ШУДЬЯ–ПЕНДЫШ – КАЮК 09–16 ОКТЯБРЯ 2010

Участники
Просмотров: 12565  |  размещен 20.10.2010

ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ «А НЕ ПОЙТИ ЛИ НАМ КУДА-НИБУДЬ НА НЕДЕЛЮ»

дневник похода: Шудья–Пендыш – Каюк 09–16 октября 2010

Шудья-Пендыш Высота 830 - Лже-Каюк

Только я хотела устроиться на очередную работу, как подкатывается тут Фёдор с крайне заманчивым предложением пойти куда-нибудь на неделю. Правильно! – когда все плохо и нет денег, конечно, надо куда-нибудь опять податься в лес, поразмыслить над жизнью. Хотя в последнее время мне кажется, сколько не думай… ничего не поймешь. Поэтому – В ПУТЬ, ТОВАРИЩИ!

Три дня мучительно выбирали маршрут, чтоб было более-менее интересно и денег хватило. Фигурировало озеро Чусовское, но как сказал Федя: «Ну, придем мы туда, и что там делать?». К среде вспомнили, что стоит на севере гора Шудья-Пендыш, а рядом с ней Каюк, и все это не так далеко от Красновишерска, и мы оба там не были. Не вопрос. А как дотуда добираться будем? – лесовозостопом! Все! Решено. Случайно увидела фотки Конжака сентябрьского, а там снега уже дофига… Точно, видать, в горах-то уже зима, а, может, и в Красновишерске. Федя на мои опасения сказал: «Я по-зимнему одеваться не буду». Ладно, куртку не беру тогда, будет поход на преодоление холода. В человеке же много резервов заложено. Взяла 4 свитера и зимние ботинки, хватит, наверно. Уезжаем утром в субботу.

9.10. Суббота. НАЧАЛО ЗАБРОСКИ
Встретились с Федором на автовокзале в 7 часов, сели в автобус. Всю дорогу нам показывали фильмы.

Выехали из города – иней на траве и холодно, из автобуса выходить не хочется. С тайным страхом думаю, что этот автобус – наше последнее теплое место на ближайшую неделю. Все равно боюсь холода.

В Красновишерск приехали по расписанию, ровно в 13.30. Докупили еды в местном торговом центре и пошли на дорогу к Вае. Вышли из города и решили пообедать, у Федора был чай в термосе и бутерброды. Снега в Красновишерске не было, лес осенний казался очень красивым после дождя, краски яркие, сочные.

Шли дальше – машины не останавливаются, лесовозов нету. Дошли до отворота на объездную. Тут встретили два лесовоза, но в обратную сторону. Радуюсь – все-таки ведь ходят же! Просто они по объездной уходят, а мы по другой дороге шли.

Дальнейший путь показал, что если лесовозы и ходят, то крайне редко. Странно, я помню, в том году их тут было море. Конечно, Федя сразу решил, что виновата в недостатке лесовозов я. А кто же еще! С этого момента началась традиция обвинять меня во всех наших косяках . Хм. Странно, что Федя меня так и не обвинил в том, что у него ноги постоянно были сырые. Или обвинил… не помню. Но шутить и смеяться он перестал уже на третий день.

Через некоторый промежуток времени нас подвезли до отворота на Вишерогорск, и еще после длииинного подъема нас посадил уазик буханочка и довез до Мутихи. По дороге мы узнали от водителя, что лесовозы теперь вообще почти не ходят, потому что дорогу ремонтируют, и их посещение данного района строго ограничено. Мммм, не зря там шлагбаум по дороге стоял, а мы-то думали, чё за фигня, от кого дорогу перекрыли? Теперь с лесовозов за проезд берут деньги, это началось с осени этого года и закончится, когда отремонтируют дорогу, вроде.

Высадка в Мутихе, сплошная облачность. К этому времени уже начало темнеть. Кстати, темнеет там на час раньше, чем у нас, я специально проверила это до похода, и светает позже. Семь часов вечера – ищем стоянку. Под мостом через Акчим стоят фургончики дорогоремонтщиков. Прошли дальше и остановились поодаль от них на берегу Акчима. Ух, хорошо. Поход уже усложняется тем, что зимние ботинки сильно натерли мне ноги, как-то я не подрассчитала, что в этом году в них еще не ходила. Костер, ужин. На удивление пока тепло, и в Красновишерске тоже было тепло, даже воздух теплый какой-то. Что ж, это не может не радовать.

