МАНЬ-ПУПУ-НЁР 9-25 ИЮЛЯ 2010

дневник похода: Мань-Пупу-Нёр 9-25 июля 2010

Болваны Мань-Пупу-Нёра Закат над Мань-Пупу-Нёром

Предыстория: Конжак 1 – 9.07.2010

Когда я все это планировала, не думала, что будет так трудно найти народ в этот поход. Вроде, когда говоришь, вот, идем на Мань-Пупу-Нёр, все хотят, а на деле… Активно туда хотела только Майя. Но вот уже лето, а мужиков все нету . Я уже было отчаялась. Я-то хоть завтра поеду, даже уже подумывала, а не сойти ли с ума и не пойти ли одной. Прочитала про девочку, которая одна ходила на Торрепореиз. Майя, наверно, не захочет пойти вдвоем без мужиков. Встретились с ней в Зодиаке, я изложила ситуацию. «Не, ну я-то точно иду!», - сказала уверенно Майя. Да не вопрос, раз так все круто, этим же вечером начала пробивать маршрут. Залезла в инет, надо ж было искать, с кем забрасываться от Ивделя до Ауспии. Как-то без проблем нашла группу на тероне, которая забрасывалась туда в первых числах июля. Через три дня мне написали еще двое из Челябинска, они тоже присоединились к нам по заброске. Тогда мы еще надеялись, что кто-то из наших мужиков таки соберется с нами, Юрик или Сашка. Позже стало ясно, что никто из них никуда с нами не поедет. Эх… аккуратно написал мужикам из Челябинска, что как бы нам по пути. Они были вроде не против. Ну... ладно. Мы с Майей все равно в автономии, если что, пойдем одни. Итак…

Группа:

• Ксюша (Пермь) – как бы руководитель женской половины группы, законченный турист-пешник и, видимо, в будущем горник, к моменту написания дневника еще и альпинист, блин.
  • Майя (Пермь) – вообще-то водник, просто очень желающий оказаться среди болванов Мань-Пупу-Нёра.
  • Андрей (Челябинск) – как я поняла, руководитель мужской части группы, он и старший, и опытнейший из всех, пожалуй, к тому же историк по образованию, преподаватель ориентирования и просто очень интересный человек.
  • Костик (Челябинск) – штурман, поддерживает контакт с высшими силами, имеет прямую связь с космосом, всегда знает, сколько метров осталось до стоянки. По характеру скрытный, не особо общительный, зато хорошо ходит и хорошо находит дрова.

Юрик вернулся в Пермь, а мы поехали на север…

9.07. НЕ ВЕРНУВШИЕСЯ С КОНЖАКА
... И автобус Сведловск – Ивдель привез-таки нас к 9-ти часам вечера к отвороту на ивдельский ж/д вокзал. Пошли ночевать на вокзал, не за гостиницу же платить еще! Сообщили челябинцам, что мы приехали, что сбор завтра в 9 утра на ж/д вокзале.

Ивдель – небольшой приятный городок, примечательный только тем, что в нем находится зона. В прошлом году я тут уже была, поэтому все знакомо. Зашли в здание вокзала, только успели рюкзаки поставить на лавку, как с нами уже стали знакомится - подвыпивший мужик в грязной одеже и хромой на одну ногу сразу направился в нашу строну с вопросом «вы куда собираетесь идти?» Он очень эмоционально поведал нам, как он шел на Мань-Пупу-Нёр, но вот несчастье! – в районе Халатчахля поскользнулся на курумнике и повредил ногу. Пришлось ему вернуться обратно, а его товарищ пошел дальше с другой группой. Он подробно описал нам путь по Ауспии, сказал, что ходил раньше на Мань-Пупу-Нёр, но дальнейший путь никак описать не смог. Он старательно запугивал нас огромными паутами, тучами комаров, говорил, что по колено проваливался в грязь на тропе вдоль Ауспии. Узнав, что мы хотим дойти до Мань-Пупу-Нёра за 6-7 дней, он сделал очень удивленное лицо и сказал, что это слишком мало, минимум 9 дней надо. Ну… особо-то всерьез его слова мы не воспринимали, наши люди ходили за 6 дней, значит, все нормально. По поводу всего остального… было видно, что наш новый знакомый любит красиво рассказать и преувеличить.

Забегая далеко вперед, скажу, что мои родители в районе Отортена встретили его «товарища». Он возвращался один, потому что его напарник – наш новый знакомый – уже с самого начала пути начал пить, встретив на Ауспии группу москвичей, которые немного прошли и, осознав, как это тяжело, решили никуда больше не идти, а просто бухать на Северном Урале. Наш горе-турист постоянно плелся где-то позади, все время норовил заблудиться в лесу при наличие тропинки и в итоге просто свалился и подвернул ногу, так сильно, что идти уже однозначно не мог. Тогда он отдал товарищу палатку и поплелся обратно.

