РЕКА БЕРЁЗОВАЯ, 3-8 АВГУСТА 2010

Просмотров: 16009  |  размещен 23.08.2010

БЕРЕЗОВЫЙ ЭКСПРОМТ

дневник похода: река Берёзовая, 3-8 августа 2010

Камень Варыш на Березовой река Березовая Кристаллы пещеры Медео на реке Березовой река Березовая

С чего все начиналось? А как обычно – с большого кипиша. Уехав на Саяны, всю подготовку к сплаву бросила на самотек. Вот оно все и стекло в ненужное русло. К моему приезду оказалось, что состав наш весь переменился. Несколько человек отказались, на их место пришли совсем неожиданные участники. Некоторые товарищи умудрились отказаться за 2 дня до выезда . Так что всё вокруг стояло ходуном, в голове и квартире – полный разгром, всё забыть, ничего не взять!

Традиционный летний сплав с выросшими отроками нынче значительно разбавился взрослыми. Так что получилось у нас три команды:

• Катамаран № 1 – самоуправляющийся ребячий: Вадик, Мишка, Таня, Данил, Кристина, Сергей, Рустам.

• Катамаран № 2 – Коля (неожиданность!), Леха, Настя, Дима, я.

• Резиново-лодочное изделие – Слава, сам себе капитан и сам себе команда .

В качестве района для сплава решили в этом году выбрать, что подальше. Все близкие реки мы уже исплавали, ребятам, да и мне тоже, хотелось чего-то новенького. Поэтому выбор свой мы остановили на реке Березовой Чердынского района. Не самый близкий путь, зато малолюдность, относительная нетронутость, богатая рыбалка гарантированы, как сообщил нам интернет. Живописные скалы, пещеры, гроты, арки – всего этого много и рядом, но… На Березовую!

Сумбурная подготовка сплава вылилась в его сумбурное начало. Всё делалось в последний день: кто-то что-то сказал, кто-то где-то добыл. Ошибок было допущено море. Начиная с километража заброски. В итоге наша дорога растянулась на 11 с лишним часов.

К реке мы сначала пришли пешком. Ошибка в расчетах привела к тому, что Слава последний раз заправился в Ныробе, и однажды просто встал на дороге со словами: «Все, дальше пешком, иначе я не смогу вернуться»… Поэтому вышли пешком на разведку два Славы с Колей. А мы с мальчишками просто задумали размяться и случайно увязались за ними. Но всё же счастливая звезда нам сопутствовала – до реки мы дошли минут за 20!!! Разбили лагерь, поздний салат и по спальным местам. Как оказалось, спать легли только жители нашей палатки (Слава, Коля, я). Народ же наш полночи бродил по мосту, будоража собак, лесовиков и Славу.

Несмотря на ночные хождения, утром встали все, кто нужен, с первого раза. Достаточно было сделать очень злой вид и пойти свирепо открывать палатки .

Стапель на Березовой

Пока варился завтрак, собрали катамараны, свернули лагерь. Все делалось неспешно, поэтому отплыли почти в 11. Первое впечатление от реки – как Чусовая. Достаточно спокойная, только неглубокая, часто приходилось вставать и пешком проводить катамаран через перекат. Не было обещанных путеводителем завалов, затопленных стволов деревьев, расчесок… Хотя нет! Расчески были! Причем появились они в моей жизни после того, как на наш катамаран перешел Коля – рулевым. И такое совпадение, что появились они только в моей жизни! Как-то так нечаянно Коля под них все время моей стороной кормы заходил… Вот уж совпадение…

Первый объект – камень Бурундук. В книге «Туризм в Пермской области» он описывается как «отвесная 70-метровая стена, которая высится на правом берегу Березовой …сложена из серого и темного известняка, залегающего слоями, что напоминает окраску меха бурундука». Дождавшись нужного поворота, стали изо всех сил высматривать 70-метровую скалу и совершенно неожиданно увидели искомое. Ну, на глаз метров 12-20, может быть, и наберется… Что с ним стало, что он так уменьшился? Симпатичный камешек, но ожиданий не оправдал…

Камни Бастион, Угрюмый, Зубы тоже оказались невыразительными. Изо всех сил ждали появления камня Пехач-1, но он так хорошо спрятался за деревьями, что углядеть его так и не получилось… Камень Еж. Удивительно напоминающий своего прототипа при определенном ракурсе. Небольшой гротик в нем. Наш катамаран прошел мимо, а ребячий причалил. Я в это время рядом с нашим катом плавала… и не знаю, под действием какого позыва я поплыла к берегу с середины реки. А, учитывая, что плаваю я, только держась за кат, становится совсем непонятно, на что я рассчитывала. Разумеется, как только я осознала свою глупость, началась паника. Уже последние 10 метров стала звать Вадика, чтобы выплывал навстречу. Думала, не доплыву… Доплыла, правда, уже хватаясь за Вадима… Жуть.