10.10 Воскресенье. КТО-ТО ХОТЕЛ НА ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Утро. Будильник в 7 утра. Интересно, кто первый встанет, наверно, это буду не я… А я, кстати, и не помню, кто первый встал. Вроде мы вместе встали, только это было уже в 9 утра. Собрались быстро, когда выходили из леса, по дороге проехал уазик-буханка в нашу сторону. Ну вот, я же говорила, что надо раньше выходить!

Потом нас еще немного подвез Камаз, один из тех, что дорогу ремонтировал, а потом… все. Машин больше не было, а мы все шли. После Мутихи (66-той км) мы дошли до 82 и решили свернуть в лес. Надоело уже идти по дороге, по лесу-то интересней. Тем более было уже 4 часа дня, надеяться было практически не на что, раз уж я так облажалась с лесовозами. Упс, а карты-то этих мест у меня нету. Хорошо, что у Феди был волшебный аппаратик – связь с космосом. Теперь только высшие силы могли подсказать нам дорогу. К сожалению, у «поднебесных» быстро садилась батарейка, поэтому пришлось сфотографировать карту на фотик и идти, так сказать, по велению фотоаппарата .

Что я могу сказать про Красновишерские леса… теперь я поняла, какие отличные и удобные для прохождения яринские леса, даже с их непременными жителями – бобрами. Тут вроде и бобров-то нету. По крайней мере, если они и есть, то сильно шифруются и реки не портят. Зато курумника под лишайником и бурелома как будто специально навалено было к нашему приезду. Идется трудно, медленно и аккуратно. С 4 до 8 прошли около 7 км. К ориентированию, как обычно, претензий нет – рельеф виден, река – налицо. Прошли очень точно, но очень устали. К 8 часам спешно спустились к реке в том месте, где, собственно, и хотели к ней спуститься. Тут нас ждала еще одна засада – почему-то не хотел разгораться костер. Вот фигня-то! Топора у нас с собой не было, а, учитывая, что весь день шел дождь и то, что мы спустились в какой-то отстойный лог, тут все было сырое. Уже стемнело, наверно, поэтому в темноте Фёдор так и не нашел хорошую сушину, а нижние еловые ветки, которые должны бы быть сухими, были все в лишайнике и настолько мокрые, что никак не хотели гореть. К этому времени я очень замерзла. Весь день я шла мокрая, но там-то я шла, а тут судорожно стояла у типа-костра и махала махалкой. «Нормально, - подумала я, - вот оно, то, чего я хотела: поставить себя в такую ситуацию еще раз, а то я как-то не очень на холод отреагировала в прошлый раз, даже стыдно. Надо дружить с холодом». И, кстати, ниче, выдержала с успехом. Очень замерзла – паники нету.

В итоге мы поняли бесперспективность этого занятия и решили лечь спать так, завтра при свете что-нибудь придумаем. А без ужина один вечер не умрем. Эх… палаточка… (поставленная на жутком скате, так, что всю ночь пришлось подползать вверх) домик… теплый спальничег – жизнь удалась...

11.10 Понедельник. ПОГОДА ШЕПЧЕТ: «В ГОРЫ… В ГОРЫ….»
Утро подкралось неожиданно где-то около 10.30 – 11 часов. На этот раз я помню: первым встал Фёдор, достаточно быстро развел костер, потому что при свете и береста сама в руки лезла и сушина готова была сама напилиться и в костер кинуться.

Ночью нас, видимо, посетил минус, потому что мой ходовой костюм, будучи вчера абсолютно сырым, сегодня покрылся коркой льда. В это утро больше времени ушло на просушку вчерашней одежды. И спальники. Которые отсырели еще в первую ночь, а сегодня были еще мокрее. Пришлось и их подсушить. Утром я поняла, в чем прикол: мы сидели в логу, в который никогда не попадает солнце, оно проходит за деревьями, поэтому здесь все жутко сырое.

Вышли во втором часу. Хе-хе. Перешли бурную горную реку: я – по бревну, Фёдор – босиком. Направились вверх, вышли на холм, нашли там просеку, жирную такую и явную. «Это она – наша просека» - решила я, посоветовавшись с фотоаппаратом (а вы советуетесь со своим фотоаппаратом? – полезная вещь, между прочим). И мы пошли по ней. Шли по ней около часа. Погода суперская. Эх, сейчас бы на гору...

