УСЬВИНСКИЕ СТОЛБЫ, 6-9 НОЯБРЯ 2003

ЕЩЁ ДНЕВНИК | ПЕРЛЫ   Участники
Просмотров: 5920

наш домик (зарисовка в походном дневнике)

Кому-то ноябрьские ПРАЗДНИКИ, а нам – дополнительный выходной день и вытекающая отсюда прекрасная возможность вырваться из повседневного унылого быта и серого города. В этот раз захотелось чего-нибудь этакого, не как обычно. И решили мы немного поиграть в следопытов-спортсменов-путешественников – выйти с углеуральской ветки (от 106 км) на Усьвинские столбы, а оттуда – на станцию Усьва. И народ подобрался подходящий – в кои-то веки на нас двоих девочек (Марину и Ирину) аж пятеро мужиков (Женя, Андрей I, Андрей II, Сергей, Паша) приходятся, да еще каких! Здоровые, выносливые. Лоси, одним словом … Фантастика…

НА СТОЛБЫ ЧЕРЕЗ ЧЕРНЫЙ ВХОД

дневник похода: Усьвинские столбы, 6-9 ноября 2003

6 ноября 2003 г., четверг В 22.30 выпали из электрички на 106 км в районе дер. Тихая, что по Горнозаводскому направлению. Ночь, темнотища, снег, пасмурно, около 0 градусов. Сориентировавшись на местности, двинулись на восток. Через 1,5 км или 15 минут добежали до симпатичной полянки и решили здесь заночевать. Дружненько поставили лагерь, сварганили ужин и около 1.00 собрались в палатке у печки. Поужинали, разобрались с дежурствами у печки и в 2.00 объявили общий отбой. Жара такая, что тяжко даже в футболках. Ложиться в середину никто не хочет, но и краев на всех не хватает – их всего два. Приходится прибегнуть к уже привычному последнему аргументу – у нас с Иринкой, дескать, пуховые спальники, и в серединке мы просто испечемся. Как обычно, этого хватило, и прохладные с одной стороны края – наши. Гитару даже не заносили в палатку. Какая гитара, если спать осталось всего 4 часа, а на завтра у нас непредсказуемые 25 км?

7 ноября 2003 г., пятница 6.00. Последний истопник разбудил утренних кашеваров, а сам нырнул в уютный спальник. Еще целый час можно поблаженствовать под усыпляющие звуки побрякивания котелков, потрескивания костра и тихих разговоров дежурных.

7.00. Завтрак готов, и объявляется общий подъем. Печка уже час, как потухла. В палатке наконец-то свежо, хорошо и легко дышится. И именно поэтому переход от лежачего полуодетого состояния к сидячему полностью экипированному происходит почти мгновенно – не май месяц, однако. А дежурные уже накрывают стол – передают в палатку котелки. Завтракаем, собираемся и к 9.15 все уже готовы к подвигам. Рюкзаки на старте приличные (у мужиков под 30 кг): Серега несет все продукты, у Андрея I – палатка с тентом (палатка уже несколько подмокла, а полиэтиленовый тент не дает ей просохнуть), у Жени – печка, Паша со вторым Андреем поделили пилы и топоры, а у Паши еще 5-литровая бутыль с чаем закатана в спальник.

Мужики вооружаются картами, обвешиваются компасами, и путешествие начинается. Пасмурно, периодически идет снег, достаточно тепло, примерно -1-3 градуса. Наша цель на сегодня – дойти к 17.00 до Талицкого кордона. Что это, не знает никто, но это место есть на карте. Дойдем - увидим.

Идем на восток, сначала по узенькой тропке, петляющей по лесу. Через пару километров выходим на хорошо наезженную дорогу, покрытую свежим снегом, и наш поход начинает напоминать приятную прогулку – а мы-то приготовились преодолевать лесные чащобы с глубокими оврагами и буреломами. Гуляем, любуемся окрестностями, вверх-вниз, повторяя петли дороги. Выработали режим движения – 50 минут идем, 10 минут отдыхаем. Идется хорошо, тепло, а иногда (на подъеме) даже жарковато. Молодь (Ирина с Пашей) резвится на ходу. За этим приятным времяпрепровождением не заметили, как проскочили 8 км и вышли на развилку. Основная дорога уходит на Таборы, но нам надо по другой, уходящей на юго-восток.

