НУГУШ, 30 АПРЕЛЯ - 5 МАЯ 2004

 
ФОТО | ПЕРЛЫ   Участники
Просмотров: 6535
Ещё дневники этого автора
 


КРУТО ТЫ ПОПАЛ НА ЗИЛИМ

дневник похода: Нугуш, 30 апреля - 5 мая 2004

ДНЕВНИК МАЙСКОГО ПОХОДА по р. НУГУШ

Планы на май мы начали обсуждать уже в марте. И к концу апреля определились с местом и сроками похода. Это будет река Зилим в Башкирии, выезд 30 апреля, возвращение – в ночь с 4 на 5 мая. Тогда же был более-менее решен вопрос с участниками. С нашей стороны было пятеро точно решившихся (Женя, Оля, Марина, Ирина, Андрей С.) и еще столько же – давших согласие пятьдесят на пятьдесят. Велись плотные переговоры еще с одной командой (Львами, как мы их назвали) – два Льва и Настя. Дискутировался вопрос о заброске из Перми. Основная задача – как и на чем добираться. Первоначальный вариант – знакомая грузовая “Газель” – вызывал некоторое вполне понятное сомнение – однако не май месяц, да и тесновато будет. С другой стороны, на автобус нынешней нашей массы не достаточно.

И вот, недели за полторы до выезда Андрюхе в голову пришла счастливая мысль – написать объявление и развесить его по Компросу. Что-то типа: “Сплав – это здорово! Приглашаем желающих на весенний сплав по р. Зилим в такие-то сроки. Незабываемые впечатления гарантируются!”

Уже на следующий день начались непрерывные звонки. Народ бурно интересовался. И, как ни странно, одни мужики. Хотя, как известно, наши женщины более активны и тоже любят острые ощущения.

А в это время шли лихорадочные поиски сумасшедшего автобуса, согласного рвануть неизвестно куда за 700 км, где-то провести четыре праздничных дня, а потом приехать в строго определенную точку на карте, чтобы, может быть, забрать оттуда (тоже в строго определенное время) ораву таких же сумасшедших туристов (протелепавшихся по незнакомой реке неопределенное количество извилистых километров), и еще 600 километров трястись, правда, уже домой, слушая бесчисленные восторженно-идиотские: “А помнишь?..” Некоторые отказывали сходу. Некоторые ломили такие цены!.. Но пару… мы все-таки нашли.

А в это время ряды наши бурно пополнялись. У Львов уже набралось 9 человек. И в нашей команде произошло пополнение до 15 человек – добавились Дима Б., брат Ольги, Володя, друг Иринкиного приятеля, Алексей – он единственный, пришедший к нам по объявлению, обладал достаточной мерой сумасшествия. Еще 7 человек (Андрей Т., два Сергея (С. и Х.), Дима Ж., Аня, Алик и Артем) – это наши старые друзья-приятели, собиравшиеся пойти на Вильву, но реально оценившие снежно-ледовую обстановку в области, переиграли свои планы в пользу Зилима (юга все-таки!). Итого – 24 человека, 5 команд.

Параллельно Ольга – завхоз – составляла раскладку и руководила закупкой продуктов. Женя готовил суда (пришлось срочно покупать еще один кат).

А в нашей конторе, по воле случая оказавшейся координационным центром, постоянно толокся какой-то народ. Прорабатывался автобусный маршрут (никто там еще не был). По этому поводу встречались с ребятами из МКБ, которые в прошлом году ходили на Зилим. Оказывается, до пос. Тукан (место начала их сплава) они добирались 27 часов. Заблудились по дороге. Но четкой картины так и не нарисовалось. Кроме того, определяли маршрут автобуса по городу – надо же собрать кучу барахла и народа.

Дальше – больше. Ближе к майским начались уже и другие звонки. Типа: “У нас экипаж … человек. Увидели ваше объявление. Хотим. А нет ли у вас свободного местечка в автобусе?” Короче, в результате организовался еще один автобус, 3 экипажа, 20 человек. И назвали мы все это ВЕЛИКОЙ ПЕРМСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЕЙ НА ЗИЛИМ.


30 апреля 2004 г.
Ну, наконец-то после трехчасового катания по городу, в 20.45 мы его покидаем. Второй автобус уже в районе с. Лобаново. Встречаемся с ним где-то около моста через р. Бабка. Братаемся и едем дальше. Темнеет. Гасим свет и понемногу начинаем пытаться устроиться поудобнее, чтобы хоть как-то вздремнуть.

