РЕКА УЛУГ-О (ТУВА), 28 ИЮЛЯ-14 АВГУСТА 2011

 
ФОТО | ВИДЕО   Участники
Просмотров: 5230  |  размещен 28.10.2011
Ещё дневники этого автора


СЮРПРИЗ ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ

дневник похода: река Улуг-О (Тува), 28 июля-14 августа 2011

Турклуб Зодиак, сплав по реке Улуг-О Верховья реки Улуг-О

Марина: Можно сказать, что на Улуг-О мы пошли с горя. Ну, во-первых, уже много лет наш адмирал Женя упорно отказывался рассматривать этот маршрут, как достойный внимания – по его мнению, 12 порожистых километров ну, никак не окупят все остальные скотопрогонные чуть ли ни 200. А, во-вторых, весь год прорабатывали совершенно другие варианты – сначала, правда, недолго, Уду, а потом перекинулись на Томпуду. И за зиму-весну я уже успела привыкнуть к мысли, что наконец-то искупаюсь на восточном побережье Байкала и погуляю по Баргузинскому хребту.

Все обломилось одномоментно и хорошо ещё, что не за день, а всё-таки примерно за месяц до выезда – мы хоть успели быстренько переиграть маршрут и нормально купить билеты. Так получилось, что у нас с Женей от отпуска неожиданно отгрызлись полторы недели – работа потребовала обильных жертвоприношений. И на все про всё остались жалких пятнадцать дней – да, за такой срок пройти Томпуду нереально: там одной только заброски – хорошо, если за неделю можно уложиться!

Т. е. срочно понадобилась река, удовлетворяющая следующим условиям:

  • 4, а лучше 5 к.с.;
  • заброска колесами в воду;
  • не очень длинная активная часть маршрута;
  • красивая, нетронутая природа; ненаселенка;
  • рыбалка!!!
  • чтобы никто из участников там ещё ни разу не был…

Так что весь список наших сплавных рек был моментально исчеркан – та далеко, там народууу, эту не успеть… Из всего перечня нетронутой осталась только Улуг-О, вроде как подходящая по всем вышеперечисленным параметрам… но на неё было наложено личное адмиральское вето – уж очень Жене не хотелось туда... Хотя на общее голосование участников река была выставлена. Правда, как альтернативу Женя предложил верхний Башкаус – нижний Чулышман. Но команда этот маршрут тоже прокатила – какая такая рыбалка на Алтае??? Вот так мы и пошли на Улуг-О – по остаточному принципу .

А речушка, кстати, оказалась не такой уж и скучной, как рисовал её себе наш адмирал. Она не дала никому ни одного повода пожалеть о выбранном маршруте.

Теперь о людях. Если обычно с участниками постоянно были одни проблемы, то в этом году процесс определения «кто пойдёт» протекал более-менее ровно и закончился именно тогда, когда пришёл срок покупки билетов. И хотя без эксцессов, конечно же, не обошлось и нынче, но к нужному времени минимально-необходимый электорат набрался. И в дальнейшем он только потихонечку подрастал. И вот, в результате всяческих перипетий наш окончательный состав получился таким:

  • Матрёшка (Аква-Спорт, модель Чипполино-2):
    • Женя (Пермь) – адмирал, капитан, правый борт
    • Марина (Пермь) – левый борт
  • Христофор Бонифатич, для своих Христя (Красно Солнышко):
    • Димка (Москва) – капитан, правый борт
    • Алёна (Москва) – левый борт
  • Феррари (Аква-Спорт, модель Буратино-2):
    • Серёга (Пермь) – капитан, левый борт
    • Серёженька (Пермь) – правый борт
  • Кузя (Кулик, модель Мажой-112):
    • Валя (Пермь) – капитан, правый борт
    • Лёха (Пермь) – медик, левый борт
  • Проныра (Аква-Спорт, модель Арбалет):
    • Андрюха (Пермь) – капитан, правый борт
    • Настя (Пермь) – завхоз, левый борт
  • Цапель (БЭКС-4):
    • Редеша (Москва) – капитан, левый кормовой
    • Санёк (Пермь) – летописец, правый кормовой
    • Диманыч (Новокузнецк) – правый носовой
    • Витёк (Пермь) – левый носовой.
  • Пердак (каяк): ёще один пермский Серёжка

Заброска (28 – 31 июля)
Саня:
Сели (пермская часть группы в количестве 11 человек) на поезд 28-го ночью. И сразу же начались приключения. По крайней мере, для меня. А всё оттого, что я купил билет не на тот поезд. Зашел в вагон, смотрю – мое место занято. Поставил на уши проводников. Те сразу в панику. И только начальник поезда смогла увидеть ошибку в один день.

А дело было так. Санька появился в нашей команде, когда билеты до Абакана у нас уже были куплены. Так что обилечиваться ему пришлось самостоятельно. На бумажке, которую дал ему Женя, было написано: «поезд № такой-то, Москва-Абакан, на 28 июля». С ней Санька и отправился в кассу. Через какое-то время звонит: «От Перми билетов уже нет. Что делать?» «Ну, покупай тогда от Москвы, куда ж деваться-то…» Следующий звонок: «ОК, всё купил».

В поезд садились как обычно – в суете и сутолоке. Санька, по-моему, свой билет даже не предъявлял – хватило нашего, группового. Так что светопреставление началось чуть позже, когда поезд не только уже тронулся, но даже успел набрать обороты: прилетает Санёк, весь из себя такой взъерошенный – у меня, мол, место занято!!! Потом громко качает права перед проводниками – что, мол, за фигня! Кстати, если бы не качал, всё бы обошлось тихо-мирно. Но тут поднялась суматоха – как так, электронная система ошиблась!? Дело дошло до начальника поезда… А она как на грех оказался глазастой дамой. Разглядела, что билет куплен… да, всё верно, номер поезда совпадает… и дата отправления тоже сегодняшняя – 28-е июля… но пункт отправления – Москва! То бишь, в это самое время его паровоз только-только покидает пределы столицы. Санька почему-то не учел такой мелочи, что от Москвы до Перми – целые сутки езды

Далее были очень неприятные для всей команды несколько часов подвешенного состояния – пока проблема не разрешилась…

С поезда меня не сняли, но сказали, что если будет проверка, то придется заплатить штраф. Поэтому было решено перестраховаться и купить билет через интернет. Купили на сайте РЖД, а забрали в Екатеринбурге. Но и это еще не все – веселье продолжилось, когда мы начали пытаться вернуть первый мой билет. На каждой более или менее продолжительной остановке несколько человек гоняли в кассу, а кому-то приходилось в это время на всякий случай стоять у стоп-крана, чтобы поезд не ушел без нас. Правда, обошлось без крайних мер. Но только вот успеха мы так и не добились: на каждой станции срабатывал один и тот же сценарий: банально не хватало времени. Что-то прояснилось только в Новосибирске, где наконец-то нам внятно объяснили, что сначала нужно сдать билет, а затем писать заявление на возврат денег. В общем, на промежуточных станциях провернуть эту длительную процедуру практически невозможно, а в Абакане уже нет никакого смысла. Так что после Новосибирска я уже смирился, однако Валентин не сдавался до последнего, он бегал почти на каждой станции и локомотивом продавливал очереди.

В остальном все было спокойно. В Абакане встретили москвичей и новокузнеца, погрузились в микроавтобус – 15-тиместный форд с огромадным прицепом, куда вошло всё наше увесистое барахло, за исключением каяка, его привязали на крышу – и отправились в Кызыл. По дороге сфотографировались на фоне спящего в Ергаках Саяна. В Кызыле перебрались в ГАЗ-66, который и забросил нас до реки. Правда, по дороге он периодически глох, но после не особо сложных шаманских манипуляций обретал очередное по счёту дыхание и исправно тащился дальше в гору. Уже ночью добрались до первого брода. И хотя была мечта прорваться дальше, до второго, до которого отсюда еще километров 15, но получился облом – водила сказал, что не хочет рисковать, машина и так еле идёт. Так что разбили лагерь прямо здесь. Прибыли. Утром стапель.