На стоянку встали довольно поздно. В рамках какой-то программы ли, или просто по доброте душевной кто-то на всем участке организовал стояночки с лавочками, костровищами, местами столики даже есть. Мы встали без столика, но тоже вполне уютно. Первая ночь показала, что палатку нам лучше всего ставить на соседнем берегу, так как иначе уснуть под галдеж моей молодежи невозможно… Я-то уже привыкла, а вот Слава страдал .

Из запомнившегося стоит отметить камень Варыш. Сам по себе он, может, особо и не блещет красивостью, а вот вид с него открывается великолепный. У его подножия небольшой грот, в котором когда-то была обнаружена стоянка человека IX-XVI веков. А склон усеян разными ягодами, которые, несмотря на жару, все еще есть.

Березовские пейзажи Березовая - рыбная река

После Варыша довольно долго река однообразна. Протяженные плесы чередуются с пешеходными перекатами. Жара неимоверная даже на воде покою не дает. С этого дня за весло я больше не бралась… Точнее, держать я его держала, но исключительно для видимости, мужики втроем так и гребли. Хотя валяться и бездельничать мне разрешил САМ Коля! Вот!

Ближе к вечеру поселок Вижай. Встреча с поселенцами на берегу убавила у нас конфетно-чайных запасов и моих нервных клеток. Катамаран с ребятами всю дорогу отчаянно отставал. Даже Слава на своей лодке болтался все время где-то неподалеку (еще бы! Ведь на плесах он кляпался к нам и преспокойненько себе отдыхал!). Но именно после этой встречи мне во что бы то ни стало потребовалось дождаться отроков. Ну, вот нервничаю и все тут. Понимаю, что уже выросли, понимаю, что ничего не случится. Но надо и все. На этом фоне практически поругалась со своим катамараном, заявила, что остаюсь тут, второй кат подберет. Этот аргумент возымел результат – остались ждать вместе со мной… Не то… Несовместимая компания… Уже не в первый раз убеждаюсь, что в походы с ребятами больше одного взрослого помимо меня не нужно. Да, безусловно, в плане быта все складывалось безупречно. Но… Взрослым моим спутникам, отдых не казался отдыхом, я постоянно разрывалась между теми и другими, а ребята шли себе в своем темпе и в ус не дули…Может, поэтому они и прощелкали момент, когда оторвали заплатку на одном из чехлов. Шов разошелся и гондола начала вылазить. Их это так впечатлило, что до нас они доплыли на эмоциях и с воплями: «Надя, мы катамаран порвали!!» Беглый осмотр и Коля постановил: «Жить будете». Но пассажиров мы у них забрали, чтоб облегчить кат. Наша же четверка после уплотнения погрузилась почти по раму. Еще бы! Вместо четырёх человек – 7, да с вещами, дровами и прочей дребеденью. Доплыли. Лагерь, ужин, ремонт катамарана и вот оно – самое долгожданное – Коля достал гитару!!! Остаток вечера и кусок ночи лежали у костра, смотрели на звезды, слушали дуэт Коля-Слава и просто наслаждались жизнью .

Следующий день до обеда ничем выдающимся не отметился. Были скалы, были плесы, перекаты. Оказалось, что Слава – забавный . Ворчливый невероятно. И все раскритикует, что только может! Но ведь забавный же . Постоянно над чем-то смеялись, хотя сейчас уже и не упомнить всего.