23.00. Оглушительный хлопок и неестественно поведение автобуса (его странно куда-то повело) мгновенно прогоняют сон. Остановка. Выходим посмотреть, что, собственно, произошло. Оказалось, умерли оба задних левых колеса. Весело. А мы только-только отъехали от города. Посовещавшись в сорок с лишним голов, перекинули с нашего автобуса на второй 5 человек (один экипаж Льва) с барахлом. Водитель поменял колесо. Едем дальше. Автобус идет медленно, осторожно, какими-то рывками.

24.00. Стоим на заправке. Кроме одного левого заднего колеса, умерло еще и правое заднее. Обидно возвращаться домой, еще не успев уехать. Вызываем помощь из города. Обещают поменять автобус. Ждем. Примерно в это время Серега Х. выдает очередной перл: “Мы сначала полчаса долго-долго ехали, а теперь уже 2 часа быстро-быстро стоим”. Смешно…

Но делать нечего. Отпускаем второй автобус – чего им страдать из-за нас. Опять устраиваемся, у кого как получится, и пытаемся поспать.

Сменный автобус приходит около 4.00. Но это уже не ПАЗик, а “Кубань”. Он несколько не такой вместительный изнутри. Ну, да ладно. Нас осталось меньше – всего 19 человек. Пока занимались погрузочно-разгрузочными работами, время тикало. И к моменту отправки натикало уже 4.30.

Сели, поехали. Куда? Ну, не домой же. Дальше поехали, на Зилим. Все бы хорошо, но рюкзаки у всех какие-то квадратные: тут кружка выпирает, там каска (не давить!), здесь продукты (не лежать!). Какие-то жесткие железяки, весла… А сюда и вовсе не навались – аптечка…

1 мая 2004 г.
Странные мы ребята, выезжая ночью с заправки, почему-то решили, что к 12.00 будем уже на реке.
12.00. Только что прошли Уфу.

Около 15.00 проехали Стерлитамак и после Макарово свернули на какую-то приличную с виду грунтовку. Приличной она оставалась недолго. Вскоре появились ухабы, и начались резкие перепады высот. На подъемах автобус еле-еле ползет. Периодически закипает. Приходится выходить и гулять до верха пешком. Средняя скорость, хорошо, если 20 км/ч.

Около 17.00 проехали очередную деревню (Кулгунино), полетела катушка зажигания. Около часа чинимся, бездельничаем. А далее все тем же порядком – полчаса медленно-медленно едем под гору, полчаса быстро-быстро гуляем вверх на перевал.

К 20.30 добрались до Богом забытой (с виду) деревушки. Судя по карте – это Новосаитово. Мы уже сутки в автобусе. Попы у всех квадратные. Время стремительно убегает, а нам еще ехать и ехать. До Авзяна – 23 км. И порядка 80 км до пос. Зигаза – конечного пункта. И это при нашей скорости порядка 20 км/ч… И неизвестно, какая дальше дорога… Да еще и не факт, что бензина хватит. А ближайшая заправка (по словам местных) в Авзяне.

Едем дальше. Но не долго. Через полчаса горизонт неожиданно резко расширяется, и открывается роскошная поляна, заполненная палатками, палатками, палатками. Тут и там горят костры, и разложены каты. У костров кучкуется водно экипированный народ. Справа бежит шустрая речка.

Тормозим у ближайшего костра. С нами охотно делятся сведениями, что до Тукана (8 км от Зигазы) еще примерно 160 км (к утру доедем), что эта речка называется Нугуш, и что с этой поляны начинается традиционный маршрут по Нугушу. Говорят еще, что речка интересная, веселая, что не хуже, а даже лучше Зилима, только Кысыка здесь нет (Кысык – единственный порог на Зилиме). Но встречаются неплохие прижимы, бочки и вал до 1,5 м.

Берем тайм-аут и начинаем бурно дискутировать. Никому не хочется еще ехать, ни сегодня, ни, тем более, завтра. Все, приехали. Чалимся на этой уютной поляне. Быстренько ставим лагерь, собираем каты, чтобы завтра не терять времени, закидываем в желудок, что дают дежурные, и спать, спать, спать… Какие шашлыки? Это завтра, а сегодня…

P. S. На этой поляне мы, пообщавшись с народом, собрали кое-какие противоречивые сведения о том, как нам надо было ехать. И сейчас, уже дома, собрав их (сведения) воедино, мы поняли, что до сих пор не знаем, все-таки по какой дороге надо правильно ехать на Зилим. Но зато знаем точно, по какой НЕ НАДО. Если кому-то это интересно, поделимся опытом.

Скоро начало отсчета...

2 мая 2004 г.
В 7.00 кто-то закричал, что завтрак уже готов. И кому не спится? В палатках наметилось какое-то копошение. И к 7.30 даже до Ирины дошло, что пора вставать.