Во время этого разговора к нам уже стали подходить весьма сомнительные личности. Оказалось, что сегодня выпустили зэков, и они еще не успели уехать кто куда, вот и терлись в районе вокзала. Кто-то купил билеты, кто-то вообще потерял связь с миром настолько, что ему уже и некуда ехать было, да и незачем – и на вокзале хорошо.

Страшновато было, честно говоря, естественно, на нас стали обращать внимание. Но вроде по отношению к нам этот народ был настроен весьма дружелюбно. Они кормили нас всякими сладостями. А нам хотелось КОЛБАСЫ!!!!! Сначала я думала, что эту ночь точно не усну, но… к трем часам мы уже развалились, кто как мог на лавочках и только отмахивались от настырных соседей, которые никак не хотели спать.

10.07. И СНОВА ЗАБРОСКА
К 6 утра стало холодно и, кстати, на вокзале было очень много комаров, просто жуть, как много. Пришлось проснуться уже. В 3 утра все зэки должны были уехать, у них был поезд до Свердловска, но… проснувшись, мы увидели их мирно спящими на своих местах. Оказалось, их просто не пустили в поезд пьяными.

Около 7 утра на вокзале появились наши челябинцы. Ну, хоть веселее стало. По виду - вроде ничего парни, кто знает, как там покатит. С самого утра (вроде с 6) у вокзала терлась группа в одинаковых костюмах – несколько взрослых и несколько детей разных возрастов. Это тоже были наши попутчики. В 9 утра пришел поезд из Перми, на нем приехали все остальные: мои родители и группа Николая. Машина наша тоже уже подошла, поэтому сразу и погрузились, и поехали. Путь предстоял неблизкий. Дорога уже знакомая, до Тошемки я уже ездила, дальше Ушма. По дороге у нас еще колесо проткнулось, долго его меняли, потом долго не могли накачать. Приехали на Ауспию в 17 часов все уставшие, как будто шли весь день, и покрывшиеся дорожной пылью.

Когда мы выгрузились из машины, надо было еще распихать продукты, привезенные нам моими родителями. Папа с мамой пойдут в ту же сторону, что и мы, только они, скорее всего, будут отставать и дойдут только до Отортена, а дальше пойдут на Лозьву. Мы быстро все это сложили, мама еще привезла кучу неучтенки, так что рюкзак стал очень тяжелым. Сделали закладку, положили туда один сухпай и гитару, оставленную Юрой. Отправились в путь и оставили родителей дальше собираться.

Почти сразу по дороге мы влезли в болото. В этом болоте мы догнали группу Николая, которая ушла раньше всех со старта. Естественно, они тоже шли медленнее нас. Мы с дороги уходить не стали, просто аккуратно по кочкам перешли болото. Андрей умудрился свалиться в это болото. Ну, что ж… вытащили.

Дальше дорога хорошая, пока это именно дорога: две колеи. Скоро встретили отворот к реке. Туда завернула группа Николая, они крайне оперативно развели костер и стали готовить обед. Мы же отдохнули 10 минут и двинулись дальше. Шли по 35-40 минут и отдыхали 10. У всех рюкзаки были на пределе, меня вообще болтало из стороны в сторону, потому, что я наспех напихала в рюкзак еду и сверху все это прикрыла толстым слоем манника, который, в общем, и был самым тяжелым компонентом из всех доложенных. Прошли еще три часа и решили встать. Тропинка именно такая, какую нам и обещали: болото – корни деревьев – вверх – вниз – болото – грязь по колено – болото… Может, скоро на нас налетят пауты-гиганты-убийцы?

Ужин, так сказать, первое знакомство. Ребята, вроде, хорошие, интересные. Сразу разговорились на разные темы. Первым делом, конечно, обменялись впечатлениями от встречи. Поведали друг другу, кто чего ожидал, кто чего опасался. Не только мы боялись нарваться на… ну, скажем так, не очень близких нам по духу туристов. Они вообще, когда узнали, что мы до этого пойдем на неделю на Конжак, были уверенны, что после Конжака мы скажем «да на кой нам это все» и махнем куда-нибудь на курорт загорать.

Хорошо посидели, высушились и спать. Еду пришлось оставить снаружи, Майя боялась за целостность палатки, а я боялась за целостность еды.

11.07. ПО АУСПИИ
Встали первыми парни. Они че-то долго возились с костром. Погода хорошая с утра, тепло. Вышли в 10 (мне показалось поздно… нет, это было рано, очень рано!). Весь день прошел в отсчитывании времени 40 + 10. Несколько раз я упала в болотину. Хотя манник почти съели, меня все равно штормило не по-детски. Майе тоже, видимо, было нелегко, но она молчала. Держались с ней вместе, парни все время убегали вперед.

По Ауспии комаров было действительно много, отдыхать не хотелось, потому что пока идешь – не кусают. Паутов нету, ни огромных, ни маленьких. Погода испортилась почти сразу, как вышли, стал накрапывать мелкий дождь. Ну, когда идешь вообще не важно, есть дождь или его нету.