После обеда по распорядку дня – пещера Еранка. Туда я не пошла, осталась выполнять функции сторожа. Гы . Сторож из меня, конечно, тот еще. Только мои все ушли, на мой берег выползла неопознанная личность мужеского полу и стала на меня таращиться!!! А его спутники что-то очень громко и матерно обсуждали вне зоны моего видения. Меня это явление несколько напрягло, решила даже одеться от греха подальше, несмотря на жару… Поэтому до прихода Коли с Серегой, которые очень правильно угадали, что мне страшно одной, я придумывала разные варианты возможных взаимоотношений с соседями.

После Еранки небольшой участок реки и следующий объект нашей экскурсионной программы – пещера Медео и второй камень Пехач. Так как здесь надо много всего посмотреть, тут и решили лагерь сделать. Тем более что место оборудовано полностью: костровище с лавками по кругу, столик под навесом, обширная утоптанная поляна, позволяющая сделать выселки для отроковских палаток. Пока ждали второй катамаран, вдоволь накупались, набесились. Пытались их вовлечь, но те немного на своей волне живут, юмора нашего не поняли, и ничего у нас не вышло… Поставили лагерь, избрали дежурных и отправились на осмотр окрестностей небольшой компанией. Из «Туризма Пермской области»: «От стоянки в устье Бадьи тропа ведет вверх по склону к небольшому гроту Пехач. Но настоящее чудо еще впереди. Тропа поднимается в гору, поворачивает на север и приводит в сказочный город с воротами, крепостными стенами и башнями. В центре – неприступный замок, увенчанный громадной каменной аркой. Самые смелые забираются в нее, и их взору предстает гигантский каменный череп с двумя глазницами – входами в пещеру. Пределов нет для буйной фантазии посещающих памятник природы».

Череп на вершине камня Пехач В пещере Медео В пещере Медео

Сложно не согласиться. Действительно причудливо природа сотворила этот уголок, есть над чем пофантазировать . Дальше решили пройти разведать путь до пещеры Медео, чтобы поутру сразу туда идти, не искать. Разведали. И не смогли удержаться – полезли внутрь. Достаточно большой грот сменялся практически сразу очень низким и достаточно узким лазом, еще и затопленным талой водицей. Как и написано в путеводителе – Медео – ледяная пещера, подтаявшая на входе. Оказалось, что никто из нас толком не одет. Фонарика всего три на шестерых. На скалу все пошли в футболках, кроссовках. Более подобающе оделся Коля: на нем были сапоги, но… с шортами. Так что лучше ему было не намного. Но, по крайней мере, по щиколотку в воде ему было комфортнее, чем нам. Поэтому мы из камешков соорудили мосток до начала более приличного льда. Вот по таким шатким камешкам, да еще и на четвереньках мы и влезли в первый зал – большой, округлый с ледяным полом. Вот уж неизвестно, какая масса льда намерзла под нами, но представлял он собой идеально ровненький скользкий каток. По человеку в сапогах особенно хорошо это было заметно . Покружили по этому залу, начали подмерзать, но обнаружили еще один узкий лаз у самого пола… Долго мялись, но не удержались. Первые ушли, мы с Вадиком не намерены были оставаться вдвоем в темноте, полезли следом. Мальчишкам легко, они упор лежа приняли и на руках… а я… Я пятой точкой весь лед протерла . Очень холодно долго руками касаться, но временные неудобства того стоили. Мы попали в самую настоящую сокровищницу реки Березовой! Такого скопления чудесных и разнообразных ледяных кристаллов я еще вживую нигде не видела! Полные благоговения мы переходили от одного чуда к другому, показывая друг другу наиболее впечатляющие. Уходить было сложно, хотелось дольше рассматривать. Но красота эта очень хрупкая, даже от нашего дыхания кристаллики начинали менять очертания, таять… Ушли с твердым убеждением, что утром сюда силой, если понадобится, приведем остальных. Они тоже должны ЭТО увидеть. Удивительно приятной после пещеры показалась жара снаружи .

«Дома» народ тоже не скучал. Оставшиеся под руководством Насти и Лехи вдоволь поизмывались над Славой. Однообразие предшествующих дней сыграло свою роль, народ хотел креатива . В Славину лодку усадили собранный из весел и одежды манекен, дали ему табличку «Меня зовут Слава, я бежИнец из Перми», панамку под мелочь . Не осталась без внимания и Славина палатка . Из всех жилищ наших организовали улицу Пехача, с номерами «домов», а на втором повесили объявление «СДАМ СПАЛЬНОЕ МЕСТО. РФ, Пермский край, Чердынский район, река Березовая, на живописном берегу вблизи камня Пихач…» А дальше всякие забавные приписочки . Хохотали долго и до упаду . Вечер был бы вовсе замечательным, если бы с гитарой. Но народ уговорил меня «разик» в «Мафию» поиграть. В итоге разик растянулся на неопределенное количество и далеко за полночь… Так что осталась я без гитары .

