УСЬВИНСКИЕ ЛЕДОПАДЫ, 23-25 ФЕВРАЛЯ 2006

ФОТО   Участники
Просмотров: 7199  |  размещен 08.03.2006

Эту поездку мы планировали на март – как и в прошлом году. Но звезды нашего «Зодиака» неожиданно изменили гороскоп, и буквально за пару дней до 22 февраля прозвучал клич, подобралась команда, мы собрались и вечером в среду уже тряслись в электричке.
А факты таковы: уже около месяца наш глубокоуважаемый Андрюха третировал меня вопросами драй-тулинга, и в частности, снаряжения для него – особенно его интересовали разнообразные молотки – какие, зачем, почему, сколько и пр. Потом это вылилось у него в «хочу-у-у». Проведя маркетинговые исследования в этой области, он выяснил, что у нас в городе данная продукция делится на два вида: дешевое барахло и супер-пупер по всем позициям, особенно по цене. Следующий его шаг – обследование близлежащего екатеринбургского рынка. И именно там – ура! – он нашел свою мечту.
Осталось только приблизиться к ней пространственно. А кто же за него работать-то будет? Выход нашелся, им стал другой Андрей – студент-медик. Смотался в выходные в Е-бург одновременно за романтикой и за Андрюхиной мечтой. Привез ее аж две штуки.
И уже на пару два Андрея подняли «ледопадную» бучу – надо же испробовать приобретение!!! Тем более что на носу 23-е февраля, законный выходной, а пятницу уж как-нибудь да задвинем. Хотя студентам праздник – ни рыба, ни мясо, все равно они в субботу как бы учатся. Особенно тяжко медикам – все надо отрабатывать. Но, как ни странно, из студентов на поездку подобрался именно медицинский контингент, причем они даже были основными организаторами.
Зато с летописцами в этот раз не повезло. Из пишущих до последнего момента никто не собирался ехать, поэтому я собралась с духом и морально подготовилась… И хотя уже после последнего момента на хвост нам упала Марья, но писать она наотрез отказалась, мотивируя тем, что на Серебрянке переработала. Так что пишу все-таки я.
Наша команда – 11 человек: два Жени (я почему-то всегда считала, что это достаточно редкое имя), три Андрея, Лешик, две Марины, Ольга, Маша и Галя – и собака: Рекс. Из них пятеро медиков: Андрей, Ольга, Галя, Лешик и Марина.
Из Жень: один – руководитель, другой – чудо-фотограф, впервые решившийся на зимнюю авантюру и жутко по этому поводу переживающий.
Из двух оставшихся Андреев: один – тот самый «глубокоуважаемый Андрюха», другой – просто хороший человек и друг Рекса, ему пофиг все эти, как он выразился, «альпинизмы» (любимая фраза: «…и куда я поперся, я даже читать не умею»), он поехал за-ради хорошей компании.
Нерасшифрованными остались только Марья, Рекс и я. Ну, с Марьей и так все понятно – будущая звезда топографии и уже вполне сформированный сусанин. Рекс – молодой растущий организм, причем растущий не по дням, а по часам, поэтому потребляющий практически все и без разбору, но по результатам многочисленных проверок, предпочитающий все-таки чужую краковскую колбаску. При этом всегда находится в броуновском движении и готов поддержать любую авантюру. А я… я просто погулять вышла, причем буквально – надо же подышать свежим воздухом среди красивой природы, а заодно пройтись в хорошей компании туда-сюда… километров эдак 30…
Но пора бы уже собственно перейти к предмету.…

ЛЕДОВЫЙ ОТПАД

дневник похода: Усьвинские ледопады, 23-25 Февраля 2006

Усьвинские ледопады, 23-25 февраля 2006

Для тех, кто не знает: Усьвинские ледопады в количестве двух сосулек находятся в районе камня Омутного на Усьве-реке. Добраться туда несложно: от станции Усьва идти вниз по реке порядка 15 км. Выезжали из Перми двумя группами. Первая (и большая) группа – (Жени, два Андрея, Лешик, я, Ольга и Рекс) стартовали 22 февраля на вечерней Чусовской электричке. Остальные (Андрей, Галя, Марина и Маша) выехали утром 23-го – у девчонок были веские причины задержаться дома, и Андрей вызвался их сопровождать.

Планировалось, что мы протропим лыжню (в прошлом году тропежка была не из приятных), и ребятам по готовому следу даже в темноте не составит особого труда добежать до Омутного.