Завтракаем без аппетита. Ведро с шашлыками для праздничного (вчерашнего) вечера сиротливо стоит у пенечка. Даже заглядывать в него страшно. Как там они перенесли вчерашнее путешествие в автобусе, и что с ними будет до вечера?..

Кстати, здесь уже практически совсем нет снега, очень тепло, проклевываются листочки и море цветов. Красотища!!! А у нас обычно в это время в лесу еще снега по пояс, и значительно холоднее. А уж о цветиках-листочках и речи быть не может. Лишь кое-где на солнечных местах появляются первые подснежники.

Собираем лагерь, упаковываемся, доделываем недоделанное. Торжественный вынос судов к месту старта. Мы – первые. Все остальные только-только начинают копошиться.

У нас – четыре экипажа: первый – Львы – Лева (капитан), Лев, Настя и Женя-младший, второй – Желтопузик – Андрей С. (капитан), Ирина, Дима Б., Володя, третий – Российский Флаг (а как еще можно назвать красно-бело-синий кат?) – Сергей С. (капитан), Аня, Дима Ж., Артем, Андрей Т., Сергей Х., Алик, четвертый – позже получил название Ласточка (ловко шевелил ластами) – Женя-старший (капитан), Оля, Алексей и Марина.

Пасмурно, но дождя нет, хотя в инете обещали, что все четыре дня будут непрерывные мокрые осадки. В 10.30 – торжественный спуск на воду. Первым отваливает Российский Флаг, затем выпускаем Желтопузиков. Львы еще не готовы, так что желаем им побыстрее нас догнать, и стартуем сами (Ласточка).

Сажусь на свое место и резко ощущаю, что так долго не проплыву – очень неустойчиво сижу (Женя нас посадил на рюкзаки). Очень высоко – чтобы достать веслом до воды приходится сильно наклоняться, да и сама посадка какая-то неустойчивая, любой боковой толчок вышибает из седла. Сообщаю об этом капитану. Он отмахивается, мол, устраивайся как-нибудь поудобнее. Пытаюсь, не получается. А в это время мы уже плывем.

Речушка шустрая, течение быстрое, какие-то, пока еще, невысокие валы. Обходим Желтопузиков – у них экипаж малоопытный, капитан капитанит первый раз, и всего второй раз на весенней воде, поэтому им велено нас дождаться, пропустить вперед, и старательно повторять все наши маневры. Догоняем Российский Флаг – по договоренности они зацепились за кусты в ближайшей более-менее спокойной заводи. Львов пока не видно. Идем плотной стаей. Вылетаем за поворот, и начинается болтанка. Вал невысокий, но весьма хаотичный.

Женя что-то командует. Выгребаемся носом к каждому валу. И тут остро встает моя неудобная проблема. С трудом удерживаюсь, чтобы не сверзиться с рюкзака, а ведь еще и грести надо. В один прекрасный гребок, ощущаю, что медленно-медленно отклоняюсь вправо. И при этом жесткий спас не дает выпрямиться. А очередной боковой вал в мою (правую) гондолу окончательно добивает ситуацию. Ногами я еще на кате, а голова уже плывет. В правой руке весло, а левой цепляюсь за каркас. Но спас упирается в колени и не думает становиться мягче. Короче, выпрямиться и подняться, никак не получается. А болтанка все продолжается. Женя подползает ко мне и пытается ухватить меня за шиворот. Опускаю ноги вниз (лишь бы сапоги не уплыли), отдаю ему весло. А в это время левый борт (Оля с Лешей) как-то пытаются выправить судно. Оле тоже не очень-то устойчиво сидится. С Жениной помощью сантиметр за сантиметром вытягиваю себя сначала на гондолу, затем на рюкзак. Хорошо-то как дома!!!

Даем отмашку Российскому Флагу, чтобы искали место для зачаливания. Они находят неплохую полянку и чалятся. Подгребаем к ним. Здесь низкий плоский берег, практически на одном уровне с водой. Кажется, совсем неглубоко… А тут и Львы подходят.

Как ни странно, мне совсем не холодно, только мокро. А плечи даже почти сухие. Так что проверено, шерсть, даже сырая, хорошо греет. Выливаю воду из сапог, выжимаю носки. Тут выясняется, что купание в весенней воде – штука заразительная, и Оля не выдерживает и заражается моим примером. Она никуда не ходит, просто стоит себе на бережку, опершись на кат. Как-то неловко соскальзывает, и ногой до пояса ухается в воду. В результате на Ласточке теперь будут плыть две мокрые курицы. Одна радость – Дима Ж. сказал, что заснял мое бултыхание.