По дороге от Улса

Просека кончилась на поляне, а нам как раз было пора сворачивать на восток. И шли мы на восток весь день по бескрайней равнине, никакого рельефа – все ровно во все стороны. Ну, на карте так и есть, конечно, но так скучно, включил автопилот на восток и шлепаешь по азимуту. Сегодня надо дойти до моста через Улс. Главное до темноты поймать дорогу. Ловим. Уже который час ловим, а ее все нету. Начинаю волноваться, склон должен на восток пойти вниз, сначала неявно, потом круто. Еще немного и придется советоваться с высшими силами. Ровно в семь (на грани фола – скоро стемнеет) вышли точно на дорогу, которая спускалась в лог, предположительно Улсовый. Ну, теперь все нормально. Спустились в Улс, а обнаружили там непримечательную речку Золотушку. Улс за холмом, блин. Но к нему идет дорога – это хорошо. В 20.20 были у Улса. Вышли в километре от моста, дошли, перешли, еще прошли и остановились на притоке. Сегодня я тщательно искала ровную площадку, чтобы ночью больше не изображать гусеничку. Теперь я стала трепетнее относиться к костру, слава Хану Тенгри, здесь все очень хорошо горит и сушин полно даже в темноте. Ужин и спать, спать, спать...

Отворот на Каюк

12.10 Вторник. КАК БЫ ВСЕ ЕЩЕ ЗАБРОСКА
Я встала в 7 утра первая – это круто! Фёдор очень долго не вылезал из палатки, я уже успела косички переплести и завтра приготовить. Ну… то есть, в обратном порядке. На завтрак каждый день у нас сладкая каша, иногда пшенная, но чаще рисовая со сгущенкой – есть рай на земле! Сгущёёёночка .

Вышли в 10. Сегодня фиговый день – 25 км по дороге, ненавижу дорогу! В тот день я поняла это настолько отчетливо, насколько это вообще возможно понять, и ощутила всем телом, особенно нижними конечностями. Вроде и погода, и идти-то легче, чем по лесу. Но… те мозоли, которые меня начали мучить в первый день, сегодня решили, что мало, видимо, было. Просто вчера я шла в сапогах, по лесу-то мягко идти. А сегодня по дороге опять надела ботинки. Ну, я же хотела поход на преодоление. Дааа, это было то еще преодоление! Я шла и улыбалась, радовалась, что у меня вроде только одна нога более-менее болит, вторая так себе. И вообще, идти же я еще могу. Короче, нормально все. Хотя было очень больно.

Дорога ведет до самых гор. Вернее, она спускается к реке Шудье, с этого места можно сходить на обе горы: и на Каюк, и на Шудью. Пришли туда очень уставшие. На последнем передыхе Фёдор посчитал, что нам тех же денег стоило бы приехать сюда вдвоем на его машине, просто он не знал про эту дорогу. Хм. Блин. Неее, не катит. Если бы мы приехали сюда на машине, то тогда на все у нас бы ушло два-три дня. А мы-то хотели на НЕДЕЛЮ! Так что, все правильно . Почесали тыковки и спустились к Шудье. Поставили, как сказал Фёдор, «базовый лагерь», отсюда будем совершать «восхождения» . Вот только, что нам на это скажет погода...

Сначала была осень

13.10 Среда. ЁЖИКИ В ТУМАНЕ
Каюк… что-то есть в этом названии, что меня всегда настораживало.

Утро, погода… могла бы быть и лучше. Утром по палатке что-то печально застучало, ну, ясно, дождь. Фёдор встал в 9, я – когда был готов костер. После вчерашнего «еле доползли» вообще нет настроения куда-то идти в такую погоду. Но не сидеть же дома. Надеваю сапоги, предвкушая как классно мне будет в них ползать по мокрому, заснеженному курумнику.