В 12.00 мы вышли к мосту через приток р. Вож. Еще через час или 4,5 км остановились на обед. Серега, наш завхоз, покопался в своем рюкзаке (продукты он не доверяет никому, несет все сам) и щедро оделил всех колбаской, корейкой и шоколадом. Все это запивали еще теплым чаем из Пашиного спальника. Во время обеда выяснилось, что уже у всех, кроме меня, промокли ноги. Так что ура двойному вибраму! Не подвел ни разу. К концу обеда народ начал подмерзать, и поэтому с видимым удовольствием ломанулись дальше.

Проскочив вершинку с отметкой “314” и сделав 6 км, упали отдохнуть. За следующие 50 минут проползли всего 2 км – все уже изрядно подустали, дорога стала хуже, и в колее под слоем рыхлого снега коварно прячется очень скользкий ледок, да и вес у рюкзаков приличный. А старая лесовозка все не заканчивается. 16.00. Еще один рывок – 2,5 км и 30 минут – пали – 5 минут отдыха – рывок и… открылось большое белое пространство. Какие-то полузаброшеные лесозаготовки с большими площадками под кругляк, изъезженные трелевочниками. Наши Сусанины, помахав руками у карты, догадались, что это и есть наша сегодняшняя цель – кордон Талицкий. “Падаем” – скомандовал Женя. И в тот же момент у Сереги начал пикать нагрудный будильник: 17.00. Ну и точность у нас!.. До секунды.

наш домик (вид изнутри)

19.30. Все уже балдеют в палатке. Печка, весело потрескивая, интенсивно способствует просушке наших промокших ботинок, а так же создает уют в этом неуютном уголке ноябрьского вечернего леса. Вспоминаем, что сегодня праздник, и Женя достает из недр своего 120-литрового рюкзака бутылочку рябиновки. После чего мне приходится сходить за гитарой. А народ совсем уже расслабился. Пошли какие-то полуспецифические разговорчики, например, об использовании женских прокладок в качестве стелек – у кого чего болит… Серега предложил эксклюзивный вариант – стельки-танго.

К 10.30 всех уже совсем разморило, и Женя объявил отбой. Разобрали ночные дежурства, и плавно, незаметно перетекли в сон – то ли устали, то ли рябиновка подействовала, но никому даже жара не помешала.

8 ноября 2003 г., суббота 6.00. Утренние дежурные (Ирина с Пашей), посчитав, видимо, что раз они никого не видят, то, и их никто не слышит, мило “беседуют” во всю глотку. Их голоса периодически врываются в сладкий утренний сон и причудливо переплетаются с какими-то внутренними голосами. Но слово “Подъем” неожиданно и грубо пронзает сознание. Господи, как же не хочется вставать!.. Встаю. В палатке, как ни странно, тепло. Оказывается, Паша пару раз еще подтапливал. Заботливый Паша, спасибо.

Еще вечером решили, что на завтрак будет гречка, но вчера Сереге было лень выползать из теплой палатки, и он сказал, что продукты дежурным выдаст утром – благо, он кочегарит печку последним и будит дежурных. Иринка подает в палатку котелок, Женя лезет туда поварешкой и нагребает в тарелку… рожки. С недоумением смотрим на нашего завхоза. У того столбняк. Оказывается, он даже запах гречки явственно ощущал…

Собираемся. Памятуя о вчерашней проблеме мокрых ног, народ пытается соорудить из подручных средств что-то наподобие бахил или хотя бы фонариков. В качестве подручного средства мы открыли для себя скотч и теперь увлеченно наматываем его на все проблемные места. Паша, качественно приклеивший штаны к ботинкам, пристает к Иринке – подай то, подай это, железно аргументируя: “Я не могу наклониться, у меня сразу штаны отрываются”. Но хитом этого утра стал следующий диалог:
Женя Сереге:
- Пожалей скотч!..
Серега в ответ: - Все, все, уже жалею...

Хотя был и еще один неплохой:
Иринка (пытаясь кому-нибудь сплавить что-то из рюкзака): - Я же такая маленькая…
Паша (возмущенно):-- Да ты маленький монстр!
Женя (поучающее):- Монстр – маленький, много нести не может.

