ЛЕСНЫЕ ОЗЕРА, 10-12 ОКТЯБРЯ 2003

ФОТО   Участники
Просмотров: 6490

Впервые о Лесных озёрах мы узнали из книги Торопова «Сто путей, сто дорог». От старшего поколения туристов слышали, что это карстовые провалы в долине реки, заполненные водой, очень красивые и глубокие, а вода в них удивительно чистая, холодная и голубая.

Первые попытки найти озёра потерпели неудачу из-за весьма расплывчатого описания подходов в книге. Прошло много времени с момента её выхода, и маршрут был не совсем корректно записан с чужих слов. Да и как описать местность, на которой нет никаких приметных ориентиров... Леса, леса, овраги, буераки...

Однажды, лет двенадцать назад, собирая грибы на новом газопроводе, мы случайно наткнулись на озеро. Первая мысль была, что это и есть одно из тороповских Лесных озер, но оно совсем не соответствовало описаниям. Озеро было одно, и его окружало большое заболоченное пространство, выходящее южным краем на газопровод. В первое наше посещение подробно обследовать его берега, не было времени, и мы решили сделать это позже.

Изучая карты этого района, мы нашли озёра на реке Заозёрной, примерно в 2-3 км выше её впадения в р. Мутнýю, но на карте не было ни газопровода, по которому мы подходили, ни ЛЭП, пересекающей газопровод около озёр. Озёр было изображено три. Было решено, что мы нашли только одно из трёх озёр, а остальные надо искать где-то рядом, только непонятно, вверх или вниз по Заозёрной.

Спустя три года в начале ноября мы снова были в том районе и обследовали участок р. Заозёрной вверх от озера и ничего там не нашли. В 2001 году, также в начале ноября хотели пройти по Заозёрной от её впадения в Мутнýю до озера, просмотреть нижний участок реки, но при выходе на Мутнýю от станции Полазна слишком сильно отклонились на юг от намеченного маршрута и вышли на Мутнýю 10-ю км ниже и значительно позже намеченного срока. Времени на Заозёрную уже не оставалось. Снова пришлось возвращаться, ни солоно хлебавши.

В этом году мы твердо решили пройти нижний участок Заозерной, чтобы окончательно понять, есть ли там еще какие-нибудь озера, или же при строительстве газопровода уровень воды в озёрах поднялся примерно на метр, берега притопило, а озёра соединились в одно.

КАК МЫ НАШЛИ ЛЕГЕНДУ

дневник похода: Лесные озера, 10-12 октября 2003

В этот раз наша мини-экспедиция была уж совсем мини – 4 человека – Женя, Сергей, Борис – приятель Сергея и Марина (то бишь, я). Расклад экспедиции следующий: утром в субботу двумя группами (Сергей с Борисом, Женя с Мариной) двигаемся до р. Заозерной, вечером встречаемся в намеченной точке (примерно 15 км), и в воскресенье идем вдоль Заозерной до ее впадения в р. Мутнýю и далее вверх по р. Мутнóй до её пересечения с газопроводом (по весьма пересеченной местности) в поисках легенды (постфактум около 20 км). Цели: 1 день – ориентирование на местности, 2 день – поиск Лесных озер.

10 октября, в пятницу, вечером (около 22.30) мы выгрузились на станции Полазна. Если бы не лунища, было бы уже совсем темно – осень, однако. Решили не устраивать ночное ориентирование, а переночевать где-нибудь неподалеку. Так и сделали – свернули на первую попавшуюся тропинку, отошли от железки метров на 500 и на маленькой полянке поставили лагерь.

...они мне машут руками...

11 октября, суббота. Ночь была теплая, ясная. Утро проснулось ничуть не хуже. Позавтракали, пора разбегаться в разные стороны. Мужская команда – Сергей с Борисом уже вовсю бьют копытами, не терпится им сделать нас. Ну и пусть себе делают – мы-то ведь погулять вышли, а у них все серьезно – из пункта А выйти к назначенному времени в пункт В. Достаю фотоаппарат, они мне машут руками, щелкаю. Оказалось, забыла взвести. Повторяем, на этот раз без промашек. И ребята, шагая бодро, скрываются в лесу за поворотом тропинки. Удачи вам, надеюсь, мы сегодня еще встретимся. Делаем с Женей ставки – дойдут или не дойдут, а если дойдут, то вовремя ли. Я, подумав, говорю, что дойдут. Жене остается (чтобы было интересно) сказать, что опоздают. Спорим на БОЛЬШУЮ ШОКОЛАДКУ. Теперь, когда все важное решено, и прошло достаточно времени после ухода первой команды, пора бы и нам выйти. Мы и выходим.