В 12 вышли. С отворота на просеку увидели Каюк в туче. Да-а-а, и смысл на него лезть? А что еще делать? Просека поднимается далеко, потом с нее надо свернуть вправо к склону. Совсем немного прошли по лесу и вышли на курумник. Красиво… Гора круто уходит вверх, а еще туман… настроение улучшилось. В тумане-то тоже интересно. Поползли – ветер, дождь, туман, крутой курумник, да еще и живой – в общем, все, как я заказывала. Быстро поднялись на вершинное плато, прошли по нему на юг, спускаться будем по южному склону, он более пологий. Ветер дул с юго-востока, поэтому на том склоне можно было что-то увидеть. Вот мы и увидели… ну, высоту 830 рядом с Каюком как минимум, которую наши в зимнем походе, вроде, прозвали ложный Каюк. Пообедали, посидели на склоне и пошли спускаться. Завтра Шудья.

Потом настала зима

14.10 Четверг. ШУДЬЯ-ПЕНДЫШ
Шудья-Пендыш… - мне всегда казалось, что это ругательство, но гора издалека выглядела красиво, крутая такая, с гребнем на вершине. К ней тоже ведет дорога. Там вообще везде дороги. Под Шудьей много вырубок, поэтому во все стороны уходят просеки и дороги лесовозные. Дошли до края такой вырубки и ушли в лес. По лесу склон совсем пологий, иногда я даже начинала сомневаться, поднимаемся мы или нет. Когда вышли к горе, она была вся в тумане, хотя утром погода казалась перспективной. Хоть не лезь. К тому ж сегодня у Феди настроения нету, он предлагает доползти только до тумана.

Идем на подъем, не-е, нормально, пойдем до конца! И опять снег, ветер, метель, все вместе. Кстати, когда мы пришли к реке Шудье, в этих краях еще была осень, а сегодня проснулись уже в снегу. Всю ночь шел снег. Ну, снег это лучше, чем дождь. Вот и сейчас шел уже снег, а не дождь. Мы нашли пещерку из камней, пили чай, за камнями не дуло. И тут тучи стали рассеиваться, сначала появился кусок неба, потом кусок леса. Через минуту тучи рассеялись, и стало видно соседние горки. Быстро свернули обед и побежали к вершине. Вывалили на первый гребешок – очень сильно дуло, сбивало с ног холодным ветром. К тому же увидели, что это был далеко не вершина, впереди еще одна скальная горка, полезли на нее. Когда залезли, увидели продолжение гребня, но вроде выше он уже не поднимался. Здесь продолжили обед. Зашли за скалы, чтоб ветер не задувал. Мимо проносились тучи, непрерывно шел снег. Каюк уже был в снегу и ложный Каюк тоже, хотя еще вчера снега на них почти не было. На Шудье, конечно, снег лежал давно, во многих местах он уже был сильно заледенелый. ГУХ был укрыт плотным слоем облаков, как и Белый камень. Денежкиного камня просто не было видно за серыми тучами.

Вид с Шудьи-Пендыш на Белый камень г. Каюк ГУХ под облаками
На Шудье-Пендыш На Шудье-Пендыш На Шудье-Пендыш
На Шудье-Пендыш

Спускаться мы решили по другому склону - по более пологому. Мне было уже все равно, где спускаться, идти по снежному курумнику нормально даже в сапогах. Времени, казалось, еще очень много. На спуске я совсем расслабилась, замечталась и совсем не следила за тем, куда меня вел Федор. Вначале надо было обойти немного гору, а потом прямиком вниз, чтобы встретить дорогу.

Сначала-то шли хорошо, а в один момент забрели в такой бурелом, какого я вообще еще никогда не видела. Там была куча поваленных деревьев. Точнее, все деревья, какие там когда-то стояли, теперь валялись, пришлось через все это переползать. Получалось крайне медленно. Надо будет предложить ЕМ этот район для следующего ориентирования – район Подпендышский (оправдывает свое название).

Спускались в итоге очень долго, вышли на дорогу, пошли на юг. Темнело. Ни одного знакомого места, везде вырубки, дороги, по которым проехал какой-то огромный монстр. У меня и фонарика-то нету, а тут сейчас такие ночи, что хоть глаз выколи. Я думала, что и Фёдор без фонарика. Я так думала вплоть до самого лагеря, то есть, можно представить мои опасения. Темнело. Мы включили аппаратик. Он нам показал, что мы несколько западнее (то есть ниже), чем должны были быть, чтобы найти нашу дорогу. Еще немного пошарахались по вырубкам, поднялись на восток и всё-таки встретили нашу дорогу в районе Пендышки. Оттуда близко до дома. В этом косячке, КОНЕЧНО, виновата я. Я с самого начала сказала Феде, чтобы он забрал вправо, так как надо было обойти гору. Правда потом я сказала, что вправо больше не надо, теперь надо строго вниз. И еще сказала: «Ты ведь ведешь, вот и веди». В итоге, мы на самом деле много забрали правее. Ну, ладно. Я виновата. Не суть. Дополнительное приключение под конец не помешало. И все было бы весело, если бы не мокрые ноги Феди.