Турклуб Зодиак в Абакане Турклуб Зодиак. Уже в Туве Турклуб Зодиак. На пути к Улуг-О

День первый (1 августа)
Подъем в восемь утра. Вылезла из палатки – мама дарагая, вчера ведь здесь совсем ничего не было! Откуда всё взялось! Такая вокруг красотища стоит - просто неописуемая! Хотя вернее было бы сказать «стоят», потому что именно стоят (или высятся?) – горы, мягкие и зелёные, до щемления в груди ласкающие взор, двумя цепями обрамляющие горизонты. И как среди такого величия можно заниматься повседневными делами? Да легко и с воодушевлением!

Уровень воды средний (до 12.00 упал на 7 см). Солнечная ясная погода, жара под 30 градусов. Вышли 14.20.

Плыли плохо и скучно, постоянно садились на мель на мелких перекатах, порогов не было. Повеселил утенок, перебежавший русло перед катом - как ребенок через дорогу перед КАМАЗом.

В отличие от тяжёлой четверки двойкам, не говоря уж о каяке, шлось повеселее. Мы нигде не сидели, правда, приходилось постоянно маневрировать в узких протоках, отбиваясь на поворотах от прижимов к кустам и одновременно обруливая мели, – река здесь течет в широкой долине и отчаянно ветвится. Зато нельзя было сказать, что мы помирали от однообразия – успевали и хорошенько помахать веслами, и поглазеть вокруг. А поглазеть, кстати, было на что – вокруг расстилается горная тундра, и с двух сторон широкую долину обступают невысокие и безлесные, но очень живописные горные цепи. А если учесть ещё, что погода стояла просто замечательная, то можно представить, какая красотища открывалась за каждым поворотом! Ярко-синее небо, тёмно-синяя вода, синеющие горы… И все это на фоне сочно-зеленого с вкраплениями желтых, красных и синих цветочных точек, мохнатого от карликовых березок и ив полотнища самой тундры.

В этот день Витек напророчил нам дождь. Он сказал: «в жопу солнце, когда пасмурно лучше». Этого ему не простили до самого конца похода – поминали при каждом удобном (Марина: а, скорее, неудобном – какое уж тут удобство, если дождит и мряка) случае, и даже дедовщиной угрожали . Под это дело и Валя, любитель побриться, тоже попал под раздачу… А нефиг каждый день скрести щетину, если после этого сразу же капать начинает!

Но пока всё было тип-топ – и солнышко припекало, вися, где ему положено по времени суток, и небо сумасшедше голубело, и шустрая речушка ласково журчала под гондолами. Зачались на ночевку на большой поляне, окаймленной красным обрывом, у самого первого вышедшего к реке лесочка – чтобы не снаряжать поисковые экспедиции за дровами. Было еще сильно засветло – около семи вечера. Так что желающие почистить пёрышки даже спокойно поплескались в голубой водичке. Серёга с Лехой слётали на ближайший мелкий пупырь, поросший лиственницами и покрытый беломшанником – пофотать и поплевать на мир с высоты.

Вечер за разговорами и кружкой мира промеж ними прошёл очень даже приятственно.

День второй (2 августа)
Подъем в семь 7.30, завтрак. Утро было ясное. Вышли в половине одиннадцатого.

На обед зачалились в 13.30. В обед прошел дождь, и пришлось поглощать пищу под навесом. В это же время поймали первую рыбу.

Далее по ходу сплава был коварный прижим, на котором кильнуло Кулик. Да и остальные катамараны попали в нелегкое положение.

Это произошло в первом каньоне после Ташаузского порога – очень быстро и практически на пустом месте. Сам порожек оказался не сложным, хотя на фоне всего остального, пройденного до него, конечно же, выделился более концентрированной струей и неплохим валом. Больше впечатлил подпор перед ним: река вдруг совершенно замерла – ни течения, ни шевеления – образовав приличных размеров озеро глубокой стоячей воды, окруженное неприступными скалами. И дальше по ходу никакого речного русла не просматривалась – казалось, что путь преграждает высоченная скала. И лишь шум потока спереди несколько рассеивал иллюзию, зато давал богатейшую пищу для и без того не слабого воображения – там, прямо по курсу чудился водопад сродни Ниагарскому, ведь куда-то же вся эта махина должна изливаться! Однако обошлось без новейших географических открытий, и Ташаузский прошли без эксцессов. И сразу за порогом, на высокой полке правого берега, куда зачалились размять ножки, я нарвалась на кусты смородины, растущие прямо на галечнике. И ягоды на них были размером с добрую вишню. Через полчаса утомленные ожиданием собратья едва уволокли меня оттуда.

О чем бишь это я? А ну да, о киле же! Так вот, сразу после Ташаузского идет неплохая, но коротая шиверка, после которой на локальном, но крутом правом повороте и находится тот самый прижим к левобережной скале – достаточно, кстати, мощный. Это место в нашу небольшую на тот момент воду отличалось практически полным отсутствием маневра – надо было вписываться в узкую и сильную струю вдоль самого левого берега и при этом не вляпаться в прижим. Так-то, конечно, ничего сложного, всего-то и делов – зайти грамотно и аккуратно… но вот именно этого нам и не удалось сделать… Где-то на шиверке каты перемешались – кто-то кого-то обогнал, кто-то прошёл левее, кто-то правее, поэтому на выходе из нее образовалось небольшое столпотворение. И те, чей порядок в походной колонне далеко не первый, немного притормозили, рассосавшись по небольшому уловцу справа перед входом в прижим, так как действовала директива адмирала «нас не обгонять». А нас – это идущих на тот момент первыми Христю и Матрешку.

Забился в улово и Кузя-кулик. Валя спокойно пропустил передового Христю. А вот адмиральской Матрёшке (т. е. нам с Женей) почему-то решил перейти дорогу: когда мы уже практически прошли мимо этого улова и оказались на быстрой струе перед прижимом, Кулик неожиданно стартовал, нафиг подрезая нас. Но деваться было уже некуда, оставалось только попытаться сколько возможно притормозить, чтобы не вляпаться в них, а на правильный и аккуратный заход уже просто не оставалось места… Да и себя-то самого своим же заскоком Кулик поставил в крайне неловкое положение – они так торопились проскочить перед нами, что залетели в прижим кое-как, ну и огребли соответственно. Киль был мгновенный и неизбежный – их Лехой выперло высоко на скалу, картинно так поставило на правую гондолу и положило. Правда, я практически ничего этого не видела, так как в это время нам тоже было не ахти как здорово… мы судорожно отгрябывались, чтобы не повторить их подвига. И нам это всё-таки удалось, правда на скалу я тоже сколько-то вознеслась, но не настолько критично, как в предыдущем показательном выступлении, и нас милостиво отпустили без покаяния . Когда мгновением позже проскакивали мимо кильнувшихся, те были уже в полном нормуле – стояли на середине протоки по пояс в воде и переворачивали Кузю.

В этот день родилась поговорка «кто за Валей пойдет, на киль попадет».

Встали на ночевку как обычно около семи вечера. Вечер был хмурый, но хоть не капало.

День третий (3 августа)
Адмиральский подъем прозвучали в восемь утра. Утро холодное. Все тяжело и лениво собираются. Уровень воды поднялся, за счет ночного дождя. Вышли примерно в одиннадцать утра.

Перед выходом при осмотре поляны на том месте, где собирался Витёк, в траве я нашла налобник – скорее всего Витька же. Сразу бегать, искать хозяина времени уже не оставалось, да и лениво мне было. Я и прибрала находку к себе в герму – вечером отдам. А потом пришла мыслишка поинтереснее… Но об этом в своё время...