Осень в этом году выдалась, как по заказу – сухая, теплая, солнечная. Прогуляться по лесу в такую погоду – одно удовольствие. Гуляем. Лес уже совсем прозрачный. Под ногами – толстый-толстый слой сухих листьев. Тропинка некоторое время вьется между деревьями, а потом выскакивает на широкую просеку – ЛЭП. Пересекаем ее (попутно фотографирую поздние колокольчики) и опять углубляемся в лес. Начинается длинный пологий спуск, прерываемый небольшими локальными подъемами. В ложках трава подернута инеем, сверкающим в лучах низкого еще солнца. Постоянно высматриваем следы пребывания здесь нашей первой команды. По тропе недавно кто-то прошел – переворошены листья, кое-где на влажной земле – смазанные следы. Жалко, что я не Соколиный Глаз, по столь скудным отметинам не могу представить себе рост, возраст, вес и внешность оставившего их. Но, переходя небольшой ручеек, текущий в одном из ложков, находим на бревнышке новенькую целую сигарету. Делаем вывод, что, скорее всего, это наши ребятки нам знак подают. Как выяснили позже, мы не ошиблись.

У тропинки незаметно появляются две широкие заросшие колеи – когда-то очень давно здесь была дорога, и ездили машины. Спускаемся по этой бывшей дороге. Неожиданно лес расступается, открывая огромный незалесенный лог. Видимо, раньше здесь была деревня – кое-где ярко выделяются квадраты зелени - крапива. По логу течет какой-то ручеек. Смотрим по карте – это не ручей, а речка Ветляна.

Спускаемся по тропинке к переправе. Ширина Ветляны – около метра, можно просто так перешагнуть. Но на переправе лежит бревнышко. На бревнышке видим две свежих спички. Ура, наши прошли! Значит, все нормально. Идем дальше – на противоположную сторону лога, наверх. Здесь тропинка теряется, и травища – в рост человека. Определяемся по карте: чтобы не пересекать большие овраги, идти надо верхами, придерживаясь северной стороны обширного холма, чтобы солнце било в правый глаз (было перпендикулярно движению).

Начинаем подниматься прямо в лоб и минут через 20 выходим на старую заросшую дорогу. Некоторое время идем по ней. Но потом дорога начинает забирать вправо, нам же надо влево. Сворачиваем в лес. Здесь я вспоминаю свою главную цель – погулять, грибочки-ягодки пособирать. Начинаю внимательно осматривать местность и в самом деле нахожу грибочки – целое кольцо, как их называет Женя, “поганок”. Но я-то знаю, что это очень вкусные грибы, и собираю их в кулечек. Идем дальше и выходим на старую просеку-дорогу, геофизический профиль. Здесь когда-то геофизики ходили, что-то бурили и проверяли. После них осталось множество таких неизвестно откуда и куда ведущих лесных дорожек. Идем по ней, благо, она придерживается нашего направления.

Погода совсем летняя – ошалелое солнышко и очень тепло. Раздеваемся до футболок. Дорога пробирается сквозь буреломы, постоянно приходится перелезать через стволы упавших деревьев, обходить заросшие кучи сгребенной земли и мини-болотца, в которых отпечатаны следы лосиных копыт. Лосям тоже удобнее ходить по дорогам, а не продираться сквозь чащобу.

Неподалеку справа через деревья светится большой прогал. Решаем посмотреть, что там такое. Проходим через лес и выходим на берег небольшого, но живописного лесного озера-болота. Слева оно все заросло травой, а справа в дальнем конце светятся оконца чистой воды. Обходим озеро по правому берегу, поросшему старым ельником. И уже в самом начале натыкаемся на заросли лисичек. Так и двигаемся – перебежками от одной кучки грибов к другой, пока не добредаем до глубокого, видимо карстового, провала неподалеку от озера. От провала к озеру (или от озера к провалу) ведет грязевая дорожка шириной метра 3. Она кажется очень глубокой и топкой, так что проверять не хочется. Обходим ее по кромке провала. По-видимому, когда озеро переполняется водой, оно сбрасывает ее излишки в этот провал. В районе сброса грибов особенно много – крепкие, красивые – глаз радуется. Собираем все, не бросать же. Вечером соорудим какую-нибудь вкуснятинку.

По левой стороне озера растет лиственный лес, и грибов нет. Нам это местечко очень понравилось. Не знаю, как летом, но сейчас оно выглядит фантастично, слегка по-лунному – даже кратер имеется, и грибов море. Записываем его в ячейки памяти – на будущее, и тщательно все зафотографировав, возвращаемся на дорогу.