Ожидание стоянки «Вилка с ложкой» затянулось. Вроде, по карте она должна была бы уже быть, но… ее всё не было. Хотели сегодня подняться на хребет, но к 18 часам всё-таки дошли до «Вилки с ложкой» и так обрадовались, что решили остаться здесь. Здесь речка, стоянка хорошая, пофотографироваться опять же надо. Отсюда тропа прямиком поднимается на хребет, так что завтра мы быстро на него выйдем.

Здесь последняя явная река до Печёры, поэтому не грех бы и помыться. Мы с Майей помылись полностью с головой – кайф! Благо наши мужчины без проблем находят дрова.

12.07. ПЕРЕВАЛ ДЯТЛОВА – УР. ПОРИТАЙТСОРИ
Встала я в 7, сегодня я дежурю. Вышли в 10 - 11. Опять как-то долго собирались. Через 40 минут после выхода пришли к еще одной хорошей стоянке. Кстати, по поводу стоянок на Ауспии: то ли про них не пишут, то ли это я не видела, не читала, но помню, что у меня был вопрос, есть ли стоянки по Ауспии. Ответ – их там до фига, почти через каждый переход мы останавливались на оформленной стоянке, где есть и речка, и место ровное под палатки. Единственно, эти стоянки все преимущественно маленькие, то есть 5 палаток там уже негде будет поставить. Вот и здесь по дороге вверх мы встретили еще несколько стоянок.

Вышли в лесотундру – заморосил дождь. Наконец-то не будет комаров! Зато на хребте нас могут встретить пауты-убийцы. Поднялись на Перевал Дятлова. Это одно из важных мест по пути к Мань-Пупу-Нёру, где я хотела побывать, и Андрей тоже. Он вообще все перечитал про эту историю с Дятловым. По его предположению, возможен только один вариант развития событий: группа поставила палатку не здесь, где сейчас стоит памятник, а дальше, совсем под склоном. Таким образом, они сильно подрезали снежные массы, и эти массы на них сошли ночью. Андрей говорит, что тогда все сходится. Склоняюсь к тому, чтобы согласиться с ним. Склон, где они поставили палатку, на самом деле крутой, и снег в легкую мог сойти, если его подрезать на 1,5 метра. Кстати, они нашли единственный здесь крутой склон, не понятно, почему нельзя было палатку поставить под скалами, их тут много и много хороших мест. Рядом с памятником лежит коробка со всякой всячиной, там блокнот с записями тех, кто тут был, конфетки, еще много всякой ерунды.

Долго рассиживаться не стали. Перед нами была гора Халатчахль. На ее обход мы потратили очень много времени. Во-первых, мы только вышли на курумник, и вроде как не привыкли еще, во-вторых, склоны у нее крутые, да и рюкзаки еще пока все-таки груженые. Идти было очень тяжело. Сначала я шла в сапогах, чтобы поберечь ботинки и не промочить их. Хм. Сапоги начали рваться, я и раньше замечала, что они уже явно протекают, а тут… Подстава. Пришлось одеть ботинки. И погода, как назло, подгадила – ветер, морось. Много времени мы потратили на обход этой горы. Только обошли, и погода наладилась. Дальше шли по верху, что такое идти по склону мы уже поняли. В перевале между очередными холмами устроили обед. Наши мужики очень долго ходили вниз – за водой. Воды на хребте, похоже, нет вообще. Я планировала дойти в этот день до озера на Отортене, но… у наших мужиков были крайне тяжелые рюкзаки и шли они медленно, поэтому в урочище Поритайтсори у встреченного нами ручья мне сказали: «А не остановиться ли нам…» Что поделать... Стояли с Майей и думали, что вполне можно было дойти сегодня до озера.

Остановились на месте чьей-то стоянки, тут и дров много, и место ровное есть. Вечером опять над горами ходили тучи. Днем-то уже погода вроде наладилась, и стало жарко, а тут опять. Долго сидели у костра, Андрей рассказывал интересные истории…

13.07. ОЗЕРО ЛУНТХУСАПТУР. ОТОРТЕН
Утром опять дежурила я. Встала – накрапывало. Со всех сторон горы закрыты тучами. Костер, завтрак и вышли опять в 11. Шли наполовину в тумане, дождя не было, зато ветер дул не переставая. Еще вчера решили, что сегодня дойдем до озера и сделаем там полудневку. До озера дошли за 3 часа. Отортен под тучами. Красиво.

Поставили палатки, все сдувает. Вот тут-то дров не будет. Переоделись, поели, и тучи вроде поднялись. Не упускаем момент, идем с Майей на вершину Отортена, мужики наши отдыхают внизу. Наверху красиво, много останцев, можно разглядеть Мань-Пупу-Нёр. Я знала, что с Отортена надо первый раз искать плато Мань-Пупу-Нёр, отсюда его уже видно. Это офигительно! Видно плато, и болваны стоят на нем в ряд, такой кайф увидеть их, хотя они так далеко, тем более, я так давно об этом мечтала и почти не верила в это.