На протяжении всего сплавного дня шла сплошная фоновая тройка, но на сей раз обошлось без происшествий. Кулик после вчерашнего дисциплинированно занимал своё место в колонне, а все многочисленные прижимы обходил с двойным запасом – по принципу «лучше уж посидеть на камнях, чем ещё хоть раз залететь».

На обед зачалились в 14.00. И снова попали на дождь и, как следовало, и последствия не заставили себя долго ждать. Во время дальнейшего прохождения реки из первого же левого притока пёр натуральный мини-сель. Улуг-О после его впадения потеряла свою недавнюю прозрачность и густо покоричневела. Все остальные ручьи, впадающие слева, тоже вносили свою неслабую посильную лепту. Да уж, похоже, паводок был совсем уже не за горами, мы неслись на его волне. И хотя после обеда дождик прекратился, и даже выглянуло солнышко, но над рекой мигрировали влажные туманные завесы, и особого тепла уже не было.

Дело шло к вечеру. Скоро уж и Нижний каньон должен был показаться. Но тут Адмирал предложил где-нибудь здесь сделать днёвку c баней и прочими туристскими радостями, чтобы не стоять целый день в узком ущелье, где и небо-то можно увидеть только по праздникам. И народ, ещё с паровоза озабоченный проблемами чистоплотности, с воодушевлением проголосовал за! Место нашли быстро, оно оказалось удачным: песчаный берег, купель для бани. Там же обнаружили медвежьи и лосиные следы. После этого вечером в туалет все ходили парами, наивно полагали, что это их спасет от медведя.

Уже начинало темнеть, когда увидела, что Витёк ходит чтой-то не слишком весёлый. Ага! Пришло моё время! Ща я его!!! Да, кстати, на данный момент было уже стопроцентно ясно-понятно, что данный индивид является махровым растеряшкой – ещё ни дня у него без потерь не обходилось. Однако пока все эти дела заканчивались кратковременным испугом – каякерская куртка нашлась совсем под другим деревом, ножик тоже обнаружился кем-то глазастым. Но это я так, к слову. А так-то задумка утрешняя была про другое.

Подхожу к Витьку как бы невзначай и невинно так интересуюсь – чего это, мол, он такой взгрустнувший? Отвечает, как я и полагала, что фонарик вот где-то про…потерял, причем теперь-то уж точняк окончательно, жалко, мол… Yes! Вот он, мой звездный час!!! Опять совершенно невинно интересуюсь – а что, мол, мне будет, если фонарик всё-таки обнаружится? – Дык, ничо, – отвечает. – Ну, на ничо, ничо и будет...

Некоторое время ведем с ним на эту тему многозначительную беседу, полную иносказаний и недомолвок – никому не хочется сдаваться. И наконец-то его практичность берет верх над осторожностью, и начинается уже нормальный торг. Запрашиваю с него ни много, ни мало, а полного исправления погоды, причем не позже, чем к утру, да еще и на весь поход! Витька корёжит и пучит от столь наглого требования, он пытается выговорить себе свою любимую облачность. Но не тут-то было: апеллирую к его мужской логике: есть погода – есть фонарик, нет погоды – нет фонарика (а разве ж я говорила, что он есть?)! И через полчасика мытарств и катаний все мои условия принимаются безоговорочно! Так что в ближайшее время нам всем будет, над чем и кем порастыкать .

День четвертый (4 августа). Дневка!!!
Подъем был свободный, но те, кто хотел позавтракать встали в десять утра. Утро стояло отличное – солнце, тепло. За завтраком распределились по группам: кто пойдет в горы, кто будет делать баню, кто по грибы, а кто рыбачить.

Баню строили под строгим руководством адмирала. Она получилась огромная, в высоту метра полтора. Девчонки насобрали уйму грибов. А вот рыбаки, к сожалению, ничего не поймали, хотя и очень старались. Валя сводил небольшой чисто мужской коллектив на ближайшую горушку. Не очень удачно – начавшийся в районе обеда дождь помешал нам дойти до верха, ну и вымокли все капитально. Так что остались не слишком довольны «походом».

Кстати погода, похоже, капитально испортилась – дождь не прекращался практически весь остаток дня, барабанил по палаткам ночью, да и утром пришлось собираться под ним же. Вокруг все было серо, промозгло и туманно.

Но, тем не менее, жизнь продолжалась! Серёжка, пока все остальные занимались банными приготовлениями, крупными буквами выложил на берегу, метрах в трёх от воды слово Пермь – из камней.

Вечером приготовили ужин, пожарили грибов и в два захода сходили в баню. Банька удалась на славу!

День пятый (5 августа)
Крик о том, что завтрак готов, прозвучал в семь утра. Погода пасмурная. Завтрак, сборы, в общем, все как обычно. Новым было то, что уровень воды значительно поднялся против вчерашнего – Пермь (выложенная из камней) практически затонула! Отчалили в 11.40.

Вошли во второй каньон. Первым порогом была Чертова дюжина, за ним проследовали Тарелочки и Катерины-1,2. Всё пройдено без происшествий. И наконец-то все приободрились.

Ну, во-первых, на Чёртовой дюжине, точнее, перед ней, мы увидели первых за всё время на реке людей. Мы как раз стояли под правым берегом, в улове перед порогом. Особо любопытное большинство ползало по каменюкам вдоль реки, любуясь на предстоящее. Остальным ноги бить было лень, мы мирно загорали лежа на катах и подставив незагорелые личности освежающим струйкам, падающим с мутного неба. Я, обладая богатым воображением, могу, конечно, себе представить, насколько эффектно в этом безлюдьи выглядела наша внушительная эскадра – но не настолько же! Четвёрку «Рафтмастер», неожиданно выскочившую из-за поворота, похоже, просто переклинило от увиденного. Мужики даже грести перестали, их сколько-то несло по струе вдоль дальнего, левого берега, пока не посадило на одну из плит в гряде, перегораживающей вход в порог. Только теперь они опомнились и взялись за вёсла. Прыгали долго, но соскочили. И их унесло на прохождение. А через минуту пролетел их второй кат – двойка-Рафтмастер. Эти сориентировались быстрее, и, поняв, где их передовая машина, полетели вдогонку. С этой командой мы ещё встретимся.


Порог Чертова Дюжина

Ну и остальные сегодняшние пороги прошли тоже, как было написано выше, без происшествий – нельзя же происшествием считать тот факт, что в Тарелочках я снесла собой половину березы, низко нависающей над рекой. Береза была большая, и мы по какому-то тайному Жениному соображению решили пройти под ней – прямо посередине, под густым частоколом толстенных веток. Для себя мой капитан выбрал нормальный проход, мне же досталась одна из тех веток прямо поперёк грудины. Итак, картинка маслом: течение прёт, ветка пытается смести меня с сидухи – отклоняюсь, отклоняюсь, вот уже и голова практически в воде, Женя орет свой «вперёд, вперёд!» А какой тут может быть вперёд? Не вывалиться бы. Мне просто повезло, что первой сдалась ветка – она с громким треском переломилась, и я наконец-то смогла выпрямиться и сделать Жене его «вперёд». Вырвалась из-под березы, несколько потрёпанная, вся разукрашенная листочками и с этой распроклятой веткой в руках . Но в сидухе!

Во время прохождения реки встретили две московские группы водников. В одной из них был популярный телеведущий Михаил Кожухов. Его группа проходила пороги сходу без просмотра. А вот тут Сашка ошибается: позже я поговорила на эту тему с кем-то из команды Михаила. Оказывается, без осмотра они прошли только Чертову дюжину, да и то только потому, что не поняли, что это уже и есть порог. И к тому же при подходе загляделись на нас, стоящих в предпорожном улове – ну, и влетели, а там стало уже «а, поздно»… А кстати, по нашей воде Чертова дюжина была неплохой.