Идем по лосиным следам – их становится все больше и больше. А время уже совсем обеденное, и кушать хочется. Располагаемся на обочине и получаем удовольствие от всего сразу – от обеда, от погоды, от передышки, от пейзажа…

По Жениным словам, эта дорога должна вывести нас на газопровод, идущий в перпендикулярном направлении. А уж по этому газопроводу мы выйдем в точку нашей встречи с первой командой – там, где он пересекает р. Заозерную. Впервые во время обеда Женя высказал предположение, что Лесные озера, в таком виде, как их описывал Торопов, уже не существуют. По Торопову озер несколько. Но в тороповские времена газопровода еще не было. По Жениному же предположению, строительство газопровода уменьшило водосброс р. Заозерной, и она притопила округу. И в результате все озера слились в одно озеро-болото. И именно оно находится на пересечении газопровода и р. Заозерной. И Женя давно знал про существование и местоположение этого озера. Но мы-то всегда искали несколько озер… Вот такая прозвучала гипотеза. Интересно, подтвердится ли она?

Дорога все так же петляет через лес. Мы двигаемся все тем же порядком. Женя – по дороге, я рыскаю по лесу то с одной стороны дороги, то с другой – ищу грибы и кадры. То там, то здесь видны рябинки, уже совсем без листьев, но одетые в тяжелые ягодные наряды. Неожиданно выскакиваем на широченную просеку, идущую под острым углом к нашей дороге и поросшую посередине молодым лесочком – газопровод. Время 16.30. Находимся на вершине холма. Сразу открываются необъятные просторы – холмы, лога, леса без конца и края… Заворачиваем на газопровод и идем по нему вправо (на восток). Если идти в обратную сторону, то километров через 12 выйдем на железку к остановке 42 км. Но это завтра, а сегодня у нас другая цель. Нам надо спуститься с этого холма, подняться на следующий, пересечь высоковольтку и спуститься круто вниз. Здесь-то и будет пересечение газопровода и р. Заозерной. Где-то здесь находится известное Жене озеро, и здесь мы должны встретить наших ребят.

Идем по правой дороге вдоль газопровода. Дорога глинистая, раскисшая, по ней недавно прошел какой-то тяжеловоз и всю размесил. Идти неудобно. Переходим то на левую дорогу, точнее, уже заросшую лесом тропу, то идем центром. Молодые березки здесь еще не полностью скинули свой осенний наряд – их верхушки еще сверкают желтизной в лучах низкого заходящего солнца. Попадаются ивы, украшенные выпустившими свой осенний пух сережками. Издали они кажутся зацветшими.

С вершины последнего холма виднеется сквозь голые ветки обширная для этих мест гладь воды. Спускаемся к озеру. Эта его часть сильно заросла травой. С нашей стороны вдоль озера по старой полуразобранной, полузаболоченной узкоколейке идет тропа. Нам по ней. Где-то неподалеку находится, по словам Жени, единственное местечко, удобное для стоянки. Именно это место Женя и назначил для встречи. Идем по узкоколейке, а точнее, по ее насыпи – рельсы остались лишь кое-где. Неожиданно дорогу пересекает ручей, достаточно широкий, чтобы его просто перепрыгнуть. Ищем, как бы переправиться. Здесь очень много упавших деревьев, так что переправу находим практически сразу – к ней ведет тропа, видимо охотничье-рыбацкая. Здесь бывают люди.

...а куда же завтра...

По мере приближения к месту встречи, все острее встает вопрос – дошли ли наши ребятки. Вспоминаем, что после Ветляны следов их пребывания нам больше не попадалось. Ажиотаж нарастает. Скорее, еще скорее… Тропа, до сих пор петлявшая по лесу, выводит к озеру. Женя, идущий впереди, что-то восклицает. Догоняю его, выхожу из кустов… Ура!!! Палатка, костерчик, котелок… Серега, Борис. Молодцы! Я выиграла!.. Где моя БОЛЬШАЯ ШОКОЛОДКА?..

19.00. Солнце уже почти закатилось, и искать кадры уже поздновато. Озеро здесь мелкое, вода прозрачная, дно покрыто разноцветными… лишайниками? Там и тут выделяются на дне светлые, почти белые пятна. Интересно, что это? Лагерь наш стоит на небольшом полуострове, а вокруг озера – холмы, поросшие старым ельником, низинки вдоль берегов - заболочены. Красиво...