Перевязываем рюкзаки, освобождая на носу место для сидения. Садимся. Класс! Ножки упираются в раму, спинка – в рюкзак. И бревном не спихнешь. Отплываем.

Первые полчаса горячки ушли. Идем ровно, уверенно, более-менее слаженно. Правда, Настя сказала, что Желтопузики собрали все попадающиеся по пути расчески. Но жертв нет, и мы надеемся, что и они сработаются.

14.00. Женя-старший не хотел делать горячий обед, думал обойтись перекусом. Но голодные глаза народа, и слюна, медленно стекающая с обнаженных клыков (завтракать надо было с аппетитом!) делают свое дело. Да и мне пора бы просушиться. Оно вроде и не холодно, но неприятно как-то. За полтора часа, проведенных на симпатичной полянке под огромной березой, мне удалось практически полностью обсохнуть. Ну вот, теперь можно и в путь. Главное – сухо.

Плывем. Пока все спокойно. На поворотах реки – несильные прижимы к прибрежным скалам. Иногда встречаются локальные участки, где стоит вал (до 1 м). Все это удовольствие элементарно обходится, но мы собираем все валы и балдеем, особенно Алексей. Остальные – Российский Флаг и Желтопузики занимаются тем же. Львов после обеда не видно. Тормозились пару раз, но так и не дождались. Ничего, догонят. Пока все тихо, а они ребята опытные.

Еще перед стартом нам пообещали, что вскоре после д. Галиакберово начнется сложный 5-километровый участок с приличными бочками и высоким (до 1,5 м) валом. Решили сегодня пройти его, чтобы завтра уже не так мокнуть. Ориентир – деревня на правом берегу и мост перед ней. По Жениным прикидкам, дотуда уже недалеко.

Около 18.30 догнали Российского Флага. Они, дожидаясь нас, успели пообщаться с командой из Магнитогорска, уже остановившейся на ночь. И те наплели, что до моста еще около 4 часов ходу, что там ТАКОЕ творится – жуткие камни поперек всего русла, про разорванные катамараны и пр. Здраво поразмыслив, решили, что на двоечной реке такого быть не может в принципе, а поэтому идем еще часа полтора-два. А там как получится. Пройдем сложный участок – прекрасно. Не дойдем – значит, станем, где придется.

Идем. Через час прошли этот мост и эту деревню. Пока все спокойно. Красивые скалы по обоим берегам стиснули русло. Течение быстрое. А через пару километров оно началось…

Сначала чаще стали попадаться локальные валы. Высота, интенсивность валов и протяженность таких участков увеличилась. По-прежнему их можно было спокойно обойти, но мы упорно этого не желали и азартно совались в каждый. Алексей что-то восторженно вопил. Далее был небольшой по протяженности полностью всхолмленный участок. Где-то здесь нас обошел Российский Флаг – у них все-таки шестеро загребающих. Решили немного поотстать от них, чтобы не путаться друг у друга под ногами. С удовольствием понаблюдали, как они мечутся от берега к берегу в погоне за острыми ощущениями. И вот дометались.

За очередным поворотом увидели у левого скального берега нечто бурлящее, и Российского Флага, уверенно рулящего туда. Приготовились последовать за ними. Но вдруг они резко начали увеличиваться в размерах. Приближаются? Нет, это мы их очень-очень быстро догоняем, а они стоят на месте. Поняли, что они залетели в бочку и месятся в ней. В последний момент отворачиваем и проходим правее. Оп-паньки!.. Однако человек за бортом – кто-то из команды Российского Флага пошел своим ходом. Леша заорал что-то типа: “Пойдем спасать…”, Женя заорал: “Дай вправо”. Ну, мы и дали вправо, и метрах в пятидесяти от места аварии приткнулись к пологому правому берегу. Пока чалились, у них там еще кто-то поплыл.

В это время показался Желтопузик и уверенно пошел на таран Российского Флага. Оттуда быстро-быстро засемафорили руками – правее, мол, правее. Желтопузики оказались сообразительными и тоже умудрились увернуться и зачалились метрах в 100 ниже нас.

За это время произошли два события: Российского Флага наконец-то выплюнуло из бочки, и он благополучно причалил к нам, а наши потерпевшие выбрались на берег, причем на левый.

Изболтало и выплюнуло

Организуя спасработы, подсчитали убытки. Оказывается, Российский Флаг в первую очередь покинула Аня, послушно выполнившая команду капитана сильно и глубоко гребануть, а затем экипаж остался и без того самого капитана. Порвалась веревка, которая крепила гондолу к раме, и Серегино сидячее место неожиданно ушло из-под его зада. А, кроме того, они остались без одного весла. Конечно, весло – это мелочь, есть запасные. К тому же, речка извилистая, повороты крутые, скорее всего весло далеко не уплыло. Утром поплывем, надо будет посматривать по сторонам, благо лопасть ярко-розовая.