Полазили по вершинкам, прочитали записки. Увидели ворота Отортена, они были чуть ниже слева. Решили домой идти через них. Вернулись в лагерь к 8 вечера. Наши уже вовсю потребляют спиртик разбавленный, взъерошенные такие, взволнованные, говорят, медведя видели на снежнике на склоне горы. Будто бы он там сидел долго и не уходил, а сидел как раз в той стороне, куда мы ушли и убежал потом в том же направлении. Мы, конечно, не верим. Тогда Костя показал фотографии. Блин, на самом деле медведь… Ничего себе. Они, видимо, на озеро пить ходят. Мы же никого наверху не видели.

Я вспомнила, что еще купаться в озере хотела, и, хотя было не жарко, искупалась. Получилось прикольно: мужики в пуховках, а я в купальнике.:

14.07. ВОРОТА ОТОРТЕНА – ГОРА ЩЕБЕНКИ
Сделали закладку в камнях.

Вышли, конечно, опять поздновато. Ну, что за злой рок! Никак не можем нормально собраться. Наши мужики каждое утро раскладывают все свои шмотки возле рюкзака, сидят, смотрят на них глубокомысленно, как же это все сложить, потом начинается… чаепитие на час.

Непонимание произошло и в ситуации с мусором: тут сжечь мусор негде, мужики и до этого норовили раскидать все по окрестности, а здесь предложили спрятать его под камни – это немыслимо, он же там никуда не денется. Я собрала мусор в пакет и привязала к рюкзаку. Конечно, он был совсем не тяжелый, просто дело в принципе. Ладно, несу его до обеда, там сожгу.

Сегодня нам надо обойти Отортен… Нда… Неудобная гора. Андрей вчера резко сказал, что через ворота Отортена он не пойдет, потому что это надо будет подниматься. Он хотел идти по другому склону, вдоль границы зоны леса. Да ну… Утром сошлись все-таки на воротах – слава богу! Погода шепчет. Солнышко, тепло, небо ясное. Поднялись от озера и пошли к воротам, их видно издалека. У ворот фотосессия и привал. Только установили фотоаппараты на штативы, и тут Майя закричала: «Смотрите, олень…». Он был совсем близко и такой большой, с рогами… Он нас и не боялся вовсе, медленно продефилировал мимо, еще покрасовался.

Впереди был самый неблагоприятный участок пути – надо было пересечь крутой склон Отортена по курумнику. Здесь я в сотый раз поняла, что самое плохое – это курумник под углом. Мы шли очень долго. Я вообще отстала. Вперед ушла Майя, она мастерски прыгала по камням, правда несколько раз чуть не сбрякала вниз, но по курумнику она вообще ходила быстро, чего не скажешь обо мне. Пока я там шла, все прокляла, всех про себя обматерила, за то, что убежали вперед, и себя заодно, за то, что так медленно прусь.

Так или иначе, обошли мы этот гребаный Отортен, впереди Моттевчахль. Шли по топкому полю, иногда здесь угадывалась тропинка, но постоянно терялась. После обхода Отортена очень устали голеностопы, и теперь тоже было трудно идти. В ложбинке между Моттевчахлем и высотой 1004,6 устроили обед. Я давно его ждала, хочется освободить ноги от ботинок, перемотать по новой пластырем, и желательно еще смазать фастум-гелем. Сжечь, наконец, мусор, который мне уже порядком надоел, к тому же сейчас казалось, что каждый грамм добавляет веса рюкзаку. Как-то нелегко сегодня идется. А-а-а, вспомнила, я сегодня утром таблетки не выпила, обычно пью витамины и таблетку для сердца. А на инструкции написано, что она не только для сердца, но и выписывается спортсменам для повышения тонуса, работоспособности. С этого момента все стали прикалываться, что я вообще иду на таблетках, и теперь понятно, почему я постоянно убегаю вперед. Хм, я призадумалась, в те дни реально я не чувствовала усталости…

Мужики опять очень долго ходили за водой, с каждым обедом они ходят за водой все дольше и дольше. Мне начинает надоедать такая бесполезная потеря времени. Мало того, что мы выходим каждый день не раньше 11 утра и на стоянку просимся уже к 19 вечера, дак еще и на обед тратим по два часа. Если все это привести к норме (выход в 9, обед час – перекус, лагерь в 19, а то и в 20, когда возможно) насколько бы по-другому выглядел маршрут. Можно было бы подольше потусоваться на болванах, все-таки ради них идем, устроить лишнюю дневку с какой-нибудь радиалкой куда-нибудь, всегда можно найти куда, а в перспективе вообще дойти до Торрепореиза, погода-то сказочная, идти и идти! Мы с Майей сидим, ждем, успеваем поспать в эти два часа. А главное – хорошенько отдохнуть, чего не скажешь о парнях. Смысл в таком обеде? Молчу, пока еще молчу.