Порог Катерина-I

Порог Катерина-II

К Катеринам погода уже несколько наладилась, и даже выглянуло солнышко. И прошли мы их – и первую, и вторую – в штатном порядке. На первой самым неприятным было дерево, низко висевшее на самом выходе из порога с правого берега, к которому и надо чалиться. Вторая показалась несколько поинтереснее – там и манёвр какой-то был между камней, и бочечка на выходе. Ну, и при осмотре его познакомились со второй командой москвичей – из АБВ. Они уже встали на ночевку, но посмотреть на наши прохождения вышли.

На ночевку решили встать перед порогом Катерина-3. Зачалились на стоянку без двадцати пять, по соседству со второй из встреченных групп. Соседи оказались гостеприимными и сразу же предложили нам котел чая.

По Катерине-3 конкретно было видно, что идёт хороший паводок, так как камень, запирающий основные ворота, тот самый, на котором в 2009 кильнулась наша Бешеная Белка – четвёрка Буратино, лишь иногда выглядывал из пены. А тёмно-красная вода казалась густой и тяжёлой.

Шестой день (6-ое августа)
Под утро пошел дождь, и лил без передыху почти что до обеда, так что паковались насыро. Но почему-то уровень воды в реке не только не поднялся, а даже чуть упал. И главный камень Катерины-3 – тот, который образует затычку после выхода из основных ворот, вчера еще практически обливной, сегодня немного приоткрыл своё личико. Но вода всё ещё оставалась густого грязно-красного цвета.

Сегодня продолжаем прохождение каньона. Собрались на завтрак в восемь утра. Но, тем не менее, вышли поздно – в 13.30. Связано это с тем, что под дождём собираться сильно ломало, да и многие члены группы сначала решили посмотреть как пройдут порог наши соседи. А прошли они нормально, обходя затычку слева. Хотя при осмотре все дружно решили, что пойдут справа от неё (собственно, как и некоторые наши, в частности экипаж Цапеля, а точнее его капитан Андрюха). То бишь, москвичи проскакивали ворота и делали какое-то движение вправо, но потом резко бросали эту затею и быстро-быстро уходили левее затычки. Видимо, туда и пёрло.


Порог Катерина-III

За Катериной-3 начинаются Демирсалы. Так получилось, что первый из них – Демирсал-1, соответственно, – мы проскочили без осмотра. А всё из-за взаимного недопонимания. Ну, или звёзды так легли… А началось с того, что после Катерины-3 все наши шесть катов и каяк собрались в улове у левого берега, и что там дальше делается, отсюда не видно – здесь река уходит в глубокий левый поворот. Вот Женя и отправил разведчиков – Христю с Цапелем – посмотреть, куда можно перечалиться для дальнейшего осмотра. Послал он их по рации, и не все остальные экипажи верно поняли происходящее. Иначе как объяснить, что за разведчиками смело стартовал и Кузя? Он-то опять и влетел, правда, на сей обошлось без киля, но по свидетельству очевидцев, только потому, что вляпались они недалеко от берега, где струя была не слишком сильной. А для нас, оставшихся, ситуация на тот момент была просто непонятной: по связи вместо подтверждения готовности принимать доносились только матюки вперемешку с отбоями. Позже, конечно же, всё узнали: там, за поворотом как раз кульминация Демирсала-1: слева большую часть потока перегораживает гряда, и самый лучший проход – по основной струе вдоль правого берега. Но с воды всё это читается, когда уже становится слишком поздно, если судно идет ближе к левому берегу. Однако Цапель успел зачалиться в улово перед самой грядой, Христя как-то сманеврировал в камнях, и проскочил через гряду. А вот экипаж Кузи оказался или не настолько сработавшимся, или же не таким ловким… они сели на камень недалеко от берега. Причем их пришлось вытаскивать морковками, поскольку сами Алексей с Валентином не смогли выбраться с обливника.

Далее все экипажи прошли без проблем Демирсал-2. После чего зачалились перед Демирсалом-3 на ночевку. Сегодня нас приютила первая московская команда – они уже расположились на этой стоянке. Нынче мы как-то постоянно приходим поздно...


Окрестности порога Демирсал-III

И в этот день рыбы было поймана всего одна штука.

День седьмой (7 августа)
Завтрак был в восемь утра. Утро солнечное, но холодное. Собрались уже как по традиции около одиннадцати утра.

Еще раз посмотрели порог, посетовали на гадский зуб рядом с первой бочкой (идти надо впритирочку к этому зубу, т. е. в порог заходить ближе к левому берегу, чтобы не сесть на входную гряду, идущую справа, а потом уйти на центр, и даже чуть правее, только аккуратнее, чтобы не цапануть зуб, который в нашу воду с наплыва был не виден) – ни туда, ни туда влетать не хотелось, пообсуждали, кто и как будет проходить и порешали, как быть с теми, кто проходить вообще не хочет. А такие были: ну, во-первых, Проныра в полном составе и, во-вторых, Леха с Кузи тоже не был уверен в своих силах. Проныру взялись перегнать Диманыч с Редешей, а на Кузю вместо Лёхи согласился сесть наш каякер – после того, как сам пройдет. Итак, утверждённый план был таков: первыми идут мужики на Проныре. Их страхуют морковками в послепороговом улове у правого берега Серёги с Феррари. Затем они вместе принимают Серёгу, при необходимости ловя его и катамараном, и морковками. Потом уже с промежутком в 30-50 метров стартуют все остальные: Христя, Цапель, Матрёшка, Феррари, ну, и Кузя.

Началось-то всё нормально: Настя с Андрюхой потащили свои рюкзаки за порог, а Димка с Редешей браво прогалопировали по Димерсалу-3 на их катамаране. И внизу стали на страховку. А вот дальше начались накладки. Пошёл каяк…


Страховка ниже Демирсала-III и прохождение каяка, с которого всё и началось

Серёжка: Часть народа решила не ходить Демирсал-3 (отчасти проникнувшись мраморными табличками). Я же сдуру решил пойти. Нифига не размялся и не проснулся. Потому промохал заход во вторую бочку, с возгласом «Бл..дь!» криво в неё захожу, залёг, попытался встать – но это было уже в 3-й бочке. Не получилось, и я приехал головой в камень. Камеру отломило. Йа ф шоке. Отстреливаюсь (лучше бы я этого не делал). Кручу башкой. Кат, который типа на страховке, стоит носами к берегу. Зато морковка падает прямо в руки. А руки-то заняты веслом и лодкой. Пока ищу третью руку, чтобы взять моркву, она куда-то уходит. Надо обязать всех выкинуть нафиг эти тонкие серые верёвочки и завести нормальные морковки.

Иду самосплавом в 4-й Демирсал. В первой бочке меня как-то перемешивает вместе с веслом и лодкой. Отплёвываюсь. Вижу кат. Вроде догоняет. Вторая бочка. Бл..ть. Меня там как-то вывернуло, скрутило, и я подумал, пусть кат ловит лодку, я поплыл в улово. Вылез. Пошёл вниз. Кат вижу. Лодки нет. Не догнали. Поднялся вверх. Встретил экипаж ката. И тут ключевой момент: Я говорю – «я пошёл вниз» (имея в виду – вниз по реке искать лодку). А меня, как оказалось, поняли как «вниз к кату»...

Стоим с Женей на фото напротив первой бочки, наблюдаем это безобразие – и Серегин киль, и его безуспешные попытки встать, и действия страхующих. Правда, оттуда было непонятно, почему Серега ушел дальше, ведь обе морковки легли ему прямо в руки! Бежим вниз по тропе, параллельно пытаясь связаться с Пронырой, ушедшим вслед за Серегой. Наконец мужики отзываются: «Всё нормально, он на берегу, возвращаемся». Уфф… отлегло...

Дожидаемся возвращения Диманыча с Редешей и начинаем проходить порог в установленном ранее порядке, правда, как-то сам собой снялся с повестки дня вопрос о Лёхином нежелании садиться здесь на кат… А зря… Если бы не это, всё могло бы сложиться по-другому. Кстати, уже позже мужики – то один, то другой – вспоминая сегодняшние приключения, утверждали, что с удовольствием прокатились бы по порогу ещё разок… Ну, да чего уж теперь.