На ужин варим суп и бросаем в него все наши лисички, получается очень вкусно, правда, кроме грибов там больше ничего не ощущается. Темнеет и холодает. Расчехляем гитару и жмемся к костру. Вечер проходит в неспешной беседе. Часов в 10 из-за противоположного холма выкатывается огромная луна и составляет нам компанию. Так и сидим впятером до полуночи, а потом машем луне ручками...

12 октября, воскресенье. Утро настало задумчивое – на небе какая-то дымка, и солнышка не видать. Но Женя оптимистично заявил, что, ничего, мол, к обеду все наладится. После завтрака (в 10.30) вышли в кругосветку вокруг озера – пофотографировать. Тихо, ни ветерка. Вода в озере отсвечивает какой-то глубинной голубизной. Обошли все озеро по холмам. И вправду, здесь бывают люди – кое-где попадаются чуть ли не стационарные стоянки с навесами, скорее всего это рыбаки (по Жениным сведениям, в озере водятся щуки). Вышли на газопровод. Дальнейший наш путь лежит по старой узкоколейке, ведущей сначала на юг вдоль Заозерной до впадения ее в Мутнýю (если на этом участке нет никаких озер, то подтверждается Женина гипотеза об их слиянии в одно озеро, то самое, на котором мы ночевали). А потом уже вдоль Мутнóй, и тоже по старой узкоколейке мы опять выходим на газопровод, а по нему – на железку и домой.

Спускаемся с газопровода и минут 20 ищем узкоколейку. Вот она, насыпь. Идем на юг. Здесь все странно – вокруг буреломные леса (движемся по узкой долине реки), а мы идем по почти прямому и ровному возвышенному коридору. Река течет справа. Кое-где видны следы заброшенной и забытой цивилизации – какие-то полусгнившие столбы, большие железяки, изредка под ногами ощущаются рельсы. Частенько попадаются следы жизнедеятельности бобров – остро заточенные поваленные и еще стоящие, но уже прилично подгрызенные деревья. Кроме того, начинает встречаться шиповник. Периодически отстаю и собираю ягоды, потом догоняю команду.

По старой узкоколейке

Так мы идем уже около часа. Неожиданно утыкаемся в непреодолимое препятствие – здесь когда-то был мост, а теперь остались только полусгнившие деревянные сваи. Тут нам не перейти – глубоко и достаточно широко, а узкоколейка утыкается именно сюда. Предположительно – это место впадения Заозерной в Мутнýю, но точнее сказать пока трудно, здесь постоянно река делает какие-то петли, образуя заводи и старицы. Уходим влево – в буреломы – на холм, чтобы обойти очередную заводь и найти какую-нибудь переправу. Поднимаемся, продираясь сквозь густой ельник, переступая через полусгнившие лежащие стволы. На вершине холма деревья расступаются, и мы выходим… к стоянке. Сейчас здесь нет никого, но, видимо, бывают… Местечко сухое, высокое, дров море, а в речке, кроме бобров, наверное, еще и рыба водится – красота. А вокруг лагеря – красный от ягод шиповник. Сообщаю мужикам, что остаюсь здесь жить, и углубляюсь в колючие заросли. Они щедро выделяют мне 10 минут и частично располагаются передохнуть, частично отправляются на разведку.

Мои 10 минут быстро и незаметно истекли, разведка произведена – найдено продолжение узкоколейки. С сожалением оставляем это райское местечко и идем к обнаруженной переправе. Здесь тоже когда-то был мост. От него тоже остались только полусгнившие сваи. Но по ним можно с грехом пополам перебраться. Кроме того, здесь не очень глубоко, и в самом неприятном месте Женя (он единственный из нас в сапогах) спускается в воду, изображая из себя дополнительную точку опоры для остальных.

Забегая вперед, скажу, что были еще три переправы. Две из них примерно такие же, как эта. А вот о третьей надо рассказать отдельно. Идем себе по насыпи между рельсами – тут они еще имеются. Подходим к реке. Здесь не осталось никаких следов моста, даже сваи не сохранились. И только два рельса, причудливо изогнувшись, перетекают на тот берег. Так что переправляемся как белые люди - по рельсам. Точнее по одному рельсу, за другой можно придержаться для равновесия.

Сделав большой крюк, к 14.30 узкоколейка опять выводит нас на газопровод. И опять никаких других озер мы не нашли. Так что Женина гипотеза получила свое подтверждение, а мы наконец-то отыскали легенду. Ура!

У нас остается 3 часа до электрички. А предстоят еще скачки по газопроводу с холма на холм – завершающий 12-километровый марш-бросок до железной дороги. Но все довольны – хорошо и красиво погуляли. И теперь самое время хорошенько задуматься над вопросом неуемного Сереги: “А что мы будем делать дальше?”