Впереди высота 1004, во время обеда прикидываем, как лучше ее обойти. Мне кажется, целесообразнее ее перевалить через верх. Уже не страшны мне никакие подъемы, только бы не ломать ноги на курумнике. После обхода Отортена Андрей со мной почти согласен. На склоне видны полосы лишайника (ну или мха – не знаю, что это), по нему идти было бы нормально, хоть и проваливаясь. По крайней мере, это безопасно, не упадешь и ногу не сломаешь. Так и решили, идти наискосок, постепенно поднимаясь по полю. Пустили первым Костю. Он идет хорошо, а у меня как-то сил не прибавилось. «Прицепилась» к нему сзади, много раз замечала, что так идется легче, когда идешь за кем-то след в след, полностью отключаешься и тупо идешь, а думаешь о чем-то другом. Главное не отстать. Сработало. Шла, пела песенки про себя. Кайф! Остановка, ждём Майю и Андрея. Андрей, в принципе, идет всегда последним, постоянно отстает, ему явно тяжелее всех, ну, он и старше нас. После остановки меня опять понесло вперед. Я увидела вершину, захотелось туда, акогда добежала, увидела Мань-Пупу-Нёр. Он стал ближе, уже отчетливо видно столбы – какая-то нечеловеческая радость!

Собрались, отдохнули. А впереди… это невероятно! – ДОРОГА!!! На той стороне склона видна дорога – две колеи. Это видимо осталось от тех, кто проехал на Мань-Пупу-Нёр на машине в каком-то там году, не так давно. Зашагали быстро. Прошли справа от вершины 853,6, увидели Гору щебенки. Горой щебенки называют высоту 840,1, потому что выглядит она именно так – как гора щебенки. Дошли до нее по дороге. Впереди красивый лог, заросший лесом. За Горой щебенки знаменитый сарай. 19 часов, конечно, слышу от Андрея: «Пора искать место для ночевки…» Ну… что поделаешь. (Извини, Андрей, очень тебя люблю, но… из похода слов не выкинешь, сам знаешь, что мне все это не нравилось, сколько мы с тобой ругались, все равно друганы-друганы).

Спустились вниз, к березкам – красивое место. Разошлись в разные стороны искать воду, она тут просто обязана быть. Тропа… явная тропа, деревья наклонены и сломаны… первая мысль – ура, тут ходили люди, но в ту же секунду понимаю абсурдность этого предположения… медведи… конечно же, медведи. Тропа привела нас к ручью. Встали неподалеку на полянке. В этот вечер Андрей вообще никого не отпускал далеко в одиночку, было видно, что здесь медведи часто ходят, такое вот райское местечко – зелень, вода. А мне ну просто жуть как захотелось сходить в этот сарай, ну вот прямо… именно сегодня. Ни у кого желания больше не было сегодня еще куда-то переться наверх. Одну меня не отпустили – я обиделась! : Поужинала и ушла в палатку, меня обозвали кипишной. Ну и ладно! Конечно, все это ерунда. Так, баловство. Потом вышла посмотреть на закат, он тут был красивый очень и прямо перед нами над долиной. В шутку поперепирались еще с Андреем, чтоб скучно не было.

15.07. ХОДОВОЙ ДЕНЬ
Сегодня дежурят мужики. Ну да, 9 утра, а они только вылазят из палатки. Эх… На этот раз вышли вообще в 12.

Первым делом поднялись к избушке. Почитали там записки, оставили свою. Я оставила там сапоги, надеясь, что их еще хватит на обратный путь по Ауспии. Теперь надо будет как-то обойтись без них на Печёре. Непривычно ходить с одной парой обуви, опасаюсь.

Обходим гору Яныгхачечахль, идти хорошо, курумника нет, мох, трава. Иногда опять появляется еле уловимая тропа. Впереди вторая гора щебенки и слева от нее малая. Нам надо пройти между ними. Стали встречаться туры. Про погоду я уже не говорю. Лучше не придумаешь. Следующую гору 892 опять обходим верхом. Впереди гора 917,2 – ровное поле, курума нет вообще. Вроде надо радоваться. Стали подниматься. Надо приподняться и пройти склоном, гора стоит в стороне, нет надобности на нее взбираться. Пока поднимались по этому полю, я чуть не умерла. Шла первая, шаг в шаг за мной Майя и Костик. Так и шли паравозиком, Андрей отстал. Почему-то очень тяжело это далось, ноги сильно проваливались в траву, да еще вверх и конца не видно. Все время шла и думала: «Вон до той площадки иду… вон до той…» Потом шла и говорила про себя: «Левой… правой…. Левой…правой…» Помогало.

Жара. Остановились, решили, что это будет обед. Ну, что ж, мужики, вперед, за водой! Натаскала дров, легла – жизнь есть на земле, и она прекрасна! Скоро мы будем засекать время и бить рекорды, насколько долго можно ходить за водой. Конечно, никто не виноват, что вода в этом году так далеко, просто можно было не искать воду там, где она далеко, а потерпеть до того места, где она близко. Есть же что попить. На этот раз они чуть не заблудились, вышли совсем в другом месте, прошли мимо нас и влево. Кое-как вернули их.