Пока освобождали Ласточку от шмоток и собирали спаскоманду, наши пострадавшие нашли друг друга, и на том берегу вспыхнул костерок.

В спаскоманду Женя взял Диму Б., Лешу и Андрея С. Мужики дружно провели Ласточку метров на сто выше по течению, и все оставшиеся, затаив дыхание, наблюдали, как они отчаянно машут веслами, пересекая стремительный поток. Однако зачалиться им удалось только метрах в 30 ниже. Затем последовала не очень успешная попытка провести кат против течения по пояс в воде. В конце концов, Аня с Серегой сами (где по скале, где по воде) добрались до спасателей. Еще один рывок наперекор потоку. И ура! мы вместе.

Так получилось, что весь сложный участок мы сегодня не прошли, ну и фиг с ним. Остаемся здесь. Зато мы избежали мучительных раздумий и проблем, связанных с выбором стоянки – а вдруг за поворотом, будет лучшая?

Пока народ переодевался, выдала промокшим и искупавшимся по 30 грамм стрессосъемного. Аня после этого поначалу разошлась было, общения потребовала, а потом быстренько отрубилась. Так что палатку пришлось возводить вокруг нее.

Пока шло обустройство лагеря и приготовление ужина, наш летописец (Ирина) взяла интервью у всех членов экипажа Российского Флага (кроме Ани):

Дима Ж.: Изболтало и выплюнуло. Спасло какое-то чудо.

Артем: Качает, переворачивает кат: одну сторону поднимает, а вторая стоит. Сидишь, сделать ничего не можешь. А затем раздался треск, порвалась веревка. Одна гондола сложилась, и эта сторона ката оказалась под водой. Вышли оттуда как-то непонятно: раз, и все…

Алик: Вышел сухой. Обмакнуло, конечно, но даже до шапки не дошло.

Андрей Т.: Захотели повеселиться… Мотало очень сильно, поэтому двумя руками работать не получалось. Периодически мотать переставало, тогда гребли. Так и выгребли. Бочка была длиннее ката. Но мотало крепко.

Сергей С. (кэп): Просто растерялись, так как никто в такой ситуации еще не был. А вышли оттуда, потому что, во-первых, произошла резкая потеря веса, во-вторых, придали импульс. Если бы еще чуть-чуть поварились, я бы запугал народ так, что они стали бы меня бояться, сильнее бочки. Эта бочка – штука не страшная, а вот котел…
- А чем они отличаются? – Леша
- Размерами… - Серега С.

Сергей Х.: Я воткнул весло, а оно, хоп, и ушло под кат…

Хорошо посидеть у костра после длинного и эмоционально наполненного дня. После горячего ужина народ разморило. Кое-кто перебежками двинулся до палаток. А как же наш многострадальный шашлык? Оказалось, что даже шашлыком народ уже не заманишь. Однако нашлись стойкие оловянные солдатики, и шашлыки все-таки состоялись, не взирая на начавшийся дождик.. Как ни странно им (шашлыкам) все дорожные перипетии оказались по фигу, и они удались на славу. Правда, немногих остатков наших сил не хватило, и бо-о-о-льшая половина мяса осталась на завтра. Полный отбой получился в 2.15.

Вот такой вышел денек. А то Леша всю дорогу до бочки намекал, что если бы не мое купание, то и день бы зря прошел…

3 мая 2004 года
Утро хмурое, дождик то усиливается, то затихает. Обычные утренние припухшие лица, обычные разговоры:
- Народ, никто не видел черный рюкзак? Я его вчера на этот сучок вешал для просушки…
- Господа, никому не попадалась лишняя пенка?..
- Кто видел мою сидуху, тому ничего не будет!!!
- Ребята, у меня здесь носки висели. Серенькие такие, шерстяные…

Пока завтракали, собирались и варили мясо (решили не дожидаться, пока оно помрет своей смертью, а прикончить его в обед), дождик стих. Львов все не видать. Как потом оказалось, они тоже тормознулись у тех ребят из Магнитогорска. И те их тоже запугивали всякими ужастями. И, похоже, немного запугали. Львы дошли до деревни и там тормознулись в чьем-то дворе. Зато всю ночь получали удовольствие по полной программе от местных посетителей.