Итак, Цапель – ок, Христя – ок, Матрёшка, Феррари – все уже в нижнем улове, ждём Кузю. А вот и они показались, но идут зачем-то вдоль левого берега и заходят прямо в самую ж… бочки… и похоже, не совсем ровно… В бочке их, как мне показалось, резко кинуло вправо, и Лёха выпал… Потом он рассказывал, что удара он не почувствовал и даже и не понял, как это случилось. А разбалансированного потерей левого гребца Кузю пару раз кинуло с боку на бок и, как и следовало ожидать в такой ситуации, вполне закономерно положило. Оп-оп-оп! Спасы, однако!

Слышу громкий свист со стороны порога – там, напротив первой бочки стоят москвичи, им сегодня тоже проходить, вот они и вышли посмотреть, как мы будем это делать. Москвичи машут руками, ловите, мол, первый идёт! Ага, видим – Леха уже показался на выходе. Его несёт по струе вдоль дальнего, левого берега. Христя выходит из улова, принимает потерпевшего кораблекрушение между гондол, потоком их разворачивает и уносит в Димерсал-4.

Опять свистят, надо полагать, Валя на подходе. Ну что ж, мы на очереди, наш выход. Вот он, Валя – кричит что-то про «спасите». Выжидаем время, чтобы не промахнуться… Ага, пора! Выгребаем на струю как раз перед носом плывущего. Он пытается зацепиться за Матрёшку сбоку, но Женя отправляет его между гондол. Всё, есть контакт! Поехали!

Что было дальше, отложилось в памяти слабо. Помню только, что почему-то руки моментально налились свинцом – и мощная струя, при осмотре не показавшаяся криминальной, и увесистая, ни фига не обтекаемая гантеля, висящая промеж гондол, которую вдобавок везти надо было очень аккуратно, чтобы не побить о камни – всё это внесло свою лепту. Тупо черпала, черпала. Ещё помню, что какие-то сливы проходили кормой вперёд. Тогда я думала, что это я не доработала, но потом Женя сказал, что так было надо, чтобы не напороться Валей на какой-нибудь обливник. Пару раз пытались выбиться из струи вправо под берег, чтобы хоть чуток передохнуть (этот самый Димерсал-4 вдобавок ещё и длинный, зараза – 800 метров всякой пакости!), но сил моих уже никаких не было. Предлагали Вале вылезти на кат, чтобы хоть как-то облегчить жизнь, но получили в ответ «не могу». В общем, как-то так докатились до конца порога. Осталась самая малость – зачалиться.

Первая попытка подойти к берегу успехом не завершилась – помешал опять же Валя (как потом узнали, у него где-то там под водой ещё и весло болталось!) – грябались, грябались, но пары метров так и не дотянули. Женя поначалу даже сгоряча крикнул: «Принимайте!» А принимать-то и некому! Даже Серега, который должен бы нас тут ждать, и тот куда-то испарился. Довернули и сделали следующий заход. А надо сказать, что здесь все промежутки между порогами представляют собой короткие 30-метровые участки хорошего быстротока, несколько утихающего лишь около самого берега. Так что если и сейчас у нас ничего не получится, то просто напросто уйдём следующий порог – первый Рижский (потом посмотрели его, порадовались за себя, что этого не случилось). Итак, опять пытаемся ткнуться в берег. Тяяааааанем, тяяааааанем, тяяааааанем – ну, никак, до земли всё те же два метра. И не намного больше до начала Рижского. Тут уж Женя рявкнул Вале, чтобы он отцеплялся и выходил сам, иначе влетим же! Валя разжал руки, и в один гребок мы продёрнулись вперед, я вылетела из сидухи и выдернула кат. Есть!

На берегу стоял только Проныра, людей не было. Похоже, мы обошли всех на каком-то повороте. Первым показался Христя, с Лешей, уже сидящим посередине. Приняли их. Потом увидели Кузю, заходящего вверх пузом в Рижский-1, и Цапеля с Феррари. Мужики зачалились к нам. Первым делом, конечно, спросили у них, как так получилось с куликом. Оказалось, что Сереги даже уже поймали его, но так и не смогли подогнать к берегу – струей их постоянно отгоняло на быстроток.

Ладно, надо считать потери и решать, что будем делать дальше. Короче, так: Серёги нет, каяка нет, кулик тоже ушел, у Христи пробоина. Но если с каяком и катом всё более-менее понятно – они где-то впереди, и с Христей тоже ясность имеется – надо срочно ремонтировать. А вот где Серега-то? Неужто рванул за своей лодкой? Так, наверное, предупредил бы… На всякий случай Женя послал Диманыча по тропе к старому лагерю, однако разведчик вернулся ни с чем. Да и москвичи, прибежавшие оттуда, чтобы убедиться, что у нас всё о’кей, тоже подтвердили, что никого не видели. Параллельно вторая наша разведгруппа умчалась вниз по течению – искать всё и сразу. Вернулись они примерно через час-полтора. Их отчет тоже не принёс ни малейшего успокоения: ничего и никого они не нашли. Видели только вторую московскую команду, да и та как раз была на другом берегу – они что-то на тот момент проходили. Кое-как поперекрикивались с ними и поняли только одно – кат и каяк ушли ещё дальше, а Серёга москвичам на глаза не попадался. Вот незадача, блин! С одной стороны надо быстрее выходить на поиски. А с другой – нет никакой возможности дёргаться вперёд, пока Христя не на плаву.

Часам к четырём ремонтные работы были завершены, но выйти получилось только уже около пяти: пока собрались, пока толком осмотрели Рижский-1, пока окончательно решили, что и как будет, пока безлошадные Валя с Лёхой дошли до стоянки в середине Рижского-2, чтобы отловить на финише первый катамаран – так как чалиться самостоятельно там сильно проблематично: сплошной быстроток и высокий берег, и если не успеешь зацепиться, влетишь в очередную попу.

Лично мне этот порог показался одним из самых интересных на Улуг-О. На заходе в него река делает небольшую петлю – здесь весь поток лавирует между камнями под правым берегом. Затем после локального правого поворота вся эта разогнанная махина врубается в мощнейшую бочку ближе к левому берегу. Метров через 30 за бочкой стоит огромный камень в форме квадратного паруса – мы его так и назвали «Парус». Практически сразу после него практически все русло со стороны правого берега перегораживает невысокий продолговатый скальник, пройти который можно или справа – но там на струе навалены какие-то камни, или слева – но для этого сразу после бочки, которая обходится справа, надо как следует помахать веслами, чтобы вписаться между Парусом и этим скальником. Этот участок – ключевое место порога. Дальше тоже какие-то камни – много – но их я уже не помню, шли, ориентируясь с воды. В конце порога левый поворот, вскоре после которого и надо чалиться к правому берегу.

Первыми отправили Серег на Феррари – они вообще у нас молодчики! Ушли… на видимой части порога проблем не возникло… но в эфире тишина… Пытаемся сами связаться с Валей, который по генплану после зачаливания Феррари должен был выйти за поворот и отчитаться об успешно проделанной работе… только нескончаемый треск… Наконец-то сигнал вызова! Но из рации кроме треска опять ничего членораздельного не слышно. Долго пытались хоть что-нибудь понять («Валя, если у мужиков всё нормально, и вы готовы принимать следующих, дай три сигнала»), но толку не вышло – каждый раз количество сигналов не совпадало с запрашиваемым (потом оказалось, что Валя нажимал кнопку вызова очень быстро, и она не успевала срабатывать). Однажды Жене послышалось что-то типа «случилось». Поэтому опять побежали мужики – выяснять, а что же на финише случилось!!! Время, блин!!!