За обедом развернули карты. Еще вчера меня начал буквально съедать червяк сомнений: каждый день мы неумолимо отставали от графика движения. Разделила расстояние, которое еще надо пройти на количество дней, которое осталось на это расстояние, простая математика! Вычислила, докуда надо сегодня дойти через не хочу и не могу! Андрей не доволен: «Мы не дойдем дотуда!!!» - «МЫ (!) дойдем дотуда! А вы как хотите…» Поругались. Я шла дальше очень злая, убежала вперед и все размышляла про себя: «Почему я должна чувствовать себя виноватой, каждый знал, куда идет, это и не должно было быть легкой прогулкой, мне тоже хреново, но так тупо надо, иначе мы не успеем, либо меня лишат дневки на плато».

Вышла на очередную вершину – впереди опять дорога. Ну, уж по дороге то чё б не идти. Идем. Обстановка напряженная. Мансийская тропа, по которой проехали машины, то уводит в лес, то выводит на курумник. Отдыхаем на очередной стоянке, 19.30. Сегодня договорились идти до 21, так что надо снова трогаться в путь. По лицам видно, что все бы остались здесь, но Андрей говорит, что времени мало, так что надо идти, раз договорились.

Хотели дойти до следующего ручья, но пропустили его (ох уж этот гпс!) и вышли на плато между вершинами 809 и Янывондерсяхал. Водой тут и не пахнет. Решаем встать тут, уже 22 часа, а воду мужики обещают найти. Пока они ходили, я напилила кучу дров, Майя поставила палатку, развели костер. Темнело – а мужиков все не было. Пришли с водой, сказали, что нашли ручей на обратном пути минутах в 10 от лагеря. Ну ладно, жить можно. Долго сидели у костра, хороший был день, по-настоящему ходовой, в общем-то, он такой был единственный за весь путь туда. Лагерь поставили прямо на дороге. В первый момент хотела возмутиться: «Как это мы палатки поставим прямо на дороге, а вдруг кто-нибудь поедет!» Не успела сказать, посмеялась абсурдности этого предположения в принципе . Легли в час.

16.07. ПЕЧОРА
Встали в 9, вышли в 11.30. В районе Янывондерсяхала тропа заросла ивняком, иногда теряется. Там, где проехали машины, тропа видна, а там, где машины проехали не по ней, вообще черт ногу сломит. В районе леса нашли ручей, устроили обед, дальше воды не будет. Продолжили путь по дороге. Там, где низины, болото, много воды в колее. Лес проскочили быстро. В районе высот 834,8 и 764,2 колея стала широкой, как от вездехода. В этих местах идется очень легко, колея хорошая, твердая, не заросшая. Поднялись к Печерья Талячяхль, там, где должна начинаться Вологодская грань, дорога рассеялась. Весь пригорок объезжен машинами, видимо они искали Вологодскую грань. Мы пошли по турам вниз к зоне леса. От последнего тура пошли перпендикулярно к реке вниз. Тропы нет, но в лесу явные признаки человеческого присутствия – невпопад напиленные деревья – не понятно. Спустились к реке – вокруг болото. Перешли реку и встали прямо на болоте, вернее, оно тут было в большую воду. Но сейчас воды нет вообще, поэтому нам ничего не грозит. Наконец-то вымылись и постирались! Как я давно этого ждала, еще с Ауспии. И вот мы уже в трех часах пути от плато, это повод для праздника! Неужели, даже не верится!

17.07. Маньпупунерелёз – страшная болезнь.
Встали в 11, сегодня у нас расслабленный день. Мужики мылись. Вышли в 16 часов. Поднялись вверх, зона леса долго не кончалась, шли полтора часа. Около 17 часов слышали, как на Мань-Пупу-Нёр приземлился вертолет, а через некоторое время улетел. Печально это, значит там обитаемо. Я шла в мыслях, кого же мы там встретим, и не будут ли это егеря. Не хотелось бы.

Поднялись на самый верх, увидели столбы. Гору 840 перешли по верху, издалека увидели, что вблизи плато нечто неприродное, что это, не было понятно. Видимо, все не очень хорошо. Оказалось, это нечто – палатки и стройматериалы, на плато строители строят домик для охраны заповедника. Рабочие скорее были рады нас видеть, чем наоборот, и им вообще было пофигу, есть мы тут или нет, и уж точно они не собирались выгонять нас отсюда или брать деньги. Напротив, достаточно приветливо встретили.

Мы первым делом бросили рюкзаки и сходили на плато… Ничего писать не буду, потому что это словами не описать, просто идешь мимо них и не веришь… Удивительное чувство. Одно скажу, я не удивляюсь, что манси им поклонялись, я бы тоже была готова им поклоняться.

Поставили лагерь, недалеко ручей, нам рабочие о нем сказали. Поели. На закате снова ходили на плато.

18.07. ПРОЩАНИЕ
Утро было тучное. Встали в 12, к этому времени все тучи улетели. Еще раз схолии к Столбам, опять пофоткались. Вышли в обратный путь в 17.30. Пойдем обратно по тем же стоянкам, где ночевали по дороге сюда, по крайней мере, там точно есть вода, и путь уже размечен по дням.