На воду встали около 9.00. Отплыли. С места стоянки видно, что за поворотом, очень близким поворотом что-то бурлит. Народ, еще не прочухавшийся после вчерашнего приключения четко идет за нами в кильватер и повторяет все наши маневры. Правда Российский Флаг почему-то обходит все подозрительные валы. Минут через тридцать, оглянувшись, заметили, что Российский Флаг лихорадочно подгребает к высокому левому берегу. Чалятся, и двое мухой улетают наверх. Никак, весло углядели. Тормознулись и мы, но значительно комфортнее – к низкому правому бережку. Пока суть, да дело, пофоткались, поразмялись. Минут через двадцать и засланцы показались. У одного в руке что-то ярко-розовое светится.

Плывем дальше. Характер реки такой же, как и вчера – скалы, прижимы, отдельные участки валов, которые легко обходятся по более спокойной воде. Правда, скалы становятся выше и значительно эффектнее. Где-то здесь Желтопузики не рассчитали маневра и в прижиме слегонца поцеловались со скалой. Но обошлось без купаний и прочих прелестей.

Ольга оглядывается на меня. “Ой, что это у тебя на щеке?” – это она мне. Провожу рукой по лицу, снимаю со щеки клеща, и мигом отправляю его в автономное плавание. Бр-р, какая гадость. Ольга рассказывает, что она ночью резко проснулась, потрогала лицо, а там клещ ползет. На данный момент, мой клещ – шестой, снятый нами. Но покусанных пока нет. Забегая вперед, скажу, что и не было. Что удивительно, при таком количестве народа.

Экипажи Российского Флага, Желтопузика и Ласточки после полуведра мяса готовы к новым подвигам

Периодически начинает накрапывать дождик, а иногда проглядывает солнышко. Так беспроблемно докатили до обеда. Решили не готовить, обойтись полуведром мяса и прочими домашними заготовками. Под тем же нудным дождиком прикончили остатки многострадального шашлыка, поразмяли затекшие зады, пофотографировавшись и пофотографировав, двинулись дальше.

На Желтопузике народ активно расслаблялся, благо солнышко стало выглядывать все чаще, и чаще. Как ни оглянешься – кто-нибудь да валяется брюхом кверху. Чаще всего правый передний загребающий, то бишь, -щая. А как она выступала на обеде: что, мол, три мужика на кате, а она мерзнет… Грести надо тщательнее, тогда и мерзнуть не будешь!!!

Очередное приключение подстерегло нас как раз в подобный момент. Очередной бурунчик слева по ходу. За ним – очень близко – две расчески подряд. Одна гибкая, но вторая – приличное бревнышко. Мы проскочили чуть-чуть правее центра валов и удачно ушли от расчесок. Российский Флаг вообще не стал рисковать. А вот Желтопузик влетел, так влетел. Вал-то они прошли по центру, первую расческу проломили, а вот вторая... Помню переднего левого (Володю), лежащего спиной на гондоле и всеми четырьмя конечностями отталкивающего бревнышко… Потом нас немного развернуло… А потом вопль: “Человек за бортом!!!” Кто? Выворачиваем судно… Передние на месте, задний левый тоже… “Дима!” – это Ольга. Мне с правого борта видно лучше. Дима держится за кат, вот уже влезает… Порядок, даже весло не утопил.

“Чалимся”, - командует Женя. Притыкаемся, куда ни попадя. Места здесь мало. Да и к тому же Желтопузиков протаскивает метров на 10 ниже – в густые кусты, а там уже крутой берег. Как-то они там все-таки закрепляются, и Дима начинает сеанс стриптиза. Продираемся туда с Ольгой. Она идет потрогать своего маленького братика (который во всех измерениях больше ее раза в полтора-два), я – с корыстными целями – разжиться кадрами. А то плывем-плывем, что-то периодически бурлит, и все время приключается, а на пленке – спокойная вода и довольные морды.

Желтопузики поделились со мной своим открытием. Порог по их определению – это когда видишь где-то на реке бурунчики, тут же со всей дури гребешь туда, чтобы покачаться.

Погода сегодня стоит разнообразная. То солнце жарит, то вдруг порывами налетает дикий ветер, и все в лицо – гребешь, гребешь, а с места ни на шаг. Тут же быстро откуда-то набегают тучи, и начинается ливень. Правда, так же быстро и заканчивается, чаще всего, за ближайшим поворотом реки, нас уже опять ожидает солнышко.

Река все так же течет в узкой долине, частенько ее сдавливают скалы, и тогда начинается череда локальных валов. Правда, было еще одно местечко, где валы шли поперек всего русла. Но этот участок оказался не длинным, и все опять пошло своим чередом. Один раз проплыли что-то небольшое и ярко-желтое, застрявшее в береговых кустах. Очень хотелось посмотреть, что это, но Женя не дал тормознуться, типа, времени до автобуса в обрез. Проплыли мимо. Потом Львы рассказывали, что в том районе кильнулись охотники на лодке и утопили ружье и желтую палатку.