Уже в электричке было заметно, что туристы вышли на тропу – почти в каждом вагоне сидело по нескольку команд. Хорошо, что на ледопады ехали только мы. Остальные, в основном, в пещеру Геологов или в Каменный город. Но это нисколько не умаляло проблемы совместного ночлега на станции Усьва. И на подъезде к ней мы как обычно напряглись и сгруппировались. Именно поэтому все прошло тип-топ – наш гонец (Андрей-медик) прорвался в первых рядах и забил нам отличный уголок.

Мы оказались самой спокойной и организованной командой - быстренько перекусили, расстелились и улеглись спать под неумолчные не очень трезвые разговоры в полный голос (хорошо, хоть песен не пели – были не в состоянии). И уже утром Женя-фотограф долго удивлялся, что смог уснуть под этот фон: «дома и в тишине так не засыпается…».

23 февраля, четверг
Проснулись от могучего топота и бряканья дверей – прибыла очередная толпа туристов, на сей раз проездом из Березников в Каменный город. Оказалось, что уже совсем светло, что-то около 8.30.

...мы же решили идти по реке, чтобы не путаться между стволами и ветками, тем более, тропежка нынче не особенно глубокая ...сначала дорога (в нашем случае - лыжня) идет по крутоватому склону...

Встали, перекусили, упаковались, экипировались и вышли. Утро было просто класс – солнечное, яркое и морозное. По железке дошли до тропы перед мостом, натянули лыжи и свернули в леса.

Кто бывал на Столбах, знает, что сначала дорога (в нашем случае - лыжня) идет по крутоватому склону, а напротив пещеры Первомайской холм немного отступает от реки, и появляется возможность не думать при каждом неосторожном движении о полете на лыжах и с рюкзаком. А тут еще и Рекс под ногами путается… Вообще-то, когда Ольга сказала, что берет его с собой, мы пожалели маленького – как-то он будет передвигаться по глубокому снегу… Но Рекс в очередной раз подтвердил свою репутацию собаки хитрой и умной – скакал только по лыжне. Например, корячишься на неприятный пригорочек, и вдруг ноги будто примерзают к земле. Оглядываешься… и говоришь добрые слова, типа: «Рекс, пи-пи-пи…» – а ему просто неохота лезть в снег, вот и топчется по лыжам, ждет, когда ты посторонишься.

...Шли, не особо торопясь

Прошли Первомайку, Столбы… В этом году нам повезло – лыжня была хорошо накатанная, и тропить пока не приходилось. Да еще и погода радовала – солнце не только светило, но и подогревало ощутимо. И вообще вокруг стояло сплошное благолепие – синее-синее, уже по-весеннему высокое небо, белый-белый свежий снег, дымящаяся в проталинах Усьва, ни ветерочка – красота, одним словом. И даже наледей раз-два и обчелся – всего пару раз и вляпались.

Шли, не особо торопясь. После Столбов срезали большую петлю, и дальше лыжня ушла лесом. Мы же решили идти по реке, чтобы не путаться между стволами и ветками, тем более, тропежка нынче не особенно глубокая. Да и не захотелось прятаться от солнышка – соскучились за зиму.

Большое Бревно – самый живописный камень...

Малое Бревно… Большое Бревно – самый живописный камень… чуть в глубине на правом берегу – Панорамный… Уже и до Омута недалеко – всего-то пара-тройка поворотов. Где-то между двумя Бревнами лыжня опять вышла из лесу, и стало совсем хорошо.

А вот уже замаячила впереди пирамида Козла. Ура! Дошли!

Но оказалось, что мы здесь не первые – напротив сосулек у левого бережка, практически на «воде», притулилась не маленькая палаточка. А рядом – ни костровища, ни народа. И тишина… Однако же на мой вопль: «Женя-я-я», из палатки кто-то отозвался.