9.30. Выход. Пасмурно, снег, тепло. Реку Талица переходим по лесовозному мосту с ярко-синим знаком “Губаха” на обочине. Дорога уходит куда-то на юг, а нам надо на восток, и здесь наши с ней пути расходятся. Наши Сусанины о чем-то пошептались, потыкали пальцами в карту, взяли азимут. И мы свернули в лес. Первым Сусаниным Женя назначил Серегу, а замыкающим Андрея II. Сразу резко в карьер начался подъем. Серега, а за ним и все остальные вереницей начали подъем по крутому склону холма, маневрируя среди поваленных деревьев, проскребаясь под низко опущенными ветками. Снега в лесу уже прилично, значит, вечером предстоит глобальная сушка.

С вершины холма открылся неплохой обзор окрестностей. И мы увидели внизу лесовозную дорогу, идущую на восток. Ура, и нам туда же. Ломанулись к дороге. И впрямь, некоторое время она вела нас на восток, но потом стала забирать прилично к югу. А между тем погода пошла на улучшение – в разрывах облаков появилось голубое небо, снег прекратился, светлеет и проясняется.

В 11.22 дорога вывела нас на огромное заснеженное поле и благополучно закончилась. Это поле оказалось аэродромом. После большого совета Сусаниных, выяснилось, что нужный нам отворот на восток мы проскочили бодрым галопом, и сейчас, чтобы не возвращаться назад, нужно опять уходить в партизаны. Взяли азимут на вершинку с отметкой “408” и буквально углубились - на сей раз пришлось спускаться в глубокий лог. На его дне в 13.47 наткнулись на заброшенную и заросшую лесовозную дорогу. Андрей II высказал мнение, что это квартальная просека (на карте она выходит прямиком к Столбам). Взяли азимут на вершинку “390”. Дорога, вроде, тоже туда ведет. Идем по ней. Предполагаемая просека вся заросла молодым лесом, приходится постоянно петлять, обходить, нагибаться, пробираться, цепляясь за все гитарой. Но незаметно и постепенно наша просека тоже ушла на юг. Время 15.15. Где мы? На карте и местности нет никаких четких и ясных ориентиров для привязки. Некоторые (не будем показывать на Пашу пальцами) где-то глубоко в душе начали нервничать, типа, заблудились.

Наши Сусанины за работой

Но наши Сусанины без колебаний все брали и брали какие-то загадочные азимуты, и мы, петляя по пересеченному оврагами, лесами и буреломами рельефу, брели более-менее на восток.

Около 16.00 вышли на восточный склон высокого холма. С него между деревьями периодически проглядывала панорама каких-то просторов – леса, леса, холмы и большое белое пространство далеко впереди, то ли река, то ли вырубки. Траверсировали, спускаясь, этот склон. И неожиданно мелкий вторичный лес, к которому мы за 2 дня путешествия уже привыкли, закончился. Мы оказались в сказочном лесу среди вековых елок. Эти же елки, только поваленные, причудливыми колоннами и целыми баррикадами громоздятся под ногами, ощериваясь вздыбленными корнями. Кое-где в лесу возвышаются полуразрушенные каменные останцы. Движемся то по дну, то по склону глубокого узкого лога. Траектория нашего движения прихотливо извивается в обход лежащих лесных великанов. Идем медленно - то вверх, то вниз. А тут еще выясняется, что опять передовые Сусанины забыли про компасы, и нас сильно отклонило на север. Хорошо, хоть замыкающий, Андрей II, не спит на ходу.

Опять, взяв направление на восток, переваливаем водораздел и падаем в соседний лог. По Жениным прикидкам, до Усьвы остается километра 3-4, мы идем правильно и хорошо, только очень медленно. А часы уже неумолимо показывают 17.00. Скоро стемнеет. Пора бы и остановиться, но очень уже хочется выйти на Усьву, чтобы четко определиться, где же мы находимся. С другой стороны, по темноте и бурелому мы много не пройдем, да и появится реальный шанс позаблуждаться. И, скрипя сердцем, командир принимает решение – ищем место под лагерь. Еще 15 минут хода, и раздается любимая команда “Падаем”.

Местечко для лагеря попалось весьма живописное и нетривиальное. Площадка под палатку (только-только) – на дне лога. А вокруг сплошные завалы. Лог узкий, с достаточно крутыми стенами. Там и тут через него перекинуты огромные сушины. Красиво. Это красота дикого, нетронутого, сказочного леса. Кроме того, дров здесь буквально завались.