Как и следовало ожидать, всё было нормально, Серёги отлично прошли, и даже сами зачалились чуть выше того места, где их ожидали страховщики. Так что дальнейшее было уже делом техники – сначала выпустили Цапеля, потом ушли тандемом Христя с Матрешкой (мы единственные после паруса ушли влево от скальника, все остальные прыгали по камням в правом проходе. Мы, собственно, тоже так планировали, но после бочки Женя неожиданно заорал «лево, лево давай», ну, и дали лево. Дальше, до поворота – вспомнила! – тоже шли, придерживаясь этого же левого берега).

Чалка была супер – эх, держите меня четверо! К тому ж все удобные местечки были уже заняты! Так что нас ловили практически на струе и дёргали на высокую средне-валуновую насыпь уже прямо перед очередной попой.

Последним принимали Проныру – на нём произошла замена. Настя сказала, что ей совсем неохота в этот порог. Ну, неохота, так неохота – сегодняшний день показал, что не стоит пренебрегать личными предпочтениями. И поэтому вместо неё сел Димон с Христи.

Когда все, наконец-то собрались на стоянке, по моим ощущениям, время уже подходило к шести. Но и это был еще не конец! Основные-то проблемы решены не были! Где каяк, где катамаран, где, в конце-то концов, Серега??? Про него, конечно, соображения были: типа, не дурак же, скорее всего, побежал за каяком, а вернуться уже не успел, и сейчас, скорее всего, пристроился к тем москвичам, которые идут перед нами. Но стопроцентной уверенности не было. Поэтому, после того, как все благополучно зачалились, Диманыч лосем ломанулся вниз по тропе разведать обстановку – ему была дана установка: дотемна вернуться обратно... ну, или добежать до бома. Остальные занялись хозяйством – палатки, костровище, ужин. Надо было ещё как-то обустроить Валю с Лёшей, у которых все барахло ушло вместе с катамараном, и они потерянно бродили туда-сюда. И если Леша был ещё более-менее, то Валя совсем ушел в аут.


Окрестности Рижского-II

Часикам к девяти прискакал Диманыч с вестями – в какой-то мере успокоительными, а где-то и не очень. Добежал до бома. Ни Серегу, ни каяк он так и не увидел. Но там, за бомом (если вытянуть шею) видно, что стоит наш кулик, причем на нашем берегу, на ровном киле и привязан морковкой к дереву. А вокруг – никого! Но явно, не сам он туда выбрался. Да, еще неподалёку от него в воде болтается ещё одна морковка. Понятно, что известия подогрели нашу фантазию: кто поймал кат – москвичи? Серега? Ну, тогда где же он сам???

Спать ложились в таком же подвешенном состоянии – в голове постоянно крутились вопросы без ответов: что? где? когда? Разве что Валя развеселился, как узнал про кат...

День восьмой (8 августа)
Разбудили на завтрак в 7.30. Вода в Улуг-О чуть упала. И погода отличная – солнечная и теплая. Позавтракав и собравшись, сразу же обдёрнули гряду камней, перегораживающую всю реку сразу за стоянкой – если вчера справа был ещё проход, то сейчас там тоже торчали камни.

Осмотрев остаток Рижского-2 и следующий за ним Рижский-3, выдвинулись на их прохождение. И прошли всё без приключений. Затем так же спокойно обработали длинный Рижский-4. Ну, вот и всё, каньон пройден.


Порог Рижский-III и разведка и прохождение Рижского-IV

Перед тем бомом, про который говорил Диманыч, разобрали по мужским экипажам Валю с Лёшей, чтобы им не корячиться неизвестно сколько вверх-вниз. Ещё рывок, и зачалились рядом с куликом. Он стоял в небольшом улове, с двух сторон ограниченном бомами. С земли, конечно, если очень постараться, до него можно было добраться, но поразмышляв, всё-таки поняли, что зачален наш Кузя был с воды. Так что, скорее всего, проставляться надо будет москвичам. Ну, где же всё-таки этот Серёга? Неизвестность уже конкретно угнетала. Все хоть и помалкивали на эту тему, но напряг чувствовался.

Кулик был более-менее в порядке – только подкачаться, и все шмотки за мелким исключением (пенка, прицепленная наружу, посуда, бывшая в клапане) были на месте. И то вперёд!

Более-менее привели найдёныша в порядок, и пошли дальше. Очень хотелось надеяться, что Серёга всё же там, а не остался где-то позади. Хотя всякое могло быть. Цель была – стоянка в районе порога Аллигатор. Подумалось вдруг, что вчера, когда перед прохождением Демирсала-3 обсуждали планы на вечер, договаривались дойти до этой стоянки. А вдруг он нас там и ждёт??? Под эту мысль и вломили. Хотя постоянно тормозил кулик Кузя – наша яхта Беда: у них по Валиным словам сильно травила одна гондола.

Ага, вот и Аллигатор – пролетаем походной колонной. Где-то здесь в камнях Христя увидел что-то ярко-оранжевое. Тормознулись подобрать. «Это» оказалось какой-то каякерской надувняшкой. Ага, лодочка наша здесь точно была! Ну, хоть какая-то ясность! Но на вожделенной стоянке нас ждал полный и безоговорочный облом: ни-ко-го! И даже следов никаких! Тут-то прорвало! Народ начал на песочке писать всяческие послания. Но пораздумав, решили сделать это более капитально: на чистом листе А4 формата накарябали записку и намертво прискотчили её к пеньку, стоящему на самом берегу – чтобы с воды было видно. Текст записки: 7 августа 2011 года пропал каякер Сергей Уваров из Перми. Предположительно ушел вниз по реке по правому берегу вслед за уплывшим каяком. Знающим что-либо о местонахождение Сергея звонить по телефону…

А примерно через час увидели на берегу костер, людей… и нашу потерю… Так и есть, к москвичам прибился!

Только зачалились и было обниматься затеяли, подлетают ещё два ката – Рафтмастеры вторых москвичей. Их руководитель ловит нашего Женю и без предисловий начинает: «Нашли вашу записку, надо же что-то срочно делать! У нас есть спутниковый телефон, звоните спасателям!» Обрадовали их, что всё уже в порядке. Но и призадумались – похоже, эта записка нам ещё аукнется. Вот так рождаются легенды… И не снимешь ведь...

Пообщавшись с москвичами и, поблагодарив за спасение нашего Серёги, отправились дальше – на поиски стоянки перед порогом Адмиральский. Зачалились на ночевку примерно в пять двадцать, не доходя до последнего порога Улуг-О около часа.

Продолжение Сережкиных приключений: Топаю дальше - лодки нет. Прихожу все Рижские. Встречаю дружелюбных москвичей. Мне говорят, что лодка с веслом проплыли час назад. Иду дальше. Нахожу катамаранное весло. Вижу вдалеке что-то оранжевое. С радостными мыслями забираюсь вверх в какие-то е..еня, чтобы обойти бом. Спускаюсь и вижу что оранжевое – пожухлая лиственница. Поражение! Иду дальше. Думаю. Если кто найдёт лодку – отдам бутылку вискаря. Если её не вымыло. И тут вижу вдалеке нечто, болтающееся в улове. Подхожу ближе. Лодка! Но улово-то у левого берега. С мыслями «Заплывом больше, заплывом меньше, хуже не будет» переплываю реку, и происходит воссоединение лодки весла и водоплавающего животного.

Переплыл уже на лодке на ПБ. Солнце. Сушусь. Жратву вымыло. Камера, кстати, болталась на верёвочке и поэтому не была про... потеряна. Достал. Внутри пара капель. Положил сушиться. Сохну. Хочу жрать. Что это!? Крыжовник! Дать!!! Шарашусь по берегу, объедаю кусты. И тут подплывают москвичи. Рассказывают: поймали Кулика без хозяев ниже Рижского, видели народ, бегающий по берегу. Я думаю: «Нормуль. Процесс идёт. Наши Рижские проходят». Тут москвичи предлагают сникерс и проехать с ними до стоянки. Я думаю: «Наши недалеко. До стоянки сегодня дойдут, там и встретимся». И ухожу с москвичами.