Интересно, что за народ? Во всяком случае, они не с нашего паровоза – мы там были единственными ледопадниками. Громко вопрошаю в пустоту: «Чьи будете?» Пустота весело отвечает, что они из Е-бурга. Интересно, мне за неделю до праздников пришло письмо оттуда – команда из УПИ прознала о наших культовых местах: Каменном городе, пещере Геологов и ледопадах и интересовалась, можно ли их все «окучить» за 3 праздничных дня… Круто! И следующий мой вопрос, естественно: «А не вы ли…» Хохма, но оказалось, что это именно они. Приятно познакомиться…

Пока я общаюсь, наш народ скрывается на втором ярусе – на привычной, верхней стоянке у леса. Мне тоже, пожалуй, пора – сколько можно таскать на себе баул... Завершающие метры, последний на сегодня подъем… Фу-у-у…

...На стоянке первое, что бросилось в глаза – это любовно выстроенное снежное жилище

На стоянке первое, что бросилось в глаза – это любовно выстроенное снежное жилище. Да, оказалось, что мы не одиноки в своих причудах (в прошлом году поленились тащить лишние палатки и тоже ваяли себе пещерки). И кое у кого уже и глазки заблестели, и губки раскатались… Но это все может подождать, а пока – жизненно необходимое: дрова, костровище, палатки.

Мужики умотали на другой берег, на лесозаготовки, а мы с Ольгой занялись расчисткой костровища и готовкой. Так как остатки нашей команды должны были подойти по предварительным оценкам, не ранее 20.00, решили пока приготовить на себя, а потом сделать невинные глазки и поужинать вторично, уже вместе с ними.

В это время подвалила еще одна небольшая передовая команда – из универовского горного клуба. Их основные силы прибудут ночью. А пока они устроились неподалеку, и периодически забегали к нам чего-нибудь стрельнуть, например, снежную лопату…

17.00. Когда мы доскребывали остатки кашки, на поляну неожиданно вышла… Маша. Немая сцена, типа, «не ждали». Мы и в самом деле не ждали их так рано. По нашим прикидкам, они около 16.00 должны были только-только прибыть на станцию Усьва. Оказалось, по счастливому стечению обстоятельств - Пермская электричка пришла в Чусовой тютелька в тютельку, и ребята успели на предыдущую электричку (мы думали, что это невозможно), и на Усьве были уже около 13.00.

Вот, блин, а кашки-то уже и след простыл…И опять все по новой…

Параллельно с готовкой водили хороводы вокруг зимней палатки и пилили-кололи дрова – на костер и на печку.

За вторым ужином Андрюха кинул клич: «Кто будет со мной ночевать в пещере». И пошло… Вообще-то в нашей «зиме» более-менее комфортно могут жить семь, ну, в крайнем случае, восемь человек. А нынче их аж девять (у меня своя палаточка - холодная, на двоих, ну ее на фиг, эту теплую, уж лучше ночью хорошо спать в холоде, чем скакать у горячей печки). Хотя бывали прецеденты, что и вдесятером в ней ночевали…

И нашлись-таки у меня единомышленники, любители хорошо поспать. Галя с Олей быстренько ухватились за идею и решили составить Андрюхе компанию. Обсудили имеющиеся с собой спальники (я-то готовилась к холодным ночевкам и взяла свой пуховый комбайн) и выкроили им на троих два комбайна – выживут. Тем более, Рекс тоже отходит им – в качестве шерстяной грелки.

А тем временем стемнело и вызвездило. Стоило только спуститься к реке, и тишина заполняла всю видимую вселенную. Слегка подсвеченная снегом стена Омута высилась до звезд и, как выяснилось ночью, создавала здесь замечательную акустику. Сижу, проникаюсь вечным спокойствием скал и думаю, что буду писать в дневнике – вроде все как всегда, может, хватить прошлогоднего?

А в лагере народ уже кучкуется в районе палатки – пора начинать отмечать праздник. Загрузились вовнутрь, устроились, кто во что горазд, и понеслось. Поздравили наших дорогих мужиков и начали концерт по заявкам. Народ практически выжал из меня весь репертуар. Последнее допевала уже в полукоме. Пора бы домой…

Спать… Все-таки день сегодня выдался насыщенный… Как ни странно, но и в холодной палатке сегодня тепло, похоже грядут перемены. Жаль, пусть лучше будет холодно, но солнечно и красиво. Ладно, чего переживать раньше времени, будем надеяться, что перегрелись у печки.

Неистовый лай Рекса резанул по ушам… Ответный лай… Хм-м, откуда здесь вторая собака? Потом дошло – эхо, Рекс перелаивается с Омутом, вошел в раж, и, похоже, процесс доставляет ему дикое удовольствие. Этот концерт без заявок продолжался долго, пока Ольга силком не уволокла собаку… Скорее спать, пока не началось…

24 февраля, пятница
Утро началось, как обычно, с воплей дежурных, что кушать подано. Выползаю из палатки. Ну, что и требовалось доказать – тепло и мрачно, валит снег. Все окружающие скалы – в тумане. Вот и поснимали…

За завтраком жители теплой палатки жаловалась, что уплыли. У них снегом придавило тент, и крайние проснулись в теплых лужицах. Вердикт – надо лучше оттягиваться.