Сегодня обязательно надо доплыть до водохранилища, чтобы завтра с утреца отлопатить оставшиеся двадцать километров. Завтра в 14.00 в районе деревни Сергеевка нас будет ждать автобус. Да, для полного счастья не хватает одного дня – того самого, который мы провели в автобусе по дороге сюда. А ведь планировали стать на воду уже 1 мая к обеду. Вот теперь и рвем жилы… И ни каких тебе карстовых ворот, водопадов и прочих местных достопримечательностей.

Около 19.00 резко, без каких-либо переходов, быстрое до сего момента течение, совсем прекратилось, река превратилась в стоячее озеро. Никак, водохранилище начинается, догадались мы. Но последнюю симпатичную стоянку (на правом берегу) мы недавно промахнули в запале гонки, а теперь и стать-то негде. Обширная стоячая гладь воды. С одной стороны – высокий скальный берег, с другой – вроде бы и полянка неплохая виднеется, но там явно рядом болотина, а неподалеку какое-то строение. Все-таки подгребли посмотреть. Не понравилось. Поплыли дальше. А берега, как на грех с обеих сторон высокие, течения нет совсем, и ветер не сильный, но встречный. Лопатили еще около часа. На всех чуть-чуть подходящих для стоянки пятачках (а других там и нет) уже поразвешаны каты. За очередным тяжелым поворотом на правом берегу открылась обширная поляна, но не плоская. Тормознулись посмотреть. Крутовато, конечно, но надоело уже лопатить. Решили, что стоим здесь.

Народ разбрелся по всей поляне в поисках более-менее плоских местечек под палатки. Все прибрежные кусты обвешаны мокрыми шмотками. Покачаться на валах конечно здорово, но тогда нечего жаловаться на сильно подмоченные репутации (особенно у носовых). Мы и не жаловались, безропотно сушились. А тут и костер подоспел.

21.30. Смотрю себе на реку. Из-за поворота появляется кат. Радуюсь, не мы одни такие идиоты, есть еще круче. И вдруг узнаю сначала кат, а потом до меня доходит. “Львы”, - говорю. “Да, ну”, - кто-то нерешительно возражает.

А и впрямь Львы. Оказывается, вчера после обеда они тормознулись, чтобы сделать себе палубу, потом догоняли, догоняли нас. Но под впечатлением рассказов тех самых сказочников-магнитогорцев, решили оставить сложный участок на утро. В отличие от нас, они сильно не искали приключений, поэтому и не нашли.

Свечерело. В межоблачные прогалы на нашу полянку подглядывает круглая луна. Наш юный астроном-любитель Артем вспоминает, что сегодня – полное лунное затмение. После его заявления, народ начинает ходить как-то неуверенно, периодически натыкаясь друг на друга и прочие валяющиеся предметы – все поглядывают вверх. Потом луна окончательно прячется в облаках, и мы решаем – не судьба. Еще немного посидели у костра, попели. Однако очень быстро расползлись по палаткам. Даже молодежь, которая обычно добирается до спальников лишь под утро, если добирается. И вообще, складывается устойчивое впечатление, что здесь у нас подобралась дружная компания крутых засонь.

4 мая 2004 г.
Ощущение какой-то странной выспатости. С недоумением подношу часы к глазам. Девятый час. За палаткой кто-то ходит, но не слышно ничьих истошных криков, что, мол, пора вставать и пр. Рядом дрыхнет Иринка, которая по всем моим понятиям должна дежурить в завтрак – сама ее назначала. Выглядываю из палатки. Никого не видать, и лишь вдалеке у костра заметно какое-то шевеление и виден дым. Выползаю на волю. У костра Аня с Димой Ж. чего-то кашеварят. Рядом бродит Женя-старший. Оказывается, каким-то таинственным образом выяснилось, что плыть нам осталось значительно меньше, чем мы думали – всего около трех часов. А, кроме того, Ане не спалось, и чтобы не скучать в одиночестве, она прихватила Диму. А заодно и завтрак приготовила. Бывают же сознательные люди!

Тем временем лагерь постепенно оживает. Народ неспешно копошится, собираясь. День ожидается погожий – солнечный и теплый. Ну, вот и все. Последний взгляд на поляну, и в 10.40 отплытие.

Это трехчасовое плавание оказалось, чуть ли ни самым серьезным испытанием за весь поход. При полном отсутствии течения и сильнейшем ветре в морду, когда порой гребешь в полую силу, а движешься назад… Это был тот еще кайф. Один раз чуть было не ушли не туда. Идем вдоль правого берега. Вперед и чуть вправо уходит широкий водный путь. Женя уверенно рулит туда. Но тут случайно вспоминаем, что минут 20 назад видели моторку, которая вырулила откуда-то слева – оказалось, здесь водохранилище делает крутой левый поворот. Как потом посмотрели по карте, то, что вперед и чуть вправо – это устье р. Урюк. Вот бы уперлись…

На этом повороте нам встретилась лодка. Ребята с лодки указали нам на скалу с нарисованным на ее верху портретом Ленина. А между тем борьба за метры вперед, а то и сантиметры, продолжалась. При порывах ветра мы едва удерживали катамаран от сноса назад. Между порывами едва ползли вперед. Российский Флаг упилил вперед (все-таки шесть лошадиных сил – это тебе не наших четыре). Желтопузики болтались далеко позади – у них кат потяжелее нашего будет, да и загрузка побольше – на него, как на самого грузоподъемного, скинули все лишнее с Российского Флага. Львов и вообще не видать. Но деваться некуда – гребем, гребем, гребем. Изредка забиваемся в кусты и, схватившись за ветки, отдышиваемся. И дальше…

На водохранилище

Наконец-то после очередного поворота видим слева какие-то строения, белый наш автобус и Российский Флаг уже на берегу. Еще минут 15, и мы тоже завершаем плавание. 13.15.

Разбираем кат. Ни Желтопузиков, ни Львов не видать. Впрочем, у Львов кат такой же, как наша Ласточка, а вот бедных Желтопузиков жалко, им сейчас тяжелее всех. Решаем добраться берегом до них и сменить экипаж или хотя бы дополнить. Но только заворачиваем за угол, видим бравых Желтопузиков. У них даже хватает сил нам поулыбаться, и помахать руками. Мол, все о’кей. А тут и Лев подбежал. Оказалось, им надоело лопатить, и они тормознулись раньше примерно на километр. Так что все в порядке. Можно спокойно продолжать сборы.

Гондолы просушены, свернуты и упакованы, каркасы тоже готовы в дорогу. Приготовлен и съеден обед, получившийся праздничным. У завхоза обнаружились разнообразные не съеденные вовремя вкусности. Шикуем. Соленые грибочки, лечо, сыр, шоколад, сгущенка, а у Володи за поход лимон в рюкзаке успел не только вырасти, но даже заплодоносить. Так что жизнь хороша. Делаем завершающие кадры и начинаем утрамбовываться в автобус.

16.30. Отправление. Обратный путь домой был долгий и нудный. Описывать его мне просто не хочется. В результате всех дорожных перипетий, которых было…, дома мы (самые первые) были 5 мая в районе 13.00, а последние – около 16.00. Правда, и там были веселые моменты. Например, название дневника “Круто ты попал на Зилим” Серега Х. выдал где-то под утро. Он в этот раз вообще сыпал новорожденными афоризмами. Кое-что я подслушала у Ани. Чего стоит ее фраза, которую она выдала в телефонном разговоре, объясняя свое позднее возвращение: “Мы заблудились в автобусе”.

А еще народ очень повеселился, когда услышал, что до Чернушки нам осталось недалеко – всего два листа. И долго выяснял – если до “Ч” – два листа, то сколько же до “П”?

А еще этой ночью было безоблачное небо, и мы в течение нескольких часов со всеми подробностями наблюдали полное лунное затмение. Все-таки судьба!

P. S. Всю дорогу было жутко любопытно узнать судьбу нашего второго автобуса. Как они добрались, и вообще добрались ли? А их в свою очередь, видимо, тоже мучил этот же вопрос, но про нас. В результате 6 мая – в наш первый послепраздничный день они все как-то проявились – кто позвонил, кто зашел в гости.
Оказывается, они тоже мучительно добирались целые сутки. Также как и мы, поднимались пешком на крутые южноуральские перевалы. До намеченной точки начала сплава они тоже не добрались. Но в отличие от нас, они все-таки прошли Зилим, хотя на воду стали значительно ниже (километров 80) пос. Зигаза, и Кысыка в глаза не видели. Обещали фотки показать.
ЗИЛИМ, май 2004


ФОТО | ПЕРЛЫ   Участники
Скиталец - сервер о туризме и путешествиях Rambler's Top100 ПИШИТЕ НАМ
Last modified: February 22 2013 18:40:00
Яндекс.Метрика
© 2002 tourclub-perm.ru   В случае перепечатки материалов сайта активная гиперссылка на tourclub-perm.ru обязательна