А в это время: кат, оказываеццо, был про...потерян там же, где я заплыл. т. е. в Демирсале-3. Наши были нифига не близко и встали они вечером в середине Рижского-2. Кат потерян, каякер пропал. И вот на этой оптимистичной ноте на дерево была прилеплена записка примерно следующего содержания: пропал мальчик, рост средний, звать Серёжа... и т. д.

А в это время Серёжа прокачивал скилл бомж-каякера. Добыл из лодки бутылку вискаря. Мы её благополучно распили. Далее готовился к ночёвке в новой для себя компании. Перед этим обожрался брусники. Насобирал грибов. Правда, я честно пытался вызвать наших по рации с ближайшей высоты, но побитая о неведомую фигню нога не позволяла далеко ходить и быстро бегать. Вечер. Собранные грибы были покладены в суп. Пойманная рыба пожарена и съедена. Наших нет. Начинаю волноваться.

Утро. Нога болит. Мажу какой-то мазью. Легчает. Иду по традиции на гору, пытаясь связаться. Безрезультатно. Зато поймал двух клещей. Москвичи делают баню. И тут, уже ближе к вечеру видим: идут! Ура! Наша команда воссоединяется. Узнаю про записку. Вспоминаем, что Шура Попова идёт вслед за нами. Вспоминаем и её слова про возможные потери нашего личного состава и последующие анальные кары для выживших. Рисуем новую записку про то, что «мальчик нашёлся». Я быстро собираюсь, и мы идём до стоянки. Стараюсь реабилитироваться. Ловлю дофига рыбы. Хо-ро-шо. Рыбу едим, спирт пьём.


Порог Рижский-III и разведка и прохождение Рижского-IV

День девятый (9 августа)
Подъем в девять утра. Вышли как обычно – в начале двенадцатого. Весело, по хорошим шиверам долетели до порога Саша (Адмиральский). Здесь нас догнали и Серёгины спасатели. С ними вместе осмотрели порог и выставили страхующих. А вскоре подошла и другая московская команда. Так что берег перед Сашей был плотно уставлен яркими разноцветными судами и напоминал выставку катамаранов разнообразных марок и производителей. Первым в Адмиральский пошел наш Цапель. Успешно прошел его и зачалился за порогом к правому берегу. Следом дружно вышли Христя, Матрешка и Феррари, перемежаясь с московскими двойками. Остальные наши каты – Кузя и Проныра – порог обносили.


Порог Адмиральский (Саша)

Кстати, в описаниях везде написано, что промежуточная чалка в пороге невозможна. И если вы не хотите идти его, вам надо обнести и катамаран, и барахло до самого низа порога и оттуда уже стартовать. В нашу же воду можно было перегнать катамараны другими экипажами и чальнуться в одно из двух небольших – на один кат – уловов у левого берега уже перед самым выходом из порога, и там передать судно родному экипажу. Т. е. не обязательно было обтаскивать всё это по берегу, время терять. Но мы почему-то сообразили это, только сидя ниже порога, когда возможности возврата уже не было. Так что ждать, пока ребята обнесутся, пришлось достаточно долго. Погода, кстати, стояла так себе – было пасмурно и не жарко, разве что пока не капало.

Это был последний порог Улуг-О. Но и после него река не успокоилась, на выходе она порадовала длинной и мощной шиверой, прошли её без проблем. И вот он – Бий-Хем. Времени было уже сильно после обеда. Тут же зачалились на отмели посередине реки – пофотографироваться. И как-то неожиданно расшалились, разрезвились. Минут пятнадцать бегали по колено в воде, вопя и окатывая друг дружку бий-хемской водичкой с вёсел, ну, прям как детишки. А что, повод-то имеется весомый – маршрут, в последние дни заставивший хорошо поволноваться, закончился нормально, всё потерянное нашлось, и впереди – долгожданный отдых!

По Бий-Хему в этот день прошли 20 км. На ночевку стали нашли около семи вечера на 100 км реки. Здесь имеется уже слегка оборудованная стоянка, похоже, рыбацкая – костровице, каркас для навеса. А чуть поглубже в лесу какие-то странные приспособы обнаружились, привешанные к одному из деревьев, а неподалёку от этой скульптурной группы ещё одна – дерево, обшитое досками со стороны, обращенной от реки, посередине торчат рогульки, на которых висит самый обыкновенный чайник.

Сама стояночка так себе – на небольшую компанию. С местами же под наши многочисленные палатки здесь было достаточно напряжно, пришлось их ладить впритык, и то кое-кому достались куски относительной неудобицы. Но решили уже никуда отсюда не дёргаться. Весь день (да и вечер) дождя не было, но здесь, в лесу всё было сырущее, и с деревьев капало.

День десятый (10 августа)
Подъем в семь часов. Сборы заняли как обычно около трех часов. Утро стояла пасмурное, но теплое. Поэтому бОльшая половина команды не захотела надевать неопренки. Ну, и поначалу радовались жизни – погода вроде как благоприятствовала.

Кстати, а зря мы боялись 105-ти километров по Бий-Хему. Здесь такая пруха! Посмотрели по ЖПС-у: если не грести, то несет со скоростью 12-13 км/ч. Ну, а если не лениться, то разгоняет аж до 17-18. Т. е. в самом расслабленном варианте 8-9 часов сплава.

Дошли до крупного притока Бий-Хема – реки Ожу. И остановились посмотреть её выходную часть – по описанию здесь имеется какой-то интересный порог. Тут же, в устье реки уже стояла команда москвичей во главе с Кожуховым – они обедали. Слово за слово, и Алена пригласила их на тусовку в кафе «Му-Му» на Фрузенской. Что впоследствии стало позывным. Это кричалось каждый раз, когда проплывали мимо них.

Небольшой кусочек Ожу мы посмотрели. И ничего сильно интересного здесь не нашли – мелковато. Хотя для каякеров, наверное, самое то, особенно, для не слишком опытных. Сережка, конечно же, прокатился – ему-то лодочку перетащить туда-сюда не сложно, в общем, потеряли около часа.

А через час погода сильно изменилась. Начался затяжной дождь со встречным ветром, температура воздуха тут же упала. Вот тут-то и пожалели незагидренные, что рано расслабились . Единственным спасением от вымерзания была усиленная гребля. Но не все суда нашей эскадры шли с одинаковой скоростью, так что постоянно приходилось поджидать отстающих. Так что приходилось то усиленно грябаться, то не менее активно прыгать. Ох, скорее бы уж тот самый четвертый поворот, за которым Диманыч обещал солнце!

И ведь так и случилось! За четвертым (ну, или пятым) поворотом оно как засветило! Жить сразу стало радостнее и веселее. Да и потеплело существенно.

Место для ночевки нашли на левом берегу в районе 45-го км, где в Бий-Хем впадает небольшой левый приток. Здесь цивилизация оставила свои явные следы – к реке выходит грунтовка и построена беседка, в которой кем-то запасены макароны и еще какой-то провиант. Но есть и один очень большой минус – кучи мусора.

После того как все зачалились, развязались и поставили палатки начали готовиться к праздничному ужину. Пожарили картошку, Адмирал выставил бутылочку вина... Все хорошо поели, выпили, поиграли на гитаре и попели. После чего улеглись спать.

День одиннадцатый (11 августа)
Утро было обычным: подъем, завтрак. Погода радовала солнцем. Стартовали около половины первого. Первым отчалил Кулик. Видимо, решил заработать фору, чтобы не получилось как в предыдущий день. Ушел на некоторое расстояние вперед и расслабился (его быстро нагнали).

Пляски диких пердаков

Часа за два-три догребли до переправы (15 км до Кызыла). Там же и зачалились. Всё, приплыли, антистапель. Через четыре часа подойдёт наш микрик, а пока сушимся. Благо солнце жаркое. Успели приготовить горячий обед. На переправе снова встретили коллег из Москвы. В этот раз уже попрощались окончательно.