Ставим палатку, заготовляем дрова на костер и печку, готовим ужин. Опять у всех сырые ноги, причем, у основной массы – до колен, а у Сереги, целый день тропившего по лесу – эта граница проходит где-то посередине между коленями и местом расположения талии. Как только начинает дымиться печка, загоняем его в палатку – переодеваться и сушиться.

Наконец-то все хозяйственные дела завершены, и мы собираемся у печки. Ужинаем, обсуждаем наши проблемы и завтрашние планы, разбираем ночные истопные дежурства и определяемся с утренним. Теперь можно расслабиться, побеседовать на отвлеченные темы, похохмить, попеть. И пару часов мы старательно занимаемся всем этим, плюс еще периодически ворошим развешенные под потолком для просушки шмотки.

Отбой объявили в 9.30. Но, то ли народ сегодня не устал, то ли отравился свежим воздухом, еще полчаса не могли угомониться – вертелись, переговаривались, жевали. Опять досталось бедному Паше. Ему со своим ростом (под 2 м) достаточно сложно безопасно и удобно разместиться – то ногами чуть печку не сковырнет, то головой упирается в мокрую стенку. И вот, когда он в очередной раз начал ворчать, что не влезает в палатку, все на удивление дружно предложили сделать ему обрезание.

Но к 10.00 все затихли. А за палаткой вовсю бушевало полнолуние…

9 ноября 2003 г., воскресенье Ввиду полной неопределенности нашего местоположения, подъем назначили на час раньше. Дежурные – Сергей и Андрей II встали в 5.00 и уже в 7.00 подняли остальных.

В 8.30 мы начали продолжать движение по склону приютившего нас на ночь лога в сторону востока. День сегодня обещает быть ясным и очень красивым. Как и вчера, постоянно приходится что-то обходить, перелезать, под чем-то нагибаться или проползать. Примерно через час, на востоке намечается просветление, лес резко редеет, и мы впадаем в другой лог – более просторный. Еще минут через 10 Женя останавливается и предлагает делать ставки, куда мы выйдем на Усьве и попадем ли на Столбы. Но нам как-то не гадается, всем уже пофиг куда, лишь бы скорее. Хотя все уверены, что выйдем мы нормально, на Столбы, и, причем ближе к станции Усьва.

Ура нашим Сусаниным!..

9.38. Еще пара минут почти бега, и вот уже перед нами она – красавица Усьва. Справа от нас река делает левый поворот, и горизонт закрыт недалекой стеной – Столбы. Они находятся не далее, чем в полукилометре от нас. Ура нашим Сусаниным!..

Неспешно гуляем, фотографируем, наслаждаясь наконец-то видами открывающихся просторов. А то все лес, да лес, и никакого обзора. Мы уже никуда не торопимся – наша электричка будет около в 13.50, а идти осталось всего 5 км по отличной тропе.

По дороге пережили еще небольшое приключение с пещерой. Где-то на полпути до станции сели передохнуть, и Женя неосторожно упомянул, что именно здесь, чуть выше, находится небольшая пещерка. Андрей I тут же загорелся посмотреть на нее и подговорил Иринку с Пашей подняться туда. Мы-то думали, что они только посмотрят и тут же вернутся… Минут через 20 мы уже устали отдыхать и начали замерзать. Покричали. Сверху прибежал встревоженный Паша с вестью, что Андрей уже минут 10, как залез в пещеру и не откликается. Мы покричали. Откликнулась Иринка, сказала, что все нормально. Сидим, ждем. Проходит еще минут 20. Начинаю волноваться. Поднимаюсь к пещере. Все следы ведут вниз, в узкую щель входа, и никого. Покричала. Ни ответа, ни привета. Только Андрюхина куртка валяется у входа. Подошел Женя. Еще покричали. А в ответ опять тишина. Села отдышаться и успокоиться. Прислушиваюсь. И слышатся мне какие-то потусторонние звуки – то ли камни скрипят, то ли голоса какие-то. А ведь и вправду, голоса. Вот они приближаются, но слов разобрать еще невозможно.

Короче, все обошлось нормально. Вылезли наши исследователи недр все чумазые, как поросята, но донельзя довольные. Тут же поимели строгий выговор с занесением, но и это не смогло испортить их лучезарного настроения. Они – первопроходцы и отважные исследователи…

Дальше без проблем добежали до станции. А там – толпы таких же… с рюкзаками. Основная масса, конечно, с Городища, где проходили соревнования по технике спасработ в альпинизме. Пообщались с народом, перекусили, а тут и электричка подоспела…