглись в траву. Рекс показывал чудеса акробатики.

Наконец-то решили взять компас и пойти тупо на юг, туда же ведет и газопровод. Пошли. Вскоре вышли на дорогу, по которой недавно прошли в обратную сторону. Остановились снова разведать путь. А то так можно вообще не прийти. 14.40 – все разошлись в разные стороны на разведку. Через полчаса все вернулись, кроме Коли. С направлением определились, а Коли все нет. Долго его ждали, решили идти, оставили трех человек дожидаться его. За это время мимо нас проехала машина с местными, они сказали нам, что мы правильно идем.

Дошли до сенокоса и опять остановились. В разные стороны отправили разведку на 15 минут. Начал накрапывать дождь. Вернулся Сережа из разведки, нас догнал Коля с компанией его дожидающихся. Опять показалась машина местных:
- Ну что вы нашли?
- Пока нет, отправили людей на разведку.
- Какая разведка, вот же она, за той березой.

Вот весело-то, проще иголку в стоге сена найти! Коля сел в машину и его увезли в неизвестном направлении, на самом деле просто носом ткнуть уже в эту яму. Через некоторое время он вернулся, и мы пошли уже в заданном направлении. Пять минут – и мы на месте. Пошел дождь, сильный и долгий. Мы накрыли рюкзаки клеенкой, ребята разожгли костер, кто-то ушел искать дрова. Надо подумать уже и об ужине, все голодные, весь день не ели.

Дождь все же кончился, поставили палатки, поели. Около 19 часов, первая группа собирается идти в пещеру, мы их провожаем. Сначала Коля залез в одно отверстие – он сказал, что раньше там был вход в пещеру, но оказалось, теперь там проход совсем закрылся, пещера меняется, камни очень сыпучие, живые. Где-то в 19-20 часов они залезли внутрь, мы немного подождали и пошли одеваться.

В одиннадцатом часу вышел Коля и пошел пить чай. В пещере холодно, ноль градусов, так что все подмерзли. Чуть позже вышли остальные. Все с головы до ног были измазаны в глине, говорили о какой-то глиняной горке, да и шкуродеры еще… И вообще в пещере очень грязно и мокро.

Надели снаряжение, первым пошел Сережа, я за ним. До первого пяточка спускались по узкому лазу без восьмерки. Пока всех ждали, вернулся Коля, теперь он пошел вперед. Дальше спускаемся на восьмерке, краткий инструктаж и вот я уже лезу по ледяному склону, который уходит в озеро. Берем левее, там проход дальше. Налево грот, можно поползать по сторонам, вперед узкий проход в следующий грот, который заканчивается той самой глиняной горкой. Она очень крутая и очень глиняная, внизу это просто жидкое месиво, в котором легко можно было оставить сапог. Вверху на склоне наледи, спускаешься – красиво, ниже начинается коричневая кашица. На нижней площадке можно сходить влево и вниз, там маленький гротик с озером, которое, кажется, уходит глубоко вниз. Если пойти справа и подняться, между камней увидишь замерзший водопад, множество сосулек, вверх – шкуродер, по которому можно выйти на верхнюю площадку минуя глиняную горку. Это всех порадовало, тем более что у многих не было жумаров. Шкуродер очень узкий, на верхней площадке можно слазать по ледяной горке обратно к озеру из первого грота, главное в него не скатиться. А Катерина вообще как-то проползла там по льду, поднялась и вышла дальше.

Вообще в пещере много всякой красоты, кроме замерзших водопадов и озер.

В нижнем гроте весь потолок усыпан мелкими льдинками, сам камень покрыт тонким слоем льда, и поэтому блестит.

Вышли мы в 2 часа ночи, ползали там 3 часа, а показалось так быстро, я совсем не замерзла. Ночь выдалась ясная, на небе миллионы звезд и все видны, мы ведь из ямы смотрели, это потрясающее зрелище, я не узнала ни одного созвездия, потому что привыкла находить их по нескольким звездам, а тут…

Вернулись в лагерь на ощупь, с фонариками по камнепаду идти – это интересно. Последние 20 метров можно было шагать исключительно по запаху – там уже супчик наварили, вкусный, а кушать так хочется, а он еще с песочком – красота! Поели, попили и давай песни петь. Ночь теплая, хорошо посидели. Только что-то я совсем на гитаре уже ничего не помню, надо будет подготовиться к следующему разу.

До 4–х утра пели, постепенно народ отправлялся спать, к 5 утра почти все ушли, нас осталось четверо: Катя, Филипп, Дима и я. Я хорошо полежала у костра, мы попили чай. Вскоре рассвело, на поляну лег туман, в 7 утра я решила, что неплохо было бы поспать пару часиков, все куда-то разошлись, и я нырнула в спальник.

16.08.2009, воскресенье
В 9 утра прогремели подъем, остальные так и не ложились, они готовили завтрак. Еды осталось много, мы же вчера весь день почти не ели. Сварили кашу с тушенкой, забодяжили сгущенку с печеньем и изюмом – вкусно. Напоследок сходили еще раз к пещере, пофоткали, собрали камни.

Вышли в 12.30. С одним привалом через час мы были уже у дороги, машина придет в 14.15, доедаем последнее… Только сели в машину и отъехали, стал накрапывать дождь. Когда приехали в Кишерть, он превратился в ливень. В 15.29 электричка, которая увезет нас домой, в Пермь…

План местности Очень приблизительный план пещеры