Прощаемся. Грустно. Возможно, сюда мы больше никогда не вернемся. Каждый воспринял эту встречу по-своему: я как всегда эмоционально, Андрей тоже, Костик несколько сухо, Майя, как я поняла, переживала все внутри. Мань-Пупу-Нёр нас встретил очень гостеприимно, хорошей погодой и отсутствием егерей. Последней с плато уходила я. Я заранее собрала утром рюкзак, чтобы подольше побыть здесь. Еще раз все обошла, постояла у Шамана, даже поговорила с ним, попросила, чтобы помог мне осуществить самые заветные мечты. Может быть, что-то есть в них, в этих камнях, которые живут так долго и столько всего видели. А может, это просто я так хочу думать, в любом случае, все зависит от нашего восприятия, и я хочу, чтоб было так!

Лениво поплелись обратно, постоянно оборачиваясь. К 19 часам дошли до нашей стоянки. Шли по своей же тропе, Костик показывал чудеса ГПСохождения. Спускаясь, опять с Майей разговаривали о еде, это уже стало традицией. Просто так идти по лесу фигово, надо чем-то себя отвлекать.

На ужин забабахали борща. Наконец-то дело дошло до засушенных овощей, до этого мы ели крупы, их надо было съесть, как самые тяжелые. Костик зашивал спальник, который прожег утром за завтраком горелкой. Ржали уже по любому поводу и без него, расслаблялись. Впереди путь обратный.

19.07.
Будильник не прозвенел. Встали в 9.00. Вышли в 12. Поднялись по своей тропе, через 1,5 часа встретили дорогу. Во время отдыха я увидела медведя, который со всех ног убегал на перевал метрах в 700 от нас. Шли по дороге хорошо. В 17.30 дошли до обеда. Поели, вышли в 19, в 20.30 пришли на нашу стоянку в поле.

20.07.
Вышли неизменно в 11. По дороге-то, конечно, шли хорошо, но потом – о, ужас! – она кончилась. На склоне дул сильный ветер, сдувал с ног. Встретили группу из 3-х удмуртов, они все были в одинаковом, с треккинговыми палками. Потом еще прошли 4 человека из Краснотурьинска, они шли на Торрепореиз, мы их назвали «группа советских туристов».

Шли, очень хотелось есть, обед был давно. Надо было дойти до избушки. Это как раз тот самый ходовой день, только в обратную сторону. Дошли тяжело, буквально из последних сил. Открыли резервный перекус. Очень болели голеностопы, постоянно подворачивала ноги, уже было просто жалко ноги, как бы это потом не аукнулось. Пришли в 9 или около того. Напоследок Костик нас провел замечательным путем через весь кустарник и ивняк тупо короткой дорогой по ГПСу своему. Вот что бывает, когда не думаешь головой!

21.07.
Утром прошел ливень. Дрова намокли, и наши мужики готовили на горелке. Когда вышли, я даже боялась спрашивать, сколько времени. Вышли (потом выяснилось) в начале первого. Зашли в сарай, оставили записку с последними новостями, я выставила сапоги – не понесу их, как-нибудь так уж пройду по Ауспии. Около горы щебенки нашли дорогу. Поднялись. Я увидела, что справа на нас двигается офигенный грозовой фронт, просто черная туча во все небо. Надеемся, что она быстро пройдет, поэтому сделали укрытие из тента и пересидели бурю. Она была реальная – сильный ветер, ливень, тент рвало и трепало, но укрытие выдержало.

Дальше шли в гору, на горе встретили двух мужиков из Перми, они забросились на Ауспию на великах. Остановились в седловинке на обед. Потом Отортен. Коварная гора, ее легче перепрыгнуть, нежели обойти. Перевалили через нее и спустились к озеру.

В этот вечер вокруг нас ходили олени. Один со всех сторон пытался зайти – не решился, пить, видимо, хотел. Раскопали закладку. Мужики напились. Этим вечером мы выяснили, что Костя – темная сторона силы. Прожгли горелкой тамбур палатки Майи.

22.07.
Встали в 12. Тепло. Мимо прошли туристы, видели их как красную точку на склоне Отортена. Андрей побрился, мы мылись. Поели, собрались, вышли в 17. Поругались по поводу мусора. Они опять хотели его спрятать под камни, это меня уже разозлило. С кем я иду! Это же вообще стыдно так поступать с мусором! Он же там под камнями никуда не денется, а если каждый будет так делать!.. После моих немного грубых высказываний, Андрей взял мусор себе, но был явно недоволен моими словами. Чтобы не накалять обстановку, прошу у него прощения, хотя и не понимаю за что. А нет, вспомнила, попросила прощение за то, что выразилась не совсем корректно, но, тем не менее, от сути слов не отказалась. Ну… допустим, извинения приняты. Хм.

По дороге видели олениху, она нас совсем не боялась, стояла, смотрела на нас, потом еще прошла в нашу сторону, обогнала и ушла вперед.

Пришли в 20.30 на ту же стоянку. Кто-то тут явно был и намусорил. Как это некрасиво! Андрей со мной согласен. Все сожгли. Приготовили борщ. В этот раз он получился особенно вкусный, а Костя ел бичи, потому что, видите ли, от нашего борща ему на днях было плохо!