Пещерные жители полночи гоняли Рекса, а потом боролись каждый за свои права – Андрюха с вечера застолбил: “Чур, я в центре”, а теперь пытался убедить нас, что просто пошутил. Так вот, ему всю ночь было как-то особо жарко, и он пытался выбраться из комбайна. А подмерзающие по краям девчонки усиленно забивали его вовнутрь. Где был Рекс, и чем он занимался – тайна, покрытая мраком…

После завтрака Лешик с Андреем-медиком, набрав снаряги, ушли навешиваться на правую сосульку. Кстати, о сосульках. Осень прошедшего года выдалась сухая, поэтому сосульки в этом году значительно меньше прошлогодних. И если правая еще более-менее, то левая, вертикальная, до земли не доходит, и выйти на нее можно только по скале.

...Это восхождение оказалось самым ярким событием всего похода

На сосульке мы были первыми, остальные команды еще не подавали признаков жизни. Слева еще со вчерашнего болтается веревка гостей. Поэтому мы навесились с правого края (а потом «горняки» бросили еще один маршрут – по центру). Сначала попробовал свои силы Лешик. Следующим вызвался Андрей-медик. Это его восхождение оказалось самым ярким событием всего похода. Причем не по его вине и не только для нас – к этому времени начали подтягиваться и е-буржцы.

Андрей пролез первую ступень сосульки, вышел на большую полку (вляпался там в лужу) и начал обрабатывать вторую вертикальную ступеньку. В это время Рекс метался внизу – как, почему его не взяли, он же тоже мужик! Пометался, пометался и рванул на первую попытку покорения сосульки на когтях. Пошел первую ступень до половины, и скатился вниз. Но не успокоился, а пошел на следующий заход… А народ еще и подначивает: “Давай, Рекс!” Ну, он и дал, правда, с третьей попытки, но взлетел на первую ступень. Потом весь день периодически слышалось: “А ты видел…” или “Даже собака…”

...с третьей попытки он взлетел на первую ступень

Наверху наш гордый ледовый восходитель повертел хвостом около Андрея и хотел, было, вернуться к хозяйке… Но спускаться вниз своим ходом ему не захотелось – бегал по краю и повизгивал жалобно. Пришлось срочно брать командование в свои руки и снимать Андрея с маршрута, иначе Рексу пришлось бы кубарем катиться по застывшим волнам ледопада, а это ох, как больно.

...а наша парочка кувыркнулась вниз головой

Андрей отловил нашего лося, сгреб его в жаркие объятия, и они вместе попытались достойно завершить приключение. Но и это им не удалось. То ли был резкий рывок с их стороны, то ли страхующий Лешик не смог удержать их двойной вес (Рекс, надо сказать, совсем не болонка, а некий овчаркоподобный зверь, к тому же уже немаленький), но в результате Лешика резко швырнуло к сосульке, а наша парочка кувыркнулась вниз головой. Но все закончилось благополучно, и под бурные овации зрителей Рекс удалился по каким-то своим важным делам.

Потом лазали все. Даже наш нелюбитель альпинизма («...и зачем я поперся, я же даже читать не умею…») заразился и пару раз прошел маршрут. Не повезло только Марине – кошки оказались не способными ужаться до ее размера. Зато они с Галей совершили после обеда восхождение на Козла и полюбовались на туманные окрестности.

С особым интересом я ждала Андрюхиных показательных выступлений – он все-таки наш самый опытный скалолаз. Но это-то его и подвело – пытался работать в кошках по скальной технике. Пришлось мне устроить небольшую лекцию «Как ходить на кошках, или для чего им передние зубья». После этого дело пошло. Параллельно мужики навесили правее еще и перильную трассу, и народ, ожидающий своей очереди к молоткам, понемногу жумарил.

В общем, все были при деле – фотограф фотографировал, руководитель руководил, народ лазил.