Палатку за день совсем замело. И всю нашу поляну тоже. Теперь тут уже, можно сказать, зима. А снег все идет.

Дорога домой

15.10 Пятница. ИЗ ЗИМЫ ОБРАТНО В ОСЕНЬ
Встали… Не помню во сколько встали. Поели, собрались и вышли. Метель. Дорогу сильно замело, идти значительно тяжелее, да еще началось с подъема, какой-то не очень он был приятный. Каждые пять минут смотрела на часы, не пора ли отдыхать. Потом вышли на прямую и пошли намного быстрее, тем более по снежной дороге вниз было идти мягко и приятно, не то, что спускаться по твердой грунтовке – через час ступни уже никакие. Выглянуло солнышко, потом опять спряталось. Шел снег. Когда спустились к отвороту на Каюк, увидели, что в мире то до сих пор осень, снега на дороге не стало, и в лесу почти не было.

Опять надоела эта дорога, когда уже она кончится… эта скучная дорога по дороге. Федя, конечно, по дороге идет намного быстрее меня, не то что по лесу хе-хе. Скучновато. К 18 дошли до моста через Улс. Перешли его и встали на реке Золотушке. Снег уже и здесь лежит, догнал нас.

Надеемся, что завтра нас заберут и довезут до Красновишерска, ну… надеемся...

16.10 Суббота. ВЫБРОСКА
Сегодня надо встать пораньше! У Фёдора явно больше силы воли по утрам. Встали в 7, меня тоже подняли. Нынче вместо обычного «ну, ты можешь еще полежать, пока завтрак не закипит», мне было скомандовано «вставай, собирай рюкзак». Собрались крайне быстро. Поели, вышли на дорогу…. Ну вот, теперь можно не торопиться. Опять надеваю ботинки, заклеиваю всю ногу пластырем, может ее легче отрезать? (Где-то я это уже писала… ).

Навстречу попался уазик... полный… Шли. Дошли почти до отворота на Ваю, когда нас догнал ещё один уазик… оказался, тот же самый. Только теперь он был пустой и ехал он в Красновишерск. Уф! Неужели, не верю своим ушам, по дороге туда так трудно было кого-то поймать до Ваи, а тут он до Золотанки съездил. Ездят, конечно, машины, но мало и как повезет. Нас вот не повезло...

Доехали хорошо. К 16 часам были в Красновишерске. Вышли, не доезжая до города, автобус ближайший только в час ночи. Лучше в лесу у костра пересидеть, тем более, вокзал у них работает только до 19 или около того. Поужинали, даже успели палатку поставить и вздремнуть немного. И в Пермь...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сходили очень хорошо, но мало - как мне сейчас кажется, когда я сижу в теплой комнате, и нога у меня не болит. А тогда-то мне так совсем не казалось, очень хотелось помыться, постираться… в основном, конечно же, помыться. Вроде бы, не летом я дольше, чем на два-три дня никуда не ходила. А тут, можно сказать, осень, переходящая местами в зиму. Как ни странно, такого уж прям напряга не было, видимо, до него не дошло.

Мне очень понравился зимний Урал, ну не зимний, правда, имеется ввиду заснеженный, раньше никогда не видела. Надо будет еще сходить. Так что опять все еще впереди, все еще только начинается...

Автор Ксения Канидеева

Комментарии читателей (1)
Рамиль (Чайковский)
Хотел рассказать о том, откуда появилась эта лютая дорога от вездехода. Был на пендыше в 2001 и 2002 годах. В первое лето у подножия стоял трелёвочник с будкой, гусянку наполовину замыло песком, т.е. зимовал там. В 2002 году, пришёл другой аппарат на гусеницах, зацепил его. Заволок в гору, потом по пупырю в сторону Каюка. А потом взял левее и до самого Кутима. Мы по их следам шли. Дальше наши дороги разошлись. Он через речку, а мы 20 км по реке на катамаранах, до Улса, в Вишеру. И так до Вишерогорска. А там газель и домой) такая вот история)