Разговаривали об истории. Завтра надо будет поподробнее рассмотреть перевал Дятлова. Завтра последний день на хребте – печально.

23.07.
Встала в 8. Будильник прозвенел всего один раз, и я его выключила. Эх, Юры на нас нет! Проснулась от того, что в палатке было нереально жарко и душно. Пока готовила завтрак, прошел дождь. Шуточная тучка. Выйдем в 11 или около того. Маршрут до боли знаком. По пути к Халатчахлю нашли дорогу, которую не видели раньше. Шли по ней. В целом, дорога обратно показалась короче и легче, наверно, из-за веса рюкзаков. На этот раз пообедали быстро, потому что теперь много воды носим с собой.

Халатчахль на этот раз обошли играючи. Встретили мужика в оранжевом, он шел один.

Посидели на перевале Дятлова, еще раз все вспомнили. Нашли место, где стояла палатка дятловцев. Еще раз нам Андрей все рассказал. И вниз.

Остановились на вилке с ложкой.

24.07.
С 7 до 9 звенел будильник – намеренно не встала, спать хотелось, к тому же зачем вставать, если все равно выйдем в 11 и встанем в 18.

Вышли в 12. Тропа очень хорошая, вся болотина за две недели пересохла, шли быстро и хорошо. По дороге встретили 3 группы, вот народ и попер! А то по пути туда вообще никого не было. Весь день ругались с Андреем. Он говорил, что дойдем до нашей стоянки сегодня, я настаивала на том, что надо пройти дальше, как можно ближе к выброске, чтобы утром следующего дня быть на дороге. Машина пройдет утром – виделось мне. Мы ругались, я говорила, что пойду одна, Андрей говорил, а не пойти бы мне… , Майя просто посылала нас обоих тем же маршрутом. Короче, к 19 часам дошли до нашей стоянки, и пошли дальше. Тут выяснилось, что Андрей мыслил так же, как я, но рассчитывал на худший вариант, мало ли кто-то не смог бы дальше идти. Странный расчет.

Дошли до последней стоянки к 9. Точка выброски в 30 минутах ходьбы. Купались в Ауспии, отпраздновали окончание маршрута.

25.07.
Мы с Майей встали в 6 обе!!! Сегодня надо как можно раньше быть на дороге. Я «знала», что машина из Ивделя поедет в 6, значит, в 10 может быть уже тут. Приготовили завтрак. Когда я громко объявила «завтрак готов» несколько раз, меня обматерили. Я думала, они сейчас вылезут из палатки с топором…

Вышли в 9. Забрали закладку. Перешли Ауспию – мелко. За Ауспией нас встретил танк – вездеход геологов. Он пойдет в Ивдель ночью – уже что-то. Еще через полчаса встретил Урал, он забросил туристов на маршрут, а на обратном пути забрал нас.

Ну, все! Ивдель, поезд через Свердловск, шатания по городу, дорога домой… уже все не важно, уже все…

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Жаль, писала дневник намного позже, чем надо было это сделать, многое уже поблекло, многое забылось, столько смешного было… Просто сил уже нет писать. Как-то этот дневник не пишется, приходится выдавливать его из себя день за днем. А было весело, мы весь поход ржали, особенно вечером в палатке, это было что-то! Весь поход вспоминали Юру – так, что Андрей с Костиком просто мечтали познакомиться с ним. Они в свою очередь весь поход рассказывали о своем друге, я вот уже не вспомню, как его зовут, но на тот момент он стал легендой. Вспомнить только историю, как он сходил на Эльбрус…

Уже к середине похода, вернее, я не помню, когда это случилось, но я стала понимать Майю без слов. Я уже знала по ее поведению, что сейчас лучше к ней не подходить… или – в другой момент – что хоть она кажется крайне недовольной, это пройдет через 15 минут и все будет здорово, и так далее. Наверно, мы стали командой. По крайней мере, я волновалась за то, как ей идется, она ведь до этого не ходила в пешки.

Препираний с Андреем и тем более с Костей, конечно, было несравнимо больше, чем здесь описано. Как я потом думала, это обычный процесс, когда люди узнают друг друга. Тем более, наверно, мы с Андреем оба лидеры (в этом походе, по меньшей мере).

Было намного больше и интересного, одни только рассказы Андрея обо всем на свете чего стоят. Спасибо, Андрей. Намного больше было впечатлений, радости и всего такого.

Автор Ксения Канидеева

Комментарии читателей (2)
Александр (Екатеринбург)
В прошлом году сходил. Понравилось. Добрался до перевала махом. Проходной двор зимой. На перевале ночевал две ночи, потом спустился. На Отортен не решился двинуть в одиночку. В этом году думаю все получится.
12-12-2017 16:34:58
Александр (Екатеринбург)
Хорошее повествование. Собираюсь тоже сходить. Если все получится 20.02.17 отчаливаю. Жаль попутчиков нет. Попробую сам побороться со всем этим... жаль фотографий нет еще лучше бы читалось.