Антистапель

Около 21.00 подъехал автобус, загрузились и отправились в Кызыл. В Кызыле заехали на стелу, знаменующую собой центр Азии. Естественно, устроили фотосессию на ее фоне, а так как был уже вечер, то фотосессия получилась краткой. Вторым обязательным номером программы был магазин. Мужики, конечно же, с дикими голодными глазами и воплями побежали за пивом. Аборигены были в некотором шоке.

Часика в 3 ночи добрались до абаканского вокзала, где и перекантовались жалкий остаток ночи.

Дорога домой (12 – 14 августа)
Утром, когда проснулись, разбрелись по своим делам. Кто просто прогуляться по Абакану, кто затариться провизией на паровоз, кто просто за сувенирами.

Пришло время садиться на проезд. Быстро погрузили барахло и попрощались со взгрустнувшим Диманычем.

Ехали нынче просто отлично – билеты были куплены заранее, поэтому мы занимали две полные купешки, и уже ни от кого постороннего не зависели. Значительно меньше повезло в этом смысле москвичам. Они тоже ехали в нашем вагоне, но у них была соседка. И эту самую их соседку угораздило познакомиться на перроне с некой женщиной. Так вот эта женщина постоянно приходила к ним в купе и выносила мозг всем присутствующим. Ей до всего было дело, она постоянно спорила и всех перебивала, намеков на то, что ей пора, не понимала, да и прямых просьб освободить территорию тоже. Хотя на следующий день каким-то невероятным способом ребята от нее избавились. Но в первый вечер они усердно гасились, стараясь даже не появляться у себя на «малой родине».

Думаю, рассказывать о том, как мы проводили время в паровозе, не стоит. И так всё и всем понятно – ели, спали, болтали, мужики тянули своё бесконечное пиво, играли то в карты, то в «угадайки». Нынче гвоздём сезона у нас была привезенная этим летом питерцами (спасибо вам, Маша и Женя!) супер-интеллектуальная игрушка под кодовым названием «ПП». И долгими вагонными вечерами (а так же утрами и днями) народ бурно веселился, слушая те невероятные словесные конструкции, которые заворачивал тот, кто на данный момент пытался объяснить свое слово (а прикол весь в том, что ему разрешалось для этого использовать только слова, начинающиеся с буквы «п»). Примеры: «поднос полетел» – инопланетяне, «процесс прозрения пенсионного парня» – нирвана, «плохо прямое препятствие» – косогор, «парень плохо прямо поглядывает» – попытка объяснить приставку «косо» и т. д. Ну и в результате весь наш коллектив перешел на такое странное общение и в повседневной жизни. Вот вам примеры самых на то время обычных разговоров:
– Попробуйте, пожалуйста. Подобная печенька повскуснее прочей!
– Пожалуй. Просто прекрасная печенька!

***
– Присутствует пожелание позавтракать.
– Пойдем, поинтересуемся по питанию.

***
– Подвиньтесь, пожалуйста, правее. Предпочитаю поудобнее посидеть.

Зато было весело .

В Новосибирске попрощались с москвичами – у Димки с Алёнкой тут пересадка, а у Андрюхи – удачная оказия погостить у родни. В итоге в Пермь вернулись все те же одиннадцать человек. То есть, казалось бы, всё те же...

Вроде всё те же, но уже чуть-чуть и другие – обогащённые новым опытом, отягощенные ещё одной частичкой мудрости, познавшие холод потерь и радость обретения, избавившиеся от каких-то одних страхов, но заимевшие взамен другие, обрётшие друзей и сделавшие очередной шаг к самопознанию... Счастливые, просветлевшие, отдохнувшие и даже думать пока не желающие о том, что вот и ещё один водный сезон позади, а куда бы податься в следующем?


Ещё дневники этого автора
Голосов: 369
Комментарии читателей (13)
Мария (Питер)
написать
Друзья собираются на Улуг-О.
Я полезла искать, что за река - и тут ваш дневник! Прочитала запоем. Очень здорово, прямо не оторваться.
Спасибо.
16-07-2015 10:30:33
Марина
  Re: Oiton (01-08-2013 01:47:36)
По стоимости: С нас в Алаш-Тревэле взяли за все (Абакан-Кызыл, Кызыл-Улуг-О, паромная переправа-Абакан) 43 т. р. Это было в 2011 году.
Мы вели переговоры еще с одним местным мужичком - Виктором Филипповым, он запросил за то же самое 44 тыра. Его телефоны на 2011 - 89039866689, 89232196800. Мыло v.filippov52@mail.ru
01-08-2013 09:48:03
Марина
  Re: Владимир (31-07-2013 10:14:27)
Добрый день!
Мы забрасывались прямо до реки. Заброску нам организовывала кызыльская турфирма "Алаш-Трэвел". Их мыло - alash@tuva.ru.
Никаких проблем с заброской у нас не возникло - нас забрали в Абакане на большом микрике с прицепом, а в Кызыле мы пересели на ГАЗ-66, который и довез нас до Улуг-О - до первого брода.
01-08-2013 09:39:45
Евгений
  Re: Oiton (01-08-2013 01:47:36)
Добрый день! Мы вернёмся 18 августа.
01-08-2013 08:25:16
Oiton (кызыл)
написать
  Re: Владимир (31-07-2013 10:14:27)
От абакана до Кызыла проще связаться с абаканцами (и билеты и лицензия) от Кызыла до Улуг-О официально нет дороги, так что и лицензии тоже у водителей нет как нет и билетов, в прошлом году Урал до Тоора-Хема стоил 30 тысяч. это примерно половина пути до Улуг-О
01-08-2013 01:55:28
Oiton (кызыл)
написать
  Re: Владимир (31-07-2013 10:14:27)
День добрый! А когда планируете приехать? 11 августа?
01-08-2013 01:47:36
Марина
  Re: Владимир (31-07-2013 10:14:27)
Все наши контакты находятся на страничке Турклуб/Наши контакты - tourclub-perm.ru/turclub.php?cmd=5&s_menu=10 Там сотовый телефон - это как раз телефон рукля
Но в эти выходные мы уедем на 2 недели, так что если критично, связывайтесь побыстрее
31-07-2013 10:34:05
Владимир
  Re: Диманыч (26-10-2011 16:42:36)
как с вами можно связаться?
хотели бы проконсультировать по заброске, а в частности через кого её осуществлять
31-07-2013 10:14:27
Марина
  Re: Дождь (06-04-2012 11:12:33)
Ага, помню вашего сине-красного Чипполину
06-04-2012 11:19:48
Дождь (Пермь)
написать
Отчет замечательный. Сам был там в это же время. В Туву мы приехали на машинах. Шли на 4к, 2к. Периодически пересекались с вами. Прошли за полдня от "Кати-2" до стойбы сразу за "Сашей". Утром наблюдали прохождение порога вашей командой. К нашей стойбе на страховку стал Цапель.
06-04-2012 11:12:33
Andromed (Сходня)
УРА!!! Наконец-то дождались! Спасибо за дневник!
10-11-2011 15:50:24
Admin:   Андрюх, привет!!!10-11-2011 16:55:47
Диманыч (Новокузнецк)
написать
Там две крамольные ошибки -первая --КОЖУХОВ ...вторая спящий в ЕРГАКАХ САЯН ....это ЕРГАКИ в САЯНАХ спят -а не на оборот ))))
27-10-2011 20:39:03
Admin:  Первое принято и исправлено: видимо, не только я, но и Санёк телика не смотрит
Второе: водила нам озвучил - "...а вот это - Спящий Саян" - проведя рукой вдоль Ергаков и показав что его вершины в складываются в фигуру лежащего (в профиль) человека...
27-10-2011 20:56:02
Диманыч (Новокузнецк)
написать
Приятно Улыбнуло !! Летописцу -2 ....автору вставляемых комментариев -5+ ...!!! Саня -надо больше фантазии проявлять в описаниях .не скупиться на эмоции !
26-10-2011 16:42:36
ФОТО | ВИДЕО   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна