ПАШИЙСКАЯ ПЕЩЕРА, 2013

Просмотров: 5885  |  размещен 01.10.2013

ЗАКРЫТИЕ СПЛАВНОГО СЕЗОНА В ПАШИЙСКОЙ ПЕЩЕРЕ

Пашийская пещера, 2013

Как уж так получилось, что до этого я ни разу не бывала в Пашийской пещере и на прилегающих скалах, объяснить не берусь. Но, тем не менее, белые пятна на своей карте путешествий надо закрывать, поэтому без особых раздумий я согласилась на эту поездку. Хотя, стоит отметить, что интересна она мне не только местом, но и общим замыслом. Закончился летний сезон сплавов компании (которая пусть называется просто Компания), поездка представляет собой еще и заключительный съезд инструкторов, к коим отношусь и я.

Субботним утром собрались у дверей офиса и стали ждать. Оказалось, что к 10 утра приходить было не обязательно, так как окончательно сборы закончились почти в 12. Собственно, в это время мы и выехали. Народу набралось под 30 человек, в микроавтобус все не влезли, нас с Аней распределили в большую белую машину к ребятам, с которыми мы еще ни разу не пересекались.

Наш транспорт оказался проворнее, поэтому по пути пару раз останавливались, чтобы дождаться автобус. От Пашии поехали вместе, чтобы не плутать. Тем более что дорога там как-то хитро перекрыта, и я вот уже даже не сориентируюсь, какими именно проулками и закоулками мы подъехали к финишной прямой. Прямая таковой называется весьма условно, ибо на местности представляет собой сильно ухабистую дорогу. Land Cruiser c такой дорогой справлялся без проблем, а вот автобусу пришлось, видать, туговато. Ребят он высадил и начал карабкаться в горушку без дополнительного веса. В таком режиме выбрались на относительно ровный участок дороги, доехали до таблички «Пашийская пещера». И тут как в анекдоте (все самые интересные приключения начинаются со слов: «Я знаю короткую дорогу!») кому-то в голову пришла идея, что мы можем проехать нижней дорогой. О ее полумифическом существовании знали не все, поэтому Серега со Стасом убежали низом, а мы поехали поверху, перецепив прицеп от автобуса на крузак. Типа мы должны были встретиться в точке выхода «нижней» дороги. Остальной же народ налегке отправился к нижним полянам. Видимо, мы ехали быстрее, чем бежали парни, потому что вновь выехали к окраине деревни. Здесь нам попались два паренька на мотоцикле. Абсолютно пьяные, зато с топором. Очень весело они сообщили, что нижней дороги для наших машин просто не существует. Но тут позвонили наши парни, добежавшие до соединения «нижней» дороги с нашей. Голос разума был тих, мы поехали… Причем мотоциклисты погнали туда же, вихляя и падая время от времени. Дорога была, действительно, жутковатая. Огромные колеи, ухабы, камни. Но крузак со всем этим как-то справлялся, мягко урча мотором и даже не напрягаясь от наличия прицепа. Через пару минут в зеркале заднего вида обнаружился …автобус (микроавтобус Мерседес для наглядности происходящего)! Он тоже полз следом через лесную разухабистую! Ай да водитель! Выпустили парней на мотоцикле вперед, они еще раз, похихикивая, порекомендовали не спускаться вниз. Тем более автобусу! Первый раз, кстати, встретила такого удивительного водителя-энтузиаста. Любознательный и общительный, он провел с нами оба дня, участвуя во всех мероприятиях!

Автобус остался на полянке, а белый танк попер дальше. Но оказался предел возможного и для него. В какой-то момент колея стала настолько глубокой, что наш водитель тоже отказался ехать дальше. Очень удачно снизу подошел авангард нашей группы, ушедшей к нижним стоянкам еще с первой точки. Мы дружно разгрузили прицеп, отстегнули его от машины и убрали в сторонку. Пробуксовывая и скользя, машина выбралась на ровное место далеко не с первой попытки. Мы же теперь, как муравьишки, стали таскать наш обширный скарб на поляну к реке. Дорога оказалась весьма не близкой, да и нас не мало! Что там происходило дальше с автомобилями я не в курсе, осталась на полянке.

Ставим лагерь и дружной ТОЛПОЙ начинаем готовить обед. Дерижировал всем этим действом прославленный шеф-повар Серега, а мы как послушные юниты строгали, мыли, резали и чистили. Просто не представляю, как он умудрялся во всем этом безобразии ориентироваться!

В 22 руки (если не больше) управились быстро. А так как общественные дела вроде бы как переделаны, можно идти осматривать окрестности. Пошли с Колей догонять вышедшую чуть пораньше Аньку. Тропинку на скалы мы не знали, пошли наугад. Из нашей огромной разношерстной компании на скалах уже тоже были ребята – весили веревку для тренировки.

Эти же ребята подсказали два пути: попроще по тропинке и посложнее через распадок. Недолго думая мы выбрали второй вариант, че нам по тропинкам-то ходить! Тем более что на скале мы увидели нашу Аню, надо бы догнать! Но, пока мы карабкались, Аня ушла куда-то дальше. Теперь мы, сидя наверху, наблюдали ее под скалой. Вид со скалы открывался не такой, чтобы уж прямо «Ах!», но в целом довольно симпатично. Полностью просматривался поворот Вижая с огромными дражными островами посредине. Облака отражались от воды так, что она казалась местами почти белой. Хорошо видно было, что речка совсем-совсем мелкая, а протоки по сторонам от островов едва ли смыкаются с основным руслом.

Посидели с полчасика, поразглядывали дали, решили возвращаться. Обратно пошли другим путем, посмотрели заодно вход в пещеру. Еще раз удивилась тому, как удивительно природа сотворила свои чудеса. Скала и скала, но именно в этом месте такой отчетливый «вход» в подземье. Не ниже не выше, как ворота.

Мы прогуляли салат. Греческий, между прочим!

Послеобеденное время каждый проводил в своих интересах. К этому времени уже навесили перила для желающих поупражняться в свободном лазании. Отправились туда и мы. Оказалось, что очередь примерно как на прием к терапевту… Заняли. Просто так сидеть скучно, поэтому мы с Олей, Аней и Колей снова отправились наверх. Солнце уже полностью село, но было еще достаточно светло для фотографирования. На том и зависли .

А тем временем под скалой очередь наша уже прошла, пришлось занимать еще раз. В очередной раз подивилась нашему водителю Алексею, который самозабвенно бегал здесь же. И тоже уже успел пролезть! Дождаться своей очереди было не суждено, ибо начал накрапывать дождик, поэтому мы решили идти в лагерь. В другой раз как-нибудь вернемся еще полазать.

А лагерь жил своей жизнью: готовилась баня, кололись дрова, да и костерок уже собрал вокруг себя кружок болтунов. Собственно, здесь берут начало вечерние посиделки. Вот и гитару уговорили Макса вытащить. Атмосфера располагала к шумным и задорным песням, которые в исполнении нашего босса звучали гораздо лучше, чем у оригинальных исполнителей (типа Ленинграда ) Намекнувший было на свое присутствие дождик как-то незаметно сошел на нет, а на небо высыпали многочисленные звезды. Кайфовый (с) вечерок получился!

Утро наступило не с первой попытки. Готовый завтрак меня не мотивировал. И даже в пещеру я решила не ходить, ибо лениво было вставать. Но, как чаще всего у меня и происходит, встала попить кофе и ушла в пещеру. Раз уж приехала сюда, то нечего лениться! Так, в 11-м часу в количестве 13 человек (и наш водитель в том числе!) мы выдвинулись ознакамливаться с Пашийской пещерой.

Длина Пашийской пещеры по данным интернета 520 метров, глубина – 30 метров. Вход в нее расположен метрах в 30 от уреза реки в скале Большие Воронки. Сам вход в виде небольшой арочки переходит в недлинный коридор, проходить который можно в положении приседя. Метров через 10-15 грот обрывается в отвесный колодец, в котором поставлена металлическая лесенка. Спускаемся по этой лестнице и вот, пещера началась!

Пещера состоит из трех частей. Основной ход идет извилистой галереей от входа до грота Сталактитовый, вверх по течению текущего здесь ручья. Другой ход отходит от основного под прямым углом и ведет к пещерному озеру. Третья часть пещеры – так называемое Ущелье Звуков, названное так благодаря любопытным звуковым эффектам.

Всего Пашийская пещера состоит из 15 гротов: Летучих Мышей, Нижний, Глыбовый, Слепой, Большой, Чудес, Белый, Сталактитовый, Южный, Озерный, Карстовый, Любительский, Мальцева, Ущелье Звуков. Гроты имеют куполообразную форму. В большинстве гротов пещеры встречаются натечные образования. Это сталактиты, сталагмиты, кальцитовые корки, известковый налет. Самым большим гротом является грот Большой. Его длина – 90 метров, ширина – от 1,5 до 5-6 метров. Высота грота – от 5 до 13 метров.

Очень интересен небольшой грот Белый. Его длина 6 метров, ширина 2,5 метра, высота около 3 метров. Стены грота покрыты толстым, незатвердевшим слоем белой извести. Из Сталактитового грота по пещере течет ручей, иногда исчезающий в глыбовых завалах. Расход воды ручья колеблется от 12 до 20 литров в минуту. Именно водный поток постепенно образовал в известняковом массиве эти пещерные полости. Название Сталактитового грота возникло из-за обилия сталактитов, длина некоторых достигала 1,5 метра. К сожалению, посетители пещеры разрушили эту красоту и от былого величия почти ничего не осталось. В Озерном гроте текущий по галерее ручей обрывается с высоты 12 метров в пещерное озеро. Образуется водопад. Наиболее впечатляюще водопад выглядит весной, когда ручей наиболее полноводный. Водопады – большая редкость для уральских пещер, а такие большие тем более. В этом заключается главная уникальность Пашийской пещеры. Диаметр самого пещерного озера – 15 метров, глубина – 7 метров. Температура воды в озере всегда постоянная – 4 градуса. Уровень воды в озере колеблется в зависимости от полноводности реки Вижай. Это свидетельствует о его связи с бассейном реки. Также в Озерном гроте можно увидеть на потолке две органные трубы. Весной по ним стекает вода. Пашийская пещера – место зимовки летучих мышей. Эта пещера является памятником природы Пермского края. (http://nashural.ru/Mesta/pashiyskaya-peshera.htm).

Был у нас провожатый из наших же ребят, который бывал здесь ранее. Но названия гротов он не озвучивал, поэтому сложно уже сказать, что я видела, а что нет. Сперва сходили к озеру. Водопада там, разумеется, не наблюдалось, ибо осень на дворе, но озеро присутствовало в виде обширной лужи далеко внизу колодца. Далее чередование ходов и гротов никак не идентифицируется в моей памяти. Просто большие гроты и большие же ходы. Ползать на пузе не требуется нигде, а при некоторой доле ловкости и хорошей физической подготовке можно даже и не извозиться в пещерной грязюке. Ни того, ни другого у меня не наблюдается, поэтому хитрые уступчики я преодолеваю с использованием всех доступных мне частей организма. Местами мне даже требуется помощь кого-то из ребят, ибо я не только не могу влезть или слезть сама, так я теперь еще и БОЮСЬ (ха-ха-ха)! Да-а, давненько я не бывала в пещерах, позабыла совсем как колени и локти уберегать .

После озера дошли до тупикового грота. Практически на всем протяжении пути под ногами либо тек ручей, либо просто хлюпали лужи. Так что я была счастлива, что не ошиблась с сапогами. Место появления ручейка я так и не увидела. Развернулись и пошли назад, залезая по пути в боковые ответвления. В одном таком ответвлении стояли какие-то загадочные баночки с разноцветной жидкостью. А на стенах грота присутствовали такие же странные надписи. После только что пересказанного сюжета фильма «Спуск» в сочетании с нагнетанием специфической атмосферы кем-то из парней (скорее всего, это был Вова), хотелось из этого грота уйти очень быстро! Что мы и сделали, в общем-то .

Дальше появились варианты выхода: можно было выйти тем же путем, что мы пришли, а можно вылезти по верхнему ходу. Поэтому мы в очередной раз разделились (до этого делились неоднократно перед разными ответвлениями) и направились к выходу. Обратный путь оказался традиционно коротким и вот мы уже у входа. После прохлады подземных ходов снаружи казалось тепло и душно. Дождались, пока вылезут остальные, пофотографировались в непонятных ракурсах. Мы с Колей решили еще раз сходить до смотровой площадки, а ребята пошли в лагерь нижней тропой.

В лагерь мы принесли с собой дождик… Часть народа еще только встала, начали готовить обед. Сегодня в программе заявлен знаменитый Серегин лагман! В том же режиме 22-х рук настрогали, нарезали, накромсали разных компонентов. От дальнейшего участия нас всех отстранили, так что мы коротали время в болтовне и ничегонеделанье. За обедом организовали подведение итогов. Инструктора высказывали свои мысли, замечания, пожелания. Но больше всего это походило на выступление юмористов, под общим заголовком: «А вот у меня в группе было…» Так обнаружила, что у меня всё, оказывается, было отлично. Стооолько разных историй про туристов нарассказывали ребята, что мои группы на их фоне кажутся белыми и пушистыми .

После обеда вторая партия отправилась в пещеру, а мы своей палаткой залегли пережидать дождик и переваривать обед. Медленно-медленно тянулось время. Дождик закончился, быстренько сложили палатки и свернули лагерь. До машин идти в гору и по грязи довольно прилично, поэтому удобнее унести все за один заход. Взяли, кто что может и потянулись в начале седьмого (!!!) на выход. Добрались до микроавтобуса, который, по мнению водителя, стоял на уже ровном участке дороги. Загрузили вещи в прицеп, стали ждать остальных. А так как вода уже давно закончилась, ребята отправились до деревни. Часов в семь подтянулись остальные, загрузили остатки вещей, расселись... и вот, мы едем домой! Нет, не едем. Все же после дождя и ровная дорога разбухла настолько, что фургон просто шлифует ее колесами. Тогда нас всех компактно сместили в заднюю часть салона, чтобы нагрузить ось. Не помогло. Мальчиков выгрузили толкать прицеп, девочек в заднюю часть салона. Не помогло. Мальчиков толкать прицеп и машину, девочек в правую часть салона. Не помогло. И мальчиков и девочек толкать прицеп и машину. Не помогло. Разгрузили прицеп в салон машины. Не помогло… Съехал назад, хотел забраться с разгона. Не помогло… Парни его и толкали, и тащили. Все, похоже, мы приехали. Тащить его машиной Данила возможности не было, ибо он сам с трудом карабкался по скользкой грязи, а вчерашний крузак уехал еще с утра . «Ну ладно, поехал я трактор искать в деревню», - вынес вердикт босс.

Следующие 1,5 часа мы… смотрели кино, стоя дружной толпой вокруг телефона, закрепленного на лобовом стекле фургона . В деревне, тем временем, наши ушедшие ребята тоже не скучали. Они нашли ГАЗ-66, готовый за нами поехать. Но-о-о… Сперва надо из него достать лес! Вот они и развлекались физическими упражнениями! А еще мы придумали план! Вот приедут сейчас наши ребята нас вытаскивать, а мы такие стоим все вокруг машины в тишине: «Тс-с-с, подождите, щас кино досмотрим…»

В 9 часов среди елок сперва замаячили фары бесшумно подкравшегося туарега, а следом, грохоча цепями (или чем-то там подобным), на полянку ввалилась «шишига». Бурное «УРА»! Нас всех закинули в кузов грузовика для утяжеления, привязали трос к автобусу и понеслось! С первого раза вытянуть фургон не получилось. За несколько подходов, фырча и грохоча своим механическим нутром, шишига справилась. На ровно-колдобистом асфальте трос отцепили, поблагодарили водителя материально и распрощались с грузовиком. Уже привычной цепочкой рук (как все же удобно!) перегрузили вещи обратно в прицеп, снова уселись по местам и вот теперь только, в 11-м часу отправились в Пермь!