Утром народ сходил в пещеру до завтрака, эмоций тоже принесли хороших немало. Оставшийся участок реки оказался скучным. Скалы закончились, перекаты, и те стали глубокими… Самым памятным событием последнего дня стало Великое Морское Побоище. Планировалось оно довольно долго. Весь этот день валялась на катамаране у ребят, чтоб взрослые от моего нытья отдохнули, поэтому стычки, предшествующие главной битве, наблюдала, так сказать, из эпицентра. Довольно забавная охота за лодкой Славы, который завербовал матросом Леху, абордажи и попытки похищения наших гребцов, брызганья… Кульминацией стала большая битва. Пока разгружали катамараны, решили мы с Кристиной на Славиной лодочке покататься. Угребли довольно далеко вверх по течению, с целью обратно самосплавом вернуться, рядом с лодкой. Но уже с середины пути заметили преследование катамарана старших, возглавляемое Славой. Даже с 200 метров своими 6-тью минусовыми диоптриями я видела его хищное выражение лица и замысел, читаемый огромными буквами через весь его лоб . Поэтому, подпустив их поближе, мы тихонечко сами сползли в реку, спрятались за лодку и так их вдоль борта и обошли. Единственное упущение… Надо было лодку перевернуть и сверху ею себя накрыть…А так как не додумались сразу, то душ получили по полной программе. Катамаран гораздо маневреннее, чем две клуши, прячущиеся за лодку! Тем более, что мы не распознали во втором катамаране спасителей, отправившихся нас выручать. Стали прятаться на всякий случай и от них тоже . А потом было нечто непонятное… Брызги, вопли, смех, летающие абордажники с ката на кат . Диверсанты, вырывающие пробки зубами . Весело бесились до тех пор, пока не утопили одну затычку, к берегу наш кат пришел уже на одной гондоле .

Вечерняя гитара в маленьком кругу из меня, Лехи, Славы и Коли прямо на берегу . Остальной народ играл в карты, пек картошку, слушал странную непонятную мне музыку с телефона… А потом мы замерзли сидеть у реки и переползли к костру, где я прослушала вовсе уж непривычный Колин репертуар. В дуэте со Славой многие песни приобретают совсем иное звучание. Уже после сплава обсуждали с Кристиной, что многие песни, которые нам нравятся у Коли, невозможно слушать в исполнении оригинала. Это уже совсем не то… Не наши это уже песни…

Спать ушли в третьем часу самыми последними, поэтому утром пыталась капризничать. Не хотела вставать на завтрак, но все равно пришлось. Коля со Славой встали, и я начала катастрофически быстро замерзать, пришлось даже вытащить еще одну кофту. Раннее утро встретило нас промозглостью. До этого мы вставали уже по солнцу, а тут – туман, роса, бр-р…

До Валая оставалось часа два ходу, но мы мерзли, поэтому даже я взялась за весло. В итоге остаток пути у нас занял 1,20. Уже на последних 20 минутах взошло Солнце, стало теплеть, и туман рассеялся. А так все утро шли как ежики в тумане . И красиво, и холодно. Слава-водитель приехал раньше условленного времени, поэтому в Пермь мы выдвинулись довольно рано. В 11 мы сидели в машине и даже уже сколько-то времени ехали. Ныроб. Чердынь. Вот уже и Соликамск. Полазна. Мост почти что без пробки. Прощание с Колей. Пермь. Всё, дома. Очередной ежелетний сплав т/к «Зодиак» и «Альфа» и завершился…

Комментарии читателей (2)
Н.В. (Пермь)
Гы)) Призрак с удочкой)))))
02-10-2010 16:04:41
Сергей (Чердынь)
У вас не предпоследней фото слева призрак)))
01-10-2010 12:57:41
Admin:  Да, у нас такие зверушки водятся Пермь Великая - древний край...01-10-2010 15:36:38