Около 16.00 е-буржцы нас покинули, а у нас решилась проблема с дровами. После них осталось достаточная куча – уже даже наколотых. А на вершине кучи, как прощальный дружеский привет, я нашла мешочек соли (наш завхоз – Ольга – в этот раз немножко села в лужу, забыла про соль. И поэтому вчера, в тайне от наших мужиков, ходила по соседям с протянутой рукой). Спасибо вам, ребята…

Веревки снимали уже по темноте – народ никак не мог успокоиться. Дальнейшая программа вечера – ужин, беседы у костра, посиделки у печки и отбой, завтра рано вставать. Сегодня пещерных жителей осталось только двое – Галя и Андрюха, Ольга для разнообразия решила узнать, как это – спать в теплой палатке.

25 февраля, пятница
Дежурные подняли народ еще затемно. Пока доваривалась каша, мы свернулись и упаковались. Так что после завтрака все уже были готовы к старту. К этому времени уже немного рассвело.

Обратно мы решили идти не по своей лыжне, а по той, которая шла лесами. Судя по карте, она должна была срезать самые большие речные петли. После Большого Бревна лыжня ушла сначала в левобережный лес. Потом, минут через 20 пересекла реку и стала некруто подниматься в гору. И через некоторое время, уже наверху, поставила нас перед выбором: вперед пойдешь, неизвестно куда придешь, вниз пойдешь – очень круто. Т. е. лыжня, уходящая по прямой, была малонаезженной и достаточно старой. А второй след лыжней уже не был, здесь на лыжах не пройти – крутой спуск-желоб. Похоже, мы уже где-то в районе Столбов.

Женя-руководитель пробежался туда-сюда, и принял решение: спускаемся. А так как готовиться к спуску (снимать и привязывать лыжи) здесь оказалось возможным только по одному, остальные, выстроившись в очередь, маялись дурью. Ну, и домаялись…

Марья из конца очереди дооралась до Жени с предложением исследовать-таки, куда же ведет первая лыжня. На мое удивление, она получила «добро» - уж я-то знаю, насколько Женя не любит делить команду! Как выяснилось уже потом, он почему-то подумал, что она хочет спускаться где-то рядом.

Но дело было сделано – к Марье присоединились Женя-фотограф, Галя и Марина, которым надоело стоять без дела. После кратких метаний (от чувства долга к чувству ответственности) я тоже пошла за ними. Между тем, мое чувство долга просто верещало, что надо вернуться – оставшиеся будут переживать. Но сколько я ни уговаривала народ, они топтали старую лыжню. Поэтому чувство ответственности за них победило.

Тем временем, лыжня, попетляв между деревьями, и в самом деле минут через 20 вывела нас на вершину Столбов. И еще через 10 минут просто-напросто закончилась напротив Чертова Пальца. Класс!!! От реки до нас донесся еле слышный Женин вопль… Вот, блин, влетели! И еще влетит – от Жени. Особенно нам с Марьей, это даже не вопрос. Осталось только решить, как до него добраться.

Пока дискутировали, куда идти (рассматривались три предложения: вперед – тяжелая тропежка в глубоком снегу, назад по лыжне – глупая потеря времени, от Пальца вниз – эксклюзивное предложение от Жени-фотографа, которое я сразу отмела, как слишком рискованное), в лесу замелькал какой-то народ. Оказалось, наша лыжня сбила с толку следующую команду. Собственно, к этому времени я уже приняла решение возвращаться назад, т. к. тропить времени уже не оставалось – только-только успеть на электричку.

На обратном пути меня одолела падучая – раза три кувыркалась на пустом месте. Что за напасть! А под обрывом нас ждали… Лешик, Андрей-медик и Ольга с Рексом. Господи, какие же у нас классные ребята – никто и слова не сказал (даже пожалели нас, бедняжек), приняли лыжи, подали ручки и помогли спуститься в самых неприятных местах. А потом даже забрали рюкзаки и донесли их до основного места базирования – до конца Столбов.

...а еще наш чудо-фотограф успел сделать сверху два классных кадра... Это один из них

Оказалось, мы шлялись 1 час 15 минут. Женя весь уже испереживался за нас. И даже успел сбегать на разведку в лог с противоположной стороны от Столбов, где ожидалось наше появление.

Немножко повыясняли отношения, чего-то зажевали и рванули вперед – надо же успеть на электричку!

Первая электричка до Чусового прогрохотала мимо, когда первые из нас вышли на железку… Ну, и фиг с ней, скоро будет вторая, хоть чайку хлебнем…

В электричке обсудили с девчонками наш демарш, и пришли к выводу, что все к лучшему. Зато будет, о чем вспоминать… а еще наш чудо-фотограф успел сделать сверху